Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов. Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир Учебно методический комплект по окружающему миру

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Понятие об учебной программе. УП- документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения. УП- нормативный документ, кот. утверждается МО и науки РФ. Она составляется по каждому учебному предмету в соответствии с ГОСом. В ней представлено содержание образования по каждому учебному предмету. УП бывают типовые, рабочие и авторские. Любая УП включает 3 раздела: 1. Пояснительная записка. Определение цели, постановка задач, раскрытие особенностей содержания(в том числе по классам), описываются особенности использования конкретных методов обучения, организационные формы и наиболее общие подходы. 2. Собственно содержание программ, указано содержание учебного предмета по классам и разделам с указанием учебного времени. Содерж учебного предмета преподносится в виде тезисов, каждый элемент содержания (тезис) должен быть реализован учителем. По отношению к учебнику программа первична, это документ для учителя. 3. Требования ЗУН ученика на конец каждого года обучения. Даёт информацию учителю (и родителю) о том, что должен знать и уметь ученик в соотв-ии с мин.треб.образ.стандарта.

Значение учебной программы: Не одна программа, не один учебник не может быть написан без опоры на Гос.Образ.Стандарт. Только после проверки программы на соответствие требованиям стандарта она может быть утверждена мин.образования. Требования стандарта находят своё отражение в программе в виде требований к знаниям и умениям учащихся. Но у каждого автора остается право вносить нюансы (свой взгляд) на конкретный вопрос (Н.р. обществоведч вопрос об экономике у Плешакова представлен в виде 3 китов экономики: трудовые ресурсы, природные ресурсы, капитал)

Разнообразие программ. Для использования в нач.школе рекомендовано более 10 учеб.программ. Наиболее востребованными и распространёнными являются программы: Плешакова, Клепиненой, Вахрушева, Виноградовой и Поглазовой. В них учтены положения классической методики преподавания естествознания. 3 системы обучения: 1 .Традиционная (выше перечисленные авторы).2. система общего развития младшего школьника (Занков).3. система развивающего обучения (Эльконин-Давыдов). Значение разнообразия. Это разнообразие программ обусловлено гуманизацией образования (учёт условий выбора) Наиболее характерные особенности программ . Зоя Александровна Клепинина «Природа и люди». Значительное место в программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранной деятельности. Основой для отбора природоведческого содержания стали краеведческий, экологический, практический принципы, деятельностный подход к обучению и развитию учащихся. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Андрй Анатольевич Плешаков «Зеленый дом». Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативами (Экология для младших школьников, Планета загадок). Наиболее характерная особенность – воспитание бережного отношения к природе.

А.А. Вахрушева, О. В. Бурского, А.С. Раутиан «Мир и человек» Основной целью этого курса является воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной целостной научной картиной мира. Формируется гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на Земле. “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.) Условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по данному курсу. В данной программе важное место занимает эстетическое воспитание (использование художественных текстов, репродукций) Окружающий мир Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Программа Л.В. Занкова Принцип отбора содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Елена.В.Чудинова, Е.Н.Букварева Окружающий мир.(Эльконин-Давыдов) Основная задача учебников–формирование основ научного мышления ребенка в области природы окружающего мира. В учебниках содержатся творческие задания для учащихся и тексты для чтения, позволяющие детям получать дополнительную информацию для их выполнения, размышлять над поставленными проблемами, закреплять полученные знания.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова программа написана в рамках федер. проекта «школа 21 века». Это интегрированный курс, включает в себя сведения из биологии, географии и истории. Автор попыталась дифферен-но построить программу, подходы в зависимости от возраста детей. 1 кл.: главный принцип- принцип эгоцентризма: малыши рассматривают материал 1 класса с т/з собственного «я». 2 кл. гл. принцип антропоцентризма, т.е. в этом возрасте ребенок способен воспринимать себя не как отдельного индивида, а как частичку человечества, с опред. взглядами и принципами. (темы «человек и здоровье»). 3 кл. : биоцентризм- во главу ставится природа. Методич. особенности урока: 1) 1-2 кл. урок в традиц. смысле слова не проводится. Занятия проводятся вне класса, занятия- игры. 2. В 3-4 кл. структура урока приближается к традиционной. Автор говорит о гуманном отношении к живым существам, в основу должен быть положен принцип идентификации (поставить себя на место животных, растений в отдельн. ситуациях). метод. структура:1. ДБ дробный, т.е. урок д. состоять из различных частей, взаимосвязях между собой, кот. различны по характеру деятельности детей. 2. Обязат-е структур. элементы- игра, логич. упражнения, творческ. задания, элементы продуктив. деятельности(конструктор), «ручная деятельность».

