Фонетика как раздел языкознания. Синтаксис как раздел грамматики

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Синтаксис

Функциональный синтаксис

Цели и задачи

Понятие о семантической структуре (пропозиции) и её соотношение с действительностью.

Семантическая структура (или пропозиция ) – самое общее исходное значение, связанное со знанием человека и выраженное в предложении. В состав пропозиции входят: предикат(соотношение действительности и мысли)+актант(действующее лицо), модификаторы(осложн. Компоненты, второстепенные члены предложения) и расширяющие элементы (функции предложения, вставные и вводные конструкции). Собственно пропозиция – это и есть выражение действительности, каждая из пропозиций – ее маленький кусочек.



Соотношение «действительность-ситуация». Способы выражения этого соотношения в высказывании.

Есть значение (семантический уровень, реалия, которую говорящий хочет выразить) и форма (языковой уровень, то, что он непосредственно говорит. Говорящий интерпретирует ситуацию по-своему исходя из своих коммуникативных способностей. Этим он выражает некое положение дел + его собственную позицию + самостоятельно отбирает подходящие (как ему кажется) языковые ситуации.

Действительность делится на реальный мир, виртуальный мир и внутренний мир человека.

Понятие о словосочетании.

Словосочетание – это сочетание знаменательных слов, построенное на основе однородной подчинительной связи, а, значит, в нем всегда есть главный и зависимый компоненты.

Сочетание из двух слов называется простым , сложное состоит их нескольких простых.

Между главным и зависимым компонентом есть три вида связей: атрибутивные (качественные или количественные признаки – прилагательные, числительные, причастия, наречия, инфинитив), объектны е (предмет, на который направлено действие, или орудие действия – существительные) и обстоятельственные (обозначает различные признаки действия – наречия, формы существительных).

Виды связи : согласование (зависимый уподобляется главному), управление (главному требуется определенная падежная форма) и примыкание (зависимое слово – неизменяемое).

Типы словосочетаний : глагольные, именные

Виды подчинительной связи в словосочетании..

Согласование, управление, примыкание.

Согласование - зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное: При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним. Может быть прилагательным, местоимением, причастием, числительным.

Управление - зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

При изменении главного слова форма зависимого не меняется. Может быть существительным, местоимением, числительным.

Примыкание - зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно. Может быть наречием, инфинитивом, деепричастием, сравн. степ. прилагательного, притяж. местоимением.

Виды смысловых отношений в словосочетании. Понятие о синкретизме смысловых отношений в словосочетании.

Словосочетания бывают определительные, объектные, обстоятельственные.

Определительные словосочетания – предмет и его признак

Объектные словосочетания – действие и предмет, на который оно переходит

Обстоятельственные словосочетание – действие и его признак

Синкретизм в языкознании - объединение в одной формне нескольких содержаний, а синкретические формы могут трактоваться как полифункциональные (многозначные)

Так же синкретизм – в сумме грамматических значений.

7.Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания .

Свободные выполняют в предложении функции разных членов предложения, разлагаются на отельные составляющие. Несвободные связаны фразеологически или синтаксически, вместе выполняют функцию одного члена предложения.

Стилистически маркированные словосочетания – сочетания, в своей форме содержащие отнесенность к какому-либо стилю. В словосочетании стилистическая маркированность создается за свет, например, инверсии. Или специфический лексики.

Вопрос о предложении в современном синтаксисе. Предложение как средство реализации коммуникативных пропозиций.

Предложение – это грамматически оформленная по законам языка интонационно-определенная единица речи, служащая главным средством формирования, выражения и сообщения относительно законченной мысли говорящего о действительности.

Суждения реализуются в предложениях. В одном предложении может быть несколько суждений. Одно суждение может быть выражено OVER NINE THOUSAND предложений. Плюс особая группа – оценочные суждения.

Подлежащее и особенности реализации в нем коммуникативной пропозиции.

