Детство Бетховена. Первые учителя

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Людвиг ван Бетховен - выходец из музыкальной семьи. В детстве будущего композитора приобщали к игре на музыкальных инструментах, таких как орган, клавесин, скрипка, флейта.

Композитор Кристиан Готлоб Нефе является первым учителем Бетховена. В 12- летнем возрасте Бетховен становится помощником органиста при дворе. Помимо занятий музыки Людвиг занимался изучением языков, чтением таких авторов как Гомер, Плутарх, Шекспир, параллельно пытаясь сочинять музыку.

Бетховен рано лишается матери и берет на себя все расходы семьи.

После переезда в Вену Бетховен берет уроки музыки у таких композиторов как Гайдн, Альбрехтсбергер, Сальери. Гайдн отмечает мрачную манеру исполнения будущего гения музыки, но несмотря на это виртуозную.

В Вене появились известные творения композитора: Лунная соната, и Патетическая соната,

Бетховен теряет слух по причине болезни среднего уха и поселяется в городе Гейлигенштадт. Наступает пик популярности композитора. Мучительный недуг только помогает работать Бетховену с ещё большим энтузиазмом над своими сочинениями.

Людвиг ван Бетховен уходит из жизни от болезни печени в 1827 году. На похороны композитора пришло свыше 20-ти тысяч поклонников творчества композитора.

Людвиг ван Бетховен. Подробная биография

Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в Бонне. Мальчику было суждено появиться на свет в музыкальной семье. Его отец был тенором, а дед руководителем хоровой капеллы. Иоганн Бетховен возлагал на сына большие надежды и хотел развить в нем выдающиеся музыкальные способности. Методы воспитания были весьма жестокими, и Людвигу приходилось заниматься ночи напролет. Несмотря на то что в короткие сроки Иоганну не удалось сделать из сына второго Моцарта, одаренного мальчика заметил композитор Кристиан Нефе, который внес большой вклад как в его музыкальное, так и в личностное развитие. Из-за тяжелого финансового положения, Бетховен очень рано стал работать. В 13 лет он был принят помощником органиста, а позднее стал концертмейстером в Национальном театре Бонна.

Поворотным моментом в биографии Людвига стала его поездка в Вену в 1787 году, где ему удалось встретиться с Моцартом. «Однажды о нем заговорит весь мир!», - таким было резюме великого композитора после прослушивания импровизаций Бетховена. Юноша мечтал продолжить обучение у своего кумира, но из-за тяжелой болезни матери был вынужден вернуться в Бонн. С тех пор ему пришлось взять опеку над младшими братьями, а вопрос нехватки денег встал еще острее. В этот период Людвиг находит поддержку в семье аристократов Бройнингов. Круг его знакомств расширяется, юноша оказывается в университетской среде. Он активно работает над музыкальными произведениями крупной формы, такими как сонаты и кантаты, а также пишет песни для любительского исполнения, среди которых «Сурок», «Свободный человек», «Жертвенная песня».

В 1792 году Бетховен переезжает жить в Вену. Там он берет уроки у Й.Гайдана, а позднее переходит к А. Сальери. Тогда же он становится известен как пианист-виртуоз. Среди поклонников Людвига появляется множество влиятельных людей, однако композитор запомнился современникам как человек гордый и независимый. Он говорил: «Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе». В «венский» период 1792 - 1802 гг. Бетховеном были написаны 3 концерта и несколько десятков сонат для фортепиано, произведения для скрипки и виолончели, оратория «Христос на Масличной горе» и увертюра к балету «Творения Прометея». Тогда же была создана Соната №8 или «Патетическая», а также Соната №14, более известная как «Лунная». Первая часть произведения, которое Бетховен посвятил своей возлюбленной, бравшей у него уроки музыки, получило название «Лунная соната» от критика Л. Рельштаба уже после смерти композитора.

