Почему авраам принёс в жертву своего сына исаака? Авраам и жертвоприношение исаака.

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушала и отправилась в путь, держа за руку сына и неся на плечах бурдюк с водой.

В пустыне Агарь заблудилась, а вода иссякла… Гибель - казалась неизбежной. Агарь "оставила отрока под одним кустом", а сама, чтобы не видеть смерти сына, отошла, села на песок и стала плакать.

Бог, услышав ее страдания, "открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою". Агарь наполнила бурдюк водой, напоила Измаила и снова отправилась в путь. Наконец, они достигли мест, где смогли поселиться.

Измаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов.

В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Измаил и Агарь.

Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог, желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Эта история стала не только примером беспредельной веры в Бога, но стали прообразами Небесного Отца и Сына.

Однажды Бог сказал Аврааму: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа.

Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог. Авраам сказал слугам: "Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам".

Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути "начал Исаак говорить Аврааму: "Отец мой!" Авраам отвечал: "Вот я, сын мой!" Тогда Исаак спросил: "Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" Авраам ответил: "Бог усмотрит себе агнца для всесожжения".

Поднявшись на вершину горы, Авраам устроил там жертвенник и, связав Исаака, положил его поверх дров. Затем Авраам взял нож, чтобы заколоть сына своего". Но тут с неба к нему воззвал ангел и сказал от имени Бога: "Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня".

Авраам увидел поблизости барана, запутавшегося в зарослях, заколол его и принес в жертву. Затем отец и сын спустились с горы к своим слугам и благополучно вернулись домой.

Когда Исаак вырос, отец нашел ему жену по имени Ревекка. У Исаака и Ревекки было двое сыновей - Исав и Иаков.

Однажды Иакову было видение, в котором он боролся с самим Богом, желая получить от него благословение. Бог благословил Иакова и дал ему второе имя - Израиль, что значит "Богоборец".

Авраам и Сарра дожили до глубокой старости: Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет, а Авраам - ста семидесяти пяти. Бог, как и обещал Аврааму, потомки Исаака стали самостоятельным народом - израильтянами.

Дальневосточная республика

В период, когда длилась гражданская война, на обломках Российской империи появилось множество государственных образований. Некоторые из них отличались по сравнению...

Братья-близнецы, вскормленные волчицей

Завистливый и коварный Амулий, брат царя Нумитора, сверг законного царя и избавился от всех последующих наследников. ...

Японские демоны

Они — в японской мифологии так называют злобных человекообразных чудовищ, похожих на христианских чертей и бесов. ...

Сын Гектора и Андромахи

Астианакт — сын Гектора и Андромахи. последний потомок Ила — основателя Трои. Гектор возлагал на него большие надежды...

Агесилай II – история царя Спарты

Агесилай правил Спартой в трудное, переходное время. Он родился в 444 г. до н. э., а взошел на...

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре – девяносто. Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воле Божией. Бог явился Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собой сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горой, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли, Исаак спросил Авраама: «Отец мой, у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень позвал его с Неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей. Исаак, являясь прообразом Спасителя, за две тысячи лет до Рождества Христова предызобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы и на себе нес дрова для жертвоприношения, как Иисус Христос нес на Себе крест.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 21, 22.

Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников исполнилось предсказание Господа: у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.

Когда Исаак вырос, Бог пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.

Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».

Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.

На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.

Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»

Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».

И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.

За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.

Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.

Исаак, являясь прообразом Спасителя за две тысячи лет до Рождества Христова, пред-изобразил, по воле Божией, Иисуса Христа. Он так же, как Иисус Христос, безропотно шел на место жертвы. Как Иисус Христос нес на Себе крест, так и Исаак на себе нес дрова для жертвоприношения.

Гора, на которой Авраам приносил в жертву Исаака, получила название горы Мориа. Впоследствии на этой горе был построен царем Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» ().

Бытие 22:1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
19 И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.

Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя»; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Евр. 11:17-18.

Следует отметить сразу: перед нами уникальная страница из жизни мужа веры. То, что было с Авраамом, - единственный случай во всей Библии, когда Бог подобным образом испытывал человека. И нам известно, чем закончилось это испытание: Господь не разрешил ему занести нож над сыном и предоставил овна для всесожжения. Это единственное жертвоприношение, обеспеченное Богом. Да, Исаак был поднят на гору, а затем спущен с нее, и жертва фактически состоялась, но совсем в другом смысле, о чем будет сказано дальше.

Это был сложнейший и исключительный момент в жизни патриарха. Подобно разряду молнии, с особой силой и яркостью он высветил глубину его внутреннего мира и величие его духа. К тому времени Авраам был духовно зрелым человеком, с четким, сложившимся мировоззрением. Он поднялся в вере так высоко, что понимал язык Бога без слов и готов был исполнить любое, даже самое невероятное Его повеление, ибо знал, что Бог не допустит непоправимого и что Его великие планы относительно создания избранного народа осуществятся. Все, что Авраам делал в своей жизни, он делал исключительно из любви к Богу. Этому способствовали свойственные ему доброта и милосердие.

