Ранние мегалиты черноморского побережья кавказа. Кавказские дольмены: таинственные древние мегалиты, которые будоражат умы современных археологов Мегалиты

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

А.С.
Главный специалист по историко-культурному наследию ФГБУ «Сочинский национальный парк» Марков Д.Н.

Сокращённая версия.

Исследование и изучение мегалитов Кавказа имеет многолетнюю историю. Наиболее описанным научными работами видом мегалитов являются Западного Кавказа. Безусловно, что наличие погребальных камер и находившегося в них погребального инвентаря упрощает процесс датировки многих дольменных памятников эпохи бронзы. Гораздо сложнее обстоит ситуация с другими типами мегалитических сооружений – менгирами, кромлехами и подобными им сооружениями. Тем не менее, факт их наличия очевиден и по совокупности материала позволяет определять приблизительные временные рамки их возникновения. Общей чертой мегалитических сооружений является бесспорная привязка их к местам сакрального поклонения. Тем не менее, нам известны и другие типы мегалитов в Европе. Это сейды. Среди доисторических памятников северной Европы (менгиров, петроглифов и лабиринтов) сейды остаются наименее известными и изученными.

За последние несколько лет работниками Сочинского национального парка были обнаружены мегалиты аналогичные мегалитам северной Европы. Если одна из гипотез происхождения сейдов как последствия таяния ледника хоть как-то могла объяснить их возникновение в северных регионах, то на южных склонах Кавказа она неуместна. В урочище Волчьи ворота и на хребте горы в Лазаревском районе города Сочи обнаружены два типа сейдов. Сразу хотелось бы указать, что камни, из которых образованы сейды состоят из местного песчаника, но имеют разную геологическую морфологию и фактор их случайного природного образования крайне сомнителен.

На хребте горы Виноградной расположен сейд, представляющий собою глыбу весом более десяти тон и расположенную на плоском многотонном камне (Рис.1.1). Сейд расположен на водоразделе хребта и является наивысшей точкой на данном участке горы. Что немало важно, вблизи него имеется крупные камни с лунками искусственного происхождения (луночные камни). Ниже него в сотне метров и далее расположены группы известных дольменов Виноградного ущелья примыкающего к долине реки Цусквадж – одного из самых насыщенных дольменами участков Большого Сочи. Немало подобного рода сейдов зафиксировано и описано в Карелии (Рис.1.2).

Рис.1.1 Сейд на горе Виноградная

Рис.1.2 Карельский сейд

Интересны сейды из урочища Волчьи ворота, которое также является участком большой концентрации дольменов. Сейд №1 в урочище Волчьи ворота (Рис.2.1) — валун эллипсовидной формы весом около трёх тонн, который находится на четырёх небольших камнях-опорах. Вся конструкция в свою очередь покоится на выступающей прямоугольной глыбе, возвышающейся над поверхностью земли более одного метра. Аналогичные конструкции отмечены в Карелии на архипелаге Кузова (Рис.2.2).

Рис.2.1 Сейд №1 в урочище Волчьи ворота

Рис.2.2 Каменные сложения на Кузовах

Сейд №2 в урочище Волчьи ворота (Рис.3.1) — глыба пирамидальной формы весом также более трёх тонн, который подпирается крупными камнями отличной от него геологической морфологии. Основой является скальный выступ песчаника. Своей тыльной частью сейд также упирается в скальный выступ, что обеспечило его сохранность и устойчивость. По внешнему виду похож на культовый камень, на горе Воттоваара в Карелии (Рис.3.2), где крупный валун покоится на трёх небольших камнях, те же, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне.

Рис.3.1 Сейд №2 в урочище Волчьи ворота

Рис.3.2 Сейд на горе Воттоваара

Таким образом, сопоставляя характеристики сейдов Сочи и Карелии, можно отметить их очевидную схожесть. Однако, упоминая карельские сейды, необходимо отметить следующее: «несмотря на то, что их этнографические исследования были начаты ещё в 19 веке, количество научных трудов посвящённых теме сейдов можно перечислить по пальцам одной руки. Сейд представляет собой большой (иногда очень большой) валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой. В европейской части русского Севера насчитываются тысячи сейдов – ареал их распространения от северных берегов Ладожского и Онежского озёр до Баренцева моря и соответствует ареалу проживания саамов в исторически обозримое время. Сотни сейдов есть в центральной и северной Норвегии, есть они в горах Швеции и тайге Финляндии» .

Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия на основании мнения большинства специалистов делает вывод, «что средневековые каменные сооружения в Беломорье – дело рук оседлого, занимающегося морским промыслом населения, т.е. поморов. Не исключается заимствование поморами традиций строительства каменных сооружений у более раннего охотничье-рыболовного населения этой территории Карелии». По данным республиканского центра известно три основных места скопления сейдов и «все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения» .

Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере, как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников .

Таким образом, исследования этнографов и археологов подтверждают, что сейды северных широт являются культовыми местами – местами поклонения предкам и духам.

Сравнив северные и сочинские сейды можно сделать однозначные выводы, что и те, и другие расположены в культовых местах, но в отличие от Карелии, никаких археологических раскопок возле сочинских мегалитов не проводилось, что могло бы подтвердить их неоспоримое рукотворное происхождение. Малочисленность подобного рода конструкций на Кавказе легко объясняется высокой сейсмичностью нашего региона в отличие от Кольского полуострова.

Следует отметить, что некоторая часть сейдов конструктивно аналогичны простейшим дольменам Европы. И не исключено, что сейды по своей сути и могут являться предшественниками идеи дольменов.

Безусловно, что временной период создания сейдов Карелии отличается от периода создания дольменов Кавказа, но социальная организация племён строивших дольмены и средневековых саамов мало чем отличается.

