Картина-гобелен своими руками: мастер-класс. Или вот, например, такой, более сложный гобелен

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство Вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если Вы не очень хорошо рисуете, то Ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.

В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше "барашков") регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями - тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача — заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу — ткачеству.
Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.
1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части — ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем...

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно — черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ — «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.


Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй — завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена — 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:


А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ — «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.


Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две-три крайние нити основы:







Гобелен – отличный вариант для украшения дома. Картины, выполнены в этой технике завораживают взгляд. Гобелены машинного производства очень сильно уступают гобеленам, сделанным вручную. Но, увы, стоят очень и очень дорого. Намного дешевле сделать гобелен своими руками. Кроме того, такое решение позволит максимально гармонично вписать гобелен в интерьер помещения.

Гобелен – это односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Само слово гобелен имеет французские корни. В XVI веке Жиль Гобелен открыл красильню. Позже к ней пристроили ткацкую фабрику. Людовик XIV выкупил эту фабрику и начал массовое производство ковров из окрашенных нитей. Фабрика называлась «Королевская гобеленовая мануфактура», а ковры – гобеленами.

Нельзя сказать, что гобелены появились в XVI веке. Еще в III в. до н.э. были найдены первые образцы гобеленов. В Древней Греции и Египте гобеленами украшали дворцы фараонов и государственных правителей. Мастера для изготовления гобелена использовали только натуральные нити, иногда практиковались вставки из золота и серебра.

Эпоха Возрождения относится к рассвету гобеленов. Мастера изготовляли целые ряды полотен, выполненных в одной тематике. Только аристократы позволяли себе такую роскошь. До XVIII века в качестве материала для изготовления гобелена использовали шерсть. Чуть позже начали делать гобелены из шелка и льна. Сейчас гобелены ткут как из синтетических нитей, так и из натуральных.

Для производства самых ранних гобеленов использовалась деревянная рама, на которую натягивали нити и специальный крючок, который позволял надежно закрепить узлы.

С середины ХХ века появляются ткацкие станки, которые упрощают работу над гобеленами. Гобелены, сделаны машинным способом имеют более низкую цену и качество, по сравнению с ручным гобеленом.

Разновидности гобеленов

Гобелены ручной работы подразделяются на:

  • тканые,
  • нетканые.

Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток. Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой. Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.

Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

Этапы работ:

  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:

Работа над вышивкой гобелена

Инструменты для работы:

  1. Игла.
  2. Нити.
  3. Плотная ткань.
  4. Рамка для закрепления ткани.

Этапы работы над нетканым гобеленом:

  1. С помощью степлера прикрепите ткань на рамку.
  2. На плотной бумаге нарисуйте эскиз.
  3. Поместите эскиз на ткань и обведите карандашом. Чтобы подправить, если что-то не получилось.
  4. Когда рисунок готов, обведите его фломастером.
  5. Нить продеваем в иглу.
  6. Делаем стежки по контуру рисунка, постепенно заполняя весь рисунок.
  7. При необходимости меняем цвет нити.

Схемы гобеленов:

Как сделать гобелен объемный

Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:

  • «Косичка» — с помощью обкручивания нитками основы через одну или две нити. Если нужно добиться выпуклой текстуры, цветка например, необходимо чередовать эту технику с обычной, когда уточную нить продевают через одну нить-основу.
  • «Узелки» — сначала делаем нижний ряд, который послужит фоном. Далее иголкой с ниткой вяжем узелки, плотно прилегающие друг к другу. Узелки разравниваются на поверхности и создают нужную текстуру. Таким образом, рисуем картину, например, ромашки.
  • «Вышивка» — делаем фон. А на него нашиваем будущий рисунок, используя различные способы плетения. Получается двойной гобелен.

  • Перед началом работы определитесь с картинкой. Для начинающих мастеров лучше выбрать не сложную картинку, без мелких элементов.
  • С помощью карандаша и кальки сделайте набросок основного рисунка. Обведите основные контуры.
  • Нити натягивают сильно, но они не должны быть как гитарные струны. Пальцы между нитями должны проходить свободно.
  • Пряжу подбирают согласно рисунку и желаемой фактуре.
  • Определитесь, в какой цветовой гамме будет выполнена картина, подберите нити необходимых цветов.
  • Лучше всего начинать плетение с нижнего правого угла.
  • Надежно прикрепите рисунок под нитью-основой.
  • Используйте вилку для уплотнения узлов. Похлопывающими движениями вбивайте узлы после плетения каждого ряда.
  • В процессе работы проверяйте ширину гобелена.
  • Свободный край нити следует держать свободно.
  • В завершении работы проверьте, чтобы верхний и нижний ряды были одинаковой ширины.
  • Когда гобелен готов, его прибивают к большой раме или растягивают. Затем накрывают мокрой тканью и оставляют на день.
  • Через ткань гобелен проглаживают утюгом.

