Устройство токарного станка для точения древесины. Обработка дерева на токарных станках Проверяем свои знания

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Устройство токарного станка по обработке древесины

Изготовление цилиндрических деталей вручную - трудоемкая и длительная работа. Да и трудно получить изделие хорошего качества. Гораздо быстрее и точнее можно сделать цилиндрическую деталь на токарном станке . На нем обрабатывают заготовки из древесины путем точения. Основные части токарного станка - станина, передняя бабка с электродвигателем, задняя бабка и подручник.

Токарный станок по обработке древесины СТД-120М и его части:
1
– основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ременной передачи(кожух); 5 – магнитный пускатель; 6 – передняя бабка; 7 – шпиндель; 8 – подручник; 9 – задняя бабка.

В передней бабке (см.рис.) установлен шпиндель - вал, получающий вращение от электродвигателя с помощью ременной передачи, а также - подшипники.

1 - корпус бабки; 2 - шкив ременной передачи; 3 - шайба со стопорным винтом ; 4 , 7 - фасонные крышки ; 5 - упорное кольцо ; 6 - шпиндель ; 8 - специальная гайка .

Конец шпинделя имеет резьбу, на нее навинчивают специальные приспособления для крепления левого конца заготовки . В зависимости от размеров заготовки используют разные приспособления: трезубец (см.рис. а ), планшайбу (см.рис. б ), патрон (см.рис. в ).

Заготовки небольшого диаметра и длиной до 150 мм закрепляют в патроне. Перед этим конец заготовки немного сострагивают на конус, зажимают в зажиме верстака и киянкой вбивают в патрон. Для более надёжного закрепления через боковое отверстие в заготовку завинчивают шуруп.

Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце . Для этого в центре торца заготовки делают углубление шилом(или просверливают отверстие диаметром 4-5 мм на глубину 5-9 мм). После этого через центр заготовки делают пропил ножовкой с мелкими зубьями на глубину 3-5 мм. В центре другого торца делают углубление шилом.

Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе , прикручивая заготовку шурупами.

Задняя бабка (см.рис.) служит опорой правого конца длинных заготовок . Заднюю бабку подводят к заготовке по направляющим станины и закрепляют неподвижно болтом и гайкой. Окончательно конец заготовки поджимают специальной деталью - центром. Его перемещают вращением маховика и закрепляют зажимом.

1 - корпус; 2 - центр(конус Морзе); 3 - пиноль; 4 - рукоятка зажима; 5 - отверстие для смазки; 6 - гайка пиноли; 7 - винт пиноли; 8 - резьбовая втулка; 9 - маховик; 10 - винт крепления к станине; 11 - сухарь.

Опорой для режущего инструмента служит подручник (см.рис.). Он может перемещаться как вдоль, так и поперек станины, закрепляется поворотом рукоятки.

Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная часть была на 2-3 мм выше уровня линиию центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм. Для проверки зазора заготовку проворачивают вручную на один-два оборота.

Передачу движений в механизмах и машинах показывают условными знаками на кинематических схемах .
На них изображают детали, которые непосредственно участвуют в передаче движения. Для наглядности часто дают и контуры других деталей.
Кинематическая схема токарного станка показана на рисунке.

Включать токарный станок и работать на нем можно только с разрешения учителя.
Нельзя класть инструменты и посторонние предметы на станину станка.
Детали ременной передачи станка должны быть ограждены
Не опираться на части токарного станка.
Обо всех неисправностях в станке и электропроводке немедленно сообщать учителю.

Современные предприятия оснащены токарными станками (более сложными и производительными, чем те, на которых вы будете работать в учебной мастерской). Обслуживают их станочники деревообрабатывающих станков . Кроме владения всеми приемами точения на станке, они должны знать свойства древесины, устройство станков, уметь читать чертежи и схемы, затачивать инструмент, настраивать станок. Работа на станках требует аккуратности и точности, внимательности и осторожности, согласованности движений рук.

Обработка древесины требует наличия инструментов с разными функциями. Простого ручного оборудования здесь может не хватить. Для детальной проработки изделий из дерева требуется токарный станок, но найти подходящий вариант, который подходил бы по стоимости и размерам, сложно. В итоге многие мастера приходят к выводу, что по дереву для дома проще и надёжнее.

Особенности токарного станка

Сделать домашний токарный станок своими руками легко, если следовать рекомендациям специалистов, которые занимаются этим делом. Такой вариант поможет сэкономить не только деньги, но и много времени, которое уходит на поиски подходящего токарного агрегата. Обычно возникают такие проблемы:

  • Малое количество заводов, которые продают или держат на консервации мини-станки для работы по дереву.
  • Оборудование может пролежать на консервации 10−25 лет, а значит, его состояние оставляет желать лучшего.

Учитывая все проблемы покупки и поиска токарки, остаётся сделать надёжное и долговечное оборудование для домашнего использования. Оно будет точно соответствовать заданным функциям и не уступать заводским моделям по техническим показателям.

