Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Анонсы
11 сентября 2019 года в г. Москве по инициативе секции строительства Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA – Construction) при поддержке Минстроя России и ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России будет проводиться Международная конференция «Нулевой травматизм в сфере строительства» (далее – Конференция). НОСТРОЙ примет участие в Конференции в качестве соорганизатора.
К участию в Конференции приглашены специалисты и эксперты в области охраны труда, представители бизнеса из строительной и других сфер деятельности, представители государственных органов, а также международные участники - эксперты в области охраны труда из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Чили. В фокусе внимания спикеров будут вопросы практического внедрения концепции Нулевого травматизма в строительных компаниях, лучшие практики из разных стран, а также экономические выгоды от внедрения данного подхода.
Место проведения – г. Санкт-Петербург.
За прошедшие годы конференция зарекомендовала себя как значимое отраслевое событие, которое привлекает более 800 участников – ведущих экспертов строительной отрасли, представителей крупного, среднего и малого строительного бизнеса, первых лиц федеральных и региональных органов государственной власти, профильных национальных объединений СРО, общественных организаций, саморегулируемых организаций, учебных заведений из различных регионов России.
Мероприятие по традиции будет включать два обширных блока: пленарное заседание в формате открытого диалога участников конференции и тематические секции, где состоится обсуждение профильных вопросов. Также будет организована выставка строительных материалов и технологий, B2B-workshop для профессионалов строительного рынка.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и Российская академия художеств объявляют о проведении в 2019 году VI Международного профессионального конкурса на лучший проект.
Конкурс проводится в области архитектуры, градостроительства и проектирования инженерных систем, а сами проекты оцениваются с учетом инновационного развития строительной отрасли. Награды присуждаются по 19 номинациям. Особо отмечаются проекты, в создании и реализации которых принимали участие молодые специалисты (не старше 30 лет), студенты и аспиранты профильных вузов.
К участию в конкурсе приглашаются российские и зарубежные организации и индивидуальные предприниматели вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие подготовку и реализацию проектов, отдельные авторы, а также молодые специалисты (не старше 30 лет) и студенты профильных вузов. В соответствии с Положением о конкурсе, представляемые конкурсантами проекты (концепции) должны быть созданы не ранее 2016 года.
Место проведения – г. Москва.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков приглашает принять участие в мероприятиях деловой программы Международного фестиваля «Зодчество».
Международный фестиваль «Зодчество» - событие национального масштаба с зарубежным участием, смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России.
Цель фестиваля - активизация, развитие и повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России, укрепление профессионального статуса через организацию смотров-конкурсов, выставочных мероприятий.
Формат фестиваля - творческое, деловое коммуникативное пространство для профессионального сообщества, органов исполнительной власти, отвечающих за Государственную политику в области архитектуры и градостроительства, а также для широкой общественности Москвы и регионов России.
Новости отрасли
Минстрой России совершенствует систему ценообразования в строительстве
Минстрой России совершенствует систему ценообразования в строительстве
Минстрой России по поручению главы государства продолжает работу над совершенствованием системы ценообразования в строительстве с целью создания единой государственной сметно-нормативной базы и организации государственного мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе при продаже их производителями. Совместно с экспертным сообществом обсуждается возможность расширения подходов, которые позволят упростить применение в отрасли ресурсной модели определения сметной стоимости строительства.
Для того чтобы участники рынка могли применять современные методы ценообразования, необходимо решить ряд дополнительных задач.
В частности, планируется увеличить количество каналов сбора данных о ценах строительных ресурсов в федеральную государственную систему ценообразования (ФГИС ЦС) от лиц, обладающих достоверной информацией. Так, с Минпромторгом России планируется взаимодействие по сбору данных в части перечня производителей и импортеров, а также объемов производства и импорта строительных материалов. Дополнительно прорабатывается вопрос формирования ФГИС ЦС как открытого платформенного решения, которое предложит рынку необходимую ему аналитику и сервисы, например, возможность расчета стоимости мульти модальных перевозок. Началось тестирование информационного взаимодействия со сметными программами, используемыми рынком.
