Помазание Давида. Победа над Голиафом

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Давид жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен-Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошёл искать Давида и людей его по горам, где живут серны.

И пришёл к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашёл туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.

И говорили Давиду люди его:

Вот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».

Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим:

Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень.

И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря:

Господин мой, царь!

Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу:

Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «Вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять её. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мёртвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьёю и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберёт дело моё, и спасёт меня от руки твоей.

Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал:

Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твёрдо в руке твоей. Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.

Давид жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен-Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошёл искать Давида и людей его по горам, где живут серны.

И пришёл к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашёл туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.

И говорили Давиду люди его:

Вот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».

Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим:

Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень.

И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря:

Господин мой, царь!

Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу:

Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «Вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять её. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мёртвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьёю и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберёт дело моё, и спасёт меня от руки твоей.

Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал:

Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твёрдо в руке твоей. Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.

И поклялся Давид Саулу. И пошёл Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укреплённое.

После этого Самуил сказал Саулу: «Оторвал Господь сегодня от тебя царство Израильское и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя» (1Цар. 15:28). Затем по требованию Самуила к нему привели пощажённого было царя амаликитского, и Самуил его казнил: «Приведите ко мне Агага, царя амаликитского. И подошёл к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась? Но Самуил сказал: как меч твой жён лишал детей, так мать твоя между жёнами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале» (1Цар. 15:32-33).

Хотя после этого царь правил ещё несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел злой дух (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Саул и Давид

Как повествует о дальнейших событиях Библия, Самуил печалился о Сауле и о том, что ошибся, выбрав его в цари. Бог, который выступает в Библии полноправным собеседником прочих действующих лиц, также был согласен с Самуилом в этом вопросе:

Пророк решил поставить над народом Израиля нового царя и, согласно библейскому рассказу, нового кандидата он выбрал также согласно Божьему гласу: «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг…? <…> Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя» (1Цар. 16:1). Таким образом, Самуил нашёл своему первому помазаннику замену: он отправился в Вифлеем и тайком помазал на царство взамен него Давида, сына Иессеева, из колена Иудина.

Душа изнывает моя и тоскует, - О, пой же мне, отрок мой, песню твою: Пусть звуки её мою скорбь уврачуют, - Я так твои песни святые люблю! Гнетут меня злобного духа объятья, Опять овладело уныние мной, И страшные вновь изрыгают проклятья Уста мои вместо молитвы святой. Томлюся я, гневом пылая, и стражду; Недугом палимая мучится плоть, И злоба в душе моей... Крови я жажду, И тщетны усилия зло побороть. Не раз, жалом немощи той уязвлённый, Тебя мог убить я в безумном бреду. О, пой же! Быть может, тобой исцелённый, Рыдая, к тебе я на грудь упаду!..

Юный Давид, тайно помазанный на царство, был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицем», ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился пением и искусной игрой на киноре (в Вульгате - на кифаре, в славянском переводе - на гуслях). На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, «и дух злой отступал от него».

С появлением при царском дворе Давида и победой его над Голиафом Саул начал осознавать, что народ благоволит к юноше сильнее, чем к нему самому (1Цар. 18:16). Он выдал за него свою младшую дочь Мелхолу (сначала пообещав старшую Мерав и нарушив своё обещание), таким образом Давид стал царским зятем. Как условие свадьбы Саул потребовал от Давида сто краеобрезаний филистимлян как свадебный дар, и Давид принёс Саулу не 100, а 200 фрагментов крайней плоти убитых. Но этот брак Давида оставался бездетным, и не появилось внука, который мог бы консолидировать отношения Саула и юного соперника.

Победы Давида над филистимлянами, о которых женщины пели «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!», вызвали зависть царя, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, - в приступах гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионафана (1Цар. 20:33). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (1Цар. 18:20-29; 19:1, 4-7, 9-10).

Монархическая форма правления – одна из древнейших. Она предусматривает наследственное (реже – выборное) единовластие, освященное религиозной санкцией. По мнению ряда исследователей, корни монархические идеи уходят в доисторическое прошлое, когда вождям-магам приписывались сверхъестественные свойства. Влияние магии на идею монархии сохранялось и в государствах Древнего Востока. Так, египтяне считали, что фараон присущей ему властью поддерживает стабильность природного естественного порядка. На него смотрели как на телесного потомка богов. В Месопотамии начало обоготворения царей связано с именем Нарам-сина (Нарам-Суэна), жившего в 3 тыс. до н.э. В античный мир идея божественности царя пришла с Востока и после Александра Македонского закрепилась в эллинистических державах. В Риме обоготворение цезарей началось с Августа. Монархический принцип ставил самодержца над законом, делая его живым олицетворением «божественного права». Почти тысячу лет ветхозаветная община не знала монархии и управлялась главами колен израильских и родов, а позднее, начиная с Моисея, также харизматическими вождями. Их право основывалось на особом посланничестве и воздействии Духа Божьего (Суд. 15:14 – 15). Идеалом правления в амфиктионии считалась теократия: истинным Владыкой народа признавался только Господь. Поэтому Гедеон демонстративно отказался от царской власти (Суд. 8:22 – 23), а попытка его сына стать монархом вызвала сопротивление (Суд. 9:22 – 23). К мысли о необходимости установления монархии общество было подготовлено бедствиями филистимского ига (XI в. до н.э.). Тем не менее идея теократии не утратила силы. В Священном Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой – идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

