Пособие по внеурочной деятельности фгос. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям фгос

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Необходимо пояснить требования к обеспеченности учебниками и учебными пособиями предметов учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В перечне таких курсов находятся и элективные курсы и спецпредметы, учебники по которым не входят в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников. Каким образом должны комплектоваться учебниками такие предметы при проверке лицензионных требований? Каковы требования к обеспеченности пособиями, учебниками для внеурочной деятельности, дополнительного образования?

Ответ

Учебники для внеурочной деятельности должны использоваться из федерального перечня учебников и пособия, допустимые к использованию при реализации ООП. При реализации ДОП образовательная организация вправе выбирать любые учебники и определять требования к нормам обеспеченности ими самостоятельно.

<…>Внеурочная деятельность - это то, что включено в план внеурочной деятельности как компонент основной образовательной программы. <…>

<…>Внеурочную деятельность регламентирует организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.<…>

Учитывая, что внеурочная деятельность является частью ООП, то нормы обеспеченности учебниками для внеурочной деятельности определяется в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе и устанавливаются соответствующими ФГОС ( Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими , осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный перечень учебников утвержден .

Таким образом, следует использовать учебники для внеурочной деятельности из вышеуказанных перечней. Использование учебников (учебных пособий), не входящих в перечни, при реализации ООП не допускается.

Что касается предметов по дополнительным образовательным программам, то обучение по ним вынесено за пределы ФГОС.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выбор учебников и пособий по таким предметам, требования к обеспеченности учебниками по ним ОО определяет самостоятельно. С целью урегулирования данного вопроса на уровне ОО может быть издан соответствующий локальный акт.

по внеурочной деятельности


Любимова Ольга Петровна - учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 60

«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»- писал В.А. Сухомлинский. Но чтение – это и прекрасное средство воспитания. Одной из важнейших задач современной школы всегда являлось патриотическое воспитание, так как детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Психолог И. А. Агапова и кандидат педагогических наук М. А. Давыдова в своей книге «Мы – патриоты!» отмечают, что «к сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в средствах массовой информации мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено недостаточным количеством учебно-методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме».

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому именно на данном возрастном этапе так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал и выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм" и т. д., поток которых год от года растет. В столь опасной ситуации рассматриваемая тема представляется особенно актуальной.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию. Таким образом, важно методично и грамотно повышать уровень осознания любви к Родине и понимания своей гражданской позиции у младших школьников. Чтобы добиться поставленной задачи необходимо детально изучить материалы художественных произведений, на базе которых будет вестись работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников.

В статье «Патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения» опубликованной в журнале «Народная школа» № 2, 2005г. автор предлагал тематику уроков, направленных на воспитание патриотических чувств, и рекомендовал соответствующую этим темам литературу. На тот период автор работал по системе Л. В. Занкова. Но в соответствии с программой курса «Окружающий мир» в рамках «Перспективной начальной школы», по которой автор преподаёт в данное время, тематика уроков внеклассного чтения была откорректирована. А именно, темы занятий по внеклассному чтению во 2 классе раскрывают темы курса «Окружающий мир» 4-го класса и даны в хронологической последовательности (в отличие от курса «Окружающий мир»).

Изменение тематики внеклассного чтения повлекло за собой изменение подбора художественной литературы для изучения новых тем. С этой целью автором был изучен и проанализирован фонд исторической литературы библиотеки школы № 60 и Центра семейного чтения имени В. И. Чапаева. На основе этого анализа был осуществлён подбор художественной литературы, соответствующий младшему школьному возрасту (см. таблицу 1).

Кроме того, автор предлагает для изучения некоторых тем использовать художественные и мультипликационные фильмы. Это усиливает эмоциональное вездействие исторического события на детей, способствует лучшему запоминанию фактов и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование у них чувства патриотизма.

Таблица 1.

Темы занятий во 2 классе,

список предлагаемой литературы и видеоматериалов.


Тема занятия

Рекомендуемые источники

1. Наши предки в далёком прошлом

  • Алешковский П. Как новгородцы на Югру ходили. М.: Малыш, 1988 г.

  • Владимир Мономах: Жизнь великих людей. М.: Литературная Россия, 1993 г.

  • Воскобойников В. М. Князь Владимир. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003 г.

  • Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г.

  • Енькка Елена. Повествование о чувашах. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 2001 г.

  • История древней крепости. Московский Кремль. М.: Белый город, 2001 г.

  • Крещение Руси. М.: Советская Россия, 1992 г.

