Доброе отношение ко всему живому - Ислам-Индерка.рф. Воспитание бережного отношения ко всему живому Доброе отношение ко всему живому лучше наказания

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Григорьева О.В.

Животные в доме – это всегда проблематично, особенно, если дома еще и маленький ребенок. Но на другой чаше весов не только радость вашего малыша от общения с живой природой, но и бесспорная воспитательная ценность.

И речь тут не только о бережном отношении ко всему живому – у ребенка формируются такие качества, как сострадание, милосердие, доброта и ответственность. Кроме того, малыш очень рано начинает понимать разницу между игрушкой и живым существом, учится правильно гладить, кормить – это позволяет избежать в будущем таких казусов, когда вы с умилением показываете ребенку пушистого котенка, а он радостно выдирает у бедняги клок шерсти.

Если задуматься о будущем вашего малыша, то вы можете быть на сто процентов уверены, что в компании подростков, распинающих на заборе собаку и надувающих через соломинку лягушек, вашего ребенка нет.

Конечно, мало просто завести дома животное и ждать положительных результатов воспитания. Все дальнейшее зависит только от Вас, родителей. И самое главное – это не то, то Вы будете говорить и объяснять, а то, как Вы сами будете относиться к питомцу. Ведь родительский пример – плохой или хороший – всегда значит гораздо больше, чем слова. Итак, от Вас – выбор и поселение питомца в доме, его чистка и кормление, уход за ним с лаской, вниманием и добротой.

Выбор питомца – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Коты и собаки – животные сложные, индивидуальные, и зачастую не очень подходят для содержания в одной квартире с маленьким ребенком.

Для начала, если нет каких-то медицинских противопоказаний, связанных с жестким контролем влажности воздуха, желательно установить в комнате аквариум с рыбками. Чем больше объем – тем меньше потом ухода; хорошо подойдет аквариум на 30-40 л.: зеленые растения, рыбки, свет, продувка воздухом – все это превращает аквариум в своеобразную меняющуюся игрушку для деток до года. В 3-4 месяца крик и недовольство Вашего малыша быстро проходят, стоит только его поднести посмотреть на подводный мир. Аквариум также благотворно влияет на нервную систему, так что и уставшей маме, и беспокойному малышу просто полезно иногда посмотреть на завораживающую игру разноцветных рыбок.

Следует только помнить – когда Ваш малыш начнет ходить, он наверняка заинтересуется оборудованием и крышкой аквариума; поэтому лучше заранее найти безопасное место, чтобы исключить возможные неприятности.

Ребенок подрастает – и его уже не устраивает просто смотреть: все надо потрогать. С полутора лет он уже настолько взрослый, что можно заводить морскую свинку. Выбор этот не случайный: из всех домашних животных это наиболее безопасный и неприхотливый зверек. Во-первых, морская свинка считается наименее способной вызывать аллергию у ребенка; во-вторых, она никогда не укусит и стерпит, если ребенок бессознательно причинит ей боль; в-третьих, она достаточно крупная, чтобы с ней можно было играть и слишком спокойная, чтобы постоянно убегать.

Как же познакомить ребенка с питомцем?

Вначале только показывать ее, держа в руках, рассказывая, кто это и что ЕГО надо гладить, потому что ОН хороший. Ребенок четко улавливает интонацию, с какой родитель обращается к свинке. Желание схватить и поиграть надо ласково, но твердо пресечь – она живая, ей будет больно. Нужно сказать, что свинку надо гладить – показать как. Детей привлекает эта новая «меховая игрушка», они начинают «находить» у нее ушки, глазки, носик, лапки – проводить параллель с собой: показывать, что у них тоже есть и глазки, и носик, и т.д. Главное – чтобы этот процесс проходил под надзором и с коррекцией родителей.

Спустя какое-то время дети уже умеют правильно гладить свинок, а через несколько месяцев уже и правильно переносят свинку с места на место. Многие спокойно оставляют морскую свинку гулять по дивану вместе с малышом – из их опыта это никому вреда не приносит. Были случаи, когда дети показывали родителям, куда убежала морская свинка, свалившись с дивана, если сами не могли занести ее на место; показывали на ранку, которую нанес свинке кот и участвовали в процессе лечения; все дети охотно кормят морских свинок – и все это до двух лет! К слову, в более старшем возрасте морские свинки не так привлекательны – дети от пяти лет уже хотят собак, кошек, даже ручных крыс – они подвижны, с ними проще придумать игру, дрессировать их. Но для несмышленышей лучший друг – морская свинка.

