Любимое число пифагора. Римские цифры Работа с использованием счетных палочек

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

На маленькой площади с фонтаном у Вокзального спуска примостилось небольшое кафе с неброской вывеской «Три пескаря». Этот уютный кабачок уже 15 лет радушно встречает своих гостей.

За время существования у кафе сложилась постоянная клиентура, в основном это люди среднего возраста, семейные пары, иногда с детьми. Кто-то приходит сюда вкусно и недорого пообедать и отдохнуть от суеты, кто-то провести вечер в приятной и спокойной обстановке, другие – отпраздновать торжество, а некоторые посещают кафе исключительно ради гастрономических удовольствий - отличной кухни. При этом поклонники вкусной еды иногда приезжают издалека. Вот уже третье лето подряд, как кафе стало излюбленным местом китайских туристов, которые с удовольствием обедают здесь, причем заказывают блюда исключительно русской кухни.

В интерьере нет и намека на вычурность и элитарность, все очень демократично, просто и со вкусом. Бар с двумя столиками, небольшой зал, вмещающий до 50 человек, и несколько отдельных кабинок.

Быстрое и качественное обслуживание, вежливый и прекрасно обученный персонал – все это приятно удивит вас и добавит положительных эмоций.

Сервировка стола всегда соответствует случаю и в особо торжественные моменты может поспорить и с хорошим рестораном.

А торжественные мероприятия самого разного формата в кафе проводятся регулярно. Это банкеты, свадьбы, дни рождения, поминальные обеды, корпоративы. Заказы на них лучше сделать заранее, чтобы работники кафе смогли все организовать по вашему желанию, к нужной дате и времени. Минимально заказ желательно сделать хотя бы за неделю до события.

Популярность кафе «Три пескаря» в большой степени обусловлена невысокими ценами. В этом - заслуга руководства кафе, которое проводит политику низких цен при высоком качестве оказываемых услуг.

Демократичность цен действительно очевидна: простой сытный обед в кафе обойдется около 500 рублей на человека. Цены на заказ мероприятий тоже приятно удивят вас: корпоратив – от 500 рублей на человека, банкет или свадьба – от 800 рублей, поминальный обед – от 350 рублей.

Если на ваше торжество требуется ведущий, тамада или музыканты, в арсенале кафе все это имеется. Кстати, девять месяцев в году, исключая лето, для всех посетителей в пятницу и субботу звучит «живая» музыка.

Отдельного рассказа заслуживает кухня кафе «Три пескаря». Что примечательно, за всю историю кафе в нем ни разу не менялся поварской состав, поэтому всегда можно рассчитывать на то, что блюда, приготовленные этими мастерами кухни, будут такими же вкусными, как и раньше.

Блюда русской кухни – основная специализация кафе. Конечно, есть в меню и блюда кухни европейской, и всеми любимый кавказский шашлык – как же без него?! Но начать стоит именно с русской кухни.

Русские кулинарные традиции, бережно хранимые в «Трех пескарях», основаны большей частью на деревенской простой домашней еде. Знакомые нам с детства горячие щи и похлебки, румяные блины, жаркое в горшочке, соленые грибочки и огурчики и масса других любимых блюд. Кто сможет отказаться от такого изобилия? Все это вы сможете отведать в кафе «Три пескаря», где повара прекрасно справляются с любым рецептом.

В меню вы увидите очень большой выбор супов и похлебок, разнообразные горячие и холодные закуски, девять видов рыбы, мясные блюда из говядины, свинины, баранины и курицы, массу овощных блюд, грибы. Для любителей морской экзотики – креветки, мидии и другие морские гады. Что касается напитков, в ассортименте: кофе (экспрессо, капучино, латте и т.п.), чай с различными травами и специями, клюквенный и брусничный морс. Имеется и большая винная карта с очень доступными ценами. На десерт вам предложат мороженое – отличный пломбир с любым наполнителем - то, что надо после сытного обеда.

Хотя вы и захотите сразу попробовать несколько блюд, не торопитесь! Порции в кафе очень большие и, возможно, вам просто не удастся все это съесть.

Приходите в кафе «Три пескаря»! С семьей, детьми, друзьями, коллегами – увидите, все останутся довольны.

