Растительноядные или травоядные - это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи и т.д. Зубы травоядных приспособлены для измельчения растительных тканей. Хотя есть несколько травоядных животных, которые иногда едят мясо, многие из них не имеют возможности жевать или переваривать продукты животного происхождения. Некоторые растительноядные животные предпочитают в своем рационе фрукты и листья, поэтому их часто называют плодоядными и листоядными, соответственно.
Рационы травоядных животных варьируются в зависимости от , географического положения и времени года. В животном мире растительноядность имеет некоторые преимущества. В отличие от , травоядные животные не должны охотиться за своей едой, чтобы потребить ее. Однако некоторые растения защищаются от животных с помощью шипов или яда.
Каковы наиболее распространенные черты травоядных?
Большинство травоядных животных живут группами или стадами, то есть они социальные. Такие животные выступают первичными потребителями в , а это значит, что они являются жертвой плотоядных животных. Вот почему их глаза обычно расположены по бокам головы. Это позволяет видеть приближение потенциальной угрозы, не поворачивая головы. У них также есть общая склонность сильно пугаться и быстро бегать.
Хотя в мире есть много травоядных животных, вас может удивить, что некоторые из них являются огромными, имеют плохую репутацию и выглядят как хищники. В этой статье рассмотрим некоторые примеры растительноядных животных, главным образом , а также их рацион.
Бобр
Бизон
Американский бизон (Bison bison ) - представитель семейства полорогих. Несмотря на то, что в XIX веке эти парнокопытные почти исчезли из-за европейских поселенцев, сейчас они обитают в национальных парках и на охраняемых районах. Бизоны питаются низкорослыми травами и, как известно, пасутся на ходу.
Большая панда
Большая панда (Ailuropoda melanoleuca
) - млекопитающее из семейства (Ursidae
), родное для Китая. Панда легко распознается по большим, отличительным черным пятнам вокруг глаз, на ушах и поперек округлого тела. Хотя это животное относится к отряду хищных (Carnivora
), его рацион на более 99% состоит из бамбука. Большие панды в дикой природе могут иногда есть другие травы, дикие клубни или даже мясо , грызунов или падаль.
Гиппопотам
Или бегемот обыкновенный (Hippopotamus amphibius ) - африканское парнокопытное млекопитающее. Часто считается вторым по величине наземным животным. Гиппопотам сопоставим по размеру и весу с белым носорогом (Ceratotherium simum ) и индийским носорогом (Rhinoceros unicornis ). Подобно другим травоядным животном, гиппопотамы питаются различными растениями, однако большая часть рациона состоит из травы.
Другие примеры травоядных (растительноядных) животных:
- Отряд Непарнокопытные: ослы, тапиры, зебры.
- Отряд Парнокопытные: быки, зебу, яки, гну, буйволы, газели, бизоны, бараны, овцы, козы, олени, гуанако, ламы, викуньи.
- Отряд Зайцеобразные: зайцы, пищухи.
- Отряд Грызуны: хомяки, морские свинки, шиншиллы, дикобразы, нутрии, мары, белки.
- Отряд Рукокрылые: листоносые летучие мыши, крыланы.
- : колобусы, лепилемуры, тонкотелые обезьяны, гелады.
- Класс Птицы: утки, гуси, лебеди, жако, амазоны, волнистые попугаи, воскоклювые попугаи, ара, какаду, туканы.
- Класс : гигантский цепкохвостый сцинк, сухопутные черепахи, обыкновенные игуаны.
- Класс Насекомые: муравьи, настоящие кузнечики, булавоусые чешуекрылые, гусеницы, короткоусые прямокрылые, цикадки, моли, горбатки.
- : коалы, кенгуру.
- Надкласс рыбы: все виды рыб, которые питаются исключительно растительной пищей, такой как водные растения и фитопланктон.
- Беспозвоночные: улитки, слизни, дождевые черви.
««Солнечная система» 2 класс» - Земля – третья от Солнца планета. Нептун – восьмая от Солнца планета Солнечной системы. Планеты. Марс – четвертая от Солнца планета. Сколько планет насчитывает Солнечная система. Вокруг Солнца движется целая семья небесных тел. Венера – вторая от Солнца планета Солнечной системы. Меркурий – наименьшая и ближайшая к Солнцу планета в Солнечной системе. Уран – седьмая от Солнца планета Солнечной системы.
