Главнокомандующий объединенным флотом Исороку Ямамото: биография. Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте Конфликт с милитаристами

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Передо мной выцветшая от времени групповая фотография. На ней Ямамото Исороку, в те времена капитан 1-го ранга, вместе с более чем двадцатью другими офицерами, окончившими в один год с ним Военно-морскую академию. Снимок сделан в середине или в конце 1920 года, у входа в клуб морских офицеров.

Кроме Ямамото, можно узнать и других - тогда в расцвете сил; позднее все они стали адмиралами, занимали ключевые посты в императорском флоте Японии и влияли на судьбу целой нации. У одного улыбка сорвиголовы; лицо другого, высокого, торчит над остальной группой как водосточная труба; большинство - типичные морские волки, половина с усами по моде того времени. Однако верхняя губа Ямамото чисто выбрита; он поменьше ростом, и, судя по выражению, пойманному камерой, это человек мягкий, почти жалкий. Фотографии адмирала Ямамото Исороку, главнокомандующего Объединенного флота, столь популярные в печати военного времени, оставляют несколько другое впечатление - отчасти, несомненно, благодаря усилиям тех, кто фотографировал и публиковал снимки. А на том, о котором речь, этакий коротышка: чуть наклонился, чем-то удручен.

Соберите нескольких, не знающих, как выглядел Ямамото, и спросите, о ком из этих двадцати с небольшим скажешь, что он разработал впоследствии план атаки на Пёрл-Харбор и командовал флотом, осуществившим этот план, - вряд ли кто-нибудь выберет нужное лицо.

Ямамото Исороку и в самом деле невысокого роста. 18 апреля 1943 года, когда он отправился в свой последний полет с восточной взлетной полосы на Рабаул, младший офицер Хайяси Хироси, командир истребителя, сопровождавшего его, впервые увидел Ямамото. Хайяси, сам по себе крупной комплекции, признался, что ему пришла мысль: «Почему это главнокомандующий раза в два меньше меня?»

Рост его 5 футов 3 дюйма (около 160 см), весил он примерно 125–130 фунтов (56–58 кг); сложения чуть не по-женски хрупкого; с пальцами пианиста (как утверждает, одна хорошо его знавшая хозяйка ресторана). Правда, в отличие от пианиста он имел лишь восемь пальцев. Общеизвестно, что во время Цусимского сражения в результате прямого попадания русского снаряда в корабль «Ниссин», на котором Ямамото служил кадетом, ему оторвало у самого основания средний и указательный пальцы левой руки. Сам Ямамото вспоминал:

«С оглушительным грохотом снаряд врезался в еще остававшуюся носовую 8-дюймовую пушку. Ядовитый дым окутал носовую часть корабля, а меня чуть не снесло силой жестокого взрыва. Я проковылял несколько шагов - и тут обнаружил, что таблицы, что висели у меня на шее, исчезли, а два пальца левой руки отхвачены и висят на одной коже».

Отсюда можно предположить, что он сам верил в это многие годы. Но кажется, истина состоит в том, что разорвало одну из собственных пушек «Ниссина», - это случается, когда ослабленная сталь ствола - после перегрева из-за непрерывной стрельбы на нее обрушиваются холодные волны - уже не способна сдерживать газы при выстреле. Вражеский ли снаряд тому причиной или несчастный случай на борту собственного корабля, только Ямамото знали в квартале гейш Симбаси как Восемьдесят Сен - такое он получил прозвище (обычная плата за маникюр гейши, всех десяти пальцев, - одна иена). Помимо потерянных пальцев, на теле его остались от того инцидента и другие примечательные шрамы…

Для Ямамото его физические данные не играли роли. На упомянутом фото мы видим гладко выбритого интеллигента, без особых внешних отличий. Ничего от облика жестокого военного лидера, - однако отсюда ни в коей мере не следует, что он не соответствовал посту главнокомандующего Объединенного флота.

Кроме того, разглядывание фотографии вызывает разнообразные чувства у тех, кто знает этот период истории. Известный своей прямотой адмирал Инуе Сигейоси, возглавлявший бюро по морским делам в то время, когда Ямамото был заместителем министра, делил адмиралов на первоклассных и второсортных. Из четырех (редкое число), произведенных в это конкретное звание, - Сиозава, Йосида, Ямамото и Симада - только Ямамото достиг первого класса.

Йосида Зенго, предшественник Ямамото на посту главнокомандующего Объединенного флота, вернулся министром в морское министерство, когда Ямамото оставил этот пост. Видимо, Ямамото чувствовал, что Иосиде можно доверить ту работу, которой он занимался вместе с министром Йонаи; но Йосида вскоре оставил этот пост.

В сформированном Тодзио правительстве Симада Сигетаро стал морским министром и оставался на этой должности с начала войны (Ямамото погиб в бою) до того момента, пока Тодзио неохотно расстался с властью - в июле 1944 года, после падения Сайпана. Он столь рабски исполнял распоряжения Тодзио, что за спиной его именовали «лакеем Тодзио».

Невозможно избавиться от ощущения - лучше бы Ямамото в какое-то подходящее время сам вернулся в правительство. Покинь он флот и стань морским министром, - Японию, возможно, ожидала бы другая судьба (хотя в этом случае какой-нибудь японский убийца избавил бы от хлопот того американского пилота, который покончил с Ямамото несколько позже). Действительно, чтобы изучить карьеру Ямамото и ее связь с последней войной, надо знать и это время, и, опять же, что случилось бы, если бы… И вот с одного маленького из этих «если бы», представленных жизнью Ямамото, хотелось бы начать всю историю.

Это случилось (или, более точно, не случилось) в тот самый день, когда император назначил Ямамото главнокомандующим Объединенного флота.

В Японии сегодня имя Соримачи Эйичи знакомо многим. Ходил в ту же среднюю школу в Нагаоке, что и Ямамото, и, хотя младше на пять лет, стал одним из его закадычных друзей в родном округе. Двухтомный труд Соримачи под названием «Ямамото Исороку. Мужчина» описывает до мельчайших деталей атмосферу семьи Ямамото, его рождение и воспитание; пусть вся история преподносится тенденциозно и оспины выдаются за милые ямочки, а многие касающиеся героя неблаговидные вещи опускаются - все равно в ней содержится материал, который нельзя найти в других источниках.

Утром 30 августа 1939 года Соримачи сел на станции Сибата главной магистрали Уетсу в экспресс, отбывающий в Токио. В вагоне второго класса заметил своего старого знакомого Исивару Кандзи, в форме генерал-майора. Приветствовал Исивару и поинтересовался, куда тот направляется. Исивара ответил, что его назначили командующим 16-м дивизионом и он едет в Токио. Ему назначена аудиенция императора, и он намерен дать совет в том плане, что нынешнюю войну («китайский инцидент») следует остановить; хотел бы заявить то же самое и принцам Чичибу и Такамацу.

Знаю, что в этом вагоне полным-полно переодетых полицейских и агентов политической полиции, - сказал он, - но это мне не помешает заявить, что подобное занятие погубит Японию, если мы вовремя не остановимся. В самом деле, - продолжал он, - я также надеюсь увидеться с заместителем министра Ямамото. Он единственный человек на флоте, который может остановить войну… Я хотел бы встретиться с ним 3 сентября, - может быть, ты ему попозже позвонишь и скажешь, что я собираюсь увидеться с ним?

Исивара, который какое-то время был на короткой ноге с Ямамото, воспринимался в армейских кругах как что-то вроде еретика. Ярый сторонник учения «Ничирен», он верил, где-то через 2500 лет после смерти Будды (примерно в 2000 году) создадут что-то вроде «всемирного правительства», но на пути к нему разгорится война в беспрецедентных масштабах. Именно он планировал «маньчжурский инцидент», имея идею создания в Маньчжурии некоего идеального государства, в котором «будут жить в гармонии пять рас». В этих аспектах могло быть некоторое несовпадение его и Ямамото точек зрения, но, как только был развязан «китайский инцидент», он немедленно выступил с призывом к его локализации. Считал, что войска не следует использовать до начала «последней войны» человечества и инцидент необходимо быстро урегулировать, с тем чтобы избежать немедленной конфронтации с Америкой и Британией. По крайней мере в этом он, вероятно, нашел бы в Ямамото симпатизирующего ему слушателя.

