План олимпиадного и конкурсного движения в школе. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Олимпиадное движение (как форма организации обучения) - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели - подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к творчеству).

Олимпиадное движение в вузе можно рассматривать как составную часть элитарного образования, которое для одарённых детей Шпаревой Г.Т. определено как «наиболее технологичная и подвижная часть культуры, активизирующая процесс взращивания многопрофильной элиты и выступающая как система отбора, обучения и развития одарённых детей. Оно обеспечивает формирование инновационной культуры человека как стратегического ресурса нового века и оптимизирует соотношение традиций и обновления в любом виде деятельности» . При этом элитарность понимается не как ограничения по участию в олимпиадном движении, а как предоставление каждому обучающемуся возможность проявить себя в творчестве и стать членом интеллектуальной элиты страны, определяющей её инновационное развитие.

В процессе проектирования олимпиадного движения целью является подготовка в системе высшего профессионального образования, прежде всего конкурентоспособной личности.

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию академической активности и творческих профессиональных компетенций:

1. Адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся как участник включается в творческий коллективный процесс по решению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет специфику поведения и профессиональной деятельности, задаёт вектор творческого саморазвития будущего инженера.

3. Обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков.

4. Воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и прежде всего через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция предполагает анализ собственной теоретической подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.

Олимпиадное движение - это специфическая реальность, рассматриваемая как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Студенты, осуществляющие «производство» собственных мыслей в условиях олимпиадного движения, оформление их в слова через сотрудничество и соперничество, переживают состояние творца - создателя нового, состояние открытия, инсайта.

В образовательном процессе олимпиадное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной среды.

Образование опосредуется потребностями человека, которые целенаправленно удовлетворяют в образовательном процессе. В олимпиадном движении интегрируются познавательные и социальные потребности человека с целью становления профессиональных компетенций. Специфика олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.

Олимпиадное движение в высшей школе выступает как один из специально контролируемых и организованных процессов приобщения студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально-ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств.

Рассматривая, олимпиадное движение как элитарное образование, нельзя не согласится с тезисом о том, что оно состоит не только в особом функционировании «отдельных модулей (научно-методологического, практико-педагогического, акмеологического, финансово-экономического, материально-технического, информационно-издательского, административного), но и в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию когнитивной и личностной парадигм образования при сохранении организационной, содержательной, технологической преемственности педагогического процесса на всех его этапах».

В олимпиадном движении реализуются процессы, которые можно положить в основу организации инновационного образовательного процесса:

1. Развивается понимание личностной ценности других людей и возможности учёта их мировоззрения при совместном решении профессиональных творческих задач;

2. Развиваются познавательные способности с выходом на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности и создаётся нацеленность на непрерывное образование;

3. Творческие способности развиваются при выполнении реальных проектов;

4. Обучающиеся получают возможность вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.

На наш взгляд, олимпиадное движение как форма организации обучения прежде всего нацелена на подготовку творчески саморазвивающейся личности. Мы согласны с В.И. Андреевым, что творчески саморазвивающаяся личность - это «личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации всё более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение "самости", среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая реализация» .

Мы рассматриваем олимпиадное движение как элемент сознательного управления академической активностью и творческой деятельностью. При этом мы опираемся на мысль Я.А. Пономарёва о том, что «до последнего времени задача обучения творческому мышлению оставалась по существу не более чем хорошим пожеланием и реализовалась в очень ограниченной степени, главным образом за счёт отдельных чисто эмпирических находок. Но и эти находки, как правило, не поддавались должному обобщению и систематизации, а потому и не внедрялись в обучение. Сейчас картина начинает меняться.

По нашему мнению, специально-организованная познавательная деятельность в виде участия в олимпиадном движении имеет естественные и многогранные связи с повседневной производственной деятельностью специалиста и интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений, т.е. предоставляет возможность выбора профессиональной деятельности на уровне удовлетворения мотивации самоактуализации. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпиадное движение оказывает мощное воздействие на становление и развитие личности в соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) третьего поколения.

В олимпиадном движении разрешается противоречие между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью» (К. Маркс). Подлинно творческой, свободной является деятельность внутренне необходимая человеку, выражающая его внутренние стремления к творчеству в профессиональной области, и протекающая в русле специально организованных условиях в образовательном учреждении. Ценность участия в олимпиадном движении заключается в том, что совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения; выражения эмоций и чувств; развития духовной культуры и интеллекта; реализации креативности; полифункционального назначения; взаимопонимания между людьми, что мы и называем академической активностью. Предполагается, что студент будет последовательно переходить от этапа предметных олимпиад - к конкурсам по специальности, затем к научной работе (что может быть отражено участием в конкурсе выпускных квалификационных работ).

