Становление парламентаризма в россии. «Российская многопартийность и парламентаризм начала ХХ века Программы политических партий

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

2. Становление российского парламентаризма

Первая российская революция была величайшим катализатором образования новых политических партий. Каждый класс должен был определить свое место в революции, отношение к существующему строю, перспективам развития государства, отношение к другим классам. Такими политическими организациями, выражающими и защищающими интересы классов и социальных групп, и являлись партии. Исходной датой возникновения легальных партий явился Манифест 17 октября 1905 г., а уже в 1906 г. в Российской империи насчитывалось до 50 политических партий.

Политические лагеря, их классы и партии составили:

Правительственный лагерь стремился любой ценой сохранить в России самодержавие (монархисты ). Основными классами, составляющими этот лагерь, были дворяне и крупная буржуазия. Их интересы представляли партии «Союз русского народа» (СРН). «Совет объединенного дворянства», «Торговая промышленная партия» и др. Самой влиятельной партией была партия СРН, которая восприняла программные традиции черносотенцев. Только за один месяц «свободной жизни», дарованной 17 октября 1905 г., от рук черносотенцев пало более 4 тыс. человек, до 10 тыс. было покалечено. Совершалось это при полной поддержке властей, вплоть до самых высших.

Идеология черносотенцев базировалась на трех главных положениях: православии, самодержавии и державной русской народности. Устав СРН устанавливал, что его членами могут быть только русские люди всех сословий и достояний. Количество членов от 600 тыс. до 3 млн. человек.

Либерально-буржуазный лагерь. В его состав входи ли в основном представители буржуазии, помещиков и интеллигенции, проповедующие идеи либерализации. Политические интересы этого лагеря представляли партии: «Союз 17 октября» (октябристы», Конституционно-демократическая партия (кадеты) и др.

Классовую основу октябристов составляли крупные помещики, крупная торгово-промышленная буржуазия. Лидером партий в 1906 г. стал А.И. Гучков. Главная цель октябристов – оказывать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, полное и всестороннее обновление государственного и общественного строя России. Они выступали за конституционную монархию, за думу как за законодательный орган, за свободу промышленности, торговли и т. д.

Членами партии кадетов были высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии, кустари, ремесленники. Основу партии составляла либеральная интеллигенция – профессора и приват-доценты, адвокаты, врачи, ветеринарные врачи, преподаватели гимназий, редактора газет и журналов, видные литераторы, инженеры и т. д. С 1907 г. председателем партии стал П.Н. Милюков.

Программа кадетской партии состояла из восьми разделов и была направлена на требования свободы слова, совести, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения и отмены паспортной системы и др. В различные годы численность партии составляла 50-70 тыс., человек.

- Революционно-демократический лагерь. Его социальную основу составляли пролетариат и крестьянство, а также мелкобуржуазные слои городского населения, мелкие служащие, демократическая часть интеллигенции. В этом лагере отчетливо выделялись два направления: а) неонароднические, народно-социалистические, трудовые партии и группы; б) социал-демократическое , возглавляемое РСДРП.

Среди организаций второго направления по степени политической активности и массовости лидировала Партия социалистов революционистов (эсэров ), которая сформировалась в партию в 1902 г. Лидер партии В.И. Чернов. Центральным пунктом эсэровской программы было требование «социализации земли», т. е. экспроприации крупного землевладения и передачи земли без вы купа в общенародное достояние. Эта программа, как и другие демократические требования эсэров, обеспечила им поддержку среди крестьянства.

Признавая революцию как насильственное действие, партия эсэров в качестве эффективного средства борьбы с царизмом признавала индивидуальный террор. В этих целях эсэры создали законспирированную Боевую организацию. Во главе ее в годы революции стоял Е.Ф. Азеф, а после разоблачения его связи с царской охраной в 1908 г. «Боевую организацию» возглавил Б.В. Савинков. С 1907-1911 гг. она провела более 200 террористических актов.

В 1906 г. от партии откололось правое крыло, из которого сформировалась Трудовая народно-социалистическая партия (энэсы) , которая выражала интересы зажиточных крестьян и ограничивалась требованием установления конституционной монархии и отчуждения помещичьих земель за умеренное вознаграждение.

В начале ХХ в. свою партию удалось создать и социал-демократам . Съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) проходил в июле-августе 1903 г. сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд утвердил программу и устав партии. Однако уже на первом съезде в партии произошел раскол. Сторонники решений съезда, получившие большинство при выборе руководящих органов партии, стали называться большевиками (лидеры В. Ленин, А. Богданов, П. Красин, А. Луначарский и др.), а их оппоненты – меньшевиками (лидеры Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов, Л. Троцкий и др.). Разногласия меньшевиков и большевиков, как показали годы революции, принимали все более глубокий характер.

Программа большевиков была наиболее радикальной. Она определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии.

Стратегию большевиков составляли следующие положения:

– главной целью пролетариата является свержение самодержавия и установление демократической республики;

– гегемоном революции выступает пролетариат в союзе с крестьянством и различными демократическими силами;

– создание революционного правительство при активном участии в нем представителей РСДРП;

– перерастание демократической революции в социалистическую революцию.

Тактика большевиков заключалась в признании важнейшими средствами борьбы за завоевание демократической республики всеобщей политической стачки и вооруженного восстания. Подготовка его называлась главной задачей партии.

На фоне изменений в мире к началу ХХ в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России , сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай I I в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, подержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении думы – законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте, ставшим председателем объединенного Совета министров России, Манифест, в котором провозглашались:

– политические свободы;

– правление царя в согласии с Государственной думой;

– дума наделялась законодательными правами;

– к выборам допускался более широкий слой подданных.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря – правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I -ю Государственную думу проходили в марте-апреле 1906 г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента.

Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй – конституционное самодержавие.

