"Мыслитель" Родена: фото и описание

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

12 ноября 1840 года родился мастер, ставший родоначальником современной скульптуры. Его виртуозность в передаче движения и эмоций до сих пор восхищают и завораживают. Представляем вам лучшие его творения

Изменить размер текста: A A

Вся жизнь Огюста Родена это борьба за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Долгие годы он был непризнанным гением, вынужденным зарабатывать кусок хлеба, делая безвкусные декоративные статуэтки для богатых особняков. Его первая серьезная работа «Человек со сломанным носом» с треском провалилась, зато сейчас его скульптуры хранятся в лучших музеях мира.

«Мыслитель»

Это самая известная скульптура мастера. Здесь, как и в многих работах Родена, сказались его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. Над «Мыслителем» Роден трудился два года – с 1880 по 1882-й. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже . По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада».



Со временем замысел Родена усложнился, образ Данте сменился универсальным образом творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. Позировал Родену один из его любимых натурщиков, француз Жан Бо, с которого он делал многие свои скульптуры. Молодой человек занимался боксом, участвовал в боях в квартале красных фонарей в Париже. У него было идеальное тело и сильная мускулатура. Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон . Кстати, существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне, пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета.

«Бронзовый век»

В 1876 году Роден предпринимает путешествие в Италию , где посетил Геную , Флоренцию , Рим , Неаполь и Венецию . Он хотел познакомиться с искусством Возрождения, с великими скульпторами прошлого - Микеланджело и Донателло. Это путешествие заронило любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Для неё он использовал непрофессионального натурщика - бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой.



Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело. Сначала это была гипсовая скульптура «Побеждённый» с копьём в левой руке, как памятник мужеству французских солдат. Но потом Роден изменил «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Однако мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.

«Граждане Кале»

Эту свою работу Роден посвятил известному эпизоду Столетней войны. В 1346 году Эдуард III подступил к ключевой французской крепости Кале , осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. Но королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего не рождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.



Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале давно. За работу взялся Роден. Над группой из шести фигур он трудился с 1884 по 1888 годы. Заказчики посчитали работу спорной, они ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. До Родена памятники с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста). Однако в 1889 году его встретили всеобщим восхищением. Причем городские власти все же установили постамент, волю скульптора, чтобы фигуры были примерно одного роста с людьми, исполнили только после его смерти.

«Поцелуй»

Эта мраморная скульптура, созданная и представленная в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Так же как и «Мыслитель» изображённая обнимающаяся пара должна была стать частью рельефной группы, украшающей «Врата Ада». Позднее ее оттуда убрали и заменили другой парой любовников. Роден называл ее «Франческа да Римини », в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века. Она полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло.



За чтением истории Ланселота и Гвиневры их обнаружил и убил супруг. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование скульптуры в более отвлечённое – Поцелуй, сделали критики, увидевшие её в 1887 году. При этом в своих женских персонажах Роден отдаёт дань уважения женщинам, они у него не просто находятся во власти мужчин, но и равноправные партнёры в охватившей обоих страсти. Очевидный эротизм скульптуры вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия Поцелуя (74 см высотой) была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго . Копию сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению.

В 1888 французское правительство заказало Родену первый полномасштабный мраморный вариант «Поцелуя» для Всемирной выставки, но выставлена на публичное обозрение она была лишь в 1898 году на Парижском салоне. Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 году статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 году была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Несмотря на то, что данное творение было создано на рубеже классицизма и модерна, его копия (и это отмечалось в прошлый раз) может стать украшением практически любого интерьера.

В нашем сегодняшнем разговоре мы снова обратимся к цитатам из научной работы Сергея Анатольевича Мусского 100 великих скульпторов, а также к информации из Википедии.

Скульптура роденовского Мыслителя не похожа ни на одну созданную ранее пластическую форму. Да, история пластики знает немало творений, в которых изображен человек, вся сущность которого говорит о неком мыслительном процессе, происходящем в его сознании. , созданная, предположим, несет на себе печать духовного терзания и, как следствие, мыслей персонажа в остановленное скульптором мгновение. Но Мыслитель Родена - это нечто новое. Автор произведения сумел передать состояние героя всего лишь с помощью позы.

Любопытно, что (согласно Википедии) моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо - мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Вот уже многие годы не утихают споры о том, что именно привело роденовского героя к столь серьезным думам. Мыслитель своей загадочностью похож на . Как улыбка Джоконды таит в себе что-то сокровенное, так и поза Мыслителя не дает ответа на вопрос, о чем думает этот человек. Каких только не было версий... Чуть позже мы приведем их.