Вид практическая работа Язык русский Дата добавления 09.04.2016 Размер файла 27,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУВО «МАГУ»)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Выполнила: студентка 2 курса

ППИ ЗФО, по специальности

«Начальное образование»

Нутрихина Надежда Михайловна

Преподаватель:

Сайгадачная Виктория Владимировна,

г. Мурманск-2015 г.

Пояснительная записка

Основные цели и задачи

Общая характеристика учебного предмета

Методы формы и средства обучения

Пояснительная записка

Предметом анализа является программа начального общего образования по окружающему миру Плешакова А. А. Программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Выбор данной программы был обоснован тем, что представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Благодаря интеграции естественно-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные цели и задачи

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой;

проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшей изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий.

Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.) Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) труд человека - образцы поведения в природе.

Однако во втором классе учащиеся уже осознают, что различие природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.

Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов рассчитанных на включение всех органов чувств.

Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками,справочной литературой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми - родителями, педагогами школы, и т. д).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Где мы живем? (2часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

Жизнь города и села (12часов)

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села.

Здоровье и безопасность (10часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Творческий отчет.

Основные требования к усвоению

мир окружающий школа начальный

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Методы, формы и средства обучения

Словесный метод

Тема урока «Природа и рукотворный мир», стр. 14-17.

Рассказ учителя о природе, растениях, животных, о рукотворных предметах которые создал человек.

Тема урока: «Какие бывают растения», стр. 56-59.

Беседа с учениками о том, какие растения они знают, где они их видели.

Объяснение

Тема урока: «Живая и не живая природа», стр. 24-27.

Взаимосвязь живой и не живой природы, объяснение различий между ними.

Инструктаж

Тема урока: «Заглянем в кладовые земли» стр.47-44

Инструктаж по работе с атласом.

Дискуссия

Тема урока: «Невидимые нити», стр. 64-67.

Дискуссия на тему: «Может ли лес существовать без кустарников?»

Наглядный метод

Демонстрация

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»,

Демонстрация гербария различных цветов, сгруппированных по группам(Дикое,культурное)

Видеометод

Тема урока: «Дикие и домашние животные», стр. 72-75.

Просмотр короткого видеоролика, показывающего многообразие различных видов животных на Земле.

Иллюстрация

Тема урока: «Красная книга», стр. 88-91;96-97.

Изучение иллюстрации в учебнике по этой теме.

Практический метод

Наблюдение

Тема урока: «В гости к осени», стр. 36-37.

Наблюдение за тем, какие сезонные изменения происходят с растениями в данный момент.

Эксперимент (или опыт)

Тема урока: «Явления природы», стр. 28-31.

Проведение опыта с термометром позволяющим наблюдать изменения температуры воды,воздуха,тела.

Вводный урок

Тема урока «Природа», стр. 23.

Первый урок новой большой темы. Ознакомление с главами, которые предстоит изучить. Первичное представление материала.

Обобщающий урок

«Жизнь города и села», стр. 104.

Обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Все профессии важны». Беседа о разнообразии профессий. Кем бы дети хотели стать,какая профессия им нравится.

Предметный урок

Тема урока «Звездное небо», стр. 40.

Работа с учебником. Сделать аппликацию любого любимого созвездия.

Экскурсия

Тема урока: «Какие бывают растения», стр. 56.

