Роль войны. Какую роль сыграла россия в войне за независимость

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Латышские стрелковые части были сформированы во время Первой мировой войны. После революции они встали на сторону большевиков и вошли в РККА. Железная дисциплина и лояльность Советам стали причиной доверия к иностранцам на службе у Красной армии.

Возникновение латышских стрелков

В 1914 году, накануне Первой мировой, в Прибалтике началась всеобщая мобилизация. Латышей отправляли на охрану Усть-Двинской крепости близ Риги, на Галицкий фронт и в Восточную Пруссию.

Однако уже в апреле 1915 войска немцев наступали на Курляндию, что ставило под угрозу оборону Лифляндии и Риги. 1 августа 1915 года генерал Алексеев, командовавший Северо-западным фронтом, приказал организовать латышские стрелковые батальоны из стрелков Усть-Двинской крепости и добровольцев.

Вскоре было сформировано три батальона, которые должны были защищать Ригу. Стрелков отправили на фронт и они отбросили немецкие войска назад. В то время как латышские стрелки воевали с немцами на передовой, при помощи мобилизации тыла было создано еще шесть стрелковых батальонов: таким образом, отвага и быстрая реакция латышей сделала невозможным блицкриг в отношении Риги. Если бы рижская оборона пала, немцы устремились бы на Петроград.

"Остров смерти" и "Рождественский бой"

В 1916 году уже 12 тысяч стрелков сражались под латышскими знаменами. Впрочем, среди них были не только латыши, но и эстонцы, русские, литовцы, поляки и даже немцы. Из-за больших потерь участок на левом берегу Западной Двины, обороняемый латышскими стрелками, был назван Островом смерти.

Это место не раз оправдало свое название: именно там немецкими войсками была проведена первая масштабная газовая атака в Латвии. Стрелки 8 дней обороняли остров, а газом было отравлено 120 человек.

Еще одна героическая битва случилась в конце декабря 1916 в район города Митава и вошла в историю как «Рождественский бой». Латышские войска наступали, тесня немцев в болотистую местность. Стрелки прорывались сквозь колючую проволоку прямо под немецкими пулями – об этом героическом сражении впоследствии написал А.Н. Толстой в романе «Хождения по мукам»:

«В последний раз Россия пыталась разорвать сдавившее её железное кольцо, в последний раз русские мужики, одетые в белые саваны, гонимые полярной вьюгой, дрались за империю, охватившую шестую часть света, за самодержавие, некогда построившее землю и грозное миру».

Впрочем, ход «Рождественских боев» и последовавших им «Январских боев» можно признать неудачным для русской армии: несмотря на героизм и стойкость, Российская империя потеряла в этих сражениях 26 000 солдат, из которых 9000 были латышскими стрелками.

Из-за таких колоссальных потерь среди латышских батальонов распространились ненужные слухи, и в феврале 1917 года генерал Алексеев попросил направить к ним специальную комиссию для расследования прошедших боев. Однако этого так и не случилось – прогремела Февральская революция.

Латышские стрелки в революционном движении

После февральских событий 1917 года большевистская агитация пользовалась успехом среди военных Латвии. Был создан Объединенный Совет депутатов латышских стрелковых полков, Исколастрел, и позиция большевиков окончательно укрепилась среди латышских стрелков.

Они вошли в состав большевистской армии, выступили против латышских меньшевиков, а в октябре 1917 года по указанию ЦК помогли Октябрьскому восстанию, заблокировав железную дорогу, которую для переброски войск использовало Временное правительство.

По требованию Петрограда латышские стрелки оставили Германский фронт и отправились в столицу для защиты большевиков. Им доверили охранять Совнарком и обеспечивать безопасность перемещения высших руководителей, в том числе Свердлова и даже самого Ленина.

В апреле 1918 красных латышских стрелков, после Брест-Литовского мира перешедших в Россию, переформировали и доукомлектовали офицерским составом, лояльным большевикам и артиллерией.

Латышская стрелковая советская дивизия стала первым регулярным соединением РККА, а стрелки начали служить в Кремле, занимаясь охраной и карательными операциями, участвовали в облавах на спекулянтов. Также латышские стрелковые части располагались в Саратове, Пензе, Архангельске, Витебске и других городах, куда были эвакуированы латышские рабочие.

