Богиня плодородия рожаниц у славян. Рожаница – знак Лады, Небесной Матери: значение, отличия

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Богородица РОЖАНА

БОГОРОДИЦА РОЖАНА - (Мать Родиха, Рожаница), вечно молодая Небесная Богородица, Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта.

Богородица РОЖАНА

Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом.
Древний Славяно-Арийский культ Богородицы Рожаны, как и другие культы, посвященные Богородицам и Богиням, связан с женскими представлениями о продолжении Рода и судьбе новорожденного младенца, которому определяется Судьба.

Небесная Богородица Рожана покровительствовала не только беременным женщинам, но и младым девочкам, пока они не прошли обряды Совершеннолетия и Имянаречения в двенадцатилетнем возрасте.
Возраст 12 лет (сто восемь месяцев) выбран нашими Предками не случайно, это период взросления и обретения начального жизненного опыта. Кроме того, рост ребенка (имеется в виду его развитие и мировосприятие) к этому возрасту достигал, как говорили в древние времена: семь пядей во лбу. Это было началом нового этапа жизни детей.
Двенадцать лет – совершеннолетний возраст детей. Двенадцатилетние мальчики проходят два обряда: Имянаречение и Совершеннолетие. В это время всех мальчиков обучали воинскому искусству и ремеслу (родовому).
Число - 7 у славян имело образ буквицы Z – Земля. Понятие «Земля» есть многомерная, многогранная форма существования, своего рода система и форма жизни, раньше не зря величали данную систему, как «Мать-Сыра Земля», где «сыра» - необработанная, изначальная (из начала), «мать» - плот(ь)ная система, все сама в себе порождающая, это как основа дальнейшего мировосприятия и миропонимания. Поэтому и говориться «В начале…сотворил… небо… и землю». Писалось 7 на древне-славянском как О-семь и переходило в ВоСемь – «Осѣмь» (Ось Мира), то есть Земля как основа в центре которой находилась ОСЬ, вокруг которой крутилось все мироздание в целом. А в образе, это как ось во круге, или центр, как точка – безконечно малое пространство, посередь целого пространства, называемого – сферой. А потому Земля она круглая: нет круга – нет оси, нет оси – нет круга; нет центра пространства – нет сферы, нет сферы – нет кола, вокруг которого вращаются безконечно малые величины пространств. Ведь Человек состоит не только из мяса и костей, а еще из образа и чувств, образ – это внешнее проявление чувств, а чувства – это внутреннее проявление образа. (Пядь – «аналогична» славянскому «пять» «пяти» - чтобы глубоко не погружаться в образы ограничимся понятием пять органов чувств). И если нет одного, то и нет другого: нет разума – нет сердца, нет чувств – нет образа. Поэтому и сказано, что - в начале сотворил Бо/г - «неБо/га», а это внешнее проявление Себя в виде Образа Мира, «и землю», а это Сердце, т.е. СЕРеДь/ЦЕлого в котором отражаются все Образы Мира, как чувства и вкусы. А то, что одно неразрывно связанно с другим, указывает буква «И -иже», что стоит промеж слов - «…небо И землю».
Поэтому вновь образованная Цифра – Осемь, раскручивает коло Семи лучей во Образе нашей Земли, Осемь имея во образе своем Семь лучей Света (Спектр цветов радуги нашего мира), Раз кручивает коло следующего безвременного пространства - Дѣв-ять, а это уже относиться к другому чертогу.
И до достижения возраста-роста «семь пядей» любой ребенок, независимо от пола, назывался чадо и находился под обереговой защитой своих родителей, которые отвечали за него. После прохождения в 12 лет Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения ребенок становился полноправным членом Общины и нес ответственность за все свои слова и поступки.

Гимн-Правьславление :
Трисветлая Рожана-Матушка!
Не дли оскудеть Роду нашему,
освяти чрево всех жен и невест наших,
благодатной силой своей,
ныне и присно и от Круга до Круга!

РОД И РОЖАHИЦЫ

Согласно верованиям древних славян именно Род посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Роду сопутствуют рожаницы. Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было . С ней в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам, ... а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом». («Сл. Св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали»). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицають Родъ» («Мученiе св. Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века.» Моск. дух. Акад.N584).

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода - это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род - одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли.

В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный идол, а древний повелитель небес. Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» . Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!

В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель».

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где линга символизирует Рудру.

Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков.

Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем , чествуется и сам Сварожич, как солярное божество. Самое важное заключается в том, что Всевышний (Вышень), Род и Сварог, все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Люди называли себя внуками («Дажьбожьи внуки», например), а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах.

8 сентября - и РОЖАНИЦА . Праздник . Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию.
21 сентября - вторые ОСЕНИНЫ /МАКОШИ/, ДЕНЬ РОДА и РОЖАНИЦ и Рождество Майи Златогорки - матери Коляды.

Чертог Щуки, управляет им - Богиня Рожана, вечно молодая Небесная Богородица. Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта. Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом. Богиня Рожана отвечает за рождение и покровительствует роженицам и Беременным женщинам. Человек, рожденный под этим знаком, как правило, должен познать рождение своего потомства и его воспитание на благо Рода.