Интересный отрывок из биографии адмирала Исороку Ямамото (автор Хироюки Агава), об
отношении адмирала к нетрадиционным методам определения способностей пилотов морской
авиации...


Краткая предыстория вопроса: в середине 1930-х годов японскую морскую авиацию преследовала
проблема высокой аварийности. Имелось мнение, что по крайней мере отчасти проблема порождена
неадекватной системой отбора кандидатов в морские летчики. И вот однажды глава отдела образования
департамента аэронавтики при Ямамото, капитан 1-го ранга Ониси Такидзиро (впоследствии -
«отец» эскадрилий камикадзе) позвонил Кувабаре, заместителю командира авиакорпуса Касумигаура,
сообщив ему необычную информацию...

"...Проводились различные расследования причин несчастных случаев; одна из щекотливых проблем —
как оценить потенциальных членов экипажей. Перед приемом курсанты и кадеты резерва тщательно
просеивались, подвергаясь тестам на способность к обучению и на физическое состояние; вслед за
тем строго проверялось их соответствие задачам, которые предстоит решать; даже при этом многие
после первых примерно шести месяцев оказывались неадекватными. Это не имело бы особого значения,
если бы отчисление их с курсов не влекло лишней траты денег и позора для отчисленных. Но на
практике еще до их отстранения по их вине много раз происходили несчастные случаи. Один или два
раза потеряны драгоценные жизни, а разрушение дорогого авиационного оборудования налагало
дальнейшие тяготы на бюджет, и без того ограниченный.

Для проведения тестов пригласили экспертов из департамента психологии Токийского императорского
университета. Отобранных для этой цели поначалу нашли в полном порядке, но позднее они часто не
оправдывали ожиданий. Казалось, экспериментальная психология мало чем помогает в определении
нужных способностей, а главной проблемой авиации все еще оставалось выявление соответствующих
кандидатов в пилоты. Глава отдела образования департамента аэронавтики при Ямамото, капитан 1-го
ранга Ониси Такидзиро (преданный сторонник Ямамото; к концу войны обрел известность как «отец»
эскадрилий самоубийц — камикадзе; ярый апологет войны до последнего солдата) однажды позвонил
Кувабаре, заместителю командира авиакорпуса Касумигаура. Вот суть того, что он сообщил:

— В школе моего тестя, директора средней школы Дзунтендо, среди выпускников есть весьма
необычный молодой человек, по имени Мизуно. Он изучал историю в университете, и его дипломная
работа касалась древних способов предсказания. Еще ребенком он увлекался хиромантией и
физиогномией. Прочитав как-то в газетах, что морская авиация недавно потеряла много самолетов,
он заявил: это потому, что во флоте применяются неверные методы отбора пилотов. «Склонен к
фантазиям», — подумал я. Но вот лично встретился с ним, и он сказал мне: узнать, годен ли человек
в пилоты, можно по ладони либо по лицу, а набирать пилотов партиями неверно.
Лично я не считаю, что на флоте пилотов набирают партиями, но тем не менее спросил, может ли
он сам определить соответствие того или иного. «О да!» — ответил он абсолютно уверенно.
Я пришлю его к вам в Касумигаура с рекомендательным письмом, — почему бы вам не послушать этого
человека, хотя бы ради шутки, и не дать ему возможность прочитать рисунок папиллярных линий на
ладонях ваших людей.

Кувабара, готовый ухватиться за любую соломинку, согласился встретиться с молодым человеком,
и в назначенный день Мизуно Йосито представился в корпусе, имея при себе рекомендательное
письмо Ониси. Время обеденное, со стороны аэродрома не иссякал поток людей в летных комбинезонах.
Кувабара предложил пригласить инструкторов после обеда — порядка ста двадцати человек: пусть
Мизуно испробует на них свои методы, разделив их на три разряда — их пригодности для какой-либо
работы или для полетов. Пообещал иметь под рукой список всех инструкторов с отметками об их
квалификации, приобретенной за долгий период времени.

Все собрались; Мизуно пристально рассматривал каждого по очереди пять-шесть секунд, а затем
присваивал категорию — А, В или С. Когда Кувабара с помощником сравнили эти ранги с отметками,
поставленными в списке, то, к своему изумлению, обнаружили, что ранги и отметки совпадают в 86
процентах случаев. В тот день собрали всех курсантов и подвергли той же процедуре; на этот раз
соответствие составило 87 процентов. Кувабара и другие были ошеломлены: этот молодой человек,
явно не связанный с миром авиации, за пять-шесть секунд сделал выводы, соответствующие более
чем в 80 процентах случаев заключениям, сделанным ими самими через месяцы, а то и годы после
прибытия курсанта в часть. Намеревались позабавиться, но вышло так, что надо все принимать
всерьез.

Узнав, что Мизуно до сих пор не нашел работы и волен приходить и уходить, когда ему
заблагорассудится, руководители базы оставили его в Касумигаура на ночь, чтобы побеседовать
с офицерами. Один офицер, по имени Нанамото, волновался, как ему быть с предстоящей женитьбой;
попросили Мизуно посмотреть на ладони этого офицера.

— У вас, видимо, нет четкого решения по поводу женитьбы, так? — обратился к нему Мизуно.
— Вам нужно в конце концов остановиться на первом варианте.

«Первый вариант» — девушка, с которой Нанамото помолвлен, — противоречил другому:
семья навязывала ему невесту ради материальной выгоды.

Еще Мизуно объявил, что, по его мнению, война разразится в течение года или около этого.
Кувабара возразил: даже если война и начнется, то не так скоро; все происходило летом 1936 года,
то есть за год до того, как вспыхнул «китайский инцидент». Потом, когда предсказание Мизуно
осуществилось, Кувабара спросил, что привело его к такой мысли.

— В детстве, когда впервые заинтересовался хиромантией и физиогномкой, — ответил Мизуно, — я
заметил, что многие шагают по улицам Токио с печатью смерти на лицах. Это ненормально, подумалось
мне, — не заметил такого в Осаке. А потом произошло великое землетрясение в Канто, и я все понял.
Точно так же сейчас: не могу отвести взгляда от многих женщин на улицах Токио — по их лицам видно,
что через год- два они станут вдовами. Так я пришел к выводу, что на этот раз не из-за природного
катаклизма потеряют они мужей.

Известный факт: в начале «китайского инцидента» 101-й дивизион — большинство в нем составляли
уроженцы Токио — понес тяжелые потери в боях под Шанхаем.

Как только Мизуно уехал, Кувабара позвонил Ониси.
— Знаете, — начал он, — в нем есть что-то скрытое от глаз. Подумать бы, нельзя ли как-то
использовать его методы при формировании экипажей; хотелось бы, чтобы он сам поглубже этим
занялся. Как бы принять его в штат, скажем на должность советника при департаменте аэронавтики,
чтобы облегчить ему доступ к частям морской авиации?

Ониси, очевидно, возражений не имел, поскольку сам проявил инициативу; Кувабара направил
рапорт на имя командования авиакорпуса Касумигаура: как доказали случаи проявления прирожденного
здравого смысла и иглоукалывание, древние и явно ненаучные методы вовсе не обязательно сбрасывать
со счетов; тут же привел мнение специалистов по статистике — совпадение в 60 процентах случаев
и более следует считать признаком достоверности.

Теперь Ониси предстояло познакомить с рапортом других и убедить их в разумности накопленных
рекомендаций. Представил его в бюро по персоналу и бюро по морским делам и попробовал уговорить
руководство принять Мизуно на работу в качестве советника, но везде встречал скептические усмешки.

— Слушай, не думаешь же ты в самом деле, что морской флот... — шептали вокруг, — я хочу сказать —
физиогномика...

