«Американские боги»: кто есть кто. От хтонических чудовищ до богов технологий: кто же населяет Америку Нила Геймана

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

4 883

Заря-Зареница — упоминаемая в русских заговорах антропоморфная богиня утра. Представлялась в виде молодой девушки. Сестра Купальницы, Полудницы и Вечерки. Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессонницы.

Заря заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай мне сон — угомон
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.
В заговорах, которые обыкновенно произносятся на восток — при восходе солнца, ее называют красною девицею: «Зоря-Зоряница, красная девица, полунощница» (т. е. рано пробуждающаяся, предшествующая дневному рассвету). Подобно богине-Солнцу, она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтоб она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.

Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи; так верили, что богиня Заря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Крестьяне выставляют семена (хлеб, назначенный для посева) на три утренние зори, чтобы они дали хороший урожай. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе. В Каринтии утреннюю зорю называют дъжница — слово, тождественное с именем звезды денницы или утренницы и родственное с древним названием солнца Дажьбогом (от dah — гореть).

В сербских песнях звезда Денница слывет сестрою Солнца, как у нас Зоря; в областных наречиях деннице дают название зарница (в малорос. зоря означает вообще звезду), а у литовцев она носит имя Auszrine (= прилагательное «утренняя», заставляющее предполагать при себе существительное «звезда») — одного происхождения с санскр. Ushas (зоря, бессмертная и блаженная дочь неба), греч. Т-kix; и латин. Aurora , от ush — гореть, светить, блистать. Итак, названия зари образовались от тех же корней, от которых произошли слова, означающие день и утро. Немцы говорят: der Morgen tagt (tagen) — рассветать: сравни санскр. ahan — день и ahana — заря.

В гимнах Вед и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представлялась потому, что всегда предшествует восходу солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро. По исследованиям Макса Мюллера, простое, естественное явление, что при восходе солнца заря гаснет, скрывается, — на метафорическом языке ариев превращалось в поэтическое сказание: прекрасная дева Заря бежит от восходящего Солнца и умирает от лучезарных объятий и жаркого дыхания этого пламенного любовника. Так юная Дафна убегает от влюбленного Аполлона и умирает в его объятиях, т. е. лучах, ибо в числе других уподоблений лучи солнечные назывались также золотыми руками. Тот же смысл заключается и в следующих метафорических выражениях: «солнце опрокинуло колесницу зори», «стыдливая зоря скрывает свое лице при виде обнаженного супруга — Солнца». Ярко сияющее солнце казалось обнаженным, в противоположность другой метафоре, которая о солнце, закрытом темными облаками, говорила, как о божестве, накинувшем на себя одежды (облачение, покрывало). Покинутое Утренней Зарею, одинокое Солнце совершало свое шествие по небу, напрасно отыскивая свою подругу, и только приближаясь к пределам своей дневной жизни, готовое погаснуть (= умереть) на западе, оно снова, на краткие мгновения, обретало Зарю, блиставшую дивной красотою в вечернем сумраке.

За свой роман «Американские боги» Нил Гейман получил важнейшие фантастические премии. Книга стала культовой и обзавелась продолжениями и ответвлениями, позволяющими говорить о существовании небольшой, но культурно богатой вселенной «Американских богов».

Фанаты давно мечтали об экранизации - и вот свершилось: 30 апреля на канале Starz стартует сериал. Его создатели внушают уважение: продюсер Брайан Фуллер (сериалы «Ганнибал» и «Мертвые, как я») и сценарист Майкл Грин, превративший в «Логане» супергеройское кино в реалистичную драму.

Для тех, кто не читал книгу или хочет освежить воспоминания, мы расскажем, что собой представляет странный и интересный мир «Американских богов» и кто его населяет. Главные сюжетные повороты мы спрятали под спойлерами.

Мифотворчество

Говоря об «американской мифологии», мы обычно представляем дядюшку Сэма в высоком цилиндре и пантеон супергероев. На заднем плане маячат индейские духи, а надо всем этим парит не имеющая физического воплощения «американская мечта». По сути, американская история, культура и мифология - почти одно и то же. Недаром самая известная певица называет себя Мадонной, а президент Линкольн в фильме 2012 года охотится на вампиров. А в главного бога тут верят на зелёных банкнотах.

Но у Нила Геймана об этой мифологии свои представления.

Нил Гейман, отец всех богов

Вернее, у него та же «сборная солянка», но углубленная, переплетённая с чужими легендами и сдобренная фирменными сновидческими фантазиями писателя, прославившегося серией графических романов «Песочный человек». Поэтому не стоит удивляться, что путешествие Тени, главного героя «Американских богов», не только сопровождается аллегорическими и вещими снами, но и вовлекает читателя в литературное пространство на грани бреда, сна и забытья.