Накануне выборов в думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались неожиданными. Значительное место в составе думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами. Проработав всего 72 дня, дума 9 июля 1906 г. была распущена. Недолгую историю этой Думы предопределила не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая Заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел.

В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями и постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать I I -ю Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

I I -я Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней, но и не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в думу не могло быть произведено без одобрения самой думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на 1/3. Значительно сокращалось представительство в думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской – на 60 тыс., по рабочей – на 125 тыс., человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу. Для этого было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. З июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября.

Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия увенчались успехом: дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в думе 178 мест из 442, кадеты – 104, октябристы – 154 места. Исход любого голосования в думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями I I -й Думы.

Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и думы.

Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде.

Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход думы. В отличие от своих предшественниц III дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.

III дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии.

Последняя в истории самодержавной России I V Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917 г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы – 98, прогрессисты и кадеты 97, социал-демократы – 14, трудовики – 10. Снова, как и в III думе, сложились два большинства: правые и октябристы – 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии – примерно 225 голосов. Отличие от III-й Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.

Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть, и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию.

В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».

27 февраля 1917 г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство.

Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале ХХ в.

Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, дума так и не стала законотворческим и независимым парламентом. Авторитет этого представительного учреждения в российском обществе был в целом невысоким. Вместе с тем нельзя не признать, что первое в истории страны народное представительство в сложных условиях конституционного самодержавия старалось смягчить отношения между властью и обществом, внесло большой вклад в пропаганду парламентского образца российской государственности, выступало за мирную эволюцию огромной страны в цивилизованное общество.

а) А. Г. Булыгин;

б) П. А. Столыпин;

в) П. Н. Дурново.

2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

3. В России избирательных прав были лишены:

а) женщины;

б) молодежь до 25 лет;

в) рабочие крупных промышленных предприятий;

г) военнослужащие;

д) чиновники.

4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

а) прямое участие в выборах всего населения;

б) равное участие в выборах всего населения;

в) куриальная система выборов;

г) многостепенная система выборов.

5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

а) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

б) распускать Думу по своему усмотрению;

в) изменять избирательный закон.

а) являлся верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

в) контролировал исполнение решений Государственной думы.

7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

а) в его избрании участвовало все население страны;

б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина - назначалась императором.

8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

а) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

б) собирался стать депутатом Думы;

в) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

а) А. Г. Булыгин;

б) И. Л. Горемыкин;

в) П. А. Столыпин.

10. I Государственная дума работала с:

11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

а) трудовиков;

б) монархистов;

в) кадетов.

12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

а) социал-демократы;

б) эсеры;

в) монархисты.

13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

а) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

б) крестьяне надеялись получить из ее рук помещичью землю;

в) народ ждал от нее принятия конституции.

14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

а) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

в) создание «общенародного земельного фонда»;

г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».

15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

а) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

в) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.

16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

а) пассивному сопротивлению - не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

б) вооруженному восстанию;

в) одобрению действий правительства.

17. II Государственная дума работала с:

18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

а) кадетов;

б) трудовиков;

в) социал-демократов.

19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

а) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

20. События, связанные с роспуском II Думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

а) Дума была разогнана при помощи армии;

б) император не имел права распускать Думу;

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

а) помещики;

б) представители буржуазных слоев;

в) интеллигенция.

22. Выборы в III Государственную думу бойкотировала:

а) РСДРП;

б) партия социалистов-революционеров;

в) монархическая партия.

23. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия:

а) конституционно-демократическая;

в) «мирного обновления».

24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IV Государственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

а) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

б) депутаты выразили недоверие правительству;

в) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.

25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IV Государственной думы. Они представляли фракцию:

а) кадетов;

б) эсеров;

в) большевиков.

26. Укажите председателей Думы:

а) I;

б) II;

в) III;

г) IV.

а) Ф. А. Головин; б) Н. А. Хомяков,

А. И. Гучков, М. В. Родзянко;

в) М. В. Родзянко; г) С. А. Муромцев.

/ Историческое краеведение / Томск и томичи в истории российского парламентаризма / Законодательная власть в России в начале XX века: страницы истории

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы — Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания - в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

Становление российского парламентаризма в начале XX века

Становление парламентаризма, политические движения

Для понимания процесса становления парламентаризма в России в начале XX века, на мой взгляд необходимо рассмотреть партийные движения существовавшие на тот момент. Которые участвовали в политической жизни и формировали первые «Думские совещательные палаты».

Интеллигенция стала социальной базой, на основе которой в конце XIX – начале ХХ вв. формируются различные политические партии.

В сентябре 1905 года формируется конституционно-демократическая партия. В программе партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 года, основные задачи сводились к следующим: формирование двухпалатного парламента, одна палата которого состояла бы из представителей органов местного управления; наделение парламента правомочиями санкционировать любой законодательный акт и утверждать бюджет; восстановление демократических принципов судебной реформы 1864 года; отмена выкупных платежей для крестьян, развитие прямого налогообложения, отчуждение за плату государственных и помещичьих земель и наделение ими нуждающихся крестьян; развитие аренды в аграрном секторе; презюмирование права рабочих на забастовку и выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное социальное страхование, уголовная ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о труде и т.п.

Близкая к конституционным демократам (так называемым кадетам) по духу и программным требованиям умеренно-прогрессивная партия настаивала на неприкосновенности верховной власти царя и ответственности правительства перед представителями народа. В области государственной реформы эта партия отстаивала целостность российского государства при самостоятельности местного самоуправления, выступала против каких бы то ни было автономий и федераций. В сфере трудовых отношений она солидаризировалась с кадетами, выступая лишь против установления 8-часового рабочего дня, что, по мнению идеологов партии, ослабляло позиции отечественной экономики в конкуренции с экономиками западных стран.

Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с конституционным монархом и кабинетом министров, опиравшихся на парламентское большинство (английская конституционная модель). Программно-политической целью партии было экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, парламенте и правительственных учреждениях.