Начало XIX века Бетховен встречает симфониями. В 1800 году он окончил работу над Первой симфонией, а в 1802 году была написана Вторая. Тогда же наступает тяжелейший период в жизни композитора. Признаки развивающейся глухоты усиливаются и приводят Людвига в состояние глубочайшего душевного кризиса. В 1802 году Бетховен пишет «Гейлигенштадтское завещание», в котором обращается к людям и делится своими переживаниями. Несмотря ни на что композитор в очередной раз сумел найти выход из тяжелейшей ситуации, научился творить со своим тяжелым недугом, хотя подчеркивал, что был очень близок к самоубийству.

Период 1802-1812 гг. – время расцвета в карьере Бетховена. Победа над собой и события Французской революции находят отражение в Третьей симфонии, названной «Героической», Симфонии №5, и «Аппассионате». Светом и гармонией наполнены Четвертая и «Пасторальная» симфонии. К Венскому конгрессу композитором были написаны кантаты «Битва при Виттории» и «Счастливое мгновение», принесшие ему ошеломительный успех.

Бетховен был новатором и искателем. В 1814 году впервые увидела свет его первая и единственная опера «Фиделио», а год спустя он создал первый вокальный цикл под названием «К далекой возлюбленной». А судьба тем временем продолжает бросать ему вызовы. После смерти брата Людвиг забирает к себе на воспитание племянника. Юноша оказался азартным игроком и даже предпринял попытку суицида. Переживания за племянника серьезно подорвали здоровье Людвига.

Тем временем усиливалась глухота композитора. Для повседневного общения Людвиг завел «разговорные тетради», а для создания музыки ему приходилось улавливать вибрацию инструмента с помощью деревянной палочки:один кончик Бетховен держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Судьба испытывала гения и забирала у него самое дорогое – возможность творить. Но Бетховен вновь побеждает обстоятельства и открывает новый этап в своем творчестве, который стал эпилогом. В период с 1817 по 1826 год композитор пишет фуги, 5 сонат и столько же квартетов. В 1823 году Бетховен завершил работу над «Торжественной мессой», к которой относился с особым трепетом. Прозвучавшая в 1824 году Симфония №9 вызвала настоящий восторг у слушателей. Зал стоя приветствовал композитора, но он маэстро смог лишь увидеть овации, когда одна из певиц повернула его к сцене.

В 1826 году Людвиг ван Бетховен заболел пневмонией. Состояние осложнялось болями в желудке и другими сопутствующими заболеваниями, с которыми ему так и не удалось справиться. Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 года. Считается, что смерть композитора наступила в результате отравления препаратом, содержащим свинец. Проститься с гением пришли более 20 тыс. человек.

Людвиг ван Бетховен писал свои самые знаменитые произведения в наиболее сложные периоды жизни. Ученые установили, что ритм произведения композитора – это частота его сердечных сокращений. Великий гений отдал свое сердце и жизнь музыке, чтобы она смогла проникнуть в наши сердца.

Вариант 3

Наверное, нет ни одного человека в мире, который бы не слышал имя величайшего во все времена композитора, последнего из представителей «венской классической школы», Людвига ван Бетховена.

Бетховен – один из самых талантливейших деятелей в истории музыки. Он писал музыку на всех жанрах, в том числе оперные произведения и хоровые сочинения. Симфонии Бетховена пользуются популярностью до сих пор: многие музыканты записывают кавер версии в различных стилях. Необходимо познакомиться с биографией композитора.

Детство.

Точно не известно, когда Людвиг появился на свет. Скорее это случилось 16 декабря 1770 года, так как точно известно, его крестины выпали на 17 декабря того же года. Отец Людвига хотел сделать из сына талантливым музыкантом. Первым серьезным учителем маленького Бетховина стал Кристиан Готлоб Неф, который сразу увидел в мальчике музыкальный талант и стал знакомить его с произведениями Моцарта, Баха и Генделя. В 12 лет Бетховен стал автором своего первого произведения, вариаций на тему марша Дресслера.