22 Рамхатъ - 4 Айлетъ

Священное дерево – Слива (действие людское в союзе со знанием божьим). Она вбирает в себя к осени множество необходимых веществ – сущностных характеристик (витаминов), необходимых для нормальной жизнедеятельности живого организма, структурирует их, учитывая свойства совместимости (гармонии), каждого и усиливает одним сущностным аспектом действие другого и хранит их очень долго.

Люди, рожденные в Чертоге Щуки и Лебедя, стремятся к спокойной, гармоничной и размеренной Жизни, к традиционному укладу, наполненному чувственным сопереживанием. Для них самой трудной задачей является принятие важного решения.
Чертог Щуки дает способность адаптироваться в любой среде и везде чувствовать себя как рыба в воде.

Щука, которая исполняла желания небезызвестного лентяя Емели, что на печи сидел… она ведь непростая рыба, а очень интересная. Чертог Щуки об этом явственно говорит. Помните, знаменитую присказку «По щучьему веленью, по моему хотенью!»? Сказочный Емеля – лентяй и дурак, был вовсе не такой уж и дурак, когда поймал в реке щуку. Что может быть притягательнее, чем возможность получать всё желаемое?
Люди, рожденные в Чертоге Щуки, обладают на редкость уравновешенным и спокойным мировоззрением. А кроме того, им может позавидовать почти каждый, так как в любой среде, обществе, компании и ситуации, они себя чувствуют как рыба в воде.
Эта их способность видна и при прочтении названия чертога по законам всеясветной грамоты.
«Щ» у «КА». Буква «Щ» символизирует три единых, тесно связанных друг с другом планов бытия, законы мироздания и единство их для всех. Хвостик буквы «Щ», обращенный вниз как бы укореняет эти принципы для людей.
«КА» - это душа. Это устаревшее название нашей духовной составляющей.
Сложив вместе значения, мы поймем, что люди, чертога щуки, принадлежат к счастливым исключениям. Их намерения, мысли и дела, сама их сущность приведены в соответствие с законами Жизни и Духа. Именно по этой причине, их желания так часто и скоро сбываются и осуществляются.
И все же, в большой бочке мёда, характере человека - щуки, есть приличная ложка дёгтя. Щуке очень сложно определиться и остановиться на главном. Нередко она начинает распыляться по мелочам.
Человека, наделенного такими свойствами, можно сравнить с волшебной палочкой, исполняющей любые желания. Но эта палочка нуждается в мудром владельце, который сумеет направить ее возможности в хорошее и полезное для самой щуки русло…»

Люди, доверившие свою жизнь защите Чертога Щуки становятся пластичными, как рыба, и мудрыми, как щука. Щука - не пескарь и не карась. Это зубатая хищница, которая никогда не прет напролом, а наблюдает и выбирает момент своего Удачного действия. Щука - как опытный хирург - сто раз отмерит, один раз отрежет. Именно такой подход к жизни наиболее разумен и плодотворен. Не мельтешить, как мелкая рыбешка. А действовать, как царица вод.
Размеренность и разумность - особый дар для настоящей женщины. Щука стремится к порядку. Суета всегда некрасива. Гармония обязательна для счастья.

Одним из древнейших славянских божеств был Род - творец Вселенной, всего видимого и невидимого мира; «отец и мать всех богов». Родом называли всю Вселенную. Род, как правило, выступал как бог Вселенной и как домашний бог-предок, пращур; возможно, культ Рода как бога-предка со временем трансформировался в культ домового.

До утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, Род, творец всего сущего, был верховным божеством восточных славян.

С именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в которых корнем является «род»: род (семья, племя), народ, родина, природа, урожай, родиа (молния), родый (красный, «рдяный»), родьство («геена огаенная»), родник (водный источник), родия (лилии) и т.д. Исходя из этого можно предположить, что Род (как создатель жизни) был связан с водой земной и небесной, а также с небесным и подземным огнем.

Род - божество плодородия и родящей силы; его основная функция - рождение новой жизни. Считалось, что Род, находясь на небе, вдувает жизнь во все живое; он оплодотворяет землю с помощью дождя и росы. Так, согласно народным поверьям, роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом как все содержащая влага жизни, как божественная оплодотворяющая сила. При этом верили, что дождь, посылаемый с неба Родом, дает жизнь не только растениям, но и животным, и даже людям: так, язычники считали, что «Род, седя на въздусе, мечеть на землю груды (капли) и в том раждаются дети ».

В поучениях против язычества и других документах Род постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Род и рожаницы некогда считались небесными хозяевами мира.

Праздники Рода и рожениц, древних божеств плодородия, обычно посвящались новому урожаю и происходили в августе или в начале сентября. На этих праздниках Роду и роженицам приносили жертвы: еду (хлеб, мед, масло и т.п.), живых кур и т.п. Праздниками в честь Рода были, вероятно, и языческие русалии; возможно, что Роду посвящался и тот день, который позже стали называть Перуновым, а при христианстве - Ильиным днем. Считалось, что Рожаницы будто были небесными хозяйками Мира, явившимися людям в образе двух созвездий - Большой и Малой Лосих (позже созвездий Большой и Малой Медведицы). Изображали Рожаниц как полуженщин – полулосих. Однако Рожаницы не только даровали жизнь всему живому, но и «отслеживали» ее на всем протяжении. С их именами была накрепко связана судьба человека, как мы говорим, «его звезда». Ибо когда младенец появляется на свет, в небе зажигается дарованная Рожаницами новая звездочка. И от них зависело, будет ли судьба младенца счастливой или несчастной.