Партия монархистов-конституционалистов исходила из главной идеи: «Царь – отец народа, Россия без царя немыслима». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом общинного землепользования в подворное и радикальной реорганизацией крестьянского банка. При этом отвергалась идея образования государственного земельного фонда. Народное образование предлагалось реформировать на корпоративных началах с поощрением рациональных элементов национализма. Программа партии содержала указание на «опасность политических взглядов еврейства». Общая политическая установка постулировалась следующим положением: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма в России».

Перечисленные выше партии образовали правое крыло. Лозунгом правых партий и общественных движений стал тезис: «Православие, самодержавие, народность». Одновременно с этим на правом фланге произошла перегруппировка значительного числа разного рода «черносотенных» союзов, обществ, братств, дружин и лиг, объединившихся в ноябре 1905 года в «Союз русского народа». Союз располагал разветвленной системой органов управления на местах под руководством так называемого Главного совета, деятельность которого поддерживалась государством и церковью. Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для страны.

Что касается партий левого крыла политического спектра, то они формировались на базе народнической и марксистской идеологии. В 1898 году представители «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», групп «Рабочей газеты» и Бунда провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). На втором съезде партии в 1903 году произошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков». Здесь же были приняты Программа и Устав партии. В революцию 1905 года РСДРП (б) вошла с четкой программой политических и государственных реформ. Самодержавие признавалось социальным пережитком и злейшим врагом народа. Предлагалось сформировать на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права однопалатный парламент, создать выборные суды, отделить церковь от государства, провести всеобщее вооружение народа, установить прогрессивный подоходный налог, 8-часовой рабочий день, запретить штрафы на производстве, ввести уголовную ответственность предпринимателей за нарушение трудового законодательства. Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение дворцовых, помещичьих и монастырских земель. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и переход власти к Учредительному собранию.

Идейной преемницей партии «Народная воля» стала образованная в 1902 году партия социалистов-революционеров (эсеров). Ее главный лозунг: «Социализация земли» (уничтожение частной собственности на землю), главный метод борьбы – террор. В политической области эсеры настаивали на введении демократической республики с широкой автономией областей, всеобщим избирательным правом и заменой регулярной армии народным ополчением. В качестве союзников в реализации своей главной цели – ликвидация самодержавия и созыв Земского Собора (Учредительного собрания) – эсеры рассматривали РСДРП.

Началом революции послужило так называемое «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 года, когда царскими войсками и полицией было расстреляно мирное шествие свыше 140 тысяч рабочих столицы к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. Это вызвало невиданный взрыв возмущения народных масс и волнения по всей стране.

Главный результат буржуазно-демократической революции 1905–1907 годов заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В стране сложились новые государственные институты, свидетельствовавшие о начале эры парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

I и II Государственные думы и их программы

I Государственная дума избиралась на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса получило 25 млн. человек. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Состав депутатов Думы – 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (близких к эсерам), около 4% меньшевиков.

Большевики выборы в Государственную Думу бойкотировали, а черносотенцы в нее не прошли.

«Предметы ведения Государственной думы определялись «Учреждением Государственной думы» – документом, регламентировавшим ее деятельность. В соответствии с ним ведению Думы подлежали:

– предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

– государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании установленных правил;

– отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

– дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;

– дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

– дела об учреждении кампаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

– дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Как видим, права и сфера компетенции Государственной думы были четко оговорены и ограничены. Это было закреплено в новой редакции Основных законов Российской империи, принятой накануне начала работы нижней палаты. В соответствии с законодательством, власть верховного управления оставалась всецело в руках императора, которому нераздельно принадлежали:

– вся власть по управлению страной через министерство, ответственное перед ним, а не перед народным представительством и через всех остальных должностных лиц, назначаемых от его имени;

– все устройство и законодательство об армии и флоте;

– право объявлять местность на военном и исключительном положении;

– разрешение займов в случае, если Государственная дума не утвердит их во время сессии.

Таким образом, по меткому выражению С. Ю. Витте, новые Основные законы преследовали цель отобрать у Думы все, что опасно трогать.»

Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

«Выборгское воззвание»

9 июля 1906 г. новый министр внутренних дел П. А. Столыпин распустил Государственную думу. Часть депутатов выехала в Выборг.

Они приняли «Выборгское воззвание», в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

II Государственная дума

В ноябре 1906 г. началась избирательная компания во II Государственную думу.

Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего.

Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.

Третьеиюньский государственный переворот

«Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая дожи¬даться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из Высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы».

Указанный манифест символизировал возникновение в России новой системы политической организации государства, получившей название «третьеиюньская монархия». В этот период внутреннюю политику правительства обусловливали объективные постреволюционные условия. С одной стороны, она была ориентирована на подавление антисамодержавного движения. С другой стороны, нельзя было уже не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике самодержавия четко прослеживались две линии: наступление реакции во всех областях общественно-государственной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первую линию реализовывали административные и идеологические мероприятия правительства, поддержанные ориентированными на власть средствами массовой информации и церковью. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законодательных актов.

III Государственная дума

Избирательная кампания по выборам в III Государственную думу проходила во второй половине 1907 г.

Возможность лавирования правительства между различными политическими силами обеспечивал избирательный закон, учрежденный тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в III Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора.

В Думу третьего созыва вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали «левый» фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, сложился механизм так называемого парламентского октябристского «маятника».

Результаты проведенной избирательной компании были более чем удовлетворительные для правительства. Это объяснялось тем, что в думу прошло меньшинство оппозиционных депутатов. На этот раз лидирующей, в новой проправительственной думе 3-го созыва была партия «декабристов». И в итоге правительство получило новую лояльную думу.

«Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917).»

Стоит отметить, что III дума отработала весьма плодотворно, весь отведенный ей срок, а именно с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. За время своей пятилетней работы дума приняла более двух тысяч законопроектов. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный.

«Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Настрой Думы на проведение либеральных реформ, с одной стороны, поддерживал в обществе надежду на постепенное мирное решение всех наболевших вопросов, с другой, – давал возможность выглядеть в глазах мирового сообщества страной, которая шла по демократическому пути западноевропейского образца.

Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Дума единственная из всех Дум периода думской монархии исчерпала пятилетний срок своих полномочий.»

IV Государственная Дума

Предвыборная и выборная кампании в IV Думу продолжались практически на протяжении всего 1912 г., а это было время нового революционного подъема. Вместе с тем результаты выборов в эти две Думы принципиально во многом совпадают: относительное большинство принадлежало октябристам (125 и 96 мест соответственно из 442, так как по закону 3 июня 1907 г. общее число депутатов сократилось на 82). Кадеты сохранили за собой около 50 депутатских мест, пропустив вперед себя не только октябристов, но и правых, в силу внутренних противоречий создавших несколько фракций, с различными консервативными оттенками. Трудовики и социал-демократы как в III, так и в IV Думах были представлены лишь несколькими депутатами, в диапазоне от 10 до 19. Таким образом, изменения общественно-политической ситуации в стране непосредственно не оказывали решающего влияния на итоги думских выборов.

В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю Государственную Думу. Ее партийный состав практически не изменился. В ней сохранились два большинства: правооктябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители монополистического капитала – А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года.

Массовое недовольство властью в самом начале 1917 года, привело к очень печальным последствиям, революционное движение вспыхнуло с новой силой в самом сердце империи – Петрограде. Возвестив тем самым и без того измотанную страну, о начале Февральской революции.

После последнего императорского указа, от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии, дума подчинилась указу, но собравшись в частном порядке и образовав временный комитет, была предпринята попытка сохранить легитимность власти и спасти монархию путем смены царя, но к сожалению попытка не увенчалась успехом.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

Чему учит опыт деятельности Государственной думы?

Урок первый. Парламентаризм в России был нежелателен для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.

Военное дело Зарождение парламентаризма в России

В августе 1905 ᴦ. был опубликован закон о представительстве – совещательной Государственной думе («булыгинский проект»). Но это уже никого не устраивало. Под руководством С.Ю. Витте была разработана программа политического переустройства. По Манифесту 17 октября Россия получила законодательную Думу. За императором оставалась исполнительная власть.

В России появился парламент, состоящий из двух палат: верхняя палата – Государственный совет; нижняя палата – Государственная дума.

Половина состава Государственного совета назначалась царем, а половина избиралась корпорациями (организациями): земствами, дворянскими собраниями, университетами и т.д.

Дума созывалась на 5 лет. При выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. 1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим. Но даже при этом депутаты от крестьян могли составить 40 %. На это правительство пошло сознательно, рассчитывая на веру крестьян в царя.

Депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет, а также делать запросы министрам. Вне контроля парламента остались военные дела, внешняя политика и вопросы императорского двора. Отныне законопроект становился законом в том случае, если он пройден через Думу, затем – через Госсовет и, наконец, подписан императором.

Накануне введения представительства было учреждено объединœенное правительство – Совет министров (теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные мероприятия).

Программы политических партий

Октябрьский Манифест легализовал существование политических партий в России. Уже до конца 1905 ᴦ. было официально зарегистрировано около 50 партий. Рассмотрим программы наиболее влиятельных политических партий, возникших в России в начале XX в. (см. табл.)

Таблица

Партия Тактика Политическая программа Рабочий вопрос Аграрный вопрос Национальный вопрос
РСДРП
Год основания – 1898. Лидеры: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Г.В. Плеханов, Л. Мартов Сочетание легальных (печать, выборы в Госдуму) и нелœегальных (подготовка вооруженного восстания) методов Свержение самодержавия Рабочий контроль. 8-часовой рабочий день. Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда У большевиков национализация земли. У меньшевиков-муниципализация Большевики: «Право наций на самоопределœение вплоть до отделœения»
ПСР
Год основания – 1902. Лидер В.М. Чернов Террор Свержение самодержавия. Установление демократической республики 8-часовой рабочий день.

Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда

Социализация земли Федеративное устройство страны
ПКД
Год основания – 1905. Лидер П.Н. Милюков Легальные методы Конституционная монархия или республика Совершенствование рабочего законодательства. Запрещение сверхурочных работ для женщин и детей Создание государственного земельного фонда за счёт государственных земель + отчуждение за рыночную цену у помещиков земли, сдаваемой в аренду Культурно-национальная автономия. Более широкие права для Польши и Финляндии
Октябристы
Год основания – 1905. Лидер А.И. Гучков Легальные методы, использование личных связей Думская монархия Переселœение. Ликвидация общины Культурно- национальная автономия.Более широкие права для Финляндии
Монархисты
«Союз русского народа» (А.И. Дубровин), «Союз Михаила Архангела»(В.М.Пуришкевич) Террор против революционного террора Восстановление неограниченной монархии Совершенствование рабочего законодательства Сохранение помещичьего землевладения Сохранение единой, неделимой России

Деятельность I и II Государственных дум

Деятельность I Государственной думы (27 апреля – 8 июля 1906 ᴦ.). В I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадетов – 153, октябристов – 13, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 107, «автономистов» (депутаты национальных окраин) – 63 и 7 – прочих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43 %, трудовиков – 23 %, представителœей националистических групп – 14 %, пятую часть депутатов представляли беспартийные. Расчеты правительства на патриархальность крестьян не оправдались. Деревня послала в думу политиков левого и либерального толка. Дума оказалась оппозиционной.

Председателœем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев .

Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный.

Вместе с тем, трудовики требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета͵ расширения прав Думы (установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой).

Деятельность II Государственной думы (20 февраля – 3 июня 1907 ᴦ.). Выборы проходили в начале 1907 ᴦ. на основе старого избирательного закона , в связи с этим ситуация во II Думе в общих чертах напоминала ситуацию в I Думе.