1.История монархии в Израиле. Воцарение Саула.

Избранность и необходимость обособленного существования во все времена были не легким бременем для Израиля. В книгах Библии содержится немало примеров тому, как израильтяне тяготились своей избранностью и стремились стать как прочие народы. Автор первой книги Царств рассказывает как евреи, стремясь заимствовать у народов, как им казалось передовые формы государственного управления, отвергли установленную Господом теократию. История воцарения Саула, как она описана в Священном Писании, отражает обе концепции. Два предания о начале монархии соединены в одно целое.

Древнейший рассказ (9:1-10:16; 11) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, "молодой и красивый", отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к "человеку Божиему", "прозорливцу" Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть "правителем" наследия Господня (см. ниже примечание). После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него. Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем. Согласно другому сказанию (8:1-22; 10:17-25; 12), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править «как у прочих народов ». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения. Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ "отверг" своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток. После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен.

В сказаниях 1-2 Кн. Царств Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан – человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем. У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул самовольно принес жертву в Галгале, не дождавшись пророка, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу "священной войны". Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и "кесарево" и "Божие".

Саул впервые знакомится с Давидом после его единоборства (ср. 17:55-58). Он приглашает Давида ко двору. Юноша должен своей игрой на арфе (киноре) успокаивать тяжкие приступы меланхолии, которые стали мучить царя. После разрыва с Самуилом Саул терзается мрачными мыслями и временами им овладевает безумие. Говоря, что царю послан "злой дух от Господа", библейский автор подчеркивает, что в мире нет иной высшей силы, кроме Творца, и что даже болезни попускаются Им. Давид пленяет всех в окружении царя. Сын Саула Ионафан заключает с ним союз вечной дружбы, дочь Саула Мелхола (Михаль) выходит за него замуж. Давид оказывается не только талантливым музыкантом и певцом, но и одаренным полководцем. Царь дает ему военные поручения, ставит его во главе отрядов, и Давид неизменно одерживает победы. Постепенно в душу Саула закрадываются ревнивые подозрения. Триумф, с которым встречает народ нового победителя, настораживает царя. После нескольких попыток царя убить Давида тот вынужден бежать. Ему помогают Ионафан и Мелхола, навлекая на себя гнев отца. Гонимый скрывается в Одолломе, где вокруг него образуется мятежная "вольница", состоящая из недовольных и угнетенных. Со своим отрядом Давид нападает на филистимлян и наносит им поражение. Саул же, забыв о борьбе с врагами, начинает изнурительную погоню за мнимым соперником. Несколько раз царь оказывается (не подозревая об этом) в руках Давида, но тот не причиняет ему зла, надеясь на примирение. Однако желание умертвить Давида овладевает Саулом с силой мании.

Около 1010 года филистимляне начинают массированное наступление на Израиль. Брать с собой Давида они боятся и тем самым избавляют его от трудного решения. У горной гряды Гильбоа (греч. Гелвуя) войска противников сходятся. Перед битвой Саул, тревожимый зловещими предчувствиями, идет к заклинательнице и вызывает дух Самуила.Святоотеческие толкования этого поступка Саула: душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16) (святитель Дмитрий Ростовский, святитель Филарет Московский); явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божию (Сир. 46, 23: с уществовавшее мнение в Ветхом Завете о том, что “Самуил пророчествовал и после смерти”) (святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит); так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившемся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией (святой Иустин Мученик, Ориген, святой Анастасий Антиохийский) – все три мнения имеют общее: происходящее было по промыслительному действию Божию, и любое из мнений не исключает преступления Саула). Ответ, данный через некромантку, ясен: Саул будет убит. Действительно, сражение он полностью проигрывает. Ионафан убит, и сам царь, не желая попасть в плен, кончает с собой. Отныне филистимляне оказываются полными хозяевами страны.