Пионерская начальная школа – филиал МБОУ «Ильинская СОШ»

МАТЕМАТИКА

Тема: « Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами». (3 класс)

Составитель: Федорюк Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов

п. Пионер – Труда, 2014 год

Математика (3 класс)

Тема : Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами. Цели : Образовательная цель: знакомство с письмом римских цифр и чисел. - Развивающая цель: развивать познавательный интерес и познавательную активность, мышление (умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать) внимание, развитие математической речи, памяти. - Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощи при работе в парах. Задачи: 1. Познакомить детей с римскими цифрами и их написанием; 2. Дать представление об использовании римских цифр на практике; 3. Научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;

4. Закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД: выполнять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.


Тип урока: Урок открытия нового знания. Оборудование урока: Царь, математическое царство, карточки с заданиями для работы в парах, карточки с заданиями для самоконтроля, листок контроля, таблица.

Ход урока:

    Орг. Момент.
- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да) На вас, надеюсь я, друзья. Добрый день и добрый час. Всё получится у нас! - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики. Что нам всегда помогает хорошо работать на уроке? (наш ум, знания, учитель, друг – другу и хорошее настроение). Повернитесь, улыбнитесь друг – другу, потрите ладоши и передайте тепло своей души, своему товарищу. - Ребята, сегодня мы с вами в гостях у сказки. Главный герой её царь, который очень любит математику: задачи на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике подумать. И решил царь – наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком математики. Как вы думаете, легко ли управлять государством? Нужны прочные знания. Вот думает царь, и выберу того, кто лучше других умеет мыслить, математику любит. Подготовил я для вас на доске задания, хочу проверить ваши знания. Начнём работу с того что мы уже знаем. Проведём разминку ума.
    Устный счёт:
13 х 10 = 130 900: 100 = 9 20 х 10 = 200 70: 10 = 7 6 х 100 = 600 800: 100 = 8 Как увеличить число в 10 и 100 раз? Как уменьшить число в 10 и 100 раз?
    Работа в тетрадях.
(Актуализация знаний) Запишите дату, классная работа. 524 (минутка чистописания) Кто желает дать характеристику числу? (Трехзначное, чётное, сколько в нём единиц 2 разряда, единиц 1 разряда, 3 разряда). Представь это число в виде суммы, разрядных слагаемых. Есть желающий прочитать? Молодцы ребята. Но для того, чтобы оказаться в математическом царстве, вы должны записать числа. (Математический диктант). 305; 480; 67; 1000; 5сот+3дес+9ед; 8сот+6ед; 2сот+7дес; 5дес+4ед. - Проверить себя, сверившись с листом контроля. - У кого получилось так, же как на листке контроля, поднимите руку (молодцы!). - У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись? Что нужно знать, чтобы правильно записывать многозначные числа? (разряд чисел, позиции цифр, нумерацию). - Кто вспомнит какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) самая распространённая в индии 400 лет до н. э., к нам пришла в конце 17 века. Это знание нам сегодня пригодится на уроке. У вас на столе лежит конверт с карточками. Распределите их на группы. – По какому принципу делили (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре). Что вам помогло?
    Постановка темы и цели урока.
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры) - Где применяются в современности римские цифры? (В часах, исторические даты, календари, для обозначения пунктов плана в краткой записи). - Чему же я буду учиться на этом уроке? (учиться читать, записывать, сравнивать римские цифры, а так же производить с ними простые вычисления).
    Открытие детьми нового знания.
Как важно уметь без ошибок считать И цифры правильно писать. Потому что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Так все устроено в мире На великой чисел силе.
    А как считали древние люди, которые не знали цифр? Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Наблюдая за окружающей природой, от которой зависела жизнь. Наш предок научился выделять из множества предметов. Отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса с зернами одно зерно. Это определяли как «один» и, «много».
I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.
Так что же вы узнали о римской нумерации (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы прибавлением и вычитанием). Устали, пора отдохнуть.
    Физ. минутка.
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили.
    Первичное закрепление.
    Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 46. Рассмотрите изображение часов. Как на циферблате числа записаны римскими цифрами. XI, XII.
    Чтение и запись чисел.
Прочитайте на стр. 47 текст обозначенный красной чертой. Что вы узнали? (При помощи цифр I , V , X , можно записать числа больше 12 запишем XIII , XVI ). Прочтите вторую часть параграфа под красной чертой. Что узнали? L , C , D . А теперь попробуем прочитать числа записанные на доске (при помощи таблицы). LIII , CXX , VI , XV , XI , DL . Мы учились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь научимся сравнивать.
    Сравнение чисел.
- Что мы делаем при помощи сравнения чисел? 2 Сравнение чисел этих знаков? Попробуем сравнить числа. Вот мы научились сравнивать числа римской нумерации. (У доски, запись на доске). А теперь задание посложнее, выполните вычисления. А теперь покажите свой ум и знания.
    Вычисления с числами, записанными римскими цифрами. № 3. Стр. 46.
Работа самостоятельно. Проверка в парах (можно на доске, лист контроля). У кого такие ответы?
    Задача. А теперь покажите, как умеет решать задачи.
Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось гардеробе римлянина. XIV x V = XXVIII 14 x 2 = 28
    Задание на смекалку.
- Дам задание, которое помогает понять, как важно много знать, и в частности римские цифры. «Догадливый хозяин» В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться, имея в своём распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперёд. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять). - Что помогло хозяину выйти из этой ситуации? - Какой вывод можно сделать? (Важно быть разносторонне образованным человеком). Уважаемые претенденты, думаете хорошо, считаете быстро. Утешили старика. Есть, кому царство оставить, кому управление доверить. Назначаю наследником престола учени…. 3 класса, ………… который быстро считает, думает, хорошо решает задачки. Похлопаем. Думаю, с этого уровня вы взяли для себя немало нужного полезного, а главное поняли. Без математики, друзья прожить на свете нам нельзя. Итог: Что нового узнали на уроке? Где их можно встретить? Чему научить? Что было легко? Что трудно? Почему. Д/З. Стр. 47 № 7. Царю понравилось, как вы работали на уроке и мне тоже. Оценим свою работу. Спасибо вам за урок.
    Моделирование
Возьмите палочки (III ). В каком классе мы учимся. Превратите её в4, в6, в9, в11;
    Логическая задача.
Сложите при помощи палочек запись: VI + I = V верно ли? ( IV + I = V ) Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным! Таблица. Число римское обозначение Чтение чисел при помощи таблицы. CLIV, CLV, CLVI, CLVII, CLVIII. 1