Избирательный закон 1905 ᴦ.: при выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов.

В Думу было избрано 518 депутатов, из них 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. 99 мест получили кадеты, 44 – октябристы, 10 – крайне правые. Председателœем II Государственной думы был избран кадет Ф.А. Головин . Эта Дума проработала 102 дня.

По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным.

В силу оппозиционности Думы законопроекты, поступавшие не ее рассмотрение из правительства, проваливались во время голосования, точно аналогично тому, как предложения, принятые депутатами, не могли пройти голосования в Госсовете.

3 июня 1907 ᴦ. было объявлено о роспуске II Государственной Думы и изменении системы выборов.

С прежней ставкой на крестьянина было покончено, значительно сократилось представительство рабочих и национальностей. Новое соотношение голосов выглядело следующим образом. 1 голос помещика = 4 крупным буржуа = 68 мелких городских хозяев = 260 крестьян = 543 рабочих.

Именно события 2–3 июня считаются окончанием революции. Дело в том, что в эти дни власть фактически идет на государственный переворот, нарушив закон (монарх не имел право без Думы менять избирательный закон). При этом никакой реакции общества не последовало, что позволяет делать вывод о том, что революция сошла на нет.

Третьеиюньская монархия

Внутриполитический курс, установившийся в стране после роспуска II Государственной думы и изменения избирательного закона, принято называть третьеиюньской монархией , ставшей последней фазой эволюции российского самодержавия. В политической системе этого периода сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия . Преобразования, проведенные в период революции (создание Госдумы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905–1907 гᴦ., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше (влиять через Думу). Воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная дума, собравшаяся осœенью 1907 ᴦ.

По итогам выборов правые (черносотенцы) получили 146 депутатских мест, октябристы – 155, кадеты – 108, социал-демократы – 20, трудовики – 13 мест. Председателями III Госдумы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 ᴦ.), А.И. Гучков (март 1910 ᴦ. – март 1911 ᴦ.), М.В. Родзянко (март 1911 ᴦ. – 9 июня 1912 ᴦ.).

В III Думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника , позволявший правительству проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

"Октябристский мятник". В политическом центре III Государственной думы оказалась фракция октябристов. Её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов ("маятник" клонился вправо), а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям ("маятник" клонился влево).

За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. III Госдума проработала весь положенный ей срок и завершила свою работу в 1912 ᴦ.

3. Деятельность П.А. Столыпина и общественно-политическая обстановка в 1911–1914 гᴦ.

Творцом новой политической системы, безусловно, следует считать П.А. Столыпина .

Столыпин был сторонником сильной монархии, влиятельного поместного дворянства. Выступая за скорейшее подавление революции, он понимал, что при этом нельзя ограничиваться одними репрессиями, нужны реформы. Для этого ему была необходима Дума, способная сотрудничать с правительством.

Известны слова Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы». Именно по этой формуле он и действовал. В 1906 ᴦ. ужесточилась борьба с революционным движением. Подробнее .

Способы борьбы с революционным движением в 1906-1907 гᴦ.:

  • вводились военно-полевые суды (в них разбирательство велось несколькими офицерами в ускоренном порядке без защиты);
  • широко использовалось внедрение полицейских агентов в революционные организации;
  • урезались права окраин.
Адвокаты на Ленских приисках. 1912 ᴦ.

Но при этом вскоре после своего прихода к власти Столыпин выдвинул обширную программу преобразований (он не был автором всœех предложений, но поддержал их, заняв высокий пост), реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв .

Центральное место в программе Столыпина занимали планы решения аграрного вопроса.

Аграрная реформа П. А. Столыпина:

Цель: 1. Создать крепкого хозяина на земле.

2. Отвлечь крестьян от революции

1. Разрешить свободный выход крестьян из общины.

2. Создание хуторов и отрубов

3. Создание крестьянского кредитного банка

4. Переселœение малоимущих крестьян в Сибирь, на Дальный Восток и за Урал.

При этом этим столыпинский «пакет реформ» не исчерпывался.

Предложения П.А. Столыпина:

реорганизация системы местного самоуправления. Подробнее ;

Предлагалось реорганизовать местное управление с тем, чтобы увеличить долю крестьян в земствах и урезать власть предводителя дворянства в уездах. В министерстве внутренних дел был подготовлен проект земской реформы, предусматривавший ослабление жесткого бюрократического контроля над местным самоуправлением. Преобразования должны были коснуться и судебной сферы, восстановив институт мировых судей и усовершенствовав систему местной юстиции. Уже в 1906 ᴦ. ликвидировались некоторые ограничения, существовавшие для сельского населœения (паспортные, в поступлении на гражданскую службу).

изменения в конфессиональной сфере. Подробнее .

По конфессиональному вопросу планировалось:

  • облегчение положения старообрядцев;
  • отмена ограничений, установленных для инославных церквей;
  • разрешение перехода из православия в другие христианские веры;
  • облегчение смешанных браков.

Названные элементы в случае их реализации должны были способствовать модернизации страны.

При этом столыпинская программа встретила серьезную оппозицию, в первую очередь, со стороны дворянства: отстаиваемые Столыпиным предложения грозили покончить с одной из последних привилегий российской аристократии – их преобладанием в местном управлении.

В итоге противостояния удалось реализовать лишь мизерную часть программы Столыпина (не считая аграрных преобразований). 1 сентября 1911 ᴦ. П.А. Столыпин был смертельно ранен.


Заседание IV Государственной думы

Смерть П.А. Столыпина, нарастание противоречий внутри третьеиюньской политической системы, замораживание решения социальных и политических проблем привели к оживлению на рубеже 1910/1911 гᴦ. массового забастовочного движения в стране. Существенное влияние на развитие внутриполитической ситуации в стране оказал расстрел мирного шествия рабочих Ленских золотых приисков в апрелœе 1912 ᴦ. В случае если в 1912 ᴦ. число забастовщиков в стране составило 1463 тысяч человек, то в 1913 ᴦ. – уже 2 млн.