Экскурсия в лес,парк. Беседа про деревья,кустарники,цветы.

Домашнее задание

Тема урока «Домашние животные», стр. 22.

Нарисовать на альбомном листе домашнего животного, написать про него рассказ.

Контрольный урок

Контрольная работа по теме «Где мы живем?», после изучения соответствующего раздела.

УМК для 2 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета, содержит:

Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.

рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. - М.: Вако, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Критерии оптимизации объема и сложности школьного курса химии, дидактические принципы отбора учебного материала. Особенности построения курса органической химии. Построение, разработка курса химии, ориентированного на систему понятий о химической реакции.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2010

    Зарождение систем обучения и принципы системы Д. Эльконина. История возникновения и внедрения системы развивающего обучения со времен древности и до наших дней. Методика преподавания интегрированного курса "Окружающий мир" как педагогической науки.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

    Цель, задачи, место курса в профессиональной подготовке выпускников. Описание основных видов учебного процесса. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Указания к изучению тем дисциплины. Глоссарий, тематика рефератов, тесты.

    методичка , добавлен 11.06.2009

    Смысл процесса систематизации знаний учащихся на тематических обобщающих уроках. Изучение опыта проведения тематических наглядных обобщающих уроков по химии в VII классе. Факторы, ускоряющие переосмысление учебного материала по темам школьного курса.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Мировоззренческие аспекты образования: проблема формирования системы идеалов, ценностей, жизненных смыслов. Содержание, структура учебного курса информатики. Особенности методик преподавания предмета как фактор формирования мировоззрения школьников.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2011

    Сущность и особенности изучения программного обеспечения ЭВМ в школьном курсе информатики. Характеристика основных устройств компьютера. Разработка учебного курса дисциплины "Основы информатики и вычислительной техники" в общеобразовательной школе.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Анализ практики дистанционного обучения. Педагогические аспекты дистанционного образования. Проектирование и разработка дистанционного курса. Технология разработки и содержание дистанционного учебного курса в пакете программ "SunRav BookOffice".

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Педагогические условия и сущностная характеристика дополнительного математического образования с точки зрения системного подхода. Примерная программа и методические рекомендации по организации изучения факультативного курса "Алгебраические числа".

    дипломная работа , добавлен 11.09.2011

    Гуманитарные основы учебного предмета "психология". Современное состояние ее преподавания в процессе курса обучения школы и ВУЗа. Художественные произведения в преподавании психологии. Проблема подлинного субъектного понимания (или непонимания).

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Понятие дистанционной формы обучения и особенности ее использования для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности при изучении базового курса информатики. Принципы разработки учебного материала

Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир»

Направление анализа

Программы (учебники)

Виноградова Н.Ф.

УМК: Начальная школа 21 века

УМК: Гармония

Плешаков А.А.

УМК: Школа России

Цель

Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Ведущая (концептуальная) идея курса

Ведущей идеей УМК «Начальная школа XXI века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

Окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие)

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

Освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

Освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

Формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Принципы отбора и структуированного учебного материала

Структура, содержание учебных изданий и их дидактическое наполнение в соответствии с требованиями ФГОС НОО (учебники, рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ, атласы, электронные материалы и другие учебные пособия для организации учебной деятельности учащихся). Методический анализ содержания и дидактического аппарата этих материалов с позиций соответствия требованиям ФГОС НОО для развития у учащихся умения учиться, осуществлять информационный поиск, самостоятельную учебную работу с использованием методов, соответствующих данной предметной области: наблюдения, опыты и др.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности.

Отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников.

Поликультурность содержания системы учебников обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.

Основные методы и формы в преподавании курса

Формы организации занятий:

    Нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

    Экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

    Практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

    Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного периода развития нашего государства.

Формы организации учебного процесса:

дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке,

в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и

экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия,

уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

Проблемно-поисковый подход. Наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование. Наглядные методы, словесные, практические.

Урок, экскурсия, внеуроч.деят., лаборатория.