Подлежащее главный член двусоставного предложения, грамматически независимый от других компонентов предложения. Обозначает предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы кто? что?

Морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного.

Подлежащее может быть выражено: существительным в им. пад, местоимением, числительным, инфинитивом, любой, способной субстантивироваться, частью речи, любой замещающей существительное частью речи, словосочетаниями.

Подлежащее – старое знание.

Особенности выражения коммуникативной пропозиции в сложном предложении.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененного состава.

Нерасчлененный тип:

Относится к слову или словосочетанию в главной части

Вид придаточной части задан главной частью

Союзы полифункциональные

Очень тесная связь между предложениями

Негибкие – только определительные.

Изъяснительные

Образа действия

Период и его разновидности.

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным). Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Последний период, кроме основного членения (на стыке повышения и понижения, который обозначен запятой и тире), имеет внутреннее деление на члены периода (см. части, разделенные точкой с запятой).

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода.

Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое, хотя некоторые специфические синтаксические качества, как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи: это параллелизм строения частей, строгий порядок их расположения, совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов, четкость и неизменность интонационного оформления. И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.

Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой. Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Примером может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

46. Основы русской пунктуации. Функциональные особенности русской пунктуации .

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие «обязательные», структурно обусловленные знаки.

Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т.е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т.е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

Функциональный синтаксис как раздел науки о языке. Цели и задачи функционального синтаксиса.

Синтаксис изучает правила организации и сочетания в высказывании.

Фонетический-морфологический-лексический-синтаксический-уровень текста-уровент культуры.

4 аспекта синтаксиса: формально-структурный (формы – простое, сложное, типы придаточных), семантический (структура формы и структура смысла, пропозиция), коммуникативный (актуальное членение речи) и прагматический (коммуникативная цель, средства построение высказывания).

Функциональный синтаксис рассматривает предложение сквозь призму функционирования языка в конкретных условиях и ситуациях общения. В Ф.С. рассматриваются случаи выражения одного смысла разными предложениями и наоборот. Ф.С. идет от значения к форме.

Значение и форма неразрывно связаны, и воспринимаются одновременно. Восприятие –психологический процесс, и воспринимающий вносит свое понимание. Говорящий тоже вносит свои смыслы.

Цели и задачи : Анализ от значения к форме; описание структур, выражающий категориальные значения.

Ф.С. неразрывно связан с пропозицией, потому что для него главное смысл, заложенный в предложение.

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты в синтаксические единицы.

Основные понятия синтаксиса:

Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).

Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.

· Отношения сочинения (равноправия).

· Отношения подчинения (зависимости).

· Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.

Синтаксич. зависимость

4 аспекта синтаксиса.

1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).

2) Семантический аспект. С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже является именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл. - 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).

Элементы семантич структуры предл-ия: агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.

3) Коммуникативный аспект. Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.

4) Прагматичекий аспект. Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов, идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;

2. рассмотрение видов синтаксической связи;

3. определение типов словосочетаний и предложений;

4. определение значения словосочетаний и предложений;

5. соединение простых предложений в сложные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.:

  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  2. 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.
  3. 1 Морфология как раздел науки о языке. Грам. значение, грам. категория, грам. форма. Принципы выделения частей речи.
  4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
  5. Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Б. Н. Головин хорошо известен филологам- русистам как оригинальный ученый-теоретик, автор популярных вузовских пособий, подвижник вузовской лиіггвистической науки.

Информация, которая передается в речи, распределяется между различными структурными единицами языка, одну информационную «нагрузку» несут фонемы, самые мелкие «кирпичики» высказываний; другую - морфемы, это уже первичные блоки, обладающие своим значением; третью - слова, более «крупные блоки», существующие для называния явлений действительности, но все эти единицы пока не могут образовать высказывания, сообщения.