  • Легенда о Московии. М., ГПИ «Искона», 1992

  • Муравьёв В. Во времена Перуна. Киев. Новгород. М.: Детская литература, 1980

  • Муравьёв В. На ладьях в тридевятое царство. М.: Детская литература, 1994 г.

  • Обухова Л. Давным-давно. М.: Детская литература, 1989.

  • Обухова Л. Доброслава из рода Бусова. Малыш. 1990 г.

  • Путешествие в историю России. М., Детская литература, 1993 г.

  • Рассказы о древней Руси.М.: Детская литература,1992 г.

  • Русская крепость. М.: Детская книга, 1985 г.

  • Русские богатыри. М.: Детская литература, 1974.

  • Русское оружие. ТОО «Феникс», 1994.

  • Сердце России. Москва. / Жукова Л. М. М.: Белый город, 2001 г.

  • Тафаев Г. Атлас «Введение в чувашскую историю». Чебоксары, 2001 г.

  • Тафаев Г. Введение в историю чувашского народа . РГУП «ИПК» Чувашия: Чебоксары, 2001 г.

  • Фингарет С. Богат и славен город Москва. Л.: Детская литература, 1980.

  • М/ф. по мотивам В. Иванова «Русь Изначальная»: «Детство Ратибора», «Легенда о княгине Ольге», «Слово о полку Игореве», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Вольга Всеславьевич», «Никита Кожемяка»,

  • Х/ф. «Садко» Мосфильм, 1952 г.

2. Монголо-татарское нашествие

  • Василиса Микулична и Ставёр Годинович./Былины. М.: Малыш, 1984 г./

  • Между двух огней. /Митяев А. В. Ветры Куликова поля: Рассказы. М.: Детская литература, 1984 г./

  • Набег Тохтамыша./Сукневич И. Битва на поле Куликовом. М.: Молодая гвардия, 1977 г./

  • Нашествие. /Голицын С. М. Сказание о Земле Московской. М.: Детская литература, 1990 г./

  • Орда и русские князья. /Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1988 г./

  • Ордынский смерч. /Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г./

  • Ордынские тягости. /Дегтярёв А., Дубов И. От Калки до Угры. Л.: Детская литература, 1986 г./


  • М/ф. «Василиса Микулична», «Сказ о Евпатии Коловрате»

3. Борьба Руси с завоевателями.

  • Великий князь Александр Невский. М.: Детская книга, 1993 г.

  • Воскобойников В. М. Александр Невский. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005 г.

  • Дегтярёв А. Я. Невская битва. Л.: Детская литература, 1991 г.

  • Путешествие в историю России. М.: Детская книга, 1993 г.

  • Романовский С. Александр Невский. М.: Детская литература, 19999.

  • Ром С. Ледовое побоище. М.: Детская литература, 1980.

  • Югов А. Отважное сердце. М.: Детская литература, 1978.

  • Х/ф. «Александр Невский» Мосфильм, 1938 г.

Примечания

Количество занятий по каждой теме – на усмотрение учителя.

Первое занятие каждой темы лучше проводить в библиотеке. Это даёт возможность устроить выставку книг как можно шире и немедленно удовлетворить сиюминутную заинтересованность детей в прочтении той или иной книги.

При распределении книг между детьми следует учитывать индивидуальные особенности детей: технику чтения, проявление интереса к той или иной теме, книге.

Применяя методику преподавания курса «Литературное чтение» в рамках программы «Перспективная начальная школа», автор предлагает:

На каждом уроке использовать Толковый словарь;

При рассматривании иллюстраций, применять методику работы с рамкой и лупой (как при работе в «Музейном доме»);

Оценка подготовки сообщения по домашнему чтению даётся только положительная («5» или «4»).

Дома учащиеся читают книги по одной теме, но разных авторов с разными названиями. Преимущества такого чтения в том, что на уроке дети имеют возможность дополнять пересказы друг друга. При этом расширяются знания учеников по изучаемой теме, а дети стеснительные, не умеющие пересказывать чувствуют себя более уверенно, сообщая лишь короткие дополнения.

Для дополнительных упражнений в пересказе хорошо применить работу в парах или небольших группах по 3-4 человека. Пересказ товарища, его красочная книга приводит к тому, что дети обмениваются книгами и с удовольствием читают их.

Не следует принуждать учеников к чтению книг данной тематики, если их это не интересует, или техника чтения некоторых из них слишком слаба. Независимо от того прочитывает ребёнок данные книги или нет, он будет участвовать в уроке, слушать рассказы читающих детей, смотреть фильмы, что-то запоминать. Это даёт автору повод надеяться, что цель его воспитательной работы, а именно воспитание будущего патриота, однажды будет достигнута.