Кувабара приписывал свою неудачу узкому «рационализму » соответствующих лиц в двух морских бюро.
Для бюро по морским делам все это выглядело как доказательство, что авиация окончательно потеряла
рассудок. Когда стало очевидно, что ничего не получается, Кувабара спросил Ониси, а говорил ли
он с Ямамото. Нет, не говорил: вместе отправились к Ямамото на прием. Вначале, попросив его не
смеяться, стали в деталях рассказывать историю с Мизуно и обратились к Ямамото за помощью в
устройстве этого человека советником. Ямамото улыбался, слушая их, а когда закончили, сказал:

— Понятно. Я сам с ним поговорю, но пусть он придет один.

Договорились привезти сюда Мизуно; потом по телефону, пока Ямамото со своей стороны разговаривал
с разными отделами бюро по персоналу и бюро по морским делам и с департаментом аэронавтики,
собрали в офисе около двадцати различных лиц. Когда прибыл Мизуно, первое, о чем его спросил
Ямамото, — что такое, в его глазах, хиромантия и физиогномика.

Тот отвечал — как уже объяснял Кувабара в авиакорпусе Касумигаура, — что это отрасли прикладной
статистики. Популярные народные верования — такие, например, как вера японцев, что люди с
длинными, как у кролика, ушами внимательны и мягки по натуре или что квадратный подбородок
означает то-то и то-то, основаны, по сути, на эмпирических статистических наблюдениях. Эти
верования не обязательно верны для каждого случая, но тут и не пятьдесят на пятьдесят. Еще и
интуиция придает индивидуальным наблюдениям точность.

— Ну что ж, хорошо, — кивнул Ямамото. — Здесь собрались двадцать человек. Можете сказать, кто
из них — летчики?

Мизуно внимательно вгляделся по очереди в лицо каждого. Наконец указал на одного:

— Это вы, не так ли? — а потом другому: — И вы тоже. Этих двоих звали Хоси Казуо и Мива Йоситаке,
оба из числа лучших летчиков-истребителей, какими в то время могла похвастаться морская авиация.
Хоси и Мива скромно улыбнулись под удивленными взглядами остальных.

— Все, больше нет? — поторопил Ямамото.
— Это все, — ответил Мизуно.

Тут еще один из присутствующих, капитан второго ранга Тагучи из морского генерального штаба,
произнес: — Я тоже пилот!

Мизуно взял его руку и внимательно изучил ее.
— Может быть, вы и пилот, но не очень хороший.

Все снова стали переглядываться, затем раздался смех. У Тагучи, выпускника колледжа морского
генерального штаба, морского летчика, отличные мозги, но для летчика слишком замедленная реакция.
Ему случалось повредить самолет при посадке; недавно его перевели в морской генеральный штаб с
предупреждением: не соберет все внимание — в конце концов разобьется вдребезги.

Последовало еще несколько демонстраций таинственных способностей Мизуно. Подверглись исследованию
ладони капитана 1-го ранга Киды Тацухико.

— Вы себе взяли чье-то имя? — спросил Мизуно.
Кида не хотел отвечать, но под давлением признался с печальным восторгом, что он и вправду
приемный сын.

Наконец Ямамото счел, что настало время, и ассамблея постановила без дальнейшей шумихи принять
Мизуно на работу. Вскоре после этого его официально назначили советником при департаменте
аэронавтики. Его обязанность в этом качестве — присутствовать на всех проверках курсантов
и кадет резерва в авиакорпусе Касумигаура и изучать их ладони и лица.

Флот стал применять методы Мизуно в сочетании с обычными письменными и физическими проверками;
наиболее обещающим из всех кандидатов считался тот, кто получал хорошие оценки на этих двух
экзаменах и «добро» от Мизуно. Поэтому не совсем правильно утверждать (как кое-где во время
войны), что морским авиакорпусом управляли предрассудки.

В результате занятость Мизуно превысила всякие пределы. Во время войны он пользовался помощью
двух ассистентов и ему столько приходилось ездить по авиачастям, что там стали заранее готовить
отпечатки пальцев, изготовленные на мимеографе. Как утверждают, в общей сложности он провел анализ
свыше 230 тысяч человек.

В 1941 году в присутствии Кувабары Торао, который полностью ему доверял, Мизуно предсказал,
что война начнется в этом году.

— Ну и как она завершится? — спросил Кувабара.
— Поначалу все пойдет хорошо, — ответил Мизуно, — но потом — не могу сказать.

— Почему?
— Не нравится мне смотреть в лица людей из генерального штаба: вижу — они спешат по коридорам
с документами. Меня беспокоит их будущее.

Спустя четыре года, в июле 1945 года, Кувабара — тогда вице-адмирал, закрепленный за министерством
военных поставок, — спросил у Мизуно, как, по его мнению, война будет развиваться дальше.

— Все кончится до конца следующего месяца.
Озадаченный Кувабара спросил, почему он так думает.

— Недавно я посетил несколько баз летчиков-камикадзе и обратил внимание: у очень немногих молодых
офицеров и вольнонаемных знаки смерти на лицах. Я принял это как сигнал, что война близится к
концу.

Далее в ходе войны Мизуно работал советником министерства юстиции в каторжной тюрьме Чофу,
занимаясь изучением физиогномки преступников; задолго до этого его выгнали по приказу
начальства; ныне он работает консультантом «Комацу стор» в токийском квартале Гинза, давая
советы по найму и размещению персонала.

Кажется, Мизуно отмечал имена всех, кто соответствует профессии авиатора, но подвержен
несчастным случаям, и держал этот список в своем сейфе. Как он утверждал, две трети из них
так и погибли.
Невозможно сказать, до какой степени методы Мизуно отвечали чистой прикладной статистике,
или включали элементы парапсихологии, или даже содержали элементы гипноза либо какой-то обман.
Да это для нас и не столь важно. А что интересно, так это отношение к Мизуно Ямамото. С одной
стороны, оно свидетельствовало, что он заботится о состоянии подчиненных; с другой — отражало его
склонность почти интуитивно верить (или по крайней мере не игнорировать) в то, что выходит
за принятые в науке и логике пределы. "

Родным городом Исороку Ямамото, появившегося на свет 4 апреля 1884 года, была Нагаока, расположенная в префектуре Ниигата. Будущий адмирал происходил из семьи бедного самурая. С детства мальчик мечтал о службе на корабле и, повзрослев, поступил в Академию Исороку Ямамото получил образование в 1904 году, когда началась Русско-японская война.

Начало службы

В начале вооруженного противостояния моряк попал на броненосный крейсер «Ниссин», который принял участие в Цусимском сражении. В той битве, 28 мая 1905 года, японцы разгромили 2-ю эскадру тихоокеанского флота, которой командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. Значительное число русских кораблей было потоплено. Именно то сражение стало кульминацией войны. Для Исороку Ямамото победа далась дорогой ценой. Он получил увечье, лишившись среднего и указательного пальцев руки.

Продолжение военной карьеры

Несмотря на травму, служба Ямамото не просто продолжилась, а пошла в гору. Он поступил в Военно-морской колледж, в котором формировались кадры высшего командования флота. Офицер окончил его в 30 лет, а в 32 года (в 1916 году) стал лейтенант-командором. Но и на этом Исороку Ямамото не остановился. В 1919-1921 гг. он получал образование за границей, числясь в американском Гарвардском университете.

Дважды Ямамото как военно-морской атташе служил в Вашингтоне. Жизнь в Новом Свете сказалась на его политических взглядах. В то время военный зарекомендовал себя в качестве сторонника мирного урегулирования любых мировых конфликтов и резкого противника войны против США. В 1923 году его повысили до капитана.

Новые вызовы

В 40-летнем возрасте будущий адмирал Исороку Ямамото увлекся морской авиацией, предпочтя ее своей прежней специализации на морской артиллерии. Сначала он попробовал себя в командовании крейсером «Исудзу», а затем - авианосцем «Акаги». Видя будущее армии и флота в также начальствовал в отделе аэронавтики.