И с точки зрения родителей морские свинки наиболее приемлемы в качестве домашних животных – они требуют минимального ухода, непривередливы в пище (скорее, помощь хозяйкам, потому что приятнее скормить остатки каши свинкам, чем выбрасывать продукт в мусорку, свинкам «выбрасываются» очистки от картошки, капустные кочерыжки и т.д.), а самое главное – от них нет неприятного специфического запаха, как от хомяков и крыс.

Итак, не бойтесь, если рядом с Вашим малышом будет четвероногий друг – при правильном подходе ничего, кроме пользы, это не принесет.

Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть

Известно отношение к кошкам проповедника ислама и передатчика хадисов о жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) по прозвищу Абу Хурайра («отец кошечки»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку. Другое его известное прозвище Абу Хирр («отец кота»).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве одежды, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза. Хотя, я думаю, гладил он ее много раз.

Жена Пророка Мухаммада Айша во время молитвы увидела, что кошка поела стоящую на полу еду. Завершив молитву, она стала есть после животного, сказав, что Пророк делал омовение водой, которую они пили. В одном из хадисов говорится: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова своей матери о том, как ее хозяйка послала ее с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они – ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка» (хадис Дауд, рассказал Джабир ибн Абдулла).

"Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями”
(Бухари и Муслим).

“Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку.
И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: “О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: “Награда будет за доброе отношение ко всему живому”
(Бухари и Муслим)

Мусульманин обязан уважать установки религии и быть милосердным по отношению к творениям Аллаха. Религия Ислам повелевает уважать права людей, то также считаться с правами всевозможных живых созданий.

Насколько человек милосерден к людям, настолько он должен быть милосерден и к животным, птицам. Держать птиц в клетках, не кормить и не поить животных во время, перевозить у них на спинах слишком тяжелую поклажу, бить, ударять по особенно больным местам – каждый из этих поступков будет грехом. Из этого хадиса становится известно, что за очень маленькие добрые дела могут проститься большие грехи.

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Однажды по дороге шел человек, и его мучала жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Неужели нам и за доброе отношение к животным будет награда?» Он сказал: «Награда будет за доброе отношение ко всему живому».

Становится ясно, что Господь может простить человека в нескольких случаях:

1. Если тот покается. Нет грехов, которые бы не исчезли от покаяния, совершенного по всем условиям. Нет человека, не имеющего права на покаяние. Это общее правило. От покаяния не только исчезают грехи, но и само оно может быть зачтено как святое дело.

2. Если тот будет молиться и просить у Аллаха о прощении грехов. В большинстве случаев человек одновременно и раскаивается в совершенных грехах, однако это не обязательно при покаянии. Человек может покаяться и не молиться о прощении грехов и просить о прощении грехов, но не покаяться. Просить прощения грехов, безусловно, нужно. И Аллах может простить.

3. Если тот совершает благочестивый поступок: «Почему же среди поколений, живших до вас, оказалось совсем немного достойных людей, выступавших против нечестия, - из числа тех, которых Мы спасли? А те, которые были нечестивы, предпочли дарованные им (мирские блага) и стали (тем самым) грешниками » (11:116). Нельзя сказать, что любое святое дело ликвидирует любое злодеяние. Шариат не разрешает содеять зло человеку, говорившему: «Мои святые дела ликвидируют мои грехи» . Однако из-за благочестивых дел (если те будут приняты Аллахом) дурные поступки могут быть уничтожены. Даже очень большие грехи могут быть прощены из-за добрых дел. Примером служит рассказанный в хадисе поступок этого человека. Чтобы дело считалось благим, недостаточно внешних признаков - оно должно быть выполнено по совести. Внешним признаком служит прекращение человеком греховных поступков. Не всякое богослужение (намаз) препятствует разврату и греховным поступкам, а только такое, которое принято Аллахом.

4. Если тот прочитает ду’а за мусульман или другие мусульмане почитают ду’а за него. Есть доказательства того, что эти поступки могут служить причиной прощения грехов.

5. Если тот повстречает в жизни невзгоды, утраты, горе. Пророки попадали в большие беды. Среди современников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) тоже было много тех, кто видел серьезные бедствия. Говорят, что госпожа ’Айша (жена Пророка Мухаммада) всю жизнь каялась и плакала из-за своей поездки в Басру. Рассказывают, что ’Али (четвертый праведный халиф) после событий в Сафине погрузился в печаль и говорил: «Чем видеть эти дни, лучше бы перешел в загробный мир!».

