Храм артемиды эфесской. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

В далекой древности греческий Эфес был крупным торговым портом. И именно здесь располагалось одно из семи древних чудес света - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига - остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Преданий о храме Артемиды Эфесской существует несколько десятков. Из поколения в поколение передавались легенды и интересные факты возникновения древнего храма. Полюбоваться первозданными красотами семи чудес света античности, к сожалению уже невозможно. До нашего времени остались лишь только египетская пирамида. Остальные же творения античности, такими как они, были созданы, можно увидеть только на фото - храм Артемиды в Эфесе тоже не исключение.

Филон Византийский, исследователь и писатель древности, классифицировал и ограничил количество великих сооружений цифрой -7, которая у древних греков считалась священной и завершенной. В своем сочинении Филон писал: «Храм Артемиды Эфесской - это единственное уникальное место на нашей планете, где обитают Боги, побывав в котором можно увидеть, что земля поменялась местами с небом, и именно здесь бессмертное царство Богов снизошло на землю…».

До нынешнего времени остались лишь руины храма Артемиды Эфесской, они находятся в Турции городе Сельчуке. Ежегодно сюда приезжают сотни туристов, что бы погрузиться и проникнуться культурой античных народов. Если посмотреть на фото храма Артемиды в Эфесе, сразу можно понять причину такого ажиотажа.

Предание о богине Артемиде

В античные времена древние греки поклонялись не одному Богу, как сейчас, а нескольким богам, среди них была богиня, которую назвали Артемидой. Отцом почитательницы был Зевс, а братом Аполлон. Артемиде поклонялись все матери античной Греции, так она была их защитницей и покровительницей. Она считалась предстательницей всего живого на земле: защищала животных, помогала вырастить и собрать урожай, заботилась о счастливых браках и содействовала в рождении детей. Женщины регулярно приносили дары великой богине, как благодарность за своих новорожденных детей.

Достоверные факты строительства

Древние жители очень хотели как-то по-особому выразить почтение и благодарность своей покровительнице. В один из прекрасных дней было принято решение возвести большое здание, которое могло бы быть достойно пребывания в нём великой богини. Местом для сооружения послужила святыня древней покровительницы Кибелы. Первые постройки из дерева, часто горели и разрушались, поэтому было решено соорудить огромное и крепкое здание, величие которого поражает и сегодня.

На строительство поистине великого здания, требовалось немалое вливание средств на материалы и рабочую силу. Большой вклад в строение внёс лидийский правитель, которого величали Крезом. Он был знаменит на весь мир, благодаря своим несметным богатствам. В 6 веке до нашей эры средства были собраны, и началось большое строительство легендарного храма. 120 долгих лет лучшие мастера со всего света трудились над возведением и отделкой дивного дворца. За это время сменились 4 архитектора и несколько правителей древней Греции, но цель построить Великое сооружение, не поменялась.

Проект храма для богини плодородия разработал архитектор Херсифрон, он был родом из критского города Кносс. Так как в этих местах землетрясения были частым явлением, он решил сделать постройку здания в болотистом месте, что располагалось неподалёку Эфеса. Мягкий грунт выступал как средство амортизации при толчках и мощных колебаниях земной коры (землетрясения происходили часто). А чтобы из-за своей тяжести здание не просело, на болоте вырыли большой котлован, который засыпали углем и шерстью овец на несколько метров вглубь.

Большие и тяжелые 18 метровые колоны для сооружения привозились со всей страны. Они были практически неподъемными и привычные повозки из-за мягкой почвы просто вязли и не могли их доставить. Тогда мастера решили схитрить, они просто привязывали волов у основания колоны, таким образом, что она равно как обычное колесо просто катилась по поверхности.

Существует такая легенда, что одна из балок храма все время падала и не ложилась как нужно, чего только не предпринимал архитектор, всё оказалось напрасным. Ему не хотелось жить, так ужасно он страдал и дико переживал по этому поводу. И тогда богиня Артемида уложила балку так, как и требовала постройка.

За время строительства дворца Херсифон сделал многое, он соорудил стены и установил колоннаду. К сожалению, ему не довелось увидеть свой шедевр во всей красе. Когда он умер, бразды правления были переданы его сыну Метагену. Под его руководством соорудили верхушку помещения, все перекрытие и саму крышу.

Завершающими работами занимались два не менее талантливых архитектора. Их звали Деметрием и Пеонитом. Храм был просто огромным и завораживал своей красотой. Сооружение окружали 127 могучих колонн. В предании говорится, что каждая колонна - это подарок 127 греческих властелинов. Крыша дворца богов была выложена их чистого мрамора, что было совершенно нетипично для построек тех времен.

Жители не только Эфеса, но и всего мира замирали при виде такой красоты, ранее им никогда не приходилось видеть настолько большое и прекрасное сооружение. Сейчас мы можем только смутно представлять себе, смотряфото храма Артемиды в Эфесе, что это было за великое творение, которое создавали лучшие мастера, съехавшиеся со всего мира.

В храме Артемиды Эфесской проводилась не только религиозная служба - это было место, где бурлила деловая и финансовая жизнь Эфеса. К тому же он совершенно не зависел от городских властей, а подчинялся коллегией жрецов. Весть о возведении величественного дворца облетела быстро весь мир. Храмом Артемиды в Эфесе приезжали полюбоваться много правителей из других государств, его описывали писатели древности и переносили на холсты живописцы со всей планеты. Но одному из 7 чудес древности удалось простоять всего лишь 200 лет…

Трагедия храма Артемиды Эфесской

Большое несчастье произошло совсем внезапно, когда этого никто не ожидал. В одну из ночей 356 года до нашей эры - храм Артемиды Эфесской был сожжен. Совершил это тяжкое преступление один из местных жителей Герострат. Когда его спросили о причине такого злодеяния, он объяснил, что просто хотел чтобы о его имени узнали потомки. Герострату была присуждена смертная казнь, и правительство приказало забыть навсегда имя злодея. Но как известно «шила в мешке не особо утаишь», и как хотел того Герострат, его имя дошло и до нашего времени.