Цели:

  1. Познакомить с римскими цифрами, научить читать, решать примеры с использованием римских цифр.
  2. Развивать логическое мышление, формировать интерес к изучению истории.
  3. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование:

  • карта древнего мира;
  • счетные палочки у каждого ученика для решения практических задач.

ХОД УРОКА

На доске:

– Что общего в записях на доске? (Если ученики затрудняются в ответе – учитель говорит что это цифры)

Но одни старше, другие моложе.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, какие из представленных цифр самые древние?

Самые древние – египетские. Как понятно из названия, их изобрели в Египте (показ по карте).

Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.

Практическая работа учащихся

Попробуйте записать такими цифрами сколько вам лет(по ходу урока листы с цифрами снимаются или переносятся на отдельную доску).

Рассказ учителя

– Какие цифры появились следующими?

Это вавилонские цифры(показ по карте).

В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. Наша теперешняя нумерация тоже поместная. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например

В нашей стране тоже были собственные цифры. Догадайтесь, какие из записей на доске славянские.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами.

В древней Руси буква “а” обозначала единицу, “в” - два, “г” - три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква “а” с особым значком слева обозначает тысячу, а обведенная кружком – десять тысяч, или “тьму”, как тогда называли такое число.

Работа с учебником

– Из оставшихся какие цифры для вас наиболее привычны?

– Откуда они к нам пришли?

Тема урока

Сегодня тема урока – римские цифры.

– Где мы с ними встречаемся в жизни? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы, исторические даты записываю арабскими цифрами, а век – римскими. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.

– Что обозначают в краткой записи арабские и римские цифры? (Арабские – количественные числители, т.е. сколько взяли предметов “один дом, вагон и т.д.”; а римские – порядковые числительные “в первом доме, вагоне и т.д.”).

Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно про обозначение римскими цифрами чисел.

Рассказ учителя

– Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно и мы научимся это делать.

Практическая работа

1. Прочитайте числа на доске “Александр Сергеевич Пушкин родился в MDCCXCIX году, а умер в MDCCCXXXVII году. Сколько лет прожил Пушкин?

2. Запишите числа, используя римскую нумерацию (у доски работают два человека) 7, 11, 24.

3. Решите примеры: (2 человека у доски)

V+II VI+II

Теперь проверим вашу сообразительность.

Разделите на бумаге число двенадцать пополам так, чтобы половина этого числа была семь.

Как получить восемь, отняв от тринадцати половину?

Число тринадцать записать римскими цифрами и разделить это число горизонтальной линией пополам.

Работа с использованием счетных палочек

На столе при помощи счетных палочек записать примеры

1. VI – IV= IX

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (V + IV =IX)

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (VII + IV = XI)

Переложи 2 палочки так, чтобы равенство было верным. (VI = VIII – II)

Повторение изученного на уроке

– С нумерациями каких народов вы сегодня познакомились?

