Понятие духовной жизни общества кратко. Духовная жизнь общества и культура

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

по теме: «Духовная жизнь общества»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008


Вступительная часть

1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

2. Основные элементы духовной жизни общества

3. Диалектика духовной жизни общества

Заключительная часть (подведение итогов)

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.


Вопрос №1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.

В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.


Вопрос №2. Основные элементы духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Во всех общественных явлениях в той или иной мере участвует духовность, представленная различными сторонами, видами и т.п. Поэтому определение места и роли духовного фактора в общественных явлениях и процессах - необходимый момент познания закономерностей общественной жизни. Теоретическая разработка проблем духовной жизни общества и его культуры наиболее важна для тех сфер практической деятельности, в которых духовные элементы играют заметную, иногда решающую роль. Методологическое значение этих понятий обусловлено их принадлежностью к системе фундаментальных категорий социальной философии, которые отражают основные явления общества в целом и раскрывают отношения между ними. Эта роль проявляется как при изучении исторического процесса в общем, так и в конкретном исследовании отдельных общественных явлений, когда необходимо выяснить соотношение между субъективной и объективной сторонами.

СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА

Жизнь общества - реальный жизненный процесс социального субъекта (лица, социальной группы, класса, общества), который проходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системой видов и форм деятельности как способ освоения и преобразования действительности человеком. В реальной жизни общества связаны и в равной мере необходимы как материальное, вещественное, так и идеальное, духовное. Для характеристики духовного в современной литературе используют категории «духовная жизнь общества», «духовное производство», «общественное сознание», «духовная культура». Эти категории очень близки по содержанию, но между ними существуют и определенные отличия.

Духовная жизнь общества - наиболее широкое понятие из всех упомянутых. Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их восприятия. Духовная жизнь - не только идеальные явления, но и ее субъекты, имеющие определенные потребности, интересы, идеалы, а также социальные институты, которые занимаются производством, распределением и сохранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации ит.п.).

Духовное производство - вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для удовлетворения духовных потребностей людей. Оно развивается на основе материального производства и имеет с ним общие черты. Однако духовному производству присущи и специфические черты. Основными среди них считаются следующие:

  • а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства - духовные ценности, мир идей;
  • б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то духовное производство - это ценности, которые только в конечном результате становятся общественно полезными;
  • в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или добавляется к чему-либо, т.е. исчезает как самостоятельный, то в процессе духовного производства происходит информационное использование предмета безотносительно к его материальной форме, т.е. предмет не только не исчезает, а может приобретать больший объем.

Как важная составляющая общественного производства - духовное производство выступает производством общественного сознания, в котором сосредоточено основное содержание духовной жизни общества. Это ядро, квинтэссенция духовной жизни.

Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отображения социальным субъектом окружающего мира, в частности, общественного сознания. Иными словами, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития (Франция эпохи Наполеона I; советское общество 20-х гг. XX в. или периода Великой Отечественной войны; российское общество после 1991 г.). Общественное сознание - не эмпирически существующее, самостоятельное духовное образование, а философская категория, обозначающая особенности отображения социальными субъектами социальной и природной действительности при определяющем влиянии общественного бытия, а общественное бытие - реальный процесс жизни людей. Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используемые для выявления того, что является преимущественно определяющим в общественной жизни. За этими пределами их противопоставление не имеет смысла. Идеальные, духовные компоненты в тесном переплетении пронизывают общественную жизнь. Общественное сознание - частица общественного бытия, а именно бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание.

Общественное сознание имеет чрезвычайно сложную, динамичную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Эта структура, как правило, анализируется в двух аспектах: гносеологическом (познавательном) и социологическом. По гносеологическим (познавательным) возможностям и особенностям отражения общественного бытия выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический.

Социологический аспект общественного сознания - момент его деятельности, неотделимый от системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. В таком аспекте общественное сознание дифференцировано по сферам и представлено социальной психологией и идеологией. Кроме того, выделяют формы общественного сознания, которые являются формами познания действительности и вместе с тем духовно-практическими формами осознания мира и человека (схема 14.1).