Сегодня трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ Мыслителя, - пишет в своем научном труде С. А. Мусский. - Обнажённый титан сидит, подперев подбородок рукой. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещённый от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова - всё тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряжённой. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе...

К сказанному С. А. Мусским о руках Мыслителя хочется добавить, что подавляющее большинство мастеров пластики уделяли рукам максимум внимания. Выражения лиц и руки - вот те основы, которые передавали характер персонажей. Если , как правило, находили рукам скульптур какое-то занятие (руки держали что-либо, сжимали, указывали на что-то и просто выражали действие), то Роден лишил их работы. Но именно в этом бездействии рук и кроется сила мысли скульптора, а, вместе с этим, и сила мысли героя.

В журнале Решение была опубликована статья Андрея Суздальцева, в которой автор размышляет о путях поиска смысла и поисках самого себя, приводя в пример скульптуру Мыслитель и давая свои ответы на вопрос О чем думает Мыслитель Родена ? Позволим себе озвучить несколько цитат из этой работы. В частности, А. Суздальцев пишет: Голый человек, согнутый как пружина, пластически организован вокруг основного центра - головы. Все главное, что происходит с ним, происходит в его голове. Когда смотришь на статую, возникает ощущение прямо-таки скрежещущего течения мысли, ощущение напряжения, переданного всей пружиной согнутого тела - в мозг... Мы имеем тут дело явно с замкнутой на себя системой. Этот мыслящий человек не нуждается и не может нуждаться ни в ком. Он принципиально самодостаточен. Он заведен как часы и взведен как курок. Это герой-одиночка, герой мысли. Вряд ли он думает о том, как помочь нищему с парижской улицы или прачке с Монмартра. Нет, он думает о судьбах мира. Он думает - о себе. О жизни и о смерти. О вечности. И это замечательно.

Одни согласятся с господином Суздальцевым, другие выдвинут свои версии, в которых ответы на вопрос о мыслях роденовского героя будут принципиально отличаться о того, что мы только что услышали. И дело не в том, что ответ у каждого свой, а в том, что творение Родена не оставляет равнодушным человечество уже больше ста лет.

Андрей Суздальцев сказал, на наш взгляд, интересную вещь. Несмотря на величие Мыслителя, несмотря на героизм его мыслительного акта, на клубящуюся массивность его мышц - неуловимо, предательски, нечетким намеком - поза мыслящего человека дрейфует и смещается к знаменитой позе зародыша в утробе, считает А. Суздальцев. - Роден, как великий художник, не смог не проговориться относительно пути познания, средством и центром которого служит интеллект. Он и проговорился. Перед нами не герой духа, а только маленький формирующийся человечек на пути к действительному становлению. Младенец. Зародыш.

Нам кажется, что эти размышления достаточно глубоки. Во всяком случае, сама идея Родена создать скульптуру мыслящего человека - человека, которого в данный момент занимает лишь мысль - говорит о том, что эта мысль находится в стадии зародыша, и в данном контексте рассуждения Суздальцева имеют под собой твердую основу.

Присутствие в загородном доме статуи Мыслителя непременно станет предметом для разговоров между обладателями дома и их гостями. Вопросом поиска места для установки копии Мыслителя должны заниматься хозяева, не без участия дизайнера (при этом желательно, чтобы был неплохим психологом). Большинство домовладельцев, отдающих предпочтение Мыслителю, устанавливают скульптуру в кабинете или библиотеке.

Но наше знакомство с творениями Огюста Родена на этом не заканчиваются, как не заканчивается и разговор о его . В следующий раз мы скажем об этой скульптуре то, что не успели сказать сегодня, после чего поговорим о другом шедевре мастера.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: medvedev-da, artyx, inpsycho, mix-team, litrossia

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание...

Мысль далась человеку ценой титанических усилий. Мыслить - значит страдать, значит спрашивать себя: Кто я? Откуда пришел? Куда я иду? И какая у меня цель? Огюст Роден

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта - сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание…

Хотите ли послужить Третьей Республике, мсье Роден?

Я… Я буду счастлив выполнить Ваш заказ.

Не мой, мэтр, а Франции. Мы имели в виду дверь, дверь достойную отечественного искусства. Вход в новый музей, который предполагается построить на набережной д’Орсе.