Очевидным фактом рукотворности сочинских сейдов является сейд с обработанным основанием, обнаруженный сочинским краеведом Владимиром Владимировичем Снытко (Рис.4)

На Северном Кавказе найдены артефакты можно сказать “мировые” – древнее греческих, египетских, китайских… Об этом в эксклюзивном интервью газете «МК» заявил археолог из Института истории материальной культуры РАН (СПб) Алексей Резепкин. Среди находок на памятнике “Клады”: самый древний струнный инструмент в мире (протоарфа), самый древний меч в мире, самая древняя в мире цветная роспись в гробницах (живопись) и самая древняя колонна на всем европейском пространстве. В связи с таким количеством сенсаций на язык сама собой наворачивается шутка: Россия – родина “Кладов” (по аналогии с иронической фразой “Россия – родина слонов”). Ведь поистине это – настоящие “сокровища нации”.

Археологическую сокровищницу России – памятник «Клады» очень важно защитить от кладокопателей. На фото – результат раскопок ученых Н.Веселовского (1838-1906) и В.Трифонова (ИИМК РАН).

Репортеру «МК» довелось принять участие в археологических раскопках там, где по неизвестной науке причине в древних каменных строениях, словно по некоему странному уговору, скопились находки, равных которым не сыскать ни в Европе, ни в Китае, ни на Ближнем Востоке.

В Адыгее, в нескольких километрах от станицы Новосвободная (бывшая Царская), расположился курганно-мегалитический могильник со справедливым названием «Клады».

Его посчастливилось изучать питерскому археологу из Института истории материальной культуры РАН Алексею Дмитриевичу Резепкину, а «МК» стала единственной газетой, кому этот ученый доверил секрет «Кладов».

Находки из “Кладов”:

Самый древний в мире деревянный струнный инструмент.

Самый древний меч в мире.

Самая древняя в мире цветная сюжетная роспись на гробницах.

Самая древняя на всем европейском пространстве колонна.

Едва ли не первым после закрепления России на Северном Кавказе в «Клады» пришел выдающийся ученый, которого считают символом археологии в нашей стране. Член Императорской археологической комиссии Николай Иванович Веселовский в 1898 году раскопал здесь два кургана, внутри которых оказались находки, интересные сегодня скорее специалистам и чутким любителям древней истории. Основная же заслуга в настоящем проникновении в тайны погребального комплекса под станицей Новосвободная принадлежит нашему современнику Алексею Резепкину.

В горном лесу в долине реки со странным названием Фарс, которая плутает своими змеиными излучинами между кавказскими горами, более пяти тысяч лет тому назад древние люди сначала строили каменные строения с двускатными и плоскими крышами, напоминающими домики, а после чего их засыпали горой из земли или галечника. (Некоторые ученые считают, что такие каменные сооружения символизировали для древних пещеру.)

Наконец, внутри каждого мегалита или же дольмена поселялись для иной жизни ушедшие мужчины, женщины или деревянные символы человека (последние клались в кенотафы - в пустые гробницы в память о ком-то). В магическую силу вещей раньше верили практически безоговорочно и сопровождали ушедших в иной мир всевозможными сосудами, оружием, украшениями и много чем еще.

Внутри же мегалита при этом естественным путем создавался микроклимат достаточный, чтобы на протяжении нескольких тысяч лет сохранялись сосуды из кожи животных и деревянные ручки бронзовых топоров возрастом 5,5 тысяч лет.

Член-корреспондент Российской академии наук и зав. лабораторией естественно-научных методов Института археологии РАН (Москва) Евгений Черных разъяснил «МК», что «сохранность кусочков древней органики зависит, скорее всего, от микрофлоры и анаэробной атмосферы в отдельных хорошо сохранившихся и изолированных от внешних кислородных воздействий «западинках» захоронений или культурных слоев поселений». По словам профессора Черных, фантастическая сохранность древних органических предметов довольно часто встречается в захоронениях Синьцзяна и Джунгарии в Китае.

Но кто бы мог подумать, что кавказские мегалиты донесут до нас практически в идеальной, со слов Резепкина, сохранности самый древний в мире деревянный струнный инструмент (протоарфу) и самую древнюю в мире цветную сюжетную роспись внутри гробниц.


Фрагмент самой древней в мире цветной сюжетной росписи на гробницах. Фото: А.Д.Резепкин.

А ведь до сих пор в многочисленных учебниках и исторических трудах можно встретить устаревшую информацию о том, что самый древний музыкальный инструмент был найден на территории нынешнего Ирака в могилах цивилизации Ура. Уникальный арфоподобный инструмент нашел еще в первой половине XX столетия британский археолог Л.Вулли. Его датировали 27–26-м веками до н.э.

Однако российскому археологу Алексею Резепкину удалось в 1980 году под станицей Новосвободная найти более древний артефакт:

Когда участники моей экспедиции раскрыли одну из каменных гробниц в «Кладах», то, к нашему удивлению, среди прочих артефактов мы увидели лежащий в идеальной сохранности струнный инструмент из дерева (деку и колки). Инструмент, состоящий из резонатора и струн, сразу напомнил нам древнерусские гусли. Музыковеды его назвали протоарфой. Сегодня его сохранившиеся фрагменты лежат в хранилище Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Эксперты углеродным методом датировали гробницу и соответственно этот струнный инструмент 3500–3342 гг. до нашей эры.


Единственная не очень качественная фотография фрагментов самого древнего в мире деревянного инструмента (протоарфы) в раскопе. Ч/б фото на пленке: А.Д.Резепкин (1980-е гг.).