Левые эсеры 6 июля 1918 года запланировали восстание против большевиков. Несмотря на то, что они предлагали использовать своих военных для охраны V Всероссийского съезда советов, Ленин и Свердлов выбрали для этой миссии латышских стрелков.

Зная о предстоящем восстании, красное руководство собрало как можно больше стрелков в Москве – их освободили от всех прочих заданий, в том числе от подавления белогвардейского мятежа в Ярославле.

Когда эсеры 6 июля захватили здание ВЧК и подняли восстание, латышские стрелки стали штурмовать захваченные здания и задушили мятеж в корне, не считаясь с большими потерями. Подобные мятежи в других городах – Петрограде, Калуге, Вологде, подавлялись также силами латышских стрелков.

Оборона Казани

Летом 1918 латышские стрелки организовали оборону Казани, на которую наступал Чехословацкий корпус и Народная армия. Битва была проиграна красными 7 августа, и Казань была взята русско-чешскими войсками. Вся оборона была возложена на малочисленных латышских стрелков в составе 500 бойцов. Латышский полк сдался противнику. Однако вскоре Казань была отвоевана обратно и латыши, героически оборонявшие город в безнадежной схватке получили Почетное Красное Знамя.

Срыв похода Деникина на Москву

В 1919 году латышские стрелки, лучшие полки Красной армии борются с наступающей армией генерала Деникина. Они срывают планы Вооружённых сил Юга России во главе с Деникиным по походу на Москву и захватывают Харьков. Противники латышей описывают стрелков как благородных и милосердных бойцов: «При повторном наступлении я увидел их лежащими так, как мы их оставили. Латыши над ними не издевались и их не добили». За эту победу латышских стрелков наградили вторым Почетным Красным Знаменем. Вот что говорил о них командующий Южным фронтом А. Егоров: «Латышские стрелки своим героическим натиском… положили начало разгрому сил всей южной контрреволюции».

Впервые все узнали о революционных матросах после убийства офицеров Балтийского флота, которое состоялось во время Февральской революции. Это случилось 3 марта в Гельсингфорсе, сейчас это город Хельсинки, а тогда была часть Российской империи.

Накануне того рокового для многих дня Николай II в Петрограде отрекся от престола. К этому его вынудили волнения, которые продолжались в столице не первый день. В среде революционных матросов это вызвало такое оживление, что они пошли против своих офицеров.

Самой первой жертвой стал лейтенант Бубнов, который стоял на вахте. Он отказал балтийским матросам в выполнении их требования менять Андреевский флаг на красное революционное полотнище. Инцидент произошел на линкоре "Андрей Первозванный". Разгневанные революционные матросы попросту подняли Бубнова на штыки.

Это стало сигналом для всех к предстоящей расправе над офицерами. Следующим на трапе линкора застрелили адмирала Аркадия Небольсина. После этого убили еще нескольких царских офицеров. Всего к 15 марта на Балтийском флоте были убиты 120 представителей офицерского состава, большинство в Гельсингфорсе, остальные в Кронштадте, Ревеле, два человека в Петрограде. Также в Кронштадте расправились еще с 12 офицерами сухопутного гарнизона. Четыре человека в те дни покончили жизнь самоубийством. Всего около шестисот человек подверглись нападениям.

Чтобы осознать масштабы этих потерь, нужно отметить, что во всей Первой мировой войне Россия потеряла всего 245 офицеров.


В следующий раз заговорили о революционных матросах в 1917 году во время Июльского восстания, известного также как Июльский кризис. Это было антиправительственное выступление, которое началось в Петрограде 3 июля 1917 года.

Оно стало своеобразной реакцией на военное поражение на фронте и разразившийся кризис в правительстве. Существовавшее до этого равновесие между Петросоветом и Временным правительством, которое в конечном счете приводило к двоевластию, было нарушено. Фактически кризис начался со стихийных выступлений революционных матросов Кронштадта, которых поддержали рабочие на заводах и солдаты Первого пулеметного полка. Они требовали незамедлительной отставки Временного правительства и передачи всей полноты власти Петросовету. На этом этапе объединились революционные матросы и анархистское движение, вместе с ними были и большевики.

