Где находилась орда в 14 веке. Сарай Бату (Старый Сарай), столица Золотой Орды, Астраханская область

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Фотографии Валентины Балакирев и Татьяны Шерстневой

Пройдя ураганом бескрайние Евразийские степи, монголы образовали в низовьях Итиля (Волги) нехарактерные для кочевых народов города.

По археологическим данным столица Золотой Орды мигрировала вдоль восточного берега Итиля или современной Волго-Ахтубинской поймы. Возможно, первоначально в середине 13 века хан Бату основал её вблизи современного села Красный Яр, затем столица была перенесена в район села Селитренное (Старый Сарай) и наконец, при хане Узбеке переместилась севернее в Новый Сарай близ села Царев Волгоградской области.

Столица Золотой Орды была интернациональным торговым городом, здесь кроме монголов проживали кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары и византийцы. В 1261 году в Сарай-Бату митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Александра Невского и разрешения хана Берке была создана Сарайская епархия Русской церкви. От былой столицы Золотой Орды осталась выжженная степь.

В 2012 года в кинотеатрах России начался широкомасштабный показ исторического фильма режиссера Андрея Прошкина «Орда», посвященный великому монгольскому государству 14 века. Съемки фильма проходили в Астраханской области на рубеже степи и Волго-Ахтубинской поймы между селами Селитренное и Тамбовка. Здесь на берегу реки Ашулук был выстроен город - столица Золотой Орды Сарай-Бату. Настоящее городище расположено южнее у села Селитренное. В 14 веке русло Итиля (Волги) проходило вдоль восточного берега поймы.

После съемок фильма создан Культурно---исторический комплекс Сарай-Бату. Ежегодно в августе на его территории проходит Международный фестиваль современной музыкальной культуры «Золотая Орда».

На живописном обрывистом берегу реки Ашулук (Пяти ярах) были возведены макеты ханского дворца, крепостные стены, улицы и городская площадь, мечети, лавочки торговцев и дома-мазанки. В декорациях воссоздавались детали и декоративные элементы средневекового города. Был создан макет средневекового водопровода, существовавшего в Золотой Орде.

Воссоздана система средневекового водопровода

Кувшины, привязанные к вращающемуся большому колесу, наполнялись речной водой.

История Золотой Орды

Золотая Орда (Улус Джучи, Улуг Улус)
1224 — 1483

Улус Джучи ок. 1300 года
Столица Сарай-Бату
Сарай-Берке
Крупнейшие города Сарай-Бату , Казань , Астрахань , Увек и др.
Язык(и) золотоордынский тюрки
Религия тенгрианство , православие (для части населения), с 1312 ислам
Площадь ок. 6 млн км²
Население монголы , тюрки , славяне, финно-угры и другие народы

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус» ) или имени правителя («улус Берке» ), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке» , «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой» ). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово «орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека . В русских летописях понятие «Орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария».

Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар). Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией».

Границы Орды арабский историк Ал-Омари, живший в первой половине XIV века определял так:

"Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…

Бату, средневековый китайский рисунок

[ Образование Улуса Джучи (Золотой Орды)

Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году , можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай , где великим ханом был провозглашён Мункэ , сын Толуя . Бату, «старший в роде» (ака ), поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса . Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть.

Расцвет Золотой Орды

После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана . Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умер и провозглашённый ханом малолетний сын Бату (или сын Сартака ) Улагчи .

Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам , но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии , привлечь на службу образованных мусульман . В его правление значительных масштабов достигло градостроительство , ордынские города застраивались мечетями , минаретами , медресе , караван-сараями . В первую очередь это относится к Сарай-Бату , столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид ) . Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.

Большой минарет Соборной мечети Булгара , строительство которой было начато вскоре после 1236 года и завершено в конце XIII века

Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати. Однако это недовольство пока не выражалось открыто.

В правление Менгу-Тимура (1266—1280) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Мункэ-Тимур и его сородичи Борак и Хайду , правители Чагатайского улуса , признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость .

Тамга Менгу-Тимура, чеканившаяся на золотоордынских монетах

После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис, связанный с именем Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Бату и Берке пост беклярбека, второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю , Днестру , Узеу (Днепру ).

При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, г. Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х. ГИМ

Во времена правления хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии , Египтом , Индией , Китаем . После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек , которого русские летописи называют «добрым».

«Великая замятня»

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище»

С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня».

Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года ) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.

Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярибеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи Чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярибека при ханах-марионетках из рода Батуидов.

Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, ханы менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.

По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.

Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи, сын эмира Нангудая и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд захватил земли в бассейне Днепра .

Смута в Золотой Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377 —1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством (поражение на Воже (1378 )). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .

Правление Тохтамыша

В правление Тохтамыша (1380 —1395 ) прекратились смуты, и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Золотой Орды. В 1382 году совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани. После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1396 годов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Распад Золотой Орды

В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана , что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин , улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу , владевшим территорией Ирана . Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри нее начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1440-х — Ногайская Орда , затем возникли Казанское (1438 ) и Крымское ханство (1441 ). После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях , в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана , Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым . Центром его был Сарай .

Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи . Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Центром левого крыла был Орда-Базар . Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен .

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246 —1247 годах , выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана , женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником — визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками .

Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) .

Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани ); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255 —1266 ), близ современного Волгограда ). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид .

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был лук , которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк ). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты -чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .

Население

В Золотой Орде проживали: монголы , тюркские (половцы , волжские булгары , башкиры , огузы , хорезмийцы и др), славянские, финно-угорские (мордва , черемисы , вотяки и др.),), северокавказские (аланы и др.) и др. народы. Основную массу кочевого населения составляли кыпчаки , которые, утратив собственную аристократию и прежнее племенное деление, Ассимилированнный -тюркизировали [источник не указан 163 дня ] сравнительно малочисленную [источник не указан 163 дня ] монгольскую верхушку. Со временем общим для большинства тюркских народов западного крыла Золотой Орды стало наименование «татары ».

Важно что для многих тюркских народов название «татары» было лишь чуждым экзоэтнонимом и эти народы сохраняли свое собственное самоназвание. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов , каракалпаков и ногайцев .

Торговля

Керамика Золотой Орды в собрании Государственного исторического музея .

Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату , Сарай-Берке , Увек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак (Азов ), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия ) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном , тканями и льняным холстом , оружием , женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными кам-нями , пряностями , ладаном , мехами, кожей, медом, воском , солью , зерном , лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом .

Золотая Орда сбывала генуэзским купцам рабов и другую добычу, захваченную ордынскими отрядами во время военных походов.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу , так и в Среднюю Азию , Индию и Китай . Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге .

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами и медными пулами .

Правители

В первый период правители признавали главенство великого каана Монгольской империи.

  1. Джучи , сын Чингисхана , (1224 — 1227)
  2. Бату (ок. 1208 — ок. 1255 ), сын Джучи, (1227 — ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235 —1241 )
  3. Сартак , сын Бату, (1255/1256 )
  4. Улагчи , сын Бату (или Сартака), (1256 — 1257 ) при регентстве Боракчин-хатун , вдовы Бату
  5. Берке , сын Джучи, (1257 — 1266 )
  6. Мункэ-Тимур , сын Тугана , (1266 — 1269 )

Ханы

  1. Мункэ-Тимур , (1269—1282 )
  2. Туда Менгу-хан , (1282 —1287 )
  3. Тула Буга-хан , (1287 —1291 )
  4. Гийас уд-Дин Тохтогу-хан , (1291 —1312 )
  5. Гийас уд-Дин Мухаммад Узбек-хан , (1312 —1341 )
  6. Тинибек-хан , (1341 —1342 )
  7. Джалал уд-Дин Махмуд Джанибек-хан , (1342 —1357 )
  8. Бердибек , (1357 —1359 )
  9. Кульпа , (август 1359 —январь 1360 )
  10. Мухаммад Наурузбек , (январь-июнь 1360 )
  11. Махмуд Хизр-хан , (июнь 1360 -август 1361 )
  12. Тимур Ходжа-хан , (август-сентябрь 1361 )
  13. Ордумелик , (сентябрь-октябрь 1361 )
  14. Кильдибек , (октябрь 1361 -сентябрь 1362 )
  15. Мурад хан , (сентябрь 1362 -осень 1364 )
  16. Мир Пулад хан , (осень 1364 -сентябрь 1365 )
  17. Азиз шейх , (сентябрь 1365 —1367 )
  18. Абдуллах-хан хан Улуса Джучи (1367 —1368 )
  19. Хасан хан , (1368 —1369 )
  20. Абдуллах-хан (1369 —1370 )
  21. Булак-хан , (1370 —1372 ) при регенстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан , (1372 —1374 )
  23. Черкес хан , (1374 —начало 1375 )
  24. Булак-хан , (начало 1375 —июнь 1375 )
  25. Урус-хан , (июнь-июль 1375 )
  26. Булак-хан , (июль 1375 —конец 1375 )
  27. Гийас уд-Дин Каганбек-хан (Айбек-хан), (конец 1375 —1377 )
  28. Арабшах Муззаффар (Кары-хан), (1377 —1380 )
  29. Тохтамыш , (1380 —1395 )
  30. Тимур Кутлуг-хан , (1395 —1399 )
  31. Гийас уд-Дин Шадибек-хан , (1399 —1408 )
  32. Пулад-хан , (1407 —1411 )
  33. Тимур-хан , (1411 —1412 )
  34. Джалал ад-Дин-хан , сын Тохтамыша , (1412 —1413 )
  35. Керим Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1413 —1414 )
  36. Кепек , (1414 )
  37. Чокре , (1414 —1416 )
  38. Джаббар-Берди , (1416 —1417 )
  39. Дервиш , (1417 —1419 )
  40. Кадыр Бирди-хан , сын Тохтамыша , (1419 )
  41. Хаджи-Мухаммед , (1419 )
  42. Улу Мухаммед-хан , (1419 —1423 )
  43. Барак-хан , (1423 —1426 )
  44. Улу Мухаммад-хан , (1426 —1427 )
  45. Барак-хан , (1427 —1428 )
  46. Улу Мухаммад-хан , (1428 )
  47. Кичи-Мухаммед , хан Улуса Джучи (1428 )
  48. Улу Мухаммад-хан , (1428 —1432 )
  49. Кичи-Мухаммед , (1432 —1459 )