Показательна для работы российских музеев судьба реконструкции самого древнего струнного инструмента в мире. Переданная сначала в один питерский музей уникальная реконструкция, выполненная заслуженным деятелем культуры Адыгеи Юрием Сташем, чуть позже была передана в другой - в Музей театрального и музыкального искусства (СПб). Но как? Следующий музей даже не ведал, что за объект у них на руках, так как экспонат передали даже без атрибуции (без описания). Так и пылился бы он безымянным в фондах, если бы не визит археолога Алексея Резепкина, который наведался в музей, чтобы сфотографировать артефакт специально для этой статьи в «МК». Лишь после этого в музее узнали, что же это у них за “штучка”.


Самый древний струнный инструмент в мире (протоарфа). Автор реконструкции: Юрий Сташ (заслуженный деятель культуры Адыгеи). Фото: С.М.Осташинский (Эрмитаж, СПб).


Рисунок частей деревянного струнного инструмента (протоарфы). Из книги А.Д.Резепкина.

Археолог без везения - плохой археолог!

Через некоторое время в соседнем кургане ученый находит отменно сохранившуюся самую древнюю в мире цветную роспись с мифологическим сюжетом:

Существует, конечно, великолепное пещерное изобразительное искусство в той же Франции или Испании. Однако в нашем случае речь идет о живописи на стенах рукотворной каменной гробницы. Тридцать лет тому назад я нашел гробницу, на стенах которой каким-то чудом пережила тысячелетия цветная живопись - изображения колчана и других вещей некоего воина, вписанного в некую мифологическую ситуацию. Увы, но эта настенная живопись ныне медленно выцветает в одном из залов Национального музея Республики Адыгея в городе Майкопе. Когда я просил спасти эту живопись бывшего директора Эрмитажа Пиотровского-старшего, тот не проявил никакого интереса к находке. А ведь это - самый древний в мире образец полихромной (цветной) росписи внутри гробниц общей площадью 5 квадратных метров - он даже более древний, чем можно найти в том же Египте. Я считаю, что подобную пассивность трудно простить тем, кто отвечает в наше время за сохранение памятников культуры!


Древнейший цветной сюжетный триптих на мегалите. Хранится: Национальный музей Республики Адыгея.

После того как питерский Эрмитаж отказался принимать в свои фонды самую древнюю сюжетную роспись, она совершенно безответственно провалялась на дворе музея в Майкопе целых 25 лет! А ведь это как раз то, что для нее хуже всего, ведь на открытом воздухе она легко выцветает. Сегодня этот совершенно уникальный памятник находится в майкопском музее, у которого нет денег и возможностей, чтобы его полноценно сохранять для нас и будущих поколений. В той же Италии или Германии с нее бы пыль сдували. А у нас - как всегда.

Получается, что найти в России - мало, не менее важно - сохранить.



Зарисовка одной из частей триптиха (цветная сюжетная роспись). Из книги А.Д.Резепкина.


Зарисовка одной из частей триптиха (цветная сюжетная роспись). Из книги А.Д.Резепкина.

Но история с сокровищами из «Кладов» на этом не заканчивается.

В «Кладах» специалиста по эпохе ранней бронзы Алексея Резепкина ждал и еще один сюрприз. В следующей каменной гробнице ученому удалось найти мечту любителей холодного оружия и всевозможных исторических реконструкций - самый древний меч в мире!

И опять-таки: до сих пор историки полагали, что открытие самого древнего меча должно принадлежать итальянскому археологу А.Пальмиери. В 70-х годах XX века он в верховьях Тигра (Турция) раскопал холм, внутри которого во дворце лежал целый схрон холодного оружия, состоявший сразу из нескольких мечей длиной 50 см, а также копий. Эти находки были датированы концом 4-го - началом 3-го тысячелетия до н.э. Меч все из того же неисчерпаемого могильника «Клады» эксперты продатировали второй третью 4-го тысячелетия до н.э. (то есть он на несколько веков древнее).


Самый древний меч в мире. Фото: А.Д.Резепкин.

Новосвободненский меч оказался даже длиннее «турецкого», - говорит старший научный сотрудник ИИМК РАН Алексей Резепкин. - Длина сделанного из бронзы меча - 63 сантиметра, а длина его рукояти - 11 см. Эксперты по датированию установили, что древнейший кавказский меч старше мечей из дворца в верховье Тигра.


Самый древний меч в мире. Рисунок (выпрямление): А.Д.Резепкин.

Российский исследователь связал этот меч с представителями так называемой новосвободненской археологической культуры. Многие ученые и по сей день убеждены, что эта культура - лишь этап знаменитой майкопской культуры эпохи ранней бронзы. Алексей Резепкин первым убедительно доказал, что новосвободненская культура - другая. И разница более чем проста. Например, у майкопцев не было мегалитов. И если майкопская культура (по артефактам) берет свое происхождение на Переднем Востоке (передневосточный поздний халколит), то гибридная новосвободненская обязана своему появлению Средней Европе (мегалитическая культура воронковидных кубков) и передневосточной цивилизации Урук.

Но, поскольку доказывать что-то новое наперекор устоявшимся вещам - дело не легкое, у Алексея Резепкина критиков и даже недоброжелателей сегодня хоть отбавляй. Между тем недавние генетические исследования Курчатовского института (о которых «МК» ранее писал) подтверждают правоту Резепкина, а не его оппонентов.

Научкор «МК» стал инициатором первого в России исследования генома древнего человека

И как бы там ни было, самое интересное - не весь этот сыр-бор, а то, откуда у новосвободненцев такое количество феноменальных материальных проявлений жизни в ту столь далекую от нас эпоху? Вопрос все еще остается открытым и, видимо, ждет своего будущего исследователя. И есть ли еще хоть один подобный «Кладам» археологический памятник?


Историк А.Д.Резепкин убежден в уникальности новосвободненской археологической культуры, явившей все эти беспрецедентные находки.

Но «Клады» на то и есть клады!