Гобелен – интересное дизайнерское решение для интерьера

Техника гобелен не теряет своей популярности уже более двух тысячелетий, современные гобелены завораживают взгляд и придают интерьеру особую уникальность. Гобелены отлично вписываются как в классические, так и в современные дизайнерские стили.

Чаще всего гобелены используют в загородных домах. Большие стены и потолки позволяют разместить целые серии гобеленов, объединенных одной тематикой.

Разнообразные орнаменты сочных и сбалансированных цветов, мифологические и средневековые сцены, стилизованные картины растений и животных гармонично вписываются в любой интерьер.

Гобелены не только висят на стенах, но и присутствуют в оформлении дома или квартиры в виде гобеленовых покрывал, чехлов для подушек, скатертей, салфеток, картин. Даже мебель и стены обшивают гобеленами. В этих случаях используют, конечно, машинный гобелен.

Гобелен придает общему стилю изысканность, роскошь и универсальность. Отличным дополнением к гобелену станет мозаика, витражное стекло и фьюзинг. А вазы, подсвечники и статуэтки сделают стиль более классическим.

Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым. Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд. Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.

Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.

Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще. Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Приступаем к плетению на станке.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный . В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый , его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих. Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Как сплести свой первый простой гобелен дома?

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко), так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:

После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:

Несколько советов новичкам:
  • Нить во время работы нужно протягивать «горкой», а затем опускать, укладывая по ходу рисунка.
  • Периодически во время работы нужно растягивать гобелен руками в разные стороны.
  • Старайтесь как можно сильнее натягивать основные нити по краям гобелена, если они тонкие, крайние нити можно натянуть в два сложения.
  • Если по каким-то причинам не удалось достаточно натянуть крайние нити и гобелен стягивается во время работы, это можно исправить, привязав к крайним нитям веревочку, и натянув её к боковым частям рамы. Злоупотреблять этим способом не стоит, потому что он не способствует росту вашего мастерства, однако он достаточно эффективно исправит погрешность.
  • Если в эскизе есть тонкие вертикальные линии (например, тонкие веточки деревьев), лучше располагать работу на рамке вертикально.

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:

Еще не так давно мастерицы умели создавать для дома тканые изделия, переплетая нити с помощью специальных приспособлений. Сейчас многие предпочитают купить готовый декор, удивляясь, как можно создать руками такую красоту?

А мы удивляться не будем, а сами сотворим и порадуем близких. Начнем с простой картины-гобелена, хотя работа покажется несложной только на первый взгляд и потребует аккуратности и терпения.

Нам будут нужны готовые рамочки для фото или картин. Подойдут только деревянные, они продаются в магазинах для творчества или в багетных мастерских.

Для создания линейной сетки-основы понадобятся маленькие обивочные гвоздики с плоской шляпкой и молоток. Повернем рамку обратной стороной кверху, с двух противоположных сторон сделаем разметку - поставим точки в местах, куда мы будем вбивать гвоздики. Чтобы дерево не раскололось, расположим их не по ровной линии, а как бы немного в шахматном порядке.

Для натяжения в качестве основы подойдет прочный мерсеризованный хлопок. Это натуральный хлопок, прошедший специальную обработку, в результате которой удаляется естественный начес. Ниточка становится прочной, мягкой и блестящей, похожей на шелк, не садится и не мнется. Нужно закрепить нить на первом гвоздике - хорошо обмотать, завязать и зафиксировать капелькой клея. Далее протянуть ее к первому гвоздику на противоположной стороне, обернуть вокруг него, слегка натягивая, и вернуться на другую сторону к следующему гвоздю.

Повторяем обертывания и повороты, пока не дойдем до последнего гвоздя. Окончательно фиксируем нить, завязываем и отрезаем. Для прочности добавим капельку клея. У нас получился ручной ткацкий станок.

Возьмем большую иглу с длинным и широким ушком. Лучше всего подойдет специальная игла для пряжи, металлическая или пластиковая. Заправим в нее цветную нить, для начала хлопок, шерсть или акрил средней толщины. Впоследствии, когда приобретем некоторый опыт, мы сможем использовать фантазийную пряжу и нити разной фактуры и состава. Цвет выбираем согласно рисунку, который решили создать. А можно и наоборот, творить картину в зависимости от нитей, которые у нас есть, следуя за своей фантазией.

Ведем иглу с нитью через сетку-основу, проходя поочередно над и под нитями сетки. В обратном направлении движем иглу, меняя «над» и «под», чтобы образовалось простое переплетение. Сдвигаем цветную нить дополнительной иглой к нижнему краю рамки после каждого ряда.

На нашей простой картине изобразим гору темно-синего, серого или зеленого цвета. Для получения наклона горы плетем в соответствующем ряду на одну петлю меньше. Если распечатать картину на листе бумаги и положить на стол под рамку, нам будет легче ориентироваться, когда делать убавки и вводить новую нить.