Будучи семнадцатилетним юношей, Людвиг впервые посетил Вену, где импровизация была прослушана Моцартом и оценена им по достоинству. В том же возрасте Бетховен теряют мать, она умирает. Людвигу пришлось взять главенство семьи и ответственность за младших братьев на себя.

Расцвет карьеры.

В 1789 году Бетховен решает ехать в Вену и учиться у Гайдна. Вскоре благодаря произведениям Людвига, композитор получает первую славу. Он пишет Лунную и Патетическую сонаты, а затем Первую и Вторую симфонии и «Творение Прометея». К сожалению, великого композитора одолевает болезнь уха. Но даже с полной глухотой Бетховен продолжать сочинять.

Последние годы.

В начале 19 века Бетховен писал с особым энтузиазмом. В 1802-1812 года были созданы Девятая симфония и Торжественная месса. В те годы Бетховен пользовался популярностью и всеобщим признанием, однако вследствие попечительства за племянника, которое взял на себя композитор, он незамедлительно состарился. Весной 1827 года Людвиг скончался от болезни печени.

Несмотря на то, что композитор прожил относительно не долго, он признан величайшим музыкантом всех времен. Память о нем жива и сейчас и будет жить всегда.

Для детей. 5 класс, 7, 6, 3, 4 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Евгений Евтушенко

    Евгений Александрович Евтушенко родился в небольшом сибирском городке в 1832 году. С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям. Отцу, который писал стихи и матери занимающейся актерским ремеслом.

Женой Иоганна в 1767 году стала молоденька вдова старшего лакея, работавшая в то время кухаркой, Магдалена Кеверих. Луи Бетховен не одобрил выбора сына. Но, несмотря на это, в 1770 году у молодых родился сын, названный в честь деда Людвигом (немецкий вариант фламандского имени Луи). Родился он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.

Вскоре после рождения Людвига, умер Луи Бетховен. После этого печального события семья стала действительно нуждаться, Иоганн же просиживал большую часть времени в кабаке. Но даже на спиртное нужны деньги…

Талант всегда себя проявит, рано или поздно. Уже в четырехлетнем возрасте нельзя было не заметить способностей мальчика. Отец сразу отнесся к этому как к новому источнику доходов. Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным преподавателем, но у отца были одни методы - принуждение и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди них попадался действительно хороший музыкант, никто из них так и не оказал сколь либо значимого влияния на талантливого ребенка. Цель Иоганна была в том, чтобы скорее подготовить Людвига к концертам, чем скорее начнутся концерты, тем скорее потекут в карман Иоганна деньги. Первый концерт был дан в Кельне, где восьмилетний мальчик, в рекламных ценах, был назван шестилетним. Но выступление не дало ожидаемых доходов, возможно поэтому о других концертах в детском возрасте никаких свидетельств нет.

1782 год, Бетховену 12 лет. В этом возрасте он свободно играет на клавесине, скрипке, органе, легко читает с листа. Именно в этот год происходит важнейшее событие в жизни юного Бетховена, событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

Христиан Готлоба Нефе стал новым директором придворной капеллы в Бонне. Этот человек сделался подлинным наставником и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование. Нефе пробудил в своем ученике интерес к музыке И.С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной музыки Ф.Э. Баха Бетховен учится тонкостям современного фортепианного стиля.

При помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера, три фортепианные сонаты. К этому событию была приурочена и газетная заметка директора капеллы, в которой говорилось: “Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт”.

На юного композитора были возложены большие надежды, теперь оставалось их оправдать. Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший общего образования, которое мало беспокоило отца, поглощенного корыстными соображениями, с удовольствием начал изучать древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен.

“Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я” - писал Бетховен уже в 1809 году своему издателю Гертелю, оценивая тот отрезок своей жизни.

С 13-ти лет Людвигу приходится работать, практически ему приходится содержать семью. Он работает помощником органиста в капелле, подрабатывает в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им вовремя репетиций.

За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов, о занятиях с Моцартом.