Справка МК
ЦИТАТА
“Тут где ни копни – всюду единственные в мире находки”, утверждает исследователь Алексей Резепкин.

Сюрпризы от загадочных новосвободненцев сменились еще одной неожиданной находкой. В полуразбитом кургане внутри дольмена некогда стояла колонна для укрепления потолочной плиты огромной каменной гробницы. И вышло так, что археолог Резепкин подоспел вовремя, так как уникальная колонна была выдернута из пола самого большого дольмена на всем Кавказе и брошена рядом. По словам ученого, еще в 1960-х годах геологам это пришлось сделать во время открытия в этих местах нефтяной скважины (свидетельство чему - специальная заглушка).

Позже выяснилось, что этот важнейший элемент архитектуры оказался также древнейшим артефактом на всем европейском пространстве. Колонна высотой 2,98 метра оказалась творением рук представителей уже другой культуры: ее высекли из песчаника умелые люди цивилизации строителей дольменов в 3-м тысячелетии до н.э.


Самая древняя колонна в Европе была помещена в центре самого большого на всем Кавказе дольмена. Из книги А.Д.Резепкина.

А между тем в школьных и университетских учебниках черным по белому сказано, что в Европе древнее колонн, чем из кносских дворцов на Крите, не существует, - говорит старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Алексей Резепкин. - Однако внутри самого большого дольмена на Кавказе нами была найдена колонна минимум на 500 лет старше. Причем эта трехметровая колонна по гармоничности своей вряд уступит тому же дорическому стилю древних греков. Сегодня это архитектурное чудо древних лет выставляется в залах Национального музея Майкопа (Республика Адыгея).


Самая древняя колонна на всем европейском пространстве. Хранится: Национальный музей Республики Адыгея.

Справка МК
СТАТЬЯ ИМЕЕТ ВЫСОКУЮ НАУЧНУЮ ТОЧНОСТЬ.
Все данные в этой статье проверены и утверждены российским ученым А.Д.Резепкиным из ИИМК РАН (СПб).

Точность всех дат подтверждается исследованиями лабораторий разных стран: углеродное датирование было выполнено специалистами Оксфорда (Великобритания), Гронингена (Нидерланды), Киева (Украина) и Санкт-Петербурга (РФ).

По странной иронии судьбы, название этого археологического памятника пошло не от закопанных там исторических или материальных сокровищ, а от фамилии человека, который лет сто тому назад имел здесь пай на землю. Вышло так, что фамилия казака Кладова стала настоящим знаком места, где в каменных гробницах дожидались прихода своего открывателя древнейшие артефакты, которые достойны более бережного хранения и более качественного экспонирования.

Реакции ученых на находки А.Д.Резепкина:

Е.М.Колпаков (ИИМК РАН) : «Не может такого быть!» (в личной беседе);

Один из учеников известного культуролога Л.С.Клейна : «Можно подумать, что Резепкин - это наше все» (на форуме в Википедии);

А.М.Лесков (научный консультант Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета) – лично А.Д.Резепкину: «Твоя находка (настенная живопись) лучше моей (знаменитый уляпский ритон)»;

В.А.Трифонов (ИИМК РАН): «Резепкин родился с серебряной ложкой во рту» (было сказано на английском);

С.М.Осташинский (Эрмитаж, С.-Петербург) – “МК”: «Исследование А.Д.Резепкиным курганного могильника «Клады» под станицей Новосвободная предоставило мировой науке ценнейший источник информации о культуре Северного Кавказа в IV тыс. до н.э. Огромные размеры курганов, богатейший и уникальный погребальный инвентарь, сложные погребальные конструкции, открытые в ходе раскопок, говорят о том, что перед нами элитный некрополь эпохи ранней бронзы. Добытые материалы уже более четверти века находятся в центре дискуссий археологов-кавказоведов. Результаты будущих исследований помогут лучше понять яркий и своеобразный феномен культуры Новосвободной, осветить древнейший этап сложной и пестрой этнической истории Северного Кавказа».


Из “Кладов”. Долина Фарса. Под станицей Новосвободная. Адыгея (Россия).

30 ноября 2015

5 016

Цикл сказаний о народе, некогда жившем на Северном и Северо-Западном Кавказе, и составляет эпос о нартах. Сюжетные линии отдельных сказаний часто переплетаются между собой, а иногда и обрываются. Нарты считали, что вокруг них обитают всевозможные сказочные существа: великаны, гномики, жители подводного царства и драконы.

Основными действующими персонажами всех легенд являются героические и храбрые люди, нарты. Нартский эпос можно рассматривать и с точки зрения понимания культуры мегалитов, а также их предполагаемого времени возникновения. Несомненно, когда-то существовал народ, разработавший замечательную технологию обработки камня. И конечно же, он не мог бесследно исчезнуть, должно было что-то и остаться в памяти потомков в виде мифов, сказок или просто упоминаний.

Нельзя с полной уверенностью ответить на вопрос, кем являлись нарты. В сюжетных линиях сказаний легко провести параллели как с русскими и грузинскими сказками, так и с греческой мифологией.
Существуют целые научные труды по анализу божеств и небожителей доказывающие, некоторую связь нартского эпоса со скифами, а также с индоарийской и древнеиранской мифологией.

В чем же лежит причина данных расхождений во мнениях? Вероятно, все дело в том, что население, живущее на Северном и Северо-западном Кавказе, имеет разное происхождение. К примеру, абхазский и адыгейский языки родственны с древним хаттским языком, а осетины ведут свои истоки от аланов. Значит, подтверждается факт, что носителями и хранителями нартского эпоса являлись народы разные и по историко-географическому пути, и по языковому развитию.