Если на вершине горы лежит снег, поменяем нить на белую и дойдем до снежной вершины, фиксируя конец нити с обратной стороны работы. Изобразим облака, солнце и небо, меняя цвет нити и следуя рисунку.

Для детей и начинающих есть более простой способ создания гобелена и тканой декоративной салфетки. В качестве основы используем картон, на двух противоположных сторонах которого сделаем разрезы. Вертикальные нити закрепим поочередно в этих разрезах, а нити-переплетения другого цвета расположим горизонтальными рядами.

Таким же способом можно сделать забавных человечков, панно с помпончиками и даже коврик для куколки, где вместо нити-основы использовать ватные палочки.

Интересный гобелен получися при сочетании готовых нитей и пряжи из разных материалов, изготовленной самостоятельно. Это могут быть полосы из джинсовой ткани, трикотажа и волокна шерсти для валяния. Располагать их можно горизонтально или под различным углом, чередуя по цвету и виду нитей.

Посмотрите, какие разные гобелены создают мастерицы, используя различное положение нитей и разные виды переплетений, проявляя фантазию

Такая ручная работа высоко ценится во всем мире, и, кто знает - возможно, начав с мини-гобелена на кусочке картона, вы станене мастером, создающим настоящее рукотворное чудо!

Рама, инструменты, исходные материалы
Для образования тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных направлениях. Вилкой художник прибивает друг к другу прокидки утка. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка
"Косичка" - переплетение нитей из первого и второго слоев основы - образует верхний и нижний края будущего гобелена
Ворс крепится к двум нитям основы двойным узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка
Простое соединение со сцеплением утков между нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани шпалеры
"Паласная техника" - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности

Украшение романтических замков Средневековья и помпезных дворцов барокко - шпалера, гобелен, таписсерия - все три термина одинаково правомерны и распространены, благополучно вписались и в современные интерьеры.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский дворец и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами - во всю стену, и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип, что и у деревенского плетня. Да, именно того деревенского плетня, заросшего крапивой и лопухами, памятного по далекому лету в деревне с земляникой, нестрогой бабушкой и купанием в мелкой речке.

С тех давних пор как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились.

Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основа, а горизонтальные жерди - уток.

Вам понадобится:

Небольшая деревянная рама 750 500 мм;
льняные и шерстяные нитки;
ножницы;
вилка;
полиэтилен, разрезанный на кусочки 10 50 мм;
полоски газетной бумаги размером 5 70 мм. Наш гобелен сделан за один день. Исходные материалы и приспособления для его изготовления настолько просты, знакомы и доступны каждому, что трудности с их поиском и подготовкой практически невозможны, все это, кажется, всегда под рукой. Проблема может возникнуть лишь у тех, кто не имеет фантазии. Итак за дело. Нашим учителем в создании гобелена стала известная художница, виртуоз современного текстиля Наталья Мурадова, а помогала ей Сельби Зарипова.

В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 250 мм, то рама должна быть примерно 750 500 мм, т. е. ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Итак готовим основу. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться.

Натяните их на станок или, проще говоря, обмотайте ими, как катушку, раму по большей стороне. Именно на этом этапе закладывается ширина нашего гобелена: расстояние от первой до последней нити основы соответствует этому размеру и равно 250 мм. Между нитями следует оставлять интервалы приблизительно в 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Подготовка основы (намотка нитей основы на деревянную раму).

Плетение косички, собирающей нити основы в единую плоскость.

Рама с подготовленной основой.

Плетение заработки.

Прибивка нитей утка с помощью вилки.

Крепление ворса к нитям основы.

Подстригание ворса после закрепления.

Пасма - небольшой моток шерстяной нити.

Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, положим полоску картона размером 50 300 мм. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя косичка так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 50 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой от 20 до 50 мм. Это уже часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму.

И вот мы впервые встречаемся с принципами простого полотняного переплетения, то есть уже воспетого выше плетня. Особо отметим, что нить, начинающая заработку, привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета.

Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее.

Закончив заработку и закрепив ее узелком на основе, переходим к плетению собственно гобелена, используя уже не льняные, а шерстяные нити. Можно работать не одним, а несколькими утками разного цвета, что позволит значительно расширить палитру, сделав гобелен действительно полихромным. Новый уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему.

Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

В нашем случае в качестве ворса использован обычный, нарезанный полосками полиэтилен, короткие цветные нитки.

Если вы захотите изменить или сделать еще оригинальнее фактуру гобелена, утком может послужить все, что угодно: газета, лоскуты материи, капрон, проволока.

В конце работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается "косичка". Наш гобелен практически готов. Осталось обрезать нити основы, освободив его таким образом из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или кистей.

Поразительно, но все шпалеры, гобелены и таписсерии, сколь бы огромны они не были, сделаны по этим нехитрым и древним как мир правилам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»