Итак, первый «предводитель народа Божия» погиб на поле битвы. Он был царем, целиком зависящим от следования Богу. Едва только он захотел поставить свою волю над божественной волей, возвещенной пророком, как «Дух Ягве» покинул его и он стал бессилен. Правда, остатки его войска во главе с двоюродным братом Саула скрылись за Иорданом и там провозгласили царем принца Иевосфея, но никакой реальной власти этот наследник Саула не имел.Между тем Давид почувствовал, что настало его время. По совету священника и пророка он собрал всех своих людей, свои стада и имущество и двинулся из Секелага в родную Иудею.

2.О царствовании Давида.

Долго еще пришлось после этого Давиду бороться с сыновьями и приверженцами Саула, хитрить перед филистимлянами и восстанавливать свое истощенное царство. Но наконец все эти препятствия были устранены, даже старшие колена еврейского народа подчинились власти Давида, и весь народ, собравшись в Хевроне, избрал его в цари (1025 г. до н. э.). Так он достиг высшей цели своих стремлений и выказал себя вполне достойным своего высокого назначения. И его современники, и потомство, дивясь его величию и необычайным способностям, какие он проявил, великодушно простили ему все то дурное, что было им сделано в жизни, за то, что он, истый представитель своего народа, сумел в короткое время поднять его на верх славы и могущества. Царь Давид избрал для своего нового царства новую резиденцию – крепкий город Иерусалим, в колене Вениаминовом, близ границы колена Иудина. Отсюда ему пришлось вести упорную борьбу с филистимлянами, которые никак не могли примириться с мыслью, что они сами создали себе такого мощного противника; но Давид разбил их и "сломил рог их могущества". Вскоре владения царя Давида распространились от берегов Красного моря до важного города Дамаска, стоявшего на пересечении торговых путей с востока на запад и с юга на север. Всю свою военную добычу царь обращал на постройку и украшение своего столичного города, а посередине его, на горе Сион, воздвиг сильные укрепления. Его царский дворец был построен рабочими, присланными к нему от тирского царя Хирама, с которым он состоял в дружественных отношениях. С замечательной энергией, постоянно прибегая то к хитрости, то к силе, по обычаю всех восточных владык, Давид принялся создавать прочное государство среди своего разрозненного народа, издавна склонного к демократизму. Давид настойчиво и осторожно стремился к своей цели, сумел собрать значительную государственную казну, создал себе надежную воинскую силу, в состав которой вступили те смельчаки, которые некогда вели с ним скитальческую жизнь, полную тревог и опасностей. Они получили название "мужей сильных" (гибборим) – их было около 600 человек, кроме слуг и оруженосцев. Личную стражу царя составляли иноземные телохранители, нанятые на о. Крите или в земле филистимлян. К этой сплоченной воинской силе, в случае нужды, примыкало, по древнему обычаю, всенародное ополчение, которого набиралось около 300 тысяч человек, способных носить оружие. Под влиянием различных мероприятий Давида в народной жизни израильского народа многое изменилось. Высшим почетом пользовались те, кто служил при царском дворе; чиновники, назначаемые на места самим царем, постепенно стали заменять выборные власти в среде народа. Не упустил царь из вида и наиболее могущественное средство к единению своего народа: древнее святилище - скиния с кивотом Завета - было перенесено в новую столицу и в полной безопасности поставлено на Сионе. При святилище были приставлены священнослужители для постоянной службы, и всему их сословию была придана прочная организация. Среди этого сословия, признательно относившегося к памяти царя-организатора, о Давиде сохранилось воспоминание как о религиозном герое и творце величавой религиозной лирики - как о "псалмопевце".

Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Заготовление строительных материалов Давидом, описанное (в 1Пар. 22:14): «И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа нет веса, потому что их множество; и дерево и камни я также заготовил, а ты еще прибавь к этому». Данный отрывок символизирует Христа и Его дел на земле: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида Хираму, царю финикийского города Тира, в сообщении о замысле построения храма в Иерусалиме: «Ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа, Бога своего, по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их стопы ног его. Ныне же Господь, Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. И вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего…» (3Цар 5:3-5).

Современнику Давида, пророку Нафану, было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен через пророка Нафана: «Будет непоколебим дом твой, и царство твое навек пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2 Цар. 7:1). Это пророчество о вечном Царстве Мессии имеет ряд параллельных пророчеств, о которых следует поговорить более обстоятельно. Чтобы понять и оценить значение этих пророчеств, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с жизнью царя Давида. Ведь царь Давид, будучи Богом помазанным царем и пророком, прообразовал высшего Царя и Пророка – Христа. Но должны будут пройти столетия, прежде чем люди поймут, что это царство не уподобится земным империям и что «Сын Давидов» придет не как воин и монарх. Природу Его духовного владычества постигнут – и то лишь отчасти – великие пророки. Им откроется, что святая Отрасль корня Давидова возрастет только тогда, когда будет срублено древо династии (Ис. 11:1 – 9). Ветхозаветная Церковь пройдет долгий путь, отделяющий Давида от Избранницы, Которая услышит слова Благовестника: «И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:31 – 33).