Везде, где Авраам стран­ствовал, он проповедовал, что Богу противно принесение человеческих жертв.
И вдруг Бог повелевает ему принести в жертву собственного сына. Это повеление расходилось с естественным пониманием Авраамом добра и зла. Ему оно могло казаться несправедливым и противоестественным, потому что он должен был разорвать единственное звено между прошлым и будущим и уничтожить единственную надежду на рождение нового народа.
И все же, несмотря на это, Авраам идет исполнять это повеление. Идет потому, что доверяет Богу больше, чем себе. Он верит, что все, что исходит от Бога, - благо, хотя человек не всегда способен понять это. И вера Авраама оправдалась. Это его испытание явилось вершиной, апофеозом его веры.

В книге Бытия (22:1-18) читаем: «И было.., Бог искушал Авраама…»
Уместно поставить здесь ряд вопросов, которые всегда смущают неутвержденных в вере. Почему святые Божии иногда подвергаются необъяснимым страданиям? И зачем понадобилось Богу испытывать Авраама? Крылась ли причина в нем самом или Бог предусматривал нечто другое? А случайно ли постигло огненное испытание праведного и непорочного Иова?
Обычно человек идет по линии простейшего подхода к решению подобных вопросов, стараясь отыскать причину необъяснимых страданий святых в их вине, грехе или в несовершенстве. Друзья Иова так и считали, что он страдает за свой грех. Такие суждения умаляют подвиг веры святых Божиих и Самого Бога. Некоторые из толкователей считают, что Авраам возлюбил своего сына Исаака больше, чем Бога, о чем Бог напоминает ему: «…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь… » (Быт. 22:2). Эта его любовь, говорят они, всецело захватила его сердце, так что Бог был отодвинут на второй план. Поэтому Господь и решил проверить, что в Аврааме сильнее: любовь к Нему или к своему сыну, чтобы вразумить Своего раба и поставить его на место.

Тайна этого испытания была сокрыта за завесой, которую Бог потихоньку приоткрывает. То, что Авраам был привязан к Исааку и так нежно его любил, вне всякого сомнения, имело место, но в этом не было ничего предосудительного, потому что Исаак был его сыном не только по крови, но и по духу, единственным продолжателем дела Авраама. Причина, из-за которой патриарх подвергся ис­пытанию, была намного глубже, чем принято считать между людьми.

Напомним, что Бог нарек Авраама, этого великого мужа веры, Своим «другом» (Иак. 2:21-23). Немногие мужи Божии, имена которых блистают в Библии, удос­тоились этого высокого звания. Авраам вырос в вере, в доверии Богу и понимании Его воли настолько, что Бог решил поднять его еще на более высокую ступень и приблизить к Себе. В его лице Бог пожелал явить великий прообраз Собственной, Отцовской жертвенной любви - любви Бога Отца, приносящего в жертву Сына! Кроме того, Бог готовил Авраама в отцы Иисусу, нашему Господу. Иисус Христос в Своей дискуссии с иудеями ссылается на Авраама и говорит им такие много­значительные слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Он рад был увидеть день пришествия в мир Искупителя, Который сотрет змию голову (Быт. 3:15). Он ожидал Его с верой. Увидел Его верой и возрадовался верой. Такого высочайшего прозрения достигла его вера. А потому, как пишет С. Дестунис в «Библии для детей старшего возраста», «крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тяжелейшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле».

И в Брюссельском издании Библии (1973), в «Приложениях» (с. 1863) записано: «Готовность Авраама принести своего единственного сына в жертву прообразует любовь Бога Отца, не пощадившего Своего Единородного Сына (Ин. 3:16; Рим. 8:32)».
Итак, в 22 главе Бытия Авраам представлен как прообраз Бога Отца . В этом мнении сходятся все прогрессивные мыслители и богословы христи­­анства. Не потому, что Авраам так возлюбил своего сына, Бог подверг его ис­пы­танию, а потому, что Бог пожелал уподобить Авраама Себе, Своей жерт­вен­ной любви в принесении Своего Сына во искупление грехов чело­­вече­ства.

В лице Авраама Господь усмотрел человека, который под­нялся до такой духовной высоты, что смог понять Его страдающее сердце и передать это людям. И если до жертво­приношения Авраам только догадывался об Искупи­теле как о жертвенном Агнце, то после жертвоприношения он имел уже полную ясность, что этим Агнцем станет Сын Божий, в Котором «благо­­сло­вят­ся все народы земли», и что этот Сын будет из его потомства (Ин. 8:56).

Авраам жил приблизительно за две тысячи лет до Р. Х., когда еще не было закона, данного позже Моисеем, еще не было Благодати (Ин. 1:17). Конечно, он не мог еще представить полной картины искупитель­ных страданий Христа на Голгофе. Давид, живший за тысячу лет до Р. Х., пророчески уже видел Его на кресте и верой отожде­ст­влялся с Его страданиями, когда писал: «…пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище» (Пс. 21:17-18). А пророк Исаия за 700 лет до Р. Х. глубже всех проник в страдания Христа и отобразил Голгофу и дело, со­вершенное Им, в знаменитой 53-й главе, названной ветхозаветным Еван­гелием.