Осенью 1912 ᴦ. прошли выборы в IV Думу. Дума, избранная по избирательному закону 1907 ᴦ., мало отличалась по составу от своей предшественницы. При этом IV Думе пришлось работать в иных условиях, чем Думе 3-го созыва (Первая мировая война, предреволюционные годы), и она оказалась гораздо менее лояльной монарху и правительству.

Столыпина на посту председателя Совета министров сменил В.Н. Коковцов . Министром внутренних дел в 1912 ᴦ. стал Н.А. Маклаков , монархист по политическим убеждениям. Уже в начале 1914 ᴦ. В.Н. Коковцов был уволен в отставку, а новым главой правительства стал И.Л. Горемыкин , также придерживающийся правых взглядов.

Тем временем в стране не утихало забастовочное движение.

Серьезное влияние на общественно-политическую обстановку в стране оказала начавшаяся в июле 1914 ᴦ. Первая мировая война.

Контрольные вопросы:

1. Предпосылки революции.

2. Суть аграрной реформы П. А. Столыпина.

3. Что послужило основанием для создания многопартийности в России?

Тема: Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Цель: раскрыть внутриполитическое развитие страны в период первой мировой войны и революций.

План:

1. Внутриполитическое развитие в период Первой мировой войны

Погодина Людмила Ростиславовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ»

Мариинско-Посадский район ЧР

Развитие парламентаризма в России

В соответствии с письмом Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики от 01.04.2011 г. №02/25-1753 с целью более глубокого ознакомления учащихся с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, где предполагалось подготовить учащихся к разговору о деятельности Государственной Думы , законодательной власти не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений.

Данная тема посвящена 105-летию учреждения I Государственной Думы в России и изучается согласно рабочей программы по обществознанию в разделе «Парламентаризм» и «Правовое государство».

На открытом уроке “Развитие парламентаризма в России” предполагает получение учениками знаний по истории развития парламентаризма в России, о функциях и устройстве законодательной власти. Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.

Цели: подвести учащихся к пониманию о центральном законодательном органе России – Федеральном Собрании и деятельности Государственной Думы.

Содействовать развитию исторического мышления путем достижения адекватного раскрытия плюсов и минусов российского представительства, формирование навыков ведения дискуссий, продолжить формирование работы с документами. Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны

Ожидаемые учебные результаты:

1.Знания – история законодательной власти; что такое парламентаризм; описать устройство законодательной власти в России; рассказать о главной задаче законодательной власти и о порядке внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрении.

2.Умения и навыки – выступать публично; работать с нормативно-правовыми актами; анализировать и оценивать свою деятельность по изучению данной темы.

3.Отношения, ценности, внутренние установки – задуматься о роли законодательной власти.

Основные понятия: парламентаризм, парламент, законодательная власть, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума.

Оборудование: электронная презентация к уроку (созданная в Microsoft Office PowerPoint) ; компьютер с мультимедийным проектором, дидактический материал, учебник, документы.

Форма проведения: урок с применением элементов дискуссии.

Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия

План

1. История развития парламентаризма в России

    Российский парламентаризм

    Практическая работа

    Как принимаются законы.

Ход урока

I .Изучение новой темы

1. История развития парламентаризма в России.

Наша сегодняшняя тема посвящена знаменательной дате. 27 апреля исполнится 105 лет со дня начала работы 1-й Государственной Думы России. За прошедшие 105 лет многое изменилось, общество и государство живут по новым демократическим правилам и нормам, действует полноценное избирательное законодательство. Но традиции, заложенные первыми думами, получили продолжение в деятельности современных парламентариев. Анализ событий 105-летней давности полезны и актуальны.

Классической формой современной представительной демократии является парламентаризм.

Словарная работа. (слайд 3)

Парламентаризм – это система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, для которых характерно чёткое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента.

Парламент – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции.

Работа с кластером .(ученики у доски пишут слова –ассоциации)

Депутат Закон

Государственная Дума Совет Федерации

Нижняя палата Верхняя палата

Едина Россия Дебаты

Выборы Сессия

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является парламент.

Как же проходили выборы в Государственную Думу первого и второго созыва? Для этого рассмотрим схему.

Работа со схемой.

Выборщики губернского избирательного собрания


Избирательные курии

Земледельческая Городская Крестьянская Рабочая


Земледельцы- Горожане Уполномочен- Уполномочен-

помещики ные волостей ные рабочих

1 выборщик 1 выборщик Волостные Выборы

от от 7 тыс. сходы уполномоченных

горожан

1 выборщик от 1 выборщик от

2 тыс. 230 30 тыс. 60 тыс. 90 тыс. 125 тыс.

помещиков помещиков крестьян крестьян рабочих рабочих

(закон от (закон от (1905 г.) (1907 г.) (1905 г.) (1907 г.)

11.12.1905г.) 3.06.1907г.)

Каковы этапы развития парламентаризма в России?

Сообщение учащихся (опережающее задание)

Ученик 1.(Слайд 4). Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением.

Начало представительного правления в России ознаменовалось работой I Государственной Думы 27 апреля 1906 г., которая была учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Российское представительство возникло с третьей попытки – после конституционных планов Александра I и проектов, выдвинутых в ходе реформ 60-70 –х гг. XIX в.

Выборы в Думу были не всеобщими. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин-рабочих, кочевные народы, военнослужащие, молодёжь до 25 лет. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. Избирательные права были представлены только рабочим, занятым в предприятиях фабрично-заводской и горной промышленности. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Выборы были не прямыми, а многостепенные. Выборы фактически были не тайные.

На выборах победили кадеты и заняли руководящее положение в Дусе. Они получили 179 мандатов, т.е 1/3 голосов. Крестьянские депутаты объединились во фракцию трудовиков, насчитывавшую 94 человека. Всего в I Государственной Думе было 478 депутатов. Председателем I Государственной Думы был избран кадет С.А.Муромцев.