Олимпиадное движение как элемент полидисциплинарной, многоступенчатой системы образования, имеющий возможность сочетания административного и инициативного способов трансляции позитивного опыта, способно нейтрализовать негативный опыт, влияющий на социализацию молодёжи.

Олимпиадное движение обеспечивает социализацию личности с целью обеспечения её функционирования в обществе и инновационных процессах на производстве в качестве полноправного члена через определение не только системы профессиональных знаний, но и знаний, норм, ценностей, составляющих культуру современного общества. Эффективность процесса социализации с позиций креативной деятельности обеспечивается, с одной стороны, общественными установками на признание инновационного характера развития производства, с другой - личными мотивациями обучающегося. Опыт активного обучения посредством участия в олимпиадном движении подтверждает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в условиях традиционного обучения:

1. Формирование профессионально-ориентированной мотивации к учебной деятельности;

2. Выработка системного мышления специалиста, подразумевающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

3. Приобретение навыка коллективной мыслительной и практической работы, формирование навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу;

4. Развитие творческого потенциала личности.

Таким образом, анализ эффективности олимпиадного движения подтверждает тезис о том, что включение олимпиадного движения в систему высшего профессионального образования, как формы организации обучения способствует развитию креативности обучающихся и формированию творческих профессиональных компетенций специалиста, готового к эффективной деятельности в условиях становления инновационной экономики России. Достижение таких результатов возможно при условии глубокой методической проработки процессов развития креативности и формирования творческих профессиональных компетенций в условиях олимпиадного движения.

Моя сегодняшняя работа продиктована реалией времени, когда мы включились в реализацию проекта «Одаренные дети».

В апреле 2017 года мне посчастливилось со своей ученицей 11 класса стать участником Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, которая проходила в городе Смоленске.

В моей педагогической деятельности это был первый опыт участия в олимпиаде такого уровня. В ходе общения с руководителями делегаций, лекций и круглых столов, анализа олимпиадных заданий я приобрела некоторый опыт работы с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиаде.

И сейчас, когда проходит муниципальный этап предметных олимпиад, хочется еще раз поговорить о развитии олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность - ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность - способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в предметных олимпиадах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.

Когда в сентябре начался школьный этап предметных олимпиад, многие учителя сетовали на то, что это очень рано после летних каникул, не принимая во внимание тот факт, что подготовка к олимпиаде- это не повторение изученного школьного материала, а кропотливая работа изо дня в день, начиная с начальной школы, над расширением знаний в области предмета, выходящих за рамки школьной программы.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.

Участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде?

Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку (любого уровня) должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса.

В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе.

Школьникам для успешного выступления в олимпиадах требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего, потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям, решениям тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Выявлять наиболее одаренных и заинтересованных школьников и их родителей необходимо через:

Наблюдения в ходе уроков;

Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Очень важным моментом в подготовке является создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

Реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

Уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

Как спланировать работу?

При планировании работы с группой школьников избегать формализма и излишней заорганизованности;

Оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

Предусмотреть возможность отдыха, релаксации;

Применять различные формы индивидуальной и парной работы.

Работать в Интернете

Общаться дистанционно

Участвовать в интенсивных школах и т.д.

    учитывать особенности работы по некоторым разделам русского языка.

Олимпиада для школьников рассчитана на проверку знаний всей системы языка, поэтому задания включают и проверку собственно знаний по словообразованию и морфологии и синтаксису и, естественно, лексики. С одной стороны, школьникам необходимо продемонстрировать знания, например, в области словообразования, с другой стороны, важно проявить умение видеть типичные формы и исторические изменения.

Характер заданий.

1. Знание современного и исторического морфемного членения слова. Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

2. Особенно интересными, но и непростыми являются задания «проблемного» характера: например, задания на проверку знаний в области исторической орфоэпии языка. Учащиеся должны сопоставить языковые факты (фрагменты стихотворений) с целью выявления территориальных особенностей произношения (например, петербургского и московского); по принадлежности автора к той или иной территории учащиеся должны сделать вывод о различии. Задания такого типа проверяют умение сопоставлять и анализировать языковые факты.

3. Задания на выявление исторических чередований являются обязательными в любом туре олимпиады, так как направлены на проверку орфографической зоркости школьника. Здесь, на мой взгляд, очень продуктивным при подготовке является прием «Лови ошибку».