Мужи веры, наделенные пророческим духом, прозревали приход Сына Божия на землю. Авраам был первым из пророков, достигшим этого высокого прозрения. Особенность его откровения заключалась в том, что он на своем собст­венном сыне испытал, какова цена нашего искупления, и через это проник в глубину сердца Небесного Отца, отдавшего Своего Сына на мученическую смерть. Богу было отрадно видеть среди Своего творения такого человека веры, как Авраам, который во многом усвоил Его черты. Ему также приятно видеть духовный подъем и рост тех, кто достигает подобия Сыну Божию или Богу Отцу. Таковым Он обещает: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Отк. 21:7).

Итак, в жертвоприношении единственного сына, самого дорогого и любимого, что у него было, Авраам отождествился с Богом Отцом. Священное Писание передает это повествование простыми, но дух захватывающими словами: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама…» Ставится вопрос: после каких «происшествий»? Мы обычно упускаем это слово из виду, но за ним что-то сокрыто.
Еврейские комментаторы поясняют: «…после слов Сатана. Сатан, т. е. ангел-обвинитель, предстал перед Всевышним и сказал: Авраам служит Тебе, но он делает это только ради своего потомства, т. е. ради себя самого, а не ради того, чтобы исполнить Твою волю».

Подобно как в истории с Иовом, враг души не мог оставить Авраама в покое. Он не один раз представал пред Богом с обвинениями в его адрес, как делает это и сейчас (Отк. 12:10). Чтобы раз и навсегда закрыть его уста, Бог решил подвергнуть Своего раба такому испытанию, где бы не только сатана, но и весь мир замолчал, видя героизм послушания Авраама.
«…Бог искушал Авраама…» Почему здесь сказано, что Бог искушал его? Ведь Бог не искушает никого никогда и Сам не искушается злом (Иак. 1:13-15). Слово «искушение» употреблено здесь в смысле испытания и проверки для укрепления веры и удостоверения верности.
Вот что пишет бл. Феодорит, один из отцов Церкви: «Не для того Бог искушал Авраама, чтобы Самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколь справедливо возлюбил Бог патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление Божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, приводится и в других местах Писания (Вт. 8:2; 13:3; Пс. 25:2; 1Пет. 1:7; 1Кор. 10:13)» (Библия Лопухина, т. 1, с. 136).
Итак, искушение в данном случае - это испытание. Испытание - это такая ситуация, в которой от человека требуется совершать поступки, превышающие его обычные, нормальные силы и возможности. Для Авраама такой ситуацией и было жертвоприношение сына, которое потребовало напряжения всех его сил и вызвало мучительную внутреннюю борьбу.

Никогда в истории человечества золото не испытывалось столь мощным огнем. «…И сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака…» То, что представляется нам в данном отрывке монологом с последовательным уточнением, фактически было, как поясняют еврейские комментаторы, диалогом между Авраамом и Богом. Бог не сразу произнес имя Исаака, чтобы психологически подготовить Авраама и не нанести ему удара. Заметим также, что Бог полностью проигнорировал Измаила, перворожденного сына от Агари.
«…И пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе…»
«В землю Мориа» - Мори-й-а - это храмовая гора в Иерусалиме. Она в Израиле считалась центром мира и воротами неба. Ее название можно перевести как «явился Бог» или «усмотрение Иеговы». Там действительно Господь усмотрел овна, запутав­шегося в чаще рогами, которого Авраам принес в жертву вместо Исаака, почему «и нарек… имя месту тому: Иегова-ире», т. е. Господь усмотрит (Быт. 22:14). Бог потребовал от Авраама не просто умертвить Исаака, но принести его «во всесожжение», т. е. превратить его тело в пепел, сжечь на жертвенном костре. «Всесожжение» (дословно: «поднятие») - это такой вид жертвы, которая полностью поднимается к небу в приятное благоухание. «На одной из гор». Бог не сказал сразу, на какой горе, к каким условиям готовить себя. Оставляя праведников в неизвестности, Господь хочет увеличить их воздаяние, показать нам правильность их действий в условиях неизвестности, их доверие Богу.

Как отнесся Авраам к Божественному повелению?
Библия сообщает: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двоих из отроков своих, и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3).
Перед нами такое простое повествование о столь необычном и героическом. Нет здесь никакого пафоса, восторженности или излишней дра­матизации события, лишь зеркальное отражение факта. Отметим сразу: Бог не требует человеческих жертвоприношений, и то, что возводилось на Церковь в период атеистической пропаганды, было умышленной, кощунственной клеветой. Рас­смат­риваемый нами случай носит исключительно воспитательный характер и является духовным уроком для верующих.

Получив такое повеление, слабый в вере человек мог бы сказать: «Милосердный Боже, неужели Ты требуешь крови? Совместимо ли с Твоей святостью убийство? И если Ты находишь удовлетворение в человеческом жертво­приношении, то не мог ли бы Ты избрать для жертвы кого-то другого, а не Исаака? Ведь Ты дал мне его не для того, чтобы я его умертвил, а чтобы продолжил род.
Но подобные помышления не для такого мужа веры, как Авраам. Вера научила его не роптать, не спорить, а повиноваться. Веря, он твердо стоит на позициях: все, что Бог повелевает сделать, - это благо; и все, что Он обещает, - это непреходяще. Тот, кто внимает голосу плоти и крови, никогда не вознесет своего «Исаака» в жертву Богу. Авраам же, долго не раздумывая, не взвешивая, как и Ап. Павел, «не стал советоваться с плотью и кровью» - Гал. 1:15-16 (когда Бог повелевает, то советчики не нужны), не медлил, не искал повода уклониться, но со всей серьезностью и ответственностью, спокойно и обдуманно, молча сделал все приготовления. Ему предстоит три дня пути. Он «оседлал осла», «наколол дров для всесожжения», поднял Исаака и двух слуг и отправились в дорогу едва забрезжил рассвет.