Синтаксис позволяет выполнить в языке главнейшую роль - функцию общения.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Впервыет термин «синтаксис» был использован стоиками в 3в. до н.э. И был отнесён к наблюдениям над логическим содержанием высказываний.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения.

Объект синтаксиса как области языкознания составляют те механизмы языка(морфологические, фонетические, композиционные и другие), которые обеспечивают переход от языка к речи.

Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Синтаксические средства языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются интонация и порядок слов.Интонация не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В языке существуют определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.



Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действительностью.

Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка.

Вопрос 77.

Синтагма – это 1. По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- - определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - “маленький стол”). Такую синтагму называют “внутренней”, так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной “внутренней синтагмы” - “возящий воду”);

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют “внешними”, составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.



Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (напри­мер, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их интонационного контура (синтагмы завершённые, незавер­шён­ные, вводные, противительные, изъяснительные и др.)

Парадигма и синтагма

Парадигма - словоизменительная парадигма - в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Фердинанд де Соссюр использовал этот термин для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства.

Построение парадигм - одно из первых лингвистических достижений человечества; вавилонские глиняные таблички с перечнями парадигм обычно считаются первым памятником лингвистики как науки.

Обычно парадигмы упорядочены в некотором традиционном порядке граммем, например, парадигма русского склонения записывается в порядке падежей И - Р - Д - В - Т - П:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

Парадигма личного спряжения в европейских языках записывается обычно в порядке «иду-идёшь-идёт» (и соответственно лица называются первым, вторым и третьим), а, например, в арабском языке порядок обратный.

«Дай мне белый бумагу» - так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза» , говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.
Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала» . Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.
Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к] . А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск] , а [зк] нигде нет.
Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma-«вместе построенное») . Сочетания словоформ (т. е. грамматических форм слов) , сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов - это синтагмы.
Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом.. . Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют» , образуют в одном контексте единство. А иа чем?
В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции - в одном окружении.
Например, падежные формы:
посылаю хлеб вин. п.
посылаю хлеба род. п.
посылаю отцу дат. п.
посылаю почтой тв. п.
посылаю на самолете предл. п.
Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб - в значении «весь» ; послал хлеба - в значении «часть» ; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу - форма падежа называет адресат.
Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе - в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении - в одной позиции. Это - парадигма (от греч. paradigma-«образец») .
В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду - ты идешь - он идет. Формы иду - идешь - идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма - это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ) .
В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.
Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.
Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении. «Все, что хочется написать в строку, - синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы, - парадигма» .

Вопрос 78.

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.

Е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Си?нтаксис (греч. σύνταξις - составление).

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:

Учение о словосочетании,

Учение о предложении (правильно построенном высказывании). Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Динамический аспект синтаксиса. Синтаксис, объектом изучения которого является предложение как коммуникативная единица, связанная с ситуацией речи, обладающая определённой интонационной характеристикой и порядком слов как средством выражения актуального членения.

Статический аспект синтаксиса. Синтаксис, объектом изучения которого являются структуры, не связанные с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный. Синтаксис, объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и др.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи.

Синтаксис текста. Синтаксис, объектом изучения которого являются не структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.

Синтаксис функциональный. Синтаксис, объектом изучения которого является выяснение роли (функции) всех синтаксических средств (единиц, конструкций) в построении связной речи. Синтаксис, использующий в качестве метода исследования подход «от функции к средству», то есть выясняющий, какими грамматическими средствами выражаются отношения пространственные, временны?е, причинные, целевые и т. д. (ср. традиционный подход «от средства к функции», то есть выяснение того, какие функции выполняет определённая грамматическая единица).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.:

  1. 16. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе словосочетания. Предложно-падежное управление.
  2. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.
  3. 31. Предмет синтаксиса и система синтаксических единиц русского языка.
  4. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  5. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  • В) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда
  • Вопрос 229. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
  • Второй раздел моего дипломного проекта – Электротехническая часть.
  • 1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы.

    2. Механизмы синтаксиса.