4. Задания на знание семантики устаревших слов проверяют чутье школьника в области русской словесности. Прежде всего, задания данного типа опираются на тексты художественной литературы разных эпох и учащиеся должны показать знания не только в области языка, но и литературы. При этом участники должны показать знание и семантической системы современного русского литературного языка.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

5. Задания по фразеологии. Они занимают особое место в олимпиаде и посвящены проверке общей эрудиции школьников. Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

6. Задание на знание исторического написания слов являются одними из самых актуальных, поскольку указывают, помимо собственно лингвистических причин, на внелингвистические факторы изменения графики: это процессы, происходящие в обществе и влияющие на смену алфавита, в частности, участие властей в формировании русской графики и орфографии.

7. Участники олимпиады должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения , при этом они должны отметить, что некоторые буквы, включенные в алфавит в определенный исторический период, становятся отражением влияния культуры и языка другой страны.

8. Задания, связанные с сопоставлением лингвистических фактов в диахроническом аспекте, нацелены также и на знание межкультурной коммуникации.

Хочу вам продемонстрировать некоторые задания заключительного этапа олимпиады для учеников 9 класса. Фотография была сделана с экрана при анализе выполнения заданий соревновательных туров

Известный лингвист В.В. Виноградов говорил: «Слова, идеи и вещи должны изучаться как аналогические и взаимодействующие ряды явлений».

При анализе различных источников по развитию олимпиадного движения мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов.

    Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

2. Высокая мотивация обучения.

В п. 12. ФЗ «Об образовании» говорится: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников.

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников.

Поступление в престижное учебное заведение, на примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах является достаточной мотивацией для занятий.

Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

3. Продуманность и систематичность занятий

В заключении хочу сделать некоторые выводы о путях повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения рейтинга учебного заведения, в части результативности выступления обучающихся в предметных олимпиадах:

Организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года.

Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам.

Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам.

Привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.

Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка и сопровождает его во время этого пути.

Закончить хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Творческих всем успехов, рождения новых талантов и гениев и высоких результатов!

Это первая часть главы "Мой взгляд на олимпиадное движение, методы работы " научного руководителя сайт, учителя физики и астрономии высшей категории г. Бобруйска Владимира Грабцевича из его Методического пособия для подготовки к олимпиаде по физике .

  1. Актуальность проблемы.
  2. Олимпиадное движение в системе образования.
  3. Олимпиадное движение в школе.
  4. Вовлечение в олимпиадное движение.
  5. Практические рекомендации.

1. Актуальность проблемы

Выбор профессии для молодого человека одна из важнейших задач, которую он решает с переменным успехом. Интерес к будущей профессии зарождается в школьные годы. В этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности . Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования . В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования . Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир ». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

2. Олимпиадное движение в системе образования

Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в Беларуси проводятся школьные, городские (районные), областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике. Уровень республиканских олимпиад достаточно высок. Высокий уровень республиканской олимпиады требует, чтобы и олимпиады менее высокого ранга содержали достаточно сложные и оригинальные задания. Иначе не возможно будет сформировать команду способную успешно конкурировать на различных этапах олимпиад. Сложность и оригинальность задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах.

Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?

  • у нашей молодежи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом.
  • выпускной экзамен по физике не является обязательным, это приводит к значительному снижению знаний по этому предмету у выпускников школ. Физика — предмет по выбору. Например, в США физика обязательный предмет.
  • участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания молодых людей. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.

3. Олимпиадное движение в школе

Физика в школе изучается с 7 класса , а серьезное участие в олимпиаде (городской, районный тур) начинается с 9 класса . Следовательно, возникший разрыв необходимо устранить на школьном уровне. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.

Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей : материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. д. Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.

2-й тип — это задачи, приближенные к практике , родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. п. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.

Для решения задач предлагавшихся на наших олимпиадах не требуются сложных математических выкладок. Иначе обстоит дело на международных олимпиадах.

3-й тип — экспериментальные задания . Экспериментальные задания включаются на этапе областных олимпиад. К сожалению, бедность наших физических кабинетов, которые не обновлялись десятки лет, не позволяет качественно повысить знание при решении этого типа задач.

По объективным причинам происходит селекция экспериментальных задач, выполнение задания на простейшем оборудовании (что под рукой). Вместе с тем простота задания и применяемых экспериментальных средств часто оказывается достоинством, а не недостатком. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения , необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Тем не менее, экспериментальные задачи международных олимпиад — это, как правило, обширные экспериментальные исследования, выполняемые на современном оборудовании с использованием современных экспериментальных методик.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 п/п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального образования от «11» августа 2015 года 2010-р (приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по развитию олимпиадного движения на территории на года Наименование мероприятия Краткое содержание мероприятия Сроки реализации Ответственный исполнитель 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития олимпиадного движения в 1 Подготовка проекта приказа «Об Подготовка проекта приказа в сентябрь 1 утверждении Порядка соответствии с приказом проведения регионального этапа Минобрнауки России от 18 ноября года 1252» 2 Подготовка проекта приказа «Об утверждении Порядка проведения региональных олимпиад» 3 Внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие проведение школьного и муниципального этапов 1 Организация и проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке участников заключительного этапа Подготовка проекта приказа в целях совершенствования порядка проведения региональных олимпиад Приведение в соответствие муниципальных нормативных правовых актов в олимпиадного движения сентябрь до 1 сентября 3 4 Ожидаемый результат от реализации мероприятия Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение регионального этапа на территории Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение региональных олимпиад Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение школьного и муниципального этапов на территории 2. Организационно-методическое сопровождение развития олимпиадного движения в Дополнительная углубленная ежегодно в подготовка к участию в период олимпиаде. Привлечение к работе подготовки педагогов-наставников, имеющих сборной Повышение результативности участия обучающихся в заключительном этапе

