Поза ромберга при алкогольном опьянении. Алкогольный нистагм

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого – назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

По новым правилам, принятым на основании приказа Минздрава РФ, медицинское освидетельствование на степень алкогольного опьянения будет проводиться по установленным, единым стандартам. Проверке будут подвергать не только водителей, заподозренных в употреблении алкоголя, но и нарушителей общественного порядка, работников, замеченных на работе в состоянии опьянения и несовершеннолетних, заподозренных в увлечении наркосодержащими препаратами.

До принятия нового постановления проверка на алкогольное опьянение проводилась по-разному, сейчас нормы допустимой погрешности (которая ранее предусматривалась для водителей) стала единой. Была введена в обиход и проба Ташена при мед освидетельствовании, один из тестов, помогающих выявлять степень опьянения по видимым физическим параметрам.

Современное медосвидетельствование на алкогольное опьянение проходит по единым правилам

По новым нормам основанием для направления личности на медицинское освидетельствование на опьянение станет наличие хотя бы одного из определенных признаков . В частности:

  1. Неустойчивость позы.
  2. Шаткость, валкость походки.
  3. Алкогольный запах от человека.
  4. Проблемы с речью (заплетающийся язык).
  5. Изменение и резкое несоответствие окраса кожного покрова с нормой.

По новым правилам тест на опьянение будут проводить исключительно в организациях и медучреждениях (в том числе и стационарных), имеющих лицензию на право организации подобных процедур. Имеют право проводить данные процедуры только следующие специалисты:

  • наркологи;
  • медики иных направлений и фельдшера, имеющих подготовку (практика не менее 36 часов) в наркологических клиниках.

По новому постановлению процедура медосвидетельствования на предмет выявления алкогольного опьянения проводится по общим, принятым правилам.

Что является основание на направление человека на медосвидетельствование

Как проводится проверка

Чтобы получить результат и определить, пьян ли задержанный, специалистами проводится освидетельствование. Состоит оно из нескольких этапов:

  1. Использование алкометра. Это специальное устройство, обладающее функцией печати результатов.
  2. При отсутствии показателей по итогам применения алкометра, медики проводят осмотр с целью выявления и установления клинических признаков пьяности.
  3. Если проба алкометра положительная, спустя 20–25 минут забор выдыхаемого испытуемым воздуха проводится повторно.
  4. У задержанных водителей (только у них) после медицинского осмотра и выдоха производится и забор на исследование биологической жидкости (мочи). Она проверяется на наличие следов наркотических веществ. Если человек не может собрать урину для анализа, на обследование берется кровь.
  5. У остальных задержанных кровь либо мочу для анализа будут забирать только в случае наличия трех основных признаков алкогольного опьянения, при этом тестовая проба по алкометру будет отрицательная.

Как проводить пробу Ташена при мед освидетельствовании

Тест Ташена является одним из видов тестирования на выявление у человека алкогольного опьянения. Объясняя, что это такое, медики рассказывают об особенностях физических показателях, которые отличны между трезвым человеком и пьяным. По тесту Ташена обследованию подвергаются глазные яблоки, вернее, частота их подергивания (нистагм) .

Тест Ташена базируется на исследовании особенностей зрения, которое претерпевает изменения, если человек находится в состоянии опьянения.

Методика проведения теста Ташена имеет следующий вид:

  1. Испытуемого просят сделать 5–6 оборотов вокруг своей оси на протяжении 10 секунд.
  2. Затем обследуемый останавливается и фиксирует свой взгляд на каком-либо предмете (его держит врач на расстоянии 20–25 см от глаз испытуемого).
  3. С помощью секундомера происходит фиксация продолжительности нистагма.

Норма этого показателя у трезвого человека не превышает 5–7 секунд. В случае имеющегося подпития временной период значительно увеличивается. В частности, составляет:

  • 7–15 секунд - легкая степень;
  • 15–25 секунд - средняя степень;
  • более 25 секунд - тяжелая степень.