Беклярбеки

  • Курумиши , сын Орда-Ежена , беклярбек (1227 —1258 ) [источник не указан 610 дней ]
  • Бурундай , беклярбек (1258 —1261 )[источник не указан 610 дней ]
  • Ногай , правнук Джучи , беклярбек (?—1299/1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты , беклярбек (1299/1300 — 1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур , беклярбек (ок. 1309/1310 — 1321/1322)
  • Мамай , беклярбек (1357 —1359 ), (1363 —1364 ), (1367 —1369 ), (1370 —1372 ), (1377 —1380 )
  • Едигей , сын Мангыт Балтычак-бека , беклярбек (1395 —1419 )
  • Мансур-бий , сын Едигея, беклярбек (1419 )

Золотая орда давно и надежно связано с татаро-монгольским игом, нашествием кочевников и черной полосой в истории страны. А что же на самом деле представляло собой это государственное образование?

Начало

Стоит отметить, что знакомое нам сегодня наименование возникло уже куда позднее самого существования государства. А то, что мы называем Золотой Ордой, в эпоху своего расцвета звалось Улу Улус (Великий улус, Великое государство) или (государство Джучи, народ Джучи) по имени хана Джучи — старшего сына хана Темучина, известного в истории как Чингисхан.

Оба наименования довольно ясно обрисовывают и масштабы, и происхождение Золотой Орды. Это были весьма обширные земли, принадлежавшие потомкам Джучи, включая Бату, известного на Руси как хан Батый. Джучи и Чингисхан скончались в 1227 году (возможно, Джучи годом ранее), Империя Монголов к тому времени включала в себя значительную часть Кавказа, Средней Азии, Южной Сибири, Руси и Волжскую Булгарию.

Земли, захваченные войсками Чингисхана, его сыновей и полководцев, после кончины великого завоевателя разделились на четыре улуса (государства), причем оказался наиболее крупным и сильным, протянувшись от земель современной Башкирии до Каспийских ворот — Дербента. Западный поход, возглавляемый Бату-ханом, расширил к 1242 году подвластные ему земли на запад, а Нижнее Поволжье, богатое прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовецкими угодьями, привлекло Бату в качестве места для резиденции. Примерно в 80 км от современной Астрахани вырос Сарай-Бату (иначе – Сарай-Берке) – столица Улус Джучи.

Наследовавший Бату его брат Берке был, что называется, просвещенным правителем, насколько это позволяли тогдашние реалии. Берке, приняв в молодости ислам, не насаждал его среди подвластного населения, зато при нем значительно улучшились дипломатические и культурные связи с рядом восточных государств. Активно использовались пролегавшие по воде и по суше торговые пути, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики, ремесел, искусств. Сюда съезжались с одобрения хана богословы, поэты, ученые, умельцы в ремеслах, более того, Берке начал назначать на высокие государственные посты не родовитых соплеменников, а приезжих интеллектуалов.

Эпоха правления ханов Бату и Берке стала очень важным в организационном плане периодом истории Золотой Орды – именно в эти годы активно формировался государственный управленческий аппарат, сохранивший актуальность много десятилетий. При Бату одновременно с установлением административно-территориального деления оформились владения крупных феодалов, была создана бюрократическая система и разработано довольно четкое налогообложение.

Причем, несмотря на то, что ханская ставка по обычаю предков больше половины года кочевала по степям вместе с ханом, его женами-детьми и огромной свитой, власть правителей была как никогда незыблемой. Они, так сказать, задавали основную линию политики и решали важнейшие, основополагающие вопросы. А рутина и частности препоручались должностным лицам и чиновничьему аппарату.

