Индивидуальный учебный план экстерна образец. Индивидуальный план в обычной средней школе возможен! Как составить индивидуальный учебный план ученика

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Внедрение принципов системно-деятельностного подхода в образовании обусловило необходимость персонализации учебно-воспитательного процесса, в том числе и через разработку индивидуальных учебных планов (ИУП) - пошаговых алгоритмов освоения программного минимума, которые составляются для учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом возрастных и личностных показателей интеллектуального развития.

Файлы для скачивания в статье

Разработка индивидуальных учебных планов проводится с целью:

  • ускоренного усвоения учащимся образовательной программы по одной или нескольким предметным областям (в рамках реализации профильной модели обучения);
  • оперативной ликвидации ребенком академической задолженности;
  • в других случаях, предусмотренных локальной документацией школы (например, в случае длительной болезни, частых отъездов, связанных с участием в творческих конкурсах, фестивалях).

Что такое индивидуальный учебный план в школе?

Реализация принципов новой государственной политики в сфере образования, базирующейся на внедрении принципов гуманизации и персонализации учебно-воспитательного процесса, предусматривает построение педагогических моделей, способствующих обеспечению продуктивного взаимодействия с учениками независимо от их интеллектуальных способностей, личностных целей и успехов.

В свете этого возникают вопросы, что такое обучение по индивидуальному учебному плану в школе и как современной образовательной организации обеспечить удовлетворение точечных учебных запросов учащихся.

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного учащегося, включающий совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения из учебного плана образовательного учреждения. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям конкретных программных элементов, а также проектироваться на разные промежутки времени - четверть, полугодие, учебный год.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Проектирование обучения на основе индивидуальных планов меняет устоявшийся порядок осуществления тематического и календарного планирования. Работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся осуществляется в три этапа:

  1. Мониторинг образовательных запросов школьников, разработка и уточнение перечня востребованных предметов и тематических учебных курсов. С целью оказания информативной помощи детям и их родителям на данном этапе при наличии управленческой инициативы силами психолого-педагогической службы проводится тестирование, позволяющее выявить природные склонности и таланты учащихся, создавая предпосылки для продуктивного профильного обучения и успешной профориентации.
  2. Разработка общешкольного учебного плана с учетом имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов. С целью реализации вариативности образования важно позаботиться о том, чтобы школьникам был предоставлено право выбора перечня и количества предметов, формирующих федеральный, региональный и школьный образовательный компонент.
  3. Проектирование и утверждение индивидуальных учебных планов учащихся.

Важно отметить, что право на обучение по индивидуальному учебному плану закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Письме Минобрнауки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. и других нормативных актах. Ввиду того, что персонифицированная модель обучения позволяет наиболее полно реализовать конституционное право на обучение и обеспечить удовлетворение потребностей ребенка в школьной учебно-воспитательной среде, развить природные дарования и снизить уровень общеучебной нагрузки, сознательный отказ образовательной организации от практики составления ИУП является грубым нарушением. Более того, решение некоторых семей о получении ребенком образования без практики ежедневного посещения образовательной организации при условии составления и систематического обновления индивидуальных учебных планов в полной мере соответствует букве закона. Поэтому каждой образовательной организации необходимо обеспечить соблюдение ряда условий, позволяющих успешно организовать обучение групп учащихся согласно ИУП. К числу таких требований относятся следующие:

  1. Наличие в штате высококвалифицированных педагогических кадров.
  2. Достаточное количество классных комнат, необходимого материально-технического оборудования.
  3. Управленческий состав ОУ и учителя имеют высокий уровень мотивации, опыт ведения экспериментально-инновационной работы и заинтересован в апробации модели мультипрофильной школы.

Обучение по индивидуальным учебным планам в школе

В условиях нового времени, когда перед современной российской школой стоит задача обучения и воспитания активных, творческих мыслящих граждан, идея индивидуализации образовательного процесса посредством учета личностных факторов становится все более актуальной. Организация обучения по индивидуальным учебным планам в старшей школе позволяет решить ряд актуальных задач:

  1. Обеспечить модернизацию содержания и форм по отдельным предметным областям.
  2. Удовлетворить индивидуальные образовательные потребности школьников через построение оптимального учебного маршрута с учетом уровня допустимой нагрузки, показателей здоровья, круга личностных интересов.
  3. Сохранить контингент детей, что особенно важно для старшей школы.
  4. Гарантировать реализацию индивидуально-личностного подхода, принципов вариативности обучения.
  5. Создать условия для повышения уровня квалификации педагогов, ответственных за разработку ИУП.

