Заветы наших предков. Как нужно жить в гармонии с природой

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка - это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, - мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели - в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

В последнее время все больше людей начинает понимать, что надо учиться жить в гармонии с природой, подчиняться законам экологии - науки о нашем общем доме. Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель, дав ему определение как науке об отношении всего живого к окружающей среде. На греческом языке «oikos» - жилище, дом, местопребывание, а «logos» - слово, учение.

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой - «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров - дело рук человека.

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь - лес заживет своей обычной жизнью.

Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать - например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы все... на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля».

Заветы наших предков. Как нужно жить в гармонии с природой.

Человек - должен жить в гармонии с природой. И это не только мое личное мнение. Представляю Вашему вниманию заповеди старца Андрея Ворона, дожившего до 104-летнего возраста...

1. Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему - траве, дереву, птицам, животным, Земле, Небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным Сердцем - и откроются Тебе такие знания, которые не найдешь в книгах. И увидишь в них себя - укрощенного и обновленного.

2. Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на Земле. Давай телу Землю, пока она сама не позвала его.

3. Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли.

4. Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба не вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и соленой воды. Первая разъесть печень, вторая замурует сосуды.

5. Ежедневно на Твоем столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены Солнцем. На первом месте - свекла, нет на Земле лучшей пищи. Затем - репа, фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы.

6. Мясо, лучше не есть. Есть чужую боль - на себя ее перенимать. Да и не хищники мы.

7. Плохая еда - колбаса, жареный картофель, печенье, сладости, консервы, маринады. Моя еда - это крупы, фасоль, зелень. Хищник наелся мяса - едва ползет, ленивый. А конь от овса весь день воз тянет. Саранча питается травой от того силы имеет летать.

8. Есть лучше по горстке, но часто. Чтобы меньше есть, пью много воды и компотов, ем грубую пищу и сырые овощи. С вечера четверга до вечера пятницы ничего не ем, только пью воду.

9. Ярило - Солнце всходит и заходит - для Тебя. Работа спорится после восхода Солнца. Привыкнешь к этому и будешь крепок телом и здоровый Духом. А мозг лучше отдыхает и светлеет в вечернем сне. Так поступают монахи и Воины. И имеют силу служить.

10. Хорошо среди дня вздремнуть полчаса навзничь, чтобы кровь освежила голову и лицо. Плохо спать после еды, потому что тогда кровь становится густая и жир оседает на сосудах.

11. Меньше сиди, но спи вдоволь.

12. Старайся больше быть под открытым небом. Приучи себя Жить в прохладном помещении. Достаточно, чтобы ноги и руки были в тепле, зато голова - в прохладе. Тело чахнет и стареет от тепла. В Уссурийских лесах я знал старого китайца, который всегда ходил в ватной одежде, зато в хижине почти никогда не топил.

13. Слабое, мерзлявое тело укрепляй травами. Горстку трав, ягод, листьев, веток смородины, малины, земляники запаривай кипятком и пей целый день. Зимой от этого большую пользу получишь.

14. Не забывай об орехах. Орех похож на мозг Наш. В нем сила для мозга. Хорошо ежедневно употреблять чайную ложку орехового масла.

15. С людьми будь добр и внимателен. У каждого из них, даже пустого, можно чему ни будь научиться. Не делай из людей себе ни врагов, ни друзей. И тогда не получишь от них хлопот.

16. То, что Тебе предназначено, будет дано. Только научись смиренно ждать. То, что Тебе не надлежит иметь, и ждать не следует. Пусть Душа будет легкой.

17. Не верь в предрассудки, звездочётам, не прибегай к ворожбе. Держи Душу и сердце в чистоте.

18. Когда на Душе плохо, надо много ходить. Лучше полем, лесом, над водой. Вода понесет Твою грусть. Но помни: лучшее лекарство для тела и Души - пост, приРОДа отдых - отключить мысли.

19. Больше двигайся. Камень который катится, мхом НЕ обрастает! Хлопоты Нас держат на Земле. Не уклоняйся от них, но и не дай им над собой господствовать. Никогда не бойся начинать изучать новое дело - обновишься сам.

20. Я никогда не был на курорте, ни воскресенье не пролежал. Мой отдых - это смена занятий. Нервы отдыхают, когда трудятся руки. Тело набирается сил, когда работает голова.

21. Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого.

22. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает!

23. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым.

24. Не переедай! Голодный зверь хитрее и проворнее сытого Человека. С горстью фиников римские легионеры бежали в полной амуниции 20 километров, врезались во вражеские ряды и сражались полдня без передышки… А от пресыщение и разврата патрициев римская империя пала.

25. После ужина я еще полчаса прогуливаюсь по саду.

26. Когда принимаешь пищу, не запивай её. Не пей ни до, ни после еды.

27. Чтобы не ходить с ребенком по больницам и аптекам, отдай его в руки Природы. С малых лет научи ступать по Земле босиком.

Это сильнейшая закалка. Обгорел ребенок на Солнце - это пойдет на пользу, укусила оса или муравей - тоже хорошо, ужалился крапивой, искупался в прохладной воде, поцарапался колючкой, съел падалицу в саду - значит, закалился от недугов, стал крепче телом, сильнее Духом.

28. Когда режешь овощи ножом, они частично теряют земную силу. Лучше их есть целыми. Лук вдвое полезнее, если его раздавить руками или деревянной дощечкой.

29. Не обязательно пить магазинный чай., собирайте ИВАН-ЧАЙ.

Для меня лучшая заварка - из молодых веточек груши,. Такой чай очень ароматный и лечебный. Выводит соли и лишнюю воду, снимает боли и воспаление суставов. А кофе, сладкие напитки, подтачивают Сердце.