«Признаки зимы» - Кто зимой холодной ходит злой, голодный. Я здоровье сберегу. Народные приметы. Метеорологи. Январь. Покормите птиц зимой. Без рук, без ног, а рисовать умеет. Клуб путешественников. Если хочешь быть здоров – закаляйся. Зима наша очень разная. Признаки зимы. Хожу в пушистой шубе. Рассели животных. Ребусы. Хозяин лесной. Приучите птиц в мороз к своему окну. Шапка бегает в бору. Улетели птичьи стаи. Хитрая плутовка.
«Развитие растения из семени» - Рост стебля и листьев. В темноте растения теряют зеленый цвет. Как устроено растение. Стебель служит опорой для цветов и листьев растений. Гипотеза. Листья и стебель зеленые. Условия для прорастания семян. Развитие растения из семени. Вопросы учебной темы. Активный рост и развитие растения. Влияние среды на развитие растения из семени. Прорастания ростков не наблюдается. В холоде семена и растения гибнут.
«Дельфины» - Животные очень похожи на людей. Касатки. Во время сна одно полушарие дельфина отдыхает, а второе – бодрствует. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие. В дельфинариях можно увидеть очень интересные представления. Дельфины. Интеллект этих морских жителей. Учёные утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех. Белуха - северный дельфин, обитает в Беринговом и Охотском море. Дельфины - умные, смелые, верные и добрые, людям есть чему поучиться.
««Мир животных» 2 класс» - Животные, тело которых покрыто перьями. Животные. Млекопитающие. Земноводные. Рассмотри картинки и найди гадюку. Растительноядные насекомые. Питание птиц. Растительноядные рыбы. Всеядные насекомые. Змеи. Викторина «Эрудит». Птицы. Тритоны имеют длинный хвост и короткие ноги. Ящерицы. У жаб и лягушек нет хвоста. Хищники. Питание зверей. Насекомые. Как животные защищаются. Пресмыкающиеся. Рассмотри изображения животных, жизнь которых связаны с водой.
«Как появилась бумага» - Возможность проявить свою индивидуальность. Спасём нашу планету вместе. Оригамистика. Процесс получения бумаги. Немного о пергаменте. Клинопись. Первая бумага. От папируса к бумаге. Способы заготовки древесины для бумаги. Бумага. Лёгкие нашей планеты. Пергамент. Эта удивительная бумага. Появление первой бумаги в России. На Руси писали на бересте. Развитие бумажного дела при Петре I.
В природе не бывает нашествий вредителей. Как только один из видов начинает резко увеличивать популяцию, тут же появляются хищники, которые минимизируют вредные последствия. Но для саморегулирования системы необходимо биоразнообразие.
Божьи коровки - бывают красного или желтого цвета, с семью черными точками на надкрыльях. Жуки и личинки питаются медяницами и щитовками. Кроме того, за сезон коровка может уничтожить до 5 тыс. тлей, а ее личинка - до 200 шт. за сутки!
Мухи-журчалки - это довольно крупное насекомое, по окраске похожее на осу. Муха неподвижно висит в воздухе, затем стремительно перемещается на новое место. Ее личинки за время развития уничтожают до 2 тыс. особей паутинных клещей и яиц некоторых насекомых.
Жужелицы - черные жуки с металлическим зеленоватым отливом. Взрослые насекомые и их личинки поедают много вредителей и их личинок. Они могут поедать даже слизней.
Златоглазка - желто-зеленое насекомое с большими сетчатыми крыльями и выпуклыми блестящими глазами. Отличается большой прожорливостью, за время своего развития уничтожает до 500 тлей, а в течение дня - до 50 взрослых клещей.
Хищный клоп антокорис . У него несколько удлиненное тело, коричневатое с вытянутым вперед хоботком. Взрослый клоп за день может уничтожить до тысячи особей красного яблонного клеща. Его личинка - 50-60 паутинных клещей за час, и до 300 яиц или 250 личинок смородинной побеговой галлицы за сутки.
Муха тахина - довольно крупное насекомое серого цвета. Ее личинки развиваются в гусеницах яблонной моли, кольчатого шелкопряда, пядениц, листоверток.
В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.
За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.
Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :
1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);
2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).
.
Рис. 2. Первый способ размножения ()
Рис. 3. Второй способ размножения ()
В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).
Рис. 4. Палочник ()
Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).
Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.
К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.
Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.
Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.
А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.
Рис. 7. Стрекоза ()
Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.
Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.
Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.
Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).
