Гражданская война в англии. Примерные образцы библиографических описаний Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально-синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала Реформации. В 1560 г. под влиянием Нокса был установлен пресвитерианский строй; в 1578 г. он был дополнен Мельвилем, в 1592 г. получил утверждение парламента и был признан государственной церковью Шотландии. В царствование Иакова I и Карла I, старавшихся перенести в Шотландию епископальную церковь, шотландские П. подверглись стеснениям. В 1638 г. введение англиканской литургии в Эдинбурге вызвало восстание и образование церковно-политического союза под именем ковенанта (см.). Шотландские П. соединились во время революции с английскими (1643). После новых попыток Стюартов в эпоху Реставрации стеснить П. церковное устройство их окончательно утвердилось в 1689 г. Многие шотландские П. перешли в XVII в. в качестве колонистов в Ирландию и американские колонии. В Англии при Елизавете П. выделяются в качестве особой церковной партии из общей массы пуритан. Направителями движения были английские беглецы эпохи Марии Кровавой, побывавшие главным образом в Швейцарии, и ученики Кальвина и Нокса. Сначала заметно только стремление упростить культ и устранить символику - применение креста при крещении, коленопреклонения, особой священнической одежды и т. п. С принятием Елизаветой супрематии и единообразия веры, последовательные кальвинисты высказались против епископализма как иерархического злоупотребления и против королевского верховенства над церковью; они требовали отделения церкви от государства, сохранения одного священнического сана, более строгой церковной дисциплины, в духе женевской. Смещение в 1566 г. целой трети лондонских священников за несогласие с установленной церковью и другие суровые меры привели к разрыву; недовольные стали устраивать тайные сборища; в 1572 г. в Уондсворте близ Лондона они образовали первую приходскую организацию, с пресвитерием, т. е. советом священников и светских старейшин, во главе. Теоретическое обоснование английскому пресвитерианству дал Картрайт, бывший кембриджский профессор (в своем «Увещании к парламенту», 1572 г.). Уверенные, что воспроизводят у себя апостольскую церковь, П. необыкновенно строго держались «библейского» принципа, допуская лишь те черты, которые прямо указаны в Писании. Вопросы церковного устройства выступали у них все более и более на первый план. К концу царствования Елизаветы, несмотря на преследования, число П. значительно увеличилось, и общины в отдельных областях объединились в «классы». При Иакове I П. все более становятся в оппозицию правительству, особенно после неудачи церковного совещания в Гамитон-корте (1604). В парламентах конца правления Иакова и начала Карла I сила П. очень заметна; они являются ревностными поборниками старинных вольностей. В то же время пресвитерианские богословы и публицисты ратуют против светского направления в официальной церкви, против театра и фривольной литературы. Преследования правительства заставляют многих эмигрировать в Новую Англию. В социальном отношении к П. примыкают теперь городской зажиточный класс, в значительной мере среднее дворянство и отчасти крупная аристократия. В Долгом парламенте 1640 г. П. имеют преобладание. Они выражают явное сочувствие шотландскому ковенанту и в 1643 г., когда разгорается война с королем, заключают союз с шотландцами. Одновременно с установлением парламентского верховенства, П. начинают проводить церковную реформу, отменяют епископат и англиканский молитвенник (1643-1644). Съезд пресвитерианских богословов в Вестминстере решил приступить к организации английской церкви наподобие шотландской, но не добился того, чтобы парламент отказался от верховного надзора над церковью с предоставлением его национальному синоду. Скоро П. были оттеснены более крайними сектантами вследствие побед индепендентского войска. Это направило П. в сторону реакции. Так называемая вторая гражданская война (1647-49) представляет, в сущности, столкновение между пресвитерианской и индепендентской партиями, причем первая готова была пойти на соглашение с королем. Военные вожди торжествующих индепендентов изгоняют пресвитерианских представителей парламента, и это решает участь короля. Во время республики и протектората Кромвеля П. располагают частью приходов; в других преобладают более крайние сектанты. Недовольство существующими церковными порядками заставляет П. после смерти Кромвеля искать соглашения с Карлом II Стюартом. Парламент, реставрировавший в 1660 г. династию, состоял наполовину из П.; но король скоро стал на сторону непримиримого англиканства. Целым рядом актов П. вместе с другими диссидентами были лишены права занимать должности, потеряли своих проповедников и право свободного богослужения. Снова началась эмиграция, которая перенесла главную силу П. в Америку. В 1689 г. П. получили веротерпимость и при известных ограничениях были допущены к должностям. Эти ограничения были уничтожены актами 1779 и 1828 гг. В течение XVIII в. пресвитерианство потеряло свою силу в Англии, отчасти приблизившись к латитудинаризму и социнианству. В настоящее время П. насчитывают в Англии около 270 общин, в Ирландии (преимущественно потомки шотландских П.) - 560; в Северной Америке, где в эпоху основания колоний П. преобладали над другими сектантами, у них теперь около 7000 общин, распадающихся на много фракций. См. Weingarten, «Die Revolutionskirchen Englands» (1868); Webster, «History of the Presbyterian church in America» (Филадельфия, 1857); Lechler, «Geschichte der Presbyterial- und Synodalverfassung seit der Reformation» (Лейден, 1854).