30. Если Ты устал, появилась слабость, болезненность, просто дайте организму отдохнуть. Пусть проще станет Твоё питания. Для этого нужно есть какое-то одно блюдо в течение дня. На следующий день - другое блюдо. И так хотя бы неделю - другую.

31. Хочешь долго оставаться молодым и долго Жить? Раз в неделю устраивай себе орехово - яблочный день. Утром приготовь 8 яблок и 8 орехов. Примерно каждые 2 часа съедай по одному яблоку и ореху. Чтобы в течение дня желудок был занят.

32. Когда почувствуешь, что организм быстро устает, что Тебя всё раздражает, работа, как говорится, из рук валится - это значит: надо принимать морковь два - три раза в день. Так восстановишь силы.

33. Горячие блюда готовлю только на 1-2 раза. Пища должна быть свежей.

34. Чтобы не было простуды, не мойся горячей водой, ешь каждый день орехи и чеснок, ходи босиком по насыпанной на полу кукурузе и много спи.

35. Когда приходит сезон ягод, можешь отказывать себе в любой еде, только не в ягодах. Ежедневно съедай хотя бы чашку. Если звезды - это глаза неба, ягоды - это глаза Земли!

Нет среди них главных и не главных. Каждая насытит Тебя силой и здоровьем - от черешни до арбуза.

36. Лелей в себе внутреннее чувство радости и очарования Жизнью.

37. Находи время для молчания, для успокоения, для душевной беседы с собой.

38. Что хорошо, а что плохо - пусть подсказывает Тебе Сердце, а не Человеческая молва.

39. Не переживай о том, кто что думает и говорит о Тебе. Будь сам себе судьей в чистоте и достоинстве.

40. Не сердись на людей. Не суди их. Каждый прощеный Тобой Человек добавит Тебе любви к самому себе.

41. Если Твоё Сердце переполнено любовью, в нем нет места страху.

42. Бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

43. Никогда не бей Детей и не кричи на них. Иначе из них вырастут рабы.

44. Не спорь. У каждого своя правда и своя обида.

45. Не поучай людей, как им Жить, что делать. Я никогда не поучаю, только советую, когда просят совета.

46. Не считай себя самым умным и самым порядочным, лучше чем другие.

47. Не старайся быть примером другим. Ищи пример поблизости.

48. Целебная сила - здоровый сон. Но его ежедневно нужно заработать какой - то работой, усилиями.

Семья, дом и работа всегда были и остаются для человека на первом месте. Однако Паустовский в повести «Мещерская сторона» поднимает не менее важную тему, это – гармония человека с природой и окружающим миром.

Паустовский создает целую серию очерков, и в каждом из них прописывает самые значительные на его взгляд моменты «ознакомления» с Мещерским краем. Эта земля навеки станет для него родной и будет еще долгое время музой в творчестве писателя. Ведь именно здесь он обрел ту самую гармонию с природой.

Автор рассказывает о том, чтобы понять природу и начать ее чувствовать нужно всего пару дней. За это время окружающий мир и человек – привыкают друг к другу, находят точки «соприкосновения». Еще недавний и простой «потребитель», становится – наблюдателем. Потом,он начинает переосмысливать свое поведение, взгляды на жизнь и даже меняет мечту. В итоге, человек постепенно приходит к удивительному состоянию – гармонии с собой и со всей вселенной.

Именно это состояние и является для автора великим счастьем. Паустовский вдохновляется на новые «свершения». Он оценивает каждый миг уединения с природой, с уважением относясь ко всему живому. Он делится с читателем даже самым незначительным на первый взгляд моментом, но порой именно в нем и заложен весь смысл жизни…

В произведении «Мещерская сторона» гармония присутствует во всем. И в осеннем шумном лесу, и на лугах, где многолетние травы «выстелены» роскошным зеленым ковром, и возле озера, в котором боятся купаться местные жители.

Мещерская земля становится для автора неким своеобразным раем. Именно там мужчина обретает умиротворение, веру в собственные силы и обнаруживает скрытые ресурсы. Так же в той области он стал понимать и принимать те простые правила, без которых жизнь не имела смысла.

Свои «открытия» автор пропускает через свои мысли и чувства. Поэтому произведение «Мещерская сторона» становится настолько жизненным и проникновенным. Каждый очерк, это маленькое «умозаключение» с измененным состоянием сознания и переоценкой действительности. В произведении автор выбирает жизнь, свободную от предрассудков, огорчений и обид.

Во главе всего стоит природа. Именно она диктует правила существования. И только на таких условиях она готова «подпустить» к себе людей, «открыть» им глаза, показать первозданную красоту. Она диктует моду, показывая на себе новые цвета и оттенки. Она дарит всем жизнь, и она же ее отнимает…

Тема гармонии человека и природы затрагиваются автором буквально во всем произведении. С самого начала он рассказывает читателю, о том, как найти ночлег на свежем воздухе осенью, знает, почему не клюет рыба перед дождем и даже как получить от нее предупреждающий знак. Весь этот опыт, писатель приобрел только благодаря стремлению и единению с природой. Она подарила Паустовскому самые лучшие эмоции и воспоминания, а мужчина взамен отдал ей свою преданность, уважение и бескорыстную любовь. Эти «настоящие» чувства к природе останутся с ним на протяжении всей жизни.

Вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры в нынешнее время является наиболее актуальным. С момента своего появления на Земле человек начинает активно преобразовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в качестве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющееся столкновение между природой и человеком, выражающееся в виде экологического кризиса, нарушении естественного баланса и т.д.

Причины утраты гармонии с природой разными исследователями называются различные. По мнению Л. Уайта, истоки подобного отчуждения следует искать в христианской концепции мира, которая вытеснила языческий анимизм. Каждое дерево или река имели своего духа-покровителя, у которого необходимо было получить соизволение для каких-либо действий по отношению к этому дереву или реке. Л. Уайт полагает, что этот анимизм, который ограждал природу от человека, был разрушен христианским представлением о том, что человек как бы возвышается над природным миром. Эта установка представила человека в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать, способствовала покорению природы.