Стадии опьянения

Помимо установочного нистагма, в тестировании Ташена используются и показатели реакции аккомодации (зрачковый рефлекс) испытуемого на свет. Для проведения такой пробы обследуемый закрывает глаза и фиксирует взгляд. Медик закрывает обзор неким предметом-ширмой. Затем ширма резко убирается и анализируется скорость сужения зрачков. Суть такого испытания сводится к следующим установленным фактам:

  • при алкогольном опьянении и принятии каннабиноидов, реакция зрачков будет отличаться заторможенностью и вялостью;
  • при употреблении испытуемым наркотиков-опиатов скорость реакции будет приближена к нулю либо полностью отсутствовать.

При проведении тестирования по методу Ташена, врачами в обязательном порядке проверяется анамнез обследуемого на наличие в прошлом черепно-мозговых травм. Если они имели место быть, тест Ташена не проводится, так как результаты будут недостоверными.

Итоги медосвидетельствования

По результатам всех проводимых проверок и лабораторных анализов специалистами выдается заключение . Оно может иметь три варианта заключительной диагностики:

  1. «Состояние опьянения установлено».
  2. «Степень алкогольного опьянения не выявлена».
  3. «От медицинского освидетельствования гражданин отказался».

Виды медицинских освидетельствований

Чем чреват отказ от медпроверки

Прежде всего, стоит понимать, что за отказ от прохождения обязательного медосвидетельствования будет считаться даже нежелание задержанного провериться на алкотестере. Также к отказу будет причисляться и попытка сфальсифицировать итоговые результаты (замена мочи, умышленно неправильный выдох). В случае если задержанный отказывается проходить освидетельствование, ему грозит наказание в виде штрафа.

Кто имеет право направлять человека на медосвидетельствование

Если раньше такая прерогатива была только у работников патрульно-постовой службы, то сейчас, по новым правилам, эти полномочия были расширены . Теперь могут официально, не выходя за рамки своих полномочий, направлять на прохождение медпроверки на алкогольное опьянение следующие лица:

  1. Работодатели. Если появится подозрение, что некий сотрудник появился на своем рабочем месте в нетрезвом виде.
  2. Служащие служб занятости. В случае если безработный появился в заведении для подтверждения статуса в состоянии алкогольного (либо иного другого) опьянения.

Выводы

Введение новых правил в проведении процедур медосвидетельствования упрощает весь процесс и помогает получать более достоверные результаты. С пьянством можно и нужно бороться не только за рулем, но и в обычной жизни. В комплекс взятых на вооружение проверок и диагностик специалисты подключают различные дополнительные методики, такие, как тест Ташена. С их помощью выявление состояния опьянения проходит быстрее, что значительно экономит время как самих обследуемых, так и специалистов.

Вконтакте

приложение 1

Тест «5 слов» (B. Dubois, 2002)
1. Предъявление материала (пациенту дается список из 5 слов: кинотеатр, лимонад, кузнечик, блюдце, грузовик)
2. Непосредственное воспроизведение (врач забирает у пациента список слов и просит его повторить)
3. Интерферирующее задание (отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 3 до 5 минут)
4. Отсроченное воспроизведение (пациента просят вспомнить 5 слов).

Результаты
Непосредственное воспроизведение:
0-5 баллов
Отсроченное воспроизведение:
0-5 баллов
Итог: 0-10 баллов (8-9 баллов и менее - деменция альцгеймеровского типа).

приложение 2

Проба Шульте

проводится с помощью специальной таблицы, в которой числа расположены в произвольном порядке от 1 до 25. Врач секундомером отмечает время, затраченное пациентом на отыскание чисел.

21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16

В норме, время выполнения пробы Шульте составляет 25-30 секунд.

приложение 3

Тест рисования часов
(S. Lovenstone et S. Gauthier, 2001)

Количество баллов Выполнение задания
10 баллов норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время
9 баллов незначительные неточности расположения стрелок
8 баллов более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое
4 балла утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга
3 балла числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл больной не делает попыток выполнить инструкцию

Пациенту дают карандаш и чистый лист нелинованной бумаги и просят самостоятельно изобразить круглые часы, поставить цифры в нужные позиции циферблата и нарисовать стрелки, показывающие заданное время. Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о наличии когнитивных расстройств.