    3. Синтаксис словосочетания.

    4. Предложение и суждение.

    5. Признаки предложения.

    6. Структурный аспект изучения предложения.

    7. Коммуникативный аспект изучения предложения.

    8. Семантический аспект изучения предложения.

    1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы

    Синтаксис – это грамматическое учение о строе предложения, о синтаксической сочетаемости и функциях форм слов в речи. Он начинается там, где происходит соединение словоформ в конструкции. Сам термин «синтаксис» происходит от греческого слова, которое означает «строй», «построение», «порядок» или «устройство». Разделами синтаксиса являются: 1) синтаксис словосочетания, изучающий сочетательные возможности слова; 2) синтаксис предложения; 3) синтаксис текста.

    Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение, состоящие из двух или более компонентов, которые объединяются синтаксической связью, выражающей определенные структурно-семантические отношения.

    В последнее время стало очевидным, что должна быть выделена более мелкая синтаксическая единица, из которой строятся словосочетания. Она получила название «синтаксема». Синтаксема - это синтаксическая форма слова, участвующая в выражении того или иного синтаксического значения.

    Так, в предложении Я не пошла в театр из-за пуговицы компонент «из-за пуговицы» выражает синтаксическое отношение причины и может быть развернут в целое предложение: Я не пошла в театр, потому что у меня оторвалась пуговица.

    Словоформа «ночью», которая содержит три граммемы (тв. пад., ед.ч. и ж.род), может передавать синтаксические отношения времени и объекта.

    Например: проститься ночью – время (когда была ночь) и любоваться ночью – объект.

    Следовательно, эта словоформа в синтаксисе становится синтаксической формой, способной передавать синтаксические отношения, становясь при этом синтаксемой.

    Таким, образом, синтаксема – это мельчайшая, далее не делимая единица синтаксиса, т.е. конкретная синтаксическая форма слова, которая участвует в выражении синтаксических отношений. Она выступает и как носитель элементарного смысла, и как конструктивный компонент более сложных построений, может употребляться самостоятельно, например, в качестве заголовков («У моря») или в качестве распространителей.

    2. Механизмы синтаксиса

    Синтаксис сам является механизмом, управляющим комбинированием знаков при формировании высказывания. Описать синтаксический механизм – значит, определить единицы, составляющие комплексы языковых знаков, и установить правила их комбинирования.

    Синтаксический механизм функционирует благодаря наличию классов слов (их категорий); сами же категории (классы слов) формируются на основе комбинаторных возможностей единиц.

    Учение о синтаксических связях слов – важнейший раздел синтаксиса. Связи слов определяются их валентностью, которая является основным механизмом синтаксиса.

    Валентность (от лат. «сила») – это способность слова сочетаться с другими словами. Связь слов в словосочетании и предложении – это реализованная потенциальная валентность, которой обладают лексические единицы в системе языка.

    Каждое слово по своему значению предполагает или «открывает» пустые места для своих «партнеров». Валентность, таким образом, - это свойство слова или формы слова называть или предполагать рядом с собой в определенной ситуации определенного «партнера». Валентностей столько, сколько «партнеров» необходимо назвать, чтобы корректно интерпретировать слово или форму слова.

    Например, глагол арендовать имеет пять валентностей: 1. кто арендовал, 2. у кого арендовал, 3. что арендовал, 4. на сколько (на какой срок, какое время), 5. за сколько (за какую сумму). Если убрать 4-ую валентность (на время), то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи; если отбросить 5-ую (деньги ), будет представлена ситуация «одолжить – взять взаймы»; если убрать 4-ую и 5-ую вместе – «кража» или «ограбление».

    Валентность определяется с опорой на лексическое толкование слова. Так, семантика глагола «посвящать» обусловливает наличие трёх валентностей; употребляя его в речи, мы обязательно заполним три места для его «партнеров»: кто? что? кому? – Поэт посвящает стихи женщинам.