Тема 1. Наши предки в далёком прошлом.

Задачи темы: вызвать у учащихся чувства заинтересованности и желания изучать историю своей страны.

выставка книг, иллюстративный материал – репродукции или слайды картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Занятие можно начать с вопроса о том, кто такие предки, что дети знают о том, как они жили в далёкой древности. Обобщив ответы детей, учитель поясняет, что учёные узнавали о жизни наших предков по летописям, берестяным грамотам, былинам, археологическим находкам. А дети могут узнать всё это из книг и иллюстраций к ним, исторических фильмов, картин знаменитых художников.

Далее организуется работа с текстом книги Лидии Обуховой «Давным-давно», из которой ученики получают некоторые сведения о жизни древних славян, об их хозяйственной деятельности. Читает учитель, но к чтению можно привлекать и детей с очень хорошей техникой чтения. По ходу чтения, при встрече с непонятными словами , необходимо каждый раз обращаться к Толковому словарю или комментировать непонятный отрывок текста.

Прочитав всю книгу или несколько рассказов из неё, учитель предлагает обменяться впечатлениями, задать интересующие вопросы. Очень часто ответы на вопросы детей можно найти в книгах, расставленных на выставке. В этом случае предлагается по названиям книг определить в тексте которой из них можно найти ответ на интересующий вопрос. Например, мальчиков часто интересует древнее оружие, военные крепости, рассказы о героях, богатырях. Все эти книги есть в предложенном материале для чтения. Дети берут соответствующие книги для домашнего чтения и готовят по ней сообщение к следующему занятию. Так часть детей получает домашнее задание.

Домашнее чтение остальных детей можно организовать, раздав им оставшиеся книги, по которым они должны будут подготовить сообщение по одной из тем:

Жилища древних славян;

Занятия древних славян;

Одежда древних славян;

Верования древних славян;

Древняя история родного края;

История возникновения Москвы;

Древнерусские города – памятники.

Для рассказов о богатырях, описания их воинских доспехов и оружия дети могут использовать картины В. М. Васнецова.

Последующие занятия необходимо посвятить темам домашнего чтения, сгруппировав какие-то из них в одно по количеству подготовившихся детей.

На последнем занятии можно посмотреть один из предложенных фильмов. После просмотра сопоставить увиденное в фильме и прочитанное в книгах.

Тема 2. Монголо-татарское нашествие.

Задачи темы: ознакомить школьников с историческими событиями , связанными с монголо-татарским нашествием; воспитывать гордость за своих предков, которые боролись за освобождение своей Родины от ордынского ига.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», мультипликационный фильм «Василиса Микулишна».

В начале занятия демонстрируется мультипликационный фильм «Василиса Микулична», который служит хорошим повторением того, что дети узнали на уроках внеклассного чтения в первой четверти . Если такой возможности нет, то можно заменить просмотр чтением былины «Василиса Микулична и Ставёр Годинович» (см. таблицу 1). В этом случае дальнейший ход урока следует откорректировать.

Просмотр мультфильма может быть комментированным. Следует обратить внимание детей на то, какую одежду и украшения в то время носили, какие жилища строили, какие были интерьеры, мебель, посуда.

После просмотра учитель спрашивает «за что наказан Ставр Годинович?» Ответ обычно не вызывает у детей затруднения. А вопрос «почему всемогущий киевский князь, имеющий хорошо вооруженное войско, богатырей, трепещет перед худеньким мурзой в татарском платье?» вызывает у детей недоумение. Это становится интригой урока.

На следующих занятиях дети пересказывают прочитанное, дополняя пересказы друг друга отрывками из своих книг. Картина М. И. Авилова поможет учащимся представить орду, ощутить ту ненависть к врагу которую в лице русского богатыря Пересвета испытывал весь русский народ. Совместно с учителем ученики приходят к такому предположению, что унизительный трепет киевского князя перед татарским мурзой объясняется страхам разрушения Киевского княжества и порабощения русского народа. Князь был готов на любые безумства ради того, чтобы монголо - татары не разоряли русские земли.

Завершением этой темы должен стать просмотр мультипликационного фильма «Сказ о Евпатии Коловрате». Во время просмотра внимание детей следует акцентировать на том, что, несмотря на разорительные и кровопролитные набеги ордынцев, русский народ не был сломлен. В его душе всегда было желание быть свободным. И среди русских людей всегда были смельчаки, которые поднимали войска на борьбу с врагом.

Тема 3. Борьба Руси с завоевателями.

