Двойная работа букв е ю я. Урок "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Цели:

  • Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
  • Повторить с учащимися мягкость согласных, и как она обозначается. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ и др.
  • Вспомнить, что такое фонетика, и что она изучает звуки и буквы.
  • Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Орфографическая диктовка:

Весе лый, помощн ики , прось ба, мости к, зонти к, борщ , деньки , речк а, гвозди к.

2. Вопросы:

  • Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
  • Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: ЧК, ЩН, РЩ?
  • Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
  • Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
  • Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)
  • Что же изучает фонетика?
  • Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
  • Какие звуки вы знаете? На какие звуки подразделяются гласные и согласные?
  • А какие буквы звуков не обозначают? (Ъ, Ь)

Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает меньше, чем букв. Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают.

Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков?

Местность, пеньки, рожь, солнце.

III. Объяснение нового материала.

1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Таблица 1

Ме ра- м’ [Э] ра

Поле т-пол’[О] т

Клю в- кл’[У] в

Ся ду- с’ [ А] ду

Вопросы к таблице 1:

  • Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После согласных)
  • Обратите внимание на транскрипции.
  • После каких согласных они стоят? (После мягких)
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (После согласных)

Учитель: Рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Е м-[й’Э]м

Е лка-[й’О]лка

Ю ла-[й’У]ла

Я ма-[й’А]мА

Вопросы к таблице 2:

  • (В начале слова)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Учитель: А теперь обратимся к таблице 3.

Таблица 3

Бое ц- бо[й’ Э]ц

Прие м-при[ й’О]м

Каю та-ка[ й’У]та

Стоя т-сто[ й’А}т

Вопросы к таблице 3:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4.

Таблица 4

Отъе зд-отъ [й’Э] зд

Съе мка-съ [й’О]кА

Вью га-вь[ й’У]га

Обезья на-обезь [й’А]на

Вопросы к таблице 4:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После Ъ и Ь знаков)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда еще буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука?

Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.

2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы.

Таблица-схема №1

Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны!

Рисунки см. в презентации (слайды 2–11).

Учитель: Проверяем написанное.

Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев?

Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2.

Таблица-схема №2

IV. Закрепление.

1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки)

Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк.

2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Карточка с заданием

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки.

4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику.

5. Проверка.

V. Итог урока.

Вопросы:

  • Какую тему мы сегодня изучали?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Оценки за урок. Поощрение.

VI. Домашнее задание.

6. Сочетания букв, имеющие непроизносимый согласный звук:

СТН = [си]: грустный

ЗДН =[зн]:звёздный

РДЦ = [рц]: сердце

ЛНЦ = [нц]: солнце

7. Особенности произношения некоторых сочетаний согласных

ЧН - [ШН] в словах: скучно, конечно, скворечник, яичница, пустячный, Ильинична

ЧТ = [ШТ] в словах: что, чтобы, что-либо, кое-что и др.

СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.

СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.

ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др. ГК = [ХК], [Х"К"]: легкий ГЧ = : легче

8. Особенности произношения некоторых грамматических форм

В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-) имен прилагательных, причастий и местоимений произно­сится согласный звук [В]: прекрасного, летящего, своего.

Специфика букв Ъ и Ь

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

Алгоритм выполнения задания А4:

1. Если требуется определить соотношение в слове букв и звуков, следует помнить о том, что

Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают;

Буквы Е. Ё. Ю. Я могут обозначать два звука

а) в начале слова (ЯМА, ЁЖИК);

б) после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ);

в) после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).

Следующие буквосочетания произносятся как один звук:

а) СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ"]: расческа, перебежчик, расщедриться, без щетки, без часов и др.;

б) СШ, ЗШ = [Ш]: бесшумный, без шарфика и др.;

в) ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учится, учиться, уродство, братцы и др.

В следующих буквосочетаниях имеются непроизносимые согласные:

а) СТН = [сн]: грустный;

б) ЗДН = [зн]: звёздный;

в) РДЦ = [рц]: сердце;

г) ЛНЦ = [нц]: солнце.

2. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки твердые или в каких словах все согласные звуки мягкие, помните о том, что

Буквы Е, Ё, Ю, Я, Ь указывают на мягкость предшествующего согласного;

В буквосочетаниях ШЬ, ЖЬ буква Ь (мягкий знак) не указывает на мягкость соглас­ного (звуки Ж, Ш всегда непарные, твердые), а указывает на определенную грамма­тическую форму:

а) рожь, мышь - Ь знак показывает, что перед нами имена существительные 3-его склонения;

б) ешь, режь - Ь знак показывает, что перед нами форма повелительного наклоне­ния глагола;

в) едешь, говоришь - Ь знак показывает, что перед нами форма 2-го лица единствен­ного числа глагола;

В слове может быть всегда мягкий непарный звук-невидимка [Й"], обозначаемый на письме при помощи букв Е, Ё, Ю, Я, если они идут в начале слова (ЯМА, ЁЖИК); после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ); после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД).

Примечание: иногда учащиеся забывают о существовании этого звука и поэтому ошибочно полагают, что, например, в слове ЯБЛОКО все согласные звуки твердые.

3. Если требуется определить, в каких словах все согласные звуки звонкие или в каких ювах все согласные звуки глухие, помните о том, что

все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой: ДУБ [ДУШ; СКАЗКА [СКА С К А].

Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий: ПРОСЬБА [ПРОЦБА].

ЗАДАНИЕ А5

Что должен знать ученик, выполняя задание А5 : правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непро­веряемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

1. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударени­ем в однокоренных словах или формах этого слова:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Пример: сериал - серИйный; выстиранный - стИрка, смиренный - смИрный, зачарован­ный - чАры, честолюбивый - чЕсть.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путем подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

У существительных изменить число: весна - вЁсны, паруса - пАрус;

У прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - он нАг, босой - он 60с;

У глаголов:

A) изменить число: я брожу - мы брОдим;

Б) изменить время: показал - покАжет;

B) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвЁл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, на раз­личные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

1. старожил нашего города (= стАрый житель) - он сторожил склад (= стОрож)

2. умолять о пощаде (= он мОлит) - умалять значение (делать мАлым)

3. разрядить ружье (= разрЯд) - разредить морковь (= рЕдкий)

4. раздражать поведением (= кто-то дрАзнит) - задрожать от холода (дрОжь)

5. благословить на подвиг (= сказать благое слОво) - прославлять героя (= слАва)

6. покарать врага (= кАра) - покорить природу (= покОрный) - укорять за лень (= укОр)

7. посвятить стихотворение (= свЯтость) - посветить свечой (= свЕт)

8. увидать издали (= увИдит) - увядать без влаги (= увЯнуть)

9. утихать постепенно (= утИхнуть) - утешать ласково (= утЕшить)

10. флаг развевается (= вЕять) - ребенок развивается (= развИтие)

Технологическая карта урока русского языка, класс 5 «А»

Тема урока: «Двойная роль букв е, ё, ю, я »

Цель деятельности учителя : актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я ; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудовани е: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока

Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов.Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности )

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась .2слайд

Помогите мне её собрать(Знание и мудрость украшают человека)3слайд

Произведите синтаксический разбор предложения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

Чем отличается звук от буквы?

Из чего состоят согласные звуки?

Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит?

А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё,я.

Обратимся к слову человек. Какую роль здесь играет буква е

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем

Гласных букв 10

Гласных звуков 6

Знание

Украшают

Смягчает предыдущий согласный и обозначает звук (э)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

Сформулируем тему нашего урока. Слайд4

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11

Обратимся к учебнику стр 142 п.61.

Совпали наши выводы с правилом?

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания..

Устные ответы

4. Практическая деятельность по реализации построения проекта

Упражнение 310

Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё , обозначают один звук?

Когда буква е обозначают два звука?

Отвечают на вопросы учителя, формулирую правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассникамин Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило.