Преемник Берке – Менгу-Тимур – заключил с двумя другими наследниками империи Чингисхана союз, причем все трое признавали друг друга полностью независимыми, но дружественными государями. После его кончины в 1282 году в Улус Джучи наступил политический кризис, так как наследник был очень юн, а Ногай, один из главных советников Менгу-Тимура, активно стремился получить если не официальную, то хотя бы фактическую власть. Некоторое время ему это удавалось, до тех пор, пока повзрослевший хан Тохта не избавился от его влияния, для чего потребовалось прибегнуть к военной силе.

Расцвет Золотой Орды

Своего расцвета Улус Джучи достиг в первой половине XIII века, в годы правления Узбек-хана и его сына Джанибека. Узбек отстроил новую столицу – Сарай-аль-Джедид, способствовал развитию торговли и довольно активно насаждал ислам, не гнушаясь расправой над непокорными эмирами – наместниками областей и военачальниками. Стоит, впрочем, отметить, что население в своей основной массе не было обязано исповедовать ислам, это касалось главным образом высоких должностных лиц.

Он также весьма сурово контролировал подвластные тогда Золотой Орде русские княжества – согласно Лицевому летописному своду в его правление в Орде было убито девять русских князей. Так что обычай князей, вызванных в ханскую ставку для разбирательств, оставлять завещание, обрел под собой еще более прочную почву.

Хан Узбек продолжал развивать дипломатические связи с наиболее сильными на тот момент государствами, действуя, кроме прочего, традиционным путем монархов – установлением родственных связей. Он взял в жены дочь византийского императора, выдал собственную дочь за московского князя Юрия Даниловича, а племянницу – за египетского султана.

На территории Золотой Орды тогда проживали не только потомки воинов Монгольской Империи, но представители покоренных народов – булгары, половцы, русские, а также выходцы с Кавказа, греки и т.д.

Если начало образования Монгольской империи и Золотой Орды в частности шло главным образом захватническим путем, то к этому периоду Улус Джучи превратился в уже почти вполне оседлое государство, распространившее свое влияние на значительную часть европейской и азиатской части материка. Мирные ремесла и искусства, торговля, развитие наук и богословия, четко работающий чиновничий аппарат были одной стороной государственности, а войска ханов и подвластных им эмиров – другой, ничуть не менее важной. Тем более что воинственные Чингизиды и верхушка знати то и дело конфликтовали между собой, составляя альянсы и заговоры. Кроме того, удержание завоеванных земель и подержание уважения со стороны соседей требовало постоянной демонстрации военной силы.

Ханы золотой орды

Правящая верхушка Золотой Орды состояла главным образом из монголов и отчасти — кипчаков, хотя в некоторые периоды на административных должностях оказывались образованные люди из арабских государств и Ирана. Что касается верховных правителей – ханов – то практически все обладатели этого титула или претенденты на него либо принадлежали к роду Чингизидов (потомков Чингисхана), либо были связаны с этим весьма обширным кланом через брак. По обычаю ханами могли быть лишь потомки Чингисхана, однако честолюбивые и властолюбивые эмиры и темники (военачальники, близкие по положению к генералу) то и дело стремились продвинуться к трону, чтобы усадить на него своего ставленника и править от его имени. Впрочем, после убийства в 1359 году последнего из прямых потомков Бату-хана – Бердибека – пользуясь спорами и распрями соперничающих сил на полгода власть умудрился захватить самозванец по имени Кульпа, выдававший себя за брата покойного хана. Его разоблачили (впрочем, разоблачители были также заинтересованы во власти, например, зять и первый советник покойного Бердибека темник Мамай) и убили вместе с сыновьями – видимо, для острастки возможным претендентам.

Отделившийся от Улуса Джучи еще при правлении Джанибека Улус Шибана (запад Казахстана и Сибири) попытался утвердить свои позиции в Сарай-аль-Джедид. Этим же активно занимались более отдаленные родственники золотоордынских ханов из числа восточных Джучидов (потомков Джучи). Результатом этого стал период смуты, названной в русских летописных источниках Великой замятней. Ханы и претенденты сменяли друг друга один за другим до 1380 года, когда к власти пришел хан Тохтамыш.

Он происходил по прямой линии от Чингисхана и поэтому имел вполне законные права на титул правителя Золотой Орды, а чтобы подкрепить право силой, заключил союз с одним из среднеазиатских правителей – прославленным в истории завоеваний «Железным хромцом» Тамерланом. Но Тохтамыш не учел, что сильный союзник может стать опаснейшим врагом и после своего воцарения и удачного похода на Москву выступил против бывшего союзника. Это стало роковой ошибкой – Тамерлан в ответ разгромил золотоордынскую армию, захватил крупнейшие города Улус-Джучи, в том числе и Сарай-Берке, прошелся «железной пятой» по крымским владениям Золотой орды и в результате нанес такой военный и экономический урон, который стал началом упадка сильного дотоле государства.