Карта Англии

Марстон-Мур, близ г. Йорка

Место одного из главных сражений первой гражданской войны. Ввиду критического положения, создавшегося для роялистов на севере, король приказал принцу Руперту спешно соединиться с герцогом Ньюкастлом, что и произошло 28 июня. Командующему парламентской армией Т. Ферфаксу и шотландцам под командованием Д. Лесли пришлось снять осаду с Йорка и отступить к западу. Здесь в местности, известной под названием Марстон-Мур (Марстонская пустошь), примерно в десяти милях от Йорка, состоялась битва. Часть парламентских сил составили солдаты "Восточной ассоциации" под командованием графа Манчестера и Кромвеля. Во главе соединений роялистов стояли принц Руперт и лорд Горинг, также герцог Ньюкастл. Сражение 2 июля 1644 г. при Марстон-Муре было крупнейшим по числу участников за все время Гражданской войны: в нем участвовало более 40 тысяч, из которых 6 тысяч остались лежать на поле брани.

В ходе сражения конница принца Руперта нанесла серьезный удар по отрядам Кромвеля, но помощь шотландцев во главе с Лесли позволила перестроить эскадроны и нанести по Руперту решающий удар. На других участках сражения перевес был на стороне кавалеров, однако отряд Кромвеля пришел на выручку солдатам Ферфакса, способствовал разгрому конницы лорда Горинга и неприятельской пехоты. Последствиями победы при Марстон-Муре было полное уничтожение армии герцога Ньюкастла, падение Йорка и освобождение от кавалеров всего севера.

Незби

Местечко в графстве Нортхэмптоншир в центральной Англии, где 14 июня 1645 года произошло последнее крупное и решающее сражение первой гражданской войны Силы короля при Незби уступали по численности. У Карла было всего 7 500 человек (из них 4 тыс. конницы), у Ферфакса и Кромвеля - 14 тыс. (из них 6,5 тысяч - конница). Под влиянием Руперта Карл решился дать бой. Принц Руперт стремительной атакой с правого фланга прорвал находившуюся перед ним линию войск Г. Айртона, помощника Кромвеля. Парламентская пехота заколебалась. Но Кромвель, командовавший на правом фланге парламентской армии, исправил положе-ние. Он снова применил фланговый удар, разбив войска роялистов на левом фланге, затем, обрушившись на стоящую в центре королевскую пехоту, создал непосредственную угрозу королевскому резерву, где находился сам Карл. Король вынужден был бежать, Руперт также бежал вслед за королем. Битва продолжалась 3 часа. Её результатом было фактическое уничтожение королевской армии. Парламентской армией было захвачено 5 тысяч пленных, военные припасы, королевский обоз со всеми секретными документами.

Престон

Город в северной Англии, возле которого 17 августа 1648 года произошло сражение, в котором Кромвель разгромил основные силы шотландцев во главе с Гамильтоном, овладев северным берегом реки Райбл и отрезав им путь к отступлению.

Эджгилл

Местечко на юге графства Уорвикшир, где 23 октября 1642 г. произошло сражение при попытке королевских войск захватить Лондон. Число участников с обеих сторон достигло 14 тыс. человек, причем силы противников были приблизительно равны. Битва продолжалась с полдня до позднего вечера. Ее результаты были неопределенны, но она ясно показала слабые стороны парламентского войска. Натиск королевской конницы, которой командовал принц Руперт, рассеял конные отряды парламентского войска. Однако парламентская пехота, ядро которой составляла Лондонская милиция, держалась в бою довольно твердо. Таким образом, принц Руперт не сумел развить первоначальный успех. В результате битвы граф Эссекс был вынужден отступить к городу Уорвику, а король вскоре захватил Оксфорд.