Прежде чем приступать к сборке устройства, следует изучить различные чертежи и схемы в зависимости от требований по функциям, а также подготовить все необходимые материалы и инструменты. Нельзя забывать и о технике безопасности, ведь при отсутствии каких-либо защитных элементов значительно повышается опасность получения травм.

Конструктивные детали

В старину красивые вещи из дерева могли делать только мастера своего дела при помощи ручного инструмента, но когда был изобретён современный , и его приспособили для столярных работ, положение дел изменилось. Теперь любой человек, изучивший азы работы на станке, способен, используя точение дерева, создавать почти произведения искусства.

В последние годы деревообработка стала не только производством каких-либо деревянных изделий на предприятиях, но и увлечением многих тысяч любителей выточить поделку из дерева на своём личном токарном станке для деревообработки.

Если делать какую-либо деталь из дерева ручным инструментом, то такое занятие займёт много времени, ту же самую поделку на станке можно сделать гораздо быстрее, и даже качественней. Вручную красивые вещи из дерева может сделать только мастер своего дела, но любой желающий может освоить азы такого ремесла как токарная обработка дерева, и у него будут получаться весьма красивые поделки. Попробуем немного рассказать об этом ремесле.

Устройство и принцип работы токарного станка по дереву

Главное отличие токарного станка по дереву от его собрата, на котором обрабатываются заготовки по металлу, заключается в том, что у него вместо механического устройства для подвода к обрабатываемой детали установлен подручник - приспособление для упора стамесок.

Токарный станок для деревообработки устроен несложно. На станине устройства располагаются передняя и задняя бабки. В передней бабке расположен шпиндель, в него вставляют разные приспособления, с помощью которых крепится левый конец деревянной заготовки. Задняя бабка служит для упора правого конца длинной заготовки. Между левой и правой бабкой устанавливается подручник, который служит для упора инструмента, которым будет обрабатываться заготовка.

Шпиндель приводится в движение электродвигателем. Скорость вращения может регулироваться. Кстати, некоторые токарные работы можно исполнять на фрезерных станках, но об этом рассказ должен быть в отдельной статье.

Заготовка закрепляется в патроне, который установлен на шпинделе. Потом она поджимается задней бабкой. Если устройство подпора задней бабки неподвижное, то его перед установкой заготовки смазывают машинным маслом. Прежде чем начинать устанавливать заготовку, нужно в ней точно вычислить и отметить центр. Его проще всего найти, если воспользоваться угловым центроискателем. Если заготовка будет закреплена не по центру, то при вращении шпинделя это вызовет её «биение», и качественно выточить деталь не удастся.

Выбор материала и его подготовка

Дерево - податливый материал для изготовления самых разных поделок. Тем не менее, нужно учитывать, что не все породы дерева одинаково легко поддаются токарной обработке. Легче всего на токарном станке обрабатываются заготовки из ореха, граба, бука, липы, березы и груши. Хвойные породы, а также дуб и ясень поддаются точению значительно труднее. Подбирая материал для заготовки, следует выбирать такие болванки, на которых нет трещин, выпадающих сучков, просмолок и прочих дефектов.

Следует учесть, что разные породы дерева имеют свою внутреннюю неповторимую красивую текстуру. Зная, какая у каждого из видов деревьев внутренняя текстура, легче подбирать необходимую болванку для изготовления той или иной поделки. Из ореховой древесины можно выточить красивую пудреницу, круглую шкатулку, а из дерева акации получается великолепная солонка. Текстуру дерева нужно учитывать при выточке того или иного изделия.

Прежде чем поставить болванку на токарный станок, нужно как можно больше подогнать её размер под будущее изделие ручным инструментом, например, топором. Толстое полено незачем устанавливать в центры, если предстоит выточить тонкую деталь. Его следует обтесать. Если заготовка в сечении имеет квадратную форму, то углы тоже можно срезать ручным инструментом, придав болванке более округлую форму.

Приспособления для крепления деревянной заготовки

Наиболее часто употребляемое приспособление для крепления болванки - поводковый патрон. Чаще всего для токарных работ по дереву используется два вида таких приспособлений.

Первый вариант такого устройства - патрон с зубцами. Крепится заготовка в таком приспособлении следующим образом: следует просверлить небольшое отверстие в отмеченном центре болванки, вставить в него центральный зуб патрона, конечно, предварительно сняв его (патрон) со шпинделя, после чего следует слегка ударить по хвостовику приспособления, тем самым вгоняя остальные зубцы в древесину.

Таким способом размечается место установки болванки в патрон. Устанавливаем его на шпиндель, после чего устанавливаем заготовку согласно разметке, поджимаем пинолью задней бабки - можно начинать точение дерева.

Второй вариант поводкового крепления деревянной болванки - использование планшайбы. Такое приспособление представляет собой металлический круглый диск. В середине расположено отверстие для надевания и крепления на шпинделе токарного станка.

По всей площади диска в правильном порядке располагаются сквозные отверстия. Через эти отверстия болтами или шурупами (саморезами) заготовка и крепится к планшайбе. Предварительно нужно отметить центр заготовки, а потом её устанавливать. Без использования не обойтись, когда требуется точение дерева торца заготовки, и задней бабкой для упора уже не воспользоваться.

