Нет фена для волос что делать. Ремонтируем бытовой фен: как сделать это без лишних затрат

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.


Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.


На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.


При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.


Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током. Не забывайте вынимать вилку фена из розетки!

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Внешнее проявление, причины и способы устранения неисправностей фена
Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
При сушке волос фен периодически отключается Перетерся шнур питания в месте выхода из корпуса фена или вилки Отремонтировать или заменить сетевой шнур или вилку
Воздух из фена идет горячий с запахом гари Недостаточная скорость вращения крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом
Фен после недолгой работы отключается Срабатывает термозащита из-за недостаточной скорости вращения или остановки крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом Удалить острым инструментом волосы с вала
Фен не включается В обрыве сетевой шнур или неисправен переключатель режимов Отремонтировать или заменить сетевой шнур или выключатель
Из фена идет холодный воздух Неисправна кнопка отключения нагрева, обрыв спирали, окислились контакты в элементе термозащиты Прозвонить детали мультиметром, неисправные отремонтировать или заменить
Фен работает только в одном из положений переключателя режимов Неисправен переключатель режимов, в обрыве одна из спиралей или диод VD1 Прозвонить мультиметром переключатель, диод и спираль, неисправные детали отремонтировать или заменить

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.


Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.


Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.


После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.


Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощью жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.


Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.


После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.


В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать» .


Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.


Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.


В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.



На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция . Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.


Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.


Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.


Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.


Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.


Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.


Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.


Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.


Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента - спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.


Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице .

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.


При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.


Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как не были закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.


Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.


Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью вышеописанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятор заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.

  • zamena-provoda
  • spirali
  • diagnostika
  • braun
  • philips
  • bosch
  • Напряженный режим использования сушилки для волос, а также возможные повреждения прибора в процессе эксплуатации обуславливают необходимость периодического ремонта мотора и расчески для укладки волос.

    МОССЕРВИС предлагает услуги профессионального ремонта фенов для волос различных брендов и моделей:

    • легкой степени - замена насадок, сетевого шнура, очистка и смазка отдельных деталей и узлов;
    • средней степени - с полной разборкой устройства (заменой щеток электродвигателя, выключателя, диодов, сгоревших сопротивлений);
    • сложный - замена электронагревателя, трансформаторов, электродвигателя, термопар.

    Ремонт фена в Москве необходим при наличии запаха гари, искрения, отсутствии нагрева воздушной струи, слабом вращении вентилятора, а также если не работает расческа в фене и существуют другие проблемы с использованием устройства. Профессиональные специалисты способны грамотно устранить любую неисправность в течение короткого времени. Мастерская Моссервис не рекомендует производить ремонт бытовой техники своими руками, доверьтесь нашим профессиональным мастерам!

    Прайс-лист по ремонту фенов**
    Наименование видов работ Стоимость услуг
    1 Диагностика* 600 руб.
    2 Чистка, профилактика от 600 руб.
    3 Замена термопредохранителя от 1000 руб.
    4 Замена крыльчатки от 800 руб.
    5 Ремонт нагревательного элемента (спираль/ головка) от 1000 руб.
    6 Замена нагревательного элемента от 1200 руб.
    7 Ремонт блока переключателей от 1000 руб.
    8 Замена блока переключателей от 1200 руб.
    9 Ремонт мотора от 800 руб.
    10 Замена мотора от 1000 руб.
    11 Ремонт электроники от 1000 руб.
    12 Ремонт электронного модуля от 1200 руб.
    13 Замена электронного модуля от 1200 руб.

    *диагностика входит в стоимость ремонта

    *данное предложение не является публичной офертой

    Почему мы?

    Сервисный центр МОССЕРВИС предлагает услуги по ремонту бытовой техники по привлекательным ценам в Москве и области. Наши мастера используют в своей работе только оригинальные комплектующие и запчасти из Италии, США и Германии - Вы можете не сомневаться в качестве и надежности оказанных услуг, а так же в наших выгодных ценах.