ИУП формируется на основе базисного учебного плана, остальные учебные дисциплины включаются выборочно. При его составлении учитываются пожелания родителей, учителей, психологов, а также мнение самого школьника. Следует отметить, что типовым организационным решением, приобретающим все большее распространение в современных российских школах, - проектирование ИУП в рамках организации профильного обучения, признанного стратегической основой развития старшей школы. Вместе с тем неоценима роль ИУП при электронном обучении, т.к. используя его, учитель может написать индивидуальную рабочую программу по предмету.

Если ребенок обучается по заочной или очно-заочной форме, возможно сочетать различные варианты прохождения программы по предметам:

  • полностью с учителем;
  • самостоятельно + консультации учителя;
  • полностью самостоятельно.

Обучение контролируется педагогами, которые в дальнейшем проводят обязательную аттестацию ученика.

Индивидуальный учебный план может проектироваться на разные сроки: учебный год, полугодие, учебную четверть. Чаще всего план формируют на учебный год. Обучение в школе по индивидуальному учебному плану может быть организовано на любом уровне учебной программы. ИУП включает в себя: перечень предметов, очередность их освоения, вариативную часть обучения, обязательную его часть, объем часов на изучение конкретного курса или предмета, формы итоговой и промежуточной аттестации.

Как составить индивидуальный учебный план ученика

Индивидуально-ориентированная система школьного обучения, базирующаяся на учете личностных параметров интеллектуального и творческого развития подрастающего поколения, требует реализации особого подхода к планированию. В условиях современной школы каждому педагогу важно знать, как составить индивидуальный учебный план , опираясь на результаты проведенного психолого-педагогического мониторинга, локальные нормативные акты, результаты перспективного и календарно-тематического проектирования предметных курсов. Примерное содержание ИУП, на которое можно опираться при проектировании локальных образовательных маршрутов учащихся, представлено в таблице.

Структура Содержание
Пояснительная записка Помимо стандартной информации, характеризующей содержание документов такого типа, методисты рекомендуют указывать форму индивидуального учебного плана учащегося школы , а также методические рекомендации работе над учебным курсом, адресованные педагогу, родителям и ребенку. Такое вступление помогает создать положительную мотивацию, при необходимости - выделить приоритетные методы учебной работы.
Объем курса, виды учебной деятельности Чтобы обеспечить должный уровень визуализации предметной области, в рамках данного раздела целесообразно представить краткое содержание каждого запланированного занятия и свести эти данные в единую таблицу.
Тематический план В плане перечисляются разделы и темы, даты изучения разделов (что способствует обеспечению нужного темпа обучения), формы уроков. В данном разделе логично представить выдержки из предметных компонентов ФГОС, чтобы показать соответствие тем, предложенных для обучения, требованиям стандарта.
Самостоятельная работа

Содержание самостоятельной работы обучающихся по курсу включает индивидуально-ориентированный план ученика, в котором представлены графы для выставления оценок, данные итогового тестирования (по темам, разделам, семестрам), перечень рекомендованной учебной литературы и справочных материалов. По сути индивидуально-ориентированный план, составляемый с учетом личностного компонента, является аналогом документа поурочного планирования.

  • расширение объема фактических предметных данных через ознакомление с материалами темы, поиск ответов на типовые вопросы;
  • формирование критического мышления (проведение поверхностного анализа, сравнений, классификации и кластеризации данных);
  • развитие творческого интеллекта (проведение микроисследований, выполнение экспериментальных и интегрированных заданий).
Дополнительная учебная деятельность по курсу

В данный раздел рекомендуется включить темы проектной, научно-исследовательской, учебно-поисковой работы, позволяющей значительно расширить границы предметных данных, принять участие в предметных олимпиадах, предметных конкурсах, творческих фестивалях, выставках, интеллектуальных играх.

Перед разработкой индивидуального плана обучения с ребенком и его родителями рекомендуется провести разъяснительную работу по содержанию документа и особенностям его применения. Важно, чтобы обучающиеся и представители семей понимали качественные и количественные показатели изучаемых предметных областей и были готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор.