Инструмент для точения дерева

Чаще всего для обработки древесины на станках используются токарные стамески. По сравнению с обычными стамесками токарные имеют более удлинённые ручки, их резцы изготавливаются только из высококачественной инструментальной стали. То есть стамеска состоит из двух частей - ручки и, насаженного на неё, металлического полотна с заточенным под определённым углом или обоюдоострым лезвием.

Для разных задач существуют разные типы стамесок. Новичку в токарных делах для того, чтобы начать работать с деревом, достаточно научиться владеть вот этими двумя стамесками:

  • рейером - у этой стамески полукруглое лезвие, которое изготавливается из толстой пластины, она предназначена для черновой обтачки заготовки;
  • мейселем - этот вид стамесок предназначен для чистовой обработки детали, лезвие заточено наискось, причём с обеих сторон.

Большую часть остальных типов токарных стамесок причисляют к фасонным инструментам. Ими придаётся окончательный вид выточенной детали. К примеру, на выточенной солонке можно вырезать декоративные канавки. Вот некоторые виды таких стамесок:

  • стамеска-крючок - таким резцом можно выточить в торце заготовки углубление;
  • стамеска-гребёнка - с её помощью можно нарезать внутреннюю и внешнюю резьбу или же нанести множество декоративных канавок;
  • стамеска-кольцо - ею можно делать то же самое, что и при помощи крючка.

Видов фасонных резцов существует великое множество. Опытные токари под конкретную задачу придумывают свои резцы, и изготавливают их сами.

Технология работы на токарном станке

Желательно, чтобы рабочее место перед токарным станком было оборудовано для конкретного работника - под его рост. Обрабатываемая деталь должна находиться на уровне локтя. Прежде чем начать работать, токарь должен занять устойчивую и удобную стойку перед станком.

Деревянную заготовку нужно надежно закрепить либо в центрах, либо на планшайбе. Дальше следует подвести подручник поближе к заготовке, провернуть вал с болванкой - она не должна его задевать. Верхняя часть подручника должна располагаться миллиметров на пять ниже оси вращения.

Теперь можно запустить двигатель. Чем более чистовая работа производится, тем больше должна быть скорость вращения шпинделя. Упираем тело полотна стамески в подручник, медленно приближаем резец к вращающейся заготовке. Снимать стружку надо тонким слоем, нельзя позволять резцу глубоко проникать в тело болванки - это небезопасно. Одной рукой держат полотно стамески, а другой - её рукоять. Желательно плотно прижимать локоть к телу, таким манером создается более сильный и неподвижный упор.

Соблюдение правил безопасности при работе на токарном станке - обязательное условие

Не освоив правила безопасности работы на станке, не стоит и подходить к нему, иначе работник может здоровье потерять, а не получить удовольствие от классно изготовленной детали. Основные требования безопасности при проведении токарных работ по дереву изложены ниже:

  • токарь должен быть одет в спецодежду, которая должна быть плотно застёгнута на все пуговицы;
  • волосы должны быть убраны в головной убор;
  • обязательно надевание защитных очков и опускание защитного экрана;
  • ручки стамесок не должны иметь трещины;
  • заготовка должна быть надёжно закреплена в патроне;
  • заготовка не должна иметь повреждений;
  • станок должен быть заземлен;
  • все настроечные манипуляции (замер размера, пододвигание подручника к детали и т. д.) должны выполняться при выключенном станке.

Существуют и другие пункты требований по безопасности, которые могут быть изложены либо в производственной инструкции, либо в документации завода-изготовителя токарного станка.

ТЕМА: Устройство токарного станка по обработке древесины.

ЦЕЛЬ: Закрепление знания правил техники безопасности при выполнении работ в

столярной мастерской. Ознакомление учащихся с устройством токарного

станка по обработке древесины.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Правила безопасной работы в столярной мастерской.

2. Составные части машин.

3. Устройство токарного станка по обработке древесины. 4. Пр.р «Изучение

устройства токарного станка по обработке древесины».

ОБОРУДОВАНИЕ: Инструкции по технике безопасности, учебники, плакат, токарные

стамески, токарный станок СТД – 120 М.

МЕТОД: Беседа; рассказ; инструктаж; практическая работа..

МЕСТО: Столярная мастерская.

ВРЕМЯ: 2*40.

М.С. Природоведение, математика.

Р.К.Деревообрабатывающие предприятия г.Георгиевска.

Ход занятия.

В.Ч. Организационный момент.

Повторение: - что такое технология;

Задачи раздела.

О.Ч. 1. Правила техники безопасности при выполнении практических работ в столярной мастерской (согласно инструкций № 27, 22 по технике безопасности).

2. Составные части машин.

Основные части технологической машины: двигатель, кнопочная станция, механизм передачи, исполнительный механизм – рабочий орган (шпиндель).

Механизмы передачи движения: зубчатый (цилиндрический, конический), ременный (с плоским ремнем, с клиновидным ремнем), реечный, цепной, фрикционный.

Стойка – неподвижное звено механизма или машины.

Ведущее – одно из звеньев, которое передает движение другому. Ведомое – звено, которое получает движение от ведущего звена.