2 2 Организация и проведение работы по подготовке обучающихся к олимпиадам через дистанционные формы обучения 3 Организация участия одаренных обучающихся Ленинградской в общероссийских летних школах, лагерях, сборах 4 Организация и проведение семинарских занятий с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования 5 Организация и проведение совещаний со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, работниками районных методических служб 6 Проведение совещаний с председателями предметных методических комиссий и членами жюри по вопросам организации и проведения и региональных олимпиад опыт подготовки к олимпиадам, педагогов образовательных организаций высшего образования. Организация и проведение видеоконференций, дистанционных олимпиад, дистанционных консультаций Организация отправки на данные мероприятия Проведение семинарских занятий по вопросам организации и проведения всероссийской олимпиады и региональных олимпиад, обмен опытом Информирование, анализ, подведение итогов проделанной работы, обсуждение вопросов, связанных с поиском эффективных механизмов взаимодействия всех участников олимпиадного движения Информирование, обсуждение вопросов, направленных на повышение качества методического обеспечения олимпиадного движения команды Ленинградской обалсти ежегодно октябрь декабрь март октябрь, май октябрь июнь 5 Дополнительная форма поиска одаренных, увеличение охвата дополнительным образованием; повышение результативности участия в олимпиадах Повышение эффективности участия обучающихся в олимпиадах различного уровня участия обучающихся в муниципальных олимпиадах олимпиадного движения на уровне муниципальных районов (городского округа) Повышение качества составления олимпиадных заданий

3 7 Организация и проведение консультаций для членов жюри и оргкомитетов соответствующих этапов олимпиады 1 Обеспечение психологопедагогического обучающихся - участников заключительного этапа 2 Организация и проведение вебинаров 1 Организация выборочного рецензирования олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов 2 Организация выборочной проверки работ всероссийской олимпиады 3 Мониторинг выполнения требований к проведению школьного, муниципального и Проведение консультаций по вопросам выполнения требований к проведению конкретного этапа олимпиады сентябрь-май 3. Организация психолого-педагогического развития олимпиадного движения в Проведение психологических февраль - тренингов с участниками апрель предметных олимпиад Проведение вебинаров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций по теме: «Организация психологопедагогического олимпиадных команд» Февраль 4. Информационно-аналитическое сопровождение развития олимпиадного движения в Организация проверки и контроля октябрь качества олимпиадных заданий Организация проверки и контроля оценки олимпиадных работ победителей и призеров муниципального этапа олимпиады Создание региональной экспертной группы декабрь ежегодно Соблюдение требований к проведению всероссийской олимпиады на территории Ленинградской Повышение психологической готовности обучающихся к участию в олимпиадах Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Повышение качества составления заданий, их соответствие требованиям альных предметно-методических комиссий Повышение объективности и качества оценки олимпиадных заданий и проведения всероссийской олимпиады на

4 регионального этапов 4 Организация выездов членов оргкомитета олимпиады и предметно-методических комиссий на олимпиады в муниципальные образования (школьный и муниципальный этапы) 5 Расширение информационноаналитического развития олимпиадного движения в Ленинградской 6 Создание ежегодного информационно-аналитического сборника по итогам участия обучающихся Ленинградской во всероссийской олимпиаде и региональных олимпиадах Выезды в муниципальные образования с целью проверки качества организации и проведения предметных олимпиад Модернизация базы данных одаренных, совершенствование информационного обеспечения участников олимпиады (наполнение сайта, более широкое использование возможностей системы электронной регистрации участников олимпиад); создание информационных стендов для участников олимпиад, стендов достижений победителей и призеров; подготовка электронной базы данных олимпиадных заданий; создание линии обратной связи по вопросам участия в олимпиаде Сбор информации по участию во всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам и региональных олимпиадах сентябрьдекабрь до 1 января июль-август территории Ленинградской и проведения школьного и муниципального этапа Использование информационного, в том числе базы данных для выявления и поддержки наиболее одаренных, результативных участников олимпиад. Полное информирование участников олимпиад, улучшение качества организации олимпиадного движения; повышение престижа участия в олимпиадном движении Свободный и быстрый доступ к аналитической информации