Заключение.

Таким образом, монархия представлена в Ветхом Завете не как идеал правления, а как снисхождение к маловерным, изменившим теократии. Более того, когда Самуил описывает монархическое правление, он дает ему скептическую оценку (1 Цар 8:10 – 18). Естественно, что ни о каком божественном происхождении царя в Ветхом Завете не могло идти речи. Он не был самодержцем и не стоял над законом. Во Втор. 17:14 – 20 прямо сказано, что монарх обязан, как и все, исполнять заповеди Божьи. Власть его не абсолютна и может быть отнята. Символом этого дара является обряд помазания елеем (маслом оливы). Этот обряд напоминал помазаннику и народу, что монарх во всем зависит от воли Божьей.

Вся Библия проникнута духом протеста против автократии. От времен Моисея политическим идеалом религиозных учителей Израиля оставался свободный союз верных, для которых единственным авторитетом является Закон Божий. Это была теократия, но не в смысле правления духовенства, а в смысле подлинного Боговластия. В теократическом правлении, основанном Моисеем, уже находились зародыши религиозной общины, Ветхозаветной Церкви и одновременно такого общества, которое построено не на произволе монарха, а на конституции и законе, ибо заповеди Ягве были равно обязательны как для простых крестьян и горожан, так и для предводителей, вождей, царей. В этом отношении Библия резко противостоит почти всему Древнему Востоку: в Ветхом Завете монархия приемлется лишь как терпимое зло, как несовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей.

В.Я. Канатуш

Апостол Павел говорит: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Он имел в виду, конечно, и Иеффая, и пророка Илью, но более всего Давида, а также многих других. Здесь он открывает один из величайших законов духовного мира: благословению предшествуют страдания, а славе — смирение (Пр. 15:33). Путь Господень ведет человека сначала вниз, затем вверх.

Отчего зависит, что два избранника Божия совершенно по-разному относятся к Богу? От их веры и послушания? Или от их благочестия? В чем секрет преданности человека Господу? Почему Давид оказался мужем по сердцу Божию, который исполнил все хотения Его, а Саул, тоже Его помазанник, не устоял в своем призвании и был отвергнут Богом от царства? И почему одни люди от рождения льнут к Богу, крепко любят Его и Его истину и повинуются Богу с радостью? А другие, тоже верующие, тоже служащие Богу, но и вера их, и любовь, и послушание — без огонька, без ревности, как бы по обязанности, по привычке, по традиции.

Саул не устоял в своем высоком избрании, потому что решил действовать независимо от Бога и Его повелений. Своим непослушанием он разорвал нить, связывающую его с Богом, и в результате был отторгнут от царства. На место Саула был избран его ближний, его зять и военачальник, Давид, как и сказал ему Самуил (1Цар. 15:28-29). Когда Самуил помазал Давида на царство, Дух Господень почил на нем, а от Саула отступил, «и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар. 16:13-14).

Что значит это выражение? Разве может Бог наслать на человека злого духа? «От Господа» — значит по закону, установленному Богом, по Его допущению. Непослушание и своеволие Саула были так велики, что Бог снял Свою охрану над ним и попустил злому духу мучить и терзать его (1Ин. 5:18; 1Кор. 5:5). Кроме того, древние евреи все относили к Богу, как к первопричине. Например: дух распри (Суд. 9:23), дух лжи (3Цар. 22:19-22), дух опьянения (Ис. 19:14), дух усыпления (Ис. 29:10). Сознание того факта, что Бог его отверг, а Самуил его оставил, подействовали на не-обуз-данный характер Саула угнетающе и вызвали у него припадки безумия (1Цар. 18:10; 19:9).

На примере Саула мы видим, как злой дух может овладеть и верующим человеком, когда тот откроет ему дверь в свою жизнь. А дверь открывается тогда, когда мы не соблюдаем законов духовной жизни и не храним себя в чистоте и верности Богу. Всякий грех, всякое отступление от Слова Божия влечет за собой последствия и наказание и дает сатане право вторгаться в жизнь человека. Поэтому Ап. Павел настойчиво предупреждает членов Церкви: «…не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Примеров тому сколько угодно и в Писании, и в практике жизни, особенно в наши дни умножения беззакония. Евангелие открывает много примеров бесноватых и одержимых, которых исцелил Иисус; почти все они были сыны и дочери Израиля, давшие место диаволу в своей жизни (Мф. 4:23).