Левые в те дни действовали на грани экстремизма, что вызывало яростный отпор правых сил. Демонстрация, которая продолжалась два дня, завершилась кровопролитием. На большевиков началась настоящая травля властями, которые стали утверждать, что Ленин - немецкий шпион. Многие лидеры партии были вынуждены перейти на нелегальное положение.


При непосредственном участии революционных матросов в Петрограде прошло вооруженное восстание в ноябре 1917 года. 24 октября лидеры большевистской партии встали во главе солдат Петроградского гарнизона, матросов Балтфлота.

25 октября матросы и солдаты заявились в Мариинский дворец, где в то время заседал Предпарламент. После обеда из Кронштадта подошли минные заградители, яхта "Зарница", линкор "Заря свободы", который хоть и был уже морально устаревшим, все равно представлял реальную угрозу. Всего в восстании приняли участие около трех тысяч революционных матросов Балтийского флота.

Символом победы большевиков в Октябрьской революции стал штурм Зимнего дворца. Представители большевиков не раз отправляли во дворец, в котором находились министры Временного правительства, парламентеров, которые предлагали им сдаться, но все предложения были категорически отвергнуты. К тому времени лидер правительства Керенский покинул Петроград. По официальной версии, он отправился встречать армию, которая должна была подавить восстание большевиков, хотя многие до сих пор считают, что он просто бежал.

Незадолго до полуночи начался обстрел Зимнего боевыми снарядами из Петропавловской крепости. К часу ночи передовые отряды проникли во дворец, оборонявшие его юнкера начали сдаваться.

В результате этого восстания Временное правительство удалось свергнуть, в Петрограде установилась власть Советов, матросы стали символами русской революции.


Следующим шагом стало установление контроля над ставкой Верховного главнокомандующего. Она в то время находилась в Могилеве, оттуда проще было руководить армией в Первой мировой войне.

17 ноября эшелон балтийских матросов выдвинулся к Могилеву. Через два дня после этого восстание началось в самом могилевском гарнизоне, генерал Духонин, который на тот момент занимал пост Верховного главнокомандующего, был арестован. Вместо него главнокомандующим Русской армией был назначен Николай Крыленко.

Когда он прибыл в ставку, пропала возможность контролировать солдат, которые устроили самосуд над Духониным. Заняв ставку, большевики ликвидировали крупный центр, который потенциально мог всерьез сопротивляться их власти.

Гражданская война на Дону

Матросы не остались в стороне, когда в России началась Гражданская война. Наиболее эффективными они оказались на Дону. Там большевики сражались с представителями донского казачества. Военные действия фактически продолжались с конца 1917 по весну 1920 года.

На Дону сложилась непростая политическая обстановка. С одной стороны, здесь были сильны пролетариат и крестьянство, которое до прихода к власти большевиков было, по сути, бесправным. На другой стороне выступали зажиточные помещики и казаки, которые пользовались различными привилегиями. Из-за того, что обе противоборствующие стороны имели поддержку в деревне, война получилась масштабной и весьма продолжительной.

Именно на Дону начали формироваться контрреволюционные армии. Это объясняется его национальными и классовыми особенностями. К 1920 году все закончилось окончательное победой Красной армии, на всем Дону установилась Советская власть.


Роспуск Учредительного собрания

Именно на Учредительное собрание многие возлагали большие надежды, рассчитывая, что оно сможет навести порядок в стране. Его избрали в ноябре 1917 года, а через два месяца оно начало заседать.

К его заслугам относят то, что собрание национализировало землю, которая до этого принадлежала помещикам, провозгласило Россию республикой, призвав к заключению мирного договора. При этом собрание выступило против того, чтобы рассмотреть Декларацию прав трудящихся, которая могла бы наделить советы крестьян и рабочих реальной государственной властью.

После этого большевики решили парализовать работу Учредительного собрания. Но Ленин приказал сразу его членов не разгонять, а дождаться, когда заседание закончится. В результате собрание затянулось практически до утра. Все закончилось, когда около 5 часов утра эсеру Чернову - председателю - передали фразу, произнесенную матросов Железняковым. Он был начальником охраны, заявил, что караул устал, и потребовал, чтобы все покинули помещение.

Делегаты послушались, договорившись вновь собраться к вечеру. Ленин же приказал всех выпускать, но никого не впускать обратно. Когда депутаты вернулись к Таврическому дворцу, оказалось, что он заперт на замок, а у входа стоит охрана с легкой артиллерией и пулеметами.