В перерыве между двумя мировыми войнами Япония вместе с другими влиятельными державами пыталась следовать курсу на разоружение. С целью выработки общих мер на этом направлении в Лондоне дважды (в 1930 и 1934 гг.) созывались морские конференции. Ставший вице-адмиралом Ямамото участвовал в них в качестве кадрового военного, сопровождавшего японских дипломатов.

Несмотря на эти пацифистские жесты правительство в Токио постепенно усугубляло обстановку на Дальнем Востоке. В 1931 году произошло вторжение в Маньчжурию, в 1937 году началась война с Китаем, а в 1940 году Япония подписала союзный пакт с Германией и Италией. Исороку Ямамото, фотографии которого тогда стали часто попадать в западную прессу, последовательно выступал против милитаристских решений своих властей. Сторонники войны (которых было значительно больше) жестко критиковали вице-адмирала.

Назначение главнокомандующим флота

В 1940 году Исороку Ямамото, цитаты выступлений которого на флоте переносились из уст в уста, получил чин адмирала и стал главнокомандующим Объединенного флота. В то же время военный продолжал получать угрозы от японских националистов, считавших его предателем интересов родины. В 1941 году премьер-министром стал милитарист Казалось, что карьера Ямамото была на волоске. Адмирал являлся едва ли не главным аппаратным оппонентом Тодзио.

Однако несмотря ни на что Ямамото удалось сохранить свои чины и положение. Сказалась его повсеместная популярность среди подчиненных (и офицеры, и моряки относились к нему с безграничным уважением). Кроме того, адмирала связывала личная дружба с императором Хирохито. Наконец, Исороку Ямамото, цитаты из теоретических трудов которого стали библией для всего флота, был одним из самых компетентных людей во всех вооруженных силах. Имея западное образование и уникальный опыт работы, только он мог последовательно провести продолжавшуюся реформу морской армады Японии.

Конфликт с милитаристами

Пришедшее к власти правительство Тодзио принялось к подготовке войны против Соединенных Штатов Америки. Ямамото скептически относился к возможному конфликту с США. Он считал, что Японии будет недостаточно разбить противника на Тихом океане, захватив Филиппины, Гуам, Гавайи и другие острова. Война с Америкой должна была закончиться только после капитуляции Вашингтона. Адмирал не верил, что у Японии достаточно ресурсов для подобного марш-броска и, как показало дальнейшее развитие событий, оказался прав.

Тем не менее, оставаясь на своей должности главнокомандующего флотом, Ямамото принял участие в подготовке скорой кампании. При его непосредственном участии шла подготовка к атаке на Перл-Харбор. Адмирал выступал против «Кантай Кэссэн» - стратегической доктрины, согласно которой Япония должна была вести войну с США, занимая оборонительные позиции. Ямамото, напротив, считал, что у его страны есть только одна возможность победить Штаты - шокировать американскую общественность молниеносным наступлением и заставить политиков сразу же подписать мир.

Подготовка к войне

Так как нападение на Перл-Харбор осуществлялась с помощью самолетов, особое внимание следовало уделить развитию авиации. Этим и занимался Исороку Ямамото. Фильм «Атака на Перл-Харбор» наглядно демонстрирует его вклад в успех той операции. Также адмирал заботился об авиации, действовавшей в прибрежных операциях. При его патронаже велась разработка бомбардировщика G3M и торпедоносца G4M. Эти модели отличались увеличенной дальностью перелета, что дало японскому командованию дополнительное весомое преимущество. Американцы называли G4M «летающей зажигалкой».

Ямамото Исороку, биография которого была в значительной мере связана с самолетами, поднял задачу создания нового дальнобойного истребителя. Им стала модель A6M Zero, получившая значительно облегченную конструкцию. Адмирал стал инициатором реорганизации авиации и формирования нового Первого Воздушного Флота. Именно это формирование участвовало в налете на Перл-Харбор. Готовя операцию, Ямамото надеялся на фактор неожиданности. Внезапная атака дала бы японцам еще несколько месяцев свободы на Тихом океане, пока туда не прибудет американский флот.

Перл-Харбор

7 декабря 1941 года 6 японских авианосцев, на борту которых находились порядка 400 самолетов, приблизились к Перл-Харбору. Последовала атака, в результате которой были потоплены 4 линкора и еще 11 крупных кораблей другого типа. Также уничтожению подверглись многие вспомогательные и второстепенные суда. Японцы потеряли всего 29 экипажей.

Хотя успешную атаку планировал главнокомандующий Объединенным флотом Исороку Ямамото, осуществил ее Тюити Нагумо. Именно этот вице-адмирал, испугавшись слишком больших потерь, приказал самолетам отступать. Ямамото раскритиковал подобное решение. Он обвинил Нагумо в невыполнении важных задач: бомбардировки военной инфраструктуры американцев на острове Оаху и уничтожении отсутствовавших в гавани авианосцев противника. Вице-адмирала, тем не менее, никак не наказали. Власти страны были довольны результатом неожиданного налета.

Продолжение кампании

После событий на Гавайях японские вооруженные силы продолжили осуществлять стратегический план империи. Дальнейшими боями руководили Дзисабуро Одзава, Ибо Такахаси и Нобутакэ Кондо. Все они были подчиненными Исороку Ямамото. Краткая биография этого военачальника представляет собой пример флотоводца, которому пришлось выполнять невероятную по масштабам задачу.

Японцы поставили своей целью подчинить все тихоокеанские острова. Ямамото разработал план, по которому флот и авиация должны были уничтожить многочисленные базы британцев и голландцев. Основные бои развернулись за принадлежавшую Нидерландам Ост-Индию (современную Индонезию).

Первым делом японцы заняли север Малайского архипелага. Затем в феврале 1942 года произошло сражение в Яванском море. Японский флот победил объединенный флот США, Нидерландов, Австралии и Англии. Этот успех позволил полностью оккупировать Голландскую Ост-Индию. Чуть позже было локализовано сопротивление американцев на Филиппинах.

Споры о будущем

Успехи японского оружия не смущали союзников. Ни Великобритания, ни США не собирались соглашаться на мир. В Токио взяли паузу для того, чтобы определиться в каком направлении двигаться дальше. Большинство военачальников выступало за наступление в Бирме и выход через нее в Индию, где с помощью местных националистов планировалось свергнуть британскую метрополию. Адмирал Ямамото, однако, имел прямо противоположное мнение. Он предлагал атаковать оставшиеся американские позиции на тихоокеанских островах.

Фильм «Исороку Ямамото» 2011 года (другое название - «Атака на Перл-Харбор») наглядно показывает, каким неуступчивым характером обладал адмирал. Вот и на этот раз он не отказался от своей точки зрения. Во время одного из обсуждений штаба Токио подвергся бомбежке, устроенной американской авиацией. Этот случай заставил японское командование пересмотреть свои планы. Вскоре идея Ямамото с атакой острова Мидуэй легла в основу стратегии нового этапа войны. Адмирал был назначен главнокомандующим в предстоящей операции.

Мидуэйская операция

Согласно плану Ямамото японский флот должен был разделиться на две части. Одну группу он собирался отправить к берегам Аляски, чтобы отвлечь американцев, а второй атаковать атолл Мидуэй. Операция была тщательно подготовлена. Казалось, что адмирал предусмотрел все детали. Если бы все шло по его плану, японцы в решающий момент получили бы значительный перевес в силах и разгромили американцев по частям.

Однако события накануне начала битвы за Мидуэй перечеркнули все надежды Ямамото. Американская разведка смогла расшифровать тайный японский шифр, с помощью которого передавались секретные данные. Успех криптографов дал противнику колоссальное преимущество.

Когда 4 июня 1942 года началось сражение у Мидуэя, американские корабли неожиданно увильнули от всех японских атак и организовали собственную засаду. В решающем бою были уничтожены 248 самолетов и 4 авианосца Ямамото. Японские летчики хоть и поднялись в воздух, но смогли затопить только одно вражеское судно («Йорктаун»). Адмирал, поняв, что сражение проиграно, приказал оставшимся силам отступать.