Мы пережили трагические времена, - продолжал Гамбетта, - они останутся в истории, как времена неуверенности и колебания во всем: религия ставится под сомнение, политика - удел циников, наука не смогла указать нам средства спасения от всех бед. Разве мы отдаем все свои силы на благо человека? Укрепляем братство людей? Защищаем права человека? К чему мы ближе - к аду или к раю, Роден?

Так надо сделать двери, напоминающие о дне Страшного суда. Огромные врата, изображающие возмездие ада, муки и терзания, человеческое отчаянье и горе. «Божественную комедию» Роден боготворил, но иллюстрировать поэму после Боттичелли, Делакруа и Доре - на это надо иметь право. Он купил дешевенький томик Данте и не расставался с ним, пока не прочитал от корки до корки, исписав все поля. Первая мысль пришла про «три тени», которые должны были держать свиток с печально известными словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но потом он отказался от свитка: достаточно взглянуть на эти фигуры, чтобы смысл изречения стал очевидным без слов. А во-вторых, его «Врата ада», как и само бессмертное творение Алигьери - будут памятником великой надежды.

Десница Божья. Огюст Роден

Безудержная страсть к рисованию охватила Родена в пять лет. Его отец был крестьянином, дослужившимся в парижской полиции до поста посыльного. В бедной семье не на что было купить бумагу для рисования, и он таскал у мамы оберточную из под овощей, фруктов, сыра и рисовал, рисовал, рисовал все подряд: мать, отца, тетю Терезу, добрую сестренку Мари. Черные линии на белом получались так отчетливо! Даже его слабенькие глаза все хорошо видели. "Сначала я страстно желал быть живописцем. Краски меня притягивали. Я часто бегал на верхние этажи Лувра любоваться "тицианами" и "рембрандтами", но, увы, у меня не хватало денег на покупку красок и холстов. А для копий с антиков достаточно было бумаги и карандашей. Поневоле приходилось работать только в нижних залах. И вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое". Раз за разом Огюст пытается поступить в Школу изящных искусств, и каждый раз с формулировкой: "Не принят". На третий год рядом с именем Огюст Роден появилась запись: "Зачислить невозможно. Совершенно лишён способностей". В ответ Роден стал работать еще больше. Он овладел техникой лепки, научился преодолевать любые технические трудности. Уже чувствовал в себе силы для нового поступления. Но внезапно умирает его любимая сестра Мари, незадолго до смерти постригшаяся в монахини. Потрясенный, он принимает решение уйти в монастырь. В монастыре ордена Святых тайн Огюст становится братом Августином.

Шла подготовка к Страстным дням. В обители читали Притчи, и много беседовали о них за братской трапезой. Главой ордена был отец Пьер Эймар. Он внимательно наблюдал за братом Августином и однажды принес ему новое издание "Божественной комедии" Данте с гравюрами Доре. Роден сделал свои рисунки к "Божественной комедии" и был почти счастлив. - Вы ведь не можете жить без этого, правда? - спросил настоятель.
- Да, отче. И, может быть, Вы разрешите мне сделать ваш портрет. - С этими словами он опустился на колени. Бюст понравился отцу Пьеру: "Пожалуй, вы нуждаетесь в иной среде. Мы тут слишком ограничены, чтобы способствовать развитию ваших талантов". - Но я дал обет Богу… - Глубока ли ваша вера, решать только Всевышнему, а не нам грешным. Монастырь не тюрьма. Двери его всегда открыты и для тех, кто приходит и для тех, кто уходит. Вы послушник, а не инок, и, может, в миру вы еще лучше послужите Христу. Не падайте духом. Будет большая потеря, если вы здесь останетесь.

"Мои средства не позволяли мне искать лучшего - я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне большой и светлой, но зато ветер там дул отовсюду. Натурщики замерзали порой до обмороков". Он брался за самую черную работу: обтесывал мрамор, готовил каменные блоки, делал орнаменты. В 1870 году началась война с Германией. У Огюста не было денег, чтобы заплатить за себя выкуп и его зачислили в Национальную гвардию. Он получил чин капрала, потому что умел читать и писать. В армии Роден отморозил ноги и ужасно боялся, что руки постигнет та же участь. И без того слабое зрение ухудшилось. Он не различал мишени на расстоянии нескольких метров и, в конце концов, был уволен с военной службы, тем более что его полк в боях все равно не участвовал: Национальную гвардию сохраняли на случай беспорядков в голодающем Париже.