Столица золотой орды и торговля

Как уже было сказано, расположение столицы Золотой Орды было очень выгодным в плане торговли. Крымские владения Золотой Орды давали взаимовыгодный приют генуэзским торговым колониям, туда же вели морские торговые пути из Китая, Индии, среднеазиатских государств и южной Европы. С Черноморского побережья можно было попасть по Дону до волгодонской переволоки, там сухопутным способом – до волжского берега. Ну а Волга в те времена, как и много столетий спустя, оставалась прекрасным водным путем для купеческих судов в Иран и континентальные регионы Средней Азии.

Частичный перечень товаров, перевозившихся через владения Золотой Орды:

  • ткани – шелк, холст, сукно
  • древесина
  • оружие из Европы и Средней Азии
  • зерно
  • драгоценности и драгоценные камни
  • меха и кожа
  • оливковое масло
  • рыба и икра
  • благовония
  • пряности

Распад

Ослабшая за годы смуты и после поражения Тохтамыша центральная власть уже не могла добиться полного подчинения всех ранее подвластных земель. Правящие в отдаленных уделах наместники уловили возможность практически безболезненно выйти из-под руки правительства Улус-Джучи. Еще в разгар Великой замятни в 1361 году отделился восточный Улус Орда-Ежена, он же Синяя Орда, в 1380 году за ним последовал Улус Шибана.

В двадцатых годах XV столетия процесс распада стал еще интенсивнее – на востоке бывшей Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, несколькими годами позднее в 1428 году — Узбекское, еще десятью годами позже отделилось Казанское ханство. Где-то в промежутке между 1440 и 1450 годом — Ногайская Орда, в 1441 году – Крымское ханство, и позже всех, в 1465 году — Казахское ханство.

Последним ханом Золотой Орды стал Кичи Мухамед, правивший до своей смерти в 1459 году. Его сын Ахмат принял бразды правления уже в Большой Орде – фактически лишь малой части, оставшейся от огромного государства чингизидов.

Монеты Золотой Орды

Став оседлым и весьма крупным государством, Золотая Орда не могла обойтись без собственной валюты. Экономика государства базировалась на сотне (по некоторым источникам на полутора сотнях) городов, не считая множества мелких селений и кочевий. Для внешних и внутренних торговых отношений выпускались медные монеты – пулы и серебряные – дирхемы.

Сегодня ордынские дирхемы представляют собой немалую ценность для коллекционеров и историков, так как почти каждое правление сопровождалось выпуском новых монет. По виду дирхема специалисты могут определить, когда он был отчеканен. Пулы же ценились относительно невысоко, более того, на них порой устанавливался так называемый принудительный курс, когда монета стоила дешевле использованного на нее металла. Поэтому количество найденных археологами пулов велико, а их ценность относительно мала.

В период правления ханов Золотой Орды на захваченных территориях довольно быстро исчезал оборот собственных, местных денежных средств, а их место занимали ордынские деньги. Более того, даже на Руси, которая платила дань Орде, но в ее состав не входила, чеканились пулы, правда, отличающиеся по виду и стоимости от ордынских. Еще в качестве расчетных средств использовались сумы – серебряные слитки, точнее, отрезки, нарубленные из серебряного прутка. Кстати, первые русские рубли изготавливались точно тем же способом.

Армия и войска

Основную силу войска Улус-Джучи, как и до создания Монгольской империи, представляла конница «легкая в походе, тяжелая в ударе» по свидетельству современников. Знать, имеющая средства для хорошей экипировки, составляла тяжеловооружённые отряды. Легковооруженные части применяли технику боя конных лучников – после нанесения значительного урона залпом стрел сближение и схватка на копьях и клинках. Впрочем, немало распространено было и ударно-дробящее оружие – булавы, кистени, шестоперы и т.д.

В отличие от предков, обходившихся кожаным доспехом, в лучшем случае усиленным металлическим бляхами, воины Улус Джучи в массе своей носили металлические доспехи, что говорит о богатстве Золотой Орды – так вооружаться может лишь армия сильного и финансово устойчивого государства. В конце XIV столетия ордынское войско даже начало обзаводиться собственной артиллерией, чем в ту пору могли похвастаться очень немногие армии.

Культура

Особых культурных достижений эпоха Золотой Орды человечеству не оставила. Все же зарождалось это государство как захват кочевниками оседлых народов. Собственные культурные ценности любого кочевого народа относительно просты и прагматичны, так как нет возможности строить школы, творить живописные полотна, изобретать способ изготовления фарфора или возводить величественные строения. Но перейдя в значительной части к оседлому образу жизни, завоеватели переняли многие изобретения цивилизации, включая архитектуру, богословие, письменность (в частности, уйгурскую письменность для документов), более тонкое развитие многих ремесел.