Проверь себя, ответив на вопросы: Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ? Какие функции выполнял Род? Кто такие Рожаницы?

БОГОРОДИЦА РОЖАНА - (Мать Родиха, Лада-Рожаница). Вечно молодая Небесная Богородица. Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта.

Богородице Рожане совершали особые приношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, мёдом и медовым квасом.

Древний Славяно-Арийский культ Богородицы Рожаны, как и другие культы, посвященные Богородицам и Богиням, связан с женскими представлениями о продолжении Рода и судьбе новорожденного младенца, которому определяется Судьба.

Небесная Богородица Рожана во все времена Покрови­тельствовала не только беременным женщинам, но и мла­дым девочкам, пока они не прошли обряды Совершенноле­тия и Имянаречения в двенадцатилетнем возрасте (возраст 12 лет выбран нашими Предками не случайно, это 108 месяцев Славяно-Арийского календаря, период взросления и обретения начального жизненного опыта. Кроме того, рост ребенка к этому возрасту достигал 124 см., или, как говорили в древние времена - 7 пядей = 1 лоб, т.е. семь пядей во лбу. До прохождения Обрядов любой ребенок, независимо от пола, назывался - чадо и находился под обереговой защитой своих родителей, которые отвечали за него. После прохождения в 12 лет Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения ребенок становился полноправным членом Общины и нёс ответственность за все свои слова и поступки).

Богиня-Покровительница Чертога Щуки во Сварожьем Круге.

Рожана - Чертог Щуки, Священное древо - Слива. Считается, что когда Ярило-Солнце находится в Небесном Чертоге Щуки, рождаются люди, чувствующие себя везде как рыба в воде.

Звёзд полна Небесная криница,

На траве - хрустальная роса.
И в очах Богини-Рожаницы

Бирюзой сияют Небеса.

В час, когда гуляет вольный ветер
По лазурной, облачной степи,
зрит Богиня, как земные дети
В мир идут по Млечному Пути.

Тканый пояс путеводной нитью
Распускает в небе Мать Богов.
Души в Явь идут не по наитью -
Их ведёт Вселенская Любовь.

И не знают жёны боли муки,
Коль Богов и Предков чтят своих -
Мать Рожана в ласковые руки
Принимает Русичей младых.

И сквозь дымку звёздного тумана
Видит мать из-под усталых век:
На дитя прекрасная Рожана
Одевает Яргу-Оберег.

Словодара - Марина Волкова

Появление ребёнка чувствуется задолго до его появления. Отец может почувствовать приход чада за 3 года, мать чувствует за год. Это и есть первый момент осознанности появления чада - душа выбрала своих родителей и образовалась тонкая связь.

"Планирование" ребёнка - мысли, раздумия, мечты о самом ребёнке и о будущей его жизни влияют на будущую реальность.

Очень хорошо продумать, каким (или какой) родится, будет расти и войдёт во взрослую жизнь ваше чадо.

Если об этом не думать целенаправленно, то будущее будет закладываться от случайных мыслей родителей. Поэтому везде и говорится что у добронравных родителей рождается добродетельное потомство. Это справедливо. Но это можно усилить осознанной работой над жизнью вашего чада.

Все желают счастья, здоровья и счастливой жизни для себя и для своих детей. Эти мечты есть у каждого по умолчанию, и они всегда используются как дежурный ответ на вопрос о заветном желании.
Для осознанного "программирования" судьбы этого недостаточно. Недостаточно держать в уме этот стандартный обобщённый набор всех благ.
Надо детально продумывать каждый момент, надо в мыслях детализировать нюансы.
Подумайте - что ждёт ваше ребёнка? Как пройдёт беременность? Как родится? Как будет расти и учиться? Как будет шалить и делать первые свои открытия?

Что ждёт ребёнка во взрослой жизни?

Чем детальнее продумаете жизнь будущего чада, тем больше привнесёте в его судьбу желаемого.

Мечтайте о своём чаде и делитесь своими мечтами со своей супругой - проговаривайте вслух свои мечты - и они станут совместными планами.

Здесь работает простой закон: желания надо озвучивать.

Мужское семя полноценно восстанавливается за месяц - 40 дней.

На образование семени идёт самый лучший материал организма, на производство которого нужно время. Если пренебрегать этими сроками, то семя будет "незрелым" с одной стороны, а с другой стороны идёт перенапряжение на организм для воспроизводства семени.

Во время близости важно сосредоточиться надо на образе ребёнка, которого отец и мать призывают воплотиться в их семье. В этом смысле близость становится обрядом (оба рядом) воплощения Души родича в новом теле.

Для этого обряда важна синхронность образов которые "транслируют" отец и мать.

Необходимо так же учитывать "физиологию зачатия". Момент близости не является моментом зачатия. Семя проходит невероятный путь в поисках яйцеклетки. На это уходит около 8-9 часов. Поэтому после близости надо не забывать что процесс не закончен и мысленно продолжать сотворчество.
Это очевидно, что день, проведённый в радости, в хорошем расположении духа и во взаимном понимании, будет вашей осознанной помощью в зарождении новой жизни.

