Нефть и газ китая. Развитие добычи нефти в китае

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Активная деятельность по всему миру китайских нефтяных компаний уже давно вызывает опаску у западного мира. В России к этой экспансии также относятся неоднозначно - на почве старинного страха перед «желтой угрозой» Китай подозревают чуть ли не в желании достичь мирового господства. Между тем, такая энергичность китайцев имеет совершенно простое объяснение. Дело в том, что у них почти нет своей собственной нефти.

Следующая остановка - Россия

В настоящее время Китай потребляет 12,4 млн. баррелей нефти в день в то время как еще в 2009 году эта цифра была на уровне 8 млн. барр./день. По прогнозам спрос на нефть будет расти еще довольно долго (хотя, может быть, и не так бурно). Этому будут способствовать продолжение экономического роста, расширение среднего класса и увеличение количества автомобилей в Китае.

В тоже время Китай не может обеспечить себя собственной нефтью - сейчас там добывается всего 3,8 млн. баррелей в день, да и то этот показатель в последнее время падает. В 2016 году из-за истощения основных месторождений производство нефти упало на 7%, в 2017 году ожидается примерно такое же падение. При этом запасы нефти в Китае относительно небольшие - около 25 млрд. баррелей, что покрывает примерно 5–6 лет потребления.

Таким образом, в настоящее время Китай вынужден импортировать 8–9 млн. баррелей в день - около 70% всей потребляемой в стране нефти. Импорт растет каждый год из-за постоянно растущего спроса и падающей собственной добычи, и китайцам приходится без отдыха постоянно разыскивать новые источники нефти.

Китай стремится не просто закупать нефть, но по возможности входить в долгосрочные отношения с нефтедобывающими странами. В идеале китайцы предпочли бы добывать нефть непосредственно - покупая лицензии, получая концессии или входя в доли проектов - но не везде получается этого добиться, так как к ним во многих местах относятся с опаской и до месторождений стараются не допускать.

Старый добрый Ближний Восток

До недавнего времени Китай импортировал нефть в основном из Ближнего Востока - на этот регион приходилось более 50% внешних поставок. Сейчас, с появлением других источников, доля ближневосточных стран в общем импорте Китая сократилась, но абсолютные объемы продолжают расти.

Китай в настоящее время закупает примерно 1 миллион баррелей в день у Саудовской Аравии, 700–800 тыс. у Омана, 700–800 тыс. баррелей в Ираке (импорт из этой страны растет особенно сильно) и 600–700 тыс. в Иране.

Китайцы также сами добывают нефть в этом регионе, но не так активно, как им бы хотелось. Самые прочные позиции они заняли в Ираке, воспользовавшись тем, что этот регион только недавно открылся для иностранных компаний, и конкуренция с международными нефтяными компаниями была не очень сильна из-за разного рода вооруженных столкновений и терактов.

Китайская CNPC на долевой основе добывает нефть на месторождении Румайла, а также выступает в качестве оператора на некоторых других месторождениях. Другая китайская государственная компания, CNOOC, работает в качестве оператора в районе Майсан. Sinopec добывает нефть в Курдистане, а PetroChina (подразделение CNPC) вошла в проект Западная Курна-1, выкупив долю в 25% у ExxonMobil (кстати, от покупки этой доли отказался Лукойл по соображениям безопасности).

В соседнем Иране Китай разрабатывает два относительно небольших месторождения - Ядарван и Северный Азадеган, которые сейчас совместно производят, по некоторым оценкам, около 150–200 тыс. баррелей в день.

В феврале 2017 года китайцы приобрели 12% в Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) - крупнейшей концессии эмирата, заплатив за это 2,7 млрд долларов. Китайская доля будет соответствовать добыче примерно 200 тыс. баррелей в день.

Китайцы не участвуют в добыче нефти в Саудовской Аравии, но у них есть большая заинтересованность в том, чтобы там закрепиться. Как известно, саудовцы планируют продать 5% своей национальной компании Aramco иностранным инвесторам. Когда размещение акций через биржи забуксовало - инвесторы посчитали, что оценка компании в 2,6 триллиона долларов, на которой настаивают саудовцы, является завышенной - появились упорные слухи о том, что этот пакет акций предложил выкупить Китай.

Кроме того, Китай уже давно тесно сотрудничает с Саудовской Аравией в «даунстриме» - страны совместно владеют несколькими НПЗ, расположенными как на территории Саудовской Аравии, так и в Китае.

Африка

Одним из крупнейших поставщиков нефти Китая является Ангола, поставляющая в среднем 0,9–1 млн. барр./день.

В собственную добычу в Анголе Китайская государственная компания Sinopec инвестировала около 10 млрд. долларов, однако здесь их постигла неудача - планировалось добывать около 1 млн. баррелей в день, но реальная добыча не превысила 150–200 тыс. Оценка резервов месторождений оказалась завышенной, проекты убыточными, и в 2015 году президента Sinopec посадили в тюрьму за коррупцию.

В Судане Китай обосновался после ухода оттуда западных компаний из-за американских санкций. Китайские компании приобрели там мажоритарный пакет в ряде месторождений и занимаются непосредственно добычей. Однако уровень производства нефти в Судане скромный - в среднем поставки в Китай составляют 100–200 тыс. барр./день.

Китайцы вложились в добычу и в Южном Судане (после его отделения от общего Судана), но из-за непрекращающихся вооруженных столкновений и нападений на нефтяников производство нефти там практически сошло на нет.

В Нигерии в настоящее время китайцы закупают не так много нефти, но на эту нефтедобывающую страну у них очень большие планы. В 2016 между странами был подписан меморандум о понимании, согласно которому китайские компании согласились вложить 80 млрд. долларов в разные проекты по добыче, переработке и развитию инфраструктуры.

Кроме того, Китай еще ранее приобрел долю в нескольких проектах по добыче нефти в Нигерии. Дело осложняют повстанцы, орудующие в районе дельты реки Нигер, которые то и дело разрушают инфраструктуру иностранных компаний и убивают их персонал.

Новые поставщики

Как нетрудно догадаться, нефть из упомянутых источников поставляется в Китай морем при помощи танкеров. Китайцы видят в этом определенный риск. В случае гипотетического конфликта с США все нефтяные грузы из Ближнего Востока и Африки могут быть легко перехвачены американским военно-морским флотом - например, в районе Молуккского пролива. Для снижения этого риска китайцы принимают сейчас определенные меры.

Во-первых, Китай развивает мощный порт Гвадар на берегу Аравийского моря в исторически дружественном Пакистане. Нефть и другие грузы будут туда выгружаться с морского транспорта, а потом направляться безопасным сухопутным путем в Китай через пакистано-китайскую границу.

Во-вторых, китайцы приняли решение увеличить закупки нефти у своих непосредственных соседей.

Китай энергично действует в Казахстане, вложившись в капитал крупнейших местных нефтяных компаний и приобретя в 2013 году долю в 8,33% в гигантском нефтяном месторождении Кашаган. Был построен нефтепровод из Казахстана в Китай. Однако в силу ряда причин импорт нефти из этой страны остается до сих пор на относительно низком уровне и составляет сейчас около 0,2 млн. баррелей в день.

Прорыв произошел в другом месте - за последние несколько лет в ряд основных поставщиков Китая выбилась Россия. Катализатором этого процесса послужило охлаждение отношений РФ с Западом, в результате чего русские начали лихорадочно изыскивать дополнительные источники валюты. Важным вкладом в повышение энергобезопасности Китая стало строительство нефтепровода Ангарск-Дацинь пропускной способностью 15 млн. тонн в год (примерно 0,3 млн. баррелей в день). В ближайшее время будет завершено строительство новой нитки нефтепровода с такой же пропускной способностью.