Судя по трейлерам сериала, его создатели постарались передать ирреальную атмосферу книги. Если им это удалось, нас ожидает погружение - не в здоровый сон, а в глубины коллективного бессознательного, где на людей строят планы питающиеся их верой боги. Американские и не только.

Есть среди американских богов и русские

Роман соединяет два пласта реальности: фантасмагорический и повседневный. Основное повествование постоянно перебивают «небылицы» (tall tales) - байки в традициях американского фольклора. Любопытно, появятся ли эти колоритные фрагменты в сериале и как создатели вплетут их в сюжет.

Но главная идея Геймана - противостояние Старых и Новых богов. Старые боги-иммигранты когда-то прибыли в Америку. Новых породило само течение жизни. Сейчас почти никто не молится Чернобогу и не верит в лепреконов. Люди поклоняются технологиям и верят СМИ.

Гейман не совершил великих открытий в области людских верований. Но с главным выводом «Американских богов» согласится каждый. Побеждает тот бог, которого кормишь.

Кто есть кто

Мистер Среда (актер Йен Макшейн)


Дедок пенсионного возраста с замашками гормонально нестабильного юнца. Не дурак выпить и признанный дамский негодник. По большому счету - мошенник, но с глобальными планами на людские умы и сердца. Много врёт и не краснеет. Вовлекает Тень в новую жизнь.

В экранизации Среда избавился от книжной внешности, но благодаря харизме опытного актера Макшейна не утратил загадочности и даже прибавил в обаянии. Серьёзная заявка на появление телевизионного секс-символа старше 70 лет.

Спойлер: Кто на самом деле мистер Среда?

Верховный бог древнескандинавской мифологии Один, он же Вотан и Всеотец. Называет себя Средой, поскольку этот день считался посвященным Одину.
Среда - это лишь одно из воплощений бога, которых у него множество. С его смертью Один не исчезнет из мира. На его личность намекает не только имя, но и стеклянный глаз (Один в мифологии одноглазый) и серебряная булавка с изображением дерева, которую он носит. Это дерево символизирует исполинский ясень Иггдрасиль, на котором держатся все семь миров. Впоследствии на ясене будет висеть тело Тени.

Тень Мун (актер Рики Уиттл)


Молодой мужчина, на начало событий сидящий в тюрьме. Тих, добродушен, любит фокусы с монетами, свою жену и может ударом кулака свернуть вам шею. Когда терять уже нечего, получает деловое предложение от таинственного незнакомца. Из-за подчеркнутой обычности читателю и зрителю легко соотнести себя с Тенью. Герой соответствует своему имени: он словно играет второстепенную роль в собственной жизни. Но когда он оказывается во власти сверхъестественных сил, становится ясно, что боги хотят от Тени больше, чем он от них.

Спортивная фактура Рики Уиттла хорошо передает физическую силу Тени, высокого и молчаливого парня. Но пока из-за небольшой известности это самая тёмная лошадка сериала.

Спойлер: Происхождение Тени

Никогда не знавший отца Тень - родной сын Среды. Рождение мальчика было заранее организовано. По миру у Одина разбросано немало детей. Среда - ужасный отец, который готов пожертвовать сыном ради своих целей.

В повести Геймана «Хозяин долины» подтверждается то, на что намекают «Боги»: Тень - воплощение светлого бога Бальдра из той же скандинавской мифологии. Бальдр тоже пал жертвой козней Локи, умер и воскрес для лучшего мира. Герой всю жизнь прожил как ни то ни сё, ни плохой, ни хороший, а теперь ему предстоит сделать выбор и выйти из собственной тени.

Лора Мун (актриса Эмили Браунинг)


Супруга Тени, погибшая ещё до начала событий при весьма пикантных обстоятельствах. Но Лора упорно отказывается подчиняться правилу «Пока смерть не разлучит нас» и следует за Тенью по пятам.

Звезда «Запрещенного приёма» режиссера Зака Снайдера привнесла в образ героини хрупкость. Но, как мы помним по фильму, актриса убедительно выглядит в сценах, где нужно за себя постоять.

Сумасшедший Суини (актер Пабло Шрайбер)


Лепрекон по происхождению, стереотипный ирландец во всём остальном. Рыжий развязный пьяница, который знакомится с Тенью, завязав с ним драку в баре. Показывает лучшие в мире фокусы с монетами.

Судя по трейлеру, актер, известный по сериалу «Оранжевый - хит сезона», создал персонажа, фонтанирующего красками. Надеемся на появление книжной футболки с надписью «Если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть - тогда трахни это!».