Россия и Золотая Орда

Первые серьезные столкновения русских войск с ордынскими относятся примерно к началу существования Золотой Орды как самостоятельного государства. Сначала русские войска пытались оказать поддержку половцам против общего врага – Орды. Битва на реке Калке летом 1223 года принесла поражение плохо согласованным между собой дружинам русских князей. А в декабре 1237 года Орда вступила на земли Рязанщины. Тогда же пала Рязань, за ней Коломна и Москва. Русские морозы не остановили закаленных в походах кочевников, и в начале 1238 года были захвачены Владимир, Торжок и Тверь, произошел разгром на реке Сить и семидневная осада Козельска, завершившаяся его полным уничтожением – вместе с жителями. В 1240 году начался поход на Киевскую Русь.

Результатом стало то, что оставшиеся на престоле (и в живых) русские князья признали необходимость платить дань Орде взамен за относительно спокойное существование. Впрочем, по-настоящему спокойным оно не было – интриговавшие друг против друга и, разумеется, против захватчиков, князья в случае каких-либо инцидентов были вынуждены являться в ханскую ставку для отчета хану в своих действиях или бездействии. По приказу хана князьям приходилось привозить с собой сыновей или братьев – в качестве дополнительных заложников лояльности. И далеко не все князья и их родственники возвращались на родину живыми.

Нужно отметить, что быстрый захват русских земель и невозможность свергнуть иго захватчиков происходили в значительной мере от разобщенности княжеств. Более того, некоторые князья сумели воспользоваться этой ситуацией для борьбы с соперниками. Например, княжество Московское усилилось путем присоединения земель двух других княжеств в результате интриг Ивана Калиты, князя Московского. Но перед этим тверские князья добивались права на великое княжение всеми путями, включая убийство предыдущего московского князя прямо в ханской ставке.

А когда после Великой замятни внутренние неурядицы стали все сильнее отвлекать распадающуюся Золотую Орду от усмирения непокорных княжеств, русские земли, в частности, усилившиеся за прошедший век Московское княжество, стали все активнее сопротивляться влиянию захватчиков, отказываясь платить дань. И что особенно важно – действовать сообща.

В битве на поле Куликовом в 1380 году объединенные русские войска одержали решающую победу над войском Золотой Орды под предводительством темника Мамая, иногда ошибочно называемого ханом. И хотя двумя годами позже Москва была захвачена и сожжена ордынцами, господству Золотой Орды над Русью приходил конец. А в начале XV века прекратила свое существование и Большая Орда.

Эпилог

Подводя итог, можно сказать, что Золотая Орда была одним из крупнейших государств своей эпохи, родившись благодаря воинственности кочевых племен, а затем и распавшись из-за их стремления к независимости. Ее рост и расцвет пришелся на время правления сильных военачальников и мудрых политиков, но, как и большинство захватнических государств, она просуществовала относительно недолго.

По мнению ряда историков, Золотая Орда оказала не только негативное влияние на жизнь русского народа, но и невольно помогла развитию русской государственности. Под влиянием принесенной ордынцами культуры правления, а потом и для противодействия Золотой Орде русские княжества слились воедино, образовав сильное государство, превратившееся позже в Российскую империю.

Сегодня в "Известиях" почти полоса (так в газете называется страница) отдана под мой текст об обнаружении так называемого Старого Сарая (или просто Сарая) -- столицы Золотой Орды. Сенсация в том, что его, оказывается, в 1320-х годах затопил Каспий, город пришлось перенести, так возник Новый Сарай у нынешней деревни Селитренное Астраханской области.
Даю здесь авторский вариант. В газете пришлось сделать попроще вводку, плюс были существенные сокращения. Открытие сделал мой друг Саша Пачкалов, историк, благодаря любезности которого "Известия" сообщили об этом раньше не просто всех обычных СМИ, а даже раньше официальной научной публикации.

Окончательный Сарай


Историк Александр Пачкалов нашел место, где стоял Сарай. Тот, что столица Золотой Орды. Искали и до него, да не там. Сарай, оказывается, Каспий затопил. Потом волны схлынули, тут и Пачкалов подоспел. Но непатриотичное вышло открытие. Вместо цепей и кандалов, приличных «давителям Руси», взорам предстает подернутый туманом русских слез Китеж-град. А из могил тянут руки монгольские ханы, претендующие на лавры учителей русских. Что теперь делать, памятник ставить Батыю? Да, недаром мастодонт российской исторической науки, Владимир Григорьев, сто лет назад предупреждал: не ищите Сарай возле деревни Красный Яр Астраханской губернии. Ибо обрящете, но не возрадуетесь.

