В чем заключается смысл названия уроки французского. Сочинения по русскому языку и литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его , мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? уже в твоих закладках.
> Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?
Дополнительные сочинения по данной теме

    Название рассказа "Уроки французского" как будто бы дает ответ на вопрос - Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так - она научила его состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Герой Распутина, одиннадцатилетний мальчик, учился в райцентре, вдалеке от родного села, от матери. Однажды он получил посылку. В ней были макароны, а под ними - несколько больших кусков сахара и две плитки гематогена. Такую
    В рассказе "Уроки французского" писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика - способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И
    Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. В рассказе
    Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой. Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги.
    Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как "деревенский" писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни. Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе "Уроки французского" Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать
    Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Г. Распутина В рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из Сибири. Случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни. Герой рассказа жил в трудное послевоенное время. Он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. Мама отправила мальчика в райцентр. На новом месте он продолжает старательно учиться. Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому. Однако, когда
    Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у

Произведения автора - это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история - подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы - Лидия Михайловна - отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна - молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма - вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги - поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

Как вы объясняете название рассказа?

Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного ге­роя к себе домой на дополнительные заня­тия французским языком, много разгова­ривала и пыталась угостить ужином. Уро­ки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только по­могли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически ав­тор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманнос­ти, цель которых - как-то помочь мальчи­ку, отогреть его душевно.

Кратко расскажите о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.

В рассказе описываются автобиогра­фические события 1948 года.

Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолже­ния учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему про­дуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голод­ные дети.

Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предва­рительные сведения о жизни и учебе под­ростка составляют экспозицию рассказа.

Мальчик любил игры, которые разви­вали ловкость, точные движения. В рай­центре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших под­ростков, в совершенстве овладевает их иг­рой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководи­тель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то по­мочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для до­полнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт. Дополнительные уроки не только по­могают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно зани­маться, почитать дальние тексты в учеб­нике, заглянуть в словарик.

Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые не­возможно купить в деревне, Лидия Ми­хайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, ко­торая при всей ее «непедагогичности» ста­новится орудием доброты. Мальчик чест­но выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от мало­кровия молоко. Игра также сближает под­ростка и его учительницу.

Эпизоды игры - кульминационные мо­менты рассказа. Развязка наступает нео­жиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андре­евич, педагог и школьный администра­тор, пораженный шумом в квартире Ли­дии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, - задыхаясь, произнес он. - Это преступление. Растление. Сов­ращение. И еще, еще… Я двадцать лет ра­ботаю в школе, видывал всякое, но та­кое… - И воздел руки над головой». Ли­дия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее ни­когда не видел.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»