Чернобог (актер Питер Стормаре)


Славянское божество и половина традиционного дуэта «боги-близнецы»: хороший и плохой. Прелесть в том, что метафизически это одно и то же существо, поэтому Чернобог суров, но справедлив. Работал на скотобойне. Играет с Тенью в шашки не на жизнь, а на смерть.

Великолепный Питер Стормаре щеголяет в окровавленной майке-алкоголичке, говорит с жутким акцентом и вызывает тёплые воспоминания о своей роли русского космонавта из фильма «Армагеддон». Ах, как он колотил молотком по приборной панели корабля с рыком: «Проклятая тайваньская техника!»

Мистер Нанси (актер Джонс Орландо)


Бог-трикстер и человек-паук. Ананси - один из Старых богов, прибывших в Америку из Западной Африки. Колоритен во всем, от примечательного говора до яркого костюма. Получил отдельную историю в романе Геймана «Сыновья Ананси» 2005 года, продолжающего тему плодовитых богов-отцов.

В сериале персонаж стал моложе, но остается внешне эффектным. Актер в интервью определил героя как «часть африканской диаспоры». Посмотрим, поднимет ли сериал этнические вопросы.

Пасха (актриса Кристин Ченоуэт)


Одна из богинь Старого света, которую связывают с приходом весны и пробуждением природы. Отлично адаптировалась к новому миру, где люди каждый год отмечают Пасху. Живёт благополучно, так что её сложно втянуть в готовящуюся битву старых и новых богов.

Билкис (актриса Йетиде Бадаки)


Богиня любви, переквалифицировавшаяся в новых реалиях в проститутки. На самом деле это очень древняя героиня, которая появляется ещё на страницах Ветхого Завета. В числе её поклонников был сам царь Соломон. Жгучая красота по-прежнему влечет к ней мужчин, и… Помолимся за их упокой.

В трейлере мы видим зажжённые свечи, влажную кожу и много красного цвета. Похоже, будет горячо.

Техномальчик (актер Брюс Лэнгли)


Один из Новых богов - воплощение интернета. Окружен футуристическим дизайном, состоит из пикселей и выглядит как миллионер-вундеркинд из Кремниевой долины, который с пяти лет пишет на коленке коды и взламывает Пентагон. Четкий и дерзкий. В сравнении с книгой, где он был жирным и неопрятным, Техномальчик изменился сильнее всего. Как справедливо замечает Брайан Фуллер, с 2001 года, когда вышел роман, технологии шагнули в другую эпоху. Скорее всего, у этого мальчика будут инстаграм, твиттер, фейсбук и свой канал на YouTube.

Медиа (актриса Джиллиан Андерсон)


Добрый день, с вами разговаривает телевизор. А главное, что мы знаем о телевизоре, - у него бесчисленное количество лиц. Удачно, что все их будет представлять звезда «Секретных материалов», уже работавшая с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Богиня СМИ поначалу, как и в книге, предстает перед Тенью в обличье заглавной героини шоу «Я люблю Люси». Но это лишь одна её ипостась. Всего их ожидается минимум четыре, включая бога музыки Дэвида Боуи, богиню секса Мэрилин Монро и легенду кинематографа Джуди Гарленд.

Зоря Полуночная (актриса Мелисса Роксбур)


Три сестры-Зори живут со своим братом Чернобогом. Они олицетворяют разное время суток и, возможно, стадии человеческой жизни. В сюжете наибольшую роль играет самая молодая из них, Зоря Полуночная, которая дарит Тени особую монету. Белоснежные волосы книжной героини сменили в сериале на черные.

Лоу Ки Лайсмит (актер Джонатан Такер)


Шулер и сокамерник Тени с примечательной улыбкой в шрамах. Читает Геродота. В фичуретке он зажигательно рассказывает Тени о правилах поведения в аэропорту. Увы, медные волосы книжного персонажа в сериале потемнели.

Спойлер: Кто он на самом деле

Лоу Ки, как и мистер Мир, - воплощения бога огня и обмана Локи. Изменчивая сущность этого бога позволяет ему не только существовать в двух экземплярах одновременно, но и согласованно действовать. На его истинную личность открыто намекают шрамы на губах Лайсмита: однажды асы подвергли Локи наказанию за злословие и зашили ему рот. То же с родом деятельности: шулер и мошенник - привычная ипостась божественного трикстера.

Мистер Мир (актер Криспин Гловер)


Предводитель Новых богов. Ходит в чёрном и неприятно ухмыляется. Верит в мир во всем мире.