Существует точка зрения, согласно которой корни отчуждения от природы уходят в дохристианские времена. Так, ряд современных исследователей (например, Ю. Яковец) указывает в качестве исходного момента разрыва человека с природой неолитическую революцию, когда произошел переход от простого потребления даров природы к производящему хозяйству, когда человек начал вести самостоятельное существование, формируя техносферу, когда возникли общество и проблема его взаимоотношений с природной средой.

К. Маркс считает, что все беды человечества начинаются с появлением частной собственности, которая порождает не только эксплуатацию человека человеком, но и эксплуатацию человеком природы.

Э. Фромм усматривает начало утраты гармонии с природой в факте возникновения человеческого сознания, это разрывает естественные связи человека с природой, разрушает изначальную гармонию с ней. Человек не может вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, поэтому он ищет единства с ней на основе своих разумных, сугубо человеческих способностей.

Однако история развития европейской культуры свидетельствует о том, что свои способности человек употреблял скорее на обеспечение независимости от природы, для чего ему потребовалось постичь ее тайны и, следовательно, противопоставить себя ей. Это обусловило утилитарный подход к природе, апофеоз которого выражен в знаменитой формуле: «Природа не храм, а мастерская».

Превращение природы в простой объект научного знания обеспечило многочисленный ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности, убедило человека в могуществе его разума. Направленность западной культуры на практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на индивидуальную активность, содействовала преобразованию и покорению природы. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь человека максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжительность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приводит к возникновению новой зависимости - от техники, машин. Тем самым мощь человека одновременно оказывается его слабостью. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. По словам Н. Бердяева, техника становится последней любовью человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.

Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало неотъемлемой частью человеческого бытия технику. Усовершенствование технических средств на основе научных знаний приобрело все больший масштаб, ускоряя темп в эпоху Нового времени. Научная революция кардинально изменила не только способы и средства деятельности, но и мировоззрение людей, отношение к окружающему миру - как социальному, так и природному. Распространение в массовом сознании точки зрения, сформулированной Ф. Бэконом, согласно которой научное знание есть техническая власть над природой, оказало огромное влияние на развитие западной культуры и мировой цивилизации в целом.

Еще со времен Ж.-Ж. Руссо, выступавшего против технического оптимизма эпохи Просвещения, многие мыслители предостерегали от чрезмерного доверия к науке, считая, что технизация духа, разума, отрывает человека от основ его бытия. Вместе с тем в Новое время распространенным стало представление о том, что прогресс общества и культуры тесным образом связан с прогрессом науки и техники. Однако события XX столетия заставили усомниться в безоговорочном признании научно-технического прогресса как безусловного блага для человечества. Основным противоречием при этом представляется то, что научно-технический прогресс опережает прогресс духовный, нравственный. Все чаще возникают сомнения в благополучной перспективе технизированного будущего и, как следствие, идеализация «неиспорченного» техникой прошлого: «Пока изуродованный утилитаризмом прогресс творит насилие над землей, обезображивая ее поверхность, никогда до конца не исчезнет ощущение, вопреки всем доказательствам от противного, что все, что не поспевает за тенденцией современного развития, все, что находится по эту сторону ее и до нее, в своей отсталости гораздо гуманнее и лучше ожидающего нас будущего». 1

Не случайно над осмыслением проблемы противоречий природы и человека размышляли не только философы, культурологи, представители других областей социально-гуманитарных наук, но и ученые - естественники. Нельзя не признать актуальность мысли, высказанной И. Пригожиным и И. Стенгерс, что отношения человека с природой должны строиться на принципах диалога, при этом наука не должна слишком дистанцироваться от проблем общества и культуры.

Поиски экологической гармонии на путях утопии предлагают несколько вариантов решения этой проблемы. Один из них можно обозначить как слияние с природой, возвращение в естественную среду, к естественному состоянию. Этот тип представлен моделью так называемой утопии сада. Это утопии «земного рая», противопоставляющие рациональным, функциональным моделям утопии города природную неорганизованность, выражают идею близости к природе. Идеализация сельского образа жизни в духе пастушеских идиллий с налетом сентиментализма противостоит урбанизму, техницизму европейской цивилизации. «Сентименталистов в общении с природой, - отмечал Т.

Адорно, - радовало все нерегулярное, несхематическое... Но прогресс цивилизации легко обманывает людей, заставляя их забыть, насколько они еще слабы и незащищенны. Счастье общения с природой было неразрывно связано с концепцией, согласно которой субъект представляет собой некую самодовлеющую и якобы бесконечную величину; поэтому он проецирует себя на природу и как отколовшаяся от нее часть ощущает свою близость к ней; его бессилие в обществе, «затвердевшем» до состояния второй природы, становится побудительным мотивом для бегства в природу якобы первую». Идеи Ж.-Ж. Руссо, Г. Торо, литературные робинзонады в значительной степени определили развитие этой модели экологической гармонии. Этот романтический эскапизм в естественность предполагает отказ от активной природопреобразующей деятельности, отстраненную созерцательность и вместе с тем «погружение» в «чистую» природу. Такой путь к экологической гармонии можно определить как эмоциональную модель гармонии человека и природы.