Структура программы и ее соответствие типологии и стандарту. Отражение данной структуры в учебнике.

Программа по русскому языку под редакцией С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту

учебников «Начальная школа XXI века» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам

курса. Данная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не

Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся..

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС

Содержание стандарта, не отраженное в программе (учебнике).

Содержание программы (учебника), превышающее стандарт. Целесообразность превышения

Комплект соответствует не только обязательному минимуму содержания

образования, но и рассчитан на учеников, которые могут работать по программе, превышающей обязательный минимум, дает возможность учесть познавательные

потребности продвинутых учащихся. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

Особое значение при реализации программы, имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Практическая часть программы, ее структура, соответствие стандарту и содержанию программы.

1. Экскурсии сезонные для ознакомления с признаками различных времен года: в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов.

2. - Экскурсии в природу в различные времена года; наблюдение сезонного труда людей (фабрика, ферма, завод); экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом писателя. 3. - Экскурсия к местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной; наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки)

1 - Экскурсия по пришкольному участку, в школьный живой уголок, в зоологический музей, в зоопарк, в цирк, в зоомагазин.

2 - Экскурсии на природу (к берегу реки, пруда, к холму).
- Экскурсия к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.

3 - Экскурсии в лес (в парк, к водоему) для наблюдения осенних изменений в природе и сбора природного материала для поделок.
- Экскурсия в зимний лес (в парк на пришкольный участок) для наблюдения коры разных деревьев, сбора семян разных деревьев, исследования спилов деревьев.
- Экскурсия на пришкольный участок (а парк, в лес) для наблюдения цветения трав и опыления деревьев, в зоологический музей.

4 - Экскурсия в кабинет биологии (палеонтологический музей), в кабинет географии (в минералогический музей), в зоопарк, в биологический музей, в краеведческий музей.

Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы).
- Изменения в природе под воздействием человека.
- Охрана природы (может быть проведена в лесопитомнике, в ботаническом саду, на экологическую тропу).

1-2. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края.

3-5. Природные сообщества родного края.

Другие структурные компоненты программы

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".

Учебники имеют определённую структуру: анонсирование раздела; система вопросов перед текстовой информацией (в специальной рамке с условным знаком «Вспоминаем изученное, узнаём новое»), актуализирующая знания и наблюдения учащихся, а также в дополнение к ним даются вопросы проблемного характера, которые мотивируют получение нового знания, помогают определить учебно-познавательную задачу. Система заданий после изучения каждого смыслового блока учебной информации служит для осуществления обратной связи с учащимися (определение степени усвоения знаний и умений для коррекции действий учителя).

В конце раздела дана система вопросов для повторения учебного материала всей темы и указание на работу с тетрадью тестовых заданий (тематический контроль в конце изучения темы). Это поможет учителю моделировать учебный процесс, определять этапы урока, а также осуществлять пошаговый контроль (внутри каждого урока).

Специфика содержания предмета рассматриваемого учебного курса - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные - учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Способы познавательной деятельности

Различие практической, неучебной (что делать) и учебной (как делать) задач. Планирование действий по их решению. Учебные операции, соответствующие учебной задаче.

Последовательность учебных операций (знание соответствующего алгоритма действий). Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование.

Развитие познавательных интересов, положительного отношения к уче-

нию, осознания своих способностей и желание их развивать формируется через включение в содержание учебников дополнительных материа-

лов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности – репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня в учебниках помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора младшим школьником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий в учебниках («Можешь ли объяснить…», «Если захочешь, выполни творческую работу…», «Выбери три задания из тестовой работы…», «Придумай задание для одноклассников…», «Выбери объект для наблюдения, исследования, вариант презентации своего сообщения одноклассникам, ученого, от имени которого…» и др.).

Методы организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Общая оценка курса

Реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

Имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

Обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

Отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.

Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.