Передаточное отношение i отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена или диаметра ведомого звена к диаметру ведущего звена

i = n 1 /n 2 = D 2 /D 1,

где n 1 – частота вращения ведущего колеса (оборотов в минуту, т.е. мин -1); n 2 – частота вращения ведомого колеса (оборотов в минуту); D 1 – диаметр ведущего колеса, D 2 – диаметр ведомого колеса (мм).

3. Устройство токарного станка по обработке древесины.

Токарные станки предназначены для изготовления (точения) деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.

Основные части станка: 1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ременной передачи; 5 – кнопочная станция; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

Шпиндельные приспособления для крепления заготовок при точении: патрон, планшайба, трезубец.

Инструменты, применяемые для точения древесины – стамески:

Желобчатые полукруглые выпуклые и вогнутые применяют для черновой обработки древесины;

Косые применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов.

4. Практическая работа «Изучение устройства токарного станка по обработке древесины».

З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.

В разделе Элементы машиноведения изучается устройство и принцип действия токарновинторезного станка представителей огромного семейства машин предназначенных для обработки материалов дается представление о широко применяемых в технике типовых деталях и механизмах. Овладеть техническими знаниями и умениями глубже понять материал осознать его значение для практической деятельности людей поможет правильная работа с учебным пособием. Это поможет вам глубже понять материал выделить в нем самое главное и осознать значение технических...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


У.О. Пинский государственный

Курсовой проект

по предмету:

«Организация и методика трудового обучения»

Пинск 2007 г.

У.О. Пинский государственный

индустриально – педагогический колледж

Пояснительная записка

Тема:

«Устройство токарного станка

по обработке древесины»

Изм

Лист

№ докум

Подп

Дата

Методика трудового обучения

Лит

Масса

Масшт

Выполнил

Муравейко

Проверил

Разумец

Лист

Листов

Введение

В VII — VIII классах завершается изучение предмета «Технический труд», совершенствуются умения и углубляются знания, полученные в IV — VI классах.

При изучении раздела «Обработка древесины» расширяются графические знания, дается представление о способах определения влажности и сушке древесины, о процессе резания, об основных методах обработки древесины резанием. Вы научитесь затачивать деревообрабатывающие инструменты, изучите устройство ручных электрифицированных инструментов и приемы работы ими, на токарном станке будете изготовлять изделия с наружными и внутренними коническими и фасонными поверхностями.

В разделе «Элементы машиноведения» изучается устройство и принцип действия токарно-винторезного станка — представителей огромного семейства машин, предназначенных для обработки материалов, дается представление о широко применяемых в технике типовых деталях и механизмах. Вы познакомитесь с органами управления станков и технологическими приспособлениями, которые используются при станочной обработке материалов.

В разделе «Электротехнические работы» вы познакомитесь с устройством электромагнитов, широко используемых в автоматических устройствах, и будете изготовлять некоторые из них. Большинство современных машин невозможно представить без электродвигателей — очень выгодных источников движения. Поэтому рассматривается их устройство и принцип действия, изучается аппаратура управления электродвигателями, способы включения их в сеть, технический осмотр и ремонт.

В школьных мастерских вы будете изготовлять изделия по заказам промышленных предприятий, а из учебного пособия узнаете, как организуется труд рабочих, по каким показателям оценивается качество продукции, что такое производительность труда и как ее повысить, что такое хозрасчет и рентабельность, познакомитесь с управлением современным предприятием и организацией социалистического соревнования.

Овладеть техническими знаниями и умениями, глубже понять материал, осознать его значение для практической деятельности людей поможет правильная работа с учебным пособием.

Изучив новый материал, постарайтесь ответить на все вопросы и выполнить все задания, помещенные в конце параграфов и разделов. Это поможет вам глубже понять материал, выделить в нем самое главное и осознать значение технических знаний для практической деятельности людей.

В науке и технике для обозначения различных явлений, устройств, понятий применяются специальные слова и словосочетания— термины, например рубка металла, фрезерный станок, качество продукции и т. п. Для удобства запоминания все новые термины напечатаны в учебном пособии курсивом. Если при чтении нового материала вы встретите термин, значение которого забыли, обратитесь к «Указателю терминов». В нем возле каждого термина указана страница, где дается его пояснение. Обращайте внимание на проставленные ударения. Разъяснение основных технических понятий, которые изучаются на уроках труда, дано в «Словаре технических терминов».

После большинства параграфов в рубрике «Это интересно» сообщаются сведения из истории техники, дается информация о ее новостях, объясняется происхождение терминов, рассказывается о выдающихся деятелях техники.

Вы вступаете в ту пору жизни, когда необходимо всерьез задуматься о выборе своего жизненного пути. В Конституции СССР записано: «Граждане СССР имеют право на труд... включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». Чтобы с полной ответственностью осуществить это великое право, надо прежде всего ознакомиться с миром профессий и специальностей.