    Принимая решение отремонтировать расческу в фене для волос, заменить щетки электродвигателя и устранить другие поломки в МОССЕРВИС, Вы получаете гарантированно эффективный результат и оперативный выезд мастера на дом в любой день недели с 9 часов утра до 10 вечера. За 20 лет работы мы накопили огромный опыт в восстановлении различной бытовой техники и заняли позиции лидера в данной сфере. Заказывайте услугу онлайн или свяжитесь с нами по указанным на сайте телефонам. После осуществления ремонта бытовых прибором наш сервис дает гарантию на выполненные работы.

    Без преувеличения можно сказать, что фен живёт сегодня в каждом доме. Этот мягко жужжащий аксессуар, дующий тёплым воздухом, навсегда вошёл в женский арсенал, стал предметом первой необходимости и используется не только для сушки волос, но также для укладки и создания определённых стилей причёски. Однако иногда наступает момент, когда внутри фена что-то начинает безобразно хрустеть, волна тёплого бриза превращается в северный ветер, а внутренний голос настойчиво подсказывает, что нужна срочная починка.

    Конструкция фена для сушки волос

    Принципиальное устройство всех фенов можно считать идентичным. Разобраться с ним под силу каждому человеку, владеющему отвёрткой и базовыми школьными знаниями об электротехнике.

    Каждый фен состоит из четырёх основных частей:

    1. Электромотор. Двигатели бывают нескольких видов - на 12, 24 или 36 вольт. Это сделано для того, чтобы обезопасить пользователя. Ток из сети имеет напряжение 220 В и является опасным для здоровья человека. При помощи электронной схемы происходит понижение напряжения, благодаря чему крыльчатка, нагнетающая воздух к соплу, работает от небольшого мотора постоянного тока, который абсолютно безопасен для человека.

      Фен работает от электродвигателя, к которому подаётся пониженное питание из соображений безопасности

    2. Вентилятор. Его задачей является создание воздушного потока. В корпусе фена проделаны специальные отверстия, через которые крыльчатка всасывает воздух и направляет его в нужном направлении. Обычно пропеллер выполнен из пластика и вращается на металлическом стержне, который служить ему осью. С одной стороны ось соединена с электромотором, с другой - крепится к опоре, снабжённой скользящей втулкой.

      Крыльчатка забирает воздух через щели в корпусе фена и гонит его в сторону сопла

    3. Нагревательный элемент. Как правило, это спираль из нихрома. При подаче тока она начинает раскаляться и нагревать проходящий воздух до нужной температуры. В хорошем фене спираль рассчитана так, чтобы нагретый воздух не пережигал волосы, т. е. температура его не превышала 50–60 o C.

      В продвинутых моделях фенов установлено несколько спиралей для обеспечения работы устройства в двух или трёх режимах нагрева

    4. Электронная схема. Служит для преобразования тока и регулировки режимов работы прибора. При помощи клавиш, расположенных на корпусе фена, можно отключать или подключать спираль, повышать или понижать скорость воздушного потока.

    Следует отметить, что эффективность прибора в целом зависит от слаженности работы всех конструктивных компонентов. Если, например, воздушный канал забит и скорость потока замедлена, спираль обязательно начнёт перегреваться, а это повлечёт либо выход её из строя, либо повышенную температуру исходящего потока. Нарушение работы электронной схемы может привести к падению напряжения на электромоторе, вследствие чего фен будет работать не в полную мощность.

    Первое упоминание о фене связано с именем французского парикмахера Годфруа (A. Godenfroy). Именно он в 1888 г. предложил своим клиентам сушить волосы при помощи запатентованного устройства, работающего от «любого источника тепла». В 1908 году известная берлинская электротехническая фирма AEG зарегистрировала торговую марку «Фён», что в переводе с немецкого означало «тёплый альпийский ветерок». Первые приборы были довольно громоздкими и тяжёлыми, корпус состоял из металлического кожуха и весил около 2 кг.

