Рейтинг вузов нашей страны. Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»? Финэк бально рейтинговая система студентов

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

​Памятка студенту


Распределения студентов по профилям (в рамках направления подготовки бакалавра на факультете),

Распределения на практику с возможностью последующего трудоустройства,

Направления на стажировку,

Предоставления общежития иногородним студентам,

Преимуществ при участии в конкурсном отборе в магистратуру по аналогичной образовательной программе.

  1. Учебный рейтинг – max 100 баллов (по дисциплине)

    Посещение учебных занятий (max 20 баллов)

    Результаты освоения каждого модуля учебной дисциплины (текущий и рубежный контроль) (max 20 баллов)

    Промежуточная аттестация (экзамен, зачет с оценкой, зачет) (max 40 баллов)

    Посещение учебных занятий оценивается накопительно следующим образом: максимальное количество баллов, отводимых на учет посещаемости (20 баллов), делится на количество занятий по дисциплине. Полученное значение определяет количество баллов, набираемых студентом за посещение одного занятия.

    Промежуточная аттестация проводится либо на последнем практическом занятии (зачет с оценкой или зачет), либо в соответствии с расписанием в экзаменационную сессию (экзамен). Для допуска к промежуточной аттестации необходимо набрать в общей сложности не менее 30 баллов, успешно пройти рубежный контроль по каждой дисциплине (не иметь задолженностей по текущей успеваемости).

    ¤ студент может быть освобожден от сдачи промежуточной аттестации (зачета, зачета с оценкой или экзамена), если по итогам посещаемости, результатам текущего и рубежного контроля и творческого рейтинга он набрал не менее 50 баллов. В этом случае ему выставляется оценка «зачтено» (при зачете) или оценка, соответствующая набранному количеству баллов (при зачете с оценкой или экзамене) при согласии студента.

    ¤ преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, возможности получить поощрительные баллы, форме промежуточной аттестации.

    ¤ студенты имеют право в течение учебного модуля (семестра) получать информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов. Преподаватель обязан предоставлять старосте группы данную информацию для ознакомления студентов.

    В традиционную четырехбалльную

Участие в конкурсах студенческих научных работ;

Выступление на конференциях;

Участие в олимпиадах и конкурсах;

Участие в научной работе по тематике кафедры и работа в научных кружках;

определяется деканатом совместно со студенческим советом факультета и куратором группы 2 раза в год по итогам семестра (не может превышать 200 баллов). Характеризует активность участия студента в общественной жизни университета и факультета.

Суммарный учебный рейтинг рассчитывается как сумма произведений полученных баллов по каждой дисциплине (по 100-балльной системе) на трудоемкость соответствующей дисциплины (т.е. Объема часов по дисциплине в зачетных единицах), за исключением дисциплины «физическая культура».

С 2008-2009 учебного года в нашем университете введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

Итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

ВНИМАНИЕ: важное условие балльно-рейтинговой системы - своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

Нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и составляет 50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д. По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего и рубежного контроля – по 30% от нормативного рейтинга дисциплины, для итогового контроля (зачетов и экзаменов) – 40 %;

Проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, например, 25,1 баллов для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины; 75,1 баллов – для 150-балльной дисциплины и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;

Пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляе¬мое к оценке, - в традиционной системе реализует¬ся не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Текущий контроль;

Рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);

Итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где

Сколько баллов и за что выставляется? Соотношение оценок по видам контрольных мероприятий в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке графика изучения дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или этап контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, сроках, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость (она дополняет журнал успеваемости, но не заменяет его!). При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинговую ведомость выставляется 0 баллов.

Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:

Должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.

Для того чтобы быть допущенным к сессии, фактический семестровый рейтинг по каждой изученной в семестре дисциплине должен быть более 50% от ее нормативного семестрового рейтинга. В этом случае студент получает в зачетную книжку «выполнено» по изученным дисциплинам.

Если набранный в семестре рейтинг по дисциплине 50% или менее 50% от ее нормативного семестрового рейтинга, но более 15% от нормативного рейтинга семестрового контроля, студент может «добрать» недостающее количество баллов на пересдачах контрольных мероприятий. Напоминаем, что при пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данной контрольной точки, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается кафедрой (исключение – пропуск занятия по уважительной болезни). Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать контрольные точки с первого раза.