Детство Бетховена - раздел Искусство, Биография Бетховена Детство Бетховена. Женой Иоганна В 1767 Году Стала Молоденька Вдова Старшего...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Биография Бетховена

Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения – 17 декабря. Княжество это, как и любое другое в Германии, носило.. Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи.. Судьба закинула его в Бонн. Через много лет усердной работы, молодой человек, пришедший в город пешком с котомкой за..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Завершение Боннского этапа жизни
Завершение Боннского этапа жизни. Вена – это город музыки, музыки и еще раз музыки. Преодолев всевозможные трудности, 17-летний Людвиг приезжает в прославленный город. Его цель –встреча с Моцартом.

Потеря слуха
Потеря слуха. В жизни многих людей когда-нибудь наступает моменты, требующие локализации всех жизненных сил. Кому-то здесь везет больше, кому-то меньше. Что значит для человека потерять слух

Знаменитые произведения Бетховена
Знаменитые произведения Бетховена. Но вернемся к композитору Бетховену. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть,

Семья. Детство и юность в Бонне. Людвиг ван Бетховен ро­дился в конце 1770 года в западногерманском городе Бонне, на берегу Рейна. В те времена Бонн был резиденцией Кёльнского курфюрста.

Имя будущему великому композитору дали в честь его деда по отцу, фламандца по происхождению. Переселившись в Бонн он поступил на службу в капеллу курфюрста в качестве певцам басиста (баса). Он не только пел в хоре, но и исполнял сольные вокальные партии в операх и ораториях, а потом стал капельмейстером. В той же капелле служил певцом-тенористом (тенором) и его сын Иоганн, женившийся на дочери придворного повара. Иоганн также давал уроки пения, игры на клавесине и скрипке, теории музыки. Человек музыкально одаренный, он, однако, вел себя легкомысленно и постепенно пристрастился к алкоголю. Заметив выдающиеся музыкальные способности у своего маленького сына Людвига, Иоганн ван Бетховен решил сделать из него виртуоза-вундеркинда - возможно, под влияни­ем рассказов о чудо-ребенке, каким был в свое время Моцарт. Отец безжалостно заставлял малыша по многу часов трениро­ваться, иногда даже ночью, разучивая на клавире скучные уп­ражнения. Когда же публичные выступления маленького виртуо­за (первое - в семилетнем возрасте) не принесли больших зара­ботков, Иоганн перепоручил музыкальное образование Людвига своим малодаровитым приятелям.

К счастью, в 1780 году учителем Людвига стал Кристиан Готлоб Нбфе, приглашенный в Бонн руководить придворным музыкальным театром, а затем занявший и должность придвор­ного органиста. Нефе был серьезным и разносторонним профес­сионалом - композитором, органистом, клавиристом, дириже­ром, музыкальным писателем, человеком широких общекультур­ных интересов и передовых взглядов. Он занимался с Людвигом композицией, игрой на органе и фортепиано. Благодаря Нефе юный Бетховен основательно изучил прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и другие произведения Баха, а также музыку Генделя, Гайдна, Моцарта. Нефе помог издать первые сочинения двенадцатилетнего Бетховена - вариа­ции и три сонаты (так называемые «юношеские») для фортепиа­но. В одиннадцать лет Людвиг стал помощником органиста, а в тринадцать - органистом и пианистом-койцертмейстером боннской капеллы. По совету Нефе он самостоятельно и с помощью друзей пополнял свое образование, много читал, изу­чал латинский, древнегреческий, французский и итальянский языки.

Весной 1787 года Бетховен совершил поездку в Вену. Он го­рел желанием брать уроки у Моцарта, которого привел в восторг своими сочинениями и пламенными импровизациями на форте­пиано. «Обратите внимание на него! - воскликнул Моцарт. - Он всех заставит о себе говорить!» Но вскоре пришло известие о тяжелой болезни матери Бетховена, которую он любил всей ду­шой. Поспешив возвратиться в Бонн, Людвиг едва успел застать ее в живых.

