Проявлением какой сферы жизни общества. Основные сферы общества

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что бы с вами стало в случае отсутствия в вашей жизни родных, близких, друзей, коллег, да вообще всех других людей? Каким бы образом стала развиваться ваша ? Для кого? С помощью кого? Надеяться, советоваться, говорить было бы не с кем.

Вы бы даже не смогли продлить свой собственный род (исключая процесс искусственного оплодотворения). Общественная жизнь занимает одно из важнейших значений в жизни и развитии человека, без неё человек становится никем.

Общественная жизнь охватывает все наши взаимоотношения, начиная от бытовых, касающихся совместного семейного завтрака, походов по магазинам, рабочей деятельности, правовых отношений, взаимодействия с окружающей средой и заканчивая удовлетворением духовных потребностей.

Общественную жизнь человек ведет с самого рождения

Общественную жизнь человек начинает вести буквально с момента своего появления на свет.

Именно это обеспечивает его психо-эмоциональное развитие.

А также способствует гармоничному развитию и всего общества по мере того, как этот самый человек взрослеет и становится индивидуумом.

А что же такое общественная жизнь с теоретической точки зрения, и так ли уж она для нас важна? Постараемся разобраться в данном вопросе более подробно.

Условно общество можно сравнить постоянно меняющимся живым организмом. Именно эти изменения и показывают то, что в социуме идет непрерывная общественная деятельность.

Один открывает магазин и начинает привлекать туда покупателей, кто-то решат создать музыкальную группу, организовать митинг, баллотироваться в президенты, а кто-то просто изо дня в день занимается своим обычным делом, но также влияет на общество в целом.

Как и все живые организмы, общество проходит определенные стадии: рождение, функционирование, развитие, а иногда и гибель. Общественная жизнь это не только совокупность процессов, происходящих во всем человеческом мире, но и события, касающиеся отдельных его представителей.

В связи с этим основной задачей любого человека, которой живет в ту или иную эпоху, является найти свое место в общественной жизни, заняв же определенную нишу, начать влиять на характер общественной жизни посредством определенной деятельности.

Удивительно, но люди являются не только элементами общественной жизни, но и основными её механизмами. Поэтому каждый из нас является участником и непосредственным организатором общественной жизни.

Современная социологическая наука выделяет пять сфер общественной жизни. К ним относятся:


Экономическим взаимоотношениям в двадцать первом веке подвержены все члены общества.

Человек что-то покупает и продает, едва достигнув десятилетнего возраста.

Так дети могут производить элементарный взаимный обмен играми, книгами, дисками (с разрешения родителей). Родители же в свою очередь уже осуществляют товарно-денежные отношения, связанные с продажей или приобретением чего-либо.

В рамках данной сферы необходимо рассматривать предпринимательскую деятельность, животноводческую, крупных заводов, фабрик, концернов.

Начиная разговор о политической сфере, мы непременно вспоминаем работу политических партий, внешнюю и внутреннюю деятельность государства, законопроекты парламента и государственной думы, организацию политических митингов, дебатов, создание политических партий.

Здесь же мы говорим о некоторых правах и свободах отдельных членов общества, о представителях отдельных наций, народов, народностей, о государственной символике и власти.

Социальная сфера охватывает бытовые, профессиональные, образовательные отношения, а также вопросы здравоохранения.

В условиях функционирования данной сферы вы обучаетесь в школе, занимаете определенную руководящую должность, являетесь отцом, супругом, а также дедушкой.

Здесь же мы имеем право говорить об общественных организациях, движениях, клубах и занятиях по интересам.

Социальная сфера охватывает в том числе и учебу

Речь будет идти о работе художников, писателей, музыкантов, поэтов, танцоров, а также мы отнесем сюда вопросы религии, веры, совести и морали.

Чем больше развивается общество и все его вышеперечисленные сферы, тем сильнее оно задействует ресурсы, предоставляемые окружающей средой.

А соответственно с каждым днем все острее и острее встает вопрос экологической ситуации, в которой человечество находится.

Именно данным вопросом и деятельностью, связанной с воздействием на естественную среду обитания занимается экологическая сфера общественных отношений.