Если студент из-за регулярных пропусков контрольных точек или систематической неуспеваемости набрал в семестре низкий рейтинг (15% или менее 15% от нормативного семестрового рейтинга дисциплины), он не допускается к пересдачам контрольных точек, считается не освоившим дисциплину и отчисляется из университета.

И еще одно условие: высокий рейтинг студента по итогам контрольных мероприятий не освобождает его от обязанности по посещению лекционных, семинарских и практических занятий, которые, в случае пропуска, должны быть отработаны в обычном порядке (не путать с пересдачей контрольных мероприятий!).

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах (допустим, от 28 до 50). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл по принятой в России традиционной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно. Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

(в % от макс. балла за дисциплину)

85,1 - 100 % Отлично

65,1 – 85 % Хорошо

50,1 – 65 % Удовлетворительно

0 % Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки!

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.

Деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно.

В Санкт-Петербурге функционирует более 50 государственных и около 40 частных высших учебных заведений. В число самых сильных вузов входит Санкт-Петербургский государственный (СПбГЭУ). В 2014 году он был включен в этот рейтинг. СПбГЭУ отнесли к лучшим высшим учебным заведениям СНГ. Поступать сюда приходят не только петербуржцы, но и иногородние и иностранные абитуриенты.

История учебного заведения

Датой основания СПбГЭУ считается 2012 год. Вуз появился в результате выхода в свет соответствующего приказа Министерства образования и науки РФ. В действительности же история высшего учебного заведения началась еще в прошлом веке. Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ) создали в начале июня 1930 года. В сентябре в этом учебном заведении уже начались первые занятия.

В 1934 году к функционирующему в Ленинграде вузу присоединили Московский финансово-экономический институт. Через 6 лет произошло еще одно укрупнение. На этот раз к институту присоединили целых 2 учебных заведения, работающих в Ленинграде. Следующее слияние случилось в 1954 году. ЛФЭИ объединился с плановым институтом.

В сентябре 1991 года учебное заведение было переименовано. Отныне институт стал называться Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов. В августе 2012 года в истории вуза случилось еще одно значимое событие. Он объединился с инженерно-экономическим университетом города. В итоге был образован СПбГЭУ. На сегодняшний день этот вуз является одним из крупнейших научных и учебных центров Российской Федерации. Он включен в самый топовый рейтинг ‒ СПбГЭУ входит в число 5 лучших вузов Санкт-Петербурга.

Информация для поступающих

Лица, выбравшие СПбГЭУ, могут получить здесь высшее или среднее профессиональное образование. Тем абитуриентам, которые собираются поступать на программы СПО, стоит знать, что в состав университета входят следующие учебные заведения:

  • колледж «Станкоэлектрон»;
  • техникум пищевой промышленности;
  • политехнический техникум.

Многие абитуриенты обращаются не в перечисленные учреждения среднего профессионального образования, а в СПбГЭУ. Приемная комиссия отмечает, что, имея среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование, можно поступить на программы бакалавриата и специалитета. Для этого требуется предоставить результаты ЕГЭ и (или) пройти вступительные испытания, предлагаемые университетом. Люди, у которых есть диплом о высшем образовании, могут подать заявление в магистратуру. Зачисление осуществляется по результатам вступительных экзаменов.

Колледж «Станкоэлектрон»

Это учебное заведение является одним из старейших в Санкт-Петербурге. Оно существует уже более 70 лет. За этот период колледж, входящий в состав СПбГЭУ, отзывы в большинстве случаев получал положительные. Из стен учебного заведения было выпущено огромное количество профессиональных специалистов. Выпускники работают на крупнейших заводах города.

Абитуриентам Санкт-Петербургского колледжа «Станкоэлектрон» предлагаются следующие специальности:

  1. С каждым днем техника и технологии все прочнее входят в современную жизнь. Для управления станками и промышленными роботами, изготовления деталей нужны разбирающиеся в этом люди. Получить необходимые знания как раз и позволяет специальность «Технология машиностроения».
  2. Бухгалтерский учет и экономика. Эта специальность, которую можно получить в колледже, относящемся к СПбГЭУ, отзывы получает положительные. Выпускники отмечают, что быстро находят подходящую работу, ведь абсолютно всем организациям нужны люди, которые бы занимались ведением бухгалтерского учета, составлением отчетов, осуществлением расчетов заработных плат и т. д.
  3. Автоматизация технологических процессов и производств. Многие процессы в современной жизни автоматизированы. Людям, желающим осуществлять ремонт и техническое обслуживание оборудования, заниматься внедрением новых систем автоматизации и контролем производственных процессов, необходима эта специальность.

