Дети 5 6 месяцев особенности развития. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько перенес его. Это так называемый он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш - это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Друзья и общение

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

В связи с расширением круга его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес – 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:


В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:



Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев


  • Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  • Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  • Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  • Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  • Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.
  • Игры для развития полугодовалого ребенка

    Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

    Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

    Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

    Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

    Полезным для ребенка будет массаж ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

    Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

    Читайте далее:

    Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

    Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

    О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.

    Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

    Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

    Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.

    Математика:

    • прямой и обратный счет в пределах 10;
    • состав чисел в пределах 10;
    • зрительный образ цифр и их написание;
    • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
    • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
    • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
    • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
    • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
    • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
    • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
    • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
    • умение решать несложные головоломки.

    Логическое мышление:

    • классификация предметов по какому-либо признаку;
    • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
    • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
    • установление закономерностей и продолжение ряда.

    Развитие речи:

    • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
    • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
    • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
    • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
    • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
    • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
    • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
    • участвовать в диалоге, вести монолог;
    • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
    • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

    Знания об окружающем мире:

    • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
    • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.

    Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Математика

    1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
    2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
    3. Раскраски по номерам;
    4. Домики;
    5. Прописи с цифрами;
    6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
    7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
    8. Сравнение множеств;
    9. Геометрические фигуры;
    10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
    11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
    12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
    13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете . Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

    7 фото

    Логическое мышление

    Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

    Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

    Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

    Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.

    Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

    Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

    При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

    Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.

    Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

    Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

    • Найди лишний предмет
    • Раздели на группы
    • Составление рассказов по картинкам
    • Установление закономерностей

    Развитие речи

    Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

    Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

    Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

    Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.

    После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

    Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг . Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

    Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

    Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

    Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.

    Знания об окружающем мире

    Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

    Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.

    Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

    Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

    Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

    Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев
    Физическое развитие

    Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600-650 граммов, а рост на 2,5-3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

    К шестому месяцу постепенно нарастает двигательная активность малыша. Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

    Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

    Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

    Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

    Психическое развитие

    Поведение ребенка становится более осмысленным. Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша – когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

    Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

    Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

    Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых, внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

    Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

    Помимо этого маленькому человеку нужен новый зрительный опыт. Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных – контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

    Как стимулировать «говорение» малыша? Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать. Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

    Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»