    Различают обязательную и факультативную валентность. Например, глагол «рубить» трехвалентен. При сочетании его с существительным в именительном падеже (человек рубит) реализуется одна из обязательных валентностей (кто) и соответственно устанавливается одна связь; в случае его употребления с другой синтаксемой – существительным в винительном падеже (рубит дерево) – реализуется вторая обязательная валентность и устанавливается вторая связь. А при сочетании с синтаксемой «существительное в творительном падеже» (рубит топором) реализуется третья (факультативная) валентность и устанавливается третья связь, то есть предложение «Человек рубит дерево» семантически завершено.

    В предложении «Он взял книгу у соседа» глагол «взять» реализует обязательную валентность, связанную с его переходностью, (что? - книгу) и факультативную валентность – у соседа .

    Слова, которые заполняют валентности, называются в современном синтаксисе актантами (действующими лицами или предметами). Актанты соответствуют подлежащему и дополнению в традиционном синтаксисе. Зависимые же слова, не заполняющие никакой валентности, получили название «сирконстантов », и в традиционном синтаксисе они соответствуют обстоятельствам. Так, в предложении «Анна позвонила мне только вечером» актантами являются слова Анна и мне , сирконстантом – вечером .

    Количество валентностей у лексических единиц может быть различным. Есть слова авалентные (смеркается, морозит), одновалентные (спать, летать) и много -, то есть двух-, трех-, четырех-, пятивалентные.

    Валентностью обладают и формы слов. Например, инфинитив читать имеет одну валентность: читать что (книгу). А форма прошедшего времени читал получает дополнительную валентность, ограничивающую время действия (когда), именно поэтому нельзя сказать «читал завтра».

    К механизмам синтаксиса относится также закон семантического согласования. Сравним предложения.

    (1) Он приехал к нам летом.

    (2) Он приехал к нам за лето…

    Ясно, что предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «за лето» должна быть согласована с единицами, указывающими на количество приездов:

    Он приехал к нам за лето всего один раз.

    Или (1) За все лето он работал всего один месяц.

    (2) С каждым днем он работал…

    Предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «с каждым днем» должна быть согласована с указанием на постепенность становления чего-либо: С каждым днем он работал все лучше и лучше (все больше и больше ).

    На основе валентности возникают сочетания слов, вступающих в иерархические отношения, когда главный компонент присоединяет к себе зависимые.

    Однако в языке широко распространены и другие типы связи слов, когда отношения между ними характеризуются равноправием.

    3. Синтаксис словосочетания

    Формирование словосочетаний является результатом распространения различных знаменательных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных и наречий). Например:

    (2) езда верхом;

    (3) полный злобы;

    (4) светло от солнца.

    Эти словосочетания характеризуются односторонней связью и называются подчинительными. В них четко выделяются главные и зависимые компоненты: в (1) главное слово – читать , во (2) главное слово – езда , в (3) главное слово – полный , в (4) главное слово – светло .

    Соответственно зависимыми будут: книгу, верхом, злобы и от солнца .

    В зависимости от характера главного компонента выделяются словосочетания глагольные , субстантивные (главное слово - существительное), адъективные (главное слово - прилагательное) и наречные , или адвербиальные.

    В элементарном словосочетании, состоящем из двух компонентов, выражается определенное синтаксическое отношение, связанное с семантикой падежа. Так, в русском языке в глагольных словосочетаниях с творительным падежом могут быть переданы следующие синтаксические отношения: 1. резать ножом – орудийное; 2. гордиться сыном – эмоционального объекта; 3. выть волком – сравнительное; 4. ехать лесом – локальное (место); 5. ехать ночью – временное и другие.

    В зависимости от способа связи компонентов словосочетания выделяют сочинительные (равноправные), подчинительные (субординативные) и предикативные (взаимонаправленные) словосочетания.