Ни волнения, ни горести, ни обиды мы не видим в его действиях, хотя груз мучительного ожидания того, что должно произойти, лег на его плечи и придавил душу болью. Хранить такое самообладание ему помогала живая вера.
«Истинная вера - это канал, через который Благодать Божия изливается в сердце человека»,- пишет Эндрю Мюррей. Вера - не просто мировоззрение или религия, это наше отношение к Богу. А у Авраама оно было любовным и благоговейным. Его преданность и доверие Богу возобладали над прочими чувствами и помогли ему взять себя в руки.

Вера делает дела Божии тихо, незаметно и не откладывая на потом. Она совершает их хотя и при полном внешнем спокойствии, но при сильном внутреннем горении. Не один только Авраам был таким. Это качество вообще присуще всем пророкам Божиим, охваченным побуждающим к действию и пламенеющим в них Духом Святым. В Псалтири читаем: «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои» (Пс. 118:60). Так поступает истинная вера. Если Бог повелевает принести жертву, то какой бы сферы жизни она ни касалась, вера благоговейно повинуется и безоговорочно приносит ее, даже если впереди ее ожидает Голгофа.

Так поступил и Авраам.
Он встал «рано утром», когда все еще спали, чтобы сутолока трудового дня не омрачила ясность решения его веры. Конечно, перед ним стояла задача, превосходящая его силы: принести в жертву долгожданного сына, того, ради кого пришлось столько выстрадать, сына, который должен стать продолжателем рода, носителем обетований Божиих. О, это превосходит всякое разумение! В этот момент вера и любовь Авраама к Богу подверглись суровому испытанию. Ведь ему было неведомо то, что известно нам: что Бог только испытывает и воспитывает его, что Он его усовершает, приближает к Себе, поднимая его на высшую ступень духовной жизни. И на первый взгляд кажется, что это испытание веры вообще непосильно человеку.

Да, для многих, кто не предан Господу всем сердцем так, как предан Авраам, эта жертва действительно и непосильна, и невыполнима. С человеческой точки зрения, это величайшая трагедия. Нужна колоссальная сила, чтобы совершить этот подвиг веры и вынести подобное испытание.
Но не таков был Авраам. Его чувство повиновения и доверие Богу были полными и здесь, в акте жертвоприношения, они нашли свое высочайшее выражение. Он хорошо знал своего Господа, Которому поклонялся всю жизнь и с Которым пребывал в тесном общении. За годы своего преданного хож­дения перед Ним он хорошо изучил Его сердце и знал, что и Бог ходит с ним и охраняет его. Он знал, что Бог не приемлет человеческие жертвы, потому что это противно Его человеколюбивому сердцу. Все, чего Бог хочет от человека, - это полной отдачи его воли; и эту полную отдачу Авраам Ему явил. И потому он был совершенно уверен, что Бог вернет ему Исаака. Вера его шла впереди его и во всем споспешествовала ему. «Он, сверх надежды, поверил с надеждою» (Рим. 4:18), поверил в невозможное: что Бог, верный Себе, не допустит смерти Исаака. А если и случится, что он умрет, то Бог воскресит его из мертвых, как воскресил его из омертвелой утробы Сарры (Евр. 11:9).

Так верить может только человек, имеющий веру Божию, который бросает свой якорь в личность Бога и обретает в Нем опору и уверенность. Такая вера раздвигает рамки естественного и вступает в сверхъестественный, запредельный, небесный мир, в котором действуют иные законы. Вера приобщает нас к Богу, вводит в сферу Его владычества, отождествляется с Его творческими силами и «называет несущест­вующее, как существующее» (Рим. 4:7-21). Вера апеллирует к другим законам возникновения и формирования жизни, которые являются делом всемогущих рук Творца, и эти законы она приводит в действие. Вера фактически воплощает силу Божию в практику. Она есть тот рычаг, посредством которого осуществляются обетования Божии, хотя бы мы были поведены через огонь и воду, через все видимые и невидимые преграды, и потому она увенчивается чудным успехом, ибо «верен Обещавший» (Ис. 43:1-2).
Авраам, как пророк Божий, духом разумел, что Господь преподает ему неза­бываемый урок веры и новое откровение Своей Благодати, и потому с трепетом и покорностью идет исполнять Его волю.

Зададим себе вопрос: как бы поступил каждый из нас в подобном испытании? Какое бы решение приняли мы, если бы Бог повелел нам принести в жертву самое дорогое и неповторимое? Наверное, некоторые из нас усомнились бы в любви и милосердии Бога и начали роптать и, чего хуже, даже ожесточаться, сказав, что Бог требует от нас невозможного. Когда наша вера слаба, тогда испытание кажется сверх наших сил. Но Слово Божие говорит: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы смогли перенести» (1Кор. 10:13). Если Бог допускает для нас какое-то большое испытание и порой кажется, что нет сил его перенести, вспомним подвиг веры Авраама и преисполнимся тем же духом мужества и твердой веры, зная, что наше страдание будет недолговечным и что Господь в свое время обязательно пошлет помощь и облегчение.

