Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус"

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон “как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза : “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Много??? Это очень мало

1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения (ключевой образ лирического героя). 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет - художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония - скрытая насмешка; 5. гипербола - художественное преувеличение; 6. литота - художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: 1. повторы (рефрен); 2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 3. антитеза (противопоставление); 4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный); 5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: 1. аллитерация - повторение одинаковых согласных; 2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз
или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы,
неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
"_ _ / "_ _ / "_ _ хорей;
_ _" / _ _" / _ _" /_ _" ямб;
Б). трехсложные размеры:
"_ _ _ дактиль;
_ _" _ амфибрахий;
_ _ _" анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
Вот что должно быть описано

«Парус» имеет стихотворный размер ямб, в котором четыре стопы. Автор использовал перекрестную рифму строф (первая с третьей, а вторая с четвертой). Михаил Юрьевич Лермонтов отлично описал парус подразумевая своё «Я», а события своей жизни обозначил как образ моря, которое постоянно хочет сломать его. Соотношения «парус ― человек» и «море ― жизнь» ― аллегоричные. Михаил Юрьевич пытается понять: возможно ли найти тихую гавань среди бушующего моря и таких же одиноких людей, брошенных в водоворот событий жизни.

В каждом четверостишии две строки изображают изменение водной стихи, а следующие две ― внутренний мир Лермонтовского героя . Автор осознанно (а может и нет) разделяет эти строки многоточием, как бы подчеркивая раздел природы и психологического состояния.

М.Ю. Лермонтов ― гениальный поэт, как и многие другие русские поэты. Но стих «Парус», написанное в семнадцать лет, явно говорит нам о подростковом кризисе парня, который длительное время находился под пристальными взглядами и наставками учителей благородного пансионата (позже гимназии) при Московском университете, а далее преподавателей этого же университета.
В данном творении отразились переживания юноши о своей прошлой жизни и возможном будущем. Ведь незадолго до этих событий он бросил учебу в Московском университете так и не став филологом. Но любимая бабушка убедила юного сорванца поступить в Петербургскую юнкерскую школу. Это наталкивало молодого человека на размышления о своем скоротечном прошлом и возможной будущей судьбе. Эти сильные переживания стали основой для написания стиха.
Туман в море явно ассоциируется с неопределенностью в будущем, которое возможно пугало неизвестностью стихотворца.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

В произведении прослеживается динамика событий: сначала море голубое, тихое и гладкое, а позже – бурлит и свирепствует:

Играют волны ― ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…

Также видна аналогия лирического героя стихотворения и паруса: ни тот, ни другой не знают, чего хотят, чего ожидают и чего стоит ожидать.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

И когда парусник сталкивается с трудностями в пути, они тоже не приносят облегчения. Внутреннее одиночество и морской простор не могут дать свободу от томительных вопросов, буря не дарует счастья. Тревожные ощущения от увиденной картины перетекает в грусть и сознание того, что счастья не было и оно для паруса невозможно.

Главный герой ― одинокий и мятежный. Лермонтов связал одиночество с невозможностью счастья. Но парус силён духом и непокорный судьбе. «Парус» Лермонтова ― это символ бунтарства, неуемности, не успокоенности и постоянной борьбе души с окружающим миром.

Стихотворение «Парус» было написано молодым Лермонтовым в 1832 г. во время прогулки по побережью Финского залива. Это был переломный период в жизни поэта. Он бросил учебу в Московском университете и переехал в Петербург. Размышления Лермонтова о своем настоящем и будущем отразились в произведении.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с глубоким философским смыслом.

Основная идея произведения

Основная идея произведения - символическое отождествление паруса с самим лирическим героем. Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема - одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем.

Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море. Поэт желает энергичных решительных действий в условиях серьезной опасности. Постоянное движение - неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему.

В стихотворении возникает мотив гордого одиночества, который в дальнейшем будет серьезно разработан поэтом. Возвышение творца над толпой станет одной из основных тем зрелого творчества Лермонтова.


Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. Каждое четверостишие делится на две части. Первые две строки посвящены описанию конкретных предметов и природных явлений (парус, море, мачта). Третья и четвертая строки - философское отступление, в котором просматривается образ самого лирического героя.

Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.


Выразительные средства

Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты («одинокой», «родном», «золотой»), олицетворение («играют волны»), метафоры. Центральные символы стихотворения - парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути.
Для усиления выразительности поэт также использует риторические вопросы в первой строфе и восклицания во второй и третьей.

Основная мысль произведения - попытка поэта путем сравнения и размышления разобраться в собственной бурной душе. Мятежный дух Лермонтова просится наружу, ему тесно в существующих общественных рамках. Стихотворение громко заявляет о независимости человеческой личности. Поэтому оно приобрело большую популярность в революционной и демократической части общества.

План анализ стихотворения Парус Лермонтова

  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Лермонтов
Худ. П.Борисов

Стихотворение “Парус” М.Ю.Лермонтова стало любимым среди поклонников поэта задолго до того, как вошло в школьные учебники. Смыл поэзии, мироощущение стихотворца и человека, мечты поэта и проза жизни – все здесь. Об этом и анализ стихотворения , который сопровождается иллюстрациями картин разных художников.

Очень рано, но сразу мудро и философски начал писать свои произведения гениальный Мастер. Так, Лермонтов , в возрасте 17 лет, 2 сентября 1832 года, в письме к Марии Лопухиной, помещает первоначальный текст стихотворения «Парус» , одного из самых романтических и чувственных образцов лермонтовского пера.

Парус. Рисунок Лермонтова (не является иллюстрацией, т.к. датируется более ранним временем написания – 1831г.)

Стихотворение повествует нам о глубокой, но неразделенной любви, причем в это чувство вкладывается многое: любовь к женщине, свободе, воле, жизни и поэзии. Автор, изображая море, не ставил перед собой цели показать только морской пейзаж. Он отождествляет лирического героя с парусом, чтобы передать мироощущение человека, потерявшегося в стихии жизни. Образ паруса в бескрайнем море символизирует одиночество человека , но в то же время это и бунт мятежной души. Лермонтов размышляет о настоящем, о будущем. Чувствуются мотивы сущности человеческого бытия. Лирический герой не отдается порывам судьбы, а хочет перемен. Он ищет себя и пока не может понять, что ему нужно в жизни. Определился лишь с главным: спокойствие – его враг.

Сильный ветер. И. Айвазовский

Композиционно стихотворение состоит из трех строф, причем в каждой строфе наблюдаем психологический параллелизм : первые две строки рисуют пейзаж и парус, следующие за ними две вторые, кажется, все о том же парусе, но нет! Это размышления о жизни лирического героя, ассоциирующего себя с утлым суденышком, потерявшимся в огромном море жизни. Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе – ассонанс , усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

У берегов И. Айвазовский

Вторая строфа выделяет слово “счастие”, причем вариант устаревший, без мягкого знака, тем самым автор подчеркивает беспокойный характер, одиночество и грусть своего персонажа, его особенный статус, благородный, возвышенный:

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Парусник в море. И.Айвазовский

Той же цели – выделить слово – служит и повтор слова в третьей строфе:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Яркой картину делают составные эпитеты , слившиеся в одно целое с определяемым словом: “в тумане моря голубом”, “струя светлей лазури”, “луч солнца золотой”. Настроение и характер героя передают уже эпитеты одиночные : парус “одинокой”, он “мятежный”. Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет…

Под парусом мечты. М. Иваненко

Соединяя в одном олицетворении образ паруса и лирического героя (“а он, мятежный, просит бури”), олицетворением же рисуя пейзаж (“играют волны”, “ветер свищет”), Лермонтов и раскрывает характер, и представляет жизненную картину, и передает в стихотворной форме свои переживания. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире.

Берег лагуны И.Левитан

По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой , но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок. Возникший ветер поднимает волны, создается ощущение бури: «и мачта гнется и скрыпит…». Много глаголов придают повествованию динамику , экспрессию. Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его. Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом.

Паруса удачи. И.Медведев

Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста (морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч), антитеза (родной край – страна далекая) подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. «Парус» силен духом, возвышен, окрылен, он требует сильных чувств, экспрессии, а не обычного мирного существования. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.

Парус. Н. Гаврилова

Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром.

    Похожие записи

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»