Другое направление поисков экологической гармонии ориентируется на рациональное решение проблемы. Человек должен осознать и взять на себя ответственность за отношения с природой. Поскольку именно человек повинен в том состоянии природы, до которого он довел ее «благодаря» силе своего разума, то теперь он должен употребить все возможности разума для преодоления этого кризиса. В этой связи моделью искомого состояния гармонии природы и человека выступает учение о ноосфере. Несмотря на то, что учение о ноосфере имеет статус научной теории, в то же время оно несет в себе черты утопизма (В.А. Кутырев, Д. Винер). Основоположниками учения о ноосфере (Э. Ле Руа, П. Тейяром де Шарденом, В.И. Вернадским) была выдвинута идея о превращении человеческого разума в планетарную геологическую силу, которая приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Результатом сознательного преобразования биосферы станет ее переход в качественно новое состояние, т.е. возникнет ноосфера. Однако проблема заключается в том, отмечает В.А. Кутырев, что становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию людского рода кризиса - один и тот же процесс. Ноосфера, находящаяся в стадии интенсивного воплощения, по масштабам соперничает с биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет биологическое бытие. К тому же возникает новая опасность - сциентизации, а не натурализации жизни. Поэтому идею о том, что космос будет рационально управляться человеческим разумом, о триумфе разума в космическом масштабе следует рассматривать как утопию, несущую в себе заряд надежды, что при длительном совместном развитии биосферы и ноосферы «скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашей адаптации к ней». Таким образом, ноосфера как гармония природы и общества, основанная на вере в торжество разума и великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой - «сциентистский аналог социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних мечта- 2

нии о рае».

В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения Д. Винера, что «и культ ноосферы, и культ природы равно игнорируют индивидуальную ответственность и отвергают компромисс с несовершенной реальностью».

Не случайно, Н.Н. Моисеев, анализируя определение ноосферы, данное В.И. Вернадским, что ноосфера - это такое состояние биосферы, при котором человечество, ставшее основной геологообразующей силой планеты, должно взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и природы, и человека, подчеркивает, что ноосфера - это желательное, но отнюдь не единственно возможное состояние биосферы.

Тейяр де Шарден утверждает ноосферу - единую сферу разума - как одухотворенность планеты, которая может быть достигнута лишь при условиях избавления человеческой культуры от эгоцентризма и наполнения ее энергией любви. Переход человеческой культуры на новый, космический уровень мыслится Шарденом как высвобождение духовной энергии за счет сворачивания чувственной жизни посредством организации научных исследований, сосредоточенных на человеке, соединения науки и религии. Таким путем культура, приобретающая все более коллективную и духовную форму, должна достигнуть своей высшей точки, закономерного конца, т.е. слияния с Богом. По сути, гармония природы и общества здесь мыслится как слияние духовного и материального, а точнее говоря, растворения чувственного, т.е. природного, биологического в духовном посредством разума. Иными словами, сознание отделится от своей материальной оболочки, чтобы слиться с Богом. Таким образом, концепция Тейяра де Шардена, соединяя христианскую мистику, рационально-философское теоретизирование, естественнонаучные данные, конечным итогом подразумевает гармонию с природой вплоть до слияния в едином бытии. В этом смысле данная теория обнаруживает свою внечеловеческую тенденцию, что придает учению Шардена характер утопии.

Вместе с тем, в условиях осознания гибельности безудержного осквернения природы обращает на себя внимание другой аспект концепции Шардена - эволюционно-экологический, заключающийся в идее личной ответственности перед эволюцией, одухотворенного понимания природы. Под влиянием этих идей возник так называемый «прикладной шарденизм» как движение, сосредоточенное на поисках альтернативного образа жизни, направление которых задается предчувствием экологической катастрофы. Порывая с индустриальной цивилизацией, «прикладные шарденисты» создают общины, надеясь своим коллективным трудом и возвышенным общением смягчить и одушевить мир любовью.

В этой связи привлекает внимание одно из направлений этого поиска, принявшее форму аркологии (экологической архитектуры), концепция которой была разработана архитектором П. Солери. Под влиянием идей Тейяра де Шардена Солери выступил инициатором и руководителем строительства в Аризонской пустыне города-дома Аркосанти. Он был задуман как идеальная гуманистическая модель поселения будущего, экономящая энергию, одухотворяющая природу. «По идее Солери, - отмечает С.П. Батракова, - своеобразный симбиоз архитектуры и природы явится залогом новой общественной гармо- нии». Несмотря на то, что строительство этой «экоархитектурной ниши» затянулось на несколько десятилетий и воспринимается скорее как пример «старомодной экстравагантности», идея интеграции человека и природы посредством архитектуры оказывается достаточно актуальной и жизнеспособной.

Направление экологической архитектуры, ставшее одной из тенденций современного зодчества, особенно ярко проявилось в последней трети XX в. в связи с обострением проблем взаимодействия человека и окружающей среды. Произведения такого рода тяготеют к «природным» формам, как бы следующим изгибам рельефа, в них широко применяются естественные, несинтетические материалы, а также ресурсосберегающие технологии типа систем энергоснабжения, использующих энергию солнца и ветра. Задача экологической архитектуры заключается в стремлении максимально обеспечить человеку комфортные условия проживания, не отдаляя при этом его от природы, а, напротив, подчеркнув их близость и сведя к минимуму негативное воздействие человека на природную среду.

Будучи моделью мироздания, архитектура, помимо чисто эстетических задач, связана с выполнением прикладных, утилитарных требований в соответствии с запросами времени и потому рассматривается как своеобразное отражение общественной и культурной ситуации эпохи. Экологическая архитектура, выступая моделью новых отношений человека и окружающей среды, выходит за пределы художественной сферы и имеет значение для решения более широкого круга проблем социальной и экологической гармонии. Присутствующий здесь, безусловно, элемент утопизма в духе Морриса, тем не менее, имеет и позитивный смысл - гармонизация всей среды обитания человека, не только материальной, предметной, но и природного окружения.