Таким образом, крупнейшие поставщики нефти Китая в настоящее время таковы:

Китай является в настоящее время самым главным игроком на мировом рынке нефти. Хотя Соединенные штаты пока еще остаются крупнейшим потребителем в мире, наличие собственных солидных природных запасов делает их относительно независимыми от мировой торговли. У китайцев такого преимущества нет, и они вынуждены скупать нефть и доли в добыче по всему миру, не гнушаясь никакими, в том числе самыми рискованными проектами.

Закабаление предоплатой

Сильно зависящий от импорта нефти Китай стремится выстраивать долгосрочные отношения с производителями нефти для обеспечения собственной энергетической безопасности. Китайцы более всего предпочитают вкладываться непосредственно в добычу, но нефтедобывающие страны не часто предоставляют им такую возможность, относясь к ним с некоторой опаской.

Однако у Китая есть и другие средства для того, что бы крепко привязать к себе поставщиков. Излюбленным методом для обеспечения долгосрочных поставок нефти стали сделки типа «займы за нефть».

Схема довольно проста. Китайский Банк Развития предоставляет нефтедобывающим государствам (или их государственным компаниям) крупные суммы в долг в долларах США. Долг, на который начисляются проценты, должен погашаться поставками нефти на протяжении ряда лет. Цена, по которой поставляемая нефть учитывается для погашения долга, рассчитывается по формуле, в большинстве случаев привязанной к рыночной цене нефти - часто с дисконтом. ­­­­

Хотя такие сделки китайцы заключали давно, масштаб их особенно возрос после кризиса 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса многие поставщики энергоресурсов испытывали нужду в деньгах. Это позволило Китаю обеспечить долгосрочные поставки нефти из стран Латинской Америки и России, и в настоящее время поставки в погашение этих долгов занимают солидную часть общего импорта нефти в Китай.

Обычно такие сделки заключались во время каких-то кризисных ситуаций в нефтедобывающих странах, когда они сильно нуждались в деньгах, которые не могли привлечь каким-то другим образом. Дисциплинированные арабы, не говоря уже о «западниках», такие соглашения с китайцами не заключали.

Однако резкое падение цен на нефть в 2014 году продемонстрировало фундаментальный риск таких соглашений.

В то время, когда поставщики нефти получали такие займы, они им казались почти что «бесплатными деньгами». Однако когда цены на нефть упали, и поставщики стали испытывать большие финансовые трудности, график поставок нефти часто нарушался.

Во многих случаях поставщики были вынуждены резко увеличивать отгрузки нефти, направляемой на погашение долгов китайцам - в ущерб другим поставкам. В результате этого они не только теряли доходы в рещультате падения цен на нефть, но и были вынуждены снижать объем продаж нефти на рынке за «живые деньги» - сильно теряя в выручке. Последующее отсутствие денег на капвложения, бурение и оплату поставщикам становилось причиной падения добычи нефти и дальнейшего снижения выручки. Как результат - поставщики уже не могли выбраться из этого штопора.

В некоторых случаях это было на руку китайцам, которые, выдавая новые займы для погашения старых долгов и контрактуя все большие объемы нефти, увеличивали себе гарантированные источники поставок - при этом практически закабаляя своих должников.

Венесуэла в 2007–2010 годах получила от Китая по такой схеме нескольким траншами $28,6 млрд., которые были использованы правительством для разных инфраструктурных и социальных проектов. По условиям соглашения китайцы должны были получать примерно 0,5 млн. баррелей в день в оплату долга.

Однако когда в 2014 году цены на нефть упали, и в Венесуэле наступил экономический кризис, сроки поставок стали срываться. Для того чтобы помочь государственной компании PDVSA справиться с поставками, Китай выдал Венесуэле еще 5 млрд. долларов в 2015 году. Однако это не помогло переломить ход событий, и дальше речь уже пошла о реструктуризации задолженности.

В настоящее время Венесуэла вынуждена отправлять Китаю бесплатно в счет погашения долга в среднем около четверти всей добываемой в день нефти.

Китайцы выдавали и другие кредиты Венесуэле, и общая задолженность страны перед ними оценивается сейчас примерно в 50 млрд. долларов.

Интересно, что китайцы, опасаясь за сохранность своих капиталов после возможной смены власти в Венесуэле, ведут переговоры также и с оппозиционными силами в стране - для того, чтобы избежать признания этих долгов недействительными в случае их прихода к власти. Это еще раз доказывает, что Китай ведет свою деятельность на сугубо деловой основе, с единственной целью обеспечить себя источниками нефти, избегая разговоров о «дружбе», «осях» и прочем.

Кстати, после того, как китайцы решили воздержаться от нового кредитования Венесуэлы, за дело взялись русские. Роснефть перечислила венесуэльцам 6 млрд. долларов, которые аналогичным образом должны погашаться поставками нефти.

Бразилия получила от Китая первый «заем за нефть» в 10 млрд. долларов в 2009 году сроком на 10 лет. За это бразильцы должны были поставлять китайцам около 200 тыс. баррелей в день. В 2016 году, когда Бразилия начала испытывать серьезные финансовые проблемы, китайцы поддержали их, предложив новый заем на 16 млрд. долларов.

Обретя значительное влияние на бразильцев, китайцы смогли войти в несколько проектов по добыче нефти на территории Бразилии - частично напрямую, частично путем выкупа у других международных компаний.

Китай выдал 1 млрд. долларов Эквадору в 2010 году. Когда страна стала испытывать экономические трудности Китай выделил им еще 2 млрд. и забрал себе доли в некоторых нефтяных проектах.

Анголе Китай перечислил по схеме «заем за нефть» 1 млрд. долларов в 2004 году и 2 млрд. в 2007. В 2014 году было предоставлено еще 2 млрд. долларов государственной нефтяной компании Sonangol.

Ангола очень сильно пострадала от падения цен на нефть и запросила реструктуризацию долга. По некоторым данным, Китай выделил стране еще 7 млрд. долларов в 2015-2016 году на поддержку нефтяной индустрии. Точная информация обо всех кредитах Китая Анголе остается тайной, но, по некоторым оценкам, сейчас страна должна китайцам 25 млрд. долларов.

Возврат ангольских долгов Китаю будет проблематичен. Но зато Китай хорошо укрепился в этой стране. Ангола практически превратилась в бензоколонку Китая - из 1,6 млн. баррелей нефти в день, добываемых там, 1,1 млн. направляются прямо в Китай, причем значительная часть этих поставок не оплачивается, а идет в зачет старых долгов и процентов по ним.

Казахстан получил от Китая в 2009 заем в размере 10 млрд. долларов. Условия возврата займа неизвестны, в том числе непонятно, будет ли он погашаться именно поставками нефти.

Наиболее успешным для китайцев сотрудничество по этой схеме получилось с Россией . Первая сделка такого рода была совершена с Роснефтью в 2005 году: Китай выделил российской компании заем в 6 миллиардов долларов, который надо было погашать в течение 6 лет поставками нефти в размере 0,18 млн. барр./день. Цена, по которой поступающая нефть зачитывалась к погашению долга, была привязана к нефти сорта Брент минус дисконт в 3 доллара за баррель.

Сделка была заключена из-за того, что Роснефть срочно нуждалась в деньгах для выкупа акций компании Юганскнефтегаз - бывшей «дочки» Юкоса.

В 2009 году Роснефть получила от Китая еще один заем в 25 миллиардов долларов, который бы погашался поставками еще 0,3 млн. баррелей нефти в день. Сделка для китайцев была очень выгодной - они не только получали гарантированные поставки нефти, но и инфраструктуру для доставки нефти из России. Деньги россияне потратили на китайцев же - на них был построен трубопровод Тайшет-Сковородино, по котороому нефть доставлялась в Китай. Нужно снять шляпу перед талантом китайских переговорщиков.