В 1789 году Бетховен некоторое время был вольнослушате­лем философского факультета Боннского университета. Вместе со свободолюбиво настроенными профессорами и студентами он горячо приветствовал революцию, происшедшую тогда в сосед­ней стране - Франции. К этому времени юному Бетховену пришлось стать кормильцем семьи, заботиться о двух младших! братьях, так как его отец, окончательно спившийся, был уволен I из капеллы. Кроме службы органистом и клавиристом Людвиг стал еще играть на альте в капелле и в придворном оркестре.


Юный Бетховен импровизирует в доме Моцарта в Вене (1787 г.)

Первые венские годы. Ранний период творчества. Глубокой осенью 1792 года Бетховен приехал в Вену. С той поры и до конца жизни он был жителем этого города, лишь иногда временно покидая его - сначала для концертных поездок, потом - выезжая в ближние загородные и курортные места для отдыха и; поправки здоровья. Братья его уже подросли, отец вскоре умер. В 1794 году Кёльнское курфюршество было занято французски­ми войсками, а позднее, после падения наполеоновской импе­рии, его присоединили к Пруссии. В Бонне Бетховену уже не: довелось более побывать. Но теплые воспоминания о родном крае, о живописных берегах Рейна он сохранил навсегда.

В течение года Бетховен брал уроки и Гайдна – до его второй поездки в Англию. Гайдн называл Бетховена своим любимым учеником, оказывал ему материальную поддержку. Тем не менее, как уже отмечалось, полного творческого взаимопонимания между ними не возникло. Поэтому Бетховен, параллельно с уроками Гайдна и после его отъезда, занимался по композиции у других венских музыкантов, в частности у Антонио Сальери.

Бетховен за роялем.

Через год-другой Бетховен приобрел в Вене известность как непревзойденный пианист-виртуоз. Он поражал слушателей вдохновенным исполнением главным образом собственных про­изведений и бурными импровизациями на любую заданную те­му. Чаще всего ему приходилось играть в салонах венской знати. У него завязалось знакомство со многими аристократами, среди которых было немало просвещенных любителей музыки. Дер­жался он с высокопоставленными лицами очень независимо, сознавая превосходство, дарованное ему самой природой. В од­ном из его писем сказано: «Князей было и будет тысячи, Бетхо­вен же только один».

Первое публичное выступление Бетховена состоялось в 1795 году в благотворительном концерте в пользу вдов и сирот музы­кантов. Предполагается, что он исполнил свой Второй фортепи­анный концерт, оркестром дирижировал Сальери. Через год с большим успехом прошли концертные поездки Бетховена в Прагу, Дрезден, Берлин и Братиславу, спустя еще два года - вновь в Прагу.

За первое десятилетие, проведенное в Вене, Бетховен напи­сал более ста произведений. В их число вошли около двадцати сонат и три концерта для фортепиано, трио, квартеты, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано, под конец появились Первая и Вторая симфонии. Имя Бетховена начали ставить в один ряд с именами Гайдна и Моцарта. При несомненно стилистическом родстве с их музыкой, в раннем творчестве Бетховена проявилось немало новых, оригинальных черт. Так, тогда уже родились такие небывалые по страстной драматической силе произведения, как его «Патетическая» и «Лунная» фортепианные сонаты.

Преодоление тяжелого кризиса. Расцвет творчества. В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил первые признаки надвигавшейся на него болезни, особенно страшной для музыка он постепенно глохнул. Пришлось отказаться от концерта поездок, а позднее - вообще от сольных выступлений. Скрыть от окружающих свой недуг, Бетховен становился, замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. И осенью 1802 года Бетховен в отчаянии дошел до мысли о самоубийстве. Это состояние отразилось в трагическом содержанию письме («Гейлигенштадтское завещание»), которое он написал своим двум братьям, находясь на лечении в местечке Гейлигенштадт близ Вены. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь своему искусству. Внутренний слух остался у него неповреждённым, он мог продолжать сочинять музыку - выполнять свое художественное призвание. Смело бросил он в лицо постигшему его несчастью гордые слова: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся».