Индивидуальнаягрупповая

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ таблицы

Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

Работают над составление таблицы

Формулируют собственные мысли, делают вывод

Индивидуальная групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

6.Физкультминутка

Обучающая игра – разминка.

Обобщение полученных знаний на уроке.

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

Принимают участие в обучающей игре.

фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
  • Куда улетают птицы? (юг)
  • Самый младший матрос на судне ?(юнга)

3.упражнение 331

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Выполнение упражнений

Индивидуальнаягрупповая

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план

Письменная работа

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Заключительная беседа по вопросам

(слайд14)

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

Давайте оценим работу одноклассников.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки.

Индивидуальная групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9.Задание на дом

Диктует д/з упр312 (слайд15)

Запись в дневник

индивидуальная


Урок – сказка

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Учитель Лачугина Е.В.

Цель занятия : помочь усвоить новую тему детям.

Данная тема, как показывает опыт, вызывает у детей большие затруднения, поэтому для объяснения важно подключить яркие сказочные образы, установить ассоциациативные связи между правилом и сюжетом сказки.

Первая часть поможет запомнить, какие именно буквы могут обозначать два звука(являются йотированными).

Вторая часть поможет запомнить, что эти буквы указывают на мягкость предыдущего согласного и в этих случаях обозначают один звук.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного

Что случилось в Азбучном королевстве.

В некотором царстве, в Азбучном государстве жила была буква Й . Однажды отправилась она в лес и там повстречала двух страшных, мохнатых чудовищ, которые сразу решили ее съесть. Буква Й припустила во все лопатки, а чудовища бросились ей в погоню. Вдруг первое чудовище зарычало: «Яю её! Яю её!» На языке чудовищ это «яю » значит «хватай, лови», а «её» у них значит то же самое, что у нас. Выходит, чудовище кричало: «Лови ее! Хватай её!» «Я ю её!» - ответило второе чудовище. И это означало: «Я за Ю бку ЕЁ схвачу!» Потому что на языке чудовищ «я » обозначает то же самое, что и у нас, а юбка называется сокращенно – ю ; слово «схвачу» чудовище просто проглотило на бегу.

Но буква Й отлично бегала. Ни жива ни мертва влетела она в свой дом, а на ушах её все звенело: «Я ю её

Прошли годы. Буква Й вышла замуж, и у нее родились 4 дочки – 4 буквы. В паять о своем спасении мама так и назвала их:

Я Ю Е Ё

Каждая дочка была немного похожа на свою маму.

Буква Я звучала как [й"а]

Буква Ю звучала как[й"у]

Буква Е звучала как [й"э]

Буква Ё звучала как [й"о]

Ребята, вслушайтесь в слова ЯБЛОКО, ЮБКА, ЁЖ, ЕЛЬ – и вы услышите звук [й"]

Итак, все 4 буквы: Я Ю Е Ё – обозначали два звука, первый из которых был звук [й"] – в честь мамы.

Буквы Я Ю Е Ё были особенными и ни на кого не походили, потому что ни одна ни другая гласная не могла обозначать два звука сразу.

Но вот однажды в Азбучном королевстве случилась беда. Откуда ни возбмись прилетела колдунья Отвердина и напустила на все согласные звуки ужасную болезнь: они все окаменели - стали твердыми. И никто не знал, как лечить отвердение – окаменение.

Узнав об этой беде, буквы Я Ю Е Ё бросились умолять колдунью Отвердину, чтобы она расколдовала несчастные согласные, но Отвердина была тверда и неумолима. «Ни за что, твердила она. – Разве что… Вы дадите мне выкуп. Пусть каждая из вас отдаст мне самое дорогое, что у вас есть, - звук [й"] ». «Мы согласны!» - сразу ответили Я Ю Е Ё

Так им было жалко заколдованные согласные. «Хорошо, - сказала Отвердина. - Отныне будет так: когда каждая из вас встаёт после согласной, она теряет свой дорогой звук [й"] , зато согласная становится мягкой».