На все вышеперечисленные специальности можно поступить не только на коммерческой основе. Есть и бюджетные места в колледже, который является подразделением СПбГЭУ. Отзывы абитуриентов включают в себя эту информацию. Однако некоторые специальности не предполагают получение К ним относят: «Земельно-имущественные отношения», «Техническое регулирование и управление качеством», «Операционная деятельность в логистике».

Техникум пищевой промышленности

Людям, желающим работать в области изготовления напитков и продуктов питания, стоит обратить внимание на это учебное заведение. Существует техникум пищевой промышленности с 1945 года. С 2011 года он находится в составе СПбГЭУ. Адрес техникума в Санкт-Петербурге: ул. Большая Морская, дом 8.

В техникум пищевой промышленности можно поступить на очное или заочное отделение на следующие специальности:

  1. Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий. Выпускники, устроившиеся на работу по специальности, занимаются приемом, хранением и подготовкой сырья. Из него они изготовляют хлебобулочные и макаронные изделия, кондитерскую продукцию.
  2. Виноделие, технология бродильных производств. Лица, освоившие программу среднего профессионального образования по данной специальности, занимаются организацией и ведением процессов производства различных напитков.
  3. Выпускники занимаются разработкой, производством, реализацией кондитерской и кулинарной продукции, контролем ее качества, обслуживанием потребителей.

Политехнический техникум

Данное учебное заведение существует с 1945 года. За время своей деятельности техникум несколько раз переименовывался, а в 2005 году стал структурным подразделением будущего СПбГЭУ (адрес учебного заведения в Санкт-Петербурге: ул. Моховая, дом 40). Стоит отметить, что большая часть выпускников устраивается на работу по своей специальности. Некоторые лица принимают решение продолжить учебу в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете по сокращенным программам.

Абитуриенты, выбравшие техникум, могут получить образование по следующим специальностям:

  • туризм;
  • ремонт автомобильного транспорта и техническое обслуживание;
  • бухгалтерский учет и экономика;
  • автоматизация производств и технологических процессов;
  • операционная деятельность в логистике;
  • коммерция;
  • теплоснабжение и теплотехническое оборудование;
  • гостиничный сервис.

Довольно популярной является специальность «Туризм». Многие иностранцы приезжают в Ленинградскую область. Оказать им помощь в освоении местных достопримечательностей и познакомить с интересными историческими сведениями призваны выпускники политехнического техникума, ставшие специалистами по туризму.

Еще одна востребованная и популярная специальность − это «Ремонт автомобильного транспорта и техническое обслуживание». В задачи выпускников входит обеспечение надежной работы различных средств передвижения. Во время учебы в техникуме люди познают устройство транспорта, знакомятся с тонкостями проведения технического обслуживания.

Бакалавриат и специалитет в СПбГЭУ

Многим абитуриентам хочется поступить на факультет «Банковское дело». Однако в университете он отсутствует. Есть факультет финансов и экономики (направление «Экономика»). Он является одним из самых популярных в экономическом университете. Учеба на первых двух курсах факультета финансов и экономики позволяет студентам получить базовые знания. На третьем курсе осуществляется распределение будущих бакалавров. Студенты выбирают те программы, которые им ближе всего. Итак, на направлении «Экономика» можно выбрать следующие профили:

  • бухгалтерский учет, аудит и анализ;
  • кредит и финансы (этот профиль стоит выбирать тем людям, которым хотелось поступить на факультет «Банковское дело»);
  • мировая экономика и торговая политика;
  • национальная экономика;
  • математические методы и статистический анализ;
  • экономика организаций и предприятий.

Высококвалифицированных специалистов в области права готовит юридический факультет. Абитуриентам, поступающим на это направление, предстоит изучать не только юридические дисциплины, но и те предметы, которые относятся к области экономики (например, налоговое право, правовые основы бухгалтерского учета). Выпускники юридического факультета СПбГЭУ (ФИНЭК ‒ прежнее название вуза) работают в судах, правоохранительных структурах, агентствах недвижимости, юридических отделах различных организаций, налоговых инспекциях, аудиторских фирмах.