Задачи темы: познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именем Александра Невского.

Оборудование и наглядные пособия: выставка книг, репродукция картины Павла Корина «Александр Невский», художественный фильм «Александр Невский».

Занятие начинается с рассказа учителя о том, что Древняя Русь страдала не только от набегов кочевых племён с востока, но и от вторжений западных завоевателей. В сражениях с западными захватчиками проявился полководческий талант русского князя Александра Невского. Знакомство с новым историческим лицом начинается с рассматривания вместе с детьми картины «Александр Невский» выполненной художником Павлом Кориным. На уроках литературного чтения при рассмотрении иллюстраций учащиеся часто используют лупу. Предложите детям применить этот приём для более детального ознакомления с картиной.

Продолжая беседу, учитель рассказывает о великом русском полководце князе Александре Невском. Несмотря на небольшой рост, он был очень сильным и выносливым человеком, крепко держался в седле, стойко переносил трудные конные и пешие переходы. Для своего времени князь был хорошо образован, много читал по-древнерусски и по-гречески, изучал труды знаменитых полководцев.

Далее предлагается посмотреть начало художественного фильма «Александр Невский». Из этого фрагмента дети узнают, что на тот исторический момент Русь не имела достаточной военной силы для освобождения от ига мнголо-татар. Но русский народ чувствовал в себе силы для сопротивления западным захватчикам, борьбу с которыми возглавил князь Александр Невский.

Затем учитель обращает внимание детей на выставку книг, прочитав которые дети узнают:

О детстве будущего князя Александра;

За что князя Александра прозвали Невским;

Дети выбирают книги по интересующим темам и на следующих занятиях рассказывают о прочитанном. На последнем занятии по данной теме предлагается посмотреть фрагмент фильма «Александр Невский», в котором показана битва на Чудском озере. После просмотра ученики с помощью учителя делают вывод, что в результате побед русских войск на Неве и Чудском озере рубежи нашей Родины на северо-западе стали неприступными для противника.

В заключение целесообразно провести обобщающее занятие. Лучше если оно состоится в библиотеке. Здесь можно вспомнить, о чём читали в течение года, названия понравившихся книг, их авторов, рассказать, что из прочитанного особенно впечатлило. Работники библиотеки помогут выявить самого активного читателя, а ученики – лучшего рассказчика. Ребята могут поблагодарить работников библиотеки за помощь в подборе тематической литературы и организации выставок книг. В конце занятия учителю следует подвести детей к выводу: «Изучение истории своей страны, своего народа – это очень интересное и полезное занятие. Оно позволяет узнать много нового, рождает в душе новое чувство – чувство гордости своими предками, своей страной. Чтение книг – это не только необходимое, полезное, но и интересное, приятное занятие».

Министерство образования Российской Федерации

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области

Средняя общеобразовательная школа с. Кошки

Муниципального района Кошкинский Самарской области

(ГБОУ СОШ с. Кошки)

446800, Самарская область, муниципальный район Кошкинский, село Кошки, ул. Мира 5,

Тел. 21171, 22569, факс 22451, E-mail: [email protected]. ru

ИНН 6381019224 КПП 638101001

Методическое пособие

к программе внеурочной деятельности «Белый ключ»

(подпрограмма 1 года обучения «Народная игрушечка»)

Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ГБОУ СОШ с.Кошки

муниципального района Кошкинский

Самарской области.

С.Кошки, 2017г.

Аннотация

В пособии рассматриваются инновационные методы воспитательной работы посредством тряпичных кукол. Представлены общие конструкции, способы изготовления кукол, изложены наиболее важные понятия и их определения. Практические примеры (пособие содержит поэтапное описание изготовления кукол, фотографии) иллюстрируют авторскую программу внеурочной деятельности «Народная игрушечка».

Предложенные материалы помогут педагогам подобрать наиболее приемлемые и эффективные формы работы с детьми.

Пособие может быть полезно классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования, родителям.

1. Введение……………………………………………………………..стр.4

2. Основная часть. «С куклами возиться – бытию учиться».

2.1. История народной куклы…………………………….стр.4-6

2.2. Виды кукол…………………………………………….стр.6-8

2.3. Правила изготовления тряпичной куклы……………стр.8-10

2.4. Костюмы кукол и материалы…………………..…..стр.10-12

2.5. Виды кукол по способу изготовления………………стр.12-25

3. Заключение………………………………………………………….стр.26

4. Список использованных источников………………………………стр.27

Введение.