приложение 4

Мини-исследование психического статуса
(англ. Mini-Mental State Examination, M. Folstein et al., 1975)

Проба Оценка (баллы)
Ориентировка во времени:
Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года)
0-5
Ориентировка в месте:
Где мы находимся (страна, область, город, клиника, этаж)?
0-5
Восприятие:
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
0-3
Концентрация внимания:
Серийный счет (от 100 отнять 7, потом еще раз 7, всего пять раз)
0-5
Память:
Припомните 3 слова (см.пункт 3)
0-3
Речь:
Показываем ручку и часы, спрашиваем: «Как это называется?»
0-2
Просим повторить предложение: «Никаких если, и или но» 0-1
Выполнение 3-этапной команды:
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
0-3
Чтение:
«Прочтите и выполните»
Закройте глаза
Напишите предложение
Срисуйте рисунок (два пересекающихся пятиугольника с равными углами)
0-3
Общий балл 0-30

Ориентировка во времени: максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;

Ориентировка в месте: каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;

Восприятие: правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов;

Концентрация внимания: каждая ошибка снижает оценку на один балл;

Память: каждое правильно названное слово оценивается в один балл;

Речь: каждый правильный ответ оценивается в один балл;

3-этапная команда: каждое действие оценивается в один балл;

Чтение: каждая ошибка снижает оценку на один балл;

Срисуйте рисунок: каждая ошибка снижает оценку на один балл.

Результаты теста могут иметь следующее значение:

28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций

24-27 баллов - преддементные когнитивные нарушения

20-23 балла - деменция легкой степени выраженности

11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности

0-10 баллов - тяжелая деменция.

приложение 5

Батарея лобной дисфункции
(англ. Frontal Assessment Batter - FAB, B. Dubois et al., 1999)

1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?» ... «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данной пробе - 3, минимальный - 0.

2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту - 3 балла, от 7 до 9 - 2 балла, от 4 до 6 - 1 балл, 3 и менее - 0 баллов.

3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) - ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) -ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении трёх описанных выше серий больной только следит за врачом, при втором предъявлении трёх серий - повторяет движения врача, наконец, следующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение девяти серий движений - 3 балла, шести серий - 2 балла, трёх серий (совместно с врачом) - 1 балл.

4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз, вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение - 3 балла, не более 2 ошибок - 2 балла, много ошибок - 1 балл, полное копирование ритма врача - 0 баллов.

5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.

6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого, и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае - 0 баллов.

Оценка результатов: 17-18 - норма, 12-16 - легкие когнитивные расстройства, 11 баллов и менее - деменция лобного типа

приложение 6

0 баллов - нет нарушений

0-5 баллов - «сомнительная» деменция

Память: постоянная незначительная забывчивость, неполное припоминание происшедших событий, «доброкачественная забывчивость»

Ориентировка: полностью ориентирован, но могут быть неточности при назывании даты

Мышление: незначительные трудности при решении задач, анализе сходств и различий

Взаимодействие в обществе: незначительные трудности

Поведение дома и увлечения: незначительные трудности

Самообслуживание: нет нарушений

1 балл - лёгкая деменция

Память: более значительная забывчивость на текущие события, которая мешает в повседневной жизни

Ориентировка: не полностью ориентирован во времени, но всегда правильно называет место; в то же время могут быть трудности самостоятельного ориентирования на местности

Мышление: умеренные затруднения при решении задач, анализе сходств и различий, которые не затрагивают повседневную жизнь

Взаимодействие в обществе: утрачена независимость, однако, возможно осуществление отдельных социальных функций. При поверхностном знакомстве нарушения могут быть неочевидны

Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые трудности, потеря интереса к сложным видам активности

Самообслуживание: нуждается в напоминаниях

2 балла - умеренная деменция

Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни

Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в месте

Мышление: выраженные трудности при решении задач и анализе сходств и различий, которые оказывают негативное влияние на повседневную активность

Взаимодействие в обществе: утрачена самостоятельность вне своего дома, однако может вступать в социальное взаимодействие под контролем других лиц

Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность к выполнению только наиболее простых видов деятельности

Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических процедурах, естественных отправлениях

3 балла - тяжёлая деменция

Память: фрагментарные воспоминания о жизни Ориентировка: ориентирован только в собственной личности

Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно

Взаимодействие в обществе: нарушения препятствуют социальному взаимодействию за пределами своего дома

Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых обязанностей

Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе; частое недержание

приложение 7

Общая шкала нарушений
(англ. Global deterioration scale, B. Reisberg et al., 1982)

1 - нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

2 - очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов: (а) не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

3 - мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета. Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.