Высокая комиссия

Суд по религиозным и политическим делам, учрежденный актом парламента уже в 1543 г., для борьбы с теми, кто отрицал верховенство короля в церковных вопросах, кто противился установлению господства англиканской церкви. Высокая комиссия состояла из духовных и светских лиц и следила за осуществлением единообразия в религии. Ликвидирована Долгим парламентом в 1641 году.

Долгий парламент

После неудачи с Коротким парламентом и в условиях продолжавшейся конфронтации с Шотландией король Карл I был вынужден пойти на созыв нового парламента, который собрался в Вестминстере в ноябре 1640 г. За продолжительность срока своего существования (он действовал в течение 13 лет) получил название Долгого. Созыв Долгого парламента обычно рассматривался в отечественной историографии как начало Английской революции.

Железнобокие

Название, которое получили во время Английской революции XVII в. солдаты армии О. Кромвеля. Первоначально название было дано роялистами О. Кромвелю и его солдатам за их мужество и стойкость в битве при Мартон-Муре (2 июля 1644 г.)

Звездная палата

Высший судебный трибунал, существовавший уже при Тюдорах и являвшийся орудием укрепления английского абсолютизма, борьбы с политическими противниками. Рассматривалась как часть Тайного королевского совета. В компетенцию Звездной палаты входили уголовные и политические дела, а в некоторых случаях и гражданские. Ликвидирована Долгим парламентом в 1641 году.

Индепенденты

Направление в пуританстве, оформившееся в 80-90-х гг. XVI в. Индепендентами, т.е. независимыми, называли тех. кто выступал за полную автономию и независимость каждой религиозной общины как от государственной власти, так и от какой-либо общей церковной власти. Индепенденты высказывались за "свободные" формы самого богослужения, считая противоречащим священному писанию составление каких-либо молитв, гимнов или обрядов. Индепенденство делилось на множество сект и в организационном соотношении было совершенно раздроблено. В период гражданской войны 1642-1646 гг. в парламентской оппозиции оформилась более радикальная, чем пресвитериане, индепендентская политическая партия. Именно индепенденты установили свое политическое господство в результате гражданских войн, выдвинув из своей среды вождя революции - О. Кромвеля.

Кавалеры

Кличка, данная сторонниками парламента своим противникам - роялистам; вошла в употребление в конце 1641 г. Подразумевался дворянский характер королевской армии, в которой главную роль играла кавалерия, всадники носили яркие одежды и пышные парики.

Круглоголовые

Кличка, применяемая приверженцами короля по отношению к сторонникам парламента. Объясняется характерной стрижкой в кружок, принятой у пуритан и широко распространённой в буржуазной среде.

Левеллеры

Или уравнители, название радикальной политической группировки, лидерами которой были Дж. Лильберн, Р. Овертон, Р. Уолвин. Возникла в 1647 году, в ходе общественно-политических дебатов об устройстве Англии. Название пошло от политических противников (пресвитериан и индепендентов), использовавших его как ярлык. Основным документом явилось "Народное соглашение", главные требованиями которого было введение свободы совести и всеобщего избирательного права, уничтожение палаты лордов и установление республики. Критиковали политический режим индепендентской республики. Лишившись поддержки в армии, движение постепенно сошло на нет к середине 50-х гг.

Пороховой заговор

После воцарения Якова I против него был составлен заговор, главную роль в котором играли дворяне-католики. Короля планировалось взорвать во время открытия сессии парламента в 1605 году, для чего в подвалы Вестминстера были свезены бочки с порохом. О заговоре стало известно правительству, и его участники (в том числе Гай Фокс, сжигать чучело которого стало традицией) были подвергнуты жесточайшим пыткам и "квалифицированной" казни.

Прайдова чистка

Государственный переворот, совершённый индепендентами 6-7 декабря 1648 года, когда из Долгого парламента были изгнаны 143 просвитериан, 47 из которых были арестованы. "Операция" была проведена под командованием полковника Прайда. После Прайдовой чистки Долгий парламент превратился в "охвостье", заседания которого посещали не более 80 человек (до чистки - 300 человек).

Пресвитериане

Одно из течений в пуританстве, возникшее уже в XVI в. Пресвитериане были сторонниками такой церковной организации, в которой главную роль играли пресвитеры - старейшины, - особые выборные лица от мирян, руководившее вместе с пасторами ("министрами") делами церковной общины. Пресвитерианское церковное устройство, при котором через пресвитеров решающее влияние на дела общин оказывают ее самые состоятельные члены, предполагало независимость церкви от государственной власти, периодически созываемые церковные съезды - синоды, отмену обрядов, оставшихся в англиканстве от католичества. В ходе Английской революции пресвитерианство получило политическое значение. Лидеры революции на ее начальном этапе в первые годы гражданских войн были именно пресвитерианами.