Успешное построение ИУП предполагает систематическую рефлексию и уточнение выбора, сделанного учащимися и их родителями. В концепции персонифицированного, а также профильного образования выдвигается требование к гибкости содержания учебно-воспитательного процесса, что определяет необходимость разработки представителями школы механизмов регулярного переосмысления школьниками правильности сделанного выбора и возможности корректировки индивидуального учебного плана.

Оформление перевода на индивидуальный учебный план в школе

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану в школе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Обучающиеся, достигшие совершеннолетия, вправе написать заявление сами. В заявлении указывается срок, на который школьник просит перевести его на индивидуальное обучение, а также пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы - например, включение дополнительных курсов, предметов в программу, более глубокое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ. После рассмотрения заявлений директор школы издает приказ, который является основанием для перевода учащегося на ИУП. Перевод утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

Важно, чтобы образовательной организацией был разработан локальный акт, определяющий порядок перевода учащихся на индивидуальное обучение, а также категории детей, имеющие первоочередное право на учет индивидуальных образовательных потребностей - одаренные обучающиеся с сильной мотивацией, дети с ОВЗ, получившие рекомендации ПМПК, учащиеся, имеющие академическую задолженность по одному или нескольким предметам, возникшую ввиду частичного пропуска занятий по уважительной причине, а также обучающиеся по углубленным и профильным программам.

Для организации обучения в школе по индивидуальному учебному плану образовательная организация должна предусмотреть и оформить следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) учащихся;
  • решение педсовета образовательной организации;
  • приказ директора образовательной организации;
  • расписание планируемых занятий, консультаций, утвержденное директором и согласованное с родителями;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

В соответствии с нормативными требованиями, школа обязана принимать заявления о переводе на персонализированное обучения на протяжении всего учебного года (рекомендательно - до 15 мая), чтобы организовать условия для индивидуального обучения, предусматривающие возможность получения учащимися консультаций по отдельным предметным областям, использование справочной литературы из школьного библиотечного фонда, проведение отдельных занятий (лабораторных, экспериментальных) в учебных кабинетах после согласования времени, с нового учебного года.

ФГОС выдвигают перед школой и образованием вообще, требования к подготовке подрастающего поколения, дают установку на развитие каждого

ученика. Формулируется цель образования - «Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Ни для кого не секрет, что ученики школы разные - они отличаются по уровню подготовленности и развития, интересам, типу нервной деятельности, типу восприятия и передачи информации, уровню воспитанности и др. Поэтому закон «Об образовании в РФ» дает возможность школе учесть индивидуальные особенности обучающихся и предоставить им, получить полноценное образование по: очной; очно- заочной, заочной формам и обучаться по учебному индивидуальному плану.

«Согласно пункта 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» у обучающихся есть право обучаться по учебному индивидуальному плану, включая ускоренное обучение, в рамках образовательной программы, которую надо освоить, в порядке, установленном местными нормативными актами».

Обучающиеся имеют право обучаться по индивидуальному учебному плану, как по всем учебным предметам, так и по отдельным предметам, например, английскому языку. В учебном плане представлена: трудоемкость, последовательность учебного материала и др. по предмету (английскому языку).

«Индивидуальный учебный план -- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».(статья 2 п. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, индивидуальным учебным планом (ИУП) можно назвать план, в который входит перечень учебных предметов и курсов по выбору, изучаемых в школе, которые выбраны ребенком в целях его изучения из плана своей школы. Индивидуальный учебный план (ИУП) может быть у учащихся любых классов: и начальной, и основной и полной средней школы. Важным является тот факт, что перейти на обучение по ИУП ученик может только по решению и с согласия его родителей или законных представителей, поскольку именно они отвечают за ребенка. Это может быть связано с необходимостью учета индивидуальных особенностей развития или интересов, имеющейся задолженности по предмету, состоянию здоровья и др.

Так в гимназиях, лицеях и некоторых школах вводится профильное обучение и на основаниииндивидуальных учебных планов образовательное учреждение решает несколько актуальных задач:

Модернизирует содержание образования в старшей школе;

Выявляет на ранних ступенях обучения способности школьников к разным видам деятельности, а также и переориентирует учащихся одного профиля на другой;

Обеспечивает реализацию потребностей, интересов, способностей учащихся;

Развивает исследовательские умения и навыки;

Повышает квалификацию педагогов.