4 - умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и т.д.

Обычно нет нарушений: (а) ориентировки в месте и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.

Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.

5 - умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.

Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).

В то же время основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

6 - тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например идеи о том, что супруга подменили; разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия - отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

7 - очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психо-моторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

приложение 8

Ишемическая шкала Хачинского (Hachinski et al., 1975)
1) внезапное начало (2 балла)
2) ступенеобразное течение (1 балл)
3) наличие флюктуаций (2 балла)
4) ночная спутанность (1 балл)
5) относительная сохранность личности (1 балл)
6) депрессия (1 балл)
7) соматические жалобы (1 балл)
8) несдержанность эмоциональных реакций (1 балл)
9) артериальная гипертензия (в анамнезе или в настоящее время) (1 балл)
10) инсульт в анамнезе (2 балла)
11) другие (соматические) признаки атеросклероза (1 балл)
12) субъективная неврологическая симптоматика (2 балла)
13) объективная неврологическая симптоматика (2 балла)

Оценка свыше 7 баллов предполагает сосудистую причину деменции, 4 и менее баллов - не подтверждает сосудистую этиологию процесса.

приложение 9

Шкала Гамильтона (HDRS)

№ ряда Симптомы депрессии
1 Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)
0 = отсутствие; 1 = выражение указанного чувства только при прямом вопросе; 2 = высказывается в жалобах спонтанно; 3 = определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость; 4 = пациент выражает только эти чувства как в спонтанных высказываниях, так и невербально.
2 Чувство вины
0 = отсутствует; 1 = самоуничижение; считает, что подвел других; 2 = чувство собственной вины или мучительные размышления о прошлых ошибках или грехах; 3 = настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности; 4 = вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания.
3 Суицидальные намерения
0 = отсутствует; 1 = чувство, что жить не стоит, 2 = желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти; 3 = суицидальные высказывания или жесты; 4 = суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»)
4 Ранняя бессонница
0 = отсутствие затруднений при засыпании; 1 = жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше чем 30 мин); 2 = жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5 Средняя бессонница
0 = отсутствует; 1 = жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи; 2 = многократные пробуждения в течение всей ночи - любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности).
6 Поздняя бессонница
0 = отсутствует; 1 = раннее пробуждение утром с последующим засыпанием; 2 = окончательное раннее утреннее пробуждение
7 Работоспособность и активность
0 = отсутствие трудностей; 1 = мысли и ощущение несостоятельности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью (работа или хобби); 2 = утрата интереса к деятельности (работе или хобби), выраженная непосредственно в жалобах или опосредовано, через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность); 3 = уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности; в условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее 3 ч в день (работа в стационаре или хобби); 4 = отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или не справляется даже с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи.
8 Заторможенность (замедление мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0 = нормальная речь и мышление; 1 = легкая заторможенность в беседе; 2 = заметная заторможенность в беседе; 3 = выраженные затруднения при проведении опроса; 4 = полный ступор
9 Ажитация (тревожное возбуждение)
0 = отсутствие; 1 = беспокойство; 2 = беспокойные движения руками, теребление волос и пр.; 3 = подвижность, неусидчивость; 4 = постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ.
10 Психическая тревога
0 = отсутствует; 1 = субъективное напряжение и раздражительность; 2 = беспокойство по незначительным поводам; 3 = тревога, отражающаяся в выражении лица и речи; 4 = страх, выражаемый и без расспроса
11 Соматическая тревога (физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные - сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые - сердцебиение, головные боли; дыхательные - гипервентиляция, одышка, учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение).
0 = отсутствие; 1 = слабая; 2 = средняя; 3 = сильная; 4 = крайне сильная
12 Желудочно-кишечные соматические симптомы
0 = отсутствие; 1 = утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе; 2 = прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13 Общие соматические симптомы
0 = отсутствие; 1 = тяжесть в конечностях, спине или голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил; 2 = любые резко выраженные симптомы
14 Генитальные симптомы (утрата либидо, менструальные нарушения)
0 = отсутствие симптомов; 1 = слабо выраженные; 2 = сильно выраженные
15 Ипохондрия
0 = отсутствие; 1 - поглощенность собой (телесно); 2 = чрезмерная озабоченность здоровьем; 3 = частые жалобы, просьба о помощи и пр.; 4 = ипохондрический бред.
16 А Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)
А. По данным анамнеза:

0 = отсутствие потери в весе; 1 = вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием; 2 = явная (со слов пациента) потеря в весе; 3 = не поддается оценке
16 Б Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно
0 = потеря в весе менее 0,5 кг в неделю; 1 = более 0,5 кг в неделю; 2 = более 1 кг в неделю; 3 = не поддается оценке
17 Критичность отношения к болезни
0 = осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием; 1 = осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.; 2 = полное отсутствие осознания болезни
18 А Суточные колебания
А. Уточните, когда симптомы выражены в более тяжелой форме, утром или вечером; при отсутствии суточных колебаний маркируйте 0 баллов
0 = отсутствие колебаний; 1 - ухудшение утром; 2 = ухудшение вечером
18 Б Б. Если суточные колебания имеют место, оцените их выраженность; при отсутствии колебаний маркируйте пункт «отсутствуют»
0 = отсутствуют; 1 = слабые; 2 = сильные
19 Деперсонализация и дереализация (например, ощущение нереальности окружающего)
0 = отсутствует; 1 = слабая; 2 = умеренная; 3 = сильная; 4 = непереносимая
20 Параноидальные симптомы
0 = отсутствуют; 1 = подозрительность; 2 = идеи отношения; 3 = бред отношения и преследования
21 Обсессивные и компульсивные симптомы
0 = отсутствуют; 1 = легкие; 2 = тяжелые

0-6 - отсутствие депрессивного эпизода, 7-15 - малый депрессивный эпизод, 16 и выше - большой депрессивный эпизод.

приложение 10

Самоопросник депрессии CES-D

1. Я нервничаю по поводу того, что раньше меня не беспокоило
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
2. Я не получаю удовольствия от еды, у меня плохой аппетит
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
3. Несмотря на помощь друзей и членов моей семьи мне не удается избавиться от чувства тоски
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
4. Мне кажется, что я не хуже других
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
5. Мне трудно сконцентрироваться на том, чем приходится заниматься
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
6. Я чувствую подавленность
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
7. Все, что я делаю, требует от меня дополнительных усилий
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
8. Я надеюсь на хорошее будущее
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
9. Мне кажется, что моя жизнь сложилась неудачно
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
10. Я испытываю беспокойство, страхи
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
11. У меня плохой ночной сон
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
12. Я чувствую себя счастливым человеком
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
13. Кажется, что я стал меньше говорить
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
14. Меня беспокоит чувство одиночества
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
15. Окружающие настроены недружелюбно ко мне
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
16. Жизнь доставляет мне удовольствие
0 Практически все время
1 Значительную часть времени
2 Иногда
3 Крайне редко или никогда
17. Я легко могу заплакать
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
18. Я испытываю грусть, хандру
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
19. Мне кажется, что люди меня не любят
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время
20. У меня нет сил и желания начинать что-либо делать
0 Крайне редко или никогда
1 Иногда
2 Значительную часть времени
3 Практически все время

Если пациент набирает 19 и более баллов, то с очень высокой достоверностью можно говорить о наличии у него депрессивного расстройства. Количество баллов от 19 до 26 соответствует легкой депрессии, от 27 до 36 - умеренной депрессии. Если пациент набирает 37 и более баллов, это свидетельствует о наличии у него тяжелой депрессии.

Руководство. Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.


Тип теста: Вербальный
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Материал: 5 таблиц Шульте, секундомер, указка.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов: Общее время поиска по всем таблицам разделить на число 5.

Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):


  • эффективность работы (ЭР),

  • степень врабатываемости (ВР),

  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где


  • Т i - время работы с i-той ей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Тестовый материал





Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

  • Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»