Протестантизм

Одно из основных направлений в христианстве. Основатель - Мартин Лютер. Сначала протестантами называли немецких князей, поддержавших Реформацию в XVI в. В протестантизме выделяются различные самостоятельные течения, церкви и секты (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.) Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощённый культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к 2-м (крещению и причащению). Протестантская англиканская церковь утвердилась в Англии при короле Генрихе VIII в 1534 г. Крайнее течение протестантизма в Англии - пуританизм.

Пуритане

Термин "пуританин" происходит от латинского "puritus" (чистый) и отражает черты, присущие кальвинистскому мировоззрению: скромность в повседневной жизни, строгие моральные устои, отказ от веселых мирских развлечений и т. д. Пуритане требовали углубления в Англии реформации, уничтожения епископального строя англиканской церкви, упрощения обрядности, освобождения церкви от украшений. Чертами пуританской этики считают трудолюбие, расчетливость, поклонение богатству, презрение к бедности ("хотеть быть бедным - все равно, что хотеть быть больным"). В историографии ХIХ века С. Гардинером выдвинута концепция, что Английская революция ХVII века была по своему характеру "пуританской революцией".

Тридцатилетняя война (1618 - 1648)

Крупнейший военный конфликт в европейской истории раннего нового времени. Одна из главных предпосылок войны вытекала из религиозных противоречий, вызванных Реформацией и последовавшей за ней контрреформацией. Начавшись как конфликт внутри Империи Габсбургов, война приобрела характер общеевропейской. Католической партии, основную опору которой составляли Империя и Испания, противостояли преимущественно протестантские государства (Дания, Швеция). Приверженность католицизму не помешала ведущему политику Франции, главному министру короля Людовика ХШ кардиналу Ришелье всецело поддержать противников Габсбургов, что привело к ее непосредственному вступлению в войну в 1635 году. Англия прямого участия в войне не принимала, поэтому звучали обвинения в адрес Стюартов и их министров в предательстве протестантских интересов. Тридцатилетняя война завершилась Вестфальским миром, открывшим новую эпоху в истории международных отношений, характеризующуюся снижением значения религиозного фактора.

Карикатура Дж. Легестера "Чудесное сохранение Англии", 1646 год.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что символизирует изображение корабля и почему?
  2. Что символизирует бушующее море?
  3. Кто тонет в волнах?
  4. Чьи портреты даны на картинке?
  5. Какую цель хотел донести художник?

Карикатура "Королевский дуб Британии", 1646 год

Вопросы для обсуждения:

  1. Где Кромвель, на чем он стоит?
  2. Что символизирует королевский дуб? Обратите внимание, что изображено на его ветвях.
  3. Кто подрубает дерево, и кто набрасывает веревку?
  4. О чем говорят надписи?
  5. Одобряет ли Бог деяние Кромвеля?
  6. Каковы политические пристрастия художника?

Пред-по-ла-гаю-ще-го мо-дель цер-ков-но-го уст-рой-ст-ва, ко-гда ка-ж-дой об-щи-ной (кон-гре-га-ци-ей) управ-ля-ют из-би-рае-мые свя-щен-ни-ки (про-по-вед-ни-ки, пас-то-ры), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны.

Их со-б-ра-ние на-зы-ва-ет-ся сес-си-ей, или кон-си-сто-ри-ей. Сес-сии оп-ре-де-ля-ют по-ря-док всех ду-хов-ных дел (например, рас-по-ря-док бо-го-слу-же-ний в об-щи-не), име-ют власть при-ни-мать в об-щи-ну, от-лу-чать и на-ка-зы-вать ве-рую-щих. Гео-гра-фи-че-ски близ-кие об-щи-ны объ-е-ди-не-ны в пре-сви-те-рии. Не-смот-ря на то что лишь ме-ст-ная об-щи-на пол-но-моч-на вы-би-рать про-по-вед-ни-ков, её вы-бор дол-жен быть одоб-рен пре-сви-те-ри-ей, ко-то-рая впра-ве пе-ре-ме-щать свя-щен-ни-ков, от-стра-нять их от служ-бы, ор-га-ни-зо-вы-вать но-вые церк-ви и кон-тро-ли-ро-вать слия-ния церк-вей.