Когда над «вратами ада» появилась фигура размышляющего человека, Роден назвал ее Данте. К своим современникам, терявшим веру в ненависти, поисках земных благ, наслаждений и бесконечной вражде, поэт обращался с очень простыми словами. «Человек должен утвердиться в мысли, что с Богом он жив, а вне Его - мертв». На пороге двадцатого столетия их должны, наконец, услышать и понять! Это ведь не так сложно: человек отличается от животного тем, что он по природе своей существо религиозное. Он умеет различать добро и зло. И умеет выбирать. Если голодному не давать нормальной пищи, он рано или поздно будет есть отбросы, если духовную жажду не утолять - люди начнут поклоняться деньгам, государству, разным бредовым идеям, поэтам, художникам, артистам, певцам, спортсменам, кому угодно, и, в конце концов, расстанутся не только с верой, но и с человеческим обликом вообще. Потому что нравственные законы и законы естества даны одним Творцом.

Работы не было. Огюст уезжает в Брюссель, где он занимается тем, что называется ширпотребом: ангелочками, херувимчиками, статуэтки… Но это продается, и у него появляются деньги, которые можно послать домой. В самом Париже идут уличные бои. Голод пострашнее, чем во время немецкой осады. Не осталось ни кошек, ни собак. Потом начались расстрелы коммунаров. В конце этого страшного 71 года умерла мать. Роден едва не слег от горя, узнав, что ее похоронили в общей могиле. Отец тяжело болел, и разумная тетя Тереза решила, что лучше потратить им деньги на того, кто жив.

К этому времени вся Бельгия уже наводнена его неподписанными работами. Но больше так продолжаться не может. Он бросает все и едет в Амстердам. А потом, на последние деньги, была Италия. Огюст бродил по Флоренции. Вот дом Данте, вот храм, где он молился, вот улица, по которой ходила Беатриче. Вот "Давид"… Через три дня он лежал на полу Сикстинской капеллы и улыбался. Если Микеланджело писал, лежа на спине, значит, его творение надо рассматривать именно так. Он готов был проползти по всему полу, если бы не острые каблуки других посетителей.

В 1877 году он возвращается в Париж и приступает к созданию скульптуры Иоанна Крестителя. Он торопится, лепит правой и левой рукой до тех пор, пока не падает натурщик. Он уверен, что это будет его первой настоящей работой. Потому, что он сам уже «спешит через бесконечную пустыню принести людям веру».

Родена много раз оплевывали, осмеивали, унижали. Иногда он приходил к абсолютной уверенности, что его не поймут. «Да, это слишком тонко: рассуждать о «Божественной комедии» в стране, которая пролила реки крови, пытаясь утвердить вместо христианства культ некоего абстрактного «разума», и до сих пор не отошла от этого дурмана».

Врата ада. Огюст Роден

В итоге он решил изготовить фигуру Данте отдельно от «Врат», увеличить до размеров человеческого роста и переименовать… Наверное, эту мысль Огюст впервые услышал от отца Пьера, которого позднее Западная Церковь причислила к лику святых. «Мы созданы по образу Божию, и, значит, можем немного представить себе Его. Больше всего нас роднит творчество (Рука Творца) и вера. Только, человек верит в Бога, а Бог верит в человека, что гораздо трудней. И еще нас объединяет Мысль: в Ветхом Завете Она названа Софией - Премудростью. В Евангелии - Логосом - Знанием, Словом, Христом».

В 88 году, когда от начала работы над "Вратами" прошло уже 8 лет, в мастерскую Родена пришел государственный чиновник. Он хотел понять, куда ушли 25 тысяч 700 франков, уже выплаченных за работу вместо четырех тысяч, обещанных вначале. Его удивленному взору предстали лишь сотни разбросанных деталей. - Министерство хочет, чтобы заказ был выполнен в следующем году. Мы хотим показать "Врата" на Всемирной выставке! Она будет одной из самых блестящих в нашей истории. Мы сооружаем в честь нее Эйфелеву башню, празднуется столетняя годовщина революции и штурма Бастилии. "Врата" станут патриотическим памятником! - Спасибо, это для меня большая честь, но на работу уйдет еще несколько лет… и потом, разве уже построен Музей декоративных искусств? Нет здания, нет и двери! Вместо нескольких обещанных, на работу ушло 37 лет, и только смерть помешала скульптору ее продолжить. «Ну да! Я всегда был не в ладах со сроками, потому что, работая, никогда не думаю о времени. Закончу ли я когда-нибудь эту дверь? Это маловероятно». Впрочем, под конец это были уже только доработки и бесконечные изменения в поисках совершенства. Но главное уже было сделано. Отлитый отдельно от «Врат» и показанный на салоне 1909 года, «Мыслитель» уже начинал свое триумфальное шествие по миру.