При этом, до законодательно установленного срока перехода на ресурсную модель ценообразования планируется сохранить и существующий порядок определения сметной стоимости строительства: базисно-индексным, ресурсно-индексным и ресурсным методами. Для этого прорабатывается вопрос снятия запрета на изменение действующих нормативов базисно-индексного метода, установленный Градостроительным кодексом РФ с 30 сентября прошлого года.
В части актуализации государственной сметно-нормативной базы, помимо проводимой работы, по мнению Минстроя России, особое внимание необходимо уделить синхронизации федеральных сметных нормативов с действующими региональными и отраслевыми. Для этого важно оптимизировать порядки актуализации сметных нормативов.
Напомним, что за последние годы ведомством актуализировано более 47 тысяч норм, разработано и утверждено 650 – новых, учитывающих применение современных технологий, материалов и оборудования.
Работу, главная цель которой обеспечить экономически обоснованную сметную стоимость строительства, планируется проводить в тесном взаимодействии с экспертным сообществом. В настоящее время по поручению Правительства РФ Минстрой актуализирует среднесрочный план мероприятий по совершенствованию системы ценообразования. Он будет представлен на обсуждение профессиональному сообществу в ближайшее время.
Ассоциация «СРО «СредВолгСтрой» совместно с Самарским центром по ценообразованию в строительстве провела для своих членов семинар, посвящённый определению стоимости строительства. Итогом мероприятия стало решение о проведении конкурса среди специалистов по ценообразованию на звание «Лучший сметчик».
Экспертный строительный клуб анонсировал проведение 26 июня семинар на востребованную для строительного сообщества тему — «Вопросы реформы системы ценообразования в строительстве по итогам первого полугодия 2019 года. Вступление в силу новой нормативной базы, перспективы перехода на ресурсный метод составления смет, новое в экспертизе сметной документации».
Быстрой реформы в системе сметного нормирования и ценообразования в строительстве не случится. Процесс этот долгий и, судя по всему, мучительный, и с переходом отрасли в 2022 году на ресурсный метод ценообразования он вряд ли завершится. Об этом на посвящённой реформе научно-технической конференции, состоявшейся в Кемерово, сообщила глава Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина.
Члены Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе решили через Минстрой обратиться в правительство с просьбой ускорить процесс принятия «Методики определения сметной стоимости строительства…» и «Методических рекомендаций по определению начальной (максимальной) цены контракта…». По мнению комитетчиков, без методического обеспечения системы формирования стоимости строители не справятся с реализацией требований нормативно-правового регулирования отраслью.
Переход на ресурсный метод формирования смет для госстроек будет проходить поэтапно — с сохранением действующего, базисно-индексного метода, напомнил сегодня на заседании коллегии Минстроя России глава ведомства Владимир Якушев. По его словам, с 1 января 2021 года Минстрой планирует апробировать ресурсную модель с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам, и только с 1 января 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода.
Намерение Минстроя перенести запуск ФГИС ЦС встретили яростное сопротивление отраслевого сообщества. В Союзе инженеров-сметчиков уверены, что систему, крайне необходимую в работе стройкомплекса, можно и нужно запускать в ранее обозначенные сроки - 25 марта 2019 года.
Одна из главных целей стартовавшей в 2015 году реформы ценообразования в строительстве — определение экономически обоснованной стоимости строительства и экономия бюджетных средств. Проблема более чем актуальная: ни одна масштабная стройка последнего десятилетия не обошлась без существенного удорожания уже на этапе строительства. Самый яркий тому пример - нынешняя «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, подорожавшая во время строительства в восемь раз. А были еще и олимпийские объекты… Насколько оправданной является высокая стоимость таких сооружений? Как она формируется? И есть ли возможность сделать ценообразование более понятым и прозрачным? На эти вопросы «Строительной газете» постарался ответить член Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ Андрей БЫЧКОВ.
МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Минстрой РФ проведет совещание на тему применения новых методик образования цен в строительстве по просьбе крупных участников рынка, занятых на государственных инфраструктурных проектах, в том числе возведении Крымского моста, следует из письма замминистра строительства и ЖКХ Хамита Мавлиярова президенту Российского союза строителей Владимиру Яковлеву, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.
"Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в соответствии с поручением заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака от 28 ноября 2017 г. <...> информирует, что 7 декабря 2017 г. <...> под моим (Мавлиярова - прим. ТАСС) председательством состоится совещание по вопросу формирования нормативно-правовой базы в сфере ценообразования в строительной отрасли", - говорится в копии документа.
Поводом к проведению совещания послужили обращения профильных ассоциаций (Российского союза строителей, "Росасфальт") и компаний отрасли промышленного строительства ("Стройгазмонтаж", "Трансстроймеханизация", "Стройтранснефтегаз"), направленные в ноябре 2017 года в администрацию президента РФ, говорится в письме помощника главы государства Андрея Белоусова заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Козаку (также есть в распоряжении ТАСС).
Риски применения методик
Как следует из копий обращений профильных участников рынка и некоммерческих отраслевых объединений, новые методики ценообразования в строительстве вводились в 2016-2017 годах приказами Минстроя, но не позволяют достоверно определить стоимость строительства в части оплаты труда, затрат на машины и механизмы и перевозку грузов.
"Наполнение Федеральной государственной информационной системы (ценообразования - прим. ТАСС) Минстроем идет по нормам, не учитывающим современные технологии, материалы и машины, используемые при реализации инвестпроектов. - указывает в своем обращении глава союза строителей Яковлев. - Нуждается в переработке и методика начисления зарплаты строителям, которые трудятся в тяжелых условиях, так как новые сметные нормативы не позволяют начислять персоналу районные коэффициенты и надбавки за тяжелые условия труда".
Помимо этого, в недостаточной степени учтены транспортные затраты: в первую очередь, потребуется дифференциация по группам стройресурсов, видам транспорта, территориям, говорится в обращении.
Например, при строительстве автодороги "Таврида" было уложено 150 тыс. тонн асфальтобетонных смесей по новой технологии Superpave, которая есть в нацстандартах, но в классификаторе строительных ресурсов, по которым формируется смета для госзаказа, эта технология отсутствует, указал в письме руководитель "Росасфальта" Николай Быстров.
Как следствие, без необходимых изменений применение методик может привести к банкротству крупнейших организаций, задействованных при строительстве уникальных объектов страны, указывает в своем письме в администрацию президента гендиректор "Стройгазмонтажа" Сергей Гараев.
Проблема государственных строек
"Новые нормативы ценообразования, учитывающие современные реалии и задачи таких масштабных, значимых для государства строек, как, например, Крымский мост, важны для определении сметной стоимости капитальных объектов. Стоит понимать, что их строительство финансируется с привлечением средств федерального бюджета, поэтому здесь ответственность двусторонняя: и поставщика услуг, и государства перед бизнесом", - пояснили ТАСС в комитете по ценообразованию Союза строителей.
Ранее сообщалось, что Крымский мост возводится за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" без привлечения внебюджетного финансирования. Его протяженность составит 19 километров. Строительно- монтажные работы на объекте начались в феврале 2016 года.
Общая стоимость проекта оценивается в 228 млрд рублей, начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года, поездов - на декабрь 2019 года. Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства", подрядчик - компания бизнесмена Аркадия Ротенберга ООО "Стройгазмонтаж".
Какие возможны изменения
Участники стройрынка в своих обращениях предлагают разработать новые сметные нормы с учетом современных технологий.