Доказательством служит и то, что сказания, охватывающие широкий спектр человеческой жизни и имеющие множество перекрещивающихся и совершенно обособленных сюжетов, обладают общими чертами, например, везде фигурирует слово «нарт» (нярт), а также имя одной из главных или даже центральной женской фигуры Сатанай (Сатана, Сатаней, Шатана) и др. Это говорит о том, что большинство сюжетов имеют северокавказское происхождение.

Конечно же, не обошлось здесь и без заимствований, копирования сюжетов и сюжетных отражений. Но ни один эпический источник без этого не может существовать. Здесь отражаются смены вероисповеданий, которые естественным образом привносят свои сюжеты и героев.

Как же связаны мегалиты с Нартским Эпосом? Все очень просто: адыгейские народности верили, что строительство дольменов — это заслуга неких карликов — исп (спу).
Легенда гласит, что Кавказ некогда населяло племя невысоких человечков — карликов. Они жили на неприступных вершинах гор и хребтов и занимались скотоводством. Любимым средством передвижения у них были зайцы, на которых испы ездили верхом. С тех пор и существует поверье, что ноги этих длинноухих животных до сих пор спутаны человечками, поэтому они не могут бегать, как другие звери.
Испы отличались острым умом и невероятной силой, развивали ремесла и искусно работали с металлами. Главными качествами представителей этого народца являлись их независимость и свободолюбие.

По соседству с ними, но в долинах и ущельях, жили злые великаны — иныжи, которые не отличались особым умом и занимали более низкую ступень развития. Их тело покрывала длинная и густая шерсть. Жили великаны в пещерах.
Этих-то злобных монстров и поработили храбрые и сильные испы и заставили работать на себя. Иныжи занимались постройкой домов, в которых карлики жили и которые мы сейчас называем дольменами.

Возможно, испы просуществовали бы и до сегодняшних дней, но произошло какая-то катастрофа вселенского значения, и оба народа исчезли с лица земли. Немногие уцелевшие человечки переселились глубоко под землю и редко выходили на ее поверхность. Лишь иногда нарты по ночам могли встретить их предводителя — маленького старичка с длинной седой бородой, гордо разъезжающего по хребтам на петухе.

Если в Адыгее, по мнению местного населения, испы занимались строительством исключительно дольменов, то в Абхазии верят, что небольшие домики, впрочем давно исчезнувшие, и ацангуары — тоже дело их рук.
Ацангуары — это уцелевшие до наших времен изгороди из камней на вершинах хребтов. Ограждения строились самой различной формы и иногда подразделялись на несколько частей, примыкающих друг к другу.

Наиболее часто ацангуары встречаются на территории от уровня Туапсе до Абхазии.
Конечно же, существует и сказание, повествующее о радостях и горестях ацанов, или цаний, — тех же карликов, но упоминающихся в абхазском нартском эпосе. Согласно ей, ацангуары — это не только оставшиеся участки изгородей, за которыми ацаны держали скот, но и остатки их жилищ и крепостей. Исследователи утверждают, что их строительство было закончено приблизительно полторы тысячи лет до нашей эры, однако здесь существуют некоторые разногласия в отношении точной датировки, поскольку к остаткам древних изгородей, как правило, постоянно присоединялись новые и новые, а также трудно разделить развалины старых кошей и современные пристройки к ним, которые многократно использовались и реконструировались на протяжении долгих веков.

Удивительную и трудоемкую работу по сбору обрывков, частей и преданий нартского эпоса проделал абхазский исследователь и краевед Ш. Д. Инал-Апой, он также составил стройный миф о карликах — ацанах.

Когда-то давным-давно существовал карликовый народец. Было это либо одновременно с нартами, либо немного раньше. Жили ацаны в домиках и огораживали свои территории каменными стенами. Они отличались свободолюбивым характером и силой и никого не признавали над собой, и бога в том числе. Ацаны стояли на довольно высокой ступени развития — всему научились сами и кое в чем помогли нартам. Тогда возгордились человечки и стали они всячески ругать и дразнить бога. А тот не знал, что с ними делать. И вот подослал бог к ацанам своего сына (племянника), чтобы тот выведал слабые места непокорного народца. Карлики вырастили и воспитали мальчика, а бог узнал секрет их неуязвимости.

В результате произошла вселенская катастрофа и все ацаны погибли либо от великого пожара, либо от наводнения, либо от резкого похолодания. Немногие человечки спаслись и поселились где-то под землей. Они до сих пор стремятся выбраться наружу, однако все их попытки оканчиваются провалом.
Еще в результате исследований выяснилось, что у нартов был свой народный герой, мать которого принадлежала народу ацанов.

Следует отметить и существование в нартском эпосе сказания, очень сильно напоминающего греческий миф о титане Прометее и Геракле, его освободителе. Однако это и неудивительно, поскольку всевозможные варианты этой легенды присутствуют практически у всех кавказских народов.

В нартском эпосе вместо Прометея фигурирует старейшина нартов Насрен-Жаче (у абхазов — Абрскил), который вступает в борьбу с небожителями. За дерзость бог приковал его цепями к горе. А спас его и принес нартам огонь другой герой — Петерез (Батраз). Согласно некоторым версиям этой легенды, освободителем и является сын карликов и нартов.

Грузинский народный герой-богоборец Амирани успешно исполняет роль Прометея, прикованного цепями к скале, в грузинском эпосе. А это великолепная подсказка для определения точной датировки, поскольку следы образа героя можно увидеть в археологических находках (Триалетский кубок, Казбекский клад, пояс из Мцхеты), относящихся к III тысячелетию до нашей эры. Значит, кавказские мегалиты были созданы не ранее этого тысячелетия, так как, согласно сказаниям, маленький народец жил до и, частично, одновременно с нартами.