Во время организации профильного обучения, которое основано на ИУП возможно по плану образовательного учреждения изменение технологий, форм, методов, приемов и содержания обучения. В связи с этим школы предлагают ученикам разные профили обучения, например, гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, экономический или технологический, что связано с индивидуализацией и дифференциацией обучения. Благодаря индивидуализации и дифференциации обучения у школ и учащихся возникает возможность выбора и удовлетворения потребностей, а также создания условий для более полного проявления склонностей и интересов школьников.

Таким образом, речь идет о личностно-ориентированном подходе в образовании.

Следует обратить внимание на то, что не только обучающимся старших классов требуется индивидуализация и дифференциация обучения. Есть и другие дети, которые, нуждаются в них.

С каждым годом число детей с индивидуальными особенностями и различиями увеличивается, при этом возрастает и необходимость в индивидуализации обучения, а значит, в определении индивидуальной траектории развития ученика, поэтому, составлении индивидуальных учебных планов.

Закон об образовании в РФ определяет возможность и необходимость обучения в массовой школе детей с ограниченными возможностями. Но этим ученикам нелегко учиться в условиях массовой школы, так как на фоне всего класса они отличаются от остальных. Это происходит потому, что обычные дети не всегда готовы к взаимодействию с такими ребятами. К сожалению, зачастую таких детей не воспринимают всерьез, обижают или же держатся от них подальше, что указывает на непохвальное воспитание учеников класса. Также можно отметить неподготовленность к работе учителей школы и родителей здоровых учеников к соседству своих детей с иными детьми. Для успешной работы всех учеников в классе необходимо создать благоприятный психолого- педагогический климат в школе, классе. Необходима серьезная работа и с учителями, и с родителями как обычных, так и особенных детей. Особенными детьми могут считаться не только дети с ограниченными возможностями, но одаренные или даже педагогически запущенные.

При реализации индивидуального учебного плана, обучение в школе может измениться в лучшую сторону, станет понятней, легче не только для особенных детей, но и для обычных. Переход на индивидуальное обучение является немаловажным шагом также и в педагогической деятельности учителей.

Из вышеперечисленного следует, что переход на обучение по индивидуальному учебному плану, может способствовать нормализации не только отношений между детьми, родителями и детьми, учителями и детьми, но и получения образования для всех лиц, включенных в этот процесс.

Говоря об одарённых учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования.

Также в практике работы школы учителя выделяют и такую группу детей, которых называют «слабые». Это дети или с низким уровнем развития и воспитания (здоровые), или с высоким уровнем утомляемости, то есть которые быстро устают в процессе обучения, что в значительной степени влияет на их концентрацию и внимание во время занятия. Они, в отличие от активных детей, могут отставать от процесса урока, что впоследствии может привести к трудностям в обучении.

На основании анализа теоретических исследований по данной теме можно выявить 3 аспекта:

Психологический;

Дидактический;

Организационный.

Психологический аспект связан с проблемой индивидуальных различий. В последние полвека все большее внимание уделяется этим различиям при освоении материала: это работоспособность, концентрация внимания в ходе урока, утомляемость, индивидуальные стили учебной деятельности учеников. Ученики распределяются по репрезентативной системе: аудиалы, визуалы, кинестетики. Эти особенности позволили определить в теории индивидуальный характер принятия индивидом социокультурного опыта - что представляет его как одно из дидактических оснований индивидуального учебного плана.

Дидактический аспект связан с поиском определенных методов, приемов и средств обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся и влиять на них с помощью этих средств.

Организационный аспект индивидуального обучения учитывается в основном с точки зрения когнитивной деятельности обучающихся.

Поэтому составителями индивидуальных учебных планов индивидуализация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитель выбирает методы и подходы к обучению, принимая во внимание индивидуальные особенности и степень развития учеников. При этом они базировались больше на дифференциации, чем на индивидуализации обучения.

Таким образом, использование индивидуального учебного плана способствует воплощению в жизнь образовательных потребностей обучающихся, их родителей, общеобразовательных учреждений. После составления индивидуального учебного плана следует планировать индивидуальную образовательную программу конкретного ученика. ИОП составляется вместе с учеником и учетом мнения его родителей. Поэтому, индивидуальной образовательной программе предъявлены следующие требования:

1 . Соответствие запросу учащихся и их родителей.