Схема 14.1. Структура общественного сознания

Обыденный уровень общественного сознания представляет собой отображение действительности в рамках повседневной жизни. Часто это сознание называют здравым смыслом. Обыденное сознание формируется стихийно, в процессе непосредственной жизни. Оно включает накопленные веками эмпирические знания, нормы и образцы поведения, представления, традиции. Это разрозненные и не систематизированные представления и знания о явлениях, лежащих на поверхности жизни и поэтому не требующих обоснования и доказательства. Теоретический же уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов. Он стремится проникнуть в сущность явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Только теоретическое сознание может выявлять закономерные тенденции и сложную диалектику развития общественной жизни во всей ее сложности и многогранности. Творцом теоретических знаний выступает относительно незначительная, профессионально подготовленная часть общества - научная интеллигенция.

Необходимо ли обыденное сознание при наличии теоретического? Да, необходимо. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать повседневное сознание. Однако, как бы ни развивались знания и наука, обыденное сознание всегда будет необходимо. В то же время абсолютизация обыденного сознания ведет к возникновению иллюзий и ошибок в общественном сознании. Важно, чтобы науки, в том числе общественные, оставались на теоретическом уровне, чтобы научные понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, поскольку в таком случае система знаний теряет свой научный статус.

Рассмотрим теперь социологический аспект структуры общественного сознания. Относительно данного аспекта в структуре общественного сознания выделяют две сферы - общественную психологию и идеологию. Общественная психология - совокупность социальных настроений и чувств, обычаев, традиций и общественного мнения, которые складываются стихийно, в процессе повседневной жизни общества. Общественная психология и эмпирические знания находятся на одном уровне общественного сознания. Но в общественной психологии доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология осуществляет регулятивную функцию непосредственной жизни людей. В ней отражаются психологические черты и чувственные состояния социальных групп и общества в целом. Можно говорить об особенностях национальной, классовой психологии, психологии религиозных групп и т.д.

Общественная психология с ее эмоциональной окраской играет важную роль в общественных движениях, побуждая людей к разнообразным видам деятельности. Поэтому государственным деятелям, политическим партиям, политикам важно изучать настроения людей, прогнозировать их реакцию на те или иные события.

Идеология - система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом. Идеология так же, как и общественная психология, направлена на регулирование общественных отношений. Между ними существуют единство и взаимодополнение. Тем не менее эти сферы общественного сознания имеют и некоторые отличия, а именно:

  • 1) общественная психология является непосредственной и стихийно сформировавшейся формой выражения интересов определенного класса или социальной группы; идеология же создается целенаправленно, определенными группами людей, занятых в сфере духовного производства;
  • 2) в отличие от общественной психологии идеология является упорядоченной и теоретически оформленной системой, т.е. в познавательном плане выступает на уровне теоретического сознания;
  • 3) общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, имеющих гомогенный, т.е. нерасчлененный, характер. Идеология же распадается на отдельные виды - политические, правовые, эстетические, религиозные и другие убеждения людей;
  • 4) общественная психология проявляется при решении практических задач обыденной жизни; идеология же направлена на решение глобальных социальных задач.

Следует различать идеологии прогрессивную и консервативную, реакционную, научную, относительно истинную и ненаучную, иллюзорную. Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она служит и как соотносится с потребностями общественного развития.

Никакая идеология не должна приобретать характер государственной, официальной, принудительной, иметь монополистичный характер. Она должна исходить из идеологического плюрализма, соперничества различных идеологий. Как свидетельствует практика, полная «деидеологизация» общества, т.е. устранение идеологии из его жизни, невозможна.

В структуре общественного сознания ведущее место принадлежит его формам. Формы общественного сознания - относительно самостоятельные, более или менее систематизированные духовные образования, отражающие определенные стороны объективного мира и общественного бытия. Каждая форма общественного сознания отражает мир во всей его целостности, но в соответствии со своей спецификой и своим назначением. Выделяют следующие формы общественного сознания: политическую, правовую, моральную, эстетическую, религиозную, философскую, научную и др.

Какого-либо одного признака, по которому можно было бы отличить одни формы общественного сознания от других, не существует. Исследователи, изучающие формы общественного сознания, выделяют четыре основных принципа, которые в совокупности могли бы служить таким критерием. Они считают, что формы общественного сознания различаются (схема 14.2):


