Рабочая тетрадь "русский язык и культура речи" учебно-методическое пособие на тему. Рабочая тетрадь "русский язык и культура речи" учебно-методическое пособие на тему Армада легион когорта плеяда толпа сборище стая

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

контрольная работа

4. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания

Армада кораблей; легион экстремистов; когорта революционеров; плеяда звезд; толпа друзей; сборище лжецов; стая гусей; стадо коров (лошадей); куча цифр; масса книг; уйма бумаг; множество бумаг; скопище бумаг; мириады звезд.

Анализ текста "Письма русского путешественника" Карамзина Н.М.

При разработке «нового слога» Карамзин ориентируется на нормы французского языка и стремится уподобить русский литературный язык французскому, получивший широкое распространение как салонный разговорный язык высшего дворянства России...

Боа (муж.) - красный боа гороно (муж.) - ленинский гороно депо (ср.) - паровозное депо Дели (муж.) - красивый Дели довесок (муж.) - маленький довесок какао (ср.) - вкусное какао колибри (муж.) - маленький колибри картофель (муж...

Культура речи в русском языке

Агрессивность - враждебность; тест - методика; краткое испытание; адаптация - приспособление; генезис - происхождение; воля - сознательное регулирование; мотив - побуждение; задатки - врожденные особенности; навык - автоматизм...

Лексико-грамматические группы слов в названиях магазинов

Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях - собственно лингвистических и внеязыковых...

Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти

Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти

На основе анализа родовидовых отношений нами были выделены следующие тематические группы: Женские имена: Надежда, Клара, Маруся, Согдиана, Клеопатра. Мужские имена: Карл, Тольятти. Названия животных: бегемот, пеликан. Имена богов: Хотэй...

Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти

На основе анализа родовых и видовых отношений, тематических групп были выделены следующие лексико-семантические группы: Имена собственные: Карл и Клара, Биг- Бен, Огни Жигулей, Русич, Надежда, Клеопатра, хотэй, Согдиана, Тольятти, Маруся, Бродвей...

Общее и специфическое в системно-структурной организации тематической группы "движение" русского и английского языков

Одним из наиболее важных с точки зрения лексической системы типом классов слов являются лексико-семантические группы (ЛСГ), понимаемые как «совокупности слов...

Паронимы в русском языке

Красных В.В. выделяет следующие группы: полные паронимы (имеющие разные значения); неполные паронимы (являющиеся синонимами в отдельных значениях); паронимы, являющиеся синонимами во всех значениях. Паронимы...

Сложноподчиненные предложения (на примерах из произведения Лескова "Очарованный странник")

1) Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. 2) Стал я их, этих голубяток, разглядывать и, чтобы их не помять, взял одного за носик и смотрел, смотрел на него и засмотрелся...

Современный компьютерный жаргон

Семантика компьютерных терминологических единиц очень разнообразна. Рассмотрим группы, на которые, по нашему мнению, можно разделить весь компьютерный жаргон. 1) Слова, обозначающие названия оборудования, деталей...

Сравнительная типология системы частей речи английского и русского языков

Структурно-лексико-семантические классы производных глаголов на материале "Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова"

Классы слов - это максимальные формы проявления лексической парадигматики. Классы существуют в виде более или менее широких объединений слов, представляющих собой семантические парадигмы, более объемные и более сложные...

Тематические группы диалектных слов в говоре села Будюмкан Газимуро-Заводского района

I. Бытовая лексика 1) Одежда, ее изготовление и применение Нужно сказать, что одежда разделяется на два вида: одежда рабочая и одежда выходная, праздничная. Причем названий одежды рабочей гораздо больше...

· плеоназмы

Обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или

полностью совпадающие по значению (например, человек двадцать людей )

или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого

Неправильное соотнесение событий с явлением времени.


Например: Молчалин работает у Фамусова (= служит)

Герасим имел маленькую жилплощадь (= каморку для жилья)

Вопросы самоконтроля:

1. Что изучает наука лексикология?

2. Перечислите типы лексических ошибок. Приведите по 1 примеру на каждый

тип ошибок.

3.Назовите типы стилистических ошибок. Приведите по 1 примеру на каждый

тип лексико-стилистических ошибок.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание №1.

Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.

А) Бродить, слоняться, шляться.

Костя Шишкин не мог без дела … из угла в угол. Неутомимый охотник … по полям и лесам. И страна берёзового ситца не заманит … босиком. (С. Есенин)

Б) Испытывать, изведать, пробовать.