Евгений Арсюхин

Карта из школьного учебника истории. Русь - крошечное красное пятнышко в левом углу. Через гигантское пространство, закрашенное в болотный цвет, маршируют черные буквы - «Золотая Орда». Болото обступило Москву, Владимир, Новгород, миг - и поглотит. Я этого не допущу. Я беру красный карандаш. Провожу две жирные стрелки от Москвы - в самое сердце Орды. К столицам, Сараю Бату и Сараю Берке. В моем воображении - русские танки, они врываются в логово врага. Солдаты патронов не жалеют - «это вам за Козельск», «это - за Александра Невского». И за Москву получи, монгол поганый!
Пачкалов на том же учебнике вырос. Но не сыскалось у него под рукой красного карандаша. То, что мне хотелось стереть в свинцовый порошок - его заинтриговало. Принялся изучать Орду. И вот, меня посрамил - не туда, говорит, карандашиком-то тыкал. Не там у Орды столица была.
Но мне не стыдно за свою ненависть. Чем я хуже своего народа? Русские Орду вытравливали из себя столетиями. Вон над словом как поизмывались. «Сарай» - по-тюркски значит «дворец». А в русском? Случайно, думаете?

Орда на Гудзоне

Тебя монгольщина не давит? Князья убиенные во сне не являются? - спрашиваю Пачкалова.
Все, думаю, смутил. Куда там:
- Я в Волгограде вырос. Мальчишки ордынские монеты собирали банками. Красивые: с верблюдами, зайцами, цветками. Что за напасть: говорят, дикари - а монеты вон какие, думал я. Решил - врут. Царицын, Саратов, Самара, Симбирск - все на старых татарских городищах стоят. В истории стыдного нет ничего.
Пачкалов читает лекции в Германии. И в США, в Колумбийском университете, что прямо на Манхеттене, в самом чреве той Орды, атлантической. Говорит - американцам интересно. Там и объявил, что нашел подлинный Сарай. Дебелые заокеанские студиозусы, вскормленные на отборных гамбургерах, внимают истории про поселок Красный Яр под Астраханью. Где Сарай и был.
- Представляете, - говорит аудитории Пачкалов, - Жители Красного Яра даже не знают, что именно здесь стоял дворец Батыя, тут бывал Александр Невский, погиб святой Михаил Тверской…
Уж и не знаю, как американцы представляют себе этот Красный Яр. У русского с ассоциациями лучше. Полдневный зной. Пыльные улицы. Мухи роятся вокруг поспевших арбузов. Сельмаг не приехал - пить что будем? Говорят, на танцы придут туристы - эти, из палаток, рыбу все ловят. Пошли, позырим.
Мало ли сонных городков в Америке? И у каждого американского мальчишки есть мечта - вдруг найти за околицей пиратское сокровище. Но уже нет зарытых пиастров в самой богатой стране мира. А в нищей России - навалом. Вот и идут будущие историки Колумбийского университета послушать счастливого русского. А русский такой счастливый, что самому страшно. Раскопки бы в этом Красном Яру приличные сделать. Заповедник открыть. Да на какие шиши?

Проклятие Розового Сада

Так что такое с этим Сараем? Почему на школьной карте их два, да оба не те?
Давайте про Карфаген сначала. Он был разрушен. Римляне сравняли с землей не только стены, но и память о столице враждебного государства. А через век - вернулись и имя, и город. Незачет, гаи валерии. У нас учитесь.
Русские убили свой Карфаген на совесть. Кирпичи и те растащили - а городок был немал. Говорят, из конца в конец на верблюде - полдня. Понятно, улочки узкие, не разгонишься. И тем не менее: больше Лондона.
Когда двести лет назад историки принялись отматывать назад ленту времени, кандидатами на Сарай стали два крупных городища. Селитренное - в Астраханской области, на берегу Ахтубы (в Средние века здесь текла Волга), и Царев у Волгограда. Там и там - голое поле, но в земле - фундаменты столичного замаха. А из монет и старых книг историки знали, что был просто Сарай, а был еще какой-то Новый Сарай. Вот Селитренное и стало Сараем, или Сараем Берке, а Царев - Новым, или Сараем Бату. «Бату» и «Берке» - для красного словца придумали, нет в летописях такого.
А потом конструкция затрещала. Царев оказался гигантским дворцом, который по ходу пьесы оброс виллами знати и скворечниками прислуги. Поселение называлось Гюлистан, то есть Розовый Сад. Селитренное, как выяснилось - это Новый Сарай.
А что со Старым Сараем, настоящим? С тем, который встал сразу после покорения Руси? Куда устремились на поклон униженные, побежденные русские князья? Откуда пришли к нам численники - и считали, считали людей по головам, как скот, чтобы собирать дань? Думали, он сыщется где-то на окраине Селитренного. Городище-то гигантское. Несколько лет назад лопнула последняя надежда. Копнули непосредственно в современном поселке Селитренное, под домами, на огородах. Ничего. До 1340-х здесь было голое поле. Сарай испарился.