Спойлер: Думаете, он предводитель плохих парней?

Война, о которой так много говорят Старые и Новые боги, на самом деле была аферой, которую затеяли два шулера: Среда и Локи. Тень использован в их игре как пешка. Задачей было столкнуть богов, организовав массовое кровопролитие, которое позволит одряхлевшему Одину напитаться верой и обрести подлинно божественную силу, утраченную в современном мире.

Мистер Шакал (актер Крис Оби),
Мистер Ибис (актер Демор Барнс)

Братья-гробовщики, управляющие похоронным бюро. Шакал не кто иной, как египетский бог с песьей головой Анубис, проводник мертвых в загробный мир. Сосредоточен и серьезен, как положено по профессии. Его брат - Тот, древнеегипетский бог знаний и мудрости с птичьей головой. Обладает философским складом ума и пишет истории. Как и все члены его семьи (всего их пятеро), сохраняет в человеческом воплощении анималистические черты.

Человек-бизон


Существо с мужским телом и бизоньей головой, которое регулярно является к Тени во сне. Незримо присутствует на протяжении всей истории, не принимая прямого участия в событиях. Однако складывается впечатление, что он - наибольшая сила, существующая в мире «Американских богов». Возможно, самый поэтичный и глубокий образ Геймана. Открывая Тени в финале, кто он такой, человек-бизон говорит: «Я - земля».

Эта дочь неба явила себя,
Ярко пылающая юная женщина в светлых одеждах,
Повелевая надо всем земным добром,
Зажгись здесь сегодня, о счастливая Ушас!
(из гимнов «Ригведы»)

Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос
(Гомер, «Илиада»)

Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ Родноверия. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь. О почитании Зари в славянской традиционной культуре, а также – о её месте в мировидении наших Пращуров, о представлениях с ней связанных, и пойдёт речь в этой небольшой работе.

Вообще говоря, славянская Традиция знает две Зари: Утреннюю и Вечернюю. Согласно древним сказам, Зори произошли из глаз Первобога Рода («Зоря утрення и вечерняя – от очей Его» – говорит «Голубиная Книга»). Обе они – сёстры Солнца; Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря на закате принимает их. Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю; потому и эта статья посвящена, по преимуществу, именно ей.

Другие имена Зари: Утренница, Зарница, Денница 1 , Мерцана 2 . Образ этой Богини весьма сложен и многогранен. Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед. В старинных русских заговорах есть такие обращения к ней: «Еду на гору высокую, далёкую, по облакам, по водам, а на горе высокой стоит терем боярский, а в тереме боярском сидит зазноба, Заря-Заряница, красная девица. Ты, девица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатов моих, врагов-злодеев.

Вынь ты, девица, Заря-Заряница, отеческий меч-кладенец, достань ты панцирь дедовский, отомкни шлем богатырский, отопри коня ворона. Мне, меч-кладенец, будь другом, мне, панцирь дедовский, будь родным братом, мне, шлем богатырский, будь венцом обручальным, мне, конь вороной, будь удалым молодцом. Выйди ты, девица, Заря-Заряница, в чистое поле, а в чистом поле стоит рать могучая, а в рати оружий сметы нет. Закрой ты, девица, Заря-Заряница, меня своей фатой: от силы вражьей, от пищали, от стрел, от борца, от кулачного бойца, от ратоборца (…) Вы, дерева, от меня (…) воротитесь, вы, железо и медь, отлетайте, вы, люди неверные, отбегайте.

А буде я ворочусь поживу и поздорову, ино буду, красная девица, тобой похвалятися, своей молодеческой поступью выказыватися. Твоя фата крепка, как камень-горюч Алатырь; моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная (…)»; «Заря-Зареница, красная девица, сама мати и царица (…) Заря-Зареница среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имярек) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды». Свет Зари, по народным поверьям, способствует плодородию: у крестьян бытовал обычай выставлять семена, предназначенные для посева, на три утренние зори. В одном из заговоров на урожай говорится: «Умоюсь я (имярек) Утренней Зарёй, утренней росой. Гой еси ты, Заря Утренняя! И ты, Заря Вечерняя! Пади ты на мою рожь, дабы она росла как лес высока, как дуб толста!

Будьте мои слова крепки и лепки!» К этой Богине часто обращались с просьбами об исцелении: «Заря, зарина, Заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные»; «Зоря-Зоряница, красная девица! поди ко мне на помочь; помоги мне (…) из (имярек) золотуху выговорить(...) Золотуха-красуха! поди из (имярек) в чистые поля, в синие моря: как чистые звёзды с неба сыплются, так бы золотуха из (имярек) выкатилась»; её образ часто встречается в заговорах на остановку крови: «На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч Камень-Алатырь. На том Камне-Алатыре сидит красна девица, швея - мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые» 3 .