Разведчики … незаметно подползать к вспаханному полю. Лётчик к концу боя … огромную усталость. Солдат … горечь поражений и радость побед.

В) Слушаться, подчиняться, покоряться.

Наш народ не … врагу. Он привык во всём … старших. Чтобы командовать, надо научиться … .

Задание № 2.

Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнёр; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание №3.

К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолёты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звёзды, лжецы, мореплаватели.

Задание №4 .

Пользуясь словарём, определите лексическое значение слов.

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия , гипоксемия, анемия , анамнез , аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия , эндоскопия, астма , дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология , пневмония, физиотерапия , перитонит, асфиксия , астигматизм.

Задание №5 .

Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни

Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных – командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться – разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять – предпринять) (эффективные – эффектные меры).

Задание №6.

Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.

Одеть ребёнка в пальто, озабочен оценками за четверть, человечный человек, нести ответственность, более двух суток времени, принять сторону забастовщиков, морские морепродукты, трудиться на посту главврача поликлиники, псих ненормальный.

Задание №7.

Верно ли указано лексическое значение слова в следующих примерах?


1.Барельеф – скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объёма изображаемого предмета.

2.Консерватор – логичный, рассудительный человек, чуждый эмоций.

3.Демагогия – высокопарные пустые рассуждения, прикрывающие корыстные цели.

4.Нивелировать – выявлять особенности различия между кем-либо или чем-либо.

5.Остеохондроз – это когда боль беспокоит по утрам. Когда совершаются движения застывшего за ночь туловища.

Задание №8.

Найдите в предложениях ошибки в словоупотреблении и исправьте их при выполнении задания заполните таблицу.

1. Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.

2. Они работали как самые отъявленные специалисты.

3. Наши воины совершили много героических подвигов.

4. Жители Калинова живут замкнуто.

5. Шолохов изобразил образы трёх коммунистов.

6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал.

7. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

8. Больной Петров в армии не служил, так как он был забронирован.

9. За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическим отделением доктор Петров был предоставлен к награде.

10. Можно часам наблюдать за закатом.

11. Налицо незаконное растаскивание казённого имущества.

Задание №9.

Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Инвестор, прерогатива, моцион, эксклюзивный, мораторий, менталитет, адекватный, инфантильный, амбиция, вестибюль, диалог, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, дефект, превалировать, интервал.

Задание №10.

Придумать несколько связных предложений (4-5) с лексическими и лексико-стилистическими ошибками на медицинскую тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените его ответ.

Ис Задание № 11.

Приготовьте выступления на следующую любую тему:

1.Роль заимствованных слов в русском языке . 2.Русский язык начала 21 века. Какой он? 3. О словах, способных изменить нашу жизнь и повлиять на наше здоровье. 4.Что такое субкультура в русском языке? 5. Язык современного города. 6.Речевой этикет медицинского работника.

Тема 7. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы . Фразеологические ошибки и способы их устранения

Фразеология служит для создания образности и эмоциональности в речи. Она необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями.

Фразеология - это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и действие, признак, обстоятельства. Фразеология привлекает выступающих своими возможностями положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, иронию или насмешку. рюсов писал:


Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

Фразеологизм – это устойчивое выражение с самостоятельным значением.

Это важное средство выразительности речи, они делают речь более экспрессивной, яркой, живой. Если мы сравним предложения он ничего не делает и он валяет дурака , то увидим, что второе предложение помимо информации передаёт и оценку, и интенсивность действия. К фразеологическим выражениям относятся поговорки, пословицы, афоризмы . (Например: Счастливые часов не наблюдают. Волков бояться – в лес не ходить).

Типы фразеологизмов

Фразеологические Фразеологические

сращения единства

Фразеологические сочетания

Фразеологические сращения – в таких оборотах некоторые, а иногда и все компоненты непонятны. Например, точить лясы, бить баклуши, козёл отпущения.

Фразеологические единства – смысл фразеологизма может быть понят при осмыслении его состава. Например, висеть на волоске, настроить лыжи, делать из мухи слова.

Фразеологические сочетания – одно из слов может употребляться свободно, а другое только связано. Например, заклятый враг (слово враг может употребляться свободно, тогда как слово заклятый только со словом враг).

Можно выделить несколько разновидностей ошибок в употреблении

фразеологизмов:

· нарушение лексического состава фразеологизма.

ТЕМА: Типичные ошибки в словоупотреблении. Употребление слов в несвойственном им значении. Нарушение границ лексической сочетаемости .