В учебнике приведены краткие сведения о многих технических профессиях и специальностях, таких, как столяр, станочник, отделочник, слесарь, токарь, фрезеровщик, термист, наладчик, слесарь механосборочных работ, электромонтер, электрослесарь и др. Занятия в школьных мастерских помогу! нам проверить наличие у себя тех или иных качеств и развить многие из них.

При работе в школьной мастерской необходимо соблюдать следующие правила внутреннего распорядка, организации рабочего места, культуры и безопасности труда.

На занятия приносить спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, ручку и чертежные принадлежности.

Входить в мастерскую, начинать и заканчивать работу, а также оставлять свое рабочее место только с разрешения учителя.

Не нажимать кнопки и не вращать рукоятки станков без разрешения учителя.

В начале урока проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов.

Во время выполнения трудового задания постоянно осуществлять самоконтроль.

Строго соблюдать установленные для каждого вида работы специальные правила безопасности труда.

При получении травмы немедленно обратиться за помощью к учителю.

По окончании работы очистить инструменты, убрать рабочее место, снять спецодежду, почистить ее, вымыть руки, привести себя в порядок,

Приобретенные знания и умения надо постоянно совершенствовать. Оборудуйте у себя дома рабочий уголок для изготовления полезных вещей и выполнения несложных ремонтных работ.

Календарно – тематический план

№ п\п

Название темы

Колич часов

Тип урака

Обеспечение

Примечание

Заготовка древесины

Строение древесины

Получение и применение пиломатериалов

Получение и применение листовых древесных материалов

Чертеж детали призматической формы

Конструирование изделий

Моделирование изделий

Разметка заготовки призматической формы

Строгание

Изготовление детали цилиндрической формы ручным инструментом

Отделка изделий маслеными красками

Механизмы передачи и преобразования движения

Машины и ее основные части

Изготовление деталей на токарном станке

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Охрана природы

Излож. нов. матер.

Комбинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Излож. нов. матер.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Комдинир.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Стан. СТД-120

Плакат. Учеб.

Плакат. Учеб.

Учебник

Практическая работа

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Характеристика темы урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» изучается в 6 классе. Она относится к разделу «Обработка древесины» на изучение этой темы по программе отводится два часа. Выбран комбинированный тип урока. Методы объяснения нового материала – рассказ – объяснение, показ трудового процесса. Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины», предусматривает практическую часть, самостоятельную работу учащихся, которая включает в себя изготовление ручки напильника по предложенной инструкционно – технологической карте. Урок по данной теме проводится в столярной мастерской, с применением токарно станка СТД–120.

При изучении данной темы учащиеся приобретают новые знания и закрепляют их в практической части.

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины» является для учащихся новой темой и поэтому в некоторой степени она может быть сложной для усвоения. При хорошем изложении этой темы учителем у учащихся не должно быть проблем при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков.

Главной задачей темы является: научить, и закрепить знания по устройству токарного станка по обработке древесины.

Для проведения урока учитель ставит три основные задачи:

  1. Обучающая – обучить учащихся устройству токарного станка по обработке древесины»

Требования предъявляемые к организации рабочего места учителя и учащихся

Рабочее место учителя занимает особое место в мастерской. Оно позволяет хорошо и доступно объяснить тему, наблюдать за работой учащихся, предотвращать ту или иную чрезвычайную ситуацию при работе учеников за станками.

Рабочее место учителя включает в себя:

  • Письменный стол
  • Стол – верстак для выполнения необходимых операций при объяснении вводного инструктажа
  • Школьная доска с креплениями для плакатов
  • Кнопочная станция для отключения имеющихся станков
  • Рубильник для полного отключения из сети всех станков
  • Шкафы с кнопками для хранения инструментов

Для проведения урока по теме: «Устройство токарного станка по обработке древесины» нужно подготовить станок СТД – 120, необходимые плакаты и необходимый инструмент. Чтобы тема хорошо усваивалась учащимися рабочее место учителя должно быть убрано. На рабочем месте должно находиться только то, что необходимо для объяснения новой темы. Показывать, как правильно выполняется та или иная операция с соблюдением правил техники безопасности.

Выполняя каждое из этих условий, учитель подает хороший пример для учащихся, что положительно отразится при выполнении самостоятельной работы, будет способствовать воспитанию, у учащихся аккуратности, порядка в выполнении работы.

Рабочее место у учащихся в столярной мастерской включает наличие индивидуального рабочего места – столярного верстака, оснащенного тисками, сидениями, футляром для хранения инструмента, летком.

Методические требования предъявляемые к организации рабочего места учащихся.

  • На верстаке находится только то, что необходимо для выполнения задания
  • Порядок и чистота на рабочем месте, ускоряет работу учащихся
  • То, что берется левой рукой должно находится слева, и на оборот
  • Часто используемые инструменты кладутся ближе, реже применяемые дальше.
  • Режущие инструменты кладутся на специальные подставки
  • Измерительный инструмент должен, находится в футляре
  • После работы тиски, верстак, очищаются и смазываются
  • В ящиках для инструментов, все инструменты должны храниться в гнездах

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к занятиям по очередной теме начинается с просмотра календарно – тематического плана.