И после преодоления тяжелого душевного кризиса начался период высокого расцвета бетховенского творчества. Его возгла­вила монументальная Третья симфония. Бетховен хотел посвя­тить ее Наполеону Бонапарту. Но узнав, что тот провозгласил себя французским императором, изменил свое намерение и дал симфонии обобщенное название - «Героическая». Далее после­довала вереница героико-драматических произведений - таких, как фортепианная соната «Аппассионата» («Страстная»), Пятая и Седьмая симфонии, «Крейцерова соната» для скрипки и форте­пиано, Четвертый и Пятый фортепианные концерты, оркестро­вые увертюры «Кориолан» и «Эгмонт».

Увлеченно работая над тремя редакциями своей единствен­ной оперы «Фиделио», Бетховен написал к ней четыре увертю­ры, лучшая из которых, известная как «Леонора № 3», часто отдельно исполняется в концертах. Леонора - героиня оперы, которая под именем Фиделио, переодевшись мужчиной, самоот­верженно спасает своего мужа, брошенного в тюрьму жестоким тираном.

С героико-драматическими произведениями у Бетховена че­редовались сочинения, воспевающие красоту природы, блещу­щие радостной энергией, юмором. Это Четвертая, Шестая («Пасторальная») и Восьмая симфонии, скрипичный концерт, фортепианная соната «Аврора», ряд струнных квартетов. Среди разнохарактерных песен Бетховена для голоса и фортепиано на стихи немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте есть сатириче­ская «Песня о блохе». Впоследствии на те же слова написал свою «Песню о блохе» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Перу Бетховена принадлежат многочисленные об­работки народных песен - ирландских, шотландских, уэльских и других (в том числе трех русских) для голоса с сопровождени­ем инструментального трио.

Постепенно слава Бетховена распространилась далеко за пределы Австрии.

Последний период жизни и творчества. В 1809 году наполео­новская армия, ведшая уже не революционные, а захватнические войны, заняла Вену. После этого Австрии пришлось заключить мирный договор с Францией, по которому она фактически ста­новилась зависимым государством. Через несколько лет национально – освободительное движение во многих странах, а также! действия войск Австрии, Пруссии, России и Англии привели крушению наполеоновской империи. В 1814-1815 годах в столице Австрии заседал Венский конгресс - собрание представи­телей от держав-победительниц, решавшее вопросы политического и территориального послевоенного переустройства Европы. В дни конгресса музыка Бетховена особенно часто звучала Вене. Концерты с исполнением его произведений проходили триумфальным успехом при переполненных залах. Оперу «Фиделио» возобновили в пышной постановке.

Волна национально-патриотических настроений увлекла Бетховена. Однако после Венского конгресса Австрия стала цен­тром европейской реакции, стремившейся полностью восстановить и навсегда закрепить феодально-монархические порядки, такой обстановке, тягостной для свободолюбивой натуры Бетховена, прошли его последние годы. Он смело высказывал свои взгляды, о чем тайная полиция доносила властям. Однако они сочли за лучшее смотреть на это сквозь пальцы и не преследовать всемирно прославленного музыканта.

Бетховен за сочинением

«Торжественной мессы»

Тяжело сложились для Бетховена личные обстоятельства. Глухота его постепенно стала полной. Не помогал больше и специально сконструированный слуховой аппарат. С друзьями Бет­ховен беседовал при помощи разговорных тетрадей, куда собе­седники записывали свои вопросы и получали на них ответы. Выступления в качестве пианиста и дирижера ему в конце кон­цов пришлось прекратить.

В 1815 году умер один из братьев Бетховена. Зная легкомыс­ленный характер своей жены, он перед смертью завещал стар­шему брату опекать своего малолетнего сына Карла. Бетховен, у которого не было собственной семьи, стал с отеческой любовью заботиться о племяннике. Но много тяжелых переживаний до­ставили ему длительная судебная тяжба со вдовой брата по пово­ду опеки и безответственное, неблагодарное поведение самого Карла.