Какая трагедия: иметь Духа Господня, быть Им помазанным на царство, совершать подвиги Его силой, а затем все это потерять и превратиться в настоящего одержимого, которого тяжко мучил дух зла, пока не привел его к смерти! Это хороший урок для нас: за непослушание Богу Дух Святой может оставить человека, а злой дух — занять Его место в сердце. С того времени, как Дух Святой отступил от Саула, Саул начал все более и более скатываться вниз, а Давид — все более и более возвышаться. Правда, Саул пытался утвердить себя вопреки своей отвер-женности Богом, пытался царствовать вопреки воле Божией, но сердце его ожесточилось и в этом ожесточении закостенело; он переживал тяжкую внутреннюю подавленность. Фактически Саул — это образ страшного внутреннего обнищания на путях своеволия, при-ведшего его к трагической развязке.

Волей небес случилось так, что юный Давид был позван к царю играть на гуслях, чтобы звуками духовных мелодий успокаивать его сердце, когда демон возмущал его. Давид очень понравился Саулу, особенно в тот день, когда он поразил Голиафа и стяжал славу для него и его народа. Но когда женщины в своих хороводах воскли-цали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1Цар. 18:6-8), это пробудило в нем болезненную подозрительность по отношению к Давиду, которая переросла в зависть: царь позавидовал возрастающему влиянию Давида, могущему стать претендентом на престол. Его влияние открывало в нем носителя нового духа и новой жизни от Бога. Зависть затем переросла в ненависть и во вражду.

«И было на другой день напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвож-ду Давида к стене. Но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил» (1Цар. 18:10-12).

Это была первая явная вспышка вражды со стороны Саула, которую он до времени старался еще скрывать от народа, потому что весь Израиль любил Давида. Но затем неприязнь переросла в конфликт, а конфликт — в затяжное преследование Давида. Саул, после победы Давида над Голиафом, увидел в Давиде угрозу своему трону. Так было всегда: присутствие духовного человека невыносимо для плотского, и рожденный по плоти гонит рожденного по духу (Гал. 4:29). Фактически это были яростные атаки бесовских духов, чтобы не допустить Давида до царства и преждевременно списать его с земли. Эти атаки продолжались (с небольшими перерывами) почти всю его жизнь. Это не Саул, не его душа, а злой дух через Саула ненавидел и преследовал Давида, боясь этого дерзновенного мужа Божия, наводившего великий ужас на власти тьмы.

Какие только замыслы вдальнейшем не строил Саул против Давида, чтобы устранить его! Он не мог выносить его присутствия в своем окружении, а потому назначил его военачальником и поручил вести войны Господни (1Цар. 18:17), тайно лелея мысль руками врагов умертвить его на поле брани. Но Давид везде действовал благоразумно, осмотрительно и успешно, ни в чем не подавая повода против себя, и одерживал победу за победой над врагами Израиля. За воинственность и отвагу он очень понравился всему народу и популярность его возросла еще более.

Влияние Давида на придворных Саула, на его сына и дочерей было так велико, что Саул проникся к нему еще большей завистью и ненавистью. Вместо того, чтобы воспользоваться авторитетом, величием, героизмом и успехами Давида во благо себе и народу, Саул в своей крайней подозрительности стал считать его своим величайшим врагом, сделавшись слепым орудием сатанинской мести. Давид же со своей стороны был кристально чист по отношению к Саулу, не посягал на его власть и не пытался силой отнять царский престол. Однако в своем ослеплении Саул не доверял Давиду и панически его боялся. Его борьба против Давида вытекала из его собственного сердца, а потому с непостижимой страстью Саул преследовал Давида и искал любого повода, чтобы его умертвить.

Он пытался его убить через Мелхолу, свою дочь (жену Давида), которая, впрочем, оказалась на стороне мужа и помогла ему спастись. Саул воздвиг гонение на родных Давида, изгнав их из страны и лишив благословений родины. Давид бежал в пус-тын-ные места иудейской земли и там скрывался, но и туда приходил Саул пресле-довать его. Какую непостижимую ревность и настойчивость сообщают духи зла человеку, чтобы заставить царя лазить по склонам гор, по пещерам и уще-льям земли, бродить по пустыням, подвергать себя неудобствам и лишениям! И ради чего? Чтобы уничтожить одного человека — своего соперника! Как видим, в по-го-не за святыми людьми силы зла не знают усталости и покоя, стремясь погубить хотя бы одного из тех, кто разгадал их козни и твердой верой противостал им.