2 . Соответствие образовательным стандартам.

3 . Обеспечение достижения предполагаемого уровня образованности учащимися.

4 . Способность развитию и совершенствованию ученика в процессе учебной деятельности.

Из вышеперечисленного вытекает, что индивидуальная образовательная программа есть план образовательной деятельности учащегося, которая базируется на его интересах и запросах и определяет цели и результаты обучения. После составления ИОП ученика определяется его индивидуальный образовательный маршрут, который составляется вместе с ним. Поскольку учитываются не только современные условия и потребности общества и человека, но и познавательные возможности школы, учителей и ребенка. (См. схему №1) Схема № 1.

В психолого-педагогической литературе рассматривается (С.В. Воробьева, Н.А.Лабунская, А.П. Тряпицына, И.С.Якиманская) индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно разделенная образовательная программа, которая позволяет обучающемуся самому выбирать, разрабатывать и реализовывать образовательную программу, при осуществлении педагогической поддержки в его дальнейшем самоопределении. Важно, чтобы учитывались не только особенности и желания ученика, но возможности их реализации, а также совместимость учителя и ученика.

У каждого ученика должна быть четко изложена личностно- ориентированная задача для создания индивидуальной образовательной траектории. Ценность индивидуально-образовательной траектории учащегося заключается в том, что на основе активного стремления к развитию и расширению знаний и умений, она позволяет восполнить умения и навыки самостоятельной работы в процессе учебно-познавательной деятельности.

Как полагает С.В. Воробьева, индивидуальная образовательная траектория имеет свои характерные черты. Она разрабатывается для определенного ученика в виде индивидуальной образовательной программы. В процессе разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает в роли лица, выбирающего образование. Он заинтересованное лицо в получении качественного образовательного процесса. С другой стороны в процессе реализации он (ученик) выступает как лицо исполнения образования. Поэтому, должны быть оговорены условия выполнения требований к исполнителю (ученику) образовательного маршрута, связанные с выбором траектории, ответственностью за дело, за продвижения по маршруту.

В данном случае педагогическая поддержка учащегося в образовательном процессе превращает личностно-ориентированный процесс в индивидуальную образовательную траекторию.

Что такое ИУП?

ИУП является рабочим документом студента, который содержит информацию о перечне и сроках изучения учебных дисциплин, выбранных для освоения из утвержденных РУПов университета, объеме учебной нагрузки студента и системе оценивания по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту на основании его личного заявления ежегодно перед началом обучения. Типовой ИУП студента рассчитан на один учебный год. В него включаются элементы учебного плана, определенные для текущего курса студента на текущий учебный год в , с теми сроками проведения экзаменов, которые также отражены в РУП (). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки, как правило, используя специальные модули в .

Типовой ИУП оформляется учебным офисом образовательной программы. Может использоваться бумажная технология (в двух экземплярах ИУП подписывается, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле), либо фиксация типового ИУП в личном кабинете в .

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение учебного года.

Студент может включить в типовой ИУП сверх стандартных 60 кредитов дисциплин из учебных планов своей или других образовательных программ не более чем на 6 зачетных единиц (кредитов).


Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины более чем на 6 кредитов?

Вы можете заключить договор на платные образовательные услуги, перечислив в нем список дисциплин, которые вы планируете изучать. Стоимость обучения по таким дисциплинам рассчитывается пропорционально числу кредитов и стоимости года обучения на той образовательной программе, в которую включена эта дисциплина.

Например, в вашем типовом ИУПе уже значатся элементов учебного плана на 66 кредитов. Но вы планируете изучить еще одну дисциплину из другой образовательной программы, которая весит 5 кредитов. Для того, чтобы желание было реализовано, вам необходимо получить согласие своего академического руководителя, преподавателя интересующей вас дисциплины, в виде виз на заявлении на имя вашего академического руководителя с просьбой разрешить изучать дополнительную дисциплину сверх разрешенной нормы по числу кредитов. При положительном решении - менеджер той программы, к которой принадлежит интерсующая вас дисциплина, заключит с вами договор на освоение части образовательной программы. Стоимость обучения по такой дополнительной дисциплине составит 5/60 * стоимость года обучения на соответствующем курсе этой образовательной программы.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при ;
  • при , отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при ;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе .
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на коммерческой основе. Если бюджетный студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП студента составляется до конца текущего учебного года, затем составляется следующий на новый учебный год. При этом общее количество кредитов по ИУП в учебном году не может превышать 75. (Форма ).