Схема 14.2. Основные признаки разграничения форм общественного сознания

  • а) по предмету отображения. Их предметом выступают так называемые идеологические, или надстроенные общественные отношения, складывающиеся при непосредственном участии сознания. В политических взглядах, например, отображаются отношения субъектов политических процессов, в морали - отношение человека к человеку, коллективу, обществу;
  • б) по формам отображения. Они могут быть теоретико-понятийными, нормативно-оценочными, художественно-образными. Наука и философия отражают бытие в форме абстрактных логических понятий: материя, сознание, движение, масса, притяжение, инерция, ускорение, валентность и т.д. Мораль и религия пользуются нормативными оценочными понятиями: добро, зло, справедливость, совесть и др. Искусство отображает действительность в художественных образах;
  • в) по особенностям своего происхождения и развития. Возникновение и развитие каждой из форм связаны с определенными общественными условиями и потребностями. Первой нерасчлененной формой сознания была мифология. Она возникла и была единой формой духовности на начальных этапах развития общества. Мифология содержала зародыш всех будущих форм и способов духовного освоения мира. С разделением труда на материальный и духовный произошла дифференциация мифологического сознания. Возникли система морали, религия, искусство, философия, политическое и правовое сознание, наука;
  • г) по выполняемым социальным функциям. Разные формы сознания обслуживают разные формы социальной деятельности, удовлетворяют разные социальные потребности и поэтому выполняют различные функции. Наука и философия имеют познавательную и мировоззренческую нагрузки. Политическое и правовое сознание выражает и защищает интересы определенных социальных групп в вопросах о власти, государстве и праве. Мораль выступает в роли неофициального регулятора отношений между людьми в нематериальной сфере, опираясь при этом не на силу закона, а на авторитет общественной мысли. Искусство удовлетворяет высокие духовные и культурные потребности, присущие только человеку.

Формы общественного сознания не только различаются, но и имеют общие черты. Все формы имеют один объект отображения - материальную жизнь общества, общественное бытие; все они выступают как отдельные виды единого духовного комплекса - общественного сознания; все формируются и функционируют на обоих уровнях (за исключением научного сознания): и обыденном, и теоретическом (на теоретическом уровне они проявляются более ярко). Все формы тесно взаимосвязаны, взаимно проникают и взаимно обогащают друг друга.

В любом современном обществе чрезвычайно важной формой общественного сознания является политическое сознание. Это совокупность идей, взглядов, учений, политических установок, отражающих социально-групповые, классовые отношения в обществе, центром которых является определенное отношение к власти. Само понятие «власть» - ключевое для политического сознания. Политическое сознание включает идеологический и психологический аспекты. Первый связан с идеологией как системой взглядов, идей, отражающих коренные интересы определенных социальных слоев, групп и т.п. Второй аспект связан с психологией, основанной на несистематизированных взглядах, чувствах, настроениях определенных субъектов политических отношений.

С политическим сознанием тесно связано правосознание - совокупность идей и взглядов относительно правомерности или неправомерности действий, прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости юридических законов. Правосознание обеспечивает общественный порядок, регулирует общественные отношения, исходя из сформулированных и утвержденных правовыми учреждениями требований надлежащего, с точки зрения закона, поведения. Правосознание на уровне индивида является осознанием и отстаиванием своих прав путем определения и соблюдения соответствующих обязанностей.

Право не может регулировать все без исключения общественные отношения, оно регулирует только важнейшие из них с точки зрения государства. Остальные общественные отношения регулируются моралью (а также обычаями, традициями, ритуалами, которые частично входят в мораль). Моральное сознание является суммой правил общественно одобренного поведения индивидов. Оно охватывает действительность в виде моральных норм - требований, которых должен придерживаться человек в соответствии с установками общества и с точки зрения собственных представлений о добре и зле. Требования морали не закреплены в каких-то учреждениях или заведениях. Они поддерживаются общественным мнением, властью традиций и обычаев, установленными нормами, оценками общества и социальных групп. Моральное сознание на уровне общества - это требования, предписываемые индивиду, которые он должен выполнять в силу своих социальных обязательств. Таким образом, общественная мораль является способом адаптации к общественной среде, сферой общественной необходимости.

Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, которое давало бы им духовное наслаждение, вызвали к жизни искусство и эстетическое сознание. Они возникли, как и другие отношения и формы сознания, отвечающие им, на основе общественно-исторической, прежде всего производственной, практики людей. Специфика эстетического сознания определяется его предметом, художественно-образным способом отражения действительности и функциями. Эстетическое сознание включает вкусы, представления, мысли, идеалы, взгляды и теории, отражающие эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, созданных самим человеком. Действительность в эстетическом сознании отображается через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комичного и трагичного. Это отражение происходит на идеологическом и обыденнопсихологическом уровнях.