После зачатия, по мере развития чада в утробе матери, родители очень скоро установят вполне ощутимый контакт - как только дитя разовьётся настолько, чтобы можно было пошевелиться - сразу будет налажена "обратная связь". Отцу желательно каждый день гладить живот матери - гнездо своего чада. Чем больше будет ребёнок расти в животике у мамы - тем отчётливее и крепче будет связь с родителями через стенки живота. Древняя ведическая традиция говорит, что мужчина во время беременности своей супруги не должен прикасаться руками к другим женщинам, дабы не внести чужую энергетику.

К моменту родов будет ощущение полного присутствия ребёнка в семье, а сами роды будут представляться первым большим совместным действом новорожденного и семьи.

После появления на свет очень важны первые часы жизни для закрепления тесных родственных отношений на глубоком подсознательном уровне. Поэтому так важно, чтобы чадо пришло в руки отца или было передано далее матери.

Первые пару часов новорожденному лучше провести в тесном контакте с мамой под охраной папы. Первые сутки допустимы к ребенку только ближайшие родственники, проживающие совместно в одном доме. В течении первого месяца, то есть 40 дней, новорожденного показывают только родичам.
В течении первого года ребёнка показывают только близким людям. Желательно близким по духу и по месту проживания. Семь месяцев (по 40 дней) в маме, семь месяцев на маме.

Мать кормит ребёнка грудью. Ребёнок с полугода активно осваивает новые продукты и со временем кормление грудью становится вспомогательным питанием. Значение кормление грудью - помогать формирующийся иммунной системе чада. У ребёнка иммунная система формируется к пяти годам.

Гимны-Обращения Богине Рожане

Пресветлая Рожана - Матушка, не дай скуднеть роду нашему. Укрепи вечную нить Родов наших.
Наполни чрево светом всех жен и невест наших благодатной силой своей. Яко мы чтим и славим тя отныне и пристно и от кола до кола. Так было, так есть и так будет.

***

Мать Рожаница, Рода сестрица, услышь ты глаголы наши, прими бескровные требные дары наши, даруй здравое потомство всем родам нашим.
Дабы никогда не прервалась вечная родовая нить наша. Дабы крепла вечная родовая нить наша.
Для тебя Великую славу воспеваем и в хоромы наши тебя призываем.
Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Гимн-Правьславление:

Трисветлая Рожана-Матушка! Не дай оскудеть Роду нашему , освяти чрево всех жен и невест наших, благодатной силой своей, ныне и присно и от Круга до Круга!

Узнать, в каком году и когда наступает время Богини Рожаны, можно на главной странице сайта в программе Коляды Даръ (слева).

Ведана по материалам источников старой Веры

Вера народа в эти божества была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания об этих божествах встречаются во многих древнеславянских рукописях. До наших дней дошла даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц - 8 сентября/21 сентября, день Рождества Богородицы. Чтобы народ признал церковные праздники; Церковь примирилась с "бесовской" трапезой в честь Рода и рожаниц. К сожалению, в дошедших до нас письменных памятниках не раскрывается сущность тогдашних представлений о Роде: вопрос о почитании Рода и рожаниц - самый темный и запутанный.

Первое упоминание о Роде и рожаницах - это "Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (для краткости его называют "Слово об идолах"). Предполагается, что "Слово об идолах" было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь через Афон. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова "На святые светы явлений господних", которое он сокращенно перевел и дополнил своими наблюдениями о русском язычестве. Это произведение очень ценно для истории русского язычества. Особенно интересна периодизация славянских верований, приведенная автором "Слова об идолах". Если перечислить этапы славянского язычества, упоминаемые там, в хронологическом порядке, то мы получим следующий список:

  1. Славяне первоначально "клали требы* упырям и берегиням".
  2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу» ставити Роду и рожаницам".
  3. Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
  4. По принятии христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним - Роду и рожаницам.

Этот перечень интересен, прежде всего, своей самостоятельностью и тем, что он не приноровлен ни к библейским, ни к византийским сказаниям. Автор "Слова об идолах" приводит систему воззрений наших предков на мир, построенную из трех элементов: силы зла, силы добра и людей, приносящих жертвы тем и другим.

Изображение Рожаниц в позе рожающей женщины в Русской вышивке.

Эпоха Рода поставлена в этом списке между далекой первобытностью и эпохой Перуна (дружинным язычеством зарождающегося феодального государства). Она продолжалась довольно длительный промежуток времени перехода от охоты и рыболовства к земледелию и скотоводству. Важно, что автор "Слова об идолах" считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда господствовала в Египете, Вавилоне, Греции, Риме и славянском мире. Он сопоставляет Рода с египетским богом Осирисом. В одном из списков "Слова об идолах" (Паисиевском) есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским Артемиду и Артемиде. Однако в античной мифологии не существует бога Артемида: единственное мужское божество, близкое Артемиде, -это ее брат Аполлон. Итак, в поисках аналогий Роду автор обращается не к мелким божествам, а к божествам наивысшего ранга.