Так и случилось. Теперь, когда буквы Я, Ю, Е, ё оказываются в слове после co гласной, они лишаются звука [й"] , зато согласная немедленно смягчается . Рядом с расколдованной мягкой согласной

Я звучит как А, Ю - как У, Е как Э, а Ё - как О.

Вот послушайте: МЯТНЫЙ, МЯГКИЙ, ТЯНЕТ, ЛЮБИТ, ВЕТКА, МЕТКА, ЛЕС, ЛЁГКИЙ, ТЁПЛЫЙ, МЁРЗНЕТ.

Не смогли помочь наши буквы только согласным Ш, Ж, Ц - они ведь всегда твёрдые.

Потом примеру Я, Ю, Е, Ё последовали ещё две буквы: И и Ь. Они тоже научились смягчать согласные. Правда, им ничем не пришлось жертвовать - у них же не было любимого звука [й"] . Вот как И и Ь смягчают согласные: ПИТЬ, ЛИТЬ, МИЛЫЙ, НОЛЬ, ПЕНЬ, КОРЬ.

Правда, буквы Я, Ю, Е, Ё гоже не навсегда лишились своего до­рогого звука [й"] . Когда они не рядом с согласными, они по-прежнему обозначают два звука.

    Это бывает, когда буквы Я, Ю, Е, Ё стоят в начале слова: им никого не надо смягчать и не нужно отдавать Отвердине свой звук [й"] . Поэтому в начале слова буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают, как и прежде, два звука. Послушайте сами: ЯМА, ЯРКИЙ, ЮНЫЙ, ЮГ, ЕДА, ЕХАТЬ, ЁЛКА, ЁРШ.

    Когда буквам Я, Ю, Е, Ё доводится стоять после гласных, они тоже обозначают два звука, ведь гласные не нужно смягчать. Гласные же не бывают твёрдыми или мягкими, верно? Послушайте, как звучат буквы Я, Ю, Е,Ё посла гласных : МОЯ, ШЕЯ, ПОЮ, РОЮ, ВОЕТ, НОЕТ, ТВОЁ, МОЁ.

    И еще буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. Ведь Ь и Ъ вообще не обозначают никаких звуков, зачем же их смягчать! Они специально разделяют согласную и буквы Я, Ю, Е, Ё, чтобы эти добрые буквы их случайно не смягчили! Вот послушайте, как звучат Я, Ю, Е, Ё после разделительных Ь и Ъ: ОБЪЯТЬ, ПЬЯНЫЙ, ПЬЮ, ШЬЮ, СЪЕЗД, ОБЪЕХАЛ, ВЬЕТ, РУЖЬЕ, БЕЛЬЕ.

Вот такие удивительные события произошли в Азбучном королевстве.

А теперь, ребята, подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

[э, о, у, а]

Два звука

[й] +[э, о, у, а]

После согласных

1.В начале слова

2. После разделительного Ъ и Ь

3. После гласной

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

А теперь переходим к упражнениям, которые будем выполнять письменно в тетради.

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

    Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

    Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

    Куда улетают птицы? (юг)

    Самый младший матрос на судне?(юнга)

3. Упражнение 312 в цучебнике.

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Заключительная беседа по вопросам

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке?

Задание на дом.

Д.З упражнение 314, параг.61 стр.142-143

Цель: дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы могут обозначать 2 звука.

Педагогическая инструментовка: карточки-орфограммы, таблица, учебник, рабочие тетради учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент - 2 мин.

II . Орфографическая пятиминутка - 5 мин. Работа с карточками-орфограммами.

III . «Минуты разминки» (фронтальный интерактивный метод).Мимолётный срез знания.

- Какой раздел языка мы изучаем?

С какого языка к нам пришёл этот термин?

(от греч. Фоне - звук.)

Как называется минимальная единица языка?

В чём различие между буквами и звуками?

Какой раздел языка изучает начертание букв и их виды?