В высшем учебном заведении есть также факультет менеджмента. Имеются и другие востребованные и интересные направления:

  • лингвистика;
  • экономическая безопасность;
  • бизнес-информатика;
  • сервис;
  • товароведение;
  • туризм;
  • международные отношения и пр.

Магистратура в университете

Людям, имеющим диплом бакалавра и желающим выйти на более высокий профессиональный уровень, стоит обратить внимание на магистратуру, которой славится СПб государственный экономический университет. Студентов здесь обучают лучшие преподаватели вуза, имеющие теоретические и практические навыки и занимающиеся педагогической и научной деятельностью.

Программ подготовки довольно много. Их насчитывается около 50. Поступить можно абсолютно на любую из них независимо от того, какое направление указано в дипломе бакалавра. Таким образом, магистратура позволяет получить новые знания, стать профессионалом в выбранной сфере.

Обучение на магистерских программах реализуется как на очной, так и заочной форме. Поступить можно не только на платное обучение, но и на бюджетные места, а их довольно много в СПбГЭУ. Отзывы об этом свидетельствуют. Примером послужит 2016 год. Для будущих студентов было выделено 733 бюджетных места.

Учебный процесс в магистратуре интересный. Он включает в себя практические занятия, лекции, семинары, научные конференции. Магистранты делают различные доклады, которые в дальнейшем публикуются в специальных сборниках научных статей. Завершается обучение на магистратуре написанием и защитой научно-исследовательской работы.

Аспирантура в СПбГЭУ

Аспирантура − не просто ступень образования. Это система подготовки научных и научно-педагогических кадров. Люди, поступающие сюда, должны не только иметь диплом о высшем образовании (специалитет, магистратура). Они должны иметь навыки исследовательской и аналитической деятельности.

В СПбГЭУ (ФИНЭК ‒ кому-то более знакомое название) существует 14 направлений подготовки. Прием осуществляется на конкурсной основе. Поступающие проходят вступительные испытания. Они включают в себя сдачу иностранного языка и специальной дисциплины. В ходе экзаменов:

  • проверяется уровень знаний людей, подавших заявление и пакет необходимых документов для поступления;
  • определяется склонность к осуществлению научно-исследовательской деятельности;
  • определяется уровень научных интересов;
  • выясняются мотивы поступления в аспирантуру.

Подавая в СПбГЭУ документы, будущие аспиранты должны предъявлять список ранее сделанных изобретений, опубликованных научных текстов, отчетов по научно-исследовательской работе. При их отсутствии пишется реферат по выбранному направлению подготовки.

Дни открытых дверей

Чтобы поближе познакомиться с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, можно посетить день открытых дверей. Это мероприятие проводится несколько раз в учебном году с целью ознакомления абитуриентов со структурными подразделениями учебного заведения, с особенностями процесса обучения. На мероприятии можно узнать проходные баллы СПбГЭУ (минимальный балл по одному предмету может составлять 30‒50).

День открытых дверей включает в себя, как правило, общее собрание. На нем выступают: ректор, деканы факультетов, преподаватели. После вступительных речей начинаются презентации факультетов. Абитуриенты и их родители могут задать работникам университета интересующие вопросы. Желающие могут совершить экскурсию по учебному заведению. Будущих студентов проводят по зданию, знакомят с некоторыми аудиториями.

В Санкт-Петербурге место проведения дней открытых дверей располагается по следующему адресу: набережная канала Грибоедова, дом 30/32, актовый зал, находящийся на третьем этаже. Также стоит отметить, что есть у СПбГЭУ филиалы. Они располагаются в следующих городах:

  • Анадырь.
  • Великий Новгород.
  • Выборг.
  • Кизляр.
  • Калуга.
  • Псков.
  • Сыктывкар.
  • Чебоксары.
  • Череповец.
  • Дубай.

В каждом из филиалов дни открытых дверей проводятся по определенным адресам в назначенные даты. Подробную информацию следует уточнять по телефонным номерам учебных заведений.

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!