Иногда Рода считают божеством, воплощающим единство рода) единство потомков одного предка, ограничивая его рамками одной семьи. Порою он рассматривается старшим над рожаницами, но, опять-таки, в пределах только одной семьи или одного княжеского дома. Тем самым принижается роль центрального персонажа славянской мифологии.

По представлениям древних славян, с верой в Рода и рожаниц соединялась идея судьбы, предопределения. Случайности, подстерегающие человека, не могли не поражать его фантазию - тем более, что в первобытном своем состоянии он всецело отдавался матери-природе, и все, что ни случалось с ним, объяснял влиянием добрых или враждебных сил, действующих на него извне. По мнению древних, жизнь, со всеми ее радостями и бедами, уже наперед определялась при самом рождении младенца. На такую связь Рода и рожаниц с судьбою указывает народная поговорка: Так ему на роду написано!

Несомненно, что славянское понятие, обозначенное словом Род, включало в себя идею плодородия, урожая (на это указывают слова с корнем "род" - "рож"). Для славян, занимающихся земледелием, было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай, ибо их судьба напрямую зависела от урожая. Поэтому Рода надо расценивать как очень значительное божество плодородия, повелевающее землей.

В одной русской рукописи XVI в. говорится: "то ти не Род седя на воздухе мечет на землю груды и в том рождаются дети". Таким образом, Род выступает не в качестве олицетворения рода, а как сам Создатель. Язычники именно Рода считали создателем новой жизни на Земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то "груды", способствующие рождению.

Наиболее вероятно, что это слово означало просто дождевые капли ("грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" – дробинки града). Рукопись же эта опровергает мнение язычников, что возникновение жизни на земле производится Родом, орошающим Землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем. Далее Род представляется не только продолжателем жизни, но и творцом мира: "Всем бо есть творец бог, а не Род".

Ценным свидетельством о значимости Рода и рожаниц является «Слово Исайи пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам". Это поучение посвящено исключительно культу Рода и рожаниц. Считается, что "Слово Исайи пророка" создано не позже середины XII в., близко по времени к "Слову об идолах". "Слово Исайи пророка" представляет собой сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Смысл создания этого произведения заключался только в том, чтобы обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Автор приравнивает Рода к могущественному Ваалу, "шествующему по небесам", Род рассматривается как соперник библейско-христианского Бога-Отца - создателя всего сущего на Земле. Примечательно упоминание неизвестного автора о том, что, по мнению язычников, Род "сидит на воздухе", т. е. находится где-то на небе, в божественной сфере. Этим еще раз Род уравнивается с Ваалом, "ездящим на облаке".

Интересно рассмотреть древнерусские слова, содержащие корень "род". Ранее уже упоминалась первая группа слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родичи, родня, родина, рождать, природа, урожай. Кроме названной группы слов, существуют слова с этим корнем - это обозначение воды, водного источника - "родища", родника, а также и цветов, растущих около воды, - лилий ("родий").

И последняя группа слов, объединенная смысловым понятием: огненное, красное пламенеющее, молниеподобное: родиа - молния; рдеть, рьяный-красный, краснеть, родь-ство - геена огненная ("родьство огньное" - так переводили понятие пекла славянские переводчики в разных городах и в разные века), родиа - плод граната. Слова-омонимы, обозначающие молнию и плод граната, позволяют уяснить, о какой именно молнии идет речь, - красному круглому гранату подобна лишь шаровая молния. Связь Рода с молнией и громом объясняет нам афоризм Даниила Заточника: "Дети бегают рода, а господь пьяного человека".

Таким образом, Род предстает перед нами всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми ее мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии; средним миром - природы и рождения; и нижним - с его "огненным родством". Теперь становится понятным противопоставление Рода христианскому богу, вседержителю Вселенной Саваофу. В ранних переводах библейской книги Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется "Родьство", а бог-творец - "рододелатель".

А что же неизменные спутницы Рода - рожаницы? Как могло получиться, что Род, равный христианскому божеству - Творцу Вселенной, в источниках всегда упоминается с рожаницами - божествами меньшими по масштабу? Ответ можно получить, если вспомнить античных мойр, с которыми часто сопоставляют рожаниц: ведь мойры - богини судьбы человека были дочерьми Зевса и Фемиды. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Мойры так же относятся к Зевсу, как, например, христианские ангелы-хранители - к Саваофу. Благодаря этим сопоставлениям становится более понятной связь Рода и рожаниц.

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы - берегини. С культом рожаниц могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Рожаниц, очевидно, было две. Именно две "рожаницы"- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона - южная пара, Лето и Артемида - северная пара, к которой близка славянская пара "рожаниц" - Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Рождества Богородицы. Принявшие христианство русские люди Х1-Х11 вв. все еще, по свидетельству автора "Слова об идолах", устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому "кладение треб" другим языческим богам производилось тайно.

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. К трапезам в честь этих божеств авторы поучений возвращаются повторно. Эти языческие пиры занимали видное место. Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рождества Богородицы для всех восточнославянских областей - это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ. Страда закончена, хлеб - в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед. Вплоть до наших дней православная Церковь на праздник Рождества Богородицы производит "благословение хлебов". Таким образом, языческая сущность праздника вошла в конце концов в церковную практику.