Исламское предание (сунна) об отношении к животным
ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ
103. От Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Некая женщина была наказана из-за кошки. Она держала ее взаперти до тех пор, пока та не умерла. Так вошла она из-за нее в Ад. Она не кормила и не поила ее, и не дала ей возможности питаться земными тварями”.
(Бухари и Муслим. Редакция Муслима)

104. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Однажды по дороге шел человек, и его замучила жажда, и тут он нашел колодец, спустился туда и напился. Потом он выбрался из него, а там собака, высунув язык, грызет сырую землю от жажды. И сказал человек: «Эта собака изнурена жаждой так же, как был изнурен ею я». И он, спустившись в колодец, наполнил свою туфлю водой и, держа ее в зубах, выбрался и напоил собаку. И Аллах был благодарен ему и простил все его грехи”. Люди сказали: "О Посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?” Он сказал: "Награда будет за доброе отношение ко всему живому”.
(Бухари и Муслим. Редакция Бухари)
А в другом хадисе, приведенном у Бухари, сказано:
"И Аллах был благодарен ему, и простил его грехи, и ввел его в Рай”.

________________________________________
105. От Абу Я‘ли Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха сказал:
"Аллах предписал блюсти совершенство во всем. Итак, ежели вам придется убить, то сделайте это как надлежит, а ежели зарезать животное, то и в этом будьте совершенны. И пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и облегчит (муки) животному”.
(Муслим
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил убивать четырех животных: муравьев, пчел, удода и сорокопута.
Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, а Ибн Хиббан назвал его достоверным

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой».
Этот хадис передал Муслим

Передают, что Шаддад ибн Аус, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах предписал умение во всех делах. Если убиваете, то убивайте надлежащим образом, если же зарезаете, то зарезайте надлежащим образом. И пусть каждый из вас заточит свой клинок и не причиняет страданий жертве».
Этот хадис передал Муслим.

Сообщается, что Са‘ид бин Джубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«(Однажды,) когда я (вместе с другими) находился в обществе Ибн ‘Умара, он прошёл мимо юношей (или: группы людей), которые привязали к чему-то курицу и стали в неё стрелять. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар сказал: "Кто сделал это? Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех, кто занимался этим!”»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал (таких людей), которые отрезали части тела ещё живых животных!»
(Сахих аль – Бухари)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: (эта блудница) сняла башмак, привязала его к своему покрывалу и зачерпнула для неё воды, и за это простились ей (её грехи)».
(Сахих аль – Бухари)

Слова Аллаха Всевышнего "и расселил на ней1 разных животных” ("Корова”, 164; "Лукман”, 10).
1329. (3297). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь с минбара, сказал: "Убивайте змей, и убивайте змей с двумя полосами на спине, и убивайте куцых змей2, ибо они могут лишить зрения и вызывают у беременных выкидыши”».
‘Абдуллах (бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:
«Однажды, когда я гонялся за змеёй, чтобы убить её, Абу Любаба сказал мне: "Не убивай её!” Я сказал: "Но ведь убивать змей велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!” Он сказал: "Поистине, потом он запретил убивать змей, живущих в домах”».
(Передатчик этого хадиса сказал):
«(Такие змеи называются) "аль-‘авамир”».
Защита от опасных зверей и насекомых

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды один человек пришёл к пророку  и сказал: "О посланник Аллаха, чего я только не натерпелся от скорпиона, который ужалил меня вчера!" В ответ ему пророк  сказал: «Поистине, если бы вечером ты сказал: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он сотворил", - он не причинил бы тебе вреда!»15 Муслим 2709.

Также посланник Аллаха  сказал: «Тот, кто вечером трижды скажет: "Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он сотворил", - будет защищён в эту ночь от укуса змеи». аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. "Сахиху-Ттаргъиб” 749.

اَعُوذُبِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِِِِِِ مِنْ شَرِّمَاخَلَقَ

/А‘узу бикалимати-Лляхи ттаммати мин шарри ма хъалякъ/.

