Техника росписи в Один мазок (Тагильская роспись) или One Stroke - Happy Poups (Счастливый Пупс). Лаковая роспись по металлу

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Детище горнозаводской цивилизации

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год , к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

Музей истории подносного промысла

Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".
Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность. В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.

Тагильский поднос
Народные промыслы и ремёсла России

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.


Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия - подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим. Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.



2.


Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

Заготовки для подносов.



3.


Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью.



4.


5.


После этого художник расписывает поднос.



6.


7.


Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.



8.


9.


Полируется.



10.


Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге.



11.


Только потом переносятся с эскизов на подносы.



12.


13.


А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый.


14.


15.


Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.


16.


Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности. Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам. Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла - это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» - золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII - начало XIX века - период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был Золотой век развития промысла.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле - это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза - символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос - это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры-паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись - техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца - лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд - основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам. Самобытная тагильская «лакерная» живопись - уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

Истинно тагильский народный промысел - лакированные подносы. Музей лаковой росписи помещается в красивом двухэтажном деревянном доме, где жили основатели подносного дела, крепостные художники Худояровы.

В то время лаковая роспись по металлу приносила хороший доход. Листовое железо, в котором у тагильчан не было недостатка, стоило в начале XIX века 6 рублей за пуд. Роспись и лакировка превращали этот пуд в несколько подносов ценой от 12 до 28 рублей за штуку.

250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался расцвет необычного вида живописи - картин по металлу, причем в разных жанрах. Изображенные на подносах начала XIX века тагильские заводы и рудники - едва ли не самые старинные образцы индустриального пейзажа во всем российском искусстве. Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением.


В Нижнем Тагиле с годами складываются целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты живописного и лакировального мастерства. Сейчас в Тагиле около 50 художников, серьезно занимающихся лаковой росписью. Среди них Сергей Веселков, Ольга Матукова, Ирина Смыкова и т.д. Обычно у каждого своя специализация. К примеру, Тамара Юдина - мастер изображения уральской "рябинушки", а Елена Отмахова считается специалистом по традиционной цветочной росписи.

Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, гитаровидные и другие), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы.

Тагильские подносы в XVIII, середине XIX века - это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагалось цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента. Поражало разнообразие форм: круглые, прямоугольные, фигурные и овальные, с ажурной решеткой, с просечными ручками - подносы были шедеврами народного искусства.

Начавшийся во второй половине XIX века упадок «лакировального дела» длился более века. И только в середине двадцатого столетия было принято решение по возрождению и восстановлению уникального промысла. Сегодня можно с гордостью сказать, что руками тагильских мастеров-художников восстановлена цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Выросла плеяда молодых талантливых мастеров. За последние двадцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны.

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов - главная из которых красавица-роза - законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсот пятидесятилетний период ее существования.

Лаковая роспись по металлу относится к одной из отраслей художественной промышленности, которая использует традиционную технологию изготовления предметов повседневности. Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить. Многие художники подносного промысла на сегодняшний день являются признанными мастерами своего дела. Это подтверждается тем, что они участвуют во многих выставках разного уровня - от городского до международного. Их работы приобретают региональные и центральные музея. А девять из них: Т. В. Юдина, Л. И. Кизилова, В. П. Полева, Т. В. Гуляева, Е. Л. Отмахова, Ж. Р. Овчинникова, И. В. Решетова, М. Г. Маркина, Л. А. Хайдукова стали членами Союза художников РФ.

Для начала хотим упомянуть, что техника ванстрок от Донны Дьюберри и маховая Тагильская роспись на подносах - соверщенно разные вещи. Единственное, что их "объединяет" - это однослойность и письмо двойным мазком, когда на кисть берется две краски любого цвета. Ну а разница между ними, как меж Небом и Землей. Тагильская роспись является уникальным народным промыслом, где каждое изделие - самостоятельное произведение искусства. В то же время ванстрок (one stroke) - это модный и очень любимый американцами китч, философия которого проста: быстро раскрасил - быстро продал.

Данный урок (мастер-класс) показывает последовательность шагов при создании композиции.

Нам понадобится: доска разделочная (чистая заготовка), черный акрил, краски масляные, масло льняное, растворитель (скипидар или уайт спирит), плоские и круглые кисти разной ширины (я предпочитаю колонковые натуральные или синтетические).

Деревянная заготовка

Доску обязательно хорошо зачищаем наждачной бумагой до гладкого состояния. Затем покрываем черным акрилом, тщательно прокрашивая торцы доски и края дырочки изнутри. На окончательное просыхание густого слоя акрила требуется время, пока он окончательно не перестанет липнуть. Поэтому ждем, а когда просохнет, намечаем карандашом рисунок будущей композиции. Ваш рисунок может быть произвольным. Я же использовала в качестве ключевого элемента "тагильскую розу", или, по-местному "розана".

Композиционная разметка

Подготовьте заранее достаточное количество краски. Если будете применять смеси красок, намешайте достаточное количество в какой-нибудь емкости (добавив в смесь немного льняного масла), чтобы нужного колера хватило до завершения работы и не пришлось намешивать заново. Иначе вы рискуете "не попасть в тон".

Роспись обычно начинается от центра композиции. Я начала со светлых тонов, прописав нижние лепестки распустившихся цветов сочетанием белого с неаполитанской оранжевой. Каждый элемент пишется одним мазком.

Сочетанием темных тонов пишем лепестки розан второго плана. Это необходимо для придания объема.

Теми же светлыми красками, с которых мы начали, намечаем верх сердцевины бутонов.

Продвигаясь вглубь, придаем объем сердцевине темно-красной краской.

Завершаем формирование розан, прописывая лепестки переднего плана все той же светлой краской.

Теперь рисуем листья. Чтобы по цвету они были похожи на настоящие листья роз, переход цвета на кончиках делаем к красному. Прописываем листья сразу, чтобы потом к ним не возвращаться.

Дабы выделить главный элемент композиции - розы, добавляем несколько мелких цветков сиреневого оттенка.

Выделяем лепестки сиреневых цветов более светлым, чтобы придать объем, прорисовываем сердцевинки и листики.

Завершаем этапом росписи будет добавление к композиции некоторых деталей: подрисовываем "усы", прорисовываем мелкие веточки, кончики листьев и расставляем кое-где белые точки. Они будут имитировать росу.

По завершении доску несколько раз покрываем лаком.

Опытным художникам наш мастер-класс вряд ли окажется полезным, разве что посмотреть, как работают другие. Начинающим и желающим просто попробовать рекомендуем сперва поупражняться технике двойного мазка на картоне, дабы с ходу не портить доски. Сто процентов гарантии, что роспись сразу не получится.

Составлением композиции лучше заниматься по образцу, но не выдумывать из головы. Найдите подходящие для вашей конкретной формы фотографии из интернета, благо их превеликое множество. Если не можете перенести рисунок с картинки вручную, воспользуйтесь распечаткой или калькой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»