Важную роль в духовной жизни общества играют религия и религиозное сознание , охватывающее религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее четкую систему религиозных идей, взглядов на мир. Она, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология складывается в основном стихийно, непосредственно в процессе отражения повседневных условий жизни людей, включает несистематизированные религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное. Существенное место в обыденном религиозном сознании занимает процесс религиозного поклонения, или культ, который представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В процессе такого поклонения человек поддается значительному и разностороннему духовно-эмоциональному, психологическому влиянию.

Между религиозным и философским сознанием есть нечто общее. И религия, и философия направлены на осознание предельного смысла человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связей человека с мировым универсумом. Но это осознание осуществляется разными способами, разными путями. Так, философия - это теоретические, понятийные размышления над проблемами смысла человеческого существования. Это приближает ее к науке. Однако в отличие от науки философия служит не только целям теоретического познания, но прежде всего целям человеческого самоопределения в мире, целям достижения согласия между человеком и миром его бытия. Поэтому высшей ценностью философского познания является мудрость как переживание и осознание истины, личное постижение смысла и знания сущего, путей творческого саморазвития человека. Религия же опирается не на знание, а на религиозную веру и указывает человеку духовно-практический путь постижения смысла жизни. Она дает человеку духовные ориентиры для достижения бессмертия, используя специфические формы осознания единства человека и Вселенной.

Наука как форма общественного сознания направлена на отображение объективных закономерностей и связей природного и социального мира. Она систематизирует объективные знания о действительности интеллектуально-понятийным (рациональным) способом. Результатом и основной ее ценностью является истина. Наука имеет теоретический и эмпирический (экспериментально-исследовательский) уровни исследования и организации знаний, опирается на специально созданную систему научных методов познания и передачи знаний людям. Как социальный институт наука оформилась в XVII-XVIII вв. По видам она делится на гуманитарные, технические науки и природоведение.

Важное место в структуре общественного сознания принадлежит его носителям: массовому, коллективному и индивидуальному сознанию. Массовое сознание - уровень общественного сознания, субъектами которого выступают человеческие общности, составляющие большинство населения. Массовое сознание возникает на основе общности социально- экономических, идейно-политических и культурно-этнических условий жизни многих людей и включает наиболее распространенные, типичные представления, взгляды, устремления, идеалы, настроения и эмоции, обычаи и традиции, которые формируются в процессе духовно-практического освоения мира и непосредственно включены в повседневную практическую деятельность. Массовое сознание - интегрирующее проявление взаимодействия индивидуального и группового уровней общественного сознания. Оно формируется под влиянием научно-теоретического и обыденного сознания, идеологии и социальной психологии. Массовое сознание выступает непосредственной побудительной силой социальных действий масс, их социально-преобразующей деятельности.

Индивидуальное сознание - духовный мир каждой личности. Человек, как существо общественное видит мир сквозь призму определенного социума - общества, нации, класса, эпохи в целом. В индивидуальном сознании отображаются общественные идеи, цели, идеалы, знания, верования, которые рождаются и существуют в социальной среде. Сознание - отражение общественного бытия индивидов, оно всегда проявляется в общественной форме. В одном случае человек отображает мир и осознает свое бытие в форме мифологического сознания, в другом - философского, научного сознания, в третьем - художественного, религиозного и т.п. Сознания как такового, вне и независимо от конкретной общественной формы, просто не существует. Общественное сознание и является формой существования индивидуального сознания в общественной форме, в виде определенного совокупного результата человеческой деятельности, в форме общего достояния, достижений общества (схема 14.3).


Схема 14.3. Соотношение общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание не является простой совокупностью индивидуальных сознаний. Его особенностью является то, что оно, пронизывая индивидуальное сознание, формируя его, обретает объективную, независимую от индивидов и их сознания форму существования. Общественное сознание воплощается в разнообразных объективных формах духовной культуры человечества - в языке, науке, философии, искусстве, политике и праве, морали, религии и мифах, в народной мудрости, социальных нормах и представлениях социальных групп, наций, человечества. Все эти элементы существуют независимо от индивидуального сознания и общественного бытия, они относительно самостоятельны, имеют собственные особенности развития, наследуются, передаются из поколения в поколение. Каждый индивид формирует свое сознание путем освоения общественного сознания.