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.



«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.



«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.

Часто говорят о том, что импрессионизм не только в живопись вдохнул новую жизнь, но и в скульптуру. Огюст Роден (годы жизни - 1840-1917) - первый со времен Бернини гениальный скульптор, который преображал этот вид искусства тогда, когда Моне и Мане преобразовывали живопись. В своем творчестве, однако, он не шел по стопам этих художников. Да и конечно, нельзя было без помощи красок, в объемном изображении добиться такого же впечатления, которое производят "Река" и "Флейтист". Фото Огюста Родена представлено ниже.

"Мыслитель" в истории скульптуры

Ни на одну из ранее созданных пластических форм не похожа статуя "Мыслитель" Родена. В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Например, в эпоху Возрождения практически каждая скульптурная группа несет печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа в мгновение, остановленное автором. Однако чем-то совершенно новым является фигура "Мыслитель". Роден смог передать лишь с помощью позы состояние своего героя.

Загадочность образа "Мыслителя"

Любопытно, что моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо - француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Именно он и в этот раз Родену позировал.

"Мыслитель" - весьма неоднозначный образ. Многие годы не утихают споры о том, что заставило роденовского героя так глубоко задуматься. Своей загадочностью "Мыслитель" похож на созданную да Винчи Мону Лизу. Как ее улыбка таит что-то сокровенное в себе, так и поза фигуры не дает нам понять, о чем думает этот человек. Отнюдь не прямолинеен в этом Роден. "Мыслитель", фото которого представлено ниже, - произведение, не только изображающее размышление, но и вот уже более века заставляющее задуматься о смысле этой работы многих ценителей искусства.

Трудно представить сегодня более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем интересующий нас образ. Можно дать следующее его описание.

Роден, "Мыслитель": описание скульптуры

Подперев рукой подбородок, сидит обнаженный титан. Невеселы его раздумья, они сделали его лицо печальным, а мощную спину согнули. Из-под нависшей на лицо шапки волос падают глубокие тени. Резкие морщины залегли на переносице, а рот, слегка смещенный из-за движения руки, придает лицу асимметричность. Если справа посмотреть на эту статую, кажется, что, задумавшись, человек закусил руку зубами. Однако не только лишь голова - все тело этого титана как будто мыслит, пытается найти выход из клубка противоречий. Движение ноги и согнутых рук справа, резкая линия носа и лба, наклон спины делают эту фигуру предельно напряженной, пружинистой. Впечатление с другой стороны меняется. Безвольно на колено опустилась левая рука. Его не обхватывают пальцы, а лишь повисают в воздухе.


Максимум внимания уделяло рукам подавляющее большинство различных мастеров пластики. Руки и - основы, передававшие характер изображенных персонажей. Такова была традиция. Если предшественники Огюста находили рукам, как правило, какое-то занятие (они что-либо держали, сжимали или выражали движение, например указывая на что-то), то Роден не следует опыту других скульпторов. И именно в подобном бездействии кроется переданная автором.

О чем думает "Мыслитель", по мнению Андрея Суздальцева

О чем же думает "Мыслитель"? Роден, как утверждает Андрей Суздальцев в опубликованной в журнале "Решение" статье, хотел передать следующее. Согнутый, как пружина, голый человек организован пластически вокруг головы - основного центра. Все важнейшее, что с ним происходит, происходит именно в ней. Возникает ощущение течения мысли, напряжения, переданного в мозг всей пружиной этого согнутого тела. Здесь мы имеем дело с системой, замкнутой на себя. Не нуждается ни в ком этот мыслящий человек. Он самодостаточен принципиально. Мыслитель взведен, как курок, заведен, как часы. Это герой мысли, герой-одиночка. Он едва ли думает о том, как помочь прачке с Монмартра или нищему с Мыслитель размышляет о судьбах мира. Думает он о себе, о вечности, о жизни и смерти.

Одни могут согласиться с Андреем Суздальцевым, другие же выдвинут собственные версии, в которых ответы будут принципиально отличаться от вышеизложенного мнения. Вот уже более ста лет не оставляет человечество равнодушным творение Родена. Ниже представлено еще одно фото этого знаменитого скульптора.