Зарю просили избавить от бессонницы, дать спокойный сон: «Заря-Заряница, красна девица, возьми свои ночницы от (имярек). Дай сон, дрёму, да доброе здоровье»; «Заря-Заряница, красна девица, дай сну и угомону мне (имярек)». 4 По-видимому, представление о том, что сон (и бессонница) находится в её власти, связано с тем, что в старину люди обычно вставали рано утром: их будила Заря… 5 К ней обращались за помощью в любовных делах – один из приворотных заговоров звучит так: «Заря-Заряница, Солнца сестрица! Ходишь ты высоко, зришь ты далёко!

Пойди-позри, где мой любый, где мой суженный, где он ходит гуляет, где он ест да пьёт, да там его возьми, спереди подстели, сзади подстяжи, абы не мог он без меня (имярек) ни жити ни быти, ни думы думати, ни советы советовати, ни любовь любовати! Не мог бы он без меня (имярек) ни хлеба заедати, ни медов запивати, да во ночи сном ни засыпати! Будь ты, мой приворот, крепче камня, крепче железа, век по веку, отныне и до веку!» Наконец, росу (целебную и дарующую силу) наши Пращуры называли слезами Зари, а, следовательно, эта Богиня мыслилась ещё и хозяйкой росы…

Светом Зари освящали воду – Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Хозяйка с вечера ставила воду в траве посреди двора, «чтоб Заря посветила», а другие говорили, «чтоб Заря посвятила». Вероятно, последнее вернее». В этом же источнике приводится описание гадания по Заре: «Утром на Пасху, вытащив воду из колодца и неся её коровам, хозяйки в Юрьевке ставили ведро перед дверьми хлева и «смотрели Зарю в воде». Если вода была красной (от Зари), то и «лето будет красное!» Если Заря была бледной, то и «хлеба будет бедно».

Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, что подтверждается фольклорными текстами. В русской колядке поётся: «Ходя-походя Месяц по небу Клича-поклича Зарю за собой Пойдём, Зоренька, пойдём, ясная Пойдём со мною богача шукать». В белорусской песне: «Перебор-Мисячек, перебор! Всех зирочек перебрал Одну себе зирочку сподобал Хоч она и маленька Да ясненька Меж всех зирочек значненька» 6 . А.И. Асов в своих «Песнях Птицы Гамаюн» (реконструкции славянских мифов) приводит такой сказ о Месяце и Заре: Заря была женой Хорса, Бога Солнца;

Месяц влюбился в Зарю и украл её, за что был наказан Перуном. «И тогда Пеpун разрубил мечом ясный Месяц, лихого похитчика, и вернул Зарю Хоpсу светлому. И с тех пор ясный Месяц на небе тщетно ищет Зарю-Зареницу и не может найти молодую Зарю. Вырастает опять, но могучий Пеpун вновь его разрубает своим мечом». К слову сказать, в славянском фольклоре существует также представление, согласно которому Солнце – женского рода и является женой Месяца: «Ясне сонце – то господыня Ясен Мисяц – то господарь Ясни зирки – то его диткы»; «А мой батька, а мой батька – ясен Месяц И моя матка, а моя матка – красно Солнце». Эта версия находит себе соответствие в литовской и германской мифологии…

А.Н. Афанасьев в своей работе «Поэтические воззрения славян на природу» отождествляет Зарю с Ладой, старшей Рожаницей: «Под влиянием таких воззрений дева Зоря, или весеннее Солнце, получила характер богини-громовницы, разящей тучи и проливающей дожди, как это очевидно из преданий о Фрее и других родственных мифов (…)Фрее соответствует славянская богиня Прия от санскр. pri (зенд. fri) - любить, prijas - любимый человек, супруг, откуда наше приятель (приятный), чешек, prjtel, пол. przyiaciel.

В «Mater verborum» Прия названа Афродитою, а Венера переводится именем Лады (…)Приведенные свидетельства языка убеждают в тождестве Фреи, Прии и Лады». Однако такое отождествление выглядит маловероятным. Довольно странным видится включение Зари и весеннего Солнца в образ одной Богини. Конечно, Весна – Утро Года, но, тем не менее, в славянских мифологических представлениях Заря и Солнце чётко отделены друг от друга. Кроме того, связь Лады с Денницей (Зарёй планетой Венерой) не доказана.