В 2013 году Россия получил новый заем от Китая, больше предыдущих, в размере 35 миллиарда долларов. Деньги были потрачены на разные мероприятия - рефинансирование части банковских кредитов, полученных на приобретение ТНК-ВР, приобретение разных компаний (российских и иностранных), наконец, на предоставление займов венесуэльской PDVSA на сумму 6 млрд. долларов - по той же самой схеме «займы на нефть», по которой китайцы финансировали саму Роснефть.

На конец 2-го квартала у Роснефти еще оставалось около 12 млрд. долларов от этих китайских денег. Как стало известно, недавно Роснефть вместе с международной трейдинговой компанией Trafigura приобрела миноритарный пакет в индийской нефтеперерабатывающей компании ESSAR за 12,9 млрд. долларов. Условия оплаты за приобретение этой доли неизвестны, но несомненно, что и на эту сделку пойдет часть денег от займа.

Полностью условия этих китайских займов не раскрываются, неизвестно так же, какие именно поставки идут в зачет долга и по какой цене. За первые полгода 2017 года, согласно отчетности Роснефти, зачет предоплаты составил 3,81 млрд. долларов. Если предположить, что поставки учитывались по цене примерно в 50 долларов за баррель, то в среднем в Китай на погашение задолженности поставлялось 400-420 тыс. баррелей в день.

Кроме того, Китаю открывается доступ и к месторождениям России - шаг, на который в других странах идут неохотно. Китайцам уже предлагали несколько проектов, но они не торопились заключать соглашения и долго торговались с целью снизить цену. В конце концов, Роснефть продала им 20% в добывающей компании «Верхнечонскнефтегаз». Судя по всему, это только начало экспансии китайцев в российском «апстриме».

Экспансия Китая во всем мире будет только продолжаться. Надо понимать, что китайцы не гангстеры и не революционеры, а расчетливые коммерсанты. Если иметь голову на плечах, то сотрудничество ними может стать в высшей степени выгодным, как это показывает пример стран Ближнего Востока. Но если загонять себя в долги, разбазаривать полученные займы, плохо управлять своей нефтяной индустрией - в общем, вести себя недисциплинированно, то может настать момент, когда китайцы все приберут в свои руки - как это показывает пример Анголы и некоторых других неудачливых стран.

Руслан Халиуллин

Экспорт американской нефти в Китай полностью остановлен. Об этом сообщил глава логистической компании China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлинь.

«Мы один из перевозчиков нефти из США в Китай. До торгового конфликта это был хороший бизнес, но теперь он полностью остановлен», — цитирует Чуньлиня агентство Reuters.

В Поднебесную американские производители «черного золота» продавали порядка 20% всего объема экспорта, таковы данные Управления энергетической информации США. В прошлом году поставки Штатов в Китай превысили объем экспорта в Великобританию и Нидерланды. При этом для Пекина Вашингтон не является основным привозчиком: в энергобалансе Поднебесной на долю американской нефти приходится только 3%.

Как уход американского сырья с китайского рынка повлияет на стоимость «черного золота»?

Отвечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский:

«В ближайшее время цены на нефть могут снизиться, но вскоре опять пойдут вверх. Подобные громкие события всегда ударяют по рынку, но нефть — особый случай: спрос на нее стабильно растет, будут найдены другие каналы поставок и новые источники роста. Кроме того, в этом году Китай активно наращивал стратегические запасы нефти, чтобы избежать возможного дефицита. Это тоже играет свою роль.

Скорее всего, в данной ситуации в проигрыше будут США. Дело в том, что Китай занимает второе место после Канады в числе импортеров американской нефти. Китай может достаточно легко перейти на другого поставщика, тем более что американская нефть занимает всего лишь несколько процентов от общего объема импорта, а вот Штаты теряют растущий китайский рынок и крупнейшего импортера. Подсчитать ущерб в целом достаточно сложно, поскольку торговая война наносит удары и по КНР, и по США, снижает их ВВП. Нужно понимать, что Китай тоже не будет молчать в ответ на подобные действия. Он не только найдет других поставщиков, но и может совершить асимметричный ответ, например, избавиться от госдолга США на крупную сумму.

Китай может обратиться к нескольким поставщикам: Западной Африке, а также Ирану, России и другим членам ОПЕК. Кроме того, недавно было обнаружено гигантское месторождение на территории Китая, что может заметно снизить в ближайшем будущем его зависимость от импортной нефти, поскольку Китай стремится наращивать собственную добычу для укрепления энергетической безопасности страны».

В чем суть торгового конфликта между США и Китаем?

Обострение китайско-американских отношений произошло после того, как в июле Вашингтон ввел пошлины на китайский импорт. Китай в долгу не остался и ввел ответные пошлины на американские товары.

Американские ввозные пошлины (10%) вступили в силу в конце сентября, распространяются они на китайскую продукцию, оборот которой оценивается в 200 миллиардов долларов в год. Ответные меры Поднебесной распространяются на 5200 единиц товаров из Штатов объемом 60 миллиардов долларов.

«Таможенная комиссия Госсовета КНР приняла решение о введении повышенных пошлин размером 10% и 5% на импорт 5207 наименований американских товаров объемом около 60 млрд долларов», — говорится в заявлении Министерства финансов Китая.

Кроме того, по данным Минфина США, китайские власти сократили объем вложений в американский госдолг на 7,7 миллиарда долларов. В июне вложения Поднебесной в государственные облигации Штатов составляли 1,178 триллиона долларов, а в июле — уже 1,171 триллиона долларов. Но Китай по-прежнему остается крупнейшим держателем американских долговых обязательств.

Кстати, президент США Дональд Трамп пообещал, что введет дополнительные пошлины на товары из Китая на сумму в 267 миллиардов долларов, если Пекин ответит на действия Вашингтона.

Китай может в этом году стать мировым лидером по объему импорта нефти, впервые опередив США. Импорт КНР нефти вырастет с 6,68 млн до 7,5 млн барр. в сутки, прогнозируют эксперты

В этом году Китай может опередить США и стать мировым лидером по объему импорта нефти. Импорт нефти в текущем году вырастет до 7,5 млн барр. в сутки c рекордных 6,68 млн барр. в сутки, прогнозирует Чжун Фулян, вице-президент Unipec, трейдингового подразделения китайского нефтепереработчика Sinopec, крупнейшего в Азии. Такое предположение он высказал на проходящем в Пекине Российско-китайском нефтегазовом форуме-2016, организованном ценовым агентством Argus Media.

Ранее аналитик Ли Ли из исследовательской компании ICIS China предполагал, что объем закупки нефти за рубежом может достичь в этом году 370 млн т (7,2 млн барр. в сутки), что больше прогнозного показателя импорта нефти в США — 363 млн т (7,08 млн барр. в сутки), сообщало агентство Bloomberg .

Мировое лидерство по импорту нефти Китай может достигнуть не только за счет роста зарубежных поставок — закупки КНР сырья в 2015 году выросли на 8,8%, следует из данных Главного таможенного управления КНР, — но и благодаря росту собственного производства нефти в США, что снижает их зависимость от импорта. Поставки сырья в США последовательно сокращаются с 2005 года.

В феврале — впервые в истории — импорт Китаем нефти превысил 8 млн барр. в сутки, оставив позади США, крупнейшего в мире потребителя углеводородного сырья.