По закону Государственная Дума созывалась на 5 лет; её депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царём. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Государственного Совета и царя. В Государственной Думе были выдвинуты две основные аграрные программы: законопроект кадетов, известный под названием «Проект 42-х», и законопроект трудовиков – «Проект 104-х». Кадетская фракция в своём проекте стояла за сохранение помещичьих хозяйств. Трудовики предлагали произвести уравнительное наделение крестьян землёй по «трудовой норме».

За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

9 июля 1906 г. царским манифестом Первая Дума была распущена, проработала 72 дня.

Ученик 2. (Слайд 5). Выборы во II Государственную Думу (20 февраля – 2 июня 1907 г.) происходили в обстановке спада революции. Председателем Думы был избран кадет Ф.А.Головин. В этих условиях большевики решили принять участие в выборах. Выборы стали ареной ожесточенной борьбы между большевиками и кадетами. Меньшевики и эсеры, ссылаясь на черносотенную опасность, вели политику поддержки кадетов. Всего было избрано 518 депутатов.

Центральным во II Государственной Думе был аграрный вопрос. II Государственная Дума не оправдала надежд царизма. Кадетам не удалось повести за собой крестьянских депутатов, которые сплачивались вокруг социал-демократов. Тон во II Думе задавали левые партии. Они потребовал полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всей земли в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. В качестве предлога для разгона Государственной Думы царским правительством было использовано сфабрикованное охранкой провокационное обвинение в военном заговоре социал-демократов. Царское правительство нарушило обещание, данное им в Манифесте 17 октября 1905 г. о том, что ни один закон не может получить силу без одобрения его Государственной Думы.

В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Ученик 3.(Слайд 6). 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. Он сохранил деление избирателей на 4 курии – земледельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего было избрано 422 депутатов.

Первое заседание III Государственной Думы состоялось 1 ноября 1907 г. Председателями были октябристы – Н.А.Хомяков (1907-1910 гг.), а затем А.И.Гучков (1910-1911 гг.) и М.В.Родзянко (1911-1912 гг.).

Полное одобрение встречала со стороны III Государственной Думы политика Столыпина по отношению к национальным меньшинствам. В 1910 г. Дума одобрила законопроект, который ввёл в Финляндии общеимперское законодательство. В центре внимания Думы стояли вопросы столыпинской аграрной политики. Дума одобрила указ 9 ноября 1906 о выходе из общины, но и внёс в него ряд дополнений, которые должны были ещё более усилить насильственную ломку общины в пользу кулаков (закон от 14 июня 1910 г.). Этот закон признал личными собственниками в принудительном порядке всех крестьян в тех общинах, где не было общих переделов в течение 24 лет. В 1912 г.завершила свою деятельность III Государственная Дума.

Ученик 4. (Слайд 7). IV Государственная Дума открылась 15 ноября 1912 г. Всего было избрано 442 депутатов. Председателем стал октябрист М.В.Родзянко. В IV Государственной Думе чаще наблюдались оппозиционные голосования. С вступлением России в 1914 г. в первую мировую войну Дума поддержала Россию. В мае 1915 г. было образовано «Особое совещание» по снабжению армии, в которое, наряду с представителями министерств, вошли члены Государственной Думы и Государственного совета и промышленности.

19 июля 1915 г. собралась 4-я сессия Думы. В поисках средств, которые могли бы укрепить власть создали «Прогре ссивный блок» - либерально-октябристский блок для соглашения с царём на программе реформ и мобилизации промышленности для победы над Германией. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года.

Учитель . В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.

После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.

2. Российский парламентаризм . Законодательная власть (Слайд 8).



В 90 -е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой полити­ческой системы. Выборы в Государственную Думу проходи­ли в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 гг. С 1995 г. Государственная Дума избирается на 4 года. По Конституции Государственная Ду­ма утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Централь­ного банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разра­ботка законодательства, внесение и рассмотрение законо­проектов.

В Государственной Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депу­татов избирались по территориальным округам, 225 - по партийным спискам. Большую роль в деятельности Государственной Думы в 90-е гг. играли политические партии.

Работа с документом . ( Класс делится на пять групп )

На основании анализа статистических данных состава Государственной думы ( Приложение 1-5 ) сделать самостоятельные выводы: какие политические партии попали в Думу? (Слайды 9 – 13)

Физкультминутка.

3.Практическая работа

Работа учащихся с основным источником Конституция РФ: статьи 94-106 глава V . Цель: выявить особенности парламентаризма в нашей стране. Ответы на вопросы.

Как вы понимаете фразу: «Парламент – это представительный орган»?

Ответ учащихся. Федеральное собрание - это представительный орган. Это оз­начает, что он должен выражать интересы и волю всего народа, а не только лиц, участвовавших в из­брании депутатов. Справедливо говорят, что парламент - это срез общества (население выбирает тех, кому доверяет представлять свои интересы).(Статья 94)

Почему парламент называют законодательным органом?

Ответ учащихся. Парламент - это законода­тельный орган. Принятие законов и бюджета - его основная задача. (Статья 94)

Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

Ответ учащихся . Федеральное собрание со­стоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Совет Федерации утвержда­ет или отклоняет законы, приня­тые Государственной думой, и по­этому его еще часто называют верхней палатой парламента, хотя в Конституции термины «верхняя палата» и «нижняя палата» не употребляются. (Статья 95 п.1)

Кто входит в Совет Федерации, и чьи интересы представляют его члены.

Ответ учащихся . Совет Федерации РФ - одна из палат Федерального собрания РФ. Совет Федерация представляет интересы субъектов Российской Федерации. Так как в Совет Федерации входят по два представится от каждого субъекта Федерации. (Статья 95 п.2)

Чем занимается Совет Федерации?