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Каким документом регламентируется в НИУ ВШЭ предоставление специального ИУП с повтором в случае академической задолженности?

«Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» (Приложение 5 к )

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Дисциплине в сроки, определенные в рабочем учебном плане у студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; либо прослушивание учебной Дисциплины на другом направлении подготовки, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины.

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с , оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов.

Как рассчитывается стоимость обучения в случае ИУП с повтором?

При расчете цены договора стоимость обучения умножается на коэффициент кредитных единиц.

Например:

  • ИУП студента, которому предоставляется возможность повторного изучения дисциплин, предусматривает 65 кредитных единиц.
  • РУП курса, на котором студент обучается/будет обучаться в следующем году, предусматривает 60 кредитных единиц.
  • Коэффициент равен 65/60
  • Стоимость обучения равна 300 тысяч рублей в год
  • Цена договора будет равна: 65/60*300 тысяч = 325 тысяч рублей

Если студент, перешедший на ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будет ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за непредоставленные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении количества образовательных услуг) равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, перешедший на ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).
Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором.

В каких случаях ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в п.162 возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случая, если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля).

Что влечёт за собой отказ от перехода на ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за академическую неуспеваемость. Порядок восстановления описан .

В каких случаях ИУП не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно и в указанный срок пройдены все формы контроля, в нем запланированные.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с академическим руководителем образовательной программы.

Сколько за время обучения у студента может быть ИУП?

В зависимости от уровня и формы обучения – типовых ИУП от 2 (у магистров очной формы обучения) до 6-7 (у специалистов очно-заочной формы обучения), по одному на каждый учебный год. Количество специальных ИУП зависит от образовательной траектории студента. При этом совокупность всех ИУП студента должна в сумме давать количество дисциплин (как обязательных, так и по выбору), количество кредитов и форм контроля, практик, проектов и курсовых работ, а также мероприятий ГИА, не меньшее аналогичных показателей в учебном плане соответствующего года набора. При этом суммарное время, затраченное на выполнение всех ИУП студента, может отличаться от запланированного в стандартного срока освоения образовательной программы. Образовательная программа считается выполненной, если выполнены все ИУПы студента.

Раскрываем ещё одну юридическую тонкость перехода на семейное или заочное обучение.

Что это такое

Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.

Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план .

Соответственно, индивидуальный учебный план - тот же УП только для конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план (ИУП) - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внешне УП и ИУП почти идентичны.

Слева - типичный школьный УП; справа - пример ИУП

Особенности ИУП

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках .

  1. Перечень предметов . Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Например, если в школе проходят информатику с 7 класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
  2. Последовательность . Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа физики, два история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно - блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
  3. Трудоёмкость . Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок гуманитарий, вы вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

Кто может учиться по ИУП

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти следующих случаях.

  • Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на .
  • Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.

Список не исчерпывающий - локальными актами школы могут быть предусмотрены и другие случаи.

Обучение по индивидуальному учебного плану следует отличать от обучения по адаптивной образовательной программе. Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на неё осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обучающиеся по адаптивным программам не сдают итоговые аттестации и получают не аттестат, а справку об обучении. По ИУП осваиваются обычные программы, просто в своём темпе. Дети с ИУП сдают государственные аттестации на общих основаниях и могут в любой момент вернуться к обычному обучению.

Как составить

Универсального подхода не существует. Однако при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана.

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале - совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Обучение в Домашней школе и Экстернате Фоксфорда избавляет от хлопот по составлению ИУП. позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Как оформить переход на ИУП

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего придётся поискать другую. Исключение: обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами .

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение)

  1. Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  3. Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование)

  1. Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  2. Родители выбирают школу для прикрепления.
  3. Родители и школа заключают , неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз, к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  • Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов.
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  • Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз.
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе.
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах.

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1. ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2. Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3. Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов.
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5. Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план.
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7. Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану.

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза.

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки:

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации.
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию.

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения.

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе - феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»