Куда исчезли нарты и каким образом это произошло? На этот счет существует два мнения. Одни считают, что нарты ушли добровольно, другие — что их исчезновение произошло в результате грандиозной катастрофы и есть ни что иное как кара божья.
В одном из адыгейских преданий причиной исчезновения нартов является маленький неприметный человечек (пецый). Из-за него нарты решили покинуть свой край, и земля досталась адыгам. Но перед тем, как уйти, нарты попросили бога Тха сделать что-нибудь, что напоминало бы людям о них. Бог исполнил их просьбу, создав такую культуру, как кукуруза.

Кем же был этот неприметный человечек? В его роли выступал современный человек. Он сильно отличался от нартов и не был сверхгероем. Это свидетельствует о том, что если испы-ацаны и существовали, то они практически не отличались от современных людей.
Становится понятным, что эпические произведения, в которых упоминаются карлики (создатели мегалитов), распространены в местностях, где расположены мегалиты — в Адыгее (Черкессии) и Абхазии. Интересен другой факт, а именно то, что в нартском эпосе о дольменах вообще не упоминается, за исключением адыгейского сказания об испах, которое, кстати, немного выделяется некоторыми моментами.

Строительство дольменов никоим образом не связано со способами погребения, упоминаемыми в эпосе. В литературе, дошедшей до наших дней, ничего не говорится и о том, что искусство обработки камня и выбор скальной породы использовались для каких-то определенных нужд. Нельзя сказать, что для культовых ритуалов и мест для игр предназначено такое сооружение, как Псынако-1.

Однако проведенное исследование показало, что в свое время дольмены были довольно посещаемы. Это доказывает и тот факт, что их каменные пробки, притертые очень точно к отверстию, были сильно истерты, как если бы ими часто пользовались. Пробку подкурганного дольмена с галереей (Псынако-1) поддерживал камень, без него она просто вывалилась бы из отверстия. Подземный проход к дольмену обладает постоянным сечением, которое составляет примерно 0,5 м в диаметре. Для того, чтобы проникнуть в подземный дольмен, необходимо было проползти около 10 м по галерее (дромосу). Последний факт позволяет предположить, что дольмены применялись в качестве сооружения для проведения различных обрядов.

Абсолютно уверенно можно сказать одно: древняя цивилизация, которая послужила основой к началу накопления серии легенд о нартах, никоим образом не связана с дольменами. Изучение отдельных событий и известных имен доказывает, что в формировании эпоса немаловажное значение имела кавказская культура. Она существовала до окончательного разграничения языков и оказала немалое влияние на развитие кавказских народностей. Археологические находки, связанные с сюжетом Амирани (Грузия), Абрсхила (Абхазия), Амира (Дагестан) или Насрена (Адыгея), указывают, что дольмены были построены уже в III тысячелетии до нашей эры. Более поздние даты их построения не имеют достаточных обоснований и их можно опровергнуть.

Предлагаем немного пофантазировать. Если хорошенько разобраться, за исключением сведений из абхазской легенды о происхождении Цвицва, нарты никак не связаны с карликами на протяжении всех их многочисленных приключений. Некоторые отдельные сказки о столкновениях с подземными гномами как-то не стыкуются с карликами — жителями вершин и хребтов. Даже в самой легенде о Цвицве ацаны никак не охарактеризованы: они ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные. То есть они не несут космическо-природную нагрузку подобно сказочным существам, которые обязательно заключают в себе определенную нравственную идею. Понятно, что указанный момент сильно разнит персонажей легенды как с другими существами кавказского эпоса — иныжами (айныжами), дэвами, подводными донбеттырами, небожителями и драконами, так и с карликами-гномами северного эпоса, существующими под землей.

От народов другой местности это сказание не могло прийти, поскольку оно повествует о конкретном типе построек — дольменах и ацангуарах. Получается, что здесь можно сказать об элементах информации о реально существующем когда-то народе мегалитостроителей.
Нелишним будет еще раз вспомнить основные моменты мифа, при этом несколько отвлекаясь от деталей.

Когда-то жили низкорослые люди, в том числе и на вершинах хребтов. Они имели больше возможностей или сумели разработать новую технологию, что было недоступно рассказчикам-нартам. Эти люди ни с кем не вели войн, создавали мегалитические сооружения. Резкое изменение климата привело к их исчезновению. В легенде присутствует и мотив независимости от бога, который в целом присущ абхазско-адыгско-абазинской версии нартского эпоса. Во многих сериях практически нет упоминаний о боге.

Независимость от бога особенно характерна для версий нартского эпоса в районах расположения дольменных построек. Для того, чтобы стало более понятно, можно напомнить, что в отличие, к примеру, от греческой мифологии герои нартов мегалитического региона не ждут от богов помощи и поддержки. Они обращаются с ними, как с равными. Это говорит о том, что либо этот вариант был достаточно древним, либо на него оказала влияние другая нация, культура, обладающая несколько другим способом видения и мышления.

В свое время на Черноморском побережье существовало достаточно колоний, чтобы эпос попал под влияние эллинов, а также имели место христианство, ислам. Несомненно, это нашло свое отражение в эпосе, но в меньшей степени, чем в других местах.
Можно вспомнить и о том, что существует некоторая особенность в технике строительства некоторых дольменов, которая и позволяет говорить о другой логике мегалитостроителей вообще.

Каким образом сейчас стали бы возводить модульный дом, к примеру, из каменных кирпичей, блоков? Должно быть, сначала постарались выровнять все поверхности модулей-блоков, а только потом приступили к сбору конструкции.
Но среди дольменов есть такие каменные блоки, которые притерты по криволинейной поверхности сразу по нескольким граням. То есть глыбы подгонялись уже при сборке и сразу в нескольких местах. И возражения о том, что таким образом выполнять работу неудобно, будут неубедительны. Мегалитостроители считали иначе, несмотря на то, что уровень технологии позволял им делать прямые поверхности.
Стоит сказать, что подгонка огромных каменных глыб по криволинейной поверхности сразу в нескольких плоскостях встречается во всех мегалитических регионах мира, включая Мексику и Южную Америку.