В рам-ках круп-но-го ре-гио-на пре-сви-те-рии объ-е-ди-ня-ет си-нод (иг-ра-ет роль апел-ля-ци-он-но-го су-да). Выс-ший ор-ган ка-ж-дой пре-сви-те-ри-ан-ской Церк-ви - ге-не-раль-ная ас-самб-лея (обыч-но со-би-ра-ет-ся еже-год-но; вклю-ча-ет де-ле-га-тов - свя-щен-ни-ков и ста-рей-шин, из-би-рае-мых пре-сви-те-рия-ми). Во мно-гих пре-сви-те-ри-ан-ских церк-вах к пас-тыр-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Пре-сви-те-ри-ан-ская мо-дель цер-ков-но-го уст-рой-ст-ва впер-вые сло-жи-лась в XVI веке в Же-не-ве при Ж. Каль-ви-не . Од-на-ко на-име-но-ва-ние «пресвитериане» за-кре-пи-лось за её адеп-та-ми в анг-лоя-зыч-ных стра-нах, то-гда как церк-ви, ис-то-ри-че-ски вос-хо-дя-щие к каль-ви-ни-ст-ским об-щи-нам кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пы, тра-ди-ци-он-но на-зы-ва-ют ре-фор-мат-ски-ми (смотрите «Ре-фор-ма-ты»).

Боль-шое зна-че-ние в рас-про-стра-не-нии идей Ж. Каль-ви-на на Бри-тан-ских островах име-ла дея-тель-ность шотландского про-по-вед-ни-ка Дж. Нок-са , в ча-ст-но-сти спо-соб-ст-во-ва-ла про-воз-гла-ше-нию в 1592 году пре-сви-те-ри-ан-ст-ва официальной государственной ре-ли-ги-ей Шот-лан-дии. В начале XVIII века пе-ре-се-лен-цы из Шот-лан-дии при-нес-ли пре-сви-те-ри-ан-ст-во в Северную Ир-лан-дию.

В Анг-лии пресвитериане бы-ли од-ной из наи-бо-лее мно-го-численных групп пу-ри-тан, иг-ра-ли важ-ную роль в Анг-лий-ской ре-во-лю-ции XVII века и в «Слав-ной ре-во-лю-ции». Окон-ча-тель-но по-лу-чи-ли сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния в Анг-лии вме-сте с другими про-тес-тан-та-ми-нон-кон-фор-ми-ста-ми по Ак-ту о ве-ро-тер-пи-мо-сти 1689 года. В XVII веке круп-ные об-щи-ны пресвитериане воз-ник-ли в английских ко-ло-ни-ях в Северной Аме-ри-ке, позд-нее - так-же в Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии. С XIX века пресвитериане актив-но уча-ст-во-ва-ли в про-тес-тант-ской мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти (че-рез Лон-дон-ское мис-сио-нер-ское общество и другие ор-гани-за-ции) в Аф-ри-ке, Азии и Океа-нии, в XX веке - так-же в Латинской Аме-ри-ке.

Об-щая чис-лен-ность пресвитериане около 60 миллионов человек (начало 2010-х годов). На нач. XXI веке боль-ше все-го пресвитериан про-жи-ва-ло в США, Рес-пуб-ли-ке Ко-рея, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ма-ла-ви, Га-не, Ке-нии, ЮАР, Но-вой Зе-лан-дии, Мек-си-ке.

Боль-шин-ст-во пре-сви-те-ри-ан-ских церк-вей вхо-дит в соз-дан-ный в 1970 году Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов).

И, в более широком понимании, реформатской церкви .

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом . Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения , божественном предопределении , непогрешимости Святого Писания , а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами , избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии , США , Канаде и Австралии . Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии . Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки . Пресвитерианство очень развито в Республике Корея (Южная Корея).

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в - гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса , радикального протестанта и ученика Жана Кальвина . Победа протестантов в 1560 году позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1545-1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии - специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI-первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание », принятое в г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции г. Акт о веротерпимости ( г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии , в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды) пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды . Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пресвитерианство"

Отрывок, характеризующий Пресвитерианство

Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина ) — религиозное протестантское течение в христианстве , возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма .

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией , которая пришлась на 1559-1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса , являвшегося учеником Кальвина . Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви , пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма . Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога , в противоположность католической церкви. К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян , и выборными органами управления на местах (конгрегации ), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии .

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545-1622). В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов . Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии , — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство , поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым "теневым путём ", в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством .

Распространение пресвитерианства в Ирландии , связано с переселением туда многих шотландцев , в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении , т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос ;
  • Библия является высшим правилом , регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения ;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия ;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом ;
  • Исключение догматов о канонизации святых ;
  • Большое внимание проповедям , которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы , произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора .

Культ пресвитерианства , как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом . В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях . В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»