5 7 Издание примерного пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней (по материалам предыдущих лет) и размещение их на сервере дистанционного обучения 8 Подготовка и публикация буклетов «Стратегии и поддержка участников олимпиадного движения» 1 Создание стажировочных площадок 2 Организация и проведение проблемных семинаров для учителей предметников по решению задач олимпиадного уровня Сбор и подготовка пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней Представление рекомендаций педагогам до 1 января январь 5. Повышение квалификации организаторов олимпиады, руководителей образовательных организаций, педагогических работников Создание не менее 3-х до 1 января стажирвоочных площадок для обучения членов региональной экспертной группы по вопросам внутреннего мониторинга качества проведения Совместная работа с детьми и учителями на предметных сессиях, введение модуля «Одарённый ребёнок в образовательной системе» (2-6 часов) в программы курсов повышения квалификации школьных учителей. Организация мастер классов учителей предметников, обеспечивающих высокие достижения обучающихся на всероссийском уровне в рамках учебных сборов в е Повышение качества участия обучающихся в олимпиадах различного уровня Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Внутренний мониторинг качества проведения всероссийской олимпиады Повышение уровня подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми

6 3 Организация и проведение круглых столов с участием председателей жюри, педагоговнаставников, сопровождающих участников олимпиады и членов оргкомитета на каждой предметной олимпиаде регионального этапа 4 Организация и проведение встреч с родителями как часть системы работы с одаренными школьниками и талантливыми детьми Информирование, обсуждение вопросов методического обеспечения и организации олимпиад Беседы с родителями одаренных, участие в семинарах и конференциях январь-февраль, методического обеспечения и результативности олимпиадного движения в Ленинградской Повышение результативности участия в олимпиадах, поддержка одаренных 5 Организация повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к результативному участию в предметных олимпиадах 6 Повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций, учителей предметников по вопросам выявления и поддержки одаренных детей 8 Формирование командырегиональных тьюторов Все мероприятия этого раздела нацелены на подготовку педагогов и руководителей к работе с одарёнными детьми, способными выйти на высокие достижения на разных уровнях проведения Курсы повышения квалификации по теме «Одарённый ребёнок в образовательной системе: управление процессом» (72 часа, с дистанционной поддержкой) Привлечение к работе с одарёнными детьми на региональном уровне педагоговтьюторов, имеющих эффективный опыт подготовки учащихся к региональному, заключительному и международному этапам года года года Совершенствование профессиональных компетенций учителей предметников и руководителей школ по вопросам обеспечения эффективного участия обучающихся на всех уровнях Всероссийской олимпиады. Совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Повышение уровня подготовки учащихся, участвующих в олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровней.

7 1 Расширение сотрудничества с муниципальными центрами по работе с одаренными детьми по вопросам развития олимпиадного движения на муниципальном уровне 2 Развитие сотрудничества с вузами и другими образовательными организациями Ленинградской и Санкт-Петербурга в части подготовки и проведения олимпиад олимпиады. Использование возможностей учителей - тьюторов для разработки заданий муниципального уровня. 5. Организация сотрудничества Координационная и информационно-методическая деятельность по выстраиванию системы работы с одаренными детьми, обмен опытом, проведение соответствующих семинаров Привлечение педагогов, имеющих опыт работы по подготовке детей к олимпиадам, для работы на учебно-тренировочных сборах, проведение занятий на вузовских площадках Выявление одаренных, повышение эффективности работы с одаренными школьниками, подготовка к олимпиадам Повышение качества обучения и подготовки к олимпиадам, профессиональная ориентация обучающихся 1 комитет общего и профессионального образования. 2 - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества. 3 - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 4 муниципальные центра по работе с одаренными детьми. 5 - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».


Согласован на заседании МС протокол от Утверждѐн приказом директора от п/п План мероприятий по развитию ного движения МБОУ «Гатчинская СОШ 2» на 2015-2017 годы. Наименование мероприятия 1 Подготовка проектов

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ проведения Всероссийской школьников (ВсОШ) в 2017-2018 учебном году п/п Мероприятие Контрольный результат Срок Ответственные 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО

Методический сайт всероссийской олимпиады школьников www.olymp.apkpro.ru 2015-2016 г.г. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Цветкова М.С. [email protected] Часть 1. Задачи информационного обеспечения ВсОШ Формирование

РОССИЙСКАЯ ОЕДЕРАЦИ5Ч МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г. Калининград Об утверждении плана совместных действий в рамках организации и проведения всероссийской олимпиады школьников