Ответ учащихся. Главной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в за конодательной деятельности.

Кроме того, Совет Федерации:

Утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

Решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

Назначает выборы Президента РФ;

Решает вопрос об отрешении Президента от должности;

Назначает судей Конституционного, Верховного и Высшей Арбитражного судов РФ, Генерального прокурора

Назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов. (Статья 102)

Назовите состав Государственной Думы?

Ответ учащихся. По Конституции РФ Государственная дума состоит из 450 депутатов. (Статья 95 п.3) Депутатом Государственной думы может быть человек, достиг­ший 21 года. Депутат представляет не народ округа, который его избрал, а народ всего государства. Д епутат -это посланник народа, его представитель в законодательном органе государства. (Статья 97 п.1)

Назовите основные функции Государственной Думы?

Ответ учащихся. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов. (Статья 105 п.1)

К ведению Государственной Думы относятся:

Дает согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

Решает вопрос о доверии Правительству Российской Федера­ции;

Назначает и освобождает от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

Назначает и освобождение от должности Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначает и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с фе­деральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Феде­рации для отрешения его от должности. ( Статья 103)

4. Как принимаются законы.

Учитель. Главной функцией Государственной думы является принятие законов. Право вносить на рассмотрение Государственной думы предварительные тексты законов предоставлено не каждому. Право вносить на рассмотрение Государственной Думы проекты законов называют правом законодательной инициативы .

Кому предоставлено право законодательной инициативы? (слайд 14)

Ответ учащихся . Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ. (Статья 104)

Учитель . Принятие закона – длительная и сложная работа. С текстом законопроекта знакомятся депутаты. Его предварительно рассматривают в комитетах. Затем проект закона передается на рассмотрение Государственной Думы. Законопроект рассматривается в три этапа.

Закон считается принятым, если за его принятие проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федерации.

Согласно со статьёй 105 Конституции РФ Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый закон. Одобрить его или отклонить.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту страны. Если закон подписан президентом РФ, он должен, опубликован в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете». После этого закон приобретает общеобязательную силу. (слайд 15, 16)

Что происходит, если Президент РФ отклонил закон?

Ответ учащихся. Президент имеет право отлагательное вето. Повторное рассмотрение закона начинается с выступления представителя Президента РФ, который должен довести до парламента точку зрения Президента РФ. После этого голосование депутатов ставится редакция закона, предложенная Президентом РФ. Закон в редакции Президента считается принятым, если за него проголосуют более половины общего числа депутатов.

Если же депутаты не поддержали предложение Президента РФ, то они голосуют за принятие закона в прежней редакции. Но в этом случае закон будет принят, если за него проголосует более 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы и более 2/3 членов Совета Федерации.

II . Закрепление.

1. Парламент как государственный орган зародился в XIII в. в Англии.

2. Российский парламент называется Федеральным собранием. Он состоит их двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации: республик, краев, областей. В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

4. Депутатом Государственной Думы может быть человек, достигший 21 года.

5. Выборы депутатов Государственной Думы являются всеобщими, равными, прямыми, тайными.

6. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов.

Тестирование

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности вы испытывали?

Домашняя работа. Подготовить информацию об устройстве законодательной власти в Чувашской Республике.

Сообщение оценок.

Использованная литература

Боголюбов А.Н., Лазебникова А.Ю. Учебник «Человек и общество». Просвещение. М. 2004

БСЭ т.12 с.283

Валуев О.В., Клоков В.А. Всемирная история. Россия и мир. 11 класс. Дрофа, М., 2005

Володина С.И. и др.Учебник «Основы правовых знаний». М.2006.

Данилов А.А. Методическое пособие. История России 1945-2008. М.2008 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «История России XX – начало XXI века». М. 2008

Ищенко В.М. Учебно-методическое пособие «Изучаем Конституцию РФ». Клио. Ч. 1997г.

Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Учебник «Право». М. 2010

Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. М. 2011г.

Конституция Российской Федерации .

Приложение 1

1 группа. Результаты политических партий, победивших в 1993 г.

Партии и избирательные блоки

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

ЛДПР

22,92

«Выбор Россия»

15,51

12,40

«Женщины России»

8,13

«Аграрная партия России»

7,99

«Яблоко»

7,86

«Партия Российского единства и согласия»

6,73

Демократическая партия России

5,52

Председатель Государственной Думы РФ - И.П. Рыбкин

Приложение 2

2 группа . Результаты политических партий, победивших в 1995 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

22,30

99

58

157

Либерально-демократическая партия

России

11,18

50

51

«Наш Дом Россия»

10,13

45

10

55

«Яблоко»

6,89

31

14

45

(январь 1996 г. - декабрь 2000 г.)

Приложение 3

3 группа . Результаты политических партий, победивших в 1999 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

24,29

67

43

110

«Единство»

23,32

64

9

73

«Отечество-вся Россия»

13,33

37

32

69

«Союз Правых Сил»

8,52

24

5

29

5,98

17

0

17

«Яблоко»

5,93

16

4

20

Другие

16

16

Председатель Государственной Думы РФ - ГЖ Селезнев

(январь 2000 г.- декабрь 2003 г.)

Приложение 4

4 группа . Результаты политических партий, победивших в 2003 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

225

«Единая Россия»

37,57

120

105

Коммунистическая партия Российской Федерации

12,61

40

12

52

Либерально-демократическая партия России

11,45

36

0

36

«Родина»

9,02

29

8

38

Другие

33

33

(с декабря 2003)

Приложение 5

5 группа . Результаты политических партий, победивших в 2007 г.

Политические

партии

Процент голосов

Количество депутатских мандатов по партийным спискам

«Единая Россия»

64,30

315

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

57

Либерально-демократическая партия России

8,14

40

Справедливая Россия:

Родина/Пенсионеры/ Жизнь

7,74

38

Председатель Государственной Думы РФ - Б.В. Грызлов

декабря 2007г .)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»