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Чего больше в языке букв или звуков?

При помощи чего мы обозначаем мягкость согласных на письме?

Мягкость какого согласного перед другими согласными всегда обозначается при помощи мягкого знака?

В каких сочетаниях мягкий знак для обозначения мягкости не пишется? Почему?

Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных букв? (10)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о богатых буквах в русском языке. Это буквы Е, Ё, Ю, Я.

Раскройте тетради запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.

IV .Объяснение нового материала

«Богатство» этих звуковв том, что они могут играть двойную роль. Целью нашего урокаи будет ознакомление с двойной ролью этих букв, научиться распознавать эти роли. Первая нам уже известна, и сейчас мы её ещё раз вспомним. Давайте запишем в столбик следующие слова: днём, рядом, люди, лес.

Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах данного столбика? (После согласных). Сколько и какие звуки они обозначают?Какую роль они выполняют? (Смягчают стоящий перед ними согласный)

Вывод: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после мягких согласных, и это их первая роль.

Из упр. 304 найдите столбик со словами, где эти буквыиграют эту роль.

Ребята, вторая роль этих букв - умение обозначать сразу два звука, в строго определённых позициях. Сейчас мы узнаем, в каких. Для этого мы запишем слова из 2-го столбика. Где стоят в словах данного столбика наши буквы?(В начале слова.) Сколько и какие звуки они обозначают?

Вывод: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука в начале слова.

Вывод: После гласной.

Вывод: после ъ и ь знаков.

Таким образом, ребята, давайте сделаем вывод, в каких трёх позициях буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука (вывешиваю таблицу).

А сейчас мы поиграем, разомнёмся и заодно потренируемся.

Игра-разминка: ведущий произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку.

Юнгахлеб

Барьерлюстра

Ружьёпень

Баянклюква

Вьюгасвёкла

Маятникпамять

Каютаозеро

Молодцы, достаточно. Садимся и продолжаем работать.

Выполняем упражнение 305.Прочитаем задание.

Письмо – [п*ис* мо]-6 б. 5 зв.; мысль [мы сл*] -5 б. 4 зв.;

Возьмём [ваз*м*ом] – 7б. 6 зв.; восьмой [вас*мой*] -7 б. 6 зв.; баян [бай*ан] – 4 б. 5 зв.; юг [й*УК] – 2 б. 3 зв.; еда [й*эда] – 3 б. 4 зв.; ёлка [й*олка] – 4 б. 5зв.; честный [ч*эсный*]– 7 б. 6 зв.; праздник [ празн*ик] – 8б. 7 зв.

Выборочно-распределительный диктант (по вариантам).

1 вариант выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а 2 вариант – 2 звука.

Лень, ёжик, юбка, парашют, вьётся, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл.

1 2

Леньёжик

Парашютюбка

Люлькаспоём

Селолистья

Жестьёлка

Вёлпоезд

Орфографическая работа со словами, записанными на доске.

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, пианино, каучук, кричать, весь, просьба. (Задание выполняется по рядам или коллективно.)

1) Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Кричать (7 б. 6 зв.), весь (4 б. 3 зв.), просьба (7 б. 6 зв);

2) Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.Каёмка (6 б. 7 зв.), союз (4 б. 5 зв.), струя (5 б. 6 зв.), боец (4 б. 5 зв.),;

3) Найдите и запишите слова, в которых рядом 2 гласных звука.Театр, какао, шпион, дуэт, пианино, каучук.

Помните! Звук [ й ] согласный!

Итак, мы сегодня на уроке познакомились с богатыми буквами. В чём их богатство? Сколько ролей могут играть эти буквы? В каких позициях они обозначают 2 звука?

Оценка деятельности за урок и домашнее задание.

Параграф 61, упр. 306.

Примечание. Игра третий лишний. Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним?

Месяц, перец, посёлок , семья

Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть .

Юля, юрта, каюта, жюри. Салют, брошюра, земля, ягода.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»