Рис. 9. Жук-могильщик ()
Рис. 10. Жук-трупоед ()
Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.
Рис. 11. Жук-навозник ()
Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.
Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.
Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.
Общественными насекомыми считаются шмели, осы.
Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).
Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()
Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.
Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.
Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.
Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).
Рис. 13. Жук-пожарник ()
Рис. 14. Муха-журчалка ()
Рис. 15. Златоглазка ()
Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.
Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.
Многие из насекомых являются пищей для других животных.
В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).
Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.
Рис. 18. Колорадский жук ()
Рис. 19. Листовертка ()
Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).
Рис. 20. Жук-точильщик ()
Рис. 21. Жук-усач ()
интересные факты из их жизни.
Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.
Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.
Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.
Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).
Рис. 27. Водяной клоп ()
Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.
Рис. 28. Жук-титан ()
Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.
Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.
На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.
Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.
Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.
Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.
Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.
Список литературы
- Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
- Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
- Mir-nasekomyh.ru ().
- Maaam.ru ().
- Micromirok.ru ().
Домашнее задание
- Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
- Расскажите о строении насекомых.
- Какие интересные факты вам известны о насекомых?
- * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.
Оборудование:
– игровые поля с указанными на них
названиями экологических групп насекомых
(приложение № 1);
– наборы из 15 карточек в конверте для каждой
группы учащихся с изображениями различных видов
насекомых и их кратким описанием (приложение № 2);
– коллекции насекомых, составленные из
представителей различных отрядов;
– словари биологических терминов;
– определители насекомых.
Класс делится на группы по числу подготовленных игровых полей. Учитель заранее раскладывает в конверты по 15 карточек, следя за тем, чтобы в каждом конверте были все 6 карточек с изображениями насекомых соответствующей экологической группы и не было карточек с насекомыми, экологический статус которых был бы для учащихся спорным*.
ХОД УРОКА
На наших уроках мы уже освоили
основные принципы классификации живых
организмов по особенностям их строения. Сейчас
нам предстоит познакомиться с принципиально
иным подходом к классификации животных – по
особенностям их экологии.
Вам предстоит сыграть в экологическое лото. На
столах перед вами – игровые поля с названиями
экологических групп насекомых и конверты с
карточками, на которых изображены различные
насекомые и приводятся сведения об их биологии.
Рассмотрите их, внимательно прочитайте описания
и выберите шесть карточек, насекомые на которых,
по вашему мнению, относятся к данной
экологической группе. Какие черты строения и
жизнедеятельности их объединяют? Разложите
выбранные карточки на игровом поле.
Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых и
укажите, какие из них, по вашему мнению, входят в
эту экологическую группу.
После того как учащиеся завершают
работу с карточками, представляют и обосновывают
свои решения, учитель предлагает всем вместе
подумать над определением понятия
«экологическая группа». В ходе беседы обращается
внимание на то, что насекомых можно разделять по
способу питания, характеру среды обитания и т.д.
Итогом должно стать определение, близкое к
следующим: «Экологической группой живых
организмов считается группа из представителей
различных систематических категорий, имеющих
сходную среду обитания или ведущих сходный образ
жизни», «Экологические группы – группы живых
организмов, у которых в данных условиях
существования выработались определенные общие
черты строения или поведения».
В заключение урока подводятся итоги работы,
выставляются оценки и предлагается творческое
домашнее задание: «В мае 2015 г. в одно из обширных
торфяных болот нашей области упал метеорит.
Обследовав его, ученые обнаружили присутствие
неизвестного науке вируса. В условиях Земли
вирус оказался в благоприятной среде обитания и
активизировался.
Через месяц вся область была охвачена эпидемией.
Обнаружилось, что вирус поражал только насекомых
из отряда двукрылых. Еще через месяц на всей
территории не осталось ни одной мухи, ни одного
комара, ни одного слепня. Как обрадовались
местные жители! Но...»
Задание: продолжите фантастический рассказ, используя следующие термины: пищевые цепи, насекомоядные птицы, хищные птицы, конкуренция, голод, заболевания, гниение, опыление растений, снижение урожая, гибель животных, экологический кризис.
Приложение № 1
Структура игрового поля
Примеры экологических групп насекомых:
хищные насекомые;
растительноядные насекомые;
насекомые – опылители растений;
водные насекомые;
почвенные насекомые.