Младший школьный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

Каким будет будущее наших детей, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые примет их сознание. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Создавая куклу, ребёнок приучается к трудолюбию, усидчивости, развивается умение качественно доводить начатое дело до конца. Куклы неотделимы от фольклора, от весёлых закличек, от обрядовых и колыбельных песен, от народных детских игр, посредством которых формируется личность ребёнка: ум, физические и нравственные качества. Художественно-эстетическая деятельность специфична для детей: в ней ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, увидеть и ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют действия педагога, они вносят свое - выбирают новые способы изготовления и оформления куклы, расцветку ткани для создания наряда, украшения. Поэтому самой любимой куклой будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, согрета душевным теплом и для создания которой ребёнок приложил свои усилия.

2. Основная часть. «С куклами возиться – бытию учиться».

2.1. История народной куклы.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.

Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты).

Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Даже в бедных семьях их порой насчитывалось до ста штук. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, учились вести хозяйство, обретали образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Уже с четырёх-пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В куклы позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Самой многочисленной по составу игроков была игра «Свадьба». Каждый игрок брал на себя определённую роль и тщательно её проигрывал, продумывая при этом свою одежду, свои действия при совершении свадебных ритуалов, свои высказывания и пожелания. Сама свадьба являлась раньше комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности и по определенному традицией сценарию. До сих пор мы говорим «играть свадьбу», т.е. каждому выполнять свою роль.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

2.2. Виды кукол.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Народные тряпичные куклы были не просто игрушкой, они несли в себе определённую функцию, выполняли определённую роль и по своему назначению делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы.

Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных болезней, несчастий. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов.

К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.

Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых невозможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды.

К этим куклам относятся – «Крупеничка»,«Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие.

Игровые – Это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики играя в куклу «Куклак» мерялись силой, учились благородству. В целом через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально бытовой стороны жизни.

Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышек», «Сорока-Белобока», «Узелковая», «Бабочка», «Столбушка» и многие другие.

2.3. Правила изготовления тряпичной куклы.

Приведённые ниже правила очень легко воспринимаются детьми. Они не критикуют и не подвергают сомнениям их «сказочность». Мы же при этом применяем опыт наших предков, которые никогда не поучали детей прямыми наставлениями или запретами, а делали это с помощью сказок, пословиц, игр. Эти правила и есть важный воспитательный момент, когда дети играют в некую игру, выполняя её правила и при этом формируя в себе усидчивость (правило 3), доброжелательность (правило 1), навыки саморегуляции (правило2), гуманности (правило 4), чувство меры и красоты.

    Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками ребёнок формирует аккуратную голову куколке, а про себя приговаривает: «Светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле узелок в ручку и вкладывает в неё образы счастья, достатка в семье, доброты. Эти пожелания и есть смысл изготовления куклы. Ребёнок учится определять желаемые качества и проявлять их в себе. Поэтому при изготовлении каждой куклы важны смыслы действий, правил, слов.

    Обращаем внимание детей, что заниматься созданием кукол нужно в хорошем настроении, поскольку в момент работы она впитывает настроение и ощущения человека. Отличное настроение, позитивные мысли – и куколка будет радовать своего хозяина длительный период времени.

    Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Причиной тому старинная примета: «Дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый».

    Куколка должна быть «не резанная, не колотая». Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется руками. В крайнем случае, если необходима круглая заготовка, то применяем ножницы, но режем не над куклой, а в сторонке. Тело куклы не шьется, а завязывается. Исключение только мешочек для Крупенички–Зерновушки. Он сшивается сбоку. Но можно шить одежду на куклу – юбки, фартучки, головные уборы, рубахи. Также, одежду можно украшать тесьмой, кружевом и вышивкой.

    В наряде куклы должен присутствовать красный цвет. Он считался

цветом Солнца и нес в себе радость, здоровье, оберегал от сглаза.

    Количество узлов на кукле вяжется по три. Детям говорим, что у каждого человека есть прошлое, настоящее и будущее. Мы соединяем их для целостности картины жизни. Кроме того, желательно, завязывая каждый узел, говорить какие-либо хорошие слова. Можно также повторять желания в форме одного слова: например, здоровье, счастье, благополучие.

    Важной особенностью, на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. Считалось, что через глаза может вселиться злой дух и навредить ребёнку. А кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

    Держать куклу желательно на видном месте, периодически брать в руки и разговаривать с ней.

2.4. Костюмы кукол и материалы.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

Для изготовления кукол и наряда использовали лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую, не пригодную для носки одежду, т.к. она несёт в себе энергию хозяина. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.