Кто не испытывал этих томительных скитаний и тягот, когда негде скло-нить голову, тот не знает, до какого отчаяния они могут довести человека! Преследования Саула оказались столь тяжелы, что Давид в конце концов вынужден был вместе со своими женами и дружиной искать убежища в Гефе, у филистимского царя Анхуса. Анхус принял его, как героя Израиля, и в силу определенных соглашений предоставил ему и сопровождавшему его отряду город Секелаг для временного жительства. Без сомнения, это было ошибкой Давида, и этот шаг был продиктован скорее нуждой и отчаянием, нежели упованием веры. Там они прожили один год и четыре месяца. Бог, учитывая опасность такого сожительства с филистимлянами, вскоре вмешался и вынудил Давида оставить это убежище.

Однажды Давид со своими воинами отлучился. В это время амаликитяне напали на Секелаг, сожгли его, а женщин и всех, кто там был, увели в плен. Это происшествие повергло Давида и его дружину в смущение и великую скорбь. Но затем он укрепился упованием на Господа и, вопросив Его воли через ефод священника, догнал и поразил амаликинян, отнял награбленное и возвратил жен и всех людей. Этот эпизод произошел в то время, когда в сраже-нии с филистимлянами погиб Саул со своими сыновьями. Старейшины Иудеи пригласили Давида к себе и воцарили его в Хевроне над своим коленом.

Ставится вопрос: почему Давид, помазанник Божий, Его избранный сосуд, прежде чем взойти на царство, должен был терпеть такие жестокие гонения от отвергнутого Богом царя и скитаться «по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»? Почему Бог допустил ему это горнило страдания? И почему, отринув Саула и помазав Давида на царство, Бог тот час не предал Саула смерти, как он того заслуживал?

На это имеется три веских причины. Это по сути дела три тайны Божии, открытые через библейские образы.

1. Прежде всего, здесь демонстрируется характер самого Бога , Его великое чело-веколюбие и милосердие, Его благость и милость к людям и, в частности, к Саулу. Слово Божие говорит: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2Цар. 14:14). И еще: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).

Бог не хотел оставить Своего помазанника Саула в вечном отвер-жении, не хотел гибели его души, но искал способа отвратить его от злого пути, чтобы дать ему будущность и надежду (Иер. 29:11). Как ни грешен Саул перед Богом, как ни обманут, обольщен и даже одержим духом зла, который воспользовался его своеволием и ожесточил его сердце до безрассудства, любящий Бог все же искал пути спасти его душу. Давид это тоже понимал и содействовал Богу в этом.

Удивительно другое: Давид не посягнул на жизнь своего жестокого гонителя, который причинил ему тяжелейшие страдания. Давид почитал Саула, как помазанника Господня. Он духом понимал, что нельзя поднимать руку на того, кого поставил Сам Бог. Он считал помазанника Божия неприкосновенным и не позволил низменным, эгоистическим чувствам возобладать над собой. Он хотел получить царство из рук Самого Бога, а не захватывать его силой. Давид благоговел перед Божией волей и Его святостью и всем сердцем содействовал победе Благодати в личности Саула. Он не мог допустить, чтобы здесь сатана одержал победу и силы ада ликовали, а Бог печалился. Верой проникнув в тайну Благодати, тайну сердца Божия, он молится о Сауле, предоставляя Богу право его спасать.

Что же делает Господь?

Бог дает Саулу время убедиться, как он глубоко провинился перед Ним и что Давид по достоинству помазан на царство. Господь предоставил Саулу время для покаяния и осознания своего греха и открыл ему, что сатана его обманул и через него вредит делу Божию и губит его самого. Все это Саул в конце своей жизни понял и, надо полагать, перед смертью исповедал. Нам не показано, как он каялся, но милость Божия, несомненно, в нем восторжествовала — об этом свидетельствует плачевная песнь Давида (2 Цар. 1:17-27).

2. Вторая причина страданий Давида — их воспитательная роль. Бог проводил Давида не только через большие испытания, но сами эти испытания сделал для него школой послушания. Если Сына Божия во плоти Бог Отец учил послушанию через страдание (Евр. 5:8-9), то тем более многих из Своих детей, в особенности служителей, в том числе и Давида, помазанного на царство. Эти испытания закалили его дух, помогли возрасти в вере, в доверии Богу, словом, были школой, где Давид шаг за шагом постигал искусство духовной борьбы (Пс. 143:1) и победы над невидимым врагом (Пс. 26:1-3).

Бог учил его пути креста (Пс. 17; 21; 83), готовил быть отцом Иисуса Христа, Агнца Божия. Готовил Давида быть великим прообразом Христа страдающего, преследуемого и распятого. И как Христос прежде Своего воцарения прошел крестный путь, так и Давид, перед тем, как взошел на престол, был гоним, много бегал от Саула, и, хотя был помазан на царство еще при жизни Саула, фактически стал царем только после его смерти.