Но индивидуальное сознание (также, как и общественное) является относительно самостоятельной системой, не может абсолютно определяться общественным сознанием. Духовный мир человека имеет личностнонеповторимую форму. Индивидуальные черты сознания индивида связаны не только с конкретными особенностями его жизнедеятельности, но и зависят от его нейрофизиологической структуры, особенностей психики, генетической организации, от уровня его собственных сил и способностей.

В своем развитии индивидуальное и общественное сознание опосредуют друг друга: каждый индивид развивает свое сознание через творческое постижение д уховных достижений прошедших поколений и современности, а духовность человечества развивается благодаря индивидуальным достижениям и духовным открытиям отдельных личностей.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по теме: «Духовная жизнь общества»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008


Вступительная часть

1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

2. Основные элементы духовной жизни общества

3. Диалектика духовной жизни общества

Заключительная часть (подведение итогов)

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.


Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

Идеи, теории, образы, духовные ценности;

Духовные общественные связи индивидов;

Сам человек, поскольку он, кроме прочего, – существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.


Список использованной литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

4. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

5. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

8. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

9. Франк С.Л Духовные основы общества. - М., 1992.


Литература:

Основная

1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. *Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

3. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

4. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

Дополнительная

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

2. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

5. Франк С.Л Духовные основы общества. – М., 1992.

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.

В любых общественных явлениях определенной степени задействована духовность, которая представлена??различными сторонами, видами и т.д.. Поэтому определение места и роли духовного фактора в общественных явлениях и процессах становится необ бхидним моментом познания закономерностей общественной жизни. Теоретическая разработка проблем духовной жизни общества и его культуры прежде всего важна для тех сфер практической деятельности, в которых духовные элементы играют заметную, иногда решающую роль. Методологическое значение этих понятий определяется их принадлежностью к системе фундаментальных категорий социальной философии, отражающие главные я выше общества в целом и раскрывают отношения между ними. Эта роль проявляется как при изучении исторического процесса в целом, так и в конкретном исследовании отдельных общественных явлений, когда надо выяснить и соотношение между субъективной и объективной сторонамнами.

Какой же смысл духовной жизни общества и его культуры?

1 Сущность духовной жизни общества и его структура

Жизнь общества - это реальный жизненный процесс социального субъекта (личности, социальной группы, класса, общества в целом), что происходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системы стем видов и форм деятельности как способа усвоения действительности человеком. В реальной жизни общества соединены и одинаково необходимы как материальное, вещное, так и идеальное, духовное. Для характеристики дух овного в современной литературе пользуются категориями"духовная жизнь общества","духовное производство","общественное сознание","духовная культура "Эти категории очень близки по смыслу, но между ними существует и определенная разницатом, але між ними існує і певна відмінність.

Духовная жизнь общества - наиболее широкое понятие за все упомянутые. Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений ь, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их усвоения. Духовная жизнь - это не только идеальные явления, но и его субъекты, у которых есть определенные потребности, интересы, идеалы и имеющие с оциальни институты, занимающиеся производством, распределением и хранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и др.о).

Духовное производство - это вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для духовных потребностей людей. Духовное производство развивается на основе материального производства и имеет с ним общие и черты. Однако духовному производству свойственны специфические черты. Основными являются такиекі:

а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства - духовные ценности, мир идей;

б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то производство духовное - это ценности, только в конечном итоге становятся общественно полезными;

в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или прилагается к чему-то, то есть исчезает как самостоятельный, - то в процессе духовного производства происходит и информационное использования предмета безотносительно к его материальной формы, т.е. предмет не только не исчезает, а может иметь гораздо большее объем.

Как важная составляющая общественного производства духовное производство выступает как производство общественного сознания, в которой сосредоточен основной смысл духовной жизни общества. Это ядро, квинтэссенция духовной вного жизненноя.

Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отражения социальным субъектом окружающей ишнього мира, в частности общественного сознания. Иначе говоря, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития (Франция эпохи. Наполеона I; ра советских общество 20-х годов или периода. Великой. Отечественной войны; общество в Украине после 1991 г). Общественное сознание является самостоятельным духовным образованием, существует не эмпирически, а как философскую а категория, обозначающая особенность социальных субъектов отражать общественное бытие как реальный процесс жизни людей. Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используют вуют для выявления того, что является преимущественно определяющим, таким, которое определяется в общественной жизни, за этими пределами их противопоставление не имеет смысла. Идеальные, духовные компоненты неотрывно вплетены, о них изують общественную жизнь. Общественное сознание - часть общественного бытия, а само бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознаниеомість.