В литовской народной песне Лада (как известно, являющаяся общим для балтов и славян Божеством) прямо именуется Солнцем («пасу, пасу мои овечки; тебя, волк, не боюсь! бог с солнечными кудрями верно тебя не допустит. Ладо, Ладо-солнце!»); греческий аналог Лады (Лато) не ассоциируется с Зарёй (Эос) и с планетой Венерой. Наконец, Лада – Богиня-Мать, а Зарю-Заряницу в традиционной культуре намного чаще называют «девицей», чем «матерью». Скорее всего, отождествление Лады и Венеры в «Mater Verborum» вызвано просто сходством функций: ведь и та и другая являются Богинями Любви.

Завершить эту небольшую работу хотелось бы русской народной сказкой…

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь - битой быть. И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха...» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут полымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. "Дай-ка, - скажет, - гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо". Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит. Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит. Навернётся жених, на Алёнушку глянет - сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается. Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает:

Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто?..

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть. Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает:

Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну. Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу. На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке.

На вот серп, жни, мамка наказывала, - говорит ей Аннушка, - тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. - И сорвала завесу, с туманом схожую. Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала. Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла. Сослепу в лес забрела, чуть нашли. Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепойи вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Радарь Мирослав

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.
  2. Голубиная Книга. Реконструкция общины «Щит Симаргла» (г. Владивосток).
  3. Дёмин В.Н. Загадки русского Севера.
  4. Дёмин В.Н. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси.
  5. Древнейшие русские заговоры. Составитель подборки – Велемудръ.
  6. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Собрание сочинений. Т. I. - М.: изд-во АДЕ «Золотой Век», 1996 г.
  7. Родомир. Заговорник.
  8. Асов А.И. Песни Птицы Гамаюн.
  9. Верея. Русская Вера – Родоверие. М.: Ладога-100, 2006.
  10. Голоса Времён. Песни русского народа (составитель – А.Назарчук). М.: 2004
  11. Заря-Заряница. Русская народная сказка, записанная В.Н. Морохиным.

1 Также Денницей или Зарницей называют утреннюю звезду (Венеру); в сербских песнях звезду Денницу (как у нас - Зарю) именуют сестрой Солнца, наконец, в украинском языке "зирки" - звёзды... Знаменитый исследователь фольклора А.Н. Афанасьев пишет, что в славянских народных представлениях Венера отождествлялась с Зарёй. По-видимому, Предки наши считали именно Венеру (а не Солнце) источником света Зари. В то же время, следует отметить, что у многих других родственных нам народов (индоариев, греков, римлян) такого отождествления не было. Ушас и Узанас (иначе - Сукра), Аврора и Венера не одно и то же...

2 Западнославянское имя.

3 Иногда "красную девицу" из заговоров такого типа отождествляют с Макошью. Я полагаю, что верно мнение А.Н. Афанасьева, видевшего в ней Зарю. Во-первых, "красная девица" - устойчивый эпитет Зари; во-вторых, Макошь обычно изображается как пожилая женщина. Правда, Зарю иногда называют "матерью и царицей", но это, скорее всего, просто уважительное обращение...

Продолжаем обозревать «Американских богов» и все глубже нырять в мир мифов

Второй эпизод, как и первый, начинается сценой из прошлого, которая показывает прибытие бога Ананси в США. Она любопытна по двум причинам. Во-первых, сцена иллюстрирует разницу между скандинавскими богами с их жертвоприношениями и африканскими богами, которые скорее склонны к гедонизму. Во-вторых, монолог Ананси о расовом неравенстве отлично вписывается в сериал и в то же время подчеркивает современную политическую повестку. Ну а пока бог-паук заползает на американскую землю, мы возвращаемся в наши дни.

Тень не очень доволен тем, что его почти линчевали (не удивительно), а ответа на вопрос, кто же его спас, сериал пока не дает. Шоу удивительным образом продолжает с точностью экранизировать каждую сцену в книге, будь-то даже принятие ванной. Это слегка тормозит темп повествования, но позволяет ощутить реальность мира «Американских богов». По правде говоря, одну важную сцену создатели шоу все же пропустили, но думается, ее скоро покажут. Поэтому не будем спойлерить.

После небольшого диалога в машине, где Среда дает советы по обольщению, мы знакомимся еще с одним богом. Речь о Медиа, которая пытается перетащить Тень к себе. Обратите внимание на постановку этой сцены - главный герой фактически находится внутри телемира, окруженный телевизорами с трех сторон и припертый «четвертой стеной». Монолог Джиллиан Андерсон, как и монолог Ананси, тоже заслуживает отдельных восхищений. Точное попадание в современную повестку, где медиа становятся богами, которым люди жертвуют самое ценное - свое время.