3. И третья причина страданий Давида в том, что диавол все время провоцировал его на грех и преступление. Он знал, что из дома и рода Давидова должен родиться Искупитель, Который поразит его. Поэтому он и обрушивал на Давида заранее продуманные, тонко рассчитанные и искусно подготовленные удары с тем, чтобы его погубить. Это были нападки со стороны сатаны, духа мира и людей, используемых властями тьмы.

Давид дважды был поставлен перед великим искушением убить Саула, когда тот попадался в его руки. Но он всякий раз разгадывал умысел сатаны и твердой верой противостоял ему в страхе Господнем: «Да не будет руки моей на помазаннике Господнем». Этим Давид не только победил искусителя и человекоубийцу, но совершенно сокрушил сердце Саула. И когда Саул понял, что Давид будет настоящим, богоугодным царем Израиля, он клятвенно просит Давида не искоренять его потомства (1Цар. 24:21-22).

Своим праведным обращением с Саулом Давид в своем сердце и духе наглядно осуществил завет Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благо-словляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-48). И Давид стал одним из любимых Его сыновей.

Но и после того, как Давид помиловал Саула и этим сокрушил его сердце, преследования не прекратились, что со всей очевидностью доказывает, что не человек, а сатана так страшно ненавидел Давида и гонялся за ним по пятам. Злой дух, мучивший Саула, гнал его искать своего соперни-ка во всех укромных местах иудейской земли, так что Давиду негде было скрыть-ся, и он убегал к филистимлянам. Помазанник Божий бежит от своих братьев, которым призван служить, — какой парадокс: он бежит к врагам своего народа! Но таков тернистый путь к престолу. Это точный прообраз того, как со Христом поступили иудеи: пришел к своим, и свои Его не при-ня-ли (Ин. 1:11). Тогда Он обратился к язычникам и из них составил Себе Цер-ковь.

До смерти Саула Давид оставался в изгнании, лишенный родины, общения со своим народом и поклонения Богу в земле предков. Великий и славный царь Израилев, князь Божий, любимец Господа и народа бегал по пещерам и ущельям земли, скрываясь, как преступник, испытал уничижение во всей его неприглядной наготе и беспощадности. Тот, кого Бог подготавливает для великого служения, проходит путем Агнца, путем, ведущим на заклание. Это путь сынов креста. Достойно управлять в Божием Царстве могут лишь те, кто достойно нес страдания.

Прежде чем Бог вознесет избранных Своих на высоту небес, в славу возлюбленного Сына, и воцарит вместе с Ним на престоле, Он проведет их извилистыми путями, как и Давида, и даст испытать гонения и крест. Научимся же достойно нести свой жребий по слову Иакова (1:2): «С великой радостью прини-майте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». А Господь сказал через пророка Иеремию (15:19): «И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь, как Мои уста». Это обетование принадлежит всем сынам креста. «Ничтожное» — преходящие земные страдания (Рим. 8:18), а «драгоценное» — те уроки, которые мы из них извлекаем, а также та слава, которая назначена в удел сынам креста.

Вера Давида во всех этих испытаниях, во всех превратностях судьбы возросла, укрепилась и закалилась так, что он мог сказать: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22).

Многому можно поучиться у Давида, гонимого Саулом, как он переносил испытания и уподобился Господу (Фил. 3:10), ибо страдание — высшая школа воспитания на земле. Бог проводил его скорбными долинами, чтобы научить его пути креста, по которому пойдет Сын Давидов, и выковать в сердце его истинный дух отцовства, дух Христов.

Вера и любовь Давида прошли семь огней и семь морей, все бездны земли, испытаны и переплавлены, как золото. Во всех испытаниях вера привела его к полной победе над духом мира, над обстоятельствами, над людьми Ваала, над диаволом и над смертью. Вера Божия давала ему силы с терпением проходить свое поприще, поддерживала и укрепляла его, потому что это была истинная живая вера.

Со смертью Саула скитания Давида окончились. Бог, помазавший его на царст-вование, исполнил Свой план: Давид воцарился ко всеобщей радости народа.

Ну, а Саул? Можно ли определить, какова судьба его души после смерти?

Бог отринул его от царства (1Цар. 13:13-14; 15:23-29; Деян. 13:21-22), но о том, что Он навечно отверг его душу, прямых указаний в Библии нет. Есть два косвенных места, позволяющих предположить, что Бог помиловал его.