Среди предпосылок формирования экологической архитектуры следует назвать «органическую архитектуру», основоположником которой был Ф.-Л. Райт. Его произведения, воплощавшие концепцию здания как организма с единым свободно развивающимся пространством, связанного с природной средой, во многом способствовали развитию европейской архитектурной теории и практики. Достижению гармонии с природой, и, одновременно, соответствия здания повседневным потребностям его обитателей способствовало, во-первых, естественное слияние здания с окружающим ландшафтом, чему служит соответствие его композиции особенностям местности, а также применение террас, галерей, широких проемов, подчеркивающих связь с внешним миром; во-вторых, использование естественных строительных материалов; в-третьих, вытекающий отсюда принцип свободного формообразования, отклоняющий все привычные схемы. «Стиль прерий» Райта с некоторой долей романтизма выражал, таким образом, антиурбанизм, идеал руссоистского бегства от индустриальной цивилизации к природе, стремление к прочной гармоничной связи со средой.

Если Райт тяготел к индивидуальному единению с природой (не случайно он строил, преимущественно, индивидуальные жилые дома - Уиллитс-хаус, Дом над водопадом и др.), то Э. Ховард, разработавший концепцию города-сада, стремился воплотить идею гармонии с природой в социально значимых масштабах. Предложенный Ховардом проект небольших, обильно озелененных городов, органично сочетавших преимущества городской и сельской жизни, имел целью преодолеть недостатки современной цивилизации, оторвавшей человека от природы, а в конечном счете гармонизировать социальную сферу архитектурными средствами. В этом смысле программа Ховарда близка к социально-эстетической утопии Морриса. Примечательно, что радиально-кольцевая схема плана ховардовского города-сада имеет сходство с архитектурным обликом Города Солнца Кампанеллы, что, возможно, определило и судьбу самого проекта. Под влиянием идей Ховарда возникло движение дезурбанизма и строительство городов-садов (поселки Лечуорт в Англии, Хеллерау в Германии), хотя и содержащее позитивный опыт планировки, увязанной с окружающей природой, но не нашедшее значительного продолжения в градостроительной практике.

Более широкую известность получили проекты и сооружения «пионеров» современной архитектуры (В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др.). Хотя их произведения, оцениваемые весьма неоднозначно, отнести к предвестникам экологической архитектуры довольно затруднительно, тем не менее, идея соединения жилья и природы была им не чужда. Дома Ле Корбюзье, поднятые на столбы, например, в отличие от домов Райта, параллельных земной поверхности, как бы «парят» над землей. Связь архитектуры с природой осуществляется здесь в виде расположенных на плоских крышах садов, немногочисленных деревьев, служащих напоминанием о природе, ленточных окон. Обилие стекла и зеркальных поверхностей в «современной архитектуре» имеет двоякий смысл. С одной стороны, большие стеклянные поверхности вплоть до полностью остекленных стен создают впечатление открытости миру, природе, входящей в здание потоками света и воздуха, но с другой стороны, эта прозрачность, открытость содействует соблазну и удобству тотального контроля. Не случайно, «стеклянная» архитектура становится одним из атрибутов антиутопии и объектом критики (наряду с монотонностью, геометризмом) со стороны постмодернистов. В этом проявилась метаморфоза стекла и самой идеи, ведь «прообразом «стеклянной» архитектуры были оранжерейные сооружения, которые издавна связывались с представлением о земном рае, полном тепла, солнечного света, аромата цветов. Отсвет этой райской гармонии лежит на многих творениях «пионеров». В их мечте о «стеклянной» архитектуре сплавляются воедино и романтический образ сияющего идеала, и воспоминания о «Хрустальном дворце»

Джозефа Пэкстона, и томистская идея света, и простая привычка связывать со стеклом (кристаллом) представления о чистоте, ясности и совершенстве».

Обобщив достижения предшествующей архитектуры, ее позитивный опыт в части достижения гармонии с природой, экологическая архитектура становится тем третьим, компромиссным вариантом поиска экологической гармонии, интегрирующим стремление к естественности с рациональностью и функционализмом, используя новейшие достижения науки и техники. Можно сказать, что в ней находит выражение «давняя мечта всех градостроителей (от утопистов до современных) - превращение среды, в которой живет человек, в некий гармонический комплекс». Экологическая архитектура способствует также решению проблемы «перенаселенности», которая ставит вопрос: как сохранить качество жизни при растущей плотности. Архитекторы предлагают строить дома в виде многоуровневых парков с использованием высоких технологий, примером чему служит павильон Голландии на выставке Экспо-2000 в Ганновере, этажи которого представляют различные голландские ландшафты - море, дюны и т.д. (архитекторы В. Маас, Я. ван Рийс и Н. де Врис).

По мнению А.В. Иконникова, основополагающим фактором для архитектуры нового тысячелетия станет восстановление связи между людьми и их почвой, как и между самими людьми. Многозначительным в этом смысле является обращение архитекторов к образу Атлантиды (проект группы венгерских архитекторов, утопия- предостережение «К новой Атлантиде»). «Утонувший город здесь - символ гармоничного сосуществования человека и земли, но также - катастрофы, последовавшей за нарушением этой гармонии».

Экологический критерий становится ведущим в строительстве и дизайне, что особенно выражено в концепции экодома, который призван соединить достижения урбанизации и природную среду. Жизнь в нем максимально удобна и практически приближена к естественному существованию и в то же время минимально тревожит окружающую природу. Экодом является не барьером, преградой между человеком и природой, а своеобразным связующим звеном. Характерными чертами экодома (индивидуального дома с прилегающим земельным участком) являются «вписанность» в ландшафт, применение естественных строительных материалов и природных элементов в интерьере, энергосберегающие и малоотходные технологии, использование природных источников энергии, минимизация электромагнитного воздействия бытовых приборов и т.д. Реализация этих проектов, зачастую воспринимаемых как очередная утопия (хотя отчасти это, безусловно, справедливо), начатая в индивидуальном строительстве, должна способствовать становлению экологического мышления, когда критерии практичности и комфортабельности не будут заслонять необходимости взаимодействия с природой, т.е., используя терминологию Фромма, «быть» возобладает над «иметь».