Встреча с Медиа серьезно бьет по жизненным принципам Тени, который раньше говорил о том, что верит только в то, что видит. Но когда видишь, как с тобой говорит герой старого сериала, становится сложно поверить в ясность собственного ума. Сцена в очередной раз подчеркивает перенесение действия из привычной нам реальности в параллельный мир, который авторы шоу грамотно создают.

Комментарий осторожного редактора:

«Американские боги» - просто сгусток ярких образов: насыщенная цветовая гамма, колоритные персонажи, эмоциональные тирады и высказывания вместо диалогов, плюс все это под соусом мощного гротеска. Пожалуй, самое живописное шоу на ТВ за долгие годы.

Не устану хвалить кастинг - каждый герой, независимо от времени на экране, грозится стать любимчиком. Во второй серии трудно выбрать фаворита: с одной стороны - бог Ананси с пламенной речью на корабле о судьбе африканцев в Америке (снова актуальность - вспоминает о полицейских скандалах в США), с другой - славянская банда в лице Зари Вечерней, Зари Утренней и Чернобога (а это нам еще не показали Зарю Ночную). Но все же, фаворитом выберу богиню Медиа, которую сыграла Джиллиан Андерсон.

Она появляется в образе Люси Рикардо, персонаж популярного в 50-х годах американского ситкома «Я люблю Люси» (ее роль играет Люсиль Болл). И это не единственное явление Медиа перед Тенью - мы увидим Джиллиан Андерсон еще как в минимум трех обличьях: Мэрилин Монро, Дэвид Боуи и Джуди Гарленд (Дороти из «Волшебника страны Оз»). Ох, давненько мы не видели агента Скалли в таком ярком (это слово нужно запретить!) образе.

После первой серии было понятно, что авторы не чураются показывать откровенные сцены. Во втором эпизоде нам представили редкого гостя на экранах популярных шоу - мужской детородный орган (пенис). И сразу две сцены, в одной из которых нам показали, куда же деваются жертвы Билкис. Создатели говорили о равноправии, создатели сдержали свое слово. Да, если вы решили обойти «Игру престолов» по части откровенности, тогда иного выхода нет.

Что же до общего впечатления, то здесь появились первые опасения. Пока на зрителя валится большое количество загадок и недомолвок. В прошлый раз Брайан Фуллер слишком сильно увлекся символизмом и визуальщной, и совершенно забыл о сюжете - это и погубило «Ганнибала». Хочется верить, что с «Богами» этого не случится.

Визит в Чикаго дарит нам много тем для разговоров. Во-первых, тут сразу три божества - Черногобог, Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Спящая третья сестра - это Заря Полуночная. Все они пришли из славянской мифологии, что тут же наталкивает на интересные мысли. Дело в том, что Чикаго - это центральный город для украинских эмигрантов. Но Чернобог в своем монологе вспоминает и Нью-Йорк - центр российской эмиграции. Так что создатели случайно или специально, показали, что имеем дело с общеславянским божеством.

Если вам визит к Чернобогу показался немного клюквенным - не удивительно. Чего стоит только сцена, где Заря Вечерняя пьет водку из горла. В оригинальной озвучке актеры издевались над славянскими именами. «Зарая Вьечерная» - думается, Иэн МакШейн несколько раз проклял Геймана за такие имена.

К слову, что касается имен. Чернобог называет Среду Вотаном, фактически раскрывая его мифологическую личность.

В монологе за столом славянский бог вспоминает о своем брате Белобоге, которого нам не показывают. Это первый пример дуальной мифологии (построенной исключительно на противостоянии добра и зла), представленный в сериале. Что интересно, в речи Чернобога, где он говорит о седине и размытии понятия, угадывается референс на современные реалии, где черно-белая концепция мира уступает так называемой «серой».

Сцена с шашками покажется смешной в наших широтах - Тень несколько раз не забирает фигуру противника в очевидных ситуациях, а на финальному ходу просто сдает игру. Нехорошо получилось. Так что Тень ждет верной смерти, а мы - третьей серии.


(Зимцерла)

Заря почиталась у славян как богиня и называлась сестрою Солнца:
Заря ль, моя Зоренька,
Заря, солнцева сестрица!..

Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы миф знает двух божественных сестер - Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему.
Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе...
В славянских сказках сохранились воспоминания о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба. Из этих-то солнечных нитей и приготовлялась та чудная розовая ткань, застилающая небо, которую называем мы зарею, - покрывало богини.

Борис Ольшанский. Заря-заряница

В наших заговорах на унятие крови находим следующие любопытные обращения к богине Заре:
«На море на Океане (море - небо) сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудо-желтую, зашивает раны кровавые...»