Нефть в США и Китае

На 7-22% снизилась стоимость запуска одной скважины на крупнейших в США месторождениях сланцевой нефти (Eagle Ford, Bakken, Marcellus и Permian) по сравнению с 2014 годом

На 25-30% снизились издержки американских нефтегазовых компаний на разведку и добычу в 2015 году по сравнению с десятилетним максимумом 2012 года

От 100 тыс. до 300 тыс. барр. в сутки будет получать рынок США после «разморозки» 660 скважин

На 5,5% сократилась добыча нефти в США с прошлого лета

До 372 сократилось число буровых нефтяных вышек в США на неделе с 21 по 25 марта — минимум с ноября 2009 года

На 20% в годовом исчислении вырос в феврале импорт нефти в Китай; объем ежедневных поставок стал рекордным за все время наблюдений

1,38 млн барр. в день поставляла в Китай Саудовская Аравия в феврале 2016 года. Рекорд был зафиксирован в феврале 2012 года на уровне 1,39 млн барр. в день

Почти на 48% по сравнению с предыдущим годом увеличила в феврале поставки в Китай Россия, до 1,03 млн барр. в день

До 538 тыс. барр. в день в феврале увеличил поставки нефти в Китай Иран, на 1% больше по сравнению с прошлым годом

26,68 млн т российской нефти поставлено в КНР в 2015 году

Источник: IHS, TIPRO, Reuters , Financial Times, Goldman Sachs, Министерство энергетики России

Китай продолжит наращивать закупку нефти за рубежом для обеспечения сырьем растущий нефтеперерабатывающий сектор и пополнения стратегических резервов, прогнозирует Standard Chartered Bank в записке от 24 марта. По прогнозу банка, импорт нефти в Китай превысит 10 млн барр. в сутки к концу 2018 — началу 2019 года. «Устойчивое увеличение нефтяного импорта в КНР происходит параллельно с ростом китайского нефтеперерабатывающего сектора, — отмечал аналитик банка Прия Балчадани. — Одновременно с этим страна наращивает свои стратегические резервы нефтепродуктов».

Китай использует падение цен на нефть для увеличения объема своих стратегических запасов. Пекин также активно вкладывает в увеличение нефтеперерабатывающих мощностей на фоне роста спроса на нефтепродукты, которые стране приходится закупать за рубежом: сжиженный углеводородный газ, нафту и мазут, отмечает банк. Параллельно с этим Пекин продолжил наращивать запасы на случай чрезвычайных ситуаций.

Желание накопить нефть впрок настолько велико, что в этом году Китай может приступить к формированию четырех дополнительных стратегических резервов нефти, эквивалентных стодневному объему импорта. Резервы должны быть сформированы к 2020 году.

Угроза для США

Китай замедляется

Глава ФРС США Джанет Йеллен во время своего выступления 29 марта назвала замедление экономики Китая среди основных внешнеэкономических рисков. По ее словам, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы рост китайской экономики замедлится в связи с изменением модели экономического развития КНР с инвестиционной на потребительскую и с переходом от экспорта ко внутреннему потреблению. Неясно, насколько гладко пройдет этот переход и как контролировать возможное появление финансовых сложностей в его ходе. Эту неопределенность усилила турбулентность на мировом финансовом рынке, возникшая из‑за нового обвала на китайском фондовом рынке в начале года.

Низкие цены помогут импортерам

Йеллен также отмечает, что для США как для крупнейшего импортера нефти низкие цены будут способствовать росту расходов и экономической активности в течение нескольких лет. Но для стран, экономика которых зависит от нефтяного экспорта, падение цен может привести к резкому урезанию расходов, а для энергетических компаний — к существенному сокращению доходов и увеличению сокращений. Дальнейшее снижение цен на нефть может привести к неблагоприятным последствиям для мировой экономики в целом, отметила она.

Рост нефтепереработки

Драйвером спроса Китая на нефть станут частные НПЗ, закупающие нефть за рубежом. Ранее Китай выдал 13 частным НПЗ квоты на импорт нефти совокупным объемом 55 млн т, или 18% от общегодового китайского импорта.

Растущий спрос на бензин и авиатопливо обеспечит значительные объемы нефтепереработки на крупнейшем в мире автомобильном рынке, ожидает Standard Chartered. При этом Пекин нарастил экспорт дизельного топлива в условиях снижения спроса, ослабшего вследствие сокращения промышленного производства.

По данным Standard Chartered Bank, спрос на нефтепродукты в стране вырос на 6,2%, до 9,4 млн барр. в сутки, в 2015 году, а в этом году он увеличится еще на 420 тыс. барр. в сутки. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation — CNPC) прогнозирует рост до 11,32 млн барр. в сутки. По прогнозу CNPC, нетто-импорт нефти Китаем в 2016 году увеличится на 7,3%, до 7,14 млн барр. в сутки.

Всего в 2016 году на Китай придется 37% мирового спроса на нефтепродукты.

Заморозку обсудят в апреле

Министр нефти Катара Мохаммед бин Салех аль-Сада заявил, что свое участие в саммите, посвященном заморозке уровня добычи нефти, подтвердили 12 стран, сообщает AP. Это Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла, Нигерия, Алжир, Индонезия, Эквадор, Бахрейн, Оман и сам Катар.

По словам аль-Сады, в Дохе по‑прежнему ожидают официальных подтверждений от других стран, которые обозначили намерение присоединиться к обсуждению.

Совещание экспортеров нефти по ограничению уровня добычи состоится в Катаре 17 апреля.

Осведомленные источники агентств Reuters и Bloomberg также сообщали о желании Ирана посетить саммит, уточняя при этом, что участие в переговорах по заморозке добычи представителями Исламской Республики не планируется.

Увеличению импорта нефти и нефтеперерабатывающих мощностей будет способствовать реализуемая Пекином ценовая политика. В прошлом году Национальная комиссия по становлению и реформам Китая приняла решение не опускать цены на бензин и дизтопливо, если цена на нефть будет находиться ниже $40 за баррель.

«Спрос Китая на нефть продолжат стимулировать частные НПЗ, закупающие импортные объемы, а также стремление нарастить стратегические резервы в условиях низких цен, — приводит Bloomberg слова Ли Ли. — При этом зависимость США от импорта нефти будет постепенно снижаться на фоне увеличения добычи внутри страны».

Несмотря на то, что Китай - одна из самых быстрорастущих экономик мира, структура потребления энергоносителей в нем очень отличается от свойственной развитым странам. Доля нефти и газа в энергетическом балансе страны составляет лишь 25%; среднедушевое потребление товарных видов топлива в Китае достигает менее 1 т условного топлива в год, тогда как в среднем в мире - 2 т.

Собственных топливных ресурсов Китая уже сейчас недостаточно для нужд его развивающейся промышленности. С 1993 года Китай превратился в нетто-импортера нефти, что означало фундаментальную перемену на энергетическом рынке всего АТР. Ясно, что в перспективе объем развития нефтегазового сектора промышленности в Китае вряд ли будет соответствовать внутренним потребностям экономики, и в ближайшем будущем страна будет вынуждена импортировать нефть и природный газ во все возрастающих количествах.

Сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Во многих документальных источниках информации разная степень вероятности запасов не учитывается; по мере выработки старых и открытия новых нефтяных месторождений оценки часто менялись. Например, в печати КНР в годы культурной революции (1966-1969) и в конце 1970-х годов (с целью привлечения иностранных компаний для разведки) потенциальные запасы явно завышались. Даже в настоящее время суммарные данные по запасам на отдельных месторождениях и общие данные по стране не совпадают.

Доказанные запасы нефти в Китае в 1999 году оценивались в 3,2 млрд т, что составляет приблизительно 2,4% мировых запасов. Достоверные запасы нефти на суше, по китайским данным, оцениваются в 5,3 млрд т и в 4 млрд т на шельфе .

Потенциальные запасы нефти выросли за 30 лет (с 1966 по 1996 годы) в 5 раз, с 6 до 30 млрд т. На оценку запасов нефти в стране влияет также их привязка к двум показателям (доле от мировых запасов, оцениваемой в 2,3-2,4%, и так называемому R/P Ratio, т.е. соотношению запасов к производству, принятому для Китая в 20 лет).