В свою очередь Минстрой допускает внесение изменений и дополнений в новые методики ценообразования, следует из повестки к совещанию. Кроме того, министерство может определить пилотные проекты, на которых будет отрабатываться реформа ценообразования. Среди них могут быть объекты промышленного строительства, отмечено в документе.
Почему президент Союза инженеров-сметчиков скептически оценивает действия Минстроя в преддверии Госсовета по строительству
На вопросы журнала отвечает президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.
— Павел Владимирович, со времени нашего большого о проблемах ценообразования в строительстве прошло более двух месяцев. А что происходит в сфере ценообразования сегодня, накануне Госсовета по строительству, который, несмотря на Ваши , судя по последней информации, все-таки пройдет в мае? Чего нам ожидать от этого форума?
— Я считаю, что мы, возможно, будем наблюдать имитацию деятельности и попытку превратить Госсовет в некое формальное совещание, обычную говорильню.
Ну, выступит на Госсовете министр Михаил Мень с большим докладом. Скажет, что у нас, мол, все OK, мы будем и дальше строить, субсидировать ипотеку, решим проблемы обманутых дольщиков, наведем порядок в СРО и пр.
Затем выступят несколько министров, губернаторов, расскажут про свои региональные проблемы: один — про ветхое аварийное жилье, другой — о проблемах капитального ремонта и т.д.
Под занавес участники совещания получат напутствие Президента и разойдутся по своим делам — готовиться к следующему Государственному Совету.
— То есть Вы не ждете от Госсовета по строительству революции?
— Да какие тут могут быть революции? Вы вообще можете вспомнить хоть один Госсовет, на котором была революция?
Давайте лучше задумаемся о другом. Например, для чего премьер-министр Дмитрий Медведев недавно внес предложения по проведению определенных административных изменений, а Президент Владимир Путин их одобрил?
Напомню, что там предлагается сместить акцент в работе правительственных структур, чтобы они уходили от всего этого формализма, который их захлестнул сегодня. Ведь чем в основном занимаются наши министерства и ведомства? Галочки ставят…
— …а должны отрасли заниматься.
— Правильно! Поэтому нужно кардинально менять систему подхода и оценки, критериев работы министерств. Что, собственно, премьер и предложил, а глава государства одобрил. Речь идет об определенной реформе системы государственного управления.
Без этого мы вперед не двинемся, а будем и дальше языком болтать и деятельность имитировать. Сказки рассказывать о том, как у нас все хорошо,
Вот получит на Госсовете по строительству Минстрой напутствие Президента. Дальше оно облачится в поручения. И до следующего Госсовета министерства будут закрывать (подчеркну, не выполнять, а именно закрывать) эти поручения. Но «закрывать» и «выполнять» — это все-таки разные вещи.
Так вот, пока мы будем по-прежнему заниматься «закрытием поручений», ничего хорошего ожидать не приходится.
— На прошлой неделе Кабмин одобрил внесенный Минстроем законопроект, направленный на реформирование сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Одобрил, несмотря на то, что несколькими днями ранее Минэкономразвития высказало свое твердое «фи» по поводу этого документа, подготовив на него отрицательный отзыв. Ваш комментарий?
— После завершения заседания Правительства по этому вопросу министр строительства говорил журналистам о каких-то новых методах. Но в самом законопроекте нет никаких новых методов ценообразования в строительстве.
Вообще о чем идет речь? О том, что будет некий государственный реестр сметных нормативов. Но он и так у нас есть — только сегодня называется федеральным, а будет переименован в государственный.
Согласно законопроекту, все государственные стройки на всех уровнях, включая госкорпорации, унитарные и другие предприятия, где есть доля государства, обязаны определять стоимость только по государственным сметным нормативам. Но в этом тоже нет никакой новизны: и сейчас все стройки определяются на основании государственных сметных нормативов.
Законопроект упоминает некий мониторинг цен, но он и так ведется.