Моё обращение связано с введением на экономическом факультете Университета системы учета успеваемости на основе составления рейтинга баллов. На данный момент у нас действует система выставления оценки в соответствии с той разбалловкой, которую задаёт каждый преподаватель, и это имеет ряд недостатков:

1. Во-первых, это приводит к субъективизму преподавателя в отношении оценивания знаний студента. Всем известны массовые отчисления студентов с экфака из-за несдачи дисциплины "Экономика предприятия", т.к. установленные пороги сдачи экзамена, если их не снижать, позволяют лишь некоторым получить оценки "отлично" и "хорошо", т.к. набирают соответствующие баллы лишь единицы. Причем, апеллируя к данному конкретному примеру, я хочу сказать, что такая система, на мой взгляд, не отражает истинных знаний студента дисциплины: например, времени даётся очень мало, а объём (теоретические и расчетные части) немал, в связи с чем многим просто не хватает времени справиться с заданиями. ЭП является, безусловно, далеко не единственным примером.

2. Во-вторых, это не стимулирует конкурс между студентами и мотивацию к учению, т.к. все, зная существующие пороги и разбалловки, стремятся просто попасть в ту область, которая соответствует определенной оценке.

Введение балльно-рейтинговой системы учёта успеваемости, насколько мне известно, успешно прошло в ВШМ. Там составляется по итогам сдачи экзамена рейтинг, первые 25% получают "отл", вторые 50% "хорошо", третьи 25% - "уд", и тот же самый принцип действует с "буквами" ECTS: первые 10% - А, вторые 20- В и так далее.

Данная система, на мой взгляд, нашла бы ОТЛИЧНОЕ применение на экономическом факультете, поскольку:
1. Во-первых, наши бакалаврские программы очень схожи и по структуре, и по часам, и в принципе похожи по организации;
2. Во-вторых, это лишит субъективизма преподавателей, и оценка знаний будет базироваться на существующем рейтинге успеваемости. В конце концов, объективнее судить, что у кого-то "отличные знания", а у кого-то - "Хорошие" в сравнении с существующим "бэкграундом", то есть в сравнении, в котором, как известно, все и познается, нежели основываться на существующие субъективные критерии каждого преподавателя;
3. В-третьих, это мотивирует студентов к конкурсу, к желанию быть лучшими и лидерами. Мы не должны забывать, что экономист - это не просто человек с "коркой", который потом пойдёт работать в "МаксиДом" бухгалтером, а высоквалифицированный и универсальный специалист, овладевший целой сферой знаний, систематизировавший их и способный применить их для решения целого ряда задач, в том числе вопросов лидерства и руководства.
Я бы очень хотел, чтобы Вы помогли в введении такой системы, она будет уместна, и, я думаю, большинство студентов поддержат её, т.к. она разумна и логична.
С уважением,
Всеволод Котенёв
МЭОиМБ-31, экономический факультет.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Глубокоуважаемый Всеволод Сергеевич!

Балльно-рейтинговая система оценивания используется для большого количества студентов, когда работает правило равномерного распределения. В реализуемой в Санкт-Петербургском государственном университете (далее-СПбГУ) системе оценивания уточнено, что рейтинговая шкала оценивания применяется в случае, если численность обучающихся, получивших положительную итоговую оценку (т.е. более 50 баллов, что также заранее установлено), составляет более 30 человек.

Обучение в СПбГУ проводится не на факультетах, а по основным и дополнительным образовательным программам. Методика проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплинам учебного плана содержится в рабочих программах, разработчиками которых являются научно-педагогические работники. Данные методики утверждаются после соответствующих учебно-методических экспертиз в установленном СПбГУ порядке ежегодно. На данный момент все рабочие программы на текущий учебный год утверждены, объективных причин внесения в них изменений СПбГУ не усматривает.

Для сведения сообщаем, что по результатам опроса студентов, проведенном в апреле-мае 2015 года, по вопросу «Преподаватель объективно оценивает знания студентов», среднее значение по СПбГУ в целом - 3,663, по экономическому факультету - 3,618, по Высшей школе менеджмента - 3,514.

Выбор инструментов и методика оценивания достижений обучающихся в СПбГУ постоянно совершенствуется. Вы можете включиться в работу над этим, и, как и всякий универсант, (см. п.1.6 Основ организации учебно-методических комиссий, утверждённых приказом от 17.01.2014 № 75/1) принимать участие в заседаниях учебно-методической комиссии. Ваши предложения непременно будут рассмотрены и, с учётом мнения экспертов, использованы при разработке учебно-методических материалов. СПбГУ благодарит Вас за деятельное участие и инициативу.

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества


Значение для преподавателей

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся


Подбор критериев

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:


Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии. Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр. По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:


Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы. Кроме этого, будет учитываться Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться. Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:


Заключение

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности. Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников. Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года. Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»