Розоперстая богиня Заря тянет «рудо-желтую» нитку и своей золотою иглою вышивает по небу розовую, кровавую пелену; испрашивая у нее помощи от разных недугов и вражьих замыслов, заговоры выражаются так:

«Заря-Заряница, красная девица, полуночница! Покрой мои скорбные зубы своею фатою; за твоим покровом уцелеют мои зубы»; «Покрой ты, девица, меня своею фатою от силы вражней, от пищалей и стрел; твоя фата крепка, как горюч-камень-алатырь!»

Потухающая Заря заканчивает свою работу, обрывает рудо-желтую нитку, и вместе с тем исчезает с неба ее кровавая пелена, почему народное поверье и присвоило ей силу останавливать текущую кровь и зашивать действительные раны: «Нитка оборвись - кровь запекись!», или по другому выражению:
«Как вечерняя и утренняя зари станут потухать, так бы у моего друга милого всем недугам потухать»...


Борис Ольшанский. У небесного причала

КАК ДАЖЬБОГ К СЕСТРЕ СВАТАЛСЯ

В незапамятные времена, когда землю еще только-только населили дети богов - люди, бог солнца Дажьбог решил жениться. Окинул он взором сонм богинь, задержав свой взор на веселой Макоши и красавице Ладе, но, боязливо отвернувшись от мрачной Мораны, вдруг заметил, что краше всех - его родная сестра Заря. Очи ясные, щеки сияют розовой свежестью, румяные губы улыбаются, а золото волос напоминает блеск солнечных лучей.

«А почему бы мне не взять ее в жены?» - любуясь красавицей Зарей, подумал Дажьбог, который, конечно, считал себя выше и сильнее всех богов. И позвал он к себе Велеса, чтобы объявить ему свою волю и заслать небесного пастуха сватом к Заре.

Воля твоя, Дажьбоже, - изумился Велес, - однако негоже это - на собственной сестре жениться. Не водится так меж нами, богами.


Борис Ольшанский. Слава Даждьбога

Только посмей ослушаться меня, - пригрозил Дажьбог. - Клянусь, я тебе отомщу. Повысушу своими огненными лучами все небесные пастбища, священные рощи твои обращу в пустыню. А не то и вовсе ослеплю тебя. Как тогда станешь гонять свои облачные стада?

Неохота было Велесу слепым скитаться по иссушенным солнцем небесным тропам - и не стал он перечить разошедшемуся Дажьбогу. Пошел к Заре свататься.

Та чуть не зарыдала от ужаса. Только недавно отвергла притязания Чернобога, и вот вам - новая напасть! Заря ничуть не желала выходить замуж за родного брата. Она вообще предпочитала веселую и беззаботную девичью жизнь.

Но с Дажьбогом ссориться опасно. Ведь натура его столь же буйная и неуемная, как у громоносного Перуна, только Перун норовит залить все вокруг дождями, а Дажьбог, если разгневается, иссушит мир своими огненными лучами.

Ну что же, - сказала Заря задумчиво, - пожалуй, ты, Велес, можешь сказать моему великолепному брату, что я согласна... нет, пока что я согласна только выслушать его предложение. Пусть придет ко мне завтра поутру - и расскажет мне о своей любви.

Услышав это, Дажьбог очень обрадовался. Да он ослепит своей любовью Зарю! Да он сожжет ее в огне своей страсти!

Наутро, чуть только поблекла ночная тьма, он ринулся к Заре... но нашел ее чертоги пустыми.

Где она? - вскричал сердитый бог, а прислужницы Зари робко ответили, что их госпожа только что вышла прогуляться по небесным садам. Дажьбог ринулся следом. Помчалась, разгоняя на своем пути стада туч, золотая колесница солнца. Но Заря, которая во что бы то ни стало решила убежать от Дажьбога, опередила его. Только на самом закате дня он увидел край ее сверкающих одежд... но тут Царица Ночь вступила в свои права, и Дажьбог уныло направился в свой дворец, надеясь, что завтра он непременно встретится с сестрой.

УВЫ... завтра и послезавтра повторилось то же самое - и ведется с тех пор. Солнце безнадежно гонится по небесам за красавицей Зарею и, только завершая свой дневной путь, успевает увидеть издали ее насмешливую, прощальную улыбку.

За минувшие века раздумал Дажьбог жениться на сестре, понял, что это великий грех, и людям, детям своим, настрого запретил кровосмесительные браки. Теперь он гонится за прекрасной Зарей, чтобы сказать: ей больше нечего боятся! - но ни он, ни она уже не могут сойти с предвечного круга.


Славянская мифология.



























← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»