Общественное сознание имеет чрезвычайно сложную динамическую структуру, которая обусловлена??структурой общественного бытия. Анализ этой структуры осуществляется в двух аспектах: гносеологическом (познавательном) и со оциологичному. По гносеологическими (познавательными) возможностями и особенностями отражения общественного бытия выделяют два уровня общественного сознания: обыденное и теоретическоеий.

Социологический аспект общественного сознания - это момент ее деятельности, не отделен от той системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. В этом аспекте общественное сознание дифференцирует ется по сферам и представлена??социальной психологией и идеологией. Кроме этих элементов, выделяют формы общественного сознания , которые являются формами познания действительности и вместе с тем духовно-практическими фор мамы осознания мира и человекни.

Рассмотрим эти элементы общественного сознания подробнее. Буденный уровень общественного сознания представляет собой отражение действительности в пределах повседневной жизни. Часто обыденное сознание называют здоровым м смыслом. Обыденное сознание формируется стихийно, в процессе непосредственного жизнь. Она включает накопленные веками эмпирические знания, нормы и образцы поведения, представления, традиции. Это разрозненные и несистематизированы представления и знания о явлениях, лежащих на поверхности жизни и потому не нуждаются в обосновании и доведение. Теоретический же уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов. Он стремится проникнуть в суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития функционирования. Только теоретическое сознание может обнаруживать закономерные тенденции и сложную диалектику развития общественной жизни во всей его сложности и многогранности. Творцом теоретических знаний являются относительно незначительное профессионально подготовленный части на общества - научная интелигенциелігенція.

Нужна обыденное сознание при наличии теоретической? знания, наука, обыденное сознание будет необходима. Однако абсолютизация обыденного сознания ведет к возникновению иллюзий и заблуждений в общественном сознании. Важно, чтобы науки, в частности общественные, залы шалися на теоретическом уровне, чтобы научные понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, поскольку в этом случае система знаний теряет свой научный статуатус.

Рассмотрим теперь социологический аспект структуры общественного сознания. По этим аспектом в структуре общественного сознания определяют две сферы-общественную психологию и идеологию. Общественная психология - это совокупность социальных настроений и чувств, обычаев, традиций и общественного мнения, складываются стихийно, в процессе повседневной жизни общества. Общественная психология и эмпирические знания нахожусь стоит на одном уровне общественного сознания. Но в общественной психологии доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология осуществляет регу лятивну функцию непосредственной жизни людей. В ней отражаются психологические черты и чувственные состояния социальных групп и общества в целом можно говорить об особенностях национальной, классовой психологии й, психологии религиозных групп тощуп тощо.

Общественная психология с ее эмоциональной окрашенности играет важную роль в общественных движениях, побуждая их к различного рода действий. Поэтому государственным деятелям, политическим партиям, политикам важно изучать ты настроения людей, прогнозировать их реакцию на те или иные событияї.

Идеология - это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества. Идеология так же, как и сус общая психология, направленная на регулирование общественных отношений. Между ними существует единство и взаимодополнение. Однако эти сферы общественного сознания имеют и определенные различия, а именноме:

1) общественная психология является непосредственным и стихийно сложившимся выражением интересов определенного класса или социальной группы, идеология же создается целенаправленно, определенными группами людей, занятых в сфере и духовного производства

2) в отличие от общественной психологии, идеология упорядоченной и теоретически оформленной системой, т.е. в познавательном плане выступает на уровне теоретического сознания;

3) общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, которые имеют гомогенный, т.е. нерасчлененный характер. Идеология же распадается на отдельные виды - политические, правовые, эстетические, религиозные т и иные убеждения людей;

4) общественная психология находит свое проявление при решении практических задач повседневной жизни, идеология же направлена??на решение глобальных социальных проблем

Следует различать идеологию прогрессивную и консервативную, реакционную и научную, относительно истинную и ненаучное, иллюзорную. Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она должна соот даты и как соотносится с потребностями общественного развития.

Никакая идеология не должна приобретать характер государственного, официального, принудительной, иметь монополистический характер. Она должна исходить из идеологического плюрализма, соперничества различных идеологий. Практика св. Отчего, что надежды на полную"деидеологизацию"общества, т.е. лишение идеологии вообще, не оправдалисьвиправдалися.