Экологическая архитектура, как способ преодоления оппозиции природы и культуры, составляет своего рода «практическую» часть экологической эстетики, формирующейся в европейской постмодернистской культуре. Экоэстетика, по определению Н.Б. Маньковской, - «это философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры». Именно эстетический аспект изменений природы позволяет отказаться от восприятия человека как разрушителя естественной гармонии. В экологической эстетике концепция гармонии человека и

природы приобретает моральное содержание, удерживающее человека

от экологической тирании.

Итак, проблема экологической гармонии как единства человека и природы определяется отношениями человека с окружающей средой, складывающимися в процессе его жизнедеятельности, в условиях современной культуры приобретает особую актуальность. Экологическая гармония подразумевает, в широком смысле, отношения человека и окружающей среды, включающей как собственно природный, так и социальный мир, вплоть до непосредственного места обитания человека - его жилища.

Однако, как было отмечено ранее, современное состояние отношений природы и человека характеризуется как экологический кризис, который порожден социальной дисгармонией, чрезмерным и бесконтрольным развитием материального производства за счет ограничения развития других сфер общества.

Экологическая гармония не означает при этом отказ от научно- технических достижений современной цивилизации в духе призыва

Руссо «Назад, к природе!». Напротив, для достижения этой гармонии необходимо использовать возможности техники в союзе с наукой и искусством под девизом «Вперед, к природе!». В процесс поисков пути к экологической гармонии в европейской культуре включается утопическая мысль, в рамках которой предлагаются различные проекты решения этой проблемы - от «бегства» в природу до конструирования окружающей среды эстетическими средствами (экологическая архитектура). Гармонизация окружающей среды, рассматриваемой не только как мир природы и техники, но и как мир человека, приобретает, таким образом, более масштабное значение воссоздания гармонии социума и Космоса.

Поскольку экологическая гармония - это гармония человека и окружающей среды, куда входит не только природа, но и социальный мир, то характер общественных отношений, уровень социальной организации накладывают отпечаток и на взаимоотношения с природой. Поэтому проблема экологической гармонии находится в тесной связи с вопросами взаимоотношений общества и человека. Гармонии природной среды и общества должна способствовать гармонизация всех сфер общественного развития.

  • Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
  • Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //Вопросы философии, 1989, № 2. С. 148.
  • Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000. С. 283.
  • Там же. С. 285.

8. Жить в гармонии с Природой

Природа – это Космическое разумное Всё, в котором мы живем и с которым тесно связаны, и если мы действительно хотим богатой и благополучной жизни, то должны уважать её законы, в чем и заключается глубокий смысл морали.

Вот некоторые законы Природы:

Не испытывай ненависти.

Не обижайся и не завидуй.

Не претендуй на то, чего не заслуживаешь.

Не пытайся обрести пол, который не был тебе дан Природой.

Не обманывай других и себя.

Избегай получать сексуальное наслаждение в одиночестве.

Не клевещи и никого не оскорбляй.

Сознательно уважай любую форму жизни.

Уважай права всех людей, независимо от класса, идеологии, расы и цвета кожи.

Люби свой дух как эманацию Бога на Земле.

Уважай стариков и помогай им.

Будь добродетельным.

Люби свою Родину и глубоко уважай все страны мира.

Будь противником любых извращений.

Осуждай бессмысленную жестокость.

Борись за защиту человеческого достоинства.

Осуждай любую форму эксплуатации.

Делай всё возможное для собственного духовного развития.

Обрети идеал безличностного служения человечеству.

Избегай лицемерия.

Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Будь невосприимчив к сплетням, клевете, сквернословию и негативизму.

Заботься о своем теле, поскольку это храм твоего духа.

Активно, быстро и усердно выполняй свои обязанности.

Сей лишь то, что хотел бы пожинать. Помни о том, что посеявший ветер пожнет бурю.

Уважай Природу во всех ее проявлениях.

Очищай свою речь и никогда не говори того, о чем потом можешь пожалеть.

Не рань никого словом.

Повышай уровень своего бодрствования.

Будь предан добру и поклянись в верности своему духу.

Всегда защищай правду и справедливость.

Будь на стороне незаслуженно угнетенных.

Всегда держи слово чести.

Будь противником порнографии и любой формы эротического извращения.

Защищайся от зависти и обид разочарованных в жизни людей.

Будь гармоничным со всеми и избегай эмоциональных конфликтов.

Старайся быть невосприимчивым к оскорблению, клевете и сплетням в твой адрес.

Освободись от негативных чувств и мыслей.

Люби себя, людей и все формы жизни, делай это сознательно, разборчиво и не механически.

Накапливай заслугу в жизни и будешь вознагражден.

Не совершай несправедливых или нечестных поступков, поскольку Природа возвращает всё пропорционально тому, что в неё было посеяно.

Не будь гордым или тщеславным, поскольку это ослепит тебя. Будь скромным, но помни о своих силах и способностях.

Каждый день благодари Создателя за то, кем ты являешься и что ты имеешь.

Не суди по первому впечатлению о том, что хорошо, а что плохо.

Будь веселым, оптимистичным и позитивным. Много смейся.

Занимайся сексом, не становясь его рабом.

Не трать время на предсказание будущего, поскольку ты сам можешь его создать.

Не потакай себе и не занимайся самосожалением.

Не думай о недостатках других, а заботься об искоренении своих собственных.

Борись за сохранение и объединение высшего семейного союза, но не теряй при этом индивидуальности.

Пусть твоя жизнь будет скромной, упорядоченной и без излишеств.

Научись властвовать собой, чтобы поддерживать внутренний мир.

Избегай депрессии и печали, которые являются источниками самосожаления и негативных эмоций.

Не жалуйся, поскольку ты имеешь то, что заслуживаешь. Если хочешь большего, сначала заслужи его.