В качестве материала, который набивается внутрь куклы, используют вату, мох, солому, опилки, крупу.

Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.

В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.

Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы: сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку – повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту не только для того, чтобы сохранять одежду от загрязнений, но он выполнял магическую охранную функцию, а в праздники служил дополнением костюму.

Важной принадлежностью костюма был пояс, который обязательно носил каждый человек. С обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными, богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля, которая почитается особым образом, так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то, что подарила нам земля - цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.

2.5. Виды кукол по способу изготовления.

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и способ ее изготовления, определяющий то, какой будет форма куклы. Традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

Скрутка;

Столбушка;

Крестушка или крестец;

Кукла на палочке;

Узловая кукла;

Пеленашка;

Набивная кукла.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы, но и имеет мифическую основу - передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природы. Направлению наматывания придавалось особое значение: если мотали по часовой стрелке или «по солнцу» - это было связанно с жизнью, если же мотали «против солнца», то желали попасть в миры, где искали ответы на многие вопросы во время гаданий и тайных обрядов.

Кукла «Столбушка»

Столбушка - самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции. Считается, что это кукла - помощница в бытовых делах, подружка в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.

Столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Ее еще называют кукла-закрутка. В основе такой куклы должен быть «столбик». Сделать такой «столбик» можно из чего угодно: из бересты, круглого чурбачка, палочки, обмотанной тряпочкой. Можно и просто из плотной льняной ткани, скатанной в плотный валик. В ее основе - «столбик», по-видимому, отсюда и её название - Столбушка. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Все элементы кукольной одежды выполнялись из лоскутов ткани, оставшихся от шитья или от старой изношенной одежды. Стягивая кукольное тельце красными нитками, отмечались пропорции фигуры: голова, талия.

Кукла «повторяла» традиционный народный костюм: на ней обязательно должна быть рубашка, сарафан, головной убор, плетеный поясок.

Условность и схематичность фигурки не мешали видеть цельный образ, который мог быть и девицей, и молодухой, и свахой…

Существует несколько типов Столбушек.

Технология изготовления

1. Для изготовления туловища Столбушки берём плотную ткань (бересту, чурбачок, палочку) размером примерно 15х20 см (или другого размера, в зависимости от предполагаемого размера куклы). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-валик. Это будет туловище нашей куклы. Благодаря подгибу (это основание куклы) она будет устойчиво стоять. Примерно на уровне шеи и также на уровне пояса перевязываем скрутку нитью или верёвочкой. (См. рис. 1).

2. Теперь формируем голову. Берем квадратик ткани, размером 15 на 15 см, желательно белой, чтобы наша куколка была белолицей. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой. Накрываем скрутку по центру белой тканью и делаем 4 складки, формируя голову. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет лицо куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову. (См. рис. 2, 3).

3. Формируем руки Столбушки. Противоположные свободные концы ткани (от квадрата для головы) выравниваем, определяем длину рук. Лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, формируя ладошки. (См. рис. 4).

Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы.

4. Основа Столбушки уже готова, а нарядить её можно по-разному. Привязываем понёву (юбку). Она привязывается навыворот, т.е. ткань кладётся изнанкой на лицо куклы, привязывается нитью, потом опускается вниз. Складочки равномерно расправляются.

5. Разными способами можно повязать платки: концами вниз – по-девичьи, концами вокруг шеи – по-бабьи.

Куклы, в основе которых находятся «столбики»:

Кукла «Пасха". Кукла «Вербница».

Кукла «Крестушка» или «Крестец».

Кукла Крестец совершенно не похожа на куклу, при этом ей уже точно более 200 лет. Делается она на основе деревянного креста. Эта кукла имеет очень глубокий смысл - она соединяет пространство и время.

Крест всегда обладал особенной обережной силой. В куклу, так же как и в крест, заложены:

все стороны света: север, юг, запад, восток;

все периоды жизни : рождение, жизнь, плодоношение, умирание;

все времена года : зима, весна, лето, осень.

Дерево в русской народной культуре славян было объектом поклонения. Оно дало людям понятие триединого мира, определяло структуру всей жизненной системы человека. Оно разделено на три части, три мира.

Вся картина мира цельно помещалась по дереву.

Верхняя часть (Правь , там Бог, свет, солнце) , символизирующая ветви дерева, изображает духовный мир, мир неба, мир Бога. Свойства верхнего мира проявляются в духовных качествах, творчестве, нравственных поступках, способности следовать законам природы, космоса.

Нижняя часть(Навь) - корни дерева - подземный мир. Мир духов, предков, мир рода. Свойства низа - преобладание телесного, материального над духовным.