    Прототипы современного фена были большими и тяжёлыми

    Возможные неисправности фена и их устранение

    К сожалению, техника имеет свойство ломаться. И часто - в самый неподходящий момент. Даже дорогие модели, выпускаемые уважаемыми фирмами, могут выйти из строя. Причиной этого может стать как несоблюдение правил эксплуатации, так и независящие от человека факторы. Например, скачки напряжения в сети, играющие дети или домашние животные, у которых режутся зубы. Ситуации бывают разные, но в любом случае не стоит экстренно бежать в магазин за покупкой нового прибора. Возможно, разобравшись в причине поломки поближе, можно восстановить нормальную работу фена без посторонней помощи, своими руками.

    Нижеследующая информация о ремонте не относится к моделям нового поколения, оснащённым ионизаторами воздуха и инфракрасными излучателями. Устройство таких фенов значительно сложнее, ремонтировать в домашних условиях их не рекомендуется.

    Отсутствие питания

    При возникновении неполадок в работе прежде всего нужно обратить внимание на состояние сетевого шнура и провести его визуальный осмотр. Он не должен греться во время работы. Если на нём есть какие-либо повреждения изоляции, переломы или вздутия, нужно проверить, поступает ли ток к прибору.

    Фен может не включаться из-за повреждения изоляции кабеля

    Для этого нужно:

    1. Разобрать корпус и при помощи индикатора напряжения протестировать контакты питания внутри фена. Для разборки требуется найти и открутить все винты на кожухе. Иногда кроме них применяются защёлки - их нужно аккуратно разъединить так, чтобы не поломать хрупкую пластмассу. В некоторых моделях шурупы закрыты декоративными заглушками или наклейками. В таком случае их осторожно снимают, подцепив отвёрткой за край. Перед тем как разбирать фен, не забудьте отключить его от сети, выдернув шнур из розетки .

      Открутив все винты, нужно осторожно поддеть пластмассовые заглушки и разъединить корпус

    2. Далее провода идут к кнопке включения. Нужно проверить, чтобы переключатель свободно двигался, не был забит посторонним мусором или слипшейся пылью. Если контакты работают исправно, их цвет будет ровным, без признаков обугливания. Перегретая медь из жёлтой становится тёмно-синей, что является признаком неправильной работы.

      Необходимо проверить все контакты на обугливание или на изменение цвета, которое также является признаком неправильной работы цепи питания

    3. В случае обнаружения повреждений контакты нужно зачистить ножом или наждачной бумагой, но ни в коем случае не влажной тканью. Иногда этого достаточно, чтобы восстановить нормальную работу прибора.

      Включить прибор на несколько секунд в сеть. При этом клавиша включения должна быть в положении «Выкл.» или Off. Для проверки наличия напряжения поднести индикатор обеим клеммам кнопки.

      Если на проверяемом контакте есть «фаза», лампочка индикатора загорится

    Лучшим решением проблемы повреждённого шнура питания будет замена его на новый. Но если заменить кабель возможности нет, можно выйти из положения, зачистив «плохие» контакты и соединив их при помощи скрутки. Место соединения нужно тщательно заизолировать диэлектрической липкой лентой.

    Если вы устранили повреждение шнура питания, соединив провода вскрутку, обязательно обмотайте открытое место изолентой

    Если проблема в кнопке, её нужно почистить и подтянуть винты крепления клемм. В крайнем случае можно временно отключить кнопку, соединив провода напрямую. В этом случае мотор будет включаться сразу после подсоединения шнура к розетке.

    Если кнопка управления феном вышла из строя, до приобретения новой детали провода можно соединить напрямую, правда, при этом некоторые режимы прибора перестанут работать

    Не работает вентилятор

    Самая распространённая причина остановки вентилятора - волосы. Во время работы фен затягивает мелкие волоски внутрь и они наматываются на ось пропеллера. Со временем вращение затормаживается и в конце концов прекращается вообще. Очевидно, что лучше периодически чистить вентилятор и не доводить ситуацию до критической. Тем более что сделать это легко - пинцетом или небольшой щёткой извлечь волоски из крыльчатки не составит большого труда.