Если перед нами стоит неразрешимая задача, самый естественный и лучший путь для ее разрешения - положиться на Бога полной верой и черпать у Него силы, как черпал их Авраам для перенесения своего испытания. И если вера пойдет впереди, тогда любое испытание мы перенесем и в любом искушении устоим, победим и даже внутренне укрепимся. Это один из законов духовного мира, и мы хорошо делаем, если придерживаемся его.
«…Взял с собой двоих из отроков своих, и Исаака, сына своего…»
Исаак в то время не был мальчиком, который ничего не понимал или которого можно обмануть, но был возмужавшим юношей, который способен поднять на гору дрова для всесожжения. По еврейскому преданию, ему было 17 лет. Он уже многое понимал из жизни веры своего отца, хотя Сам Бог и называет его отроком (ст. 12). В то время отроками называли молодых людей, которых еще не допускали к самостоятельной деятельности (см. Быт. 44:22; Суд. 9:54; 1Цар. 26:22; 2Цар. 18:5).
«…И, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог».

Авраам выполняет волю Бога без единого пререкания, выполняет ее, поступаясь собственными желаниями. Беспредельно любя Бога, доверяя Ему, он идет с Исааком на то место в землю Мориа, где позже будет воздвигнут Храм Соломона (2Пар. 3:1) и где впоследствии на Голгофской горе будет распят Иисус Христос. Сказал ли Авраам своей жене, что отправляется туда для принесения сына в жертву Богу? Скорее всего, что нет, чтобы эмоции не взяли верх над верой. Во-первых, он верил, что Бог воскресит его из мертвых сразу же после всесожжения и он вернется с ним домой. А во-вторых, безмерно любя и щадя свою жену, он ограждал ее сердце от груза непо­сильных тревог и пере­живаний. Зачем возлагать на немощные плечи бремя, которое Бог усмотрел лично для него? Еврейская традиция говорит, что Исааку он сказал, что они идут учить Тору, а Сарре - что идут молиться. То и другое верно, так как жертво­при­но­шение и есть высшая форма служения Богу, которое есть и молитва, и богопознание.

Еврейские толкователи также поясняют, что Исаак пошел на жертвопри­ношение (о котором догадывался) сознательно и добровольно. Сущность Исаака, говорят они, - это сила, мощь. Готовность к подвигу - в его природе. Самопожертвование и преодоление страха для него были естественны и потому не столь тяжелы, как для менее сильных людей. Авраам же шел на гору Мориа, повинуясь голосу Божию, шел, чтобы самому испить чашу испытаний до дна.
«На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека (ст. 4)
Из этой фразы видно, что Авраам поднялся на гору Мориа не в сиюминутном порыве самопожертвования, но добирался туда три дня. Нет сомнения в том, что этот трехдневный путь был для них обоих - Авраама и Исаака - психологической подготовкой к жертвоприношению и сопровождался их размышлениями и глубокой внутренней борьбой. Эта борьба, как сообщает еврейская традиция, была выражена в форме диалога, который происходил между ними и искусителем. Сатана не оставил их в покое, но пытался остановить и Авраама, и Исаака на их пути к подвигу. Он старался не только смутить, но и поколебать их в целесообразности их поступка. Когда же их решимость осталась непоколебимой, он стал усиленно смущать Сарру. Не оттого ли она вскорости умерла?

Тем временем они подошли к горе. «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь; а я и сын пойдет туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (ст. 5). Дальнейшее касалось только Авраама и Исаака, и на это священнодействие Авраам своих слуг не допускает. Но говорит с ними в духе веры, называя жертвоприношение Исаака «поклонением» Богу и не допуская сомнения, что они вернутся назад.
«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь, и пошли оба вместе» (ст. 6).
По пути к месту жертвоприношения отец и сын идут не просто рядом, но в единодушии, в единстве веры. Каждый из них погружен в свои сокровенные думы. Исаак имеет все основания полагать, что он должен быть жертвой. Но его вводит в заблуждение огонь, который несет Авраам. Он думает: «Если жертва - я сам, то, наверное, свой огонь не нужен. С неба спустится огонь и поглотит меня». Поэтому он задает Аврааму вопрос: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Интересен как сам вопрос, так и чудесный ответ отца сыну. И как легко вера Авраама находит его: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!»

Эта фраза показывает, что Авраам не говорил сыну всей правды, но сам того не замечая, высказал пророческие слова. Ответ не оставляет Исааку никаких сомнений относительно того, что жертва - он сам. Бог, конечно, не его усмотрел, а от семени его. Бог усмотрел Себе давно такого Агнца, еще до создания мира в лице Иисуса Христа (1Пет. 1:18-20). Исаак же является только Его прообразом. И Иисус, как Исаак, безропотно нес на Себе крест на место Своей казни (Ис. 53:7).
Поучительно и то, как Исаак отнесся к тому, что был избран в качестве агнца. Вот как излагают этот вопрос комментаторы Библии Лопухина: «Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился Божест­венному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопро­тивление престарелому отцу, но он оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца , и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных движений при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного ритуала» (т. 1, с. 137-138).