При всех труднейших обстоятельствах жизни поразительны новые высокие достижения Бетховена в его позднем творчестве. Среди произведений, написанных им во второй половине 1810-х годов и в 1820-е годы, - цикл из шести песен «К далекой воз­любленной», пять последних фортепианных сонат (№ 28-32), пять последних струнных квартетов (№ 12-16), Четвертая и Пя­тая сонаты для виолончели и фортепиано, ряд фортепианных багателей, а также два монументальных сочинения - «Тор­жественная месса» для хора, солистов и оркестра и Девятая сим­фония. Наиболее сложны по музыкальному языку поздние бетховенские квартеты. В них чрезвычайно остры контрасты в во­площении глубоких философских раздумий и драматических душевных порывов.

А для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввел в финал симфо­нии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величест­венный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Последними сочинениями композитора явились струнные квартеты. Тяжелое заболевание, потребовавшее нескольких опе­раций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 .марта 1827 года. В день его похорон были отмене­ны занятия во всех венских школах. За гробом великого музы­канта шла двадцатитысячная толпа людей.

Вопросы и задания

1.Дайте общую характеристику исторического положения и исторического
значения творчества Бетховена.

2. Расскажите о семье, о детских и юных годах Бетховена. Как произошло;
его знакомство с Моцартом?

3. При каких обстоятельствах Бетховен переехал из Бонна в Вену?

4. Как начал свою деятельность в Вене Бетховен-пианист и Бетховен-
композитор?

5. Как Бетховен преодолел тяжелый душевный кризис и как наступил расцвет его творчества? Какие его произведения тогда возникли?

6. Расскажите о поздних годах жизни и творчества Бетховена. Назовите его
основные произведения, созданные в этот период.

7. Какие слова использованы в финале Девятой симфонии Бетховена?

«Патетическая соната»

В 1799 году Бетховен опубликовал свою фортепианную со­нату до минор № 8, написанную годом ранее. Он сам назвал ее «Патетической». В ней оказалось так много нового, необычного что вокруг разгорелись споры как по поводу оперной премьеры.

Необычно для классической сонаты уже то, что в этом про­изведении, подобно симфонии Гайдна ми-бемоль мажор, первая часть начинается медленным вступлением. И оно еще дваж­ды напоминает о себе в сонатном allegro - перед разработкой в начале коды. Но у Гайдна таинственное сумрачное вступление в целом контрастирует жизнерадостной танцевальной экспози­ции. А у Бетховена медленное вступление к «Патетической сона­те» само по себе остроконтрастно начиная с первого такта:

Здесь сразу же слышится конфликтное сопоставление двух образных элементов. Это громовой аккордовый удар, похожий на грозное повеление судьбы, и ответный - тихий, скорбный, но упорно возражающий мотив-возглас. И далее вступление раз­вертывается как напряженный диалог - словно в театральном произведении, в трагедии или в трагической сцене из оперы. Диалог построен на вариантах этих двух контрастных элементов. Второй из них (мотив-возглас) постепенно все смелее порывает­ся вперед, ввысь. И после второй виртуозной пассажной «вспышки» накопившаяся энергия как бы переливается в стре­мительную тему главной партии сонатного allegro. Теперь это страстные порывы, смелые взлеты и спуски на фоне непре­рывного и тревожного ритмического движения баса:

Напряженная главная партия перерастает в бурную разма­шистую связующую партию, подводящую к побочной пар­тии. Это тоже страстно воодушевленная как бы окрыленная те­ма. Ее взволнованный характер подчеркнут; необычной для клас­сических правил тональностью ми-бемоль минор (обычной здесь была бы тональность ми-бемоль мажор, параллельная главной - до минору):