Анализ работы передовых учителей показывает, что строя систему урока по той или иной теме необходимо руководствоваться следующим:

  • Местом темы в учебном предмете и кругом знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся
  • Связью теории с практикой
  • Значением материала темы для развития познавательных возможностей учащихся
  • Готовностью учащихся к усвоению новой темы
  • Логическим изложением материала
  • Возможностью творческой работы учащихся
  • Ожиданием результата изучения темы
  • Связью уроков с внеклассной работой учащихся

В подготовке учителя к уроку можно выделить мероприятия организованного и методического характера, а также мероприятия по повышению квалификации.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен:

  • Выбрать тип урока, который указан в календарно – тематическом плане
  • Изучить новую методическую литературу
  • Определить цели и задачи урока
  • Проанализировать знания учащихся по предыдущей теме
  • Определить способы проверки знаний, умений и навыков
  • Определить методы и приемы проведения предстоящего урока
  • Составить план урока, конспект вводного инструктажа, технологическую карту на изготовление изделия
  • Подбор наглядных пособий
  • Подготовка материально – технического оснащения, проверка инструмента
  • Определить систему упражнений, практических заданий

Вполне понятно, что знания учителя должны быть более обширными чем это требуется от учащихся. Учитель должен быть готовым к ответу на вопросы учащихся выходящие за рамки учебной программы. Необходимо прочно владеть соответствующими профессиональными навыками.

По этому источником для личной подготовки учителя технического труда к уроку служат книги по слесарному и столярному и электромонтажному делу, рассчитанные на мастеров производства.

Методическая подготовка учителя к уроку начинается с работы над учебной литературой. Учитель просматривает пособия для учащихся чтобы учесть этот материал при изложении новых сведений.

Такая ориентация необходима по двум причинам:

  1. В пособии изложен минимум материала, достаточный для выполнения учебной программы
  2. В пособии учебный материал излагается на уровне соответствующий общему развитию учащихся и их знаниям по основам наук, что поможет учителю подготовиться к доступному для учащихся изложению материала.

План урока

Тема: «Устройство токарного станка по обработке древесины»

Цель: Обучающая – обучить учащихся устройство токарного станка по обработке древесины»

Воспитательная – воспитать стремление соблюдать правила безопасного ведения работы на токарном станке по обработке древесины

Развивающая – развивать технологическое мышление

Материально – техническое оснащение: Токарно – винторезный станок

СТД – 120, наглядные пособия, учебник.

Методы: рассказ – объяснение, показ трудового процесса.

Время: 90 мин

Ход урока

I . Организационная часть: 3 – 5 мин.

1. Проверка наличия учащихся

2. Проверка внешнего вида

II . Вводный инструктаж. 15 мин

1. Сообщение темы, цели урока

2. Проверка знаний и умений по предыдущей теме.

а) Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?

б) Назовите основные правила заточки инструмента?

в) Как проверить правильность заточки инструмента?

3. Объяснение нового материала.

А) Общие сведения об элементах машиноведения.

Б) Назначение, принцип действия и общее устройство

токарного – винторезного станка.

4. Закрепление материала вводного инструктажа.

а) Почему токарные станки относятся к технологическим машинам?

Б) Назовите основные части токарного станка?

В) Как передается главное движение и движение подачи?

5. Выдача заданий и распределение по местам.

«Изготовление ручки напильника»

III . Самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж. 65 – 70 мин

1. Упражнения учащихся

2. Целевые обходы учителя:

А) Наблюдение

Б) Проверка правильности выполнения задания

В) Исправление ошибок

Г) Накопление материала для опроса, оценки

IV . Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока

А) Оценка за выполнение задания

Б) Демонстрация лучших работ

В) Анализ ошибок

2. Уборка рабочего места и учебного кабинета.

3. Выдача домашнего задания

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Конспект вводного инструктажа

п/п

Обеспече-ние урока

Примеча-ние

Общие сведе-ния об элеме-нтах машинове-дения.

Назначение, принцип дейст -вия и общее устройство токарно – вин -торезного станка

В технике широко используются детали, представляющие собой тела вращения: валы, оси, штифты, шкивы, рукоятки и т. п. Чаще всего их изготовляют на специальных технологических машинах — токарных станках.

В настоящее время для школьных мастерских выпус-кают станок модели СТД-120. Как и промышленные станки, он состоит из следующих основных частей: передней бабки, задней бабки, электродвигателя, шпин-деля, подручника, кнопочной станции и др.

Передняя бабка предназначена для крепления заготовки и сообщения ей вращательного движения. В передней бабке расположены шпиндель.

Задняя бабка предназна-чена для поддержания конца длинных заготовок с помощью центра.

Электродвигатель предназначен для привода в движение, вращающее движение двигателя передается по средствам ременной передачи.

Кнопочная станция предназначена для управления станком.

Подручник служит для поддержания резца. Подручник должен закрепляться не более

3-5мм от заготовки.

Все основные части станка смонтированы на станине. Она представляет собой массивное чугунное основание, имеющее на верхней части направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка.

Покоится станина на двух тумбах. В правой размещено электрооборудование станка, а в левой – Электродвигатель.