Именно в ночь пожара в одной из обителей Македонии родился мальчик - это был будущий завоеватель Александр Македонский. Как известно из легенды, богиня помогала матери Александра родить малыша и не смогла уберечь свой дворец.

Огненное пламя нанесло большой вред храму, но жители города трудились не покладая рук, чтобы восстановить прежний облик здания. Александр Македонский лично принимал непосредственное участие в строительстве и обновлении храма. Так, в III до нашей эры, великое восстановление было завершено, и храм Артемиды Эфесскойстал ещё краше, чем прежде.

Эфесцы были очень благодарны Македонскому за содействие в восстановлении дворца. Они долго думали, что могут сделать для человека, у которого вообще и так всё есть. Тогда жители Эфеса обратились к талантливому художнику по имени Апеллес, для того чтобы он написал картину с Александра. Шедевр получился просто великолепным - это был образ Зевса с молнией в руке. Портрет был настолько правдоподобным, что если посмотреть на него под косым углом, рука Александра и молния казались за пределами полотна. За свой шедевр художник получил 25 золотых талантов. Эту историческую сумму не платили ранее ни одному живописцу.

Внутренняя отделка храма приводила в восторг всех посетителей. Здесь были собраны лучшие скульптуры деятелей искусства. Здесь же находилась и сама статуя Афродиты.

В ходе археологических раскопок нашли и статую богини. Она была сделана из мрамора с наличием нескольких рядов грудей. По другим предположениям эти образования представляли собой бычьи яички. Такой образ Артемиды «Полимастос» обозначал изобилие. Есть ещё одна гипотеза, что это не вовсе грудь, а всего лишь своеобразное украшение.

Падение святилища Артемиды Эфесской

Это было время смуты, хаоса и неразберихи, время грабежей и варварства Готов. Не оставили эти процессы без внимания и великий храм, что манил их своим богатством и красотами. Они раскурочили и ограбили божью обитель. Восстановлением здания никто не занимался больше. С приходом христианства поклонение нескольким богам отошло в небытие. Здание разворовали почти полностью, оставив после себя лишь развалины. В результате чего в 400 году, случилось непоправимое - падение и полное разрушение строения. На этом месте возвели церковь, но позже её постигла та же участь.

Первым из археологов, кому удалось найти место нахождения древнего храма, стал англичанин Вуд в 1869 году. Сегодня, в том месте, где был непосредственно построен храм, туристы могут увидеть только одну четырнадцатиметровую колонну, собранную из нескольких деталей. Другие элементы и находки археологов хранятся в пинакотеках города Эфес, а также Стамбуле и Лондоне.

Где находится место легендарного храма?

Артемисион (так сегодня называют то место, где ранее стоял храм), располагается недалеко от турецкого города Сельчук. Посетить его могут все желающие туристы совершенно бесплатно, а сама экскурсия не займет слишком много времени. Находясь на месте развалин можно только представить всё могущество и величие прошлой эпохи.

Совершить незабываемое путешествие по местам древнего мира, очень просто, достаточно обратиться к туроператору сайт. Мы предлагаем доступный отдых для всех, кто часто любит путешествовать и готов открываться новым впечатлениям. Забудьте о проблемах связанных с открытием и получением виз и прочую бумажную волокиту. Всё что касается оформления, мы возьмём на себя.!

Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.

Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия. Но малоазиатская Артемида и греческая богиня охоты Артемида как бы не один персонаж истории. Древние жители малой Азии посему называли свою богиню Артемида Эфесская.

Праздник богини Артемиды был и там, и там. В Эфесе в этот месяц устраивались пышные празднества в честь рождения богини.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Храму быть

Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами.

Храм был облицован изнутри мраморными плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы.

Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь. Известные художники того времени дарили храму свои картины, например уроженец Эфеса Апеллес.

Храм Артемиды Эфесской стал одним из знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него. Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским мастером Ройком, который, по свидетельству древних авторов, первым изобрел способ отливки скульптур из меди.

Своеобразный банк

Артемисион был не просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был своеобразной кассой взаимопомощи и банком. Здесь хранили свои деньги и люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. Например, известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию оставил жрецам на хранение большую сумму денег. В период его отсутствия жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным.

В случае его гибели все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.

Во II веке до н. э. в Малой Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.

Он стал резиденцией римского проконсула, и потому на его благоустройство выделялись значительные средства. Продолжал богатеть и Артемисион.

  • Во-первых, крупную сумму ему выделяли городские власти.
  • Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов.

Живший во II веке н. э. писатель Дион Хризостом писал: «У эфесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям. Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма».

Храм Артемиды славился своим богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Захват Эфеса

В III веке н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды разграблено. С утверждением христианства храм языческой богини стал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона использовали при строительстве различных сооружений. А затем на месте храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.

Сильнее всего здание храма пострадало от того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в 1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла небольшая турецкая деревня.

Раскопки

Лишь со второй половины XIX века началось серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр, рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других величественных сооружений. А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.

Раскопки были продолжены под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости, располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды. В 1903 году англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.

Археологи нашли обломки колонн с рельефами, которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии. Мы можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.

Интересный факт — на территории современной находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — ). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской , который был построен недалеко от древнего Эфеса.

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м . Так что зрелище действительно впечатляющее.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье « »), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье « ».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»