Исаак благоговел пред отцом, который был для него образцом преданности Богу и любви к домашним. Эта безоговорочная покорность Исаака, принявшего свою участь из рук отца, символически отразила такое же беспрекословное послушание Иисуса воле Небесного Отца. Господь Иисус, «Отрок» Отца (Ис. 42:1-4), в Своем мессианском служении искал творить не Свою волю, но волю Пославшего Его. Радостное исполнение этой воли Он считал Своей повседневной обязанностью (Ин. 4:34; 5:30; 6:38 и др.). Господь покор­­но шел на страдания, не сопротивлялся аресту. Молчал на допросе у Пилата; не проронил ни слова, когда воины Его истязали. Молчал и тогда, когда был прибит ко кресту (Мф. 12;18-21; 26:63). Всю Свою краткую жизнь на земле Он являл образ Агнца Божия!

Всеблагой и любящий Бог не допустил, чтобы Авраам занес нож над Исааком и убил его. Он остановил Авраама: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (ст. 22). Человеческая жертва была заменена овном, которого Авраам с великой радостью и вознес на жертвеннике. Это и было то «облегчение», которое Господь обещает послать вере, уповающей на Него (1Кор. 10:13). В своем уповании вера Авраама не была постыжена. И ничья истинная вера, вера Божия, не может быть постыжена, так как полагается на человеколюбивого Бога (Исх. 34:6; Пс. 85:15). Авраам с величавым достоинством вышел из этого испытания, момента наивысшей проверки его веры и послушания, в котором его дух и благочестие укрепились и закалились, и Бог достиг в нем желаемого результата. Сатана, клеветавший на Авраама, был посрамлен, а Авраам поднялся на такую вершину веры, какая только возможна человеку на земле. По словам Ап. Иакова, через это его дело он настолько усовершился в вере, что был назван «другом Божиим» (Иак. 2:21-23).
Божественный ответ заверил реальность предназначения Израиля в великом плане и цели Господа для еврейского народа, а через него - и для всего мира: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое.., и благословятся в семени твоем все народы земли…» (Быт. 22:15-18).

«Это заключительное и последнее в жизни Авраама обетование Божие отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам в своей готовности принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности, так и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и углубляя ранее данные ему обетования о много­чис­лен­ности и славе его потомства. При этом в словах 18 стиха о единственном и исключительном «семени», через которое будут благословлены все народы земли, большинство толко­вателей, вслед за Ап. Павлом, видят указание на великое Семя жены, которое сотрет главу змия, т. е. на Христа, Сына Божия (Гал. 3:16)» (Библия Лопухина, т. 1, с. 140).

В связи с этим представляют особый интерес слова Иисуса, записанные в Евангелии: «Авраам рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). О каком «дне» здесь идет речь и когда он «увидел» его?
Это день Его Первого Пришествия. Авраам его увидел верой на горе Мориа, когда приносил свою жертву. И там он увидел жертвенный подвиг Христа, Его победу и искупление. Увидел этот «день» законченным в совершенстве, как великий акт искупления всего человеческого рода. А в этом роде увидел значение своего потомства, увидел и возрадовался. Он возрадовался непреложности Божиего избрания и Божией воли. Увидел начало и конец Голгофского подвига, увидел Церковь и ее увенчание славой в небесах.

Там, на горе Мориа, Господь открыл это Аврааму, жаждавшему увидеть день Пришествия в мир Мессии. Через жертвоприношение Исаака и последующее его «воскресение» он понял дело распятия и воскресения Христа и плоды этого великого деяния. Понял, что все то, что Бог предрек о нем и его потомстве, в свой час исполнится и что от Исаака пойдет род Авраама, новый род, род народа Божия, от которого произойдет Искупитель (Рим. 4:17-25).
Все так и сбылось. Видя твердую и непоколебимую веру Авраама и его готовность подняться на ду­ховную высоту, Господь умножил его благословение, соделал его отцом множества на­родов и вменил ему веру в праведность (Быт. 15:6; Иак. 2:23; Рим. 4:3; Гал. 3:6-7).
Ап. Павел, открывая принцип спасения по вере, пишет: «Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Авраам беспредельно верил Богу. Он настолько был убежден в истинности Бога, что заранее был согласен с любым Его словом или повелением. И это было особенно ценно в очах Божиих, почему Бог и дал ему обетование: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал голоса Моего» (Быт. 22:18).
Что значит «вменить веру в праведность»?

Праведник, в библейском понимании, - это прямой и послушный воле Божией человек. Вот два примера из Библии. 1) Вт. 24:13 - точное исполнение заповеди, предписывающей возвратить человеку залог, чтобы он успокоил­ся и благословил тебя, вменяется в праведность. 2) Пс. 105:30-31 - Финеес, сын Елеазара, вооду­шевившись ревностью за Бога, восстает и производит суд, и язва останавливается (Чис. 25:11-13). Это дело вменилось ему в праведность.
Но не всякое доброе дело Бог вменяет в праведность, а лишь дело веры , действие по вере . Ап. Павел, основываясь на ветхозаветном тексте (Быт. 15:6), развил эту мысль глубже и утверждает, что оправдание зависит не от дел, а от веры (Рим. 3:28). Вера идет впереди и подтягивает за собой дела, поведение, жизнь. Ап. Иаков освещает дру­гую сторону веры. Обращаясь к тому же тексту, он указывает на Авраама, на его «дела» (жизнь и служение), всецело проникнутые живой верой. Тем самым Апостол осуж­дает «мертвую» веру, не подтвержденную делами, а значит бессильную и бесполезную.

