Сокращения в православии. Сокращенные обозначения - молитвослов

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей»... нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Беседовала Наталья Горошкова

    - … Википедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II - Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

    ГЕРМАНИЯ. Часть II - Начало Реформации Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего. 1521 г. Широкое распространение представлений о «порче Церкви во главе и в членах» подготовило почву для попыток церковных… … Православная энциклопедия

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Зачем в храмах пишут записки?

– Записка о здравии или упокоении – это разновидность общей молитвы, желание помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви. Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.

Как часто следует подавать записки для поминания?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и особенно в те дни, которые имеют исключительное значение: день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы призываем своего покровителя на молитву и ходатайство перед Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения ребенка. Влечет нас к себе грех, овладевает ли нами дурная страсть, искушает ли дьявол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, приходит беда, нужда, болезнь - молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит избавлению, укреплению и утешению.

Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «еп. Евстафия», «иером. Фотия», «иерея Александра». Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - можно подать несколько записок. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (нов.). За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет Архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии поминаются люди, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, а священник в это время вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
На Валааме такое поминовение совершает братия монастыря в храме во время чтения полунощницы. В это время в алтаре совершается проскомидия.

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок. Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное в Крещении.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время проскомидии. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Что такое годовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на 40 дней (сорокоуст), на год.

Вот они – обычные церковные записки.

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже , то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком , не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью : не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных : не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы , а, может быть, и Аграфены . Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника , м ы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца ? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан : диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь , старец Николай . Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. Веры Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница , или Дева , который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил . Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как "младенец" (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке: - первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
- далее следует имя вашего духовного отца - священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
- затем перечисляются детские имена:
младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
- теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
ваши родители;
свое имя;
имена членов вашей семьи, близких и родных;
имена ваших благодетелей;
если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
- по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
воина;
болящего - (болящ.);
путешествующего – (путеш.);
заключенного – (закл.);
беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
новопреставленный - усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
- день смерти,
- день именин
- и день рождения усопшего;

воина.


Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.


МолитвослоВ

Сокращения, принятые в церковных календарях

ап. - апостол

апп. - апостолы

архиеп. - архиепископ

архиепп. - архиепископы

архим. - архимандрит

архимм. - архимандриты

бесср. - бессребреник, бессребреники

блгв. - благоверный (благоверная)

блгвв. - благоверные

блж. - блаженная, блаженный

блжж. - блаженные

вел. - великий, великая

вмц. - великомученица

вмцц. - великомученицы

вмч. - великомученик

вмчч. - великомученики

диак. - диакон

ев. - евангелист

еп. - епископ

епп. - епископы

игум. - игумен

иером. - иеромонах

иеросхим. - иеросхимонах

имп. - императорю

исп. - исповедник, исповедница

кн. - князь

кнн. - князья

кнг. - княгиня

кнж. - княжна

митр. - митрополит

митрр. - митрополиты

мч. - мученик

мчч. - мученики

мц. - мученица

мцц. - мученицы

новмч. - новомученик

новосвщмч. - новосвященномученик

патр. - патриарх

патрр. - патриархи

прав. - праведный

правв. - праведные

пресвит. - пресвитер

прор. - пророк

прорр. - пророки

пророчц. - пророчица

просвет. - просветитель, просветительница

прот. - протоиерей

протопресв. - протопресвитер

прмч. - преподобномученик

прмчч. - преподобномученики

прмц. - преподобномученица

прмцц. - преподобномученицы

прп. (вне календаря допустимо преп.) - преподобный

прпп. - преподобные

равноап. - равноапостольный, равноапостольная

равноапп. - равноапостольные

св. - святой, святая

свв. - святые

свт. - святитель

свтт. - святители

свящ. (вне календаря) - священник

сщмч. - священномученик

сщмчч. - священномученики

столпн. - столпник

страст. - страстотерпец

схим. - схимонах

чудотв. - чудотворец

юрод. - юродивый

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:») - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:


(Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое по Отче наш » или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш… » - читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»