Уроки поражения

Неудача Мидуэйской операции стала поворотным моментом всей войны на Тихом океане. Японцы потеряли свою лучшую технику и человеческие кадры. Объединенный флот потерял инициативу и с тех пор вел только оборонительные бои. На родине адмирал подвергся повсеместной критике.

Была ли в поражении вина Исороку Ямамото? Книга за книгой на эту тему сегодня выходят как в Японии, так и в других странах. Сторонники и защитники военного считают, что его план был не хуже, чем планы аналогичных операций у противников стран Оси. Главной причиной разгрома японцев стала удача американцев, прочитавших секретный шифр и узнавших планы Объединенного флота.

Сражения на Соломоновых островах

Во второй половине 1942 года война на Тихом океане переместилась в Новую Гвинею и на Хотя у Японии было еще не мало ресурсов, они тлели день за днем. Ямамото, растерявший значительную часть своей репутации, взялся за руководство незначительными операциями. В августе он лично возглавил бой у восточных Соломоновых островов, а в ноябре - сражение за остров Гуадалканал.

В обоих случаях американцы и их союзники одержали победу. Японцы терпели поражения в первую очередь из-за неспособности армии эффективно действовать на берегу островов. Большие потери косили ряды эсминцев, торпедных и пикирующих бомбардировщиков. В феврале 1943 года Япония потеряла контроль над Гуадалканалом. Серия сражений на Соломоновых островах осталась за американцами.

Гибель

Несмотря на поражение за поражением адмирал не опускал рук. Он продолжал инспектировать войска и поднимать боевой дух флота. Накануне одной из таких поездок американцы вновь перехватили секретное сообщение, в котором содержались подробные данные о маршруте Ямамото. О находке сообщили в Белый дом. Президент Рузвельт потребовал ликвидировать японского военачальника.

Утром 18 апреля Ямамото вылетел из Рабаула - порта на острове Новая Британия. Его самолет должен был проделать путь почти в 500 километров. В пути бомбардировщик адмирала атаковали устроившие хорошо спланированную засаду американцы. Самолет Ямамото рухнул над одним Соломоновых островов.

Через некоторое время туда прибыл спасательный отряд японцев. Тело адмирала нашли в джунглях - во время падения его выбросило из фюзеляжа. Флотоводца кремировали и похоронили в Токио. Посмертно он получил чин Маршала, орден Хризантемы, а также немецкий За время войны фигура Ямамото стала поистине легендарной. Вся Япония была шокирована его гибелью, а руководство страны признало смерть национального героя только через месяц после американской операции.

«Жизнь и смерть одного человека ничего не значит», – отвечал Ямамото Исороку на предупреждения о готовящихся на него покушениях. До войны оставалось несколько лет, поток угроз в адрес вице-адмирала Ямамото исходил не из далекой Америки, а от японских националистов, имевших большой вес в принятии решений и требовавших новых завоеваний.

Последнее фото адмирала Ямамото

Ямамото Исороку, сын обнищавшего самурая, родился 4 апреля 1884 г. В Академии военно-морского флота Японии он был седьмым по успеваемости в своём классе. Поступив на службу во флот, Ямамото принял участие в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения будущему адмиралу оторвало взрывом два пальца.

В 1914 г. Ямамото получает звание лейтенанта и поступает в Морской штабной колледж в Токио. Спустя два года он отправляется на обучение в США, где изучает экономику в стенах Гарвардского университета. Во время пребывания в Америке у него появляется живой интерес к военной авиации.

После возвращения в Японию Ямамото Исороку становится заместителем командира нового авиакорпуса Касумигаура (1923–25 гг.), но вскоре отправляется в Вашингтон. Там он получает пост военно-морского атташе при посольстве Японии (1925–27 гг.). В 1930 г. Ямамото в звании контр-адмирала принимает участие в Лондонской конференции по морскому разоружению.

Милитаризм японского общества в то время неуклонно нарастал. Ямамото был одним из немногих офицеров, публично высказывавших своё неодобрение внешней политики Японии. Он осуждал вторжение в Маньчжурию в 1931 г. и последовавшую войну с Китаем. В декабре 1937 г. Ямамото принёс извинения послу США после нападения японской армии на американской боевой корабль «Панэй», стоявший на якоре близ Нанкина. Официальная позиция гласила, что солдаты не заметили развивавшийся над канонеркой американский флаг, однако по сути это был очередной опрометчивый шаг японцев навстречу катастрофе, которой для них стала Вторая мировая война.

Ямамото был также против подписания Тройственного пакта 1940 г., ибо опасался, что союз с нацистской Германией может привести к войне с США. Он осознавал, что американская экономика многократно превосходит японскую. Япония не была готова к длительному, истощающему и без того скудные внутренние ресурсы вооружённому конфликту. Америка же, наоборот, могла наращивать со временем военную мощь.

Опасения адмирала сбылись. В первые месяцы 1941 г. Ямамото поручили планирование нападения на Соединенные Штаты. Будучи безраздельно преданным императору, как и всё военное руководство Японии того времени, он разработал план стремительной атаки, за которую поплатился полтора года спустя. Уже тогда адмирал понимал: японский флот может вести наступление в течение шести месяцев, но проиграет, если война затянется.

Ямамото незадолго до Русско-японской войны, 1905 г.

Авторству Ямамото принадлежит план атаки на Пёрл-Харбор, развязавшей войну между Японией и США. Главным преимуществом нападавшей стороны была внезапность. Утром 7 декабря с шести японских авианосцев в сторону Гавайев вылетели 414 самолётов. Они атаковали американские аэродромы на острове Оаху и корабли, находившиеся на тот момент в гавани Пёрл-Харбор. В результате операции японцы потопили 4 американских линкора и 2 эсминца, уничтожили 188 самолётов, нанесли тяжёлые повреждения ещё четырём линкорам, убили более двух тысяч американских солдат. Тихоокеанский флот США на время был нейтрализован, что позволило Японии стремительно захватить большую часть Юго-Восточной Азии.

Затем Ямамото организовал вторжение на Соломоновы острова и в Новую Гвинею. Он также совершал рейды на британские колонии, такие как Цейлон. Летом 1942 г. Ямамото решил попробовать захватить военную базу США на острове Мидуэй. Он верил, что вооружённые силы Японии смогут повторить успех Пёрл-Харбора. Однако этим планам не суждено было сбыться: американская разведка взломала шифр японских радиопередач и проинформировала адмирала Честера Нимица о готовящейся атаке. В результате Японии было нанесено сокрушительное поражение: флот потерял 4 авианосца с 248 самолётами, один крейсер и 2500 человек убитыми. В августе 1942 г. американский десант высадился на Гуадалканале. Попытки японцев отбить остров не увенчались успехом, поражение в морском сражении 12–14 ноября дало понять это окончательно.

К началу 1943 г. японский флот был существенно истощён боями, боевой дух стремительно падал. Чтобы подбодрить солдат, адмирал Ямамото решил провести личную инспекцию воинских частей Японии, расположенных на островах Шортленд и Бугенвиль в южной части Тихого океана.

Американское командование желало отомстить адмиралу Ямамото за атаку на Пёрл-Харбор, вынудившую США вступить во Вторую мировую войну раньше намеченного плана. Тихоокеанская инспекция Ямамото была для этого хорошим шансом. 14 апреля 1943 г. в рамках операции «Мэджик» американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план его путешествия.

Ямамото собирался выдвинуться из Рабаула в 6:00 и приземлиться на острове Бугенвиль в 8:00. В 8:40 он прибывал на корабле в Шортленд, потом в 9:45 на том же корабле возвращался к Балале в 10:30. Оттуда в 11:00 он вылетал на бомбардировщике Мицубиси G4M «Бетти» и прибывал на аэродром Буин (Кахили) в 11:10. В 14:00 он вылетал с Буина обратно и прибывал в Рабаул в 15:40.