Общественная жизнь в школе и ВУЗе

На каждом из этапов социализации человек так или иначе становится участником тех или иных проявлений общественной жизни, кроме того он может быть даже инициатором их функционирования.

К примеру, будучи школьником, помимо образовательной деятельности ребенок может успешно заниматься в нескольких кружках, посещать секции.

Участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, организация дежурства, волонтерская деятельность, участие в школьном ученическом самоуправлении на уровне класса и школы — все это общественной жизни современного школьника.

У студентов множество возможностей проявить себя на общественном поприще

Удивительно, но зачастую школьник может иметь более обширное поле общественной деятельности, чем его родители, хотя вторые обладают большими правами и возможностями.

Будучи в статусе студента, человек получает еще больше возможностей задействовать себя на общественном поприще.

Можно стать участником профсоюзной организации, членом общественной молодежной палаты, задействовать себя в числе участников трудового отряда.

Если есть желание, можно собственными силами организовать кружковую занятость других студентов, стать активистом и участвовать в культурно-массовых мероприятиях учебного заведения.

Можно легко продолжить, возможно начатую еще в школе, научно-исследовательскую деятельность, но здесь — в ВУЗе, заявить о себе не только на региональных площадках, но и на более высоком уровне, к примеру, на всероссийских и международных форумах.

Деятельность в составе спортивной команды, факультета, ВУЗа или СУЗа, членство в студенческой газете — все это принесет не только массу приятных впечатлений, полезной информации, но и неплохие дивиденды, так необходимые современным студентам, а главное в полной мере поспособствует социализации индивидуума.

Влияние общественной жизни на развитие человека

Любому человеку крайне важно находиться в социуме, это является залогом его психологического, а зачастую и физического здоровья. Всем нам известен пример того, что происходит с человеком, который вырастает вне общества, по книге «Маугли».

А современные материалы, собранные о подобных людях-маугли, лишний раз доказывают то, что навыки, приобретаемые с младенчества в процессе постепенной социализации, крайне трудно, а порой и вовсе невозможно привить человеку, ранее с ними незнакомому.

С самого рождения человека окружает общество, изначально оно представлено близким кругом людей — семьей. Именно в этом кругу, за счет вербального и невербального общения он учится языку, поведенческим нормам, мыслительной деятельности.

Позднее он попадает в детский сад, школу, начинает вращаться в разнообразных кругах с точки зрения человеческих представителей (разные национальности, разное социальное положение, различные нормы поведения, различные религиозные предпочтения и т.д.).

Именно этот постоянный круговорот человеческих взаимоотношений и дает каждому индивиду стабильное развитие и социальный рост по мере приобретения новой информации.

Человеку крайне важно делиться полученной информацией с кем-либо, кто сможет не только выслушать, но и оспорить какие-либо из умозаключений, тем самым подтолкнув на новые поиски и пути саморазвития, или же наоборот поддержать ту или иную теорию.

Вспомните, ведь даже Робинзон Крузо, оказавшись на острове, стал нуждаться в обществе, и он имитировал его наличие, создав куклу, с которой делился своими мыслями и впечатлениями. Вы, бесспорно, можете сказать, что это пример из прошлого!

Тогда обратимся к сегодняшнему миропониманию, которое частенько предстает перед нами в формате фильмов-катастроф. И, заметьте, какой бы апокалиптической не была ситуация на планете, главный герой фильма обязательно находит себе друга, соратника.

Им может стать другой, случайно выживший человек, робот, собака и т.д.. Одним словом, человек, выпав из общественной жизни, теряет самого себя и начинает создавать элементы прежних социальных связей, тем самым стараясь восстановить свой статус социального существа.

В заключение отметим следующее: именно общественные отношения делают нас людьми, прививая понятия милосердия, доброты, совестливости, героизма, любви и гуманности.

Человек и общество связаны неразрывной связью, благодаря которой мы обладаем столь обширными дарами науки, техники и знаниями о бескрайних просторах вселенной.