Убийство кадетов

В дни роспуска Учредительного собрания большевики совершили убийство двух членов партии кадетов - Андрея Шингарева и Федора Кокошкина. Большинство историков склоняются к тому, что это был первый в стране акт "красного террора". Трагедия произошла 7 января 1918 года.

Незадолго до этого был издан указ, который фактически объявлял кадетов врагами народа и приказывал арестовать их лидеров. Кокошкина и Шингарева арестовали, когда они только приехали в Петроград в день открытия Учредительного собрания. Оба к концу года просили перевести их в больницу из Петропавловской крепости, но им отказали. Первое время к арестантам относились сносно, но после покушения на Ленина в самом начале 1918 года их сразу перевели в тюремную больницу, а в ночь на 7 января обоих убили революционные матросы и красногвардейцы.


В Октябрьской революции было немало героев, которые затем превозносились коммунистами и большевиками. Один из самых известных - матрос Железняк. На самом деле его звали Анатолий Григорьевич Железняков. Он был анархистом и командиром конной батареи.

Железняков родился в 1895 году, но появился на свет в селе Федоскино в Подмосковье. Учился в военно-фельдшерском училище, но выйдя на парад в честь именин императрицы, спровоцировал свое отчисление еще в 1912 году. После этого он не смог поступить в Кронштадтское мореходное училище. Работал портовым рабочим и кочегаром, слесарем. На заводе Листа, который производил снаряды, начал вести агитационную деятельность.

Летом 1916 года дезертировал из армии, работая до Февральской революции под вымышленным именем.


В начале революции матрос Железняк оказался в Кронштадте, именно он руководил отрядом, который занял Адмиралтейство. Приняв непосредственное участие в разгоне Учредительного собрания, Железняков в марте возглавил отряд из полутора тысяч солдат и офицеров.

Вернувшись в Петроград, получил место в Морском генеральном штабе, но вскоре был вынужден вернуться на фронт. Командовал пехотным полком, участвовал в сражениях против атамана Краснова. В конце 1918 года у него случился конфликт со специалистами отдела снабжения. В результате его отстранили от командования полком, приказав арестовать.

Сбежав, он взял фамилию Викторский и начал подпольно работать в Одессе. Снова приступил к подпольной агитации. После того как Красная армия вошла в Одессу, его сделали председателем профсоюза моряков.

Так как Гражданская война еще продолжалась, вскоре он снова оказался на фронте. Боролся против восстания атамана Григорьева, воевал на деникинском фронте.

Смерть героя

В июле 1919 года отряд под командованием Железнякова оказался в засаде. Это произошло неподалеку от станции Верховцево.

Когда бронепоезд поехал назад, Железняков воспользовался моментом, вырвался из засады, но был смертельно ранен несколькими выстрелами в грудь. Уже на следующий день он скончался.


Разошлись балтийские матросы после Кронштадтского мятежа или восстания, которое случилось в 1921 году. В марте гарнизон, базировавшийся в крепости Кронштадта, выступил против диктатуры, которую проводили большевики. Особенно яростно они критиковали необходимость "военного коммунизма".

К этому привели серьезные проблемы, которые уже наметились в молодом Советском государстве. Это и развал промышленности, и продразверстка, и политические разногласия внутри самой большевистской партии. В феврале 1921 года командиры двух линкоров, которые назывались "Петропавловск" и "Севастополь", приняли резолюцию, в которой призвали отобрать власть у партии и вернуть ее советам.

Когда поползли слухи, что большевики хотят жестко подавить восстание силовыми методами, был создан Временный революционный комитет, который установил свою власть во всем городе. Власти потребовали бунтовщиков капитулировать, а когда последовал отказ, части Красной армии, которые оставались верны большевикам, пошли на штурм острова. Первая попытка окончилась неудачей, но со второго раза они захватили крепость и устроили в городе настоящие репрессии.


Военная деятельность является одним из основных проявлений человеческой активности и составляет часть человеческой культуры в широком смысле слова, в силу чего она оказывает влияние на мировосприятие. Войны вызываются целым рядом разнохарактерных причин и существующих по большей части в сознании человека, каковыми являются в частности: жажда славы, стремление к власти, богатству, представления о чести и доблести.