Ритуальные пиры в честь Рода и рожаниц, по-видимому, происходили так: после уборки урожая устраивалось "собрание", на котором пелись песни, порицаемые церковниками, поедались кушания из продуктов земледелия и холили по кругу чаши с медом. Древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после церковного дня - вероятно, на следующий день, 9 сентября.

Итак, главный праздник Рода и рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря). Оба эти приурочения к христианским праздникам объясняются не только вполне понятными и очень древними представлениями о необходимости благодарить богов за урожай и о зимнем солнцестоянии как переломном моменте зимы, но и тем, что и в том и в другом случаях в христианской мифологии действуют "рожаницы" - рожающие богини. В первом случае - это Анна, родившая Марию, а во втором - Мария, родившая Иисуса. Христианские персонажи легко слились с древними языческими рожаницами, что и позволяло широко праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов.

Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии. Рассаживайтесь поудобнее и давайте начнём.

Сегодня мы заглянем в самое начало. Кто был первым богом? Богом всех богов? Очень часто ученики вспоминают Перуна и говорят, что это самый главный славянский бог. В этом утверждении есть некоторая доля правды. Перун был главным славянским божеством, но только в определённый исторический момент. Мы ещё подойдём к этому моменту, а пока нам предстоит выяснить, откуда же пошли боги. У славян на этот счёт есть чёткий ответ - от Рода.

Род - это довольно тёмный "персонаж" в славянской мифологии. "Тёмный" не в смысле олицетворения тёмных, злых сил, а потому, что память о нём в славянах уничтожалась наиболее планомерно. А вот почему, сейчас мы попробуем разобраться.

Итак, Род. Именно он считается первым богом, от которого пошли другие боги, хотя сейчас многие отводят ему роль эдакого домового, хранителя домашего очага. А другие вообще о нём не упоминают, как будто и не было такого бога. Однако давайте обратимся к наиболее достоверным источникам, а это, конечно же, не современные пересказы, а наиболее древние рукописи.

Первая такая рукопись, которая дошла до наших времён, - это перевод "Слова об идолах" Григория Богослова. Русский книжник путешествовал на рубеже XI-XII веков на корабле по Эгейскому морю. Скорее всего, он ехал из "Святой земли" или из Египта. Перед глазами нашего путешественника проходили почти все культовые места античной Греции, с которыми были связаны обличения святого Григория: остров Крит, родина Зевса, храмы Афродиты и Артемиды, оракул Аполлона в Дельфах и многие другие руины античных языческих храмов. Hе yдивительно, что pyсский паломник заинтеpесовался пpоизведением Гpигоpия Богослова, котоpое хотя и не было пyтеводителем по античным дpевностям, но кpасочно описывало гpеческие и малоазийские обpяды и обычаи, связанные с маpшpyтом коpабля, шедшего в Цаpьгpад чеpез Афон (Святая гора в Македонии), то есть с юга, со стоpоны Сpедиземного моpя. А на коpабле, очевидно, оказался гpеческий текст твоpений святого Гpигоpия, котоpым и воспользовался наш автоp.
Имя этого путешественника осталось неизвестным, зато до нас дошли его заметки. Перевод не был литературным. Он, надо сказать, даже был беспорядочным. Но в нём больше всего нас интересуют именно "заметки на полях". Автор снабжал перевод того или иного кусочка собственными размышлениями и сопоставлениями с богами разных народов, и в том числе со славянскими богами. А надо сказать, что времени после крещения Руси прошло всего ничего. Христианство смогло утвердиться на Руси лишь спустя 4 века, а во время того путешествия память о славянских богах была ещё свежа.

Среди заметок русского паломника нас сейчас будет интересовать лишь вот эта фраза: "Се же словене начали тpапезy ставити Родy и pожаницам пеpеже Пеpyна бога их. А пpеже того клали тpебы yпиpемъ и беpегыням". То есть, перед Перуном задабривали Рода и рожаниц, а перед теми - упырей и берегинь.

И сразу же вырисовываются три этапа славянского язычества.

Первая эпоха - это поклонение и принесение жертв упырям и берегиням. Это не персонифицированные божества. Упыри - олицетворение зла. Понятно, что их пытались задобрить. Берегини - это, наоборот, добрые силы, призванные оберегать человека. Это эпоха, когда человек поклонялся и камням, и рекам, и источникам, и вообще всей природе. Злые вампиpы, котоpых нyжно отгонять и задабpивать жеpтвами, и добpые беpегини, котоpым тоже нyжно "класть тpебы", и не только в качестве благодаpности, но и для того, чтобы они пpоявили активно свою добpожелательность к человекy.
У нас нет данных о внешнем облике беpегинь и yпыpей. Позднейшие сиpены с птичьим или pыбьим обличьем, веpоятно, являются yже некотоpым видоизменением пеpвоначальных пpедставлений; об этом говоpит и двойственность обpаза (девyшка-птица и девyшка-pыба), что являлось попыткой выpазить, с одной стоpоны, pодство со стихиями воды и воздyха, а с дpyгой - pодство с самим человеком. Вампиpы вообще не сопоставлялись точно с чем-либо pеальным и никогда не изобpажались в искyсстве.