Изучая данный интегрированный курс, младшие школьники получают научные знания природоведческой и исторической и экологической направленности, у них формируется

мировоззрение на окружающий мир. Данный курс решает одну из важных задач – социализацию личности. Также в данной программе отражена экологическая направленность, что связано с необходимостью увеличить сведения о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе.

В Рабочей программе представлены цели, задач, специфика и значение курса, место курса в

учебном плане, ценностные ориентиры содержания курса, результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные),содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение, поурочное планирование по предмету, планируемые результаты изучения курса.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Современное образование » Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы » Анализ учебных программ по естествознанию для начальных классов

Страница 1

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемые для него варианты учебного курса. К настоящему времени разработано более 11-ти вариативных курсов по предмету «Окружающий мир».

В данной работе проанализированы пять курсов на предмет наличия в них учебного материала по теме «Явления неживой природы»: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Главная отличительная черта этого курса – четко выраженная экологическая направленность.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Для успешного решения задач курса предполагается проведение экскурсий и учебных прогулок. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.

Система учебных пособий А.А. Плешакова предоставляет учителю реальную возможность дифференцировать обучение, исходя из сформированности познавательных интересов учащихся и достигнутого уровня умения читать и понимать прочитанное (38).

Явления неживой природы изучаются в 1 и во 2 классах. В 1 классе рассматриваются такие явления, как облачность (Какие облака бывают?), снег (Откуда берется снег?), дождь (Почему идет дождь? Какие бывают дожди?), ветер (Что такое ветер? Почему дует ветер? Какой бывает ветер?), радуга (Как образуется радуга? Почему радуга разноцветная?). Во 2 классе явления рассматриваются в рамках тем: «Явления природы» (определение явлений природы, сезонные явления); «Что такое погода» (температура, облачность, осадки, ветер, гроза, метель, снегопад); неживая природа осенью (зимой, весной, летом). Объем изучаемого материала небольшой.

Реализуется в рамках образовательной программы «Школа XXI века». В данном курсе в большей степени нашло отражение интегрирование природоведческой и социальной составляющей. Изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов идет в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильное поведение в ней.

В основе построения курса лежит принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант, снятие авторитарного и установление демократического диалога между учителем и школьниками. Поэтому содержание курса построено «от ребенка», прослеживается его взаимоотношения с миром природы, вещей, своим собственным миром и социумом.

Автор предлагает использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса. Меняется и роль уроков в классе: из формы организации обучения «по шаблону», вербального накопления знаний из книг и со слов учителя они становятся средством обобщения, систематизации знаний, полученных чувственным путем. При этом автор предлагает изменить структуру урока в классе. Она состоит из взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Обязательной структурной единицей урока становится игра (ролевая игра) и продуктивная деятельность. Изучение программных тем идет в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, уровнем развития и осведомленности учащихся, конкретными условиями школы. Последовательность изучения тем устанавливает учитель по своему усмотрению (10).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская гимназия»

г. Егорьевск

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Георгиевская гимназия

Жиденькова В.Ю.

Рабочая программа по окружающему миру

(базовый уровень)

4 Б класс

Составитель: Давыдова Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

Данная рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии:

С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

С требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Георгиевская гимназия»;

С возможностями УМК « Перспективная начальная школа».

Программа УМК «Перспективная начальная школа» выбрана в соответствии с целями и задачами гимназии, решение которых осуществляется средствами УМК «Перспективная начальная школа»:

    развитие личности школьника, его творческих способно­стей;

    воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

    формирование желания и умения учиться,

    освоение осново­полагающих элементов научного знания, лежащих в основе современ­ной научной картины мира, и опыта его применения и преобразова­ния в условиях решения учебных и жизненных задач,

    развитие самостоятельности и творческих способ­ностей учащихся посредством включения их в проектную и иссле­довательскую деятельность,

интеллектуальное и нравственное развитие личности.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» , необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

    объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

    применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

    называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

    объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

    объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

    находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

    доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

    отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

    объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

    замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

Использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

Находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);

Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

Понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

Характеризовать основные функции систем органов человека;

Измерять температуру, вес, рост человека;

Понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

Извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 КЛАСС (68 ч)

Темы в соответствии с примерной программой

Основное

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

История Отчества

Древние славяне

Древняя Русь

Крещение Руси

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйствен­ной деятельности, другие источники. Древние славяне (террито­рия расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных на­родов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с за­падными завоевателями. Александр Невский.