П\п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального от «02» сентября 2014 г. 1802-р (Приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического в на 2014-2020 Мероприятия

Комитет образования и науки Курской области ПОЛОЖЕНИЕ о школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников в Курской области Курск - 2010 Приложение 1 к приказу комитета образования

Отдел образования администрации Саракташского района Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Черноотрожская средняя общеобразовательная школа имени Черномырдина Виктора Степановича» ПРОЕКТ

Приложение 1 к письму Министерства Республики Башкортостан План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие

Всероссийский семинар-совещание организаторов всероссийской олимпиады школьников Организация и проведение всероссийской олимпиады школьников в 2014 году г. Москва 4-5 декабря 2013 г. Нормативное правовое

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие 1. Формирование банка данных «Одаренные дети Республики

Утверждено приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 декабря 2009 г. 695 и от 07 февраля 2011 г. 168 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Администрация Ленинградской области КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ «06» октября 2015 года 2517-р О проведении в 2015-2016 учебном

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Амурская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Муниципальные кластеры школьного

Приложение 1 к приказу Управления образования администрации города Прокопьевска от 30.12. 2016 г. 1166 КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы 372 АВ Шепелев Приказ 403 от 31.08.2016г. План мероприятий «дорожная карта» по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Регион Башкортостан Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Организация опорных центров на

Администра: План работы Лужского по поддержке и развитию одаренных детей на 2017-2018 учебный год Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для выявления и развития талантливых детей

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 11.08.2017 373 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Приложение Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение

Приложение к приказу председателя а по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2018 775 План-график (дорожная карта) по подготовке и проведению государственной итоговой

Приложение 1 к приказу управления образования администрации г. Тулы от 19.01.2015 11-а ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальной олимпиаде младших школьников и учащихся 5-6 классов по общеобразовательным предметам 1.

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в Новосибирской области Школьный этап. В каждом муниципалитете

План научно-методической работы школы по введению и реализации ФГОС ООО и программы развития на 2015 2020 учебный год Методическая тема: Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников Модернизация системы проведения всероссийской предметной олимпиады школьников Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Этапы реализации программы 5 Направления программы 5 Ожидаемые результаты 12 2 Пояснительная записка Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию

Приложение к приказу управления образования администрации Болотнинского района от _27.09.г 169 План мероприятий (дорожная карта) подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

ГБОУ Пушкинский лицей 1500 План работы службы комплекса на / учебный год Основные проблемы 1. Отсутствие единой Программы развития на весь комплекс ГБОУ Пушкинский лицей 1500. 2. Низкое качество обученности

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников по математике, информатике и ИКТ Архангельская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 03.03. 90 РАСПОРЯЖЕНИЕ Об организации введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "Дорожная карта" по исполнению поручений ЗСК от 23.05.2018 года 447-П "О практике работы органов местного самоуправления в Кореновском е по социально-экономическому развитию территорий

Приложение к приказу а от. 2012 г. План действий а по совершенствованию организации школьного питания обучающихся, воспитанников общеобразовательных на п/п Наименование мероприятий Срок Результат исполнения

Цель: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ Задачи: - создание условий для введения и реализации ФГОС

Приложение к приказу Министерства и науки РСО-Алания от 2014г. План мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта () в Республике Северная Осетия - Алания Для обеспечения

Положение о всероссийской олимпиаде школьников Цели и задачи Олимпиады: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых

Раздел План мероприятий по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на 2014-2015 учебный год Содержание деятельности Сроки Ответственные Основные направления деятельности Организация

П/п УТВЕРЖДЕН распоряжением района от 2014 г. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического образования в Лужском районе Ленинградской области Мероприятия Сроки реализации Организаторы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13 РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол 1 от 01.09.2018 УТВЕРЖДАЮ / *) Директор / Л.М. Самигуллина

Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 июля 2015 г. N 3692-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ "ДОРОЖНАЯ КТА" ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Программа повышения качества образования обучающихся МОУ Николо-Поточинской НОШ Кесовогорского Трайона Тверской области на 2013-2015 гг. «Качество. Мастерство. Успех» 1.Паспорт программы. Наименование

ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Дата и время проведения: 4 февраля 2019 года 1400 1600 Место проведения: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт

1432020/ 2014-34348(2) ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМ ИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОКУД 02512218 О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге В целях выявления и поддержки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 15.08.2016 407 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

План методической работы районного методического объединения учителей математики и информатики на 2016 2017 учебный год Руководитель: Околович В.А. с.бурла Методическая тема: Формирование ключевых компетенций

«Утверждаю» заведующая МБДОУ «Детский сад 4» А.И.Васютина приказ 30/2-Д от 30.05.2014 г. ПЛАН ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