– Какие еще знаете?

И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и в частности, римские цифры.

Догадливый хозяин

В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)

– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

– Какой вывод можно сделать из представленного случая?

(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)

Праздник «Из года в год, из класса в класс Ведёт неслышно время нас» А сейчас, в честь праздника 1 сентября, у нас будет «День занимательных уроков». Этот день поможет вам слегка обновить знания по разным предметам и настроить себя на новый учебный год. За лето вы все повзрослели, и надеюсь стали умнее. Сейчас мы это проверим. - Сегодня в расписании: Сказочная литература. Забавная грамматика. Шуточная математика. Озорная музыка. Познавательный окружающий мир. -Я надеюсь, что эти занимательные уроки вам понравятся. В конце всех уроков мы подведѐм итог и узнаем, на сколько ВЫ готовы к новому школьному году. 1. Сказочная литература. Подсказки 1) Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела. 2) У нее появилось много друзей, для которых она стала устраивать приемы. 3) Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее. 4) Дело кончилось свадьбой. 5) Самым ценным достоянием главной героини был самовар. (К. Чуковский. МухаЦокотуха) 1) Это злая волшебница. 2) Она жила в пещере. 3) Там под потолком висело чучело огромного крокодила, а с потолка свешивались связки сушеных мышей. 4) Она варила волшебное зелье, чтобы причинить зло людям. 5) Ее волшебство вызвало страшный ураган, который донесся до Канзаса и унес маленький домик, в котором находилась девочка Элли и собачка Тотошка. (Гингема. А. Волков «Волшебник Изумрудного города») 1) Герой этого произведения – сын мельника. 2) После смерти отца ему практически ничего не досталось в наследство, кроме одного животного. 3) Это был кот. 4) Кот попросил у хозяина странный подарок, хозяин удивился, но просьбу кота выполнил. 5) Благодаря хитрости и преданности этого животного у героя появилось богатство, он женился на принцессе, дочери короля. (Маркиз де Карабас, Ш. Перро «Кот в сапогах» 2. Забавная грамматика. Русский язык волнуется, не забыли ли вы буквы? Как вы будете справляться с диктантами и изложениями? Он приготовил свои задания. Угадай букву. 1. Что стоит посередине земли? (Буква «М») 2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буква «О») 3. Какое имя девочки получится, если написать тридцать букв «Я»? (Зоя.) 4. Чем кончается всѐ? (Буквой «Ё») 5. Названия, каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март, август.) 6. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц») Задание 2. - Отгадайте слова. Его корень в слове писать Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода. Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба. Его корень в слове снежинка, Приставка в слове подъехал, Суффикс в слове лесник, Окончание в слове ученик 3. Шуточная математика Предлагается решить 6 очень сложных задач, но помните, что математика сегодня весѐлая. 1. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5) 2. В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5) 3. У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3) 4. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещѐ пять дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? (2) 5. Вера и Надя - сестры. Вера сказала, что у нее два брата, и Надя сказала, что у нее два брата. Сколько детей в семье у Веры и Нади? (4) Математический сундучок. 1. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.) 2. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? (6 минут.) 3. Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (Дюймовочка (дюйм = 2,54 см)). 5. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.) 6. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – две перегорели. Сделать вам нужно малость: Сказать сколько ламп осталось? (5 ламп.) Догадливый хозяин. В харчевню ―Три пескаря‖ пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел в тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не разрезал? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять) 6. Озорная музыка Аукцион песен на школьную тему Проквакать, прохрюкать, промяукать, прокрякать, прогавкать какую-нибудь песню 7. Познавательный окружающий мир. Смекалка. 1. Сколько жирафов плавает в Чѐрном море? (Жирафы не плавают.) 2. Если бросить в Чѐрное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.) 3. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив еѐ.) 4. Когда чѐрной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта.) -А на последок, я вам предлагаю, отправится на рыбную ловлю. Попробуйте выловить из текста рассказа название еще 8 рыб. Любитель-рыболов Шофер Макар полюбил рыбалку. Вообще он классный водитель и может ехать, как говорится на одном колесе: лед, канавы, ямы – ему не помеха. Поехали мы с ним раз на зимний лов. И он - вот чудак! - у лагеря, где мы остановились, вдруг засомневался: есть ли там рыба? Пошли к знакомому деду, спросили. -Тебе че, Макар? Ась?- промолвил дед. Махнув рукой, шофер шустро развернул машину и поехал дальше. -Эх,- говорит, - в летнюю пору сделали бы мы легкий плот. Валенки и меховые полушубки нам были бы не нужны. Но взял бы я с собою сеть. Представляешь, тащу капроновую сеть к берегу, а в ней – полно рыбы... - Э-э, за такие браконьерские дела можно попасть под суд. А как же?! - Да ладно, - смеется,- я же пошутил, Сеть я никогда и в руки не брал. А рыбу ловлю только удочкой. А вот и я! Я – новенький учебный год, Я только – только начинаюсь. Немало у меня забот, Но я работы не чураюсь. Каким я буду в этот раз – Зависит школьники от вас! Ведь если будете лениться, Могу тяжелым получиться. Но если будете стараться, Я рад счастливым оказаться! С новым учебным годом!