Таблица 1

Добыча нефти в КНР по годам (млн т)

1949 - 0,12 1973 - 50,0 1986 - 131,0 1997 - 158,0
1957 - 1,40 1975 - 70,0 1987 - 134,0 1998 - 157-160
1958 - 2,25 1978 - 104,0 1988 - 137,0 1999 - 159-160
1962 - 5,75 1979 - 106,15 1990 - 139,0 2000 - 162 (оценка)
1968 - 10,0 1980 - 105,95 1991 - 137,0 2005 - 170 (прогноз)
1970 - 20,0 1984 - 114,6 1995 - 140,3 2010 - 185 (прогноз)
1971 - 38,0 1985 - 124,9 1996 - 155,6

Источники:

Как видно из таблицы, за последние годы темпы роста нефтедобычи снизились в связи с выработкой старых месторождений. В середине 1990-х годов для Китая закончился период нефтяной самодостаточности.

Таблица 2

Добыча и потребление нефти по годам (млн барр/сутки, в среднем)

Источник:

Таблица 3

Потребление нефти в КНР по годам (млн т)

Источник:

Таблица 4

Прогноз дефицита потребления нефти в КНР по годам (млн т)

2000 2005 2010
Спрос 195 220 265
Дефицит 33 50 80

Источник:

В настоящее время Китай производит около 160 млн т нефти в год, а потребляет 200 млн т. В 2000 году импорт нефти составил около 60 млн т , в основном из Омана. Поскольку трудно точно спрогнозировать, какими темпами будет развиваться экономика Китая, предположения экспертов относительно будущего импорта расходятся: так, одни утверждают, что в 2010 году он может составить 70-90 млн т , тогда как в других публикациях приводится цифра в 120 млн т уже в 2005 году .

В то же время, несмотря на нехватку нефти, часть ее ранее экспортировалась, преимущественно в Японию, а также (в небольших количествах) в КНДР И Вьетнам. Впрочем, объемы экспорта нефти, начиная с 1980-х годов, неуклонно снижались: если в 1986 году Китай экспортировал 28,4 млн т нефти, то в 1999 году - всего 8,3 млн т, тогда как в 2000 году экспорт прекратился вовсе.

Общая протяженность нефтепроводов в стране в 1997 году составила 9,3 тыс. км. Обращает на себя внимание крупнейший энергопровод из города Голмуд (Цайдамское месторождение) в Тибет до Лхасы протяженностью 1080 км.

Месторождения нефти

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются.

Таблица 5

Добыча нефти на месторождении Дацин по годам (млн т)

1975 11,1 1984 53,56
1978 50,37 1985 55,59
1979 50,75 1986 55,50
1980 51,5 1987 55,55
1981 51,75 1993 56,0
1982 51,94 1994 56,0
1983 52,63 1999 50,0

Источники:

К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млн т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин,

Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае (поля Баньцяо, Тяньцзяхэ, Гандун, Вансюйчжуан, Ганьси, Чжоуцинчжуан; в конце 1980-х - начале 1990-х годов это месторождение давало 3-3,5 млн т нефти в год).

В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу.

Таблица 6

Добыча нефти на месторождении Шэнли по годам (млн т)

1975 3,2 1986 29,5
1978 19,5 1987 31,6
1983 18,4 1990 33,0
1984 23,02 1999 30,0
1985 27,03

Источник:

В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинчжун, где в 1990 году добыча нефти составила 5 млн т. Таким образом, в Восточном Китае добывается примерно 40 млн т нефти в год.

В Юго-Западном Китае на месторождениях в провинции Сычуань к северу от города Чунцин (Иншань, Наньчун, Панланьчэнь) добывается примерно 2,2 млн т нефти в год . Кстати, в провинции Сычуань нефть добывали еще за 600 лет до нашей эры с использованием бамбуковых трубок из неглубоких скважин. В 1996 году начата прокладка нефтепровода Чэнду - Ланьчжоу.

В Южном Китае на суше в провинции Гуандун на месторождении Саньшуй добывается порядка 2 млн т нефти в год.

Большие надежды за последние годы в Китае возлагались на нефтяные месторождения северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района (Джунгария, Карамай, Тарим, Турфан-Хами, Цинхай, Юймэнь), где сосредоточено 30% от общих запасов по стране. В 1997 году во всем районе было добыто 16,4 млн т сырой нефти, а в 2001 году, по прогнозам, добыча должна возрасти до 23 млн т. Наиболее значительны месторождения Таримской впадины с разведанными запасами в 600 млн т и потенциальными в 18,8 млрд т. В северной части впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-1, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Киргизией (Карато, Башэтопу). Добыча нефти в Таримской впадине в 1996 году составила 3,5 млн т, в 1999 году - 4,7 млн т, в 2000 году она должна вырасти до 5 млн т, а к 2010 году - до 14 млн т.

В Джунгарии между горными системами Алтая и Тянь-Шаня находится старое нефтяное месторождение Карамай, разведанное еще в 1897 году. Потенциальные запасы этого месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай-Урумчи и Карамай-Шаншань. Добыча нефти на месторождении не превышает 5 млн т.

Месторождения Цайдамской впадины (Лэнху-3, Лэнху-4, Лэнху-5) в 1990 году давали 3,5 млн т нефти . Добыча в настоящее время оценивается в 1,5-2 млн т. Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.

В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше, однако с 1969 года пробную нефть начали извлекать на шельфах Восточно-Китайского, Желтого и Южно-Китайского морей и Бохайского залива. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т . В районе Южно-Китайского моря в настоящее время добывается 150-200 млн т нефти в год (все страны региона). Из этого объема на всем шельфе Китая 1993 году было добыто 4,5 млн т нефти, в 1996 году - около 15 млн т, в 1997 году - 16,2 млн т .

В 1994 году на шельфе Южно-Китайского моря Китай добыл 6,47 млн т сырой нефти, в 1996 году - 11,8 млн т. В настоящее время добыча возросла до 14-15 млн т , однако, по оценкам экспертов, разработки шельфовых месторождений принесли в целом разочаровывающие результаты. Первоначальные оценки нефтяных запасов китайского сектора шельфа (до 1,7 млрд т) оказались явно завышенными в целях привлечения иностранных инвесторов.

Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай (так называемый комплекс Бочжун). Нефтяные поля здесь разбиты на блоки, с 1979 года разрабатываемые иностранными компаниями (Chevron, Kerr McGee, Texaco, Agip, Samedan, Apache, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т.

Что касается переработки сырой нефти, совокупная мощность нефтеперерабатывающих предприятий КНР составила в 1999 году 4,3 млн барр/сутки. Заводы расположены в главных городах страны, а также на месте наиболее крупных месторождений. Впрочем, доля импорта в сырье для НПЗ постоянно увеличивается: в китайской нефти повышено содержание серы, и это делает более выгодным производство нефтепродуктов на основе легкой ближневосточной нефти . В настоящее время в Даньчжоу провинции Хайнань сооружается самый крупный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого - 2,2 млрд долларов.

Нефтедобывающие компании

Добыча полезных ископаемых в Китае вертикально интегрирована и находится под жестким контролем государства. В 1998 году нефтегазовая промышленность была реформирована, и две из четырех существовавших тогда государственных компаний объединены. На данный момент добычей нефти и газа в КНР занимаются:

Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC). В 1998 году активы КННК составили 57,8 млрд долларов, компания контролирует 70% разведанных запасов нефти на севере, северо-востоке и западе страны. Объем добычи 107 млн т в год (1998). В 1999 году была учреждена PetroChina Company Ltd, которой CNPC передала большую часть своих активов внутри страны, оставив за собой зарубежный бизнес и управление трубопроводами;

Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) с капиталом 1,8 млрд. Отделения: China National oil and gas exploration and development Corporation (CNODC), China offshore oil Nanhai East (CONHE);

Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec). Активы - 46 млрд долларов, перерабатывает ежегодно 36 млн т нефти.