Принято: педагогическим советом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Капелька» Протокол 4 от «19» марта 2014г Утверждено: Приказом от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (Минобр) ПРИКАЗ г. Благовещенск Ш Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Амурской области на 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области План методической работы МОУ Покровской СШ на - учебный год Утверждаю:

1 УТВЕРЖДЕН Приказом Управления Администрации ЗАТО Северск ПЛАН по Концепции развития на 2016-2017 г.г. в ЗАТО Северск Мероприятия Ответственны е Сроки Организационно-управленческий блок Источники информации

Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова ПРИКАЗ от

Единая методическая тема школы: «Создание педагогических и информационно-методических условий для раскрытия индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечения возможности их самоопределения, самореализации

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение результативности работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися средствами индивидуализации обучения (отчет по результатам работы) Директор ГБОУ Школа Кадыкова

Актуальность Указ Президента России 204 Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Национальный проект "Образование" Создание региональных

Положение о проведении школьного, окружного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в городе Москве I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПРИКАЗ от «13» января 2017 г. 12-а О проведении школьного этапа муниципальной олимпиады младших школьников по общеобразовательным предметам в 2016-2017

Всероссийская олимпиада школьников, безусловно, является самой массовой олимпиадой, и проводится Министерством образования и науки Российской Федерации уже более полувека по общеобразовательным предметам. В состязаниях участвуют школьники всех регионов России. Основной целью проведения олимпиад школьников является поиск и поддержка талантливых детей, содействие развитию их способностей, в том числе через привлечение талантливых школьников к участию в олимпиадах.
В настоящее время, наряду с Всероссийской олимпиадой школьников сложилась система олимпиад школьников, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). Каждый год организаторы олимпиад присылают заявки в РСОШ, которые проходят экспертизу на включение их в Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год.
Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут без вступительных испытаний стать студентами любого вуза России по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. При поступлении на направление подготовки, не соответствующее профилю олимпиады, достижения на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников будут зачтены как 100 баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету. Отметим, что льгота не имеет срока давности. Однако подать документы по льготе можно только в один вуз на одну специальность. Кроме того, победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников получают в рамках национального проекта «Образование» премии для поддержки талантливой молодёжи: победители - 60 тыс. руб., призеры - 30 тыс. руб.
Победители и призёры олимпиад школьников под эгидой РСОШ также могут рассчитывать на льготы при поступлении в высшие учебные заведения: зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету. Успешное выступление в олимпиаде одного из вузов, приоткрывает талантливым ребятам двери и в другие вузы.
История олимпиадного движения в России
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.
В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
Расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии начался с середины XX века. Страна бурно развивалась в техническом отношении, покоряла космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры. Далее, в стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научных. В этот период, в семидесятые годы, к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.
Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
Олимпиады по математике
Математическая олимпиада проводится с целью выявления талантливых и склонных к точным наукам учеников. Участие в олимпиаде стимулируют интерес к науке и творчеству. Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно. Отметим, что первые Олимпийские игры современности прошли в Афинах в 1896 году.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд. Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).
Олимпиады по информатике
«Я получил огромное удовольствие от участия в олимпиаде. Такие классные задачки! Так интересно я давно не проводил время. Еще хочется побыстрее узнать результаты». Эти слова - рефлексия одного из участников олимпиады по информатике, ярко характеризуют отношение ребят к участию в олимпиаде.
На олимпиаде выделяется два типа задач:
1). Задачи, решением которых является программа. При решении такой задачи участник должен составить программу, которая по заданному входному файлу сформирует выходной, и сдать исходный текст программы в проверяющую систему. Корректность работы программы будет проверена на различных входных данных, заранее неизвестных участнику.
2). Задачи, решением которых является выходной файл. В данном типе задач все входные данные уже известны участнику, ему необходимо лишь получить для каждого входного файла соответствующий ему выходной и сдать его в проверяющую систему. При этом способ, которым участник получил ответ, не важен.
Современные задачи олимпиады являются многоуровневыми, то есть даже неполные и неэффективные решения пройдут определённые группы тестов и принесут участникам некоторое количество баллов. При этом научный комитет олимпиады рассматривает многочисленные варианты решения каждой задачи и составляет наборы тестов таким образом, чтобы лишь полные решения смогли пройти все тесты и набрать максимальный балл.
Олимпиадное движение по информатике, в отличие от такого предмета, как математика, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70-х годов.