Будь ответственным за собственную жизнь и за все свои поступки.

Смело встречай трудности и не пытайся убежать от них.

Люби истину и реальность, как себя самого. Не лги себе.

Будь справедливым и объективным.

Избегай наркотиков, поскольку они – наживка сатаны.

Уважай закон своей страны и будь образцовым гражданином.

Не позволяй кажущемуся добру ослепить себя.

Будь осторожным, когда взываешь к божественной справедливости, ведь у тебя может быть отнято даже то, что ты имеешь сейчас, если оно не было заслуженным.

Уважай других, и будут уважать тебя, люби и будешь любим. Если украдешь, то будешь обворован. Если ты лжешь, обманут и тебя.

Уважай вселенский порядок – и будешь вознагражден.

Не слишком ли много правил?

На самом деле их гораздо больше, остальные человек сможет узнать только после выполнения приведенных выше.

Важно понимать, что, уважая и должным образом применяя мораль космической Природы, мы можем получить огромную награду – высшее добро и бесконечное счастье. Перечисленные выше правила – не просто рекомендации. Это свод определенных способов взаимодействия малоизвестных тонких энергий Природы и человека.

Тонкие эфирные силы Природы – силы физические и материальные, а не какие-то странные сверхъестественные энергии. Это пульсация фотонного излучения, возникающая в результате поступков, мыслей и чувств людей. Фотоны излучаются телом человека и распространяются во Вселенной со скоростью не меньше скорости света.

Физический механизм действия морали основан на женской сущности Природы, которая, словно «космическая матка», зачинает от излучаемых людьми фотонных импульсов, несущих в себе информацию о страстях человека, и всегда возвращает ему эквивалентно тому, что он в неё посеял.

Человек находится в голографической Вселенной, где каждая часть содержит память о целом, а значит, человеческое тело – это микрокосм, в котором отражены все вселенские явления. Каждый связан со Вселенной невидимыми нитями и получает обратно многократно усиленные вибрации, однажды в неё посеянные.

Мораль – это причинно-следственная вибрационная и энергетическая взаимосвязь между человеком и Космосом, в котором действует неумолимый закон: каждый платит за всё, что делает.

Природа ничего не прощает и не списывает со счетов из сочувствия или доброты, в противном случае, если она нарушит собственные законы, то уничтожит сама себя.

Тот, кто ведет себя аморально, преступно, нарушает этику Вселенной, неизбежно получит по заслугам. Он накажет себя сам за нарушение вселенского закона гармонии. Мы редко это осознаем, так как не связываем события нашей жизни с этичностью своего поведения в прошлом и объясняем всё судьбой или случаем. Мы пожинаем то, что сеем, и, если хотим лучшей жизни, должны сеять лучшие семена.

Узнав об этих законах, человек может посмеяться и не считаться с ними, но всё равно не избежит реакции на посланные им фотонные импульсы. Для Природы добрые намерения и раскаяние ничего не значат, в расчет принимаются только хорошие или плохие поступки.

Справедливость Природы не всегда видна, иногда может показаться, будто люди, совершающие плохие поступки, вполне успешны. Однако не следует всё упрощать и ограничиваться рассмотрением только одной из причин. Для предсказания будущего нужно анализировать множество причин, взаимосвязанных и влияющих друг на друга.

Человек, совершивший плохой поступок, никогда не будет прощён Природой, но он сможет компенсировать его, занимаясь благотворительностью или анонимно помогая людям. Например, некто посадил ежевику, а она уничтожила другие растения. Он попытался вывести сорняк, но это оказалось уже невозможно. И тогда он посеял пшеницу, получил хороший урожай, смолол муку, испек хлеб и раздал его голодающим.

Последствия злых поступков можно уменьшить, совершая добро, и Природа вернет нам эквивалентно этим двум фотонным импульсам (зла и добра). Человек может достичь настоящего и долговременного успеха в жизни только на основе внимательного и уважительного отношения к гармонии Вселенной, продвигаясь по предначертанному Богом пути вертикально восходящей эволюции и совмещая во времени и пространстве свой дух, тело и разум.

Хочу отметить, что те, кто достиг настоящего духовного совершенства, единственной цели нашего земного существования, смогут также свободно распоряжаться и своими материальными средствами. Не будем забывать: «тому, кто достиг рая, все остальное приложится», и он сможет сам написать сценарий своей жизни.

Любой успех, не включающий в себя духовную реализацию, – призрачный и преходящий, но мир духа бессмертен, превосходит время и пространство, потому что он есть план, где была создана жизнь.

Наилучшим вкладом в свою жизнь, который только может сделать человек, будет духовное развитие, поскольку со временем оно не уменьшается, а только увеличивается.

Материальные блага, известность, признание, слава и различные удовольствия – это лишь песчинки, рассеиваемые ветром времени, исчезающие с концом нашего физического существования.

Чтобы лучше понять законы морали Вселенной, проанализируем кратко некоторые из них:

Не испытывай ненависти, иначе она вернется к тебе, усилившись в сто раз.

Ненависть является разрушительной энергией, которая отпечатывается в магнитном поле человека, излучающем её. Эмоциональное воздействие ненависти действует как сила, излучающая фотоны разобщающего и разлагающего действия, которые, в свое время, обязательно возвращаются к источнику, но с приумноженным разрушительным импульсом.

Человек должен осознавать, что, если он не способен контролировать свою ненависть, ему придется дорого заплатить за это ухудшением жизни, физического или ментального здоровья, и он никогда не достигнет самых желанных целей.

Не претендуй на то, чего не заслуживаешь, иначе это будет попыткой совершить кражу.

Согласно закону равной эквивалентности, мы должны платить за всё, что получаем, а желание получить незаслуженное равносильно краже. Вор быстро лишится награбленного, когда будет восстановлено нарушенное им естественное равновесие.