В этом видео вы узнаете о детях, которые выросли в дикой природе без контактов с людьми:

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество будет сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из кᴏᴛᴏᴩых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Стоит сказать, что каждая сфера содержит в себе:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере)

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование)

Не стоит забывать, что важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении ϲʙᴏих жизненных вопросов. По϶ᴛᴏму сферы жизни общества — ϶ᴛᴏ не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рисунок № 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера — ϶ᴛᴏ отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — ϶ᴛᴏ сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей кᴏᴛᴏᴩых будет повышение уровня жизни населения; при ϶ᴛᴏм к социальной сфере ᴏᴛʜᴏϲᴙт здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — ϶ᴛᴏ не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера содержит в себе различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3)

Рисунок № 1.3. Анкета

На примере ϶ᴛᴏй условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Стоит сказать - пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.) Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.) Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники) Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же ᴏᴛʜᴏϲᴙт касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — ϶ᴛᴏ совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Стоит сказать - политическая сфера

Стоит сказать - политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Стоит сказать - политическая сфера — ϶ᴛᴏ отношения людей, связанные прежде всего с властью, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив ϶ᴛᴏ значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре кᴏᴛᴏᴩой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На ϶ᴛᴏй целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание данных отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — ϶ᴛᴏ область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное оϲʙᴏение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — ϶ᴛᴏ сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и оϲʙᴏении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.)

В случае если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.) то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения данных потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Именно такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Стоит заметить, что она пробудет в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При ϶ᴛᴏм духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом ϶ᴛᴏго производства будут идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами.
Стоит отметить, что основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Стоит заметить, что она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие социальные институты.

Социальный институт - ϶ᴛᴏ группа людей, отношения между кᴏᴛᴏᴩыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства)

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, кᴏᴛᴏᴩые также крайне важно создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках кᴏᴛᴏᴩого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, будет семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некᴏᴛᴏᴩых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в ϶ᴛᴏм мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества.
Стоит отметить, что основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же ᴏᴛʜᴏϲᴙтся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, кᴏᴛᴏᴩые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Стоит сказать - политические отношения — ϶ᴛᴏ формы коллективной жизни, кᴏᴛᴏᴩые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп.
Стоит отметить, что осуществляются данные отношения посредством ресурсов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Важно понимать - оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в кᴏᴛᴏᴩых люди реализуют ϲʙᴏи политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Стоит сказать - политическими институтами, кᴏᴛᴏᴩые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. К примеру, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, кᴏᴛᴏᴩая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

В рамках которых люди вступают в различные отношения. Элементы общества - это составляющие сфер общества . Другое название социального элемента - социальный субъект , то есть это отдельные индивид, группа или организация , основополагающая в каждой, конкретной сфере. Итак, рассмотрим основные сферы и элементы.

Экономическая сфера.

Экономическая сфера включает в себя процессы производства чего-либо, потребления, обмена. Если общество - организм, то экономическая сфера - это его физиологические процессы, благополучное течение которых гарантирует его нормальное существование. Главная сфера в процессе предпринимательской деятельности , а также в отношениях государства и экономики. Основные ее элементы - рынки, банки , деньги , налоги , производство товара и т.д.

Политическая сфера.

Политическая сфера - сфера управления обществом, национальными отношениями, связи человека и государства . От политической сферы во многом зависит жизнедеятельность остальных сфер. В воыременном обществе нетрудно заметить влияние политики на культуру и искусство, на образование и на экономику. Например, санкции сильно влияют на торговлю и предпринимательство , а неправильная оценка некоторыми государствами событий времен II Мировой войны вызвала отклик в творчестве исполнителей, писателей, журналистов, то есть повлияла на духовную сферу жизни общества. Ключевые элементы - политика, государство, политические партии , право , суды, парламент, армия и т.д.

Социальная сфера.

Социальная сфера включает в себя отношения между разными социальными и возрастными группами, а также принципы этих отношений. Эта сфера является первым показателем уровня благосостояния и комфортабельности проживания в государстве. Короче - это показатель благополучия и стабильности общественной жизни. Элементы -

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и др., которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества . Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых, национальных и других отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создаст большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для сто настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»