Ландшафтный дизайн в китайском стиле. Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности Маленький сад в китайском стиле

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Настоящий китайский сад невозможно создать, если попробовать всего лишь слепо следовать внешним принципам садово-парковой культуры, даже великолепно их зная. Как любой другой вид искусства Китая, ландшафтный дизайн можно по-настоящему постичь, лишь одновременно воспринимая традиционную восточную философию.

Эта философия, в частности, популярный в Китае даосизм – побуждает человека стремиться к гармонии с природой. Но обычное подражание «а ля натюрель» было бы слишком просто. Нет, создать такой сад, в котором человек способен ощутить именно глубокое единение с деревьями, водой, небом – это высокое искусство. Чтобы понять, что такое природа для жителя Востока, можно вспомнить о средневековых домах Японии, вообще не имевших стен – только крыша и столбы-опоры. А пейзаж становился подлинным продолжением дома.

Идеальный китайский сад – словно бы маленькая «модель Вселенной», и строится он по ее «законам» - бесконечности и гармонии. Соответственно, все элементы сада символизируют какие-либо составляющие мира, его женское и мужское начало – восточные «инь» и «ян». Весь китайский сад – череда образов, которые можно прочесть.

Когда мы говорим «сад - модель Вселенной», это не имеет отношения его к размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство. Например, гуляющий по саду человек должен постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки могут быть нарочито извилистыми, чтобы «удлинять» путь.

Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен, архитектурных элементов и т.д.) он разделен на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть. Шаг – и поднимается занавес, еще несколько шагов – и путешественник уже в другой «стране».

Оформление участка в Китайском стиле отличается от европейских и своим наполнением. Главную роль здесь играют камни и водоемы, а растительность – особенно цветы – уже как бы вторичный элемент. Всемирно известны китайские, японские «сады камней». В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит – для мощения дорожек, возведения мостов и т.д.

Китайский сад – это «горы и вода», а потому из растительного мира здесь все же приветствуются деревья: сосна, бамбук и абрикос. Цветы вовсе не находятся «под запретом», но они – лишь дополнение. Как и все другие элементы, каждый цветок имеет свое значение, скрытый смысл. Традиционны для китайского сада магнолии, хризантемы, пионы, рододендроны, горечавка и примула

2. Китайский сад – история и философия

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.

Особенности сада в китайском стиле

Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:

  • большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
  • использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
  • невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
  • необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
  • плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.

Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.

История появления

Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.

Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.

Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину - китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.

Планировка китайского сада

Основа направления - создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.

Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.

Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы - кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат - великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.

Водоем

Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.

Сама водная гладь - это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, - вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.

Озеленение и растения

Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.

Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.

Фавориты среди цветов - пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса - символ чистоты.

Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, - постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето - буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень - желто-багряными кронами ив и кленов, зима - темными тонами хвойных.

Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая - «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.

Мощение и дорожки

Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.

Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.

Газон

Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.

Оформление сада

В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.

Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.

Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий - даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, - это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях - при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» - стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» - небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые - в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые - сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

Отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение - открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


Входные ворота - обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем - важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими - камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии.

Купить декоративный камень>>

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Бонсеки - это миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре. Они являются настоящим произведением искусства. Размещают бонсеки в саду на столах-подставках или на земле на фоне стены.

Беседки и павильоны - им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.

Беседку, садовую мебель купить>>

Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная - горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов - камень, дерево, бамбук.


Китайские фонари , изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук - одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий . Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов - защита владельцев от неприятностей.


Растения - важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, - сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья - важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи - сформированные определенным образом деревья и кустарники - элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»