Избегай получать сексуальное наслаждение в одиночестве, поскольку этим ты увеличишь свой эгоизм, и Природа станет для тебя эгоистичной мачехой.

Не клевещи и не оскорбляй никого.

Оскорбляешь – и будешь оскорблен. Клевещешь – и будешь оклеветан. Тот, кто поддается негативным эмоциям, получит клевету и оскорбления обратно в многократном размере.

Уважай стариков и помогай им. И тебе помогут, когда ты состаришься.

Будь противником любых извращений.

Извращения чужды Природе, поэтому она разными способами разрушает всё, что не соответствует принципам гармонии.

Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Значит, не делай другим того, чего не хочешь получить от Природы обратно, но приумноженным.

Повышай уровень бодрствования.

Это позволит вести себя более сознательно и этично.

Всегда защищай правду и справедливость, и тогда Природа поддержит тебя.

Освободись от негативных чувств и мыслей, чтобы не притягивать подобных в приумноженном размере.

Уважай вселенский порядок - и будешь вознагражден. Живи в гармонии с Природой – и достигнешь высшего добра.

Размышление над этими пунктами позволит понять, что человек по сути является созидателем, хотя и не умеет контролировать свою энергию, которая проецируется во Вселенную и через определенное время возвращается к нему, влияя позитивно или негативно на жизнь, в соответствии с тем, какие вибрации он излучал.

Не имеет значения, что думает человек по этому поводу, поскольку для исполнения правил Природе совершено не важно, верят в них или нет. Оттого, что человек сомневается в этих правилах, они не перестанут действовать в его жизни.

Любые поступки неизбежно будут иметь те или иные последствия: если действия людей соответствовали вселенской гармонии, они получат награду, а если нет, то наказание. И не потому, что Бог заботится о награде или наказании для каждого человека. Нарушитель законов наказывает себя сам, поскольку Природа восстанавливает нарушенное равновесие, нейтрализуя нарушителя.

Мораль выгодна, поскольку «наилучший бизнес» (наилучшее применение собственных времени и энергии) – это добродетельное поведение и уважение трансцендентальных ценностей, которые поддерживают жизнь во Вселенной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

Общение с природой Любовь к себе означает одобрение и заботу о теле. Теряя связь со своей физической природой, с земными, «низшими» аспектами нашего существа, мы одновременно отстраняемся от своих высших способностей - от тех интуитивных ощущений, которые проявляются

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

2. Согласие с природой- движение полезвию Итак, никаких революций: для того чтобы человечество не сорвалось в пропасть, оно должно так организовать свою жизнедеятельность, чтобы изменение параметров биосферы, и прежде всего структуры кругооборота веществ, которая, в

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Действовать в согласии со своей природой Если вы знаете, что все просто происходит через Сознание, тогда незачем гордиться чем-либо или огорчаться по поводу чего-либо, поскольку все это просто случается, верно?Абсолютное верно. Поэтому я сказал, что появляется ощущение

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ Огромное значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» произошел от греческих okos (дом, жилище) и logos (наука). Экология является наукой о взаимоотношениях общества и

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

Еще раз о гармонии Любопытные соображения по поводу того, почему наш мир столь гармоничен и по-своему прекрасен, высказал российский ученый Л. Цимбал. Он считает, что роль человека не ограничивается его кратковременным существованием на Земле, и попытался связать этот

Из книги Будущее общество автора Грав Жан

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

В гармонии с рыбой Однажды, путешествуя в Индии, Молла Насреддин встретил мудреца, погрузившегося в размышления перед воротами древнего храма.Молла решил, что ему представился удобный случай поучиться мудрости. Поклонившись мудрецу, он спросил:- Почтенный, чем ты здесь

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Самодовление гармонии Дело в том, что гармонически целое не только мыслилось, но и переживалось, не только констатировалось, но всегда было еще и предметом человеческих стремлений, не только выводилось из каких нибудь других принципов, но переживалось как нечто

Из книги Шесть освобождающих действий автора Лама Оле Нидал

§2. Состав гармонии 1. Самое общее учение Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных типов гармонии как они были даны в античности, необходимо указать, что еще до установления этих типов принцип гармонии сам бросается в глаза уже при анализе предметно–эстетических

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

2. Становление гармонии Поскольку гармония относится не к выражаемой предметности, но к выражающему эту предметность становлению, необходимо рассмотреть и главнейшие моменты этого становления гармонии. Их мы найдем в мимесисе и

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

ВТОРАЯ ПАРАМИТА. Жить осмысленно, жить с пользой для дpугих. Этика, скоpей всего, - лучшее слово для людей одного уpовня, чем моpаль. Но, может быть, и его нельзя использовать, веpоятно, и им уже злоупотpебляли. Навеpное, мы должны назвать это осмысленной, полной значения,

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

1. Шифр единства человека с его природой - Природа во мне, усвоенная и проникнутая самобытием, есть нечто большее, чем природа. Жить в природе, как природа, без всякой цели присутствовать в витальном порыве сугубой жизни, может скоро сделаться для нас банальным; но

Из книги автора

Мистическое единство человека с природой Для первобытного человека сверхъестественный мир интимно связан с природой. Мистическое единство основано на том, что сверхъестественное является общим для природы и человека. «Священные камни или деревья почитаются не

Из книги автора

Мифологическое единство человека с природой Древнейшие памятники культуры свидетельствуют об отношении человека к природе, которое можно назвать мифологическим. Э. Кассирер утверждал, что чувство единства с природой – самый сильный импульс мифологического мышления.

Из книги автора

214. Почему иногда становится совершенно безразлично – жить или не жить? Неоднородность жизненных состояний столь велика, что порой действительно приходит ощущение странного безразличия к своей жизни, не связанное ни с какими кризисными событиями жизни, ни с какими

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»