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь работать со словарями; работать с картой;

Анализировать рисунки предметов труда и быта.

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой; пользоваться словарями, годы правления киевских князьях.

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь называть имена богов, объяснять

Знать военные победы Александра Невского

Уметь работать по карте.

Знать, когда была основа Москва;

Уметь: располагать на ленте времени период правления московских князей;

Солнечная система

Природные зоны нашей страны

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределение тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете.

Знать: названия планет Солнечной системы.

Уметь называть космические тела;

Рассказывать о возникновении Солнечной системы.

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года

Уметь: проводить простейшие опыты. Делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на земле.

Тундра и человек.

Зона степей.

Степь и человек.

Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Кавказа. Отдых людей на Черноморском побережье

Общие представле­ния о природных зонах России. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Знать: понятие «природные зоны»

Причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой; объяснять условные обозначения на карте.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Знать о роли леса в природе и жизни человека.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне лесов.

Уметь: работать с картой. Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне степей.

Уметь: работать с картой. Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Родной край – часть великой России (12 ч)

Твой родной край

Московское время

Карта твоего края

Растения твоего края

Народные промыслы твоего края

Заповедные места твоего края

Родной Край - часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Знать название своего края.

Уметь: работать со словарями, анализировать карту России; объяснять условные обозначения.

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся города, работать с картой часовых поясов.

Уметь работать с физической картой России и картой родного края.

Уметь работать с картой.

Знать понятия «полезные ископаемые», «бассейн», «месторождение»

Уметь работать с картой.

Определять на карте положение родного края.

Знать отрасли животноводства.

Уметь: работать с картой; называть животных твоего края; проводить наблюдения за живой и неживой природой; называть отрасли животноводства.

Уметь работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы.

Человеческий организм (11 ч)

Путешествие в мир клеток

Путешествие в мир клеток

Как человек двигается

Пищеварительная система

Система кровообращения

Всё о вдохе и выдохе.

Береги свои лёгкие.

Нервная система

Человек - часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Знать понятие «ткань»

Уметь сравнивать внешний вид ткани разных органов под микроскопом

Знать термин «Кожа» (эпидермис, меланин, дерма,)

Знать Понятия «пищеварение» «пищеварительная система»

Уметь выполнять правила питания,

Рассказывать о процессе пищеварения; называть питательные вещества

Знать, что в теле человека находятся органы, занимаемые органами.

Уметь называть органы кровообращения;

Рассказывать о работе сердца, называть состав крови.

Иметь представление, что легкие нужны и чтобы говорить.

Знать, что курение вредно для каждой части организма

Иметь представление, что легкие нужны и чтобы говорить

Знать строение нервной системы; какие сведения получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма

Уметь называть органы чувств

Изучаем органы чувств

Высуни язык и скажи «А»

«Взгляд» на глаз.

Ухо – не только орган слуха

Распознавание предметов путём соприкосновения с ним

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Иметь представление о строении языка.

Уметь рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Знать правила ухода за органом слуха

Иметь представление о строении уха

Уметь рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Знать правила ухода за органом осязания

Иметь представление о строении кожи

Уметь рассказывать о значении кожи; проводить простейшие опыты и наблюдения

Путешествие по странам мира

Границы России

Соединенные штаты Америки

Великобретания

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Знать границы России; с какими государствами граничит Россия

Уметь работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники США; называть главные города, достопримечательности.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники Великобритании; называть главные города, достопримечательности.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники Франции; называть главные города, достопримечательности.

День народного единства

Москва: память о войне 1812 г.