Секретный план американской операции «Месть» предусматривал атаку на бомбардировщик Ямамото. Для её проведения были выделены 18 истребителей Локхид P-38G «Лайтнинг» из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США. Они должны были пролететь 700 километров над морем, добравшись до цели с ближайшей американской базы. Это самая длинная миссия перехвата Второй мировой войны, осуществлённая береговой авиацией.

Роковой день настал. 18 апреля в 6:00 утра два японских бомбардировщика G4M «Бетти» взлетели с аэродрома Вунаканау рядом с Рабаулом и преодолели короткую дистанцию до аэродрома Лакунаи, чтобы подобрать пассажиров, в числе которых был адмирал Ямамото и его персонал. В 6:10 утра, согласно намеченному плану, они вылетели в сопровождении шести истребителей A6M «Зеро» из 204-й авиационной группы. Формация отправилась в сторону Бугенвиля строго по расписанию.

Тем временем американские P-38G «Лайтнинги» поднялись с аэропорта Кукум на Гуадалканале. Для преодоления столь длительного пути на них были установлены дополнительные топливные баки. Они засекли японскую формацию на юге залива Императрицы Августы на Бугенвиле. P-38G разделились, чтобы заняться эскортными «Зеро», пока атакующая группа нападает на главную цель миссии – два бомбардировщика, в одном из которых сидел Ямамото.

На расстоянии примерно полутора километров истребители P-38G были замечены японской формацией. Бомбардировщик Ямамото совершил защитный манёвр, нырнув на низкую высоту. За ним последовал второй G4M. «Бетти», в котором находился адмирал Ямамото, был подбит в районе 8:00 утра и упал в джунгли рядом с деревней Аку в южной части Бугенвиля. Атаку осуществили два истребителя P-38G, которыми управляли капитан Томас Ланфье и лейтенант Рекс Барбер. Последующие исследования атрибутировали роковой выстрел Барберу. Второй бомбардировщик G4M был атакован сзади тремя истребителями и упал в море у Мойла-Пойнт.

Картина "Смерть японского адмирала Исороку Ямамото" сержанта Вона А. Басса (Vaughn A. Bass)

Ближайший японский пост находился в Аку. Оттуда лейтенант Хамасуна увидел дым от крушения. Сперва он подумал, что это разбился американский аэроплан. Позже, с целью опознать тело погибшего адмирала, на место крушения был отправлен патруль японского флота. Тело Ямамото было доставлено на бывшую австралийскую заставу Буин, 20 апреля произвели вскрытие. Большинство опубликованных отчётов свидетельствуют, что он умер на своём сиденье, получив два пулевых ранения в спину. Однако было и другое врачебное заключение, согласно которому Ямамото не имел видимых ран кроме пореза над глазом. Это породило массу спекуляций о том, что адмирал мог выжить при крушении, а умер только спустя несколько часов. Причиной, согласно этой версии, могли послужить повреждения внутренних органов или шок.


Место крушения самолёта Ямамото, апрель 1943 г.

После вскрытия тело Ямамото было кремировано вместе с униформой и захоронено на Буине. Часть его пепла была отправлена в Японию. Сперва его доставили на борту G4M1 «Бетти» на остров Трук, там погрузили на линкор «Мусаси» , отбывавший в Токио 3 мая 1943 г. К этому моменту весть о кончине Ямамото Исороку была официально доведена до японской прессы в смягчённой формулировке «умер в бою на борту самолёта». 5 июня в Токио состоялись почётные государственные похороны адмирала. Ему посмертно присвоили звание Адмирала флота и наградили орденом Хризантемы первой степени. Останки Ямамото захоронены на кладбище Тама, небольшая их часть была передана его жене и покоится в их семейном святилище в городе Нагаока.


Прах Ямамото спускают с линкора "Мусаси", 23 мая 1943 г.

На протяжении войны Соединённые Штаты не сообщали новостей об атаке на самолёт Ямамото, чтобы не раскрыть таким образом факт взлома японских шифров. Сперва убийство Ямамото приписали пилоту Томасу Ланфье. Приземлившись первым, он немедленно заявил, что в одиночку сбил самолёт Ямамото. Не дожидаясь брифинга после миссии или опроса других пилотов, победу записали на его счёт. Официально ВВС США никогда это не опровергали.


Государственные похороны Ямамото, 5 июня 1943 г.

В ходе послевоенного расследования выяснилось, что Рекс Барбер на своём P-38G «Мисс Вирджиния» был единственным пилотом, сбившим G4M «Бетти» Ямамото. Это было результатом длительной полемики, породившей несколько наблюдательных советов ВВС США и «Ассоциации миссии Ямамото», посвящённой изучению миссии «Месть». Данная версия имеет ряд веских доказательств, среди которых показания единственного выжившего пилота «Зеро» и исследование обломков бомбардировщика. Сам Ланфье утверждал в письме, написанном генералу Кондону, что сбитый бомбардировщик Ямамото упал в море.


Лейтенант Рекс Барбер

Место крушения расположено в джунглях рядом с Мойла-Пойнт, в нескольких километрах от дороги Пангуна – Буин, рядом с деревней Аку. Сегодня обломки строго охраняются от воровства и растаскивания на сувениры. С 1960-х гг. японские делегации посещали место крушения и установили мемориальную табличку на сиденье адмирала. В 1970-х гг. дверь фюзеляжа, часть крыла, сиденье Ямамото и один из штурвалов самолёта были перемещены с места крушения в мемориальный музей.

Могила Ямамото

Годы службы 1901-1943 Звание маршал флота Японской империи Командовал Штаб авиации флота
Министерство Военно-морских сил
1-я флотилия
1-й военно-морской дивизион
Сражения/войны Награды и премии Связи Близкие дружественные отношения с императором Хирохито Медиафайлы на Викискладе

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи и провёл в нём ряд реформ, повлиявших на развитие японской военно-морской авиации. Адмирал Ямамото был главнокомандующим японским ВМФ в начальный и наиболее успешный для Японии период войны в Тихом океане ; он разработал планы таких боевых операций, как нападение на Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение . Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах , когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг» . Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Семейные корни

На протяжении всего 1938 года большое число офицеров армии и флота начали публично высказываться против некоторых японских адмиралов. Особой критике подверглись Ямамото, Мицумаса Ёнай и Сигэёси Иноуэ из-за их сильного неодобрения Берлинского пакта с Германией и из-за их оппозиции так называемым «Японским природным интересам» . К Ямамото стекался нескончаемый поток полных ненависти писем от его противников, а также и прямые угрозы от японских националистов, однако он очень спокойно воспринимал возможность покушения на свою жизнь. Адмирал писал:

Погибнуть за императора и за Родину - это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего. Как говорил Конфуций : «Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить её цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах». Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю.

Потеряв терпение из-за непоколебимой позиции Ямамото по отношении к Антикоминтерновскому пакту , японская армия приказала военной полиции «охранять» адмирала; это была попытка армии держать его под контролем . 30 августа 1939 года он был переведён из министерства военно-морских сил в море в качестве главнокомандующего Объединённым флотом. Это была одна из последних попыток Мицумасы Ёнаи , исполняющего обязанности министра военно-морских сил в правительстве барона Хиранумы, защитить Ямамото от покушений на его жизнь. Ёнаи был уверен, что если Ямамото останется на берегу, то он будет убит до окончания 1939 года . Ямамото был повышен в звании до полного адмирала 15 ноября 1940 года.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато » и «Мусаси »: с его точки зрения это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов. Он был основным оппонентом доктрины «Kantai Kessen» , предполагавшей сосредоточение всех усилий японского флота на решающем сражении с американским в обороне на заранее подготовленной позиции . Ямамото считал, что единственным шансом Японии является перехват инициативы и нанесение американцам ряда тяжёлых поражений в самом начале войны, которые могут вынудить американское общество согласиться на приемлемый для Японии мир.