Отголоски другой культуры с отличным мышлением, которое, скорее всего, затрагивало не только технику строительства, естественно, вызвали некоторые противоречия и в отношениях к богам у нартов или у тех, кто пересказывал эти истории. Со временем некоторые детали стерлись, события забылись, и осталась только логика действий. Вот почему рассказчик причислил такой народ к богоборцам. Однако, за достоверность подобного никто не поручится, поскольку возможно, что все это отзвуки далеких и грозных событий.

Итак, что представляет из себя сам этот народ мегалитостроителей? Размеры дольменов очень малы, тогда для каких же целей они строились? Это остается загадкой. Скорее всего так и появились истории о маленьких неказистых человечках.
Остался еще один неясный момент, а именно исчезновение мегалитостроителей. В то время произошло несколько природных катастроф.

Первой из этих катастроф является извержение вулкана Санторин на Крите. В результате с лица земли была стерта высокоразвитая культура острова в середине II тысячелетия до нашей эры. Тогда можно предположить, что основную роль сыграли вторичные эффекты, к примеру сильное задымление атмосферы, которое могло вызвать временное похолодание, причем практически во всех уголках земного шара.

Вторая катастрофа — прорыв Мраморного моря. Давным-давно Черное море являлось пресным озером, уровень которого был ниже на 150-200 метров, чем сейчас. Азовского моря не существовало, а Кубань и Дон впадали в озеро, по-видимому, одной рекой. Различные исследования, проводимые учеными, показали дату времени, когда произошла катастрофа. Это 5600 год до нашей эры.

Скорее всего, что нынешнее дно Черного моря когда-то являлось колыбелью современной цивилизации. Это подтверждает и тот факт, что целых дольменов вблизи берега моря нет, а если такие и находятся, то они, как правило, либо очень велики (Джугба, Волконка), либо подкурганные или заключенные в толос (Архипо-Осиповка, Новороссийск).

Вполне возможно, что здесь сказалось разрушительное действие воды, а также погодных катаклизмов, вызванных сравнительно быстрым увеличением площади морской (озерной) поверхности. Дарданеллы не могли бы разрушиться сами по себе, скорее всего здесь было еще что-то, наверное, землетрясение.

Нельзя сказать с полной уверенностью о том, какая именно катастрофа — первая или вторая — оказала влияние на ход событий. В любом случае можно быть уверенным, что катастрофа была и нашла отражение в эпосе. В течение веков какие-либо детали могли забыться, однако человеческое воображение услужливо рисовало новые. Таким образом, за довольно долгое время существования мифа информация, скорее всего, претерпевала некоторые изменения.

Согласно абхазской легенде, уровень моря был выше, чем сейчас. Тогда, если принимать миф буквально, время жизни мегалитостроителей необходимо отодвинуть еще дальше, в ледниковый период — VII тысячелетие до нашей эры. Тогда понятно и действие природных катастроф: образовывались новые реки, озера, менялся прогиб земной коры. Могут возникнуть некоторые сомнения, ведь несколько тысячелетий не просуществовал практически ни один миф. Самое долгое существование устного сказания не превышает 2000 лет.

Почему же сказания так мало существуют? Здесь имеют место некоторые факторы, а именно:
— перемещение народа на другие территории;
— попадание народа в зависимость от более сильной культуры и, как следствие, ассимиляция;
— полное уничтожение нации.
По прошествии веков выяснилось, что невозможно полностью вытеснить, а тем более подчинить, какой-либо кавказский народ просто невозможно. Каждая долина является естественной крепостью, а кавказские народы прирожденные воины.

А поскольку все кавказское побережье (от Геленджика и до Абхазии) состоит из глубоких долин, хребты которых уходят в море, то можно сказать, что здесь есть все предпосылки для того, чтобы эпос просуществовал очень долго и отразил в себе все сведения о событиях, происходящих на протяжении многих столетий.


Единой точки зрения по поводу дольменов на Кавказе нет — некоторые археологи считают, что возраст этих мегалитических сооружений на самом деле составляет от 4000 до 6000 лет. Во всем мире известны тысячи доисторических мегалитических памятников, однако те, которые находятся на территории бывшего Советского Союза (в том числе, на Кавказе) мало известны на Западе.

Мегалиты Кавказа.
Дольмены в основном расположены на Западном Кавказе (в России и Абхазии) по обе стороны горного хребта, на территории примерно 12 000 квадратных километров. Кавказские дольмены представляют собой уникальный тип доисторической архитектуры - строения, созданные из идеально пригнанных циклопических каменных блоков. К примеру, встречаются камни в форме быквы «Г», которые использовались на на углах дольменов, или же камни в форме идеального круга.



Хотя подобные «осколки древней эпохи» вообще неизвестны в Западной Европе, эти русские мегалиты не менее значимы для науки, чем мегалиты, обнаруженные в Европе - и с точки зрения возраста, и с точки зрения качества архитектуры. А самым потрясающим является то, их происхождение до сих пор неизвестно. Ученые отмечают, что несмотря на разнообразие кавказских каменных сооружений, они демонстрируют потрясающее сходство с мегалитами из разных частей Европы и Азии (Пиренейский полуостров, Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Германия, Дания, Швеция, Израиль и Индия).



Был выдвинут ряд гипотез, чтобы объяснить подобное сходство, как и догадки о цели строительства мегалитов, но пока всё это остаётся тайной. На данный момент на Западном Кавказе известно о приблизительно 3000 таких мегалитических памятниках, но постоянно продолжают находить новые мегалиты. При этом, к сожалению, многие из кавказских монолитов находятся в крайне запущенном состоянии и будут полностью утрачены, если их не защитить от вандалов и естественного разрушения.