Практикум

1.Укажите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов:

Глубокое сопротивление, установить о причинах пожара, давать намеки, сознался о страхе, скучать по дому, узнать возможность перевода, уверенность в себе, озвучить точку зрения, образно живописать картину битвы, одевать шубу, памятный сувенир, удивляться способностями ребенка, огромный дождь, отметить замеченные недостатки, проголосовать премьер-министра, оказать услугу, длительный период времени, освоить нормы морали, играть не последнее слово в чем-либо, повысить уровень знаний, возыметь последствия, учесть об обстоятельствах.

2. К каждому слову первой группы подберите соответствующе одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

    Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, множество, уйма, скопище, мириады.

    Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, врачи, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели, люди.

3. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой . Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?

Слова для справки : городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценка, запас.

    Укажите, в каких примерах лексическое значение слова неверно, дайте правильное толкование:

    Барокко - архитектурная деталь на фасаде здания.

    Бравировать (чем-либо) - шумно выражать одобрение.

    Синхронный - происходящий одновременно.

    Профан - специалист в какой-либо области.

    Минарет - вид мусульманской одежды.

    Бравый мужественный и молодцеватый.

    Наперсник - колпачок, надеваемый на палец при шитье.

    Накрениться - укрыть себя чем-нибудь сверху с головой.

    Корифей вид растения, используемого как пряность.

    Компетентный - знающий; правомочный.

    Демагог - основатель философского или политического течения.

    Колоритный - питательный.

    Респектабельный - почтенный, солидный.

    Миссионер – ученое звание преподавателя в духовных учебных заведениях.

    Бета - буква греческого алфавита.

5. Найдите и объясните фактические ошибки в следующих предложениях:

1)Рука, кинжала жало стиснь (В. Маяковский). 2)Богиня моря, грозная Афина, Сними могучий каменный шелом (О. Мандельштам). 3)Он у одних хлыновских (жители села Хлыново) восемьдесят десятин нанимает да у наших сто двадцать; вот те и целых полтораста десятин (И. Тургенев). 4)И Терек, прыгая как львица С косматой гривой на спине (М. Лермонтов). 5)Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно. Звуки ластятся ко мне (В. Брюсов). 6)Там вдалеке сребрится Тибр; над ним Таинственно склонились кипарисы. Колебля серебристыми листами (И. Тургенев). 7)Помнишь тройку удалую, Вспышки ярких зарниц, Твою позу усталую, Шелест длинных ресниц («Москва златоглавая»). 8) С присвоением звезды героя России у него прибавилось и звезд на погонах – он стал майором (Телепередача).

6. Исправьте предложения, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.

    Постановка «Гамлета» стала новшеством этого сезона.

    Желтая кожа явно свидетельствовала о его китайской или вьетнамской расе.

    Когда заиграла музыка, к Анне подошел офицер и пригласил ее грассировать с ним.

    Фруктовый салат из ананасов, апельсинов и грейпфрутов – мое любимое лакомство.

    Как только мы соберемся на природу, обязательно случится какая-нибудь природная коллизия.

    Выступление в цирке традиционно начиналось с экспромта воздушных гимнастов.

    И стоят наши березки в своем подвенечном саване.

    Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина.

    В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

    При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 кг молока.

7. Найдите логические ошибки и объясните, в чем они заключаются.

    Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.

    Расследуйте анонимное письмо, о результатах доложите автору.

    Помещение представляет собой куб 5 на 9 метров.

    Пескарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель.

    Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование.

    Удар был причинен тупым, твердым предметом, возможно, головой.

8. Найдите в данных предложениях речевые ошибки и исправьте их. Определите, чем вызваны эти ошибки.

1) Изящный перстень и аляповатый платок свидетельствовали о безупречном вкусе художника. 2) Уныние, замкнутость и сопутствующий этому постоянный экстаз моего спутника не позволяли проникнуть в его душу. 3) Дорога привела меня к комфортабельному каземату, сложенному из белого кирпича. 4) Эстетика определяет нормы поведения, нравственные принципы, которых придерживаются члены общества. 5) После долгих размышлений он принял две альтернативы: остаться в родном городе и никогда не ввязываться в бизнес. 6) Он весь поглощается в это дело. 7) Бабуля сорвала крапиву и залегла в засаду. 8) К 12 часам все избиратели осуществили свой гражданский долг. 9) Собор Парижской богоматери скоро был введен в эксплуатацию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»