1. 1Цар. 28:7-20 . Слова Самуила: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» наводят на мысль, что после смерти Саул оказался в преисподних местах земли «на лоне Авраамовом», где до воскресения Христа помещались души умерших святых и праведников (Лук. 16:22). Саул совершил два греха: 1) непослушание Богу, когда не исполнил Его требований, и за это нес возмездие до конца своих дней; 2) обращение к аэндорской волшебнице, что было строго запрещено в Израиле. За оба эти греха он поплатился царством, своими сыновьями (из-за него трагически погиб прекрасный Ионафан) и, наконец, собственной жизнью.

Когда Саул начал терять сознание Божия присутствия и водительства, тяжелые мысли и предчувствия угнетали его дух. Находясь в таком мрачном настроении, он и обратился к аэндорской волшебнице. Это был час полнейшего крушения его надежд и сил и он метался в поисках помощи. Но надо отдать должное тому, что при всем этом он не стал богохульником и не оставил защищать Израиля от врагов. Бог все это учитывал и старался вызвать в нем дух покаяния и осознание своих грехов, и это, я полагаю, было достигнуто, когда он лежал на поле брани. Хотя Писание умалчивает об этом, но это вытекает из самих обстоятельств его смерти. Израненный стрелками врагов, Саул лежит на равнине Изреель целый день. Он просит своего оруженосца прекратить его страдания, но тот отказывается умертвить царя. Тогда он сам падает на свой меч, но смерть не берет его. И вот тогда-то, страдая от ран, он вспоминает о Боге и в этих страданиях взывает к Нему о прощении и помиловании. В этот тяжелый для него час Бог не давал ему смерти до тех пор, пока его из груди не вырвался вопль покаяния. Он был буквально «выхвачен» (Ам. 4:11) из царства тьмы, спасен, «как головня из огня» (1Кор. 3:15).

2. 2Цар. 1:17-27 . Плачевная песнь Давида говорит тоже в пользу спасения Саула. В ней он выразил всю боль своей души. Слова этой песни удивительны и вселяют оптимизм: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные!.. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были… Как пали сильные на брани!..» Так устами Давида Дух Святой оплакивает великую потерю в Израиле, «красу» его, «сильных» его. О погибших к вечности так не плачут. И плакать так перед лицом своего осужденного врага способна только та душа, которая никогда не была врагом для него. Давид никогда не считал Саула своим врагом.

Писание, порицая Саула, вместе с тем показывает, что склонность к покаянию он вовсе не утратил. Когда Самуил его обличал, он каялся (1Цар. 15:24-25), хотя при этом обнаруживал больше страха перед последствиями своей вины, чем подлин-ного сокрушения. Но все же он проявил смирение вместе с исповеданием. Когда Давид дважды обличал его с любовью, он тоже сокрушался и каялся (1Цар. 24:9-20; 26:17-21). Это не был совершенно безнадежный человек, какие бы негативные чувства у нас он не вызывал. Мы должны понять нашего Господа, Его спасительную для человека цель, Его бесконечную милость и желание возвысить сотворенных Им. Его излюбленное дело — возвышать, а не губить человека (Еф. 1:18-21; Ин. 17:15,17,24). С этих позиций должно рассматривать и Саула, а не судить его, не приговаривать к погибели, ибо это не наше дело. Вместе с согрешениями и пороками, Саул имел немало достоинств: он был решительный человек (1Цар. 11:7), смел, мужествен, имел ревность по Богу (1Цар. 14:24), был скромен (1Цар. 10:22); эту скромность и непритязательность проявлял несмотря на царский сан, пренебрег своей настоящей резиденцией и продолжал жить в родном городе Гиве, в земле Вениамина.

Великое откровение Божие — спасение по Благодати — освободило Ап. Петра от предвзятости, лишило его духа суда (Деян. 10:28). И это откровение заставило Давида так горько оплакивать Саула. Давид плакал от печали за Бога. Бог ведь потерял Свою похвалу в Сауле (2Кор. 7:9-11). Саул пострадал за свой грех, но через падение Саула и делу Божию был нанесен определенный урон. Так весь Израиль глубоко сокрушался и плакал о славе Божией, когда было отсечено целое колено (Суд. 21:2-3).

О, если бы знали все члены церкви, что значит человек, рожденный Богом, в очах Его, то так пренебрежительно не относились бы ко всем отлученным, ушедшим и остывшим! Но у многих закрыты глаза на это дарованное Богом величие. Поэтому так убедительно, так наглядно объяснял Апостол святым и верным (Еф. 1:1), что нужен Дух премудрости и откровения для познания глубин Божьего сердца. А для этого необходимо, чтобы очи нашего сердца были просвещены (Еф. 1:15-18).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»