Вторую эпоху пока пропустим и перейдём к третьей, которая характеризуется культом Перуна. Кyльт Пеpyна, с точки зpения этого путешествующего pyсского книжника XI - начала XII в., только-только выдвинyлся на пеpвое место в системе многообpазных языческих пpедставлений и не вытеснил, а лишь оттеснил пpедшествовавшие кyльты, котоpые оказались чpезвычайно живyчими и доставляли значительно более хлопот цеpковникам, чем быстpо исчезнyвший кyльт дpyжинного Пеpyна. Те самые княжеско-бояpские кpyги, котоpые недавно вводили кyльт Пеpyна, очень быстpо сменили его на хpистианство.
Перун был покровителем дружинно-княжеских кругов Киевской Руси. Именно князья поклонялись ему и просили помощи в их дружинных делах. Этот культ появился одновременно с русской государственностью.

Кем же был этот могyщественный пpедшественник Пеpyна, с какой экономической и социальной эпохой связаны Род и сопpовождающие его pожаницы?

Эпоха Рода занимает довольно значительный временной промежуток между поклонением упырям и берегиням и поклонением Перуну и его божественному окружению.

О том, что этот культ был очень сильный, говорит ещё и следующий факт. Вернее, следующий источник. Это "Слово Исайи пророка" (XII век), смысл которого заключался только в одном - обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц. Всем, кто продолжал поклоняться Роду и двум его рожаницам, прочились самые разные несчастья и сыпались на их головы проклятья. "Услышав всё, что сказано вам, откажитесь от бессмысленных действий, от служения Сатане, от устройства этих идольских пиров Роду и рожаницам!" - взывал Исайя.
Зачем, спрашивается, уделять столько сил и внимания какому-то мелкому божку, каким его пытаются представить сейчас? Чем больше Исайя ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный местный божок, а могущественный повелитель.

И третий источник. В шестнадцатом веке в "Уставе преподобного Саввы" находим такой исповедальный вопрос: "Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?"

Во всех христианских поучениях против язычества все славянские божества упоминаются обычно общим перечнем, но Род и рожаницы всегда выделяются особо. Всё это говорит о том, что культ этого бога был велик и преодолеть его христиане не могли несколько веков. В XVI веке русские христианские священнослужители всё ещё вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель». Если другим языческим богам продолжали молиться тайно, то почитание Рода и рожаниц было явным и открытым. Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский бог создал всё живое на земле.

Итак, Род - это общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Место его пребывания не в доме или под печкой, а на небе, на воздухе. В рукописном комментарии к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», Род противопоставляется самому христианскому богу - богу-творцу: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род». Эта цитата, утверждает историк Б.А. Рыбаков, свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне.
А что такое "груды"? Кучи, глыбы? Но тогда как это увязывается с рождением детей? Однако есть и другое значение: "грудие" - капли, "грудие росное" - капли росы, "градные груды" - дробинки града. Наиболее вероятно, что слово "грудие" без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Возникновение новой жизни на земле производится Родом, орошающим землю небесными каплями, вследствие чего рождаются дети. Здесь Род выглядит Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождём, от которого Даная забеременела.

Давайте сейчас обратим внимание на само слово "род". Есть несколько групп слов, содержащих этот корень.

Первая группа - это слова, связанные с понятием родства и рождения:
Род Родичи Природа
Народ Родина Рождать
Родня Родить Урожай

Вторая группа слов - это слова, связанные с водой: водный источник - "родище", родник (криница), а также и цветы, растущих близ воды, - лилии - "родии" ("крины").

Третья группа слов соотносится со словом "красный":
Родиа - молния;
Родiе, родiя - плод граната;
Род, родьство - геенна огненная;
Родрый, ръдрый, рдяный - красный;
Ръдритися, рдеть - краснеть.

Объединение в одном омониме "родиа" и молнии, и плода граната представляет большой интерес, так как позволяет уяснить себе, о каком именно виде молнии идёт речь, - красному круглому гранату подобна только шаровая молния, видимая вблизи.
Третья группа слов объединена смысловым стержнем: огненное, красное, пламенеющее, молниеподобное.

Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идёт дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его "огненным родством".

Роду сопутствуют рожаницы. Род всегда употреблялся в единственном числе, а рожаницы - в двойственном (было такое число в древнеславянском языке: слова в этом числе обозначали, что речь идёт о парных предметах), и это означало, что их было две. Но кто же это такие и почему их две?

Род вдувает жизнь в людей. Недаром же до сих пор жива поговорка "что на роду написано, тому и быть". А рожаницы, могут быть, богинями жизни и судьбы человека. В жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает её мрачная сестра - Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик - под счастливой.

По другой версии, под рожаницами полагают Ладу и Лелю - богинь плодородия. В защиту этой версии говорит тот факт, что рожаничные трапезы проходили в конце сбора урожая. Это был праздник не "первых плодов", не первых колосьев, из которых может быть испечён первый хлеб (это отмечалось в первых числах августа при начале жатвы), а праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ: хлеб сжат, снопы свезены и обмолочены, урожай подсчитан, зерно - в закромах. Именно этот урожайный, аграрный характер праздника и определил состав яств: хлеб, каши (очевидно, из разных круп), творог и мёд или "добровонное вино".