Большинство из мегалитов, дольменов и каменных лабиринтов, которые находят в горах Кавказа (но при этом они мало изучены), выглядят, как прямоугольные конструкции из каменных плит или вырезаны в скалах с круглыми отверстиями в качестве входа внутрь. Тем не менее, не все дольмены выглядят подобным образом. На самом деле, здесь можно встретить очень разнообразные примеры архитектуры: многоэтажные каменные строения, квадратные, трапециевидные, прямоугольные и круглые.



Что примечательно, во всех подобных строениях на фасадной части есть отверстие, ведущее внутрь. Чаще всего оно круглое, но изредка находят и квадратные. Также часто в дольменах находят каменные «пробки», которым закрывали входное отверстие. Иногда такие каменные пробки имеют фаллическую форму. Внутри дольмена чаще всего находится круглая площадка, на которую падал свет через круглое отверстие. Ученые считают, что на таких площадках, возможно, проводили какие-то ритуалы. Такая площадка была обнесена большими каменными стенами, иногда более метра высотой.



Именно в этой области археологи нашли керамику бронзового и железного века, которая помогла датировать эти захоронения, а также человеческие останки, бронзовые орудия труда и украшения из серебра, золота и полудрагоценных камней. Обычно репертуар украшений подобных могил не особо разнообразен. Чаще всего встречаются вырезанные на каменных блоках вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники и концентрические круги.



Одним из самых интересных мегалитических комплексов является группа из трех дольменов, которая расположена на холме над рекой Жане на побережье Черного моря в Краснодарском крае недалеко от российского Геленджика. В этой области, пожалуй, самая большая концентрация всех типов мегалитических объектов, включая поселения и дольмены.


В горах Кавказа, где-то между городами Геленджик, Туапсе, Новороссийск и Сочи, есть сотни мегалитических памятников, которые здесь называют дольменами. Возраст всех этих мегалитических дольменов датируется примерно 10 000 - 25 000 годами, а для чего они были предназначены, сегодня спорят и российские, и западные археологи.

Единой точки зрения по поводу дольменов на Кавказе нет - некоторые археологи считают, что возраст этих мегалитических сооружений на самом деле составляет от 4000 до 6000 лет. Во всем мире известны тысячи доисторических мегалитических памятников, однако те, которые находятся на территории бывшего Советского Союза (в том числе, на Кавказе) мало известны на Западе.


Дольмены в основном расположены на Западном Кавказе (в России и Абхазии) по обе стороны горного хребта, на территории примерно 12 000 квадратных километров. Кавказские дольмены представляют собой уникальный тип доисторической архитектуры - строения, созданные из идеально пригнанных циклопических каменных блоков. К примеру, встречаются камни в форме быквы «Г», которые использовались на на углах дольменов, или же камни в форме идеального круга.


Хотя подобные «осколки древней эпохи» вообще неизвестны в Западной Европе, эти русские мегалиты не менее значимы для науки, чем мегалиты, обнаруженные в Европе - и с точки зрения возраста, и с точки зрения качества архитектуры. А самым потрясающим является то, их происхождение до сих пор неизвестно. Ученые отмечают, что несмотря на разнообразие кавказских каменных сооружений, они демонстрируют потрясающее сходство с мегалитами из разных частей Европы и Азии (Пиренейский полуостров, Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Германия, Дания, Швеция, Израиль и Индия).


Был выдвинут ряд гипотез, чтобы объяснить подобное сходство, как и догадки о цели строительства мегалитов, но пока всё это остаётся тайной. На данный момент на Западном Кавказе известно о приблизительно 3000 таких мегалитических памятниках, но постоянно продолжают находить новые мегалиты. При этом, к сожалению, многие из кавказских монолитов находятся в крайне запущенном состоянии и будут полностью утрачены, если их не защитить от вандалов и естественного разрушения.


Большинство из мегалитов, дольменов и каменных лабиринтов, которые находят в горах Кавказа (но при этом они мало изучены), выглядят, как прямоугольные конструкции из каменных плит или вырезаны в скалах с круглыми отверстиями в качестве входа внутрь. Тем не менее, не все дольмены выглядят подобным образом. На самом деле, здесь можно встретить очень разнообразные примеры архитектуры: многоэтажные каменные строения, квадратные, трапециевидные, прямоугольные и круглые.


Что примечательно, во всех подобных строениях на фасадной части есть отверстие, ведущее внутрь. Чаще всего оно круглое, но изредка находят и квадратные. Также часто в дольменах находят каменные «пробки», которым закрывали входное отверстие. Иногда такие каменные пробки имеют фаллическую форму. Внутри дольмена чаще всего находится круглая площадка, на которую падал свет через круглое отверстие. Ученые считают, что на таких площадках, возможно, проводили какие-то ритуалы. Такая площадка была обнесена большими каменными стенами, иногда более метра высотой.


Именно в этой области археологи нашли керамику бронзового и железного века, которая помогла датировать эти захоронения, а также человеческие останки, бронзовые орудия труда и украшения из серебра, золота и полудрагоценных камней. Обычно репертуар украшений подобных могил не особо разнообразен. Чаще всего встречаются вырезанные на каменных блоках вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники и концентрические круги.


Одним из самых интересных мегалитических комплексов является группа из трех дольменов, которая расположена на холме над рекой Жане на побережье Черного моря в Краснодарском крае недалеко от российского Геленджика. В этой области, пожалуй, самая большая концентрация всех типов мегалитических объектов, включая поселения и дольмены.

Фото: thelivingmoon.com
По материалам ewao.com

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»