Запрещено убивать пчел, муравьев, удодов, сорок, жаб и лягушек.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что "посланник Аллаха (c) запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сороку (сард)”. Ахмад 1/332, Абу Дауд 5267. Имам Ибн Хиббан и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам аль-Байхакъи сказал: "В этом хадисе доказательство на запрещение употребления в пищу того, что запрещено убивать. И если бы есть это было дозволенно, то пророк (c) не запретил бы их убивать!” См. "Субулю-Ссалям” 4/107.
‘Абд ар-Рахман ибн ‘Усман рассказывал: "Некий лекарь спросил посланника Аллаха (c) об изготовлении лекарства из лягушек (жаб), и он запретил их убивать”. Ахмад 15197, ад-Дарими 1998. Хадис хороший.
‘Абдуллах ибн ‘Амр говорил: "Не убивайте лягушек, ибо их кваканье прославление Аллаха!” аль-Байхакъи в "Сунануль-кубра” 19166. Достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, ан-Науауи и хафиз Ибн аль-Муляккъин.
Нельзя есть то, что велено убивать
В хадисах пришло веление убивать змей, злых собак, мышей, коршунов, воронов, скорпионов и ящериц.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что пророк (c) сказал: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку». аль-Бухари 3314, Муслим 1198.
Са’д ибн Аби Уаккъас рассказывал: "Пророк (c) повелевал убивать ящериц”. Муслим 2238.
В хадисе речь идет о маленьких ящерицах (уазгъ), а что касается варанов, то употреблять в пищу их не запрещено. От Ибн ‘Умара сообщается, что когда пророка (c) спросили о варане, можно ли его есть, он (c) сказал: «Я его не ем, но и не запрещаю». аль-Бухари 5536, Муслим 1943.
Посланник Аллаха (c) сказал: «Убивайте змей и скорпионов, даже если вы находитесь в молитве». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 1151.
Однако, если змея заползла в дом, то ее нельзя убивать, ибо это может быть джин. Следует велеть ей покинуть дом и подождать три дня, после чего если она не выйдет, то ее можно убить, ибо это шайтан. См. "Сахих Муслим” 2236.

О запрещении убивать животное без причины
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (c) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день». Его спросили: "О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (c) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. также "Сахиху-ттаргъиб” 1/631.
Однажды Ибн ‘Умар проходил мимо юношей, сделавших своей мишенью курицу и принявшихся стрелять в неё из луков, отдавая её хозяину каждую стрелу, которая не попадала в цель. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар сказал: "Кто сделал это? Да проклянёт Аллах занимавшихся этим! Поистине, посланник Аллаха (c) проклинал, делавших мишенями для себя то, в чём есть душа!” аль-Бухари 5515, Муслим 1958.
О проявлении милосердия к животному
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (c) сказал: «Кто проявит милосердие во время жертвоприношения, к тому Своё милосердие проявит Аллах в День воскрешения»”. аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад” 381. Ибн ‘Ади в "аль-Камиль” 2/259. Хадис хороший.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (c), проходил мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него. Пророк (c) спросил этого человека: «Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?! Неужели ты хочешь умертвить её дважды?!»” ат-Табарани в "аль-Кабир” 3/140/1 и "аль-Аусат” 1/31. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
О запретности поношения петуха
1730. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не ругайте петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы! (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
О запрещении держать собаку, если только (её не держат) для охоты или для охраны скота или посевов
1688. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Награда за (добрые дела) того человека, который держит собаку, ежедневно уменьшается на два карата, если только (он не держит) её для охоты или охраны скота». (Аль-Бухари; Муслим)
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...на карат.
1689. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, награда за дела того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на карат, если только собака (эта не предназначается для охраны) пашни или скота. (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,
сказал);
Награда того, кто держит собаку не для охоты и не для (охраны) земли и скота, каждый день уменьшается на два карата.
(Сахих аль – Бухари)
О запрещении подвергать мукам огня любое живое существо, даже если дело касается муравья и подобных ему тварей
1609. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправивший нас в военный поход, сказал нам: «Если встретите такого-то и такого-то», - имея в виду двух курайшитов, имена которых он назвал, - «сожгите их!» А потом, когда мы уже хотели двинуться в путь, он сказал: «Поистине, я велел вам сжечь такого-то и такого-то, но, поистине, мукам огня вправе подвергать один лишь Аллах, (а поэтому) если вы найдёте этих двоих, то (просто) убейте их». (Аль-Бухари)
1610. Сообщается, что Ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы увидели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли её птенцов, а эта птица приблизилась (к нам) и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто заставил страдать эту птицу и её птенцов?! Верните их ей!» Когда же он увидел муравейник, который мы сожгли, то спросил: «Кто сжёг это?» Мы ответили: «Мы». Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Никто, кроме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня!» (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
(Сахих аль – Бухари