    К сочинительным словосочетания относятся те, которые связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

    Например: вчера, сегодня, завтра; мать и дочь; не то дождь, не то снег; вооружен, но не опасен; институты или университеты . В этих словосочетаниях ни один из компонентов не зависит от другого.

    К подчинительным , субординативным словосочетаниям относятся такие, компоненты которых могут быть связаны тремя способами: управление, согласование и примыкание. Но каким бы из этих способов они ни были связаны, всегда один компонент подчиняет себе другой.

    Управление – это способ оформления подчинительной связи, при котором главный компонент требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого: резать хлеб, слыть чудаком, подарок отцу .

    Согласование – это способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного: синее небо, синяя лента, синий флаг.

    Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимый компонент присоединяется к главному без изменения своей грамматической формы. Это смысловая связь компонентов, которая не имеет формального выражения: вышивать красиво, ехать верхом, кофе по-турецки, ехать молча.

    Все словосочетания служат строительным материалом для предложения и могут быть вычленены из него при синтаксическом анализе.

    Классификация словосочетаний

    I. По количеству компонентов:

    1) простые (двучленные) - купить стол;

    2) сложные, включающие большее число компонентов - рассказывать сказку тихо;

    II. На основании принадлежности главного слова к той или иной части речи:

    1) субстантивные важные новости

    3) адъективные очень важный

    4) адвербиальные (наречные) очень важно

    5) местоименные любой из них

    III. По характеру смысловых отношений между компонентами:

    1) атрибутивные (определительные) красный бант

    2) объектные купить масло

    3) обстоятельственные встать рано

    4. Предложение и суждение

    Синтаксема и словосочетание, оставаясь предметом синтаксиса, все-таки не являются основными его элементами. Основным предметом исследования в синтаксисе стало простое предложение. Ни один человеческий язык не обходится без простого предложения. Предложение – это основная единица коммуникации вообще. Сущность его во всех языках мира заключается в развертывании признаков предмета сообщения.

    Предложение – многоаспектная единица языка. При его анализе необходимо учитывать логический, структурный, коммуникативный и семантический аспекты.

    С точки зрения логико-ориентированного подхода к изучению предложения задача состоит в том, чтобы понять, как суждение, то есть форма мысли, которая либо что-то утверждает либо что-то отрицает, отражается в логической структуре предложения; как построения в языке отражают соотношения между предметами, их свойствами и качествами. Этот логико-ориентированный аспект был взят на вооружение в европейской научной традиции.

    Мысль всегда двучленна. Структура суждения, в которой материализуется мысль, как правило, состоит из субъекта, предиката и связки, которая не считается членом суждения. Субъектом суждения является то, о чем идет речь. Он может быть не выражен словесно, не вербализован. Предикатом является утверждающая нечто об этом предмете часть суждения, из которой мы получаем новое знание о предмете, о его признаках.

    Предложение как форма выражения и существования суждения, однако, не тождественно ему. Оно имеет свою специфику.

    Не всякое предложение может выражать суждение. В вопросительных и побудительных предложениях ничего не утверждается и не отрицается. Кроме того, одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями: Весна в этом году ранняя. Какая ранняя в этом году весна!

    Структура суждения универсальна, а структура предложения обусловлена спецификой грамматического строя конкретного языка.

    Предложение, таким образом, является не столько выражением суждения, сколько выражением его интерпретации. Говорящий, воспринимая какую-либо ситуацию в окружающей его действительности, соединяет в своем сознании предметы мысли для отображения и интерпретации в языке этой ситуации.

    Акт соединения предмета мысли и каких-либо его признаков получил название «предикация». Понятие предикация было введено в науку о языке еще в античности. Признак, приписываемый субъекту речи, называется предикативным, или предикатом (от позднелатинского praedicatum – «высказываемое», «сказанное»). Во многих языках этот термин был использован для обозначения главного члена предложения. В русском языкознании принят термин «сказуемое».

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «koon.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «koon.ru»