Средняя часть крестца (Явь– это то, что окружает человека, это наша жизнь) - мир людей и животных, мир земной. Человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. В этой системе мышления человек хорошо понимал свое место и назначение – гармонизировать верхние и нижние миры. Из этого понятия и формировался смысл жизни.

Посмотрите внимательно на куклу Крестушку (Крестец) – мы видим те же 3 мира.

Узлы : Привязывание ленточек и навязывание узлов до сих пор является традицией во всем мире: Австралия, Океания, Америка, Европа, Япония. Но многие не знают, что узелковое письмо существовало не только у индейцев. Важным славянским оберегом были «наузы» – своеобразное узелковое письмо, своеобразные молитвы-письмена богам. Термин «наузы» произошло от глагола «навязывать», навязывание узлов - желаний происходило на деревья, на конскую упряжку, на одежду.

Технология изготовления

Кукла Крестец - очень символичная и простая в изготовлении. Для куклы понадобятся две палочки размером 20 см и 14 см, которые мы привяжем друг к другу, образовав крест.

На все эти куклы узлами привязывались ленточки.

Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины. Но есть варианты женских кукол: Масленица, Желанница, Купавкава и т.д.

Варианты кукол на основе креста:

Кукла «Желанница». Кукла «Масленица».

Кукла на палочке (ложке, веретене).

Кукла на ложке - это игральная кукла. Делалась на скорую руку, чтобы дать маме заняться домашними делами. После игры ложка разбиралась и снова была готова к обеду служить по назначению. Аналогично делалась кукла на палочке, на веретене, сейчас делают на шпажках, палочках от мороженого и т.д.

Технология изготовления.

    У палочек из ваты формируют голову (у ложки вкладывают вату в «затылочную» часть). Тонкую часть (туловище) обматывают ватой, тканью, ватином.


    Формируем рукава из 2 прямоугольников ткани, перевязывая один край каждого «конфеткой» или «самолётиком». Прикладываем заготовки рук к туловищу перевязанными концами вверх, привязываем ниткой к обмотке (туловищу).

    Привязываем понёву (юбку). Она привязывается навыворот, т.е. ткань кладётся изнанкой на лицо куклы, привязывается нитью, потом опускается вниз. Складочки равномерно расправляются.

    Также привязываем передник. Важно помнить, что фартук у женщины-хозяйки был часто сумкой и был довольно длинным и широким.

    Разными способами можно повязать платки: концами вниз – по-девичьи, концами вокруг шеи – по-бабьи.

Кукла на ложке готова!

Узловая кукла

Каждая узловая кукла очень индивидуальна, но она из узелков, завязанных на кусочке материала. В первом классе я предлагаю сделать самую простую куклу «Зайчик» из носового платочка.

Технология изготовления.

    Берём платочек. (Фото 1).

    Формируем из верхних уголков ушки зайчика. (Фото 2).

    Ушки складываем вместе и завязываем платочек в узелок в основании ушек. (Фото 3).

    На узелок (мордочку) приклеиваем или рисуем глазки.(Фото 4).

1)
2)

3) 4)

Чтобы понять, насколько узловые куклы индивидуальны по конструкции, привожу схему другой куклы - Бессонницы.


Кукла «Пеленашка».

Пеленашка или Младенчик - первая, самая важная кукла для младенца и является основой для многих других кукол. Она очень проста в изготовлении. Это младенчик в платочке, запелёнутый и обвитый свивальником (одеждой новорожденного были пелёнки, и до годовалого возраста на ребёнка накладывались крест-накрест поверх пелёнок перевязи, изготовленные из мягких хлопковых тканей и называемые в народной среде "верчи", "свивальник"). У Младенчика обычно одеяло с отворотом, на ушах уголки завёрнуты, лоб плотно закрыт платком. Куколку эту клали в колыбель к ребёнку как оберег от злых духов. Часто ребятки постарше делали её как игровую для себя и для младших в семье.

Технология изготовления.

Делают Пеленашку из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что она несёт в себе частичку жизненной силы.

    Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Поясок свивают из двух нитей.

    Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитью, выделяя примерно треть длины.

    Повязывают младенчику платочек, пеленают плотно в пелёнку-одеяло.

Завернуть можно разными способами.

    Обернуть свивальником - кукла готова.

Набивная кукла.

Травница – прародительница современных саше. Внутри у этой красавицы ароматные лечебные травы. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка, давали играть детям, чтобы уберечь младенца от заболеваний и сглаза.