Ямамото провёл ряд преобразований в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на то, что адмирал получил наибольшую известность за свою работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй , ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M . Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан . В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка» (англ. The Flying Cigarette Lighter ). Смерть настигнет Ямамото в одном из таких самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M сделала актуальной разработку дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро , который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции без брони и легкой воспламеняемости - недостатки, которые обрекли А6М на высокие потери в предстоящей войне.

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото стремился как к стратегическим, так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда , Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в 1-й воздушный флот - кулак, который включал шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также делало авианосцы компактной мишенью - две стороны одной медали, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на 1-й воздушный флот - берегового 11-го воздушного флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Мэхэна . Япония планировала боевые действия с использованием лёгких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее сражение» в северном районе Филиппинского моря между островами Рюкю и Марианами , используя линейные корабли в соответствии с тактикой традиционной перестрелки.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время, понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне и захотят окончить этот конфликт дипломатическими методами. На самом деле послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и, как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на эту тему годы спустя были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора! ».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор . Элемент внезапности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход - в случае успеха атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии без вмешательства американского флота.

1-й воздушный флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, попутно решая множество технических проблем, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий .

Атака на Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года

Как и планировал Ямамото, 1-й воздушный флот в составе шести авианосцев с почти 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года, выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была тактически успешна, так как она выполнила многие поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 4 американских линкора были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей - крейсера , эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, более чем 111 получили повреждения различной степени тяжести; было потеряно 5 карликовых подводных лодок . Большинство повреждённых самолётов были пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами - из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить. Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков. Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских или даже топливных хранилищ (содержавших 530 тыс. тонн - 10-месячный запас для всего тихоокеанского флота США), уничтожение которых могло нанести гораздо больший урон, чем бомбардировка самих кораблей (Честер Нимиц заявлял, что это продлило бы войну на два года ). В любом случае, после двух волн атаки уже не оставалось достаточно дневного света, чтобы послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа . Многого из того, что мечтал сделать Ямамото, не удалось достигнуть, но Нагумо никоим образом не был наказан за отступление, которое также было предусмотрено изначальным планом.

С ближней стратегической точки зрения атака тоже удалась - американские силы были неспособны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, который считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году в соответствии с военным планом «Орандж» . В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году главнокомандующий морскими операциями американский адмирал Харольд Старк (англ. Harold Stark ) составил «План Дог» (англ. Plan Dog ), в котором делалась ставка на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии , а Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбанда Киммеля (англ. Husband Kimmel ) предписывалось просто удерживать японцев в восточной части океана подальше от путей сообщения с Австралией .

На политическом уровне эта атака окончилась полным фиаско для Японии, возбудив гнев американцев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но Япония начинала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз - только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки) буквально раскалили общественное мнение Америки - мстить без пощады. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ попросил Ямамото высказать мнение об исходе возможной войны с Соединенными Штатами. Ответ Ямамото широко известен: Если поступит приказ вступить в бой

Это предсказание воплотилось в жизнь, когда Япония с лёгкостью захватывала территории и острова в первые шесть месяцев войны, а потом понесла тяжелейшее поражение в Мидуэйском сражении 4-7 июня 1942 года - в битве, которая изменила соотношение сил в Тихом океане в пользу США и позволила Америке начать наступательные действия против Японии на Гуадалканале.

Шесть месяцев побед. Декабрь 1941 - май 1942

Добившийся нейтрализации большинства кораблей американского флота в Пёрл-Харборе, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большого японского стратегического плана, разработанного Императорской армией Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. 1-й воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии и Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском океане . 11-й воздушный флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-й воздушной армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом в открытом море потопили британскую группировку Зет (линкор «Принц Уэльский » и линейный крейсер «Рипалс »).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы , Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси , японцы подавили сопротивление остатков американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском море 27 февраля 1942 года. После оккупации Голландской Ост-Индии и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную сырьевую зону» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальных целей с удивительной скоростью и лёгкостью, воюя с плохо подготовленным противником, Япония остановилась, чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать, как укрепить и удержать их новые территории, а также как покорить или вывести из войны одного или нескольких противников.

Для этой стадии были разработаны различные планы, включая бросок на запад к Индии , на юг - к Австралии и на восток - к США. Ямамото принимал активное участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

Некоторые планы были довольно грандиозными, предусматривая оккупацию Индии или Австралии, захват Гавайских островов . Но все они были забракованы, так как армия не могла выделить достаточное количество формирований из Китая для реализации первых двух планов и транспортные средства для оставшихся двух (военные транспорты были распределены и цепко удерживались между флотом и авиацией ). Вместо этого имперский Генеральный штаб поддержал решение о наступлении армии на Бирму в надежде соединиться с индийскими националистами и начать там революцию против британского правительства, атаковать Новую Гвинею и Соломоновы острова, чтобы перерезать морские пути сообщения между Австралией и Соединёнными Штатами. Ямамото настаивал на «Решающем сражении», чтобы добить остатки американского флота, но более консервативные офицеры Генерального штаба ВМФ не хотели рисковать.

В середине обсуждения планов воздушный налёт Дулиттла (англ. Dolittle Raid ) ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американских авианосцев и здравость плана Ямамото. Генеральный штаб согласился на Мидуэй - операцию Ямамото, идущую в ногу с планом вторжения на Алеутские острова , которое впоследствии стало первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Ямамото начал быструю разработку планов по Мидуэю и Алеутам и в то же время сформировал группировку под командованием контр-адмирала Такэо Такаги , включив в неё 5-й авианосный дивизион (новые крупные авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку») для поддержки захвата островов Тулаги и Гуадалканал, которые были нужны для создания морских и авиационных плацдармов, а также города Порт-Морсби на южном берегу Папуа-Новой Гвинеи - плацдарма для наступления на Австралию.

Операция по захвату Порт-Морсби вышла совсем иначе, чем планировалось. Несмотря на то, что острова Тулаги и Гуадалканал были взяты, флот на пути к Порт-Морсби был вынужден ретироваться после того как Такаги столкнулся с американскими авианосцами и вступил в сражение в Коралловом море в начале мая. Японцы потопили американский авианосец «Лексингтон » (англ. Lexington ), потеряв при этом свой менее крупный авианосец, но «Сёкаку » был повреждён до такой степени, что нуждался в доковом ремонте. Американский зенитный огонь и истребители, а также и японские операционные неудачи заметно потрепали пикирующие бомбардировщики и торпедоносные самолёты на «Сёкаку » и «Дзуйкаку ». Эти потери оставили «Дзуйкаку» без действия, пока не прибыли новые самолёты и не были обучены лётчики.

Битва за Мидуэй. Июнь 1942

План Ямамото для Мидуэйской операции был продолжением его усилий по нейтрализации Тихоокеанского флота США на достаточно долгое время, которое позволило бы укрепить японский периметр обороны на цепи Тихоокеанских островов.

Долгое время существовало мнение, что Япония собиралась выманить американские силы - и, возможно, даже и авианосцы - на север от Пёрл-Харбора, и, чтобы достичь этого, 5-й флот (два лёгких авианосца, пять крейсеров, 13 эсминцев и четыре транспорта) был послан против Алеутов с задачей атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка , а также захватить дальние острова Кыска и Атту . Но современные исследователи японских документов обнаружили , что эта авантюра была идеей одного лишь Генерального штаба военно-морских сил и что Ямамото согласился провести эту операцию только в том случае, если будет одобрена его Мидуэйская операция.

Японский план заключался в том, что в то время, когда 5-й флот продвигается на Алеуты, 1-я быстроходная группа (4 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера и 12 эсминцев) должна атаковать остров Мидуэй и разгромить всю авиацию противника, базирующуюся на нём. Когда авиация будет нейтрализована, 2-й флот (1 лёгкий авианосец, 2 линкора, 10 крейсеров, 21 эсминец и 11 транспортов) должен был высадить десант численностью 5000 бойцов и выбить американских морских пехотинцев с атолла .