Образовательная цель: способствовать формированию представлений об особенностях развития цивилизации Древнего мира и осознанию того, что математические знания помогали древним людям расширить свой кругозор.
Развивающая цель: способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, обосновывать логические доказательства своего предположения, способствовать формированию умений анализировать и систематизировать информацию.
Воспитательная цель: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, способствовать толерантному отношению к представителям других стран и народов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Основные методы: частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Средства обучения: раздаточный материал, интерактивная доска, кроссворд.

Ход урока
Учитель математики: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир загадочного и таинственного. Ребята, а вы любите путешествовать? Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». Как вы понимаете высказывание французского писателя? Зачем люди отправляются в дальние края?
Ученики: Жизнь дома бывает скучна и однообразна. Человек, который путешествует, расширяет свой кругозор, делает свою жизнь более яркой и красочной. Люди отправляются в дальние края, для того чтобы с пользой провести время, узнать много интересного о стране пребывания, о ее языке, культуре, национальной кухне, местных достопримечательностях и др.
Учитель истории: Еще древние люди были уверены, что числа имеют свойство влиять на их жизнь. Пифагор, древнегреческий философ и математик, одним из первых стал заниматься теорией чисел и развивать это учение. Имя Пифагор означает «тот, кого предсказала Пифия»: рождение ребенка согласно легенде было предсказано Пифией в Дельфах. В школе Пифагора впервые была выдвинута идея о том, что Земля на самом деле круглая. Пифагор увлекался спортом, побеждал в кулачных боях на Олимпийских играх. Он придумал специальную кружку, которая позволяла пить только в ограниченных количествах. Сегодня она продается на Родосе, Самосе и Крите как сувенир. «10» было любимое число Пифагора. Он вообще придавал числам особенное значение и полагал, что в них отражено абсолютно все в мире. Опираясь на знания древних магов и жрецов и на собственные теории, он утверждал, что именно цифры правят миром. Согласны ли вы с Пифагором?
Ученики: Для православных верующих священным является число 3. Числа влияют на жизнь людей в астрологии.
Учитель истории: Сегодня мы с вами побываем во многих школах Древнего мира и попытаемся расширить уже имеющиеся ваши знания по истории и математике. Свою первую остановку на карте мира мы сделаем на территории Африки. Как вы думаете, почему?
Ученики: В Африке впервые были обнаружены останки человекообразных существ.
Учитель математики: Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?
Ученики: Первым математическим действием первобытного человека было деление, так как в те далекие времена все принадлежало родовой общине.
Учитель истории: Далее мы отправимся туда, где раньше всего произошел переход от первобытности к цивилизации. Давайте с вами вспомним, в чем же он заключался?
Ученики: Под этим понимаются возникновение государств, больших городов, письма, законов, усложнение жизни людей (социальное неравенство).
Учитель математики: О каких древнейших цивилизациях мира пойдет сейчас речь?
Ученики: О Древнем Египте и Двуречье.
Учитель истории: Итак, настало время посетить Египет, который называли еще Та-Кемет - Черная земля. Именно здесь пели реке Нил хвалебные песни. Объясните эти удивительные факты.
Ученики: Черная земля означает плодородную, дающую жизнь землю. В Египте большую роль играл ил - слой плодородной почвы.
Учитель математики: До наших дней сохранилось несколько древнеегипетских задачников по математике, написанных на папирусе. В одной из задач требовалось вычислить вместимость амбара, в другой - площадь поля. Встречаются в папирусах и задачи-шутки. Попробуйте решить одну из них: было 7 домов, в каждом 7 кошек, каждая кошка съела 7 мышей, каждая мышь съела 7 колосьев, каждый колос может дать 7 мер зерна. Найдите общее число домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.
Ученики: Получается ответ: сумма всех домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна равна 19607.
Учитель истории: С территории Африки мы отправляемся в Древнее Двуречье. Давайте вспомним, почему так назвали одну из древнейших цивилизаций?
Ученики: Двуречье располагалось по берегам Тигра и Евфрата.
Учитель истории: А знаете ли вы, что египтяне, однажды увидев Евфрат, называли его рекой, текущей наоборот. Почему же?
Ученики: Египтяне полагали, что все реки, подобно Нилу, должны течь с юга на север. Знакомство же с Евфратом явилось для них полной неожиданностью.
Учитель истории: В Древнем Двуречье математикой занимались ученые-жрецы. Вспомните, какое число они считали священным?
Ученики обсуждают вопрос в группах и делают предположение - 60. Если возникают затруднения с правильным ответом, учитель дает его сам.
Учитель математики: Вспомните, где встречается число 60.
Ученики: В градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд.
Учитель математики: Предлагаю вспомнить ленту времени и решить задачу: в 2004 году до нашей эры купец из города Ур отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему на тот момент 40 лет. Домой он вернулся только через 3 года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родились купец и его сын? В каком году купец вернулся домой?
Ученики дают ответы.
Учитель истории: Не менее загадочна была страна, где в качестве божества почитали Ганешу, придумали шахматы и зародилась самая древняя мировая религия - буддизм. О какой стране идет речь?
Ученики: Речь идет об Индии.
Учитель математики: Как же у индусов обстояли дела с цифрами? Арабские цифры, которыми мы пользуемся, на самом деле заимствованы арабами у индийцев (сами арабы называли их индийскими). Зародившийся в Индии способ счисления оказался наиболее совершенным из существовавших в древности. Первоначально индийцы записывали числа с помощью слов. Так, ноль передавался словами «пустое», «небо»; единица представлялась предметами, имеющимися только в единственном числе («Земля»); двойка - словами «близнецы», «глаза» и др. Подумайте, какое число передавалось в древних текстах такими словами: «Луна - дыра - крылья - Солнце»?
Ученики: Число, которое передавалось в древних текстах словами «Луна - дыра - крылья - Солнце», - 1021.
Учитель истории: Где состоялись первые Олимпийские игры?
Ученики: Первые Олимпийские игры состоялись в Древней Греции.
Учитель математики: Именно сюда мы совершим наше предпоследнее путешествие.
В Древней Греции тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно было освоить новую премудрость в вычислении, потому что греческие буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