В основе куклы - закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. К рукам куклы тоже привязываются два небольших мешочка с травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом.

Технология изготовления.

Материал для работы:
1. Лоскут светлой ткани (для головы) 20 х 20см. – 1 шт.
2. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок (груди) 10 х 10 см. – 2 шт.
3. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт.
4. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт.
5. Лоскут цветной ткани (туловище) 40 х 40см. – 1 шт.
6. Лоскут цветной ткани (мешочки) 5 х 5 см. – 2 шт.
7. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка – 1 шт.
8. Тесьма для пояса 25см.
9. Красные нитки
10. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. Каждой
11. Синтепон или кусочки ветоши для наполнения куклы.

1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.

2. Формируем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Формируем руки. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.

8. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

9. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и завязываем края, равномерно распределяя складочки.

10. Под грудью подвязываем передник навыворот.

11. Сверху подвязываем куклу пояском.

12. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их. Получились мешочки.

13. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

14. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.

Кубышка-травница готова.

Варианты набивных кукол.

Кукла «Благополучница» Кукла «Кубышка»

Заключение

Существуют отдельные мнения, что тряпичная кукла не столь интересна, не актуальна, утратила свой смысл. Такое мнение далеко не безобидно.

Традиционная кукла так же относится к одному из видов народного искусства, как, например, традиционный костюм. Но не из-за рукоделия, а из-за целостного представления наших предков о мироздании, выраженном через куклу, из-за духовности, которой она наполнена. Тряпичные куклы всегда сопутствовали духовной жизни человека, а не товарно-денежным отношениям. У каждого из нас есть своё личное мнение по поводу тряпичных кукол, но есть и такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. И определить принадлежность к той или иной этнической группе можно по мере сопричастности к её культуре, религии, знанию языка.

Тряпичная кукла является пластом народного искусства, который ещё не изучен со всех сторон. Понятно, что необходимо сохранить хотя бы те отдельные фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Свой вклад в это должны вложить не только люди науки – учёные, искусствоведы, историки, но, прежде всего, мы, педагоги.

Становится больно, когда приходится наблюдать, как мы невнимательно относимся к своей истории и культуре и, как следствие, утрачиваем то, что невозможно вернуть.

Куклы – это отражение целого народа с его традициями, костюмами, духовными ценностями, а значит исчезновение куклы, отражающей образ народа, показывает исчезновение самого народа.

Литература

1.Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003. – 128 с.

2.Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. – 96с.

3.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

4.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.

5.Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

Интернет-ресурсы

    http://clubs.ya.ru/4611686018427417901/replies.xml?item_no=17

    http://www.rukukla.ru/article/trya/

    http://tn-kukla.livejournal.com/23437.html

    http://www.krupenichka.ru/

    http://corobushca.blogspot.com/2009/04/blog-post_01.html

    http://kukladel.ru

    http://www.trozo.ru/archives/18868

Экологическое воспитание – один из важнейших элементов формирования экологической культуры. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В современное время экологическое образование и воспитание школьников играет очень важное значение.

Основной целью экологического воспитания школьников является формирование у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Одной из форм экологического воспитания детей является исследовательская и экспериментальная практика ребенка, которая может применяться на занятиях по внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. На эксперимент в школе зачастую не хватает времени. Поэтому выбор экспериментальной деятельности как основной на занятиях вне уроков является актуальным. Кроме того, эксперимент как ничто лучше решает основную задачу современного образования - формирование совокупности УУД, т.е. способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Экспериментальная деятельность формирует умение выдвигать гипотезу, наблюдать, анализировать и сравнивать, представлять и обобщать результаты, умение делать выводы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, делать выводы. Но, главное, эксперимент рождает мотивацию учащихся, личностное отношение к науке, а значит воспитывает в школьниках желание получать знания. А знания, полученные в ходе экспериментальной деятельности, забываются с трудом.

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся 5-6 класса

«Сохраним леса!»

Цели:

показать на конкретных примерах, как можно организовать экспериментальную деятельность с обучающимися на занятиях по внеурочной деятельности;

показать роль эксперимента в формировании универсальных учебных действий школьников;

обозначить экологические проблемы и показать направления в решении данных проблем;

воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру.

Задачи:

формировать устойчивый интерес учащихся к экологической культуре поведения;

методические рекомендации по составлению программы внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через у...

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"

Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"...

Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»

Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусств...

План работы (дорожная карта) пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 1 - 4 класс"

Дорожная карта пилотной площадки...

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

Пилотные площадки ХМАО-Югры, в том числе г. Когалыма (МАОУ "Средняя школа № 6)...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»