"Мыслитель" и зародыш в утробе

Андрей Суздальцев заметил одну интересную вещь. Поза мыслящего человека, несмотря на его величие, на героизм мыслительного акта, на массивность мышц, нечетким намеком, предательски, неуловимо смещается и дрейфует к позе зародыша в утробе. Как великий художник и мыслитель Роден не смог не проговориться насчет пути познания, центром и средством которого служит интеллект. Перед нами предстает не герой духа, а лишь формирующийся маленький человечек на пути к истинному становлению. Это младенец, зародыш. Здесь же можно отметить, что сама идея скульптуры говорит о том, что в стадии зародыша находится мысль этой фигуры.

Замечания С.А. Мусского

Об интересующем нас произведении немало сказано также в научной работе под названием "100 великих скульпторов" (автор - С.А. Мусский). Искусствовед пишет, что Роден не старался уловить в статуе обманчивые оптические эффекты. Он только стремился передать процесс "вырастания" - чудо оживления под руками художника мертвого материала. Настаивая на незавершенности, любимой Роденом, он спасал от механического копирования действительности свою скульптуру.

Образ этот был создан для "Врат ада". Поэтому расскажем немного об этой работе Огюста Родена.

История создания "Врат ада"

Во Франции в 1880 году решено было построить музей декоративных искусств. Огюсту Родену заказали монументальные бронзовые двери для него. Темой изображенных на дверях барельефов должна была стать "Божественная комедия", созданная Данте.

Роден, создавая "Врата ада", лишь в 1925 году отлитые из бронзы, не только переосмыслил в своей работе образы Данте, но и несколько видоизменил библейские, мифологические сюжеты, а также и произведения Шарля Бодлера, своего любимого поэта. Этот скульптор сделал в 1888 году чернилами и пером иллюстрации к сборнику, в которых передал с особой силой борьбу между духовным и чувственным началом. изображенные на "Вратах ада", ближе Бодлеру, а не Данте. Они выплывали из рамы, изгибались, стеная от боли и страсти, накладывались одна на другую. В 1887 году сам Огюст Роден говорил о том, что не следует искать здесь методичного или упорядоченного сюжета, моральных оснований или связанности изображения. Он следовал воображению, чувству композиции и движения.

Композиция "Врат ада"

"Врата ада" - это, пожалуй, величайшее произведение этого скульптора, уже после смерти создателя воплотившееся в материале. Целых 37 лет работал над ним Огюст Роден. "Мыслитель", как мы уже упоминали, является частью этой композиции.


Изначально многие известные скульптуры создавались как часть этого масштабного творения. 186 фигур вмещают семиметровые "Врата". Их должны были изначально обрамлять статуи Адама и Евы, первых грешников, однако Роден чуть позже от этой идеи отказался. Фигура Адама, впрочем, стала венчающей портал "Трех теней". Под ней находится бездонная пропасть, которая поглощает души многочисленных грешников.

Многие выполненные для "Врат ада" фигуры стали впоследствии самостоятельными произведениями. Статуя "Мыслитель" Родена была одной из них. В этой скульптуре запечатлен образ Данте, хотя внешнего сходства между статуей и создателем "Божественной комедии" нет.

Другие мнения о том, кто такой "Мыслитель"

Кто же все-таки "Мыслитель"? Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих этого человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, "Мыслитель" далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие.

Однако Огюст Роден являлся по природе своей лепщиком и работал он, в отличие от Микеланджело, не с камнем. Для отливки в бронзе создавалась каждая из его лучших работ. Всю мощь их можно оценить, рассматривая сделанные с глиняных оригиналов Родена гипсовые слепки.

В городке Медоне, расположенном во Франции, находится могила Огюста Родена. Похоронен интересующий нас скульптор в саду, и над прахом его печально и торжественно возвышается увековечившая его память фигура. Это, конечно же, одно из самых известных произведений, которое создал Роден, - "Мыслитель". Фото могилы с этой статуей представлено ниже.

Особенности творческого процесса у Родена

Роден создавал все свои произведения на основе внимательного изучения натуры. Опасаясь преднамеренности, искусственности, фальши, он ограничился лишь словесным определением для натурщика позы. Это касается и статуи "Мыслитель" Родена. Позировал Жан Бо свободно, естественно. Огюст, как это всегда бывало в его работе, специально не поправлял положение тела. Он любил наблюдать человеческие фигуры в естественном движении, смотря на натурщиков, которые были в мастерской, но не имели задания позировать. Сегодня сложно представить более полное воплощение мучительной и пытливой человеческой мысли, чем скульптура "Мыслитель". Образ этот весьма популярен. Часто используется как карикатура "Мыслитель" Родена. Это говорит о том, что фигура эта настолько известна, что узнаваема всеми.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»