В структуре общественного сознания ведущее место принадлежит ее формам. Формы общественного сознания - это относительно самостоятельные, более или менее систематизированные по уровню духовные образования, отражающих пе евни стороны объективного мира и общественного бытия. Каждая форма общественного сознания отражает мир во всей его целостности, но согласно своей специфики и своего назначения. Определяют такие фор мы общественного сознания, как: политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная тощощо.

какой-то одной признаки, что по ней можно было бы отличить одни формы общественного сознания от других, не существует. Исследователи, занимающиеся изучением форм общественного сознания, выделяет четыре основные них принципы, в совокупности могли бы быть таким критерием считают, что формы общественного сознания отличаютсяя:

а) по предмету отражения;

б) по формам отображения

в) по особенностям своего происхождения и развития;

г) за выполняемыми ими социальными функциями

форм общественного сознания присущи не только различия, им присущи и общие черты. Все формы имеют один объект отражения - материальная жизнь общества, общественное бытие, все они выступают ь как отдельные виды единого духовного комплекса - общественного сознания; все складываются и функционируют на обоих уровнях (за исключением научной сознания): и обыденной, и теоретическом (на теоретическом уровне и они оказываются более отчетливо). Все формы находятся во взаимосвязи, взаимопроникают и взаимообогащаютсяся.

В каждом современном обществе чрезвычайно важной формой общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание-это совокупность идей, взглядов, учений, политических установок, видображают во социально-групповые, классовые отношения в обществе, центром которых является определенное отношение к власти. Само понятие власти является ключевым для политического сознания. Политическое сознание включает идеологический и псих ологичний аспекты. Идеологический аспект связан с идеологией как системой взглядов, идей, отражающих коренные интересы определенных социальных общностей, слоев, групп и т.д.. Психологический аспект связан ный с психологией, основанной на несистематизированных взглядах, чувствах, настроениях определенных субъектов политических относиносин.

С политическим сознанием тесно связана правовое сознание. Правосознание - это совокупность идей и взглядов относительно правомерности или неправомерности действий, прав и обязанностей членов общества, справедливой ности или несправедливости юридических законов. Правовое сознание обеспечивает общественный порядок, регулирует общественные отношения, исходя из сформулированных и утвержденных правовыми учреждениями и заведениями требований надлежащей, с точки зрения закона, поведения. Правосознание на уровне индивида является осознанием и отстаиванием своих прав путем определения и соблюдения соответствующих обязанностейків.

Право не может регулировать все без исключения общественные отношения, оно регулирует лишь наиболее важные, с точки зрения государства, отношения. Остальные общественных отношений регулируется моралью (а также привычками, традициями и, ритуалами, общественным мнением, которые частично входят в мораль). Нравственное сознание является суммой правил общественно одобренной поведения индивидов. Она охватывает действительность в форме моральных норм - требования, которые должна придерживаться человек по обществом и собственным представлениям добра и зла. Требования морали не имеют подтверждения в определенных учреждениях или учреждениях. Они поддерживаются общественным мнением, властью н ичаив, установленным нормам, оценкам общества и социальных групп. Моральное сознание на уровне общества - это те требования, которые приписываются индивиду и которые он должен выполнять в силу социального обязанности. Таким образом, общественная мораль является способом адаптации к общественной среде, сферой общественной необходимостиідності.

Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, что давало бы им духовное наслаждение, вызвали к жизни искусство и эстетическое сознание. Они возникли, как и другие отношения и формы сознательно ости, соответствующие им, на основе общественно-исторической, прежде производственной практики людей. Специфика эстетического сознания определяется ее предметом, художественно-образным способом отражения дийснос те и функциями. Эстетическое сознание включает вкусы, представления, мысли, идеалы, взгляды и теории, которые отражают эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, ство ренных самим человеком. Отображение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и подлого, комического и трагического. Это отображение осуществляется на ид еологичному и обыденно-психологическом уровняівнях.

Важную роль в духовной жизни общества играет религия и религиозное сознание. Она охватывает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее стройную систему в религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная идеология, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология, складываясь главным образом стихийно, непосредственно в процессе отражается ния повседневных условий жизни людей, включая несистематизированы религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные главным образом с верой в сверхъестественное. Существенное место в бытовой религиозного сознания и занимает процесс религиозного поклонения или культ, представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В ходе осуществления такого поклонения человек испытывает значительное и разностороннего духовно-ем оцийного, психологического влияниевпливу.