Будучи включенными в картину мира, в культурные установки, войны оказывали и оказывают серьезное влияние на историю обществ и государств.

Война сопровождала человека на всех ступенях цивилизации, начиная с самых первых его шагов. Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности. Уже у античных философов можно видеть идеи мира, правда, этот вопрос рассматривался только как проблема отношений между греческими государствами.

Античные философы стремились лишь к устранению междоусобных войн. Так, в плане идеального государства, предложенного Платоном, нет внутренних военных столкновений, но воздаются почести тому, кто отличился во "втором величайшем виде войны" - в войне с внешними врагами.

Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля: древние греки видели в иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хорошей добычей, если ее только можно было захватить. Причины этого кроются, как считается, в уровне экономического развития общества, его "производительных сил", если придерживаться терминологии Маркса. Отсюда прямой переход к проблеме рабства. Гераклит, например, утверждал, что "война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными". Аристотель писал: "...если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре (подразумевается абсурдность такого предположения), тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Новое слово о войне сказал молодой буржуазный гуманизм. Его эпоха была временем становления капиталистических отношений. Процесс первоначального накопления капитала кровью вписывался в историю не только Европы, но и всей планеты. В центре внимания передовых мыслителей этой эпохи стоял человек, его освобождение от пут феодальной зависимости, от гнета церкви и социальной несправедливости. Проблема осмысления условий гармонического развития личности, естественно, привела гуманистов к постановке вопроса об устранении из жизни людей величайшего зла - войны. Замечательной особенностью гуманистических учений эпохи Просвещения было осуждение войны как величайшего бедствия для народов.

Рождению идеи вечного мира, бесспорно, способствовало превращение войны в большую угрозу для народов Европы. Усовершенствование оружия, создание массовых армий и военных коалиций, многолетние войны, продолжавшие раздирать европейские страны в еще более широких масштабах, чем ранее, заставили мыслителей, чуть ли не впервые задуматься над проблемой взаимоотношений между государствами и искать пути их нормализации, что является первой отличительной чертой подхода к проблеме мира в то время.

Второе, что впервые проявилось тогда, - это установление связи между политикой и войнами. Идеологи Просвещения поставили вопрос о таком устройстве общества, краеугольным камнем которого была бы политическая свобода и гражданское равенство, выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.

Выдающиеся представители Просвещения отстаивали возможность установления вечного мира, но ожидали его не столько от создания особой политической комбинации государств, сколько от все более усиливающегося духовного единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов.

Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо в трактате "Суждение о вечном мире" пишет, что войны, завоевания и усиление деспотизма взаимно связаны и содействуют друг другу, что в обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы, то есть интересы властвующих, противоречат общим интересам, интересам народа. Он связывал идею всеобщего мира с вооруженным свержением власти правителей, ибо они не заинтересованы в сохранении мира. Аналогичны взгляды другого французского просветителя Дени Дидро.

Представитель немецкой классической философии И. Гердер считает, что соглашение, заключенное в условиях враждебных отношений между государствами, не может служить надежной гарантией мира. Для достижения вечного мира необходимо нравственное перевоспитание людей. Гердер выдвигает ряд принципов, с помощью которых можно воспитать людей в духе справедливости и человечности; в их числе отвращение к войне, меньшее почитание военной славы: "Все шире шире надо распространять убеждение в том, что геройский дух, проявленный в завоевательных войнах, есть вампир на теле человечества и отнюдь не заслуживает той славы и почтения, которые воздают ему по традиции, идущей от греков, римлян и варваров". Кроме того, к таким принципам Гердер относит правильно истолкованный очищенный патриотизм, чувство справедливости к другим народам. При этом Гердер не апеллирует к правительствам, а обращается к народам, к широким массам, которые больше всего страдают от войны. Если голос народов прозвучит достаточно внушительно, правители вынуждены будут к нему прислушаться и повиноваться.

Резким диссонансом здесь звучит теория Гегеля. По Гегелю, война - двигатель исторического прогресса, "война сохраняет здоровую нравственность народов в их индифференции по отношению к определенностям, к их привычности и укоренению, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье, так же как народам - длительный или тем более вечный мир."

В дальнейшем ходе истории проблемы мира продолжали занимать умы человечества; многие видные представители философии, деятели науки и культуры известны нам своими взглядами на эти вопросы.