В 2000 году доли в нефтегазовой промышленности Китая распределялись между этими тремя компаниями следующим образом:

Таблица 7

Добыча нефти Добыча газа Переработка нефти
CNPC 67% 68% 45%
CNOOC 10% 17% -
Sinopec 23% 15% 55%

Источник:

Существуют и отдельные компании, созданные со специализированными целями:

  • China Petroleum Engineering and Construction Corp (CPECC) (строительство инфраструктуры нефтяного сектора, участие в строительстве предприятий нефтепереработки);
  • Китайские нефтегазовые бюро (КНБ), которые занимаются строительством газо- и нефтепроводов;
  • В 1997 году образована China National Star Petroleum Co (добыча нефти в южных провинциях КНР);
  • Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае), сумма продаж 1,6 млрд долларов;
  • Zhenhai Referining & Chem. (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае), сумма продаж 1,3 млрд долларов;
  • В Сянгане (Гонконге) монополистом по снабжению нефтью, а также переработке и складированию нефтепродуктов является японская компания Tokyo Electric Power Company.

В КНР приняты довольно четкие правила и постановления в отношении разработки нефтяных ресурсов. Следует отметить в этой связи:

  • Временные правила регулирования регистрации данных разведки и добычи нефти и природного газа (приняты Госсоветом КНР в 1987 году);
  • Постановление о внесении платы за использование территории нефтяного шельфа при освоении нефтяных ресурсов (1968);
  • Положение об охране нефтепроводов и газопроводов (1969);
  • Постановление о возмещении ущерба при сейсмической разведке нефтяных залежей (1989);
  • Временное постановление о внесении платы за использование месторождений при освоении континентальных нефтяных ресурсов путем кооперации китайских и иностранных предприятий (1990);
  • Положение КНР о сотрудничестве с иностранцами в разработке нефтяных ресурсов на суше (1993).

Наличие достаточно хорошо разработанной правовой базы позволяет иностранным компаниям успешно работать в Китае. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд долларов. Так, консорциум из трех компаний (China Offshore Oil Nanhai East (CONHE) - 51% акций, Amoco Orient Pertoleum - 24,5%, Kerr McGee China Pertoleum - 24,5%) вложил 650 млн долларов в проект Люйхуа - месторождение в 120 милях к юго-западу от Гонконга в дельте р. Жемчужной, запасы которого оцениваются в 160 млн т нефти. В 1990 году образована группа CACT (China National Offshore Oil Corporation - 51%, Agip China BV, Chevron Overseas pertoleum Inc. - 49%) с участием Texaco China B.V., которая продолжает разведку другого месторождения - Хуэйчжоу в дельте р. Жемчужной, с предполагаемым уровнем добычи 5-6 млн т в год.

В стране имеется программа строительства крупных емкостей для хранения нефтепродуктов общим объемом 2171 тыс. м?, в том числе, в Шэньчжэне, Циндао, на о. Хайнань (Лингао), Шанхае (Пудун), Чэнду (Сычуань) . В строительстве принимают участие иностранные компании - Agip, Feoso, Marubeni, Shell, Saudi Aramco, Sangyong, Mitsui. В разведке новых месторождений принимают участие также компании Santa Fe (США), Occidental Petroleum, JHN oil operation Co, Exxon Corp.

Международные проекты

Как уже упоминалось выше, в настоящее время 50% сырой нефти Китай импортирует из Омана, с которым заключен ряд долгосрочных соглашений. Однако КНР не может устраивать такая зависимость от одного поставщика, поэтому сейчас прорабатываются варианты долгосрочных соглашений на поставку нефти и газа из Саудовской Аравии, Ирака, Перу, Кувейта, ОАЭ, Брунея, Индонезии, Малайзии. Китай добивается права на участие в разработках нефтяных и газовых месторождений Папуа-Новой Гвинеи, Судана, Таиланда, Венесуэлы; в Судане, Ираке и Перу приобретены права на проведение поисково-разведывательных работ на ряде месторождений.

В соответствии с Генеральным соглашением между Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтяной корпорацией (CNPC) была начата разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода. Казахская часть трубопровода Актау-Кумколь составит 1200 км, китайская часть - 1800 км (по территории СУАР). От нефтяных месторождений СУАР китайская трубопроводная система продолжается до города Шаншань. В случае, если загрузка нефтепровода будет не менее 20 млн т нефти в год, трубопровод может быть продлен до Ланьчжоу, откуда уже имеется магистральный нефтепровод в Восточный Китай. Общая длина нефтепровода Актау-Кумколь, таким образом, составит около 3000 км при стоимости 2,4-2,7 млрд долларов и гарантированной пропускной способности 20 млн т в год (максимальная - 40 млн т).

Строительство по расстоянию и необходимым вложениям разбито на три этапа:

1. Кенкияк-Кумколь - 785 км, 785 млн долларов.

2. Атасу - Алашанькоу (КНР) - 1100 км, 1,3 млрд долларов.

3. Атырау-Кенкияк (410 км, 359 млн долларов) и Кумколь-Каракоин (199 км, 131 млн долларов).

В 1997 году было заключено рамочное соглашение о намерениях, однако в 1999 году все работы по ТЭО были приостановлены.

К очевидным преимуществам проекта можно отнести отсутствие риска транзитных стран. Между 1996 и 1998 годами Китай в лице CNPC приобрел за 4 млрд долларов 60% акций компании АО “Актобемунайгаз” (АМГ), которой принадлежит месторождение Узень на п-ове Мангышлак. В то же время специалисты указывают на очевидные недостатки проекта: большую протяженность, отсутствие развитой внутренней сети, соединяющей СУАР и восточные районы Китая, опасность недостатка нефти, поскольку рентабельным трубопровод может стать при перекачке не менее 20 млн т в год. К тому же в самом СУАР пока не подтверждаются большие расчетные запасы нефти на месторождениях Таримской впадины. Казахская нефть никогда не будет дешевле, чем ближневосточная, и может рассматриваться прежде всего с точки зрения политической необходимости диверсифицировать источники углеводородного сырья.

Наблюдатели подчеркивают, что китайская сторона пока считает проект в целом неэффективным, и Казахстан вынужден считаться с этим выводом.

Следует учесть и негативный опыт сотрудничества Казахстана и КНР. Ежегодно, начиная с 1997 года, “Актобемунайгаз” экспортировал в Китай через Россию около 2 млн тонн нефти, поставляя ее по прямому трубопроводу на Орский нефтеперерабатывающий завод. Специальные распоряжения правительства России освобождали эту нефть от таможенной пошлины как транзитную. Однако в январе 2001 года срок льготы на экспорт для АО “АМГ” истек, но договоренности и лицензия на экспорт не были переоформлены CNPC. В результате Орский НПЗ отказался принимать казахстанскую нефть, остановились десятки нефтяных скважин, в дома актюбинцев перестал поступать газ, добываемый попутно при извлечении нефти, под угрозой оказалась работа Актюбинской ТЭЦ. Только с большим трудом CNPC удалось достичь соглашения с владельцем Орского НПЗ - Тюменской нефтяной компанией. Кроме того, казахстанской стороной отмечалось, что CNPC не выполнила взятого на себя при покупке акций АМГ обязательства построить трубопровод из Казахстана в Западный Китай (нефть по-прежнему доставляется туда по железной дороге) и не выдерживает графика инвестиций, предусмотренного договором: в 1999 году он был выполнен лишь на 59% .

Следует отметить также участие китайской корпорации CNPC в двух совместных проектах с туркменской государственной компанией “Туркменнефть” по разработке нефтяного месторождения Гумдаг, а также месторождений на шельфе Каспийского моря.

Российский проект

Перспективы импорта нефти из России кажутся для Китая достаточно очевидными, благодаря территориальной близости и существующей в России развитой сети трубопроводов, которую вполне можно продолжить для экспорта в Китай. Тем не менее, до сих пор не существует ни одного завершенного российско-китайского нефтяного проекта. Пока что в стадии завершающих согласований находится только проект нефтепровода от месторождений Красноярского края в Китай. Ожидалось, что соглашение будет подписано в июле 2000 года во время визита президента РФ В. Путина в КНР, однако этого не случилось.