    Снаружи можно почистить отверстия для забора воздуха, а для того чтобы добраться до вентилятора, нужно разобрать корпус

    Критерием нормальной работы вентилятора служит свободное вращение пропеллера на оси двигателя.

    Если ситуация повторяется часто, нужно внимательно обследовать обратную сторону воздушной трубы. Возможно, повреждена решётка воздухозаборника и через неё проникает слишком много посторонних предметов. Выйти из положения можно, наклеив на решётку москитную сетку или марлю, но держаться она должна прочно, чтобы её не засосало внутрь. В некоторых моделях предусмотрен входной воздушный фильтр. Возможно, пришло время его почистить или заменить.

    Фильтр расположен в задней части фена, со стороны воздухозаборника

    Исходящий воздух не нагревается

    Спираль является одним из самых уязвимых мест всех фенов. Несмотря на то, что современные нагревательные элементы достаточно надёжны, на них сильно влияет исправное состояние всех других конструктивных элементов. Хорошо, если в приборе предусмотрено автоматическое отключение спирали при перегреве. Если же нет, то сгореть она может если, к примеру, забился пропеллер или неисправен электромотор. Первым признаком превышения нагрузки на спираль служит характерный запах гари, который возникает при работе фена.

    Запах может сохраняться и после отключения прибора, что говорит о необходимости проверки исправности электромотора.

    Другим косвенным свидетельством чрезмерного нагрева спирали может служить высокая температура корпуса. Нагреваться он не должен. Аномальное повышение температуры свидетельствует о неисправности.

    При перегреве нагревательная спираль разрывается

    Ремонт нагревательного элемента также начинается с разборки фена. Чаще всего разрыв виден невооружённым глазом. Если повреждение не носит тотальный характер (оплавление больших участков или разрывы в нескольких местах), устранить его несложно. Нужно лишь снова соединить концы спирали. Лучше всего, конечно, их спаять, но если специальных навыков нет, можно жёстко скрутить, сжав соединение плоскогубцами. Так как нихромовая проволока довольно тонкая, при включении на стыке образуется микроэлектрическая дуга и концы спирали свариваются.

    Важно не только восстановить целостность нагревателя, но и определить причину, приведшую к перегреву. Иначе очень скоро всё повторится. Если вскрытие показало, что спираль повреждена в нескольких местах, лучше заменить её целиком. При этом подбирать нагревательный элемент нужно той же фирмы-производителя, что и фен.

    Интересно, что возникнув как парикмахерский аксессуар, фен вскоре нашёл применение в таких отраслях хозяйства, как строительство и электромонтажная пайка. Технические фены применяются во многих процессах обработки строительных материалов, для ускорения процесса просушки, нагрева клеевых составов, термоусадочных трубок и т. д. Сегодня даже для розжига углей в мангале применяют специальный высокотемпературный фен.

    Видео: разборка и ремонт фена Maxwell

    Проблемы с электродвигателем

    Двигатель предназначен для вращения вентилятора. Обычно в хорошем фене есть клавиша переключения скоростей, при помощи которой выбирается оптимальный режим подачи воздуха. Управление происходит за счёт изменения силы тока, подаваемой на двигатель. Для этого внутри корпуса расположена электронная схема, которая тоже, кстати, может выйти из строя.

    Электропривод вентилятора фена обеспечивает его вращение на разных скоростях в зависимости от выбранного режима работы

    Характерными признаками испорченного мотора являются треск при включении и неравномерность работы. Сухие разряды возникают вследствие пробоя изоляции обмоток. Иногда слышен гул внутри прибора, но вентилятор не вращается. Возможно появление запаха горелой проводки.

    Двигатель постоянного тока имеет несколько обмоток, обрыв которых является самой частой причиной выхода его из строя

    Ремонт двигателя в домашних условиях достаточно затруднён. Это связано с его малыми размерами и необходимостью применения специальных приборов для диагностики. Если же сгорели обмотки якоря, то перемотать их можно, только используя специальные приспособления. Гораздо легче просто заменить испорченную деталь. Тут нужно лишь аккуратно извлечь старый мотор, а на его место вмонтировать новый.