Так, Лев Толстой отстаивал в своих произведениях идею "непротивления злу насилием". А. Н. Радищев отвергал те положения теории естественного права, которые признавали войну неизбежной, оправдывали право войны. По его мнению, устройство общества на началах демократической республики навсегда избавит от величайшего зла - войны. А. И. Герцен писал: "Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства - оптом и в разбивку... Война - это казнь гуртом, это коренное разрушение."

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до этого по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни.

Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в "минимизации насилия и несправедливости в мире", тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс "лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему". Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчности, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Общечеловеческое, глобальное соизмерение проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству марксистов и пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов, других партий, движений и течений. Плюрализм философского истолкования мира, идейный плюрализм неразрывно связаны с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в сложных отношениях - от идейной конфронтации до плодотворного диалога и совместных действий. В этом движении воспроизводится глобальная задача - необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели.



"...Если на момент ядерного удара ты находишься в микромухосранске на 10 тысяч жителей или вовсе в деревне, то на всё происходящее, кроме радиоактивного заражения местности, ты сможешь глубоко срать с местной колокольни. Дело в том, что если живёшь в задрищенске, где нет никакой важной промышленности типа металлургического или автомототракторного завода (который, по плану мобилизации, можно быстренько перенастроить на производство всяких БМП), хлебокомбината регионального значения (и прочих, снабжающих жратвой дохрена людей, комплексов), то на Третью мировую можно смело забить болт - никому твой клоповник не упёрся, врагу невыгодно кидать на тебя довольно дорогую ядерную боеголовку. Это при условии, что рядом с твоей деревухой не находятся шахты ракет подземного базирования, и тебе не прилетит водородка. В общем - следи за новостями и перебирайся к бабушке в деревню, как только по зомбоящику просквозит что-то про повышение боеготовности РВСН РФ, мобилизацию в Китае или США, или что-то в этом духе. Бери больше вещей и не экономь вес: время у тебя в запасе будет.

Сразу же, как только услышишь, что у городских бомбануло - включай радиоприёмник и не выключай; там должны сообщить, какие конкретно города уничтожены. Само собой, тебе нужен приёмник на батарейках.

Узнав, где конкретно бахнуло, выйди за калитку, послюни палец и подними вверх. Так ты узнаешь, откуда дует ветер. Если этот гад сифонит со стороны атомных грибочков - ты выбрал неудачное место для выживания. Тут, что называется - хватай мешки, паром отходит. Надевай косуху, вешай на плечо двустволку, садись на мотоцикл и съёбывай быстро, решительно, пока хватит бензина в баке и канистре.

Если ветер дует в другую сторону - сиди на жопе ровно и не ссы, пронесёт. Жуй пельмени, пей водочку и тихо ухохатывайся над тем, как там сейчас в Москве из менеджеров по продажам шашлычок выпекается. Из ружья пока не стреляй, корованы не грабь и деньги с документами не выбрасывай, ибо в ближайшее время возможно прибытие солдат, МЧС-овцев и колонн спасшихся беженцев из пунктов эвакуации населения.

Если ты городской и таки вырвался живым из ада и пиздеца, то именно в этот момент ты и прибудешь в спасительный Хуевск-Кукуевск, только дома у тебя там не будет, копай землянку. Или будет, но гнилой и с плесенью: во многих депрессивных регионах сейчас деревни, ПГТ и маленькие городки изобилуют заброшенными, полуразрушенными домами. Но ты, офисная планктонина, будешь рад и такой крыше над головой, потому что местные алкаши в свои добротные избы тебя не пустят. Хотя, если ты не полный IT-шник, а что-то умеешь руками, то можешь наняться в батраки, и тогда местные тебя поселят на полу или в старой бане. В противном случае вся надежда на военных и МЧС - обустраивайся там, где они скажут - в палатке, землянке, на матрасе, расстеленном в кабинете русского языка в помещении заброшенной школы.

Военные и МЧС, пока что, твои лучшие друзья. Дело в том, что, скорее всего, на ближайший год-два-три, а то и больше, лето отменяется, а вместе с ним отменяются и золотые хлеба с рассыпчатой картошечкой. И жрать тебе придется росрезервовскую тухлятину, которую привозит и раздаёт кто? Правильно, эти парни. Альтернативный рацион - в виде ворон, собак, кошек, хлебца из опилок и подгнившей картофельной шелухи.