Соглашение о составлении ТЭО проекта CNPC заключила с ЮКОС в феврале 1999 года.

В декабре 1999 года был подписан меморандум о прокладке нефтепровода из Ангарска в Китай. Стоимость проекта оценивалась в 1,7 млрд долларов, пропускная способность трубы - 30 млн т в год в течение 25 лет (добыча становится нерентабельной при загрузке менее 20 млн т в год). Работы по ТЭО планировалось завершить в 2000 году, однако российская сторона тогда не смогла предоставить гарантий достаточного количества нефти. Изначально предполагалось, что ее основной объем будет поступать из Западной Сибири, однако большинство тамошних месторождений уже вступили в период спада добычи, и гарантировать необходимые поставки оказалось невозможно. Затем решено было переориентироваться на Юрубчено-Тохомскую зону (ЮТЗ) Восточной Сибири, извлекаемые запасы которой оцениваются в 900-1100 млн т - это самое крупное неразработанное месторождение нефти и газа в Восточной Сибири . Юрубченский участок, где предполагается вести работы, содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти и является наиболее изученной частью ЮТЗ.

Определенным преимущество проекта - возможность использования имеющегося нефтепровода Тюмень-Омск-Красноярск-Иркутск, к которому, однако, еще предстоит создать отводы. Лицензия на геологоразведочные работы и разработку Верхнечонского, Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений ЮТЗ принадлежит Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), где 68% акций владеет НК ЮКОС.

Однако крупное Куюмбинское месторождение той же зоны разрабатывается “Славнефтью”. Последнее обстоятельство создало значительные затруднения для проекта, поскольку две компании не могли прийти к соглашению по ключевым вопросам. Только к сентябрю 2000 года ЮКОСу удалось приобрести дополнительные права на освоение месторождений, которые позволили ему достичь паритета со “Славнефтью” и приступить к согласованию интересов . Одновременно ЮКОС активизировал работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тахомской зоны.

Другое затруднение лежало в том, что, хотя еще в мае 1999 года Государственная Дума приняла решение об освоении Юрубченского месторождения на условиях СРП, “Соглашение” о разделе продукции на месторождении так и не было подготовлено , и налоговый режим проекта, таким образом, пока не определен. Что касается Куюмбинского месторождения, оно пока только рекомендовано Правительством РФ Госдуме для рассмотрения на предмет перевода его на режим СРП.

В данный момент рассматривается два возможных маршрута трубопровода: через Монголию и минуя ее. Для российских компаний предпочтителен экономически более выгодный путь через Монголию на Пекин, для CNPC - в обход Монголии из Ангарска в Харбин, до месторождения Дацин, далее по существующим нефтепроводам в порты

Далянь, Циндао и другие.

Предполагаемый тариф за прокачку нефти по маршруту составит 30 долларов за тонну, тогда как перевозка нефти из Омана обходится КНР в 10 долларов за тонну.

Немаловажно, что в Китае - стране с плановой экономикой - директивами на 10-ю пятилетку (2001-2006 годы) не предусмотрено строительство ни казахского, ни сибирского нефтепроводов. Таким образом, проект, очевидно, не относится к реализуемым в ближайшие несколько лет.

Причины сегодняшних неудач

Не приходится сомневаться в перспективности китайского рынка топливных элементов, однако будущее России на нем, несмотря на колоссальные запасы сырья, представляется очень неопределенным. Сущность проблем, встающих перед Россией в этой сфере, на наш взгляд можно свести к нескольким пунктам.

1. Нерентабельность

Российская нефть не относится к дешевой, а существующие экспортные платежи и акцизы, в сочетании с дороговизной транспортировки, делают ее для КНР слишком дорогой. За один только 2000-й год ставки вывозных таможенных пошлин на российскую нефть повысились с 15 до 32 евро за 1 т , и не приходится сомневаться, что они будут повышаться далее, особенно учитывая, что Россию ожидают масштабные выплаты по внешним долгам, средства на которые традиционно изымаются из нефтедолларов.

2. Несовершенство законодательства

Российское законодательство в области разработки месторождений до сих пор не сформировано окончательно; так, отсутствует завершенная нормативно-правовая база по СРП, не устранены противоречия между Законом о СРП и Налоговым кодексом. Если учесть некоторое недовольство региональных и федеральных властей первыми опытами разработки нефтяных месторождений по схеме СРП, то становятся неочевидными и дальнейшие перспективы СРП в России. Все это не позволяет привлечь средства, необходимые для разработки новых месторождений и строительства трубопроводов.

Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать других изменений в законодательстве. Так, началась реформа правил допуска экспортеров к магистральным нефте- и газопроводам, для чего создана специальная комиссия Правительства РФ . В результате планировать импорт нефти из России для иностранных партнеров стало значительно сложнее. Нужно учитывать при этом, что Китай - государство с плановой экономикой и мощной бюрократической системой, для которой любые изменения в законодательстве страны-партнера, даже в более выгодную для себя сторону - причина полностью свернуть контакты и выждать, пока

все “утрясется”.

3. Отсутствие государственных гарантий

Китай традиционно предпочитает работать в условиях, когда сотрудничество на всех этапах, начиная от предварительных переговоров, подкреплено надежными государственными гарантиями. Кроме того, ожидается, что позиции компаний, с которыми ведутся переговоры, и государства будут согласованы, чего в России ждать не приходится. В тех же случаях, когда несколько российских компаний одновременно выступают с различными, не согласованными между собой

предложениями, ссылаясь при этом на поддержку российского государства, можно с достаточной степенью вероятности ожидать от китайской стороны отказа воспринимать эти предложения как реальные.

4. Непонимание специфики взаимоотношений

Случай с “Актобемунайгазом” (и комментарии по нему в российской и казахстанской прессе) интересен тем, что демонстрирует непонимание в нашем деловом мире (имеется в виду как Россия, так и страны СНГ) специфики взаимоотношений между китайским бизнесом и китайским государством. Поэтому с Китаем в наших корпорациях работают те же группы, которые ведут переговоры и с западными нефтяными компаниями, что приводит к многочисленным ошибкам.

Невыполнение китайцами своих обязательств - норма для бизнеса в тех случаях, когда желание “получить дешевле, отдать дороже, расходов по прежним обязательствам не нести” не уравновешивается чиновничьим аппаратом. Отсюда, например, родился миф о плохом качестве китайских товаров. Нужно понимать, что в китайском государстве бизнес всегда стоит чуть ниже госаппарата. Этот момент и другие особенности китайского мышления требуют от российских компаний создания постоянных групп для работы именно с Китаем (и в Китае), а не привычного для россиян представления, что всё или почти всё можно продумать и подготовить непосредственно в России. Вести дела с китайским нефтегазовым сектором нельзя по российской или европейской схеме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

10

  • Запасы: 13 986 млн барр.
  • Добыча: 2 624 тыс бар/день

Не смотря на занимемое 10 место в нашем списке, потребности в нефти Бразилия обеспечивает только наполовину и вынуждена импортировать её. Годовая потребность в нефти составляет 75 млн. тонн. Главными отраслями обрабатывающей промышленности Бразилии являются нефтепереработка и химическая промышленность. Обрабатывающая промышленность занимает свыше четверти в ВВП.

9


  • Запасы: 104 000 млн барр.
  • Добыча: 3 000 тыс бар/день

Кувейт - один из важных экспортёров нефти, является членом ОПЕК. 19 июня 1961 года Кувейт стал независимым государством. Свод законов был составлен приглашённым эмиром египетским юристом. В 1970-1980-е годы благодаря экспорту нефти Кувейт превратился в одно из богатейших государств мира, уровень жизни в этой стране был одним из самых высоких в мире. По собственной оценке Кувейта, он обладает крупными запасами нефти - около 104 миллиардов баррелей, то есть 6 % мировых запасов нефти. Нефть даёт Кувейту около 50 % ВВП, 95 % доходов от экспорта и 95 % доходной части государственного бюджета. В 2014 году ВВП Кувейта составил около 172,35 млрд долл., на душу населения - 43 103 долл.