Приложение № 2
КЛОП ЩАВЕЛЬНЫЙ
|
КАЛОЕД ШРЕБЕРА
|
УХОВЕРТКА ПРИБРЕЖНАЯ Отряд Уховертки. Развитие с неполным
превращением. |
ТОЧИЛЬЩИК ГРЕБНЕУСЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
СКАЧОК КОРОТКОКРЫЛЫЙ
|
ПОДЕНКА (личинка) Отряд Поденки. Развитие с неполным
превращением. |
КЛОП ПОСТЕЛЬНЫЙ Отряд Полужесткокрылые. Развитие с
неполным превращением. |
ПОДВОДНИК Отряд жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ЛЬВИНКА ОБЫКНОВЕННАЯ
|
ЩЕЛКУН ПОЛОСАТЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
БОГОМОЛ ОБЫКНОВЕННЫЙ Отряд Богомолы. Развитие с неполным
превращением. |
КРАСОТКА БЛЕСТЯЩАЯ Отряд Стрекозы. Развитие с неполным
превращением |
ЖУЖЕЛИЦА ГОЛОВАСТАЯ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ОХОТНИК ДИКИЙ Отряд Полужесткокрылые. Развитие с
неполным превращением. |
ПЧЕЛИНЫЙ ВОЛК
|
КОРОВКА ТРИНАДЦАТИТОЧЕЧНАЯ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
МУХА МЯСНАЯ СЕРАЯ Отряд Двукрылые. Развитие с полным превращением. Тело серое, без металлического блеска. Брюшко с шашечным рисунком, конец брюшка красный. Размер 8–15 мм. Ротовой аппарат лижуще-сосущего типа. Питается нектаром и пыльцой цветов, нечистотами. Личинки развиваются в гниющем мясе, экскрементах и кухонных отбросах. |
КОРОЕД НЕПАРНЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
МОГИЛЬЩИК РЫЖЕБУЛАВЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
УСАЧ-РАГИЙ ЧЕРНОПЯТНИСТЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
НЕАНУРА МОХОВАЯ
|
МЕРТВОЕД РЕБРИСТЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ПЕРИСТОКРЫЛКА БОЛЬШЕГРУДАЯ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
Отряд Двухвостки. Развитие с неполным
превращением. |
ВОДОЛЮБ БОЛЬШОЙ ТЕМНЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ГЛАДЫШ ОБЫКНОВЕННЫЙ Отряд Полужесткокрылые. Развитие с
неполным превращением. |
КОЗЯВКА ИВОВАЯ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ШМЕЛЕВИДКА ПРОЗРАЧНАЯ Отряд Двукрылые. Развитие с полным
превращением. |
ПЧЕЛА МОХНАТОНОГАЯ Отряд Перепончатокрылые. Развитие с
полным превращением. |
МЕДВЕДКА ОБЫКНОВЕННАЯ Отряд Прямокрылые. Развитие с неполным
превращением. |
КУЗЬКА-КРЕСТОНОСЕЦ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ОВОД ОВЕЧИЙ Отряд Двукрылые. Развитие с полным
превращением. |
ВОДОМЕРКА ОБЫКНОВЕННАЯ Отряд Полужесткокрылые. Развитие с
полным превращением. |
БЕЛЯНКА КАПУСТНАЯ Отряд Чешуекрылые. Развитие с полным
превращением. |
ПОДУРА ЧЕТЫРЕХГЛАЗАЯ Отряд Ногохвостки. Развитие с неполным
превращением. |
ТЛЯ КАПУСТНАЯ Отряд Равнокрылые. Развитие с неполным
превращением. |
ЦВЕТОЕД ЯБЛОННЫЙ Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным
превращением. |
ВЛАСОЕД ЛОШАДИНЫЙ Отряд Пухоеды. Развитие с неполным
превращением. |
СЕРПОВКА СОГНУТАЯ Отряд Перепончатокрылые. Развитие с
полным превращением. |
ВОШЬ СВИННАЯ Отряд Вши. Развитие с неполным
превращением. |
БЛОХА СОБАЧЬЯ Отряд Блохи. Развитие с полным
превращением. |
* На наш взгляд, выполнить последнее условие достаточно трудно. Например, жук-плавунец – одновременно водное насекомое и насекомое-хищник. Личинки мух могут питаться падалью, а взрослые мухи – нектаром и быть опылителями цветов. Важно, чтобы ученики смогли правильно отнести насекомое к конкретной экологической группе, а то, что его можно отнести и к другим, поможет проиллюстрировать многообразие экологических связей при дальнейшем обсуждении. – Прим. ред.