    Видео: как разобрать и отремонтировать фен Scarlett

    Неполадки блока управления

    Работа всех узлов внутри фена взаимосвязана. И основным координирующим звеном является электронный блок управления. Кроме трансформации переменного тока в постоянный он осуществляет изменение режимов работы мотора, регулирует степень накала спирали. Схема относительно несложная, но профессионально разобраться в ней может лишь специалист.

    Электронная схема расположена возле кнопок управления внутри рукоятки

    Из-за перепадов напряжения в сети, нарушения правил эксплуатации или попадания влаги на электронную плату может возникнуть нарушение нормальной работы блока. Визуально это выражается в изменении внешнего вида деталей. Конденсаторы деформируются, вздуваются. Сопротивления (резисторы) темнеют и обугливаются. Соединительные дорожки на печатной плате могут оплавиться и разорваться. При наличии запасных радиодеталей и паяльного оборудования можно произвести замену и восстановить работу электроники. Но можно заменить блок и целиком.

    Для ремонта электронной платы необходимо иметь специальные приборы и квалификацию

    Если говорить о порядке диагностики сломавшегося прибора, то её следует проводить по принципу «от простого к сложному». Это значит, что вначале нужно осмотреть механическую часть (шнур, кнопки, крыльчатку). Затем - электрическую, проверить целостность соединительных проводов, контакты и клеммы, работу электродвигателя и спирали. И, наконец, провести ревизию электроники - блока управления, других систем и блокировок. Если осмотр микросхемы не дал вразумительных результатов, её проверяют при помощи тестера.

    Видео: диагностика и ремонт фена

    Как снять крыльчатку вентилятора

    Зачастую в фенах повреждаются лопасти крыльчатки. Это происходит постепенно, по мере накопления постороннего мусора, затягиваемого воздушным потоком через сепаратор. Однажды количество инородных помех превышает критическое состояние и лопасти трескаются. Происходит это во время включения прибора, когда мотор набирает обороты и вращательное усилие становится максимальным.

    По мере накопления мусора и пыли внутри фена лопасти вентилятора испытывают всё большее сопротивление при вращении и, наконец, ломаются

    Первым признаком сломанной крыльчатки является появление вибрации. Кроме этого, можно услышать, как трещат осколки пластика внутри корпуса. Если такое случилось, крыльчатка подлежит замене. Нужно снять защитный кожух, внимательно осмотреть устройство крепления пропеллера к мотору. В разных моделях соединения бывают разными. Но принцип, как правило, один - ось крыльчатки напрессована на привод электромотора. В большинстве случаев её несложно снять, осторожно поддев отвёрткой. Иногда для этого нужно извлечь мотор с пропеллером из корпуса и уже после этого отсоединить лопасти.

    Все ремонтные работы проводятся только при отключённом питании бытовой техники. Это лучшая гарантия безопасности. Если фен находится на гарантийном обслуживании, все текущие проблемы целесообразнее решать в специализированных организациях. Самостоятельный ремонт и неправильная эксплуатация отменяет гарантийные обязательства производителя. Прежде чем использовать прибор, нелишним будет внимательно ознакомиться с рекомендациями предприятия-производителя.

    Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

    Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

    Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

    В изложенной теме будет дано пояснение:

    • электрической схеме строительного фена;
    • принципу работы строительного фена;
    • возможным причинам неисправности;
    • устранению данных неисправностей.

    Электрическая схема строительного фена

    Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

    Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

    Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

    Электрическая схема состоит из следующих элементов:

    • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
    • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
    • тумблера отключения ТЭНов — К3;
    • электродвигателя \вентилятора\ — М;
    • конденсатора — С;
    • ТЭНов — R\ТЭН\;
    • диодов — VD1, VD2.

    Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

    Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

    Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

    Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

    ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

    Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

    Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

    В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

    • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
    • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

    При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

    • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
    • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

    При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

    Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

    Неисправности строительного фена

    Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

    1. диодов;
    2. конденсаторов.

    Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

    Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

    К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

    • окисление контактов тумблера температурного управления;
    • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
    • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
    • разрыв провода в сетевом кабеле;
    • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

    Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

    При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

    При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

    • от анода к катоду;
    • от катода к аноду.

    Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

    С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

    1. количество витков в обмотке статора;
    2. сечение медного провода.

    Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

    Диагностика и ремонт-строительного фена

    Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

    Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

    • пылесоса;
    • строительного фена,

    — ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

    Электродвигатель строительного фена

    Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

    асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

    Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

    В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

    Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

    Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

    диагностика обмоток статора электродвигателя

    На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

    В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

    Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

    Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

    Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

    износ пластин коллектора

    Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

    В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

    Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

    При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

    Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

    Как выглядит и для чего необходим фен — знает каждый. Они бывают бытовые, строительные, производственные, работают практически по одному и тому же принципу, добавляют некий комфорт в быту и позволяют более качественно и быстро завершить ремонтные работы. Но к сожалению, в процессе эксплуатации они могут сломаться. Мы с вами разберем ремонт фена для волос, поскольку иногда модель настолько нравится и обошлась дорого, что не очень хочется отправляться за покупкой нового прибора.

    Конструкция фена

    Данное устройство используется для сушки, а также укладки волос. Состоит он из следующих конструктивных деталей:

    • Двигатель;
    • Нагревательная деталь — ТЭН;
    • Вентилятор;
    • Термозащита;
    • Регуляторы (обороты вентилятора, температуры и прочее);
    • Кабель питания.

    Важно! Частая причина поломки самой разной бытовой техники — нестабильность потока электричества в сети. Чтобы вам не пришлось снова в дальнейшем ремонтировать фен или покупать более дорогое оборудование — холодильник, стиральную или сушильную машину, воспользуйтесь нашими советами и .

    Принцип работы

    Принцип действия обыкновенного фена основан на низковольтном коллекторном двигателе, который работает на постоянном токе:

    • Для того чтобы устройство имело возможность включиться, в конструкции применяется специальная понижающая спираль способствующая падению напряжения до нужного уровня. Установлена она внутри ТЭНа.
    • С помощью диодного моста напряжение в фене выпрямляется. На двигателе расположен металлический вал, на который насаживают вентилятор. Вентилятор может быть сконструирован из двух, трех либо же четырех лопастей.
    • ТЭН электрического фена выполнен в форме спирали с нихромовой ниткой. Намотана она на несгораемую основу, что повышает безопасность во время использования приспособления. При подключении к сети спираль из нихрома начинает нагреваться, а вентилятор, который установлен на ней, выдувает теплый воздух непосредственно из корпуса фена.
    • Дабы защитить фен от перегрева применяется регулятор температуры (настраивается во время работы), а также термостат.
    • Помимо этого, в каждом фене установлена функция “холодного ветра” — при ее нажатии спираль перестает нагреваться, работать остается только двигатель и вентилятор, именно поэтому из носика дует прохладный воздух.

    Важно! Необходимо отметить, что термостат имеется не у всех моделей техники. Предназначен он для контроля нагрева блока вместе с нихромом во время длительной работы устройства. Например, им можете быть стационарный профессиональный фен, который используется в парикмахерских. В момент, когда спираль нагревается до максимальной температуры, термостат выключает питание. После того, как спираль остынет, контакты включаются вновь.

    Поломки

    Часто встречаемые неисправности фенов Bosch, Valera, Skil, Scarlett и остальных перечислены ниже. Узнав причину неисправности, гораздо легче выполнить ремонт фена для волос своими руками.

    Пахнет чем-то горелым

    Запах может исходить от спирали, на которую на которую вполне могли попасть волосы в результате небрежного обращения или во время сгорания внутренних деталей схемы.

    Не включается фен

    Причина может крыться в поломке двигателя, проблеме шнура питания, отсутствии в электросети напряжения.

    Снизилась работоспособность

    От чистоты фильтра, который установлен позади корпуса, зависит мощность работоспособности устройства. Если он будет забит мусором, то устройство начнет работать с гораздо меньшей эффективностью.