То есть, честно говоря, я вообще не вижу в этом документе никакой новизны и революции: это какое-то масло масляное, все это уже определено самим положением о Минстрое, они и без того всем этим занимаются. Для чего нужен еще какой-то закон?
У нас есть соответствующий 35-й МДС, есть СНиПы, глоссарий и пр. Зачем всеми этими поправками превращать Градостроительный кодекс в какой-то неудобоваримый многотомный документ?
— В чем же здесь смысл?
— А я вам скажу. Это и есть та самая деятельность, о которой я говорил. Вот мы приняли закон, сейчас внесем постановление Правительства о мониторинге цен на строительные ресурсы. Хотя и по этому вопросу также есть методические указания по определению сметной стоимости материалов…
Напомню, что Минстрой уже два года говорит о ресурсном методе. Как представитель Союза инженеров-сметчиков скажу: чего два года-то об одном и том же говорить? Давайте введем ресурсный метод прямо сейчас. Немедленно!
Давайте просчитаем все стройки ресурсным методом, начнем определять стоимость только на основе данных мониторинга цен, который будет вести Минстрой России. И вот тогда посмотрим, что произойдет в нашей стране.
Когда профильное ведомство делает подобные заявления, нужно просчитывать последствия этих заявлений и меру своей ответственности. А министрам экономического развития, финансов, руководителю ФАС и других ведомств тоже стоило бы призадуматься о том, куда мы придем в результате.
Я напомню, что сегодня при формировании ФАИН и адресных инвестиционных программ в регионах в России используются системы, основанные на неких усредненных индексированных показателях цен. Сам Минстрой ежеквартально выпускает индексы пересчета сметной стоимости, региональные администрации также в основном индексируют сметную стоимость.
При разработке этих индексов они стараются провести показатель по так называемой нижней границе стоимости. Эти расчеты мало кто видел, но, поверьте, я знаю, о чем говорю. И эти индексы являются неким инструментом сдерживания аппетитов подрядных организаций.
А теперь представим, что будет при открытых государственных сметных нормативах, о которых говорит Минстрой. Кроме того, что в них будет содержаться всякая ерунда, о которой я уже неоднократно , начиная от пакли, гвоздей и шурупов, там будут цены, сформированные по данным поставщиков. Все открыто, все на виду. Здесь уже по нижней границе ничего не провести!
Это большая ответственность — заставлять строительные организации практически работать по этим декларированным ценам. Они же скажут: ребята, а почему вы, например, написали, что арматура стоит 23 тыс., когда она сейчас стоит 32 тыс. руб.?
— К слову, арматура, действительно, невероятно скакнула за последнее время: на 40% с начала года!..
— Я просто привел пример. Так вот, они спросят, откуда взялись эти цифры. А главное: кто будет нести ответственность за эти декларируемые цены?
Что касается нас, то мы-то, сметчики, только за. OK, давайте вводить ресурсный метод прямо сейчас. И тогда посмотрим, что будет.
— И что же будет?
— Я вас уверяю, что Правительство РФ, в первую очередь министры финансово-экономического блока, первыми скажут, что это приведет к раздуванию бюджета, обрушению лимита финансирования и пр. Вот чем это все обернется!
Думать надо о последствиях, прежде чем что-то декларировать. И когда регулятор такое заявляет, он должен понимать, что тем самым ведомство полностью берет на себя ответственность за траты государственных средств на капитальные вложения.
И здесь на подрядчика уже ничего не спишешь! Действительно, какие к нему претензии? Пожалуйста, вот градкодекс, вот государственные сметы и нормативы. И подрядчик должен строить по этим расценкам, которые фиксируют конкретную технологию работ. Вот цена на эти ресурсы, скажет подрядчик, поэтому деньги на стол, и весь разговор!
— Вы думаете, руководство Минстроя не просчитало все последствия своих предложений?
— Или не просчитало или, возможно, наоборот, просчитало — и поэтому говорит об этом уже два года, а реально на ресурсный метод не переходит. Тут есть над чем подумать.
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