8 Объединенные Арабские Эмираты


  • Запасы: 97 800 млн барр.
  • Добыча: 3 188 тыс бар/день

1 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972 году. Предоставление независимости совпало с резким скачком цен на нефть и нефтепродукты, вызванным жёсткой энергетической политикой Саудовской Аравии, что облегчило новому государству самостоятельные шаги в области экономики и внешней политики. Благодаря доходам от нефти и умелому вложению средств в развитие промышленности, сельского хозяйства, образованию многочисленных свободных экономических зон Эмираты в самые короткие сроки смогли достигнуть относительного экономического благополучия. Получили значительное развитие сфера туризма и финансов.

Большая часть добычи производится в эмирате Абу-Даби. Другие нефтяные производители по важности: Дубай, Шарджа и Рас аль-Хайма.

В последнее время доля доходов от добычи и переработки нефти в общем объёме ВВП снижается, что связано с мерами правительства по диверсификации экономики

7


  • Запасы: 173 625-175 200 млн барр.
  • Добыча: 3 652 тыс бар/день

Канада является одной из самых богатых стран мира с высоким доходом на душу населения и состоит членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой семёрки. Однако в связи с очень низкой плотностью населения некоторыми государствами причисляется к развивающимся странам. Канада - крупнейший в мире производитель урана, находится в числе крупнейших производителей гидроэлектроэнергии, нефти, природного газа и угля. В начале 2010-х годов большинство нефти Канады добывается в западных провинциях Альберта (68,8%) и Саскачеван (16,1%) В стране 19 НПЗ, 16 из которых производят полный спектр нефтепродуктов.

6


  • Запасы: 157 300 млн барр.
  • Добыча: 3 920 тыс бар/день

Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа, является индустриальной страной с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт.

5


  • Запасы: 25 585 млн барр.
  • Добыча: 3 938 тыс бар/день

Важным источником энергоресурсов для Китая является нефть. По запасам нефти Китаю заметно выделяется среди стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Месторождения нефти обнаружены в различных районах, но наиболее значительны они в Северо-Восточном Китае (равнина Сунгари-Нонни), прибрежных территориях и шельфе Северного Китая, а также в некоторых внутренних районах - Джунгарской котловине, Сычуани.

Первая нефть была добыта в Китае в 1949 году; с 1960 года началась разработка месторождения Дацина. 1993 год стал поворотным для китайской энергетики, обозначив окончание эпохи самообеспечения. Китай впервые с 1965 года испытал нехватку нефти. До 1965 года КНР также испытывал недостаток этого вида топлива, импортируя его из СССР. Однако после разработки крупных месторождений Дацина Китай смог к началу 70-х обеспечивать нефтью не только себя, но и своих соседей. Впоследствии также был открыт и ряд других месторождений на востоке страны. Экспорт нефти, кроме того, был одним из основных источников иностранной валюты. С начала же 1980-х, из-за нехватки инвестиций в нефтяную отрасль, истощения старых месторождений и недостатка новых, темпы роста производства нефти начинают падать. Последствия неэффективности осуществления стратегии самообеспечения проявились в том, что Китай, на который «нефтяные шоки» 1973 и 1978 годов не оказали никакого влияния, не стал, подобно западным странам, разрабатывать энергосберегающие технологии и концентрировать внимание на проблемах энергетической безопасности, в том числе эффективной добычи при нанесении минимального вреда окружающей среде. Тем не менее разведка нефтяных месторождений в КНР велась очень активно - за 1997-2006 гг. открыто 230 месторождений. Доказанные запасы нефти в Китае на начало 2006 года составили 18,3 млрд баррелей. К 2025 году эта цифра увеличится ещё на 19,6 млрд баррелей. При этом неразведанные запасы составляют 14,6 млрд баррелей.

4


  • Запасы: 140 300 млн барр.
  • Добыча: 4 415 тыс бар/день

Основными полезными ископаемыми Ирака являются нефть и газ, месторождения которых протягиваются с северо-запада на юго-восток страны вдоль Месопотамского передового прогиба и относятся к нефтегазоносному бассейну Персидского залива. Основная отрасль экономики - нефтедобыча.

Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти. Доходы Ирака от экспорта нефти с начала 2009 года по состоянию на 1-е августа 2009 года составили 20 миллиардов долларов. 10 августа 2009 года об этом заявил генеральный директор отдела маркетинга в министерстве нефти Джасем аль-Мари. Ирак располагает третьими в мире разведанными запасами углеводородов. Их экспорт дает около 98 процентов дохода в госбюджет страны.

3 Соединенные Штаты Америки


  • Запасы: 36 420 млн барр.
  • Добыча: 8 744 тыс бар/день

Нефть - ключевой источник энергии для США. В настоящее время она обеспечивает около 40 % общей потребности в энергии. В Министерстве энергетики Соединённых Штатов существует подразделение по управлению минеральными энергетическими ресурсами, в компетенцию которого входят важнейшие вопросы, касающиеся нефти - готовность реагировать на нарушения поставок и поддержание работы американских месторождений. На случай, если США столкнутся с проблемами в добыче или перебоями в поставках нефти существует так называемый стратегический нефтяной резерв, созданный после нефтяного кризиса 1973-1974 годов, который в настоящее время составляет примерно 727 млн баррелей нефти. Сейчас запасов стратегического нефтяного резерва хватает на 90 дней.

В добыче нефти лидируют Техас, Аляска (Северный склон), Калифорния (бассейн реки Сан-Хоакин), а также континентальный шельф Мексиканского залива. Однако, добыча нефти на остающихся в Соединённых Штатах месторождениях становится всё дороже, так как большая часть недорогой в производстве, доступной нефти уже добыта. По статистике, на каждый добытый баррель на американских месторождениях, 2 барреля остаются в земле. Эти данные свидетельствуют о том, что необходимо развитие технологий в бурении, производстве нефти, а также поиск и разработка новых месторождений. Использование нефтеносных сланцев и песков и производство синтетической нефти могут значительно увеличить запасы американской нефти.

2


  • Запасы: 80 000 млн барр.
  • Добыча: 10 254 тыс бар/день

По запасам нефти РФ занимает восьмое место. Запасы нефти оцениваются в 80 000 млн барр. Большая часть этих ресурсов сосредоточена в восточных и северных районах страны, а также на шельфах арктических и дальневосточных морей. В начале XXI века с 2152 открытых в России нефтяных месторождений в разработку вовлечено менее половины, а запасы эксплуатируемых месторождений выработаны в среднем на 45 %. Однако начальный потенциал ресурсов нефти России реализован примерно на треть, а в восточных районах и на российском шельфе - не более чем на 10 %, так что возможно открытие новых крупных запасов жидких углеводородов, в том числе в Западной Сибири.

1


  • Запасы: 268 350 млн барр.
  • Добыча: 10 625 тыс бар/день

В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой войны их разработка началась лишь в 1946, и к 1949 в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источником богатства и процветания государства. Сегодня Cаудовская Аравия с её колоссальными запасами нефти - основное государство Организации стран-экспортёров нефти. Экспорт нефти составляет 95 % экспорта и 75 % доходов страны, давая возможность поддерживать государство всеобщего благосостояния.Экономика Саудовской Аравии базируется на нефтяной промышленности, которая составляет 45% валового внутреннего продукта страны. Разведанные запасы нефти составляют 260 миллиардов баррелей (24 % разведанных запасов нефти на Земле). Саудовская Аравия играет ключевую роль «стабилизирующего производителя» в Организации стран-экспортеров нефти, с помощью которой регулирует мировые цены на нефть.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»