    Вентилятор достаточно медленно вращается

    Наиболее вероятно, ему просто что-либо мешает.

    Фен Braun, Philips или Rowenta не греется

    Имеют место быть несколько причин, происходит это потому что:

    • кнопка холодного воздуха заблокирована;
    • сломалась спираль;
    • схема повреждена;
    • термостат не работает.

    Разборка

    Прежде чем начать ремонт фена своими руками, необходимо знать, как собственноручно разобрать фен Parlux, Saturn, Moser либо же Jaguar. В этом деле нет ничего сверхсложного, потребуется всего-навсего отвертка и инструкция:

    • На задней стороне корпуса располагаются два болта. Их необходимо открутить и аккуратно достать.

    Важно! В определенных случаях их может быть больше, обязательно проследите за тем, дабы были изъяты все крепления.

    • Параллельно можете также снять крышку верхней панели, под которой находится вентилятор. Чаще всего она просто прижата к самому корпусу, поэтому без проблем достается, если ее поддеть плоской отверткой.
    • Под верхней панелью корпуса располагается переключатель режимов, кнопка холодного воздуха. Также на панели имеется несколько проводов, которые нужны для подключения к контактам схемы. Чтобы продолжить разборку, их необходимо будет снять.
    • Теперь вы можете достать спираль из самой головки фена. Нужно действовать крайне аккуратно, в противном случае — она может разбиться.

    Важно! Доставайте исключительно после того, как точно будете уверены, что сняли абсолютно все крепления.

    • Под самой спиралью, соответственно, располагается мотор. Как правило, необходимости его доставать нет, так как практически все неполадки будут видны сразу на месте подсоединения двигателя к контактам ТЭНа. Исключением будет только потребность замены детали — в таком же случае ремонт производится основательный.

    Ремонт

    Рассмотрим, как отремонтировать фен для волос Babyliss, Bosh, Remington и остальных торговых марок в домашних условиях:

    • Главное, что необходимо произвести, — это очистить вентилятор, а также вал двигателя от попавших на них волос. Их собирается там достаточно большое количество даже спустя несколько недель или месяцев активного использования. Для этого необходимо снять заднюю верхнюю панель, а затем разрезать волосы, после этого просто удалить при помощи пинцета или пальцев. о

    Важно! Ни при каких обстоятельствах не протирайте запчасти влажной тряпкой, потому как это повредит контакты. Очищать детали от волос нужно в любом случае, вне зависимости от проблемы.

    • Когда пахнет горелым, нужно произвести замену или ремонт фильтра и спирали. Их можно очистить с помощью мягкой сухой щетки. Просто протрите ею зубчики ТЭНа, а затем прочистите фильтр.

    Важно! Обязательно следите за тем, чтобы контакты не сломались во время очистки.

    • Если фен не включается, то сразу же надо проверить кабель питания. Как правило, он переламывается у самого основания, потому как в процессе использования фен множество раз вращается в разнообразные стороны по своим осям. Если с проводом все нормально, то проверьте контакты на самой спирали. Их вполне может быть 2, 3 и даже 4. Когда устройство ударяется или падает, они иногда отпаиваются, вследствие чего питание двигателя прекращается.
    • Когда поломка связана с вентилятором, отремонтировать устройство невероятно просто. Первым делом проверьте, целы ли лопасти. Само собой от их состояния работоспособность не слишком сильно измениться, но если замечены зазубрины или трещины, то лучше сразу же заменить пропеллер. После пропеллера осмотрите вал. Случается так, что в носик фена попадают мелкие детали либо же другой мусор, который блокируют вал, вследствие чего он начинает медленно вращаться.

    Важно! Если в ходе разборки прибора и его диагностики выяснилось, что покупка неисправных деталей обойдется дорого, а вся починка отнимет очень много времени, придется пойти другим путем — купить новый фен. В этом случае разобраться в подходящих моделях и видах, а также поэкспериментировать со своим образом вам поможет информация из наших статей:

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»