Ученики решают задачу, дают ответ.

Учитель истории: В заключение мы посетим огромное государство, объединившее все Средиземноморье и значительную часть Европы. Именно здесь почитали волчицу и Юлия Цезаря, строили прекрасные города и здания наподобие Лютеции и Колизея. Куда же мы совершим наше последнее путешествие?
Ученики: Мы совершим наше последнее путешествие в Древний Рим.
Учитель математики: Здесь в отличие от других стран счет велся иным образом. У римлян не было цифры 0.
1 - I 2 - II 3 - III 4 - IV 5 - V 6 - VI 7 - VII 8 - VIII 9 - VIIII
Интересная задача однажды встретилась мне в учебнике математики, и я предлагаю вам ее решить. В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее он не хотел в тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не разрезал?
Ученики: Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять.
Учитель истории: В завершение урока вам предстоит отгадать кроссворд. В ходе урока вы были внимательны и без труда отгадаете ключевое слово по вертикали, имеющее отношение и к истории, и к математике.

Вопросы:
1) Кто побеждал в кулачном бою на Олимпийских играх?
2) Какое число передавалось в древних текстах словом «глаза»?
3) Символ божественного равновесия.
4) Кто предсказал рождение Пифагора?
5) В школе Пифагора впервые была выдвинута идея о том, что? круглая.
6) Какой цифры не было у древних римлян?
7) Каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь?
8) Любимое число Пифагора.
Ответы:
1. Пифагор.
2. Двойка.
3. Шестерка.
4. Пифия.
5. Земля.
6. Ноль
7. Деление.
8. Десять.
Ключевое слово - горизонт.
Учитель математики: В завершение урока процитирую известного американского финансового деятеля Джона Пирпонта Моргана: «Иди вперед до самого горизонта. Дойдешь - откроется новый».

​Елена ПЕЧЕНКИНА, учитель математики,
Александр ШИБАНОВ, учитель истории и обществознания, гимназия №2 города Кирово-Чепецка Кировской области

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»