Экспозицию завершает заключительная партия ми-бемоль мажоре - с бурными стремительными пассажами и появлением в конце фрагмента темы главной партии. И - после повторения экспозиции - просветленному ми-бемоль мажор заключительной партии противопоставляется сумрачный ее минор, в котором возобновляется тема медленного вступления. Но тут неожиданно происходит поворот в далекую тональность ми минор, в которой начинается разработка с возвращение* к стремительному темпу. Она небольшая по протяженности, не очень драматична. Здесь сперва в совместном порыве чередуются фрагмент темы главной партии и мотив-возглас из вступления:

В репризе значительно сжата связующая партия. Не­много сокращена также побочная партия, которая сначала зву­чит в фа миноре и только затем в основной тональности до минор. Это делает репризу еще более динамичной. А в мо­мент, когда она подошла к самому концу, начинается кода. Вдруг опять слышатся - как многозначительное напоминание - скорбные мотивы-возгласы из вступления. Но их «отметает» еще один смелый взлет темы главной партии, завершая первую часть.

Вторая часть сонаты (в ля-бемоль мажоре) обозначена ком­позитором как «Adagio cantabile» - «Медленно, певуче». Этим он подчеркнул сосредоточенный и задушевный характер ее основ­ной темы (Adagio имеет трехчастное строение). Тема восприни­мается как мудрое и проникновенное, исполненное возвышен­ного благородства размышление, наступившее после конфликтов и бурь, слышавшихся в первой части:

В симфонии эту прекрасную мелодию могли бы спеть вио­лончели, а в опере - бархатный низкий женский голос. Когда же она тотчас повторяется октавой выше, можно представить себе, что ее поют скрипки.

Во второй теме (с такта 17) Чудятся успокаивающие, тихие отзвуки голосов природы. А еще одна, третья тема имеет су­мрачный характер (ее тональность - ля-бемоль минор). Она сопровождается напряженно пульсирующими триолями. И в ее кульминации проступают тревожные восклицания:

Когда же в последний раз возвращается первая тема, в нее переходит взволнованное триольное сопровождение к мелодии.; Однако вся вторая часть заканчивается мягко успокаивающей краткой кодой.

Третью часть сонаты, финал, как обычно, роднят с первой частью тональность до минор и быстрый темп. Но непривычно здесь и мелодическое сходство обаятельной основной темы с напевной темой побочной партии первой части. Вместе с таким! родством в тему финала проникает оттенок легкой грусти. Но ее новое качество - легкокрылая грациозная танцевальность:

Эта тема повторяется в финале четыре раза - как рефрен формы рондо. А между ее повторами возникают три эпизода. Они оттеняют рефрен словно игровые эпизоды в хороводном танце. Из эпизодов первый и третий - одинаковые в тематиче­ском отношении, но один звучит в ми-бемоль мажоре, а другой в до миноре, то есть как побочная партия сонатного allegro в экспозиции и репризе. Второй же, центральный эпизод (в то­нальности ля-бемоль мажор, с применением полифонических приемов) выполняет роль разработки:

Так складывается общая форма финала - рондо-соната. За­вершается же он энергичной кодой с решительной мужест­венной концовкой в качестве итога образного развития всего цикла:

Вопросы и задания

2. Что явилось необычным в форме первой части сонаты? Как построено
вступление к этой части?

3. Охарактеризуйте основные темы и разделы сонатного а11е§го в первой
части сонаты.

4. Каков характер основных тем и коды второй части сонаты?

5. В чем заключается связь финала с первой частью сонаты и как он по­
строен? Напойте его основную тему.

  • Анализ различных концепций свободы можно найти у Vartin Bronfenbrenner,"Two Concepts ofEconomic Freedom," Ethics,LXV (April 1955). 157-170

  • Людвиг ван Бетховен

    Бетховен, Людвиг ван (Beethoven, Ludwig van) (1770-1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

    Происхождение. Детство и юность

    Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

    Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

    Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г. Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь хорошо темперированный клавир И.С. Баха).

    Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену - в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой - его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

    Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г. Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г. Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»