Таким образом, вера, вменяемая в праведность, в одеждах которой Церковь предстанет на небесах (Отк. 19:8), - это такое состояние веры, при котором все обетования Божии человек принимает за непреложную истину, за «да» и «аминь» (2Кор. 1:20), и основывает на них свою духовную жизнь. Он делает их своими, приобщается к ним, отождествляется с ними и в соответст­вии с ними живет. Благодаря такому духу веры, упования и жизни, подчинен­ной интересам Божиим, Авраам совершил нечто решающее для Бога. Жертва была им принесена (Евр. 11:17), хотя Исаак остался жив. И вот это его дело, его такое безусловное, сознательное и добровольное повиновение и доверие Бог засчитывает как праведность, потому что эта вера отвечает Его требованиям.

Авраам принял обетование Божие, когда оно казалось неосуществимым. Это говорит о глубине и жизненности его веры, о силе его доверия Богу. Бог все это вменил ему в праведность.
В двух фактах Авраам явил великую веру , превосходившую челове­ческое разумение: 1) когда Сарра физически была не в состоянии зачать ребенка, он поверил обещанию Божию, что неразрешимая ситуация сверхъ­естественно разрешится, и он будет иметь наследника от Сарры, и более того: его семя будет так многочисленно, как звезды на небе (Быт. 15: 2-6); 2) и когда приносил в жертву чудом полученное дитя, веря, что Исаак воскреснет из мертвых.
«Везде в Писании говорится, что Авраам «не поколебался в обетова­нии Божием неверием, но пребывал тверд в вере» (Рим. 4:20). И потому не положение Авраама в обществе, не его добрые дела, не его личная целостность обеспечили ему признание Богом его праведности. Богом отмеченная праведность Авраама покоилась исключительно на его вере. Итак, прежде нежели этому великому основателю еврейского народа было сделано обрезание, и за 430 лет до Закона, данного на горе Синай, вера Авраама Богу зажгла путь Божественного определения праведности по отношению ко всем, кто будет следовать его примеру» (Д. Х. Хантинг).

И не только Аврааму, но и нам, всем тем, кто следует примеру веры патриарха и верует в Иисуса Христа, Господь вменяет веру в праведность. «Писание, провидя, что Бог оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «В тебе благословятся все народы». Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:8-9).

В Новом Завете Бог дает Аврааму высочайшую оценку. Его верность, жизнь по вере, его служение Богу верой поставлены в пример всем верующим. Авраам полностью выполнил возложенную на него задачу: родил наследника обетования и стал отцом веры. Живя на земле, как странник и пришелец, т. е. как временный гость, он ожидал будущего города, который приготовил на небе Господь для победителей - тех, кто проходит свой земной путь в подобии Христа и совершает подвиг веры. Вера Авраама простиралась так высоко и так глубоко, что он пред­восхитил не только «день» Христов, но и обители в небесах. Верой он вступил в вечность и узрел триумфальный конец домостроительства Божия. Ради такого славного конца - обитания в дивном небесном граде - Авраам без сожаления пожертвовал временными благами мира ради вечных и стал наследником обетований Божиих по вере. Вера, друзья мои, - не только сила, но и величайшая реальность, потому что она - рука, берущая венец с трона Божия. Авраам удостоился драгоценного венца. Вот почему Господь настойчиво приглашает нас: «Послушайте Меня, стре­мящиеся к правде, ищущие Господа!.. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его» (Ис. 51:1-2).

Взглянем и мы на образ отца всех верующих и научимся от него, ибо многим из нас так не хватает чудных качеств веры Авраама, его высокого духа, его заме­ча­тельного благородства, его милосердия, его возвышенного отношения к женщине, его благочестия и посвященности! Святые, живущие по законам Бога и Его Слова, по законам неба, знающие тайну Его творения, всегда возвышенно относились к Аврааму и Сарре, патриархам еврейского народа, народа Библии.

Жертвоприношение Авраама

Ветхом Завете человеческие жертвоприношения упоминаются неоднократно. Традиция всесожжения детей, как уже говорилось в главе «Финикийцы», была распространена в Палестине, Сирии и особенно в Финикии. Народ Израиля еще на заре своего формирования от этой традиции отказался. Прародитель еврейского народа Авраам был первым и последним представителем нарождающейся иудео-христианской культуры, которому довелось возложить сына своего на жертвенник. В Библии (Быт. 22, 1–18) сказано:

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

С тех пор обычай детского жертвоприношения был заменен в традиции зарождающегося иудаизма принесением в жертву животного. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. Считается, что Храм был построен Соломоном на том самом месте, где состоялось знаменитое жертвоприношение агнца. В иудаизме это событие, ставшее важнейшим моментом в истории Израиля, носит название Акеда. Акеде посвящены знаменитые мозаики в синагогах Палестины, например, мозаика шестого века из синагоги Бет-Альфа. Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. Тогда же принято трубить в шофар, изготовленный из бараньего рога. Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.

«Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями…»

Правда, надо отметить, что, несмотря на однозначный запрет, страшная традиция была не сразу предана забвению. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной воле. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции - Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11, 31). Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. 11, 34). Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Его дочь согласилась с отцом и лишь испросила себе два месяца на то, чтобы оплакать свое девство с подругами. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой» (Суд. 11, 39).

Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Впрочем, это жертвоприношение было совершено не из желания возродить кровавую традицию, а скорее по несчастному стечению обстоятельств. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу… и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. 21, 3,6). Внук Манассии - Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет….чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10). Впрочем, существуют отличные от Библии источники, сообщающие, что и сам Манассия раскаялся в содеянном еще при жизни.

Вероотступников, совершающих человеческие жертвоприношения, обличает Бог устами пророка Иеремии. Он клеймит тех, кто «устроили высоты Тофета… чтобы ежигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7, 31).

Так или иначе, несмотря на то, что становление иудаизма, как и любой новой религии, проходило не всегда гладко, великое жертвоприношение Авраама в конце концов положило конец кровавым культам по крайней мере для одного народа Палестины (другие, например, финикийцы, отказались от него значительно позднее).

Жертвоприношение Авраама стало великим сакральным событием и в традиции другой великой религии - ислама. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был… иудеем, и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». Аллах не допустил жертвоприношения, но высоко оценил праведность Ибрахима: «Мы выкупили его другим великим закланием и оставили о нем долгую славу на века и поколения. Да будет мир Ибрахиму». В Коране не названо имя сына Ибрахима, но мусульманская традиция считает, что это был Исмаил, его первенец, который стал прародителем арабов.

Человеческие жертвоприношения, бытовавшие среди арабов до принятия ими ислама, были категорически воспрещены новой религией. А в честь жертвоприношения Ибрахима мусульмане всего мира отмечают свой важнейший праздник Курбан-байрам, к которому приурочено паломничество в Мекку. Именно там, в долине Мина, по исламской традиции, произошла замена Исмаила на жертвенного овна. Поэтому заклание барана является одной из важнейших традиций праздника.

Для христиан жертвоприношение Авраама, значимое и само по себе, выделяется из прочих событий Ветхого Завета. Для них оно явилось предвестником грядущего принесения Богом-Отцом своего сына Иисуса в искупительную жертву за грехи человечества. Евсевий Кесарийский на рубеже третьего и четвертого веков писал в своей «Церковной истории»:

«Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий!.. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Но сей великий Архиерей, принесенный в жертву Владыке и Всецарю Богу, в то же время был и отличен от жертвы; как Слово Божье, как Божья сила и Божья Премудрость, Он вскоре смертное воззвал от смерти и представил его Отцу в начаток общего нашего спасения, воздвиг его за всех людей в виде победного трофея над смертью и демонскими полчищами, в виде силы, отвращающей человечество от древних человеческих жертв».

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Город Авраама Гутеи продержались всего около столетия. Около 2120 г. они были изгнаны из Месопотамии. Фактическим освободителем был, вероятно, правитель Урука, находившегося тогда под властью пятой династии. Он мог действовать в союзе с Уром, но, если это и так, правитель

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ХРОНОЛОГИЯ ОТ АВРААМА ДО ИСХОДА По поводу даты рождения Авраама было много споров. Свидетели Иеговы относят ее к 2018 году до РХ, тогда как большая часть ученых мусульман считает, что Авраам родился примерно в 2400–2300 годы до РХ. Много споров было также и о том,

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 8 Жертвоприношение Ицхака / Акедат Ицхак Средоточие христианства - готовность Б-га во имя спасения человечества принести в жертву человека, который, по вере христиан, был Его сыном; ключевое событие для иудаизма - готовность Авраама во имя Б-га принести в жертву

Из книги Тайны гениев автора Казиник Михаил Семенович

Глава 2. Мученик светотени и “Жертвоприношение Авраама” Авраам любил Бога столь безбрежно, столь безоговорочно что даже когда Бог неожиданно заставлял Авраама сниматься с насиженных мест и начинать все сначала, Авраам не роптал. Он послушно отправлялся в те земли,

Из книги Фёдор Достоевский. Одоление Демонов автора Сараскина Людмила Ивановна

Глава четвертая. Жертвоприношение: ритуал и последствия IВ творческой истории «Бесов» имел место эпизод, которому - по воле автора - был сообщен как бы сакральный смысл: собственноручно, в полном сознании и трезвой памяти Достоевский сжег рукописи к

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Смерть как жертвоприношение. Путь в иной мир: погребальная ладья и жизнь под

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Завет Авраама

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Смерть как жертвоприношение. Путь в иной мир: погребальная ладья и жизнь под курганом Арабский путешественник и писатель X века Ибн Фадлан побывал на похоронах вождя русов. Привычный к скромному и быстрому ритуалу погребения, принятому у мусульман, он с изумлением

Из книги автора

Завет Авраама Популярностью, как и Книга Еноха, в Средние века пользовался еще один иудейский по происхождению апокриф, переведенный на славянский язык. Это «Завещание Авраама», повествующее о видении, которого сподобился Авраам, мечтавший увидеть «всю вселенную при

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»