На современных станках можно выполнять любые, самые сложные токарные работы. Ме-ханизируются такие виды работ, как закрепление заготовки, инст-румента, перемещение задней бабки и др.

Все в больших количествах выпускаются станки-автоматы, самостоятельно выполняющие все операции по заданной программе (подача и закре-пление заготовки, зажим инстру-мента, его смена, переключение частот вращения шпинделя, подач, точение детали, отрезание и т. п.)

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Наглядные пособия

Станок

СТД – 120

Учебник

За интере-совать

учащихся

Объяснять новый материал как можно доступнее

Разработал: учитель Т\О

Муравейко Сергей Михайлович

Подпись:

Инструкционно – технологическая карта по изготовлению ручки напильника

Разработал учитель Т/О

Муравейко С.М.

Документы письменного инструктирования

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома ___________ Директор школы _____________

« » _____________ 200__г.

Инструкция №

по технике безопасности для учащихся при работе на токарном станке по дереву

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.

До начала работы

1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку).

2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверьте надежность Крепления защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Уберите со станка все посторонние предметы, инструменты разложите на установленные места.

5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтешите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.

6. Установите подручник с зазором 2—3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.

9. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.

4. Во избежание травм во время работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к станку;

б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) не отходите от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Остановите станок.

2. Уложите на свои места инструменты.

3. Удалите со станка стружку при помощи щетки.

4. Сдайте станок учителю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________

Учитель трудового обучения ___________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

« » ____________________ 200___года

Организация и методика проведения урока

Учитель здоровается с учащимися, отмечает отсутствующих и проверяет внешний вид с точки зрения техники безопасности; организационная часть длится 3 – 5 мин.

  • Ознакомление с темой и целью урока
  • Восстановление в памяти учащихся знаний и умений, полученных ранее. Целесообразно провести опрос учащихся по предыдущему материалу, для того чтобы узнать насколько хорошо они его усвоили
  • Сообщение учащимся необходимые теоретические сведения по теме программы
  • Объяснение и показ приемов и способов по выполнению учебного материала
  • Объяснение способов контроля правильности выполнения приемов и проверки качества работы.
  • Ознакомление с чертежами и инструкционными картами.
  • Проверка усвоения полученных знаний способов пробного выполнения учеником показанных приемов
  • Повторение правил техники безопасности
  • Выдача заданий учащимся и расстановка их по рабочим местам

В планировании этой части урока отражается методическая зрелость учителя, приобретает особое значение его прошлый опыт. Чрезвычайно важно продумать форму, в какой будут преподнесены новые знания, выделить самое главное в предстоящем изложении, отметить те места, где полезно будет поставить вопрос перед учащимся, тщательно сформировать его содержание и т.д. Не менее важно и начало урока, которое нередко принимает шаблонную форму, а ведь иногда полезно начать урок с вопроса к учащимся, с постановкой проблемы. Порой найти такое начало бывает непросто, поиски наиболее интересного подхода к теме потребуют усилий, но результат этого труда вознаградит учителя.

Продумывая вопросы к учащимся, постановка которых обеспечивает постоянный контакт со слушателями, мобилизуя их внимание, учитель, может внести изменения не только в саму тему урока, но и в его содержание. Нельзя заранее предусмотреть содержание всех вопросов, которые будут поставлены перед учащимся, потому что иногда ответы на них могут изменить и сам характер вопросов. Однако важно заранее отметить те моменты, когда учитель будет добиваться ответной реакции учеников.

Руководство работой учащихся необходимо планировать системой целевых обходов:

  1. Проверка организации рабочих мест
  2. Проверка правильности закрепления заготовки
  3. Проверка правильности выполнения приемов
  4. Проверка выполнения, соблюдения техники безопасности
  5. Проверка знаний и умений учащихся
  6. Прием выполненных работ
  7. Проверка рабочих мест
  8. Проверка исправности инструментов и оборудования

по проведению текущего инструктажа

  • Не вмешиваться в работу учащихся без необходимости
  • Помощь учителя трудового обучения должна быть своевременной
  • Не следует сразу давать учащимся готовые указания, как исправить ошибку, нужно добиться, чтобы он сам понял и осознал ее, нашел способ устранения и предупреждения ее
  • Нужно практиковать проведение индивидуальных показов и приемов работы на рабочих местах учащихся
  • Не доделывать работу за учащимися, это приучает их к безответственному отношению к порученному делу
  • Нужно правильно чередовать работу с отдыхом, так как за частую ошибки являются результатом их усталости
  • С первых дней обучения необходимо со всей строгостью требовать от учащихся правильной и качественной уборки и организации своего рабочего места, приучать к соблюдению чистоты в мастерской
  • Привить учащимся любовь и бережливое отношение к инструменту

Этот раздел может быть весьма разнообразным. Это могут быть итоговые вопросы, обращенные к учащимся на данную тему, может быть краткая запись важнейших выводов в рабочих тетрадях. При выполнении подобных работ и закрепляющих упражнений их полезность должна оцениваться не временем, затраченным на их выполнение, а необходимостью мобилизовать те новые сведения, которые получили учащиеся.