Рожаничные трапезы особенно тревожили церковников как самое заметное и неистребимое проявление язычества. Поэтому на 8 сентября, когда проходили рожаничные трапезы, христианство назначило свой праздник - рождество богородицы. Однако вплоть до наших дней православная церковь на праздник рождества богородицы производит "благословение хлебов", что роднит этот праздник с древнеславянским.
Но искоренить полностью рожаничные трапезы не удалось. Кyльт Рода и pожаниц был повсеместным и yстойчивым. И тогда древний праздник Рода и рожаниц стал "второй трапезой", организуемой после рождества богородицы, вероятнее всего, на следующий день, 9 сентября. Духовенство ради получаемой ими доли приношений соглашалось и на второй трапезе пропеть тропарь богородице, что особенно возмущало наиболее строгих церковников. На этой трапезе носили ритуальную чашу, и каждый из присутствующих говорил над ней свои слова благодарности богам.

Втоpично Рода и pожаниц чествовали на pождество Хpистово (после 25 декабpя). Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини. В пеpвом слyчае - это Анна, pодившая Маpию, а во втоpом - Маpия, pодившая Иисyса. Хpистианские пеpсонажи легко сливались с аpхаичными языческими pожаницами, что и позволяло шиpоко пpаздновать дpевнее благодаpственное моление под пpикpытием цеpковных обpядов.
И тогда становится понятным, что под рожаницами понимают мать и дочь.

По сyществy же Лада и её дочь, богини весенней возpождающейся пpиpоды, богини бpака и pазмножения, вполне соответствyют двyм pожаницам.
Впpочем, здесь дело обстоит не так пpосто. Ранняя пеpсонификация pожаниц в виде Лады и Лели не помешала паpаллельномy сyществованию пpедставлений о pожаницах вообще, без опpеделённых имен, без связи с тем обpядовым фольклоpом, котоpый не только тpебовал имён, но ещё обязательно в звательном падеже.
Hо наpядy с кyльтом этих богинь население наиболее отдалённых севеpных pайонов (а именно к немy и были по пpеимyществy обpащены обличения кyльта pожаниц) пpодолжало ещё веpить в двyх pожаниц, сохpаняя не только их безымянность, но и их теснейшyю связь с аpхаичным охотничьим мифом о двyх полyженщинах-полyлосихах. Это полнее всего выявилось в наpодном изобpазительном искyсстве XVIII - XX вв., сохpанившем многие чеpты глyбокой дpевности.
В этих мифах главными пеpсонажами являются женщины-лосихи, Hебесные Хозяйки миpа, pождающие для земли (для людей и звеpей) оленей и дpyгих полезных животных. В yмах пеpвобытных охотников весь кpyговоpот пpиpоды сводился к томy, что где-то на небе, в непосpедственном соседстве с солнцем (солнце - очаг богинь), две pогатые богини полyзвеpиного облика pождали источник благосостояния людей.
Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося.

Ну и последние интересные сведения.
Кумиры или чуры (идолы) Роду делают из бука, вяза, ясеня или клёна.
Птица Рода - утка. Рыба Рода - щука.
И вот такое изображение является символом Рода.

Всё-всё, я заканчиваю. С Ладой и Лелей мы ещё встретимся, когда будем говорить о них подробнее, а сейчас домашнее задание. Вам надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не меньше 10 баллов. Основная оценка за всю домашнюю работу - 10 баллов. Как обычно, дополнительные 2 балла я даю за творческий подход к выполнению заданий.

Домашнее задание:

1. Первый бог и главный бог. Как вы понимаете разницу между ними? (0-2 балла)

2. Опишите Рода. Ваше мнение насчёт него - что это за бог. (0-3 балла)

3. Можете даже нарисовать Рода и рожаниц - вместе или по отдельности. (0-6 баллов)

4. Славянская мифология в отличие от греческой не балует нас красивыми мифами. Так давайте сочиним их сами. Напишите миф про Рода и рожаниц. (0-5 баллов)

5. Найдите в греческой мифологии бога, которому соответствует Род. Почему? По каким общим характеристикам вы это определили? (0-2 балла)

6. Какого мнения вы придерживаетесь насчёт рожаниц? Кто они такие были? Какие функции выполняли? С кем из греческой мифологии их можно сопоставить? (0-3 балла)

7. Почему птицей Рода считается утка? (0-1 балл)

8. Почему рыбой Рода считается щука? Найдите в сказках подтверждение этому факту. (0-2 балла)

9. Почему идол Рода делается из перечисленных деревьев? (0-2 балла)

10. Представьте, что вы попали на рожаничную трапезу. Опишите, что вы там увидели и что, может, сами делали. (0-4 балла)

11. Опишите символ Рода. Как вы думаете, что означает (символизирует) каждая часть? (0-2 балла)

12. Найдите в мифологии северных народов мифы о женщинах-лосихах. Перескажите один из них и проанализируйте, действительно ли эти женщины-лосихи - рожаницы. Из чего это следует? (0-3 балла)

13. Так почему же именно бог, связанный с рождением, плодородием, (да ещё и в компании с рожаницами) был у древних славян таким почитаемым? (0-2 балла)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»