Сейчас трудно говорить, у кого первого возникла идея проведения всесоюзных олимпиад школьников по информатике, но вполне очевидно, что такой интересный и быстро развивающийся предмет не мог долгое время оставаться без олимпиады. Осенью 1987 года состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П.Ершов, Н.Н.Красовский, д.ф.-м.н. А.Л.Семенов, В.М.Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А.Сарычева. На совещании было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г.Свердловске, ныне Екатеринбург.
Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики. Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.
Опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те правила, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад. Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации.
Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в г.Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I тур был теоретическим, без использования компьютеров, II тур — практическим.
В 1992-1996 годах столицей олимпиадного движения по информатике был г.Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге. В последующие годы, в период с 2000 по 2005 Олимпиада проводилась в городах Троицке, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области и Новосибирске.
В период подготовки к олимпиаде с ребятами работают высококлассные специалисты и педагоги, ориентированные не только на непосредственный результат, то есть, на призовые места для своих подопечных, но и на долгосрочную перспективу — на воспитание будущей смены специалистов в области информационных технологий и программирования.
Бессменным председателем Центральной методической комиссии по информатике является В.М.Кирюхин. Старейшими членами этой комиссии являются известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики — профессора С.М.Окулов, В.В.Прохоров, И.В.Романовский, доценты А.В.Алексеев, С.Г.Волченков, Е.В.Андреева, В.Д.Лелюх.
Олимпиады по физике
Олимпиады школьников в нашей стране имеют богатую историю. Что же касается истории школьных физических олимпиад, то, по всей видимости, они начались в 1938 году. Первая олимпиада была организована для московских школьников Московским государственным университетом. В дальнейшем такие олимпиады стал проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей был поддержан и в других городах Советского Союза.
Первая всесоюзная олимпиада школьников была проведена в феврале 1962 года по инициативе Московского физико-технического института. В ней приняло участие свыше 6500 школьников из 58 городов и поселков. Интересна форма организации олимпиады. Она проводилась в один тур во время студенческих зимних каникул студентами и аспирантами в их родных городах. Всю работу по организации олимпиады возглавил комитет ВЛКСМ физтеха. В этом же году учеными Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ.
В 1963 году выездную олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. Олимпиады МФТИ и МГУ были физико-математические. С 1964 года начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Координацию их проведения взяло на себя Министерство просвещения РСФСР. Эти олимпиады получили название Всероссийских физико-математических олимпиад. На их заключительные туры приглашались также команды всех союзных республик.
Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов XX в. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1992 году на базе Московского физико-технического института (г.Долгопрудный). По существу, это была уже Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.
Проблема гендерного разделения участников олимпиад
Длительное время в сборные по математике, информатике и физике не входили девушки. Впервые в состав сборной по физике вошла девушка Ксения Соловьева в 2007 году, которая завоевала золотую медаль.
Завоевать золотую медаль на международной физической олимпиаде школьников удалось девушке, первой из представительниц прекрасного пола включенной в состав российской команды.
…Самолет опоздал, да и что-то случилось с багажом, но почти двухчасовая задержка не смогла испортить настроения: российская команда школьников, принимавшая участие в 38-й международной физической олимпиаде, вышла в сектор для встречающих при полном параде и с медалями. Набрав 250 баллов, наша команда в неофициальном командном зачете заняла третье место, пропустив вперед Китай и Южную Корею, получив три золотых и одну серебряную медаль.
Физика, принято считать, дело мужское. Однако впервые за всю историю участия СССР и России в олимпиадах по физике в состав нашей команды была включена девушка - Ксения Соловьева из Перми, выпускница 146-й школы с углубленным изучением математики, физики и информатики. Станислав Козел, научный руководитель команды, профессор кафедры общей физики Московского физико-технологического института (государственного университета), не скрывает радости: «Мы решили рискнуть. У нас никогда не было девочки в команде, и мы решили взять ее для пробы. И не ошиблись!»
Расчет «тренеров», занимавшихся научной подготовкой команды, оправдался - задания показались пермячке не трудными, и она с ними достойно справилась.
Немалую нагрузку пришлось выдержать команде: только задание олимпиады было на 20 листах! Требовались сосредоточенность, вдумчивость, усидчивость и выносливость - теоретический тур, включающий три задачи, решался участниками не менее чем за пять часов. Столько же отводилось времени на экспериментальный тур.
Отвечая на вопрос, изменилось ли представление об ученом-физике как герое своего времени, особенно в связи с приходом в физику женщин, Станислав Козел признал: фильм «Девять дней одного года» вряд ли сегодня справедлив по отношению к тем, кто развивает физическую науку. Они уже не чудаки, увлеченные своей научной работой, формулами и экспериментами на синхрофазатронах, а нормальные люди, которым ничто человеческое не чуждо. А каким будет физик будущего? Чтобы ответить на этот вопрос, он призвал хорошенько присмотреться к талантливым ребятам, победителям олимпиады по физике.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»