Во время заключительного инструктажа учитель трудового обучения подводит итоги урока, выделяет лучшие работы, ставит в пример тех учащихся, чьи работы были выполнены наиболее качественно, с соблюдением всех норм и требований, отмечает недостатки и указывает на ошибки, полученные при работе другими учащимися.

После этого учитель трудового обучения выставляет оценки. Заканчивает заключительный инструктаж выдачей заданий на дом, разъяснением его выполнения

Литература

  1. «Учебник «Технический труд» Минск Народная асвета 1986г.
  2. «Занятия по трудовому обучению» Москва Просвещение
  3. Методика трудового обучения» Д.А. Тхоржевский 1981г.
  4. «Технический справочник учителя труда» Москва Просвещение 1966г.
  5. «Основы трудового обучения» А.И. Качегов 1989г.
  6. «Методика практических занятий в мастерских» Москва Просвещение 1966г.
  7. Учебник «Технический труд» 1989г.
  8. Журнал «Школа и производство»

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11571. Сохранность древесины в производственном потоке 643.38 KB
По своему технологическому содержанию процессы сушки и защиты древесины имеют целью осуществлять коренные изменения качества древесных материалов путем облагораживания древесины с превращением её из сырья в высококачественный строительный поделочный и музыкальный материал. Необходимо осуществлять процесс сушки древесины на более высоком техническом уровне одновременно придавая ей и защитные свойства. Вторая ещё более важная задача состоит в повышении конечных качественных показателей проведения процессов сушки и защиты...
12023. Защита от высокотемпературной коррозии железоуглеродистых сплавов при их термической обработке 18.08 KB
Металлоорганический комплекс алюминия помещается вместе с обрабатываемыми деталями в печь в виде порошка и при температуре 180200С возгоняется переходя в газовую фазу и заполняет объем печи. При температуре выше 400С происходит пиролитическое разложение комплекса. Образующаяся при распаде комплекса твердая фаза в виде технологического неконструкционного наноструктурированного покрытия осаждается на нагретую поверхность деталей и нагревателей осуществляя их защиту от высокотемпературной коррозии обезуглероживания и потери легирующих...
5116. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ГРУППЫ СУДОВ И ПОДГОТОВКА К ОБРАБОТКЕ ИХ В ПОРТУ 3.59 MB
Имеется 3 пирса 5 причалов которые хорошо оборудованы подъездными путями и специализированными складами. На территории порта расположены склады. Причалы порта имеют хорошую механизацию большие складские площади. На западной стороне расположены склады жидкого топлива и лесоматериалов.
20885. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГИДРОПРИВОДА ПЛОСКОШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА С ЧПУ 2.1 MB
В курсовой работе: была выбрана и обоснована гидравлическая схема; составлена циклограмма работ и определены необходимые расходы и давления в основных элементах гидропривода; были рассчитаны и выбраны гидроаппараты гидролинии и трубы; построена линия манометрического давления в гидросистеме вдоль основного потока жидкости; определены рабочие режимы гидромашин...
3367. Разработка кинематической структуры фрезерного станка 7.11 MB
Станки металлорежущие машины для изготовления частей других машин в основном путем снятия с заготовки стружки режущим инструментом. Многое из того, что производится в результате человеческой деятельности в настоящее время, делается на металлорежущих станках или с помощью машин
18808. Технология ремонта токарно-винторезного станка 1к62 702.32 KB
Высокая точность работ даже при скоростных режимах резания и обработке массивных заготовок с применением ударных нагрузок достигается благодаря особому креплению шпинделя станка на специальных подшипниках. Поэтому токарный станок по металлу 1К62 используют для обработки деталей из закаленной стали и твердых сплавов которая осуществляется при тяжелых режимах резания. Основные достоинства предлагаемой серии станков - высокая мощность главного привода большая жесткость и прочность всех звеньев кинематической цепи надежность и...
10036. Ремонт фрикционного вала токарно-винторезного станка модели 1К62 345.08 KB
Цель работы – изготовить демонстрационный стенд по теме «Ремонт Фрикционного вала токарно-винторезного станка модели 1К62» по специальности «Монтаж и технологическая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» который будет использоваться в учебном процессе.
5168. Оценка надежности токарно-винторезного станка марки 1К62 ЗАО «Авиакомпания «Ангара» 427.86 KB
Основные факторы, определившие главное направление в развитии науки надежности: увеличивающаяся сложность технических устройств; возрастающая ответственность функций, которые выполняют технические устройства; повышение требований к качеству изделий и условиям их работы
1585. Подключение к сети и наладка схемы управления управления радиально-сверлильного станка вновь смонтированного в основном РМЦ 2.02 MB
Обоснование выбора защитного аппарата предохранитель автомат и питающего кабеля. Описание трассы прокладки питающего кабеля. Меры безопасности при выполнении монтажа разделки испытаний и подключения питающего кабеля.
4313. Федеративное устройство РФ 16.44 KB
Федеративное устройство характеризует состав государства правовое положение составных частей субъектов Федерации их взаимоотношения с государством в целом. Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения в том числе и существенные. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке вопреки Конституции...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»