Память Москвы о героях ВО войны

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Вели­кая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной

Знать государственные праздники России;

Историю создания памятника Минину и Пожарскому;

Уметь рассказывать об истории Москвы; о московских князьях; о подвигах

Знать: государственные праздники; историю создания памятника «Триумфальная арка»

Иметь представление о войне 1812 г

Знать о начале и конце войны;

Уметь рассказывать

О героях ВО войны

Знать гос. Праздники; имя первого космонавта.

Уметь рассказывать об истории космоса; называть памятники; рассказывать о достижении России в освоении космоса.

Мы – граждане России (3 ч)

Имя нашей страны Россия или РФ

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - сто-

лица России. Города

России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты

Знать все названия нашего государства:

Русь, Древнерусское гос., Россия.

Уметь рассказывать

О гербе, описывать флаг России

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города, родного края.

Уметь показывать города на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города.

Иметь представления о ленте времени.

Знать основные события, связанные с изменениями облика Кремля 12 – 15 век; города России

Уметь ориентироваться по ленте времени;

показывать город на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс 4 Б

Учитель Давыдова Светлана Витальевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программ : О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир»

Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Т.– М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Дополнительная литература

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир: 4 класс: метод. пособие для учителя – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Федотова О.К., Трофимова Г.В., Трофимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1, 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

История Отечества

Земля – планета Солнечной системы

Путешествие по родным зонам России

Родной край – часть великой России

Человеческий организм

Изучаем органы чувств

Путешествие по странам мира

Москва как летопись истории России

Мы – граждане России

Итого:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарная неделя

№ урока в четверти

№ урока в году

Контрольные параметры оценки учебных достижений

Скорректированные сроки

Инструктаж по охране труда. Древние славяне

Древняя Русь

Крещение Руси

Борьба Руси с западными завоевателями

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

Обобщение по теме «Древние славяне»

Солнечная система

Вращение земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

Природные зоны нашей страны

Обобщение по теме

«Земля – планета Солнечной системы

Второе заседание клуба. Особенности неживой природы ледяной зоны. Арктика и человек.

Тундра и человек.

Тундра и человек.

Зона лесов. Растения и животные лесной зоны. Роль леса в природе и жизни человека.

Зона лесов. Растения и животные лесной зоны. Роль леса в природе и жизни человека.

Зона степей.

Степь и человек.

Зона степей.

Степь и человек.

Зона пустынь Жизнь человека в пустыни.

Зона пустынь Жизнь человека в пустыни.

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Кавказа. Отдых людей на Черноморском побережье

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Готовимся к школьной олимпиаде

Твой родной край

Московское время

Карта твоего края

Поверхность и водоёмы твоего края

А что можешь сделать ты?

Полезные ископаемы твоего края

Растения твоего края

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

Народные промыслы твоего края

Заповедные места твоего края

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России» Готовимся к олимпиаде

Письмо руководителей клуба к школьникам.

Как устроен организм человека.

Путешествие в мир клеток

Самый большой орган чувств

Как человек двигается

Пищеварительная система

Система кровообращения

Познакомимся с дыхательной системой

Всё о вдохе и выдохе.

Береги свои лёгкие.

Как почки удаляют из организма вредные вещества

Нервная система

Обобщение по теме «Человеческий организм» Готовимся к школьной олимпиаде

Четвёртое заседание клуба «Как мы все воспринимаем окружающий мир» Спроси у носа, что такое запах.

Высуни язык и скажи «А»

«Взгляд» на глаз.

«Взгляд» на глаз.

Ухо – не только орган слуха

Ухо – орган равновесия

Распознавание предметов путём соприкосновения с ним

Советы врача

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств»

Готовимся к школьной олимпиаде

Границы России

Соединенные штаты Америки

Великобретания

Готовимся к школьной олимпиаде

День народного единства

Москва: память о войне 1812 года

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Памятники Москвы покорителям космоса

Имя нашей страны России, или Российская Федерация

Основной закон страны

Конституция России

Президент России

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»