Между религиозной и философской сознанием есть нечто общее. И религия, и философия направлены на осознание предельных смыслов человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связи человека с мировым уни иверсумом. Но это осознание осуществляется различными способами, разными путями. Так, философия - это теоретические, понятийные размышления над проблемами смысла человеческого существования. Это приближает. Ее к науке. Но, отличие от науки, философия служит не только целям теоретического познания, но и целям, и прежде всего, человеческого самоопределения в мире, целям согласия между человеком и миром его бытия. Поэтому высшей ценностью ф илософського познания является мудрость, как переживание и осознание истины, как личное постижения смыслов и знаний всего, что существует, путей творческого саморазвития человека. Религия, опираясь не на знания, а на религиозную веру, указывает на духовно-практический путь постижения смысла жизни. Она дает человеку духовные ориентиры для достижения бессмертия, имея специфические формы осознания единства человека и мир і світу.

Наука как форма общественного сознания направлена??на отражение объективных закономерностей и связей природного и социального мира. Она систематизирует объективные знания о действительности интеллектуально-п понятийным (рациональным) способом. Результатом и основной ее ценностью является истина. Наука имеет теоретический и эмпирический (экспериментально-исследовательский) уровне исследования и организации знания, опирается на спе циально разработанную систему научных методов познания и доведения знаний для людей. Как социальный институт наука оформилась в XVII-XVIII вв. По своим видам наука делится на гуманитарные, технические нау ки и естествознаниевство.

Важное место в структуре общественного сознания принадлежит ее носителям: массовой, коллективной и индивидуальной сознания. Массовое сознание - это уровень общественного сознания, субъектами которой выступают ве елико сообщества, составляющие большинство населения. Массовое сознание возникает на почве единства социально-экономических, идейно-политических и культурно-этнических условий жизни многих людей и включает распространенные, типовые представления, взгляды, стремления, идеалы, настроения и эмоции, обычаи и традиции, которые формируются в процессе духовно-практического освоения мира и непосредственно вплетены в повседневную пра тического деятельность. Массовое сознание является интегрирующим проявлением взаимодействия индивидуального и группового уровней общественного сознания. Она формируется под влиянием научно-теоретической и обыденного сознания, идеолого огии и социальной психологии. Массовое сознание выступает непосредственно побудительной силой социальных действий масс, их социально преобразующей деятельностиності.

Индивидуальное сознание - это духовный мир каждой личности

Человек как общественное существо видит мир сквозь призму определенного социума - общества, нации, класса, эпохи в целом. В индивидуальном сознании отражаются общественные идеи, цели, идеалы, знания, верования я, рождаются и существуют в социальной среде. Сознание является отражением общественного бытия индивидов, она всегда находит свое проявление в общественной форме. В одном случае человек отражает мир и осознает свое бытие в форме мифологического сознания, во втором - философской, научной сознания, в третьем - художественной, религиозной и т.. Сознания как таковой, независимо от конкретной общественно й формы, просто не существует. Общественное сознание и является существованием сознания в общественной форме в виде определенного совокупного результата человеческой деятельности, в форме общего достояния, достижений обществьства.

Общественное сознание не является простой совокупностью индивидуальных сознаний. Особенностью общественного сознания является то, что она, пронизывая индивидуальное сознание, оформляя ее, приобретает объективной, независимый ежно от индивидов их сознания, формы существования. Она воплощается в различных объективных формах духовной культуры человечества - в языке, науке, философии, искусстве, политике и праве, морали, религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и представлениях социальных групп, наций, человечества в целом. Все эти элементы существуют относительно независимо от индивидуального сознания и общественного бытия, является относительно самостоятельными, имеют свои особенности развития, наследуются, передаются от поколения к поколению. Каждый индивид формирует свое сознание через освоение общественного сознанияості.

Но индивидуальное сознание так же, как и общественное, является относительно самостоятельной системой, она не является абсолютно определенной только общественным сознанием. Духовный мир человека имеет индивидуально-неповторимую форм м. Индивидуальные черты сознания индивида связаны не только с конкретными особенностями его жизнедеятельности. Они зависят от его нейрофизиологических структур, особенностей психики, генетической орга низации, от уровня его собственных сил и способностейтей.

В своем развитии индивидуальная и общественное сознание опосредствуют друг друга: каждый индивид развивает свое сознание через творческое постижение духовных достижений прошлых поколений и современности, а разви иток духовности человечества осуществляется через индивидуальные достижения, духовные открытия отдельных личностей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»