Если федеральная власть не уцелела, то продлится военное положение в стране от нескольких месяцев до года; потом войска разложатся и разбегутся, растащив с собой недоеденные остатки из складов Росрезерва. И вот тогда тебе волей-неволей придётся грабить корованы, чтобы отбирать еду у других. А если федеральная власть спряталась в подземном бункере и продолжает функционировать, то диктатура может продержаться и подольше: сиди, не чирикай, и получишь свой паёк. Имей терпение, и дождешься золотой свободы.

А вот если война еще не закончилась, и власть из своего бункера ещё пытается кого-то обводить рамочкой и отправлять воевать, то, скорее всего, тебя заберут в армию, невзирая на возраст и состояние здоровья. Не ной и не пытайся откосить: это скорее хорошо, чем плохо. До мест, где убивают, ты, может быть, и не доедешь, а вот кормить тебя точно будут, и ты в перспективе сможешь сам принять участие в растаскивании складов Росрезерва..."

Когда разговариваешь с теми немногими оставшимися в живых ветеранах, часто спрашиваешь их: «Что давало Вам силы не поддаваться унынию, снова и снова подниматься в бой?» — слышишь в ответ не высокие слова о чувстве долга, о беззаветной любви к Родине. Чаще всего они говорят о том, что их согревали воспоминания о родном доме, о семье, о мирном труде, желание, чтобы всё это вернулось. Мне кажется, что Е. Г. Кригер размышляет именно об этой проблеме, ставит вопрос о том, какую роль играют воспоминания о мирной жизни в минуту военных испытаний.

Для писателя особенно важны эти воспоминания: он сам был участником Великой Отечественной войны. Вместе с ним мы попадаем на южную окраину Сталинграда, где «разбиты в щепы дома, вагоны, заборы», а цветущий прежде город превратился «в каменную, разжёванную снарядами пустыню». И вдруг среди этой пустыни – дым. «Это не был горький дым пожарища — дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. Это был плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым индустрии». Забыв обо всем, воины побежали к трубе, из которой шёл этот дым. Двор, куда они примчались, изрыт воронками, здание- «обожжённое, закопчённое войной». Но когда они после тщательной проверки седым, строгим стариком спускаются в подвал, видят почти домашнюю обстановку: домашнего вида портьеру, ковры, скатерть с бахромой, книги, шахматы, мандолину. «Чувствовалось, что люди не только работают здесь, но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить». Это была Сталинградская электростанция. Мирный труд людей в условиях нечеловеческой бойни навеял на пришедших воспоминания «далёкого, забытого, милого прошлого».

Е. Г. Кригер не пишет высоких слов о том, что они, эти воспоминания, помогли солдатам воевать дальше, но мы сами приходим к выводу: эта «живая, работающая, излучающая свет электростанция» — символ той мирной жизни, которой лишили советский народ фашисты и которую непременно надо вернуть.

Очень часто, когда читаешь книги о войне, рядом с батальными сценами автор рисует воспоминания героев о доме, о семье, о близких. Когда во время Шенграбенского сражения Николай Ростов ранен, он вспоминает любовь семьи к нему, в забытьи он видел свою мать, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи. Андрей Болконский накануне Бородинского сражения вспоминает Наташу Ростову, то, как она рассказывала ему о старичке, встреченном ею, когда она однажды заблудилась в лесу. Для него Наташа — воплощение жизни, радости и любви, символ мирной жизни, дома, покоя.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» его главный герой Андрей Соколов в страшных испытаниях плена черпает силы в воспоминаниях о жене, детях, родном доме, он мысленно разговаривает с ними. Когда, побывав дома, он узнаёт, что долгое время мысленно беседовал с мёртвыми (в его дом попала бомба, когда дома были жена и дочери), новые силы, чтобы жить, он находит в мечтах о том, как закончится война, женится сын, он будет нянчить внуков…

Давным-давно прошла война, но мы не имеем права забывать о ней, о тех, кто ценой неисчислимых потерь, беспримерного мужества отстоял страну. Вела воинов к Победе любовь к Родине, желание во что бы то ни стало вернуть мир, счастье, покой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»