Ожидалось, что после захвата Мидуэя американские авианосцы попадут в приготовленную ловушку на западе, где 1-я быстроходная группа вступит в бой и разгромит противника. После этого 1-й флот (1 лёгкий авианосец, 7 линкоров, 3 крейсера и 13 эсминцев), в содействии с элементами 2-го флота, должен будет очистить этот сектор от остатков сил противника и завершить разгром Тихоокеанского флота США.

Чтобы предотвратить какие-либо неожиданности, Ямамото решил провести две операции для подстраховки. Первой стал разведывательный воздушный вылет в Пёрл-Харбор (операция «К»), чтобы убедиться, что американские авианосцы находились именно там. Второй стала пикетная линия подводных лодок, которая должна была вовремя зафиксировать передвижение авианосцев противника к острову Мидуэй и таким образом дать возможность 1-й быстроходной группе, а также 1-му и 2-му флотам сгруппироваться для атаки по ним. Но получилось, что первая операция была отменена, а вторая началась с опозданием, и авианосцы были упущены.

Подготовка плана была очень быстрой и полна компромиссов, но в результате план вышел хорошо продуманным, организованным и осуществлялся в самый удобный для Японии момент. Против четырёх авианосцев, двух лёгких авианосцев, 11 линкоров, 16 крейсеров и 46 эсминцев, которые должны были участвовать в сражении, американцы имели возможность выставить лишь три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Перевес в силах был просто огромным, стороны были равны только по количеству самолётов и подлодок. Несмотря на все проблемы на стадии планирования, казалось, что Ямамото держит все козырные карты.

Но ужасная катастрофа поджидала Ямамото, кошмар любого командира, когда враг узнаёт о планах операции до её исполнения - американские криптоаналитики сумели расшифровать японский военный код Д (ДжейЭн-25 в США). В результате американский адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом, сумел увильнуть от обеих мер подстраховки Ямамото и разместил свои меньшие силы, чтобы организовать разрушительную для японцев засаду. По расчётам Нимица, три авианосца плюс авиация на острове Мидуэй давали ему достаточно сил для уничтожения 1-й быстроходной группы Нагумо .

Война после Мидуэйского сражения

Вскоре после этого восемнадцать специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38 поднялись с Гуадалканала (один не смог взлететь, один вернулся из-за поломки, ещё два упали в море). Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по токийскому времени группы встретились, и завязался воздушный бой между 14-ю P-38 (минимум двум не удалось сбросить дополнительные баки перед атакой и минимум двое других были вынуждены прикрывать их, так что численное превосходство американцев не было подавляющим) и шестью истребителями «Зеро » из группы сопровождения Ямамото.

Лейтенант Рекс Т. Барбер (англ. Rex T. Barber ) атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пушки и пулемётов, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер развернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли. После битвы другой пилот, капитан Томас Джордж Ланфье (англ. Thomas George Lanphier, Jr. ), пытался доказать, что именно он сбил главный бомбардировщик. Это заявление начало спор, который продолжался несколько десятилетий, пока специальная экспедиция не провела анализ направления пуль на месте крушения. Большинство историков в наше время приписали этот бомбардировщик на счёт Барбера.

Итоги боя

ВВС США

В данном бою погиб только лишь один американский пилот - лейтенант Рэймонд К. Хайн (англ. Raymond K. Hine ). Его самолёт не вернулся на базу после того, как был подбит пилотом 504 авиагруппы Императорского флота Японии Сёити Сугитой. С учётом того, что истребителям пришлось драться на пределе радиуса действия, даже с дополнительными топливными баками подбитый лётчик не имел никаких шансов вернуться.

ВВС Японии

Японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны нашёл место крушения и тело адмирала Ямамото на следующий день в джунглях, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сиденью, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны . Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова была наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, а другое - в нижнюю часть нижней челюсти с выходным отверстием над правым глазом. Несмотря на все доказательства, вопрос о том, пережил ли адмирал крушение, стал предметом споров в Японии.

Это была самая длинная операция по воздушному перехвату за всю историю войны. В Японии она стала известна как «Военно-морской инцидент А» (海軍甲事件). Она подняла боевой дух в США и шокировала Японию, которая официально признала этот инцидент лишь 21 мая 1943 года. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровке их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы - брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.

Капитан Ватанабе и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» - последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года и получил звание маршала флота и писал стихи, которые были раскритикованы как слишком монотонные. У него и его жены Рэйко было четверо детей: два сына и две дочери. Ямамото был очень азартным, он любил . После его смерти похоронная процессия прошла мимо дома Каваи, возможно, со скрытым умыслом . Несмотря на его азартность и увлечения гейшами, Ямамото обычно описывают как жёсткого трезвенника.

Воспоминания современников

Ямамото пришел ко мне домой и долго говорил с моей женой. Он пригласил меня к себе на квартиру, которая в то время служила ему и местом работы. Хотя он был женат и имел дочь, он оставил семью в Токио и принимал своих гостей без хозяйки. Он не прибегал к методам своих предшественников, которые в разведывательных целях использовали женщин. На приемах у Ямамото женщин обычно не было. Гостям подавалось ограниченное количество спиртного. Он всегда предлагал сыграть в карты, чему отдавался с полным самозабвением, играл он с большим искусством. На вечеринке, куда он меня пригласил, присутствовали только мужчины; они, как обычно, играли в карты. Покер был его любимой игрой, и он играл с невоздержанной и неприкрытой решительностью, как будто хотел разгромить нас в карточной игре, прежде чем нанесет нам поражение в войне. Я знал, что он чемпион игры в го (японские шахматы) среди личного состава японского флота и неизменный победитель в покере. Мои товарищи по учебе не без сожаления могут подтвердить, что я сам был неплохим игроком в покер. В этой игре, предоставляющей достаточно времени и возможностей для изучения характера, я особенно интересовался реакцией Ямамото на старание обыграть его.

В отличие от большинства японцев, которые чувствуют себя растерянными и униженными, когда проигрывают даже в безвредной карточной игре, Ямамото высоко ценил мои попытки выиграть у него. Я увидел в нем человека, любящего идти в бой с поднятым забралом.

Когда я вошел в его апартаменты, я встретил того же самого коренастого чернобрового человека, что и несколько лет тому назад. Он носил коротко стриженные волосы, улыбался широко, но довольно снисходительно. Агрессивная натура чувствовалась даже в его улыбке. Почти сразу же подали коктейли и обед - смесь японских и европейских блюд. Было ясно, что он любил свою игру - эту комбинацию разведки и карт, ибо едва окончился обед, как стол очистили и приготовили для игры в покер. Хозяин пригласил нас доставить ему удовольствие игрой в карты. Он вскоре стал пересыпать свои ставки и картежные хитрости едва прикрытыми вопросами явно военно-морского характера.

Во время наших последующих встреч он пытался объединить два своих любимых занятия, и мне потребовалось призвать на помощь всю свою энергию, чтобы победить его в обеих играх. Ямамото имел всего лишь три пальца на правой руке - результат взрыва на борту корабля во время Цусимского сражения в то время, когда он, будучи еще лейтенантом, служил при адмирале Того на флагманском корабле «Микаса». Меня развлекало то, как он с необычным проворством проделывал с картами различные манипуляции своими тремя пальцами правой руки. Я чувствовал, что он гордился своим трюкачеством, как фокусник, он громко смеялся, когда мы награждали его мастерство, комплиментами.

Не довольствуясь легкими победами, он приглашал в свой дом людей, которые представляли собой сильных противников как в области разведки, так и в игре в покер. Я не знаю, как много он мог узнать от нас, но я хорошо знаю, что мы часто обыгрывали его в покер и немало от него узнавали, в том числе и о его идеях в отношении военно-морской стратегии. Именно во время этих встреч я впервые составил представление о том, в каком направлении будет развиваться военно-морской флот Японии. Авианосец - комбинация морской и воздушной мощи - все время витал перед глазами Ямамото.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»