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший осла с выжженным на морде клеймом, выразил своё неодобрение этому.
(Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: «Клянусь Аллахом, я поставлю ему клеймо только на самом большом удалении от морды!», - после чего по его приказу его ослу прижгли бёдра, и он бы первым, кто поставил животному клеймо на бёдрах. (Муслим)
1608. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) мимо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл осёл, на морде которого было выжжено клеймо, и он сказал:

Да проклянёт Аллах того, кто заклеймил его! (Муслим) В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал наносить удары по лицу и клеймить морды животных.

Сердце верующего не должно быть куском плоти, который проявляет сострадание к одним созданиям и бездушен в отношении других. Помня о завете проявления хорошего отношения к другим, мы иногда не учитываем, что «другие» - это не только люди, но также и иные творения Аллаха, окружающие нас. Животные, птицы и даже растения. Наряду с уважением к человеческой душе мы также обязаны взращивать в наших сердцах уважение и милосердие к менее разумным существам нашего мира.

Всевышний Аллаха ограничил их в разуме и обязанностях, но каждое из этих созданий наделил духом – жизнью. К сожалению, некоторые не придают этому значения, суживая круг живого до себя и себе подобных. А ведь животные и птицы – такие же создания, просто немного другие, чем мы. И живость наших сердец должна отражаться не только в милосердии к людям, но и в милосердии к нашим меньшим братьям, как мы их иногда называем.

В Сунне приведены убедительные истории, из которых следует, что наказание и вознаграждение за то или иное отношение к животным – не менее серьезно, чем за большие грехи и благодеяния. Например, в одном из достоверных хадисов говорится: «Одна женщина подверглась мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и за это вошла в адское Пламя. Она не кормила и не поила её во время заточения и не отпускала её, чтобы та могла питаться сама, тем, что даёт земля» (Бухари, Муслим) В другом хадисе передается, что Абдулла ибн Джаъфар рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал справить нужду, то предпочитал скрываться за какой-то возвышенностью или в зарослях пальм, и в этот день он зашел в один из садов, принадлежавших некоему ансару. И к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошёл верблюд, который издавал дрожащий звук, выходящий из глубины горла, а из глаз его текли слёзы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погладил его по животу и за ушами, затем сказал: «Кто хозяин верблюда?» Тогда пришёл один юноша из ансаров и сказал: «Посланник Аллаха, он мой». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели ты не боишься Аллаха в том, что касается этого животного, над которым Аллах дал тебе власть?! Оно пожаловалось мне, что ты моришь его голодом и перегружаешь».

В другом хадисе говорится о вознаграждении, которое получил один из людей благодаря доброму отношению к собаке: «Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда - за все живое» (Аль‑Бухари).

Для многих не составляет большой проблемы убить муравья, паука или какое-либо другое насекомое или животное, просто бездушно раздавить, не чувствуя вины или упреков совести. А ведь за каждую из таких смертей придется нести ответственность. Ведь как сказано в хадисе, переданном ан-Насаи: «Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

Более того, мы не только не задумываемся, почему мы так делаем, мы даже не подозреваем, что убивая эту маленькую душу, мы прерываем жизнь создания, которое было верно своему Творцу и поминало его. Об этом сказано в Коране:

«Нет ничего, что не возносило бы Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 44)

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 49)

«Не видишь ли ты, как перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди?» (сура «аль-Хадж», «Паломничество», аят 18)

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они прославляли Нас вместе с Даудом» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 79)

У животных есть свой язык, чувства, привычки, характеры. Развивать эмпатию (сочувствие) к ним – это такая же обязанность, как и проявление доброты по отношению к людям. Наше «пространство живого», к чему мы относимся с трепетом, заботой и не нарушаем права должно расширяться за счет животных и иных живых творений Аллаха. И это кстати говоря не роскошь, которую могут себе позволить только особо просветленные, а обязанность, которую должен исполнять каждый верующий. И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах предписал делать добро (или делать хорошо) по отношению ко всему сущему» (Муслим).

Пусть Всевышний простит нам вред, который мы по несправедливости причинили Его творениям и дарует нам милосердие, которым впредь мы защитимся от нарушения чьих-либо прав, даже если это растение или насекомое.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»