Памятник Батыю

Каспийское море дышит. Оно наступает, отступает. Пачкалову этот факт казался значимым. Но он не понимал, что из него можно выжать. Не понимал, пока в одной старой книге не отыскал свидетельство очевидца: столицу Золотой Орды поглотило море. А еще было пророчество. Якобы некий католический монах «предсказал», что Сарай скроется в волнах. Возможно, монаха обсчитали на рынке. Знаем мы эти предсказания. Всю жизнь они делались пост-фактум. Значит, на самом деле затопило.
Стоп. А не был ли Сарай прямо на Каспии? Мысль смелая. Ордынцы - они ж кочевники. Их море - степь. Но они же - непревзойденные торговцы. Порт им бы не помешал.
Что ж, у современного поселка Красный Яр сыскалось городище, которое основали в точности, когда должны были построить Сарай. И которое погибло, едва Новый Сарай появился. Но это не все. В одной летописи сказано: Батый встал в Кандаке. А рядом с Красным Яром - село Кондаковка. Порылся Пачкалов в хрониках - никаких Кондаковых-помещиков отродясь не было. Так, факт к факту - собрал мозаику. Главное - монеты, конечно. Их еще недавно в Красном Яру собирали прямо в пыли на дороге. На монетах даты. Даты очень древние. От покорения Руси - до хана Джанибека, который, как мы точно знаем, переехал в Новый Сарай.
Таких совпадений не бывает. Вот и здесь - не совпадение. Красный Яр копали мало. Но дотошно изучали старое, ордынское кладбище на окраине деревни, на Маячном Бугре. Находки поразили своим вызывающим богатством. Вопреки распространенным басням о тоннах сокровищ, что Орда выкачивала из Руси, ордынцы жили скромно, умирали еще скромнее. А тут - золото, прошедшее через руки хороших ювелиров.
- Батый похоронен там?
- Батыя зарыли где-то в степи, могилу замаскировали, как и могилу Чингисхана, - разочаровывает Пачкалов, - Так что - вряд ли. Но все следующие ханы… Берке, интриган вселенского масштаба, Токта, сотрясатель мира… Считай, что мы нашли их кости. Только без таблички.
Кости там - интереснее золота. Есть, понятно, монголы. Есть буддисты. Католики налицо (недаром послы Папы Римского застали в Сарае францисканский монастырь). Китайцы сыскиваются. Те самые, что стали у ханов Орды советчиками. Научили их, как брать налоги, писать законы. Еще надоумили: в урожайные годы зерно покупать дешево, и прятать, а в голод по той же цене распродавать, чтобы народ не мер. В ХХ веке экономисты этот нехитрый прием заново открыли, окрестили «интервенциями», а в России его внедрили в 2001-м. Как ноу-хау невиданное.
И русские косточки есть, с крестом на персях. Кто они, рабы? Да непохоже. Была в Сарае епархия. Церковь была православная с монастырем. Митрополит на верблюде разъезжал. Вечером с мечетей к намазу призыв - а церковь в колокола бьет, тоже на молитву собирает. Как Сарай затопило, переехала митрополия в Новый Сарай. А когда Орду сломали, дали митрополиту Сарайскому земли у Москвы-реки, напротив Кожевенной слободы, где теперь Павелецкий вокзал. Крутицкое подворье, не были? Там - хоромы XVII века, как будто облитые зеленой глазурной плиткой. Издалека - словно мавзолеи Самарканда. Вот вам кусочек Сарая в центре Москвы. Только «переваренный», пропущенный через наши вкусы. Хотя еще разобраться надо, где наши, где не наши.
Взять легенду о Китеже. Блестящий город опускается под воду за одну ночь. Так и не ответа, откуда это в нашем фольклоре. Ничего не тонуло на Руси, да и в чем тонуть-то? Морей у нас не водится. А теперь представьте: на глазах у блестящих ханов и заносчивых мурз, которые мнят себя центром цивилизации, поднимаются волны, съедают стены дворцов, и обезумевшая чернь мечется по улицам, превратившимся в каналы.
- Может, и не так все было, - остужает Пачкалов, - Не за одну ночь, а за несколько лет… Но все равно: море идет! Конечно, это был чудовищный шок. Конечно, осталось в памяти.

Долой крамолу

Что-то здесь не так, скажет читатель. В памяти у кого? У них, у ордынцев - может быть. Но Китеж - это исконное-посконное. Зачем смешивать?
История гримасничает, факт известный. Присмотритесь к рожицам, которые она строит. Вот Россия - почему такая, не другая? Ведь почва, климат (хотя и холоднее) - как в Европе. А ведь уже в XV веке, пересекает путешественник западный нашу границу, и попадает в другой мир. Это не восток. Не запад. Что-то отличное. Отчего так?
Я не буду злить тех, кто верит в нашу исключительность. Просто, найдя один ответ («вот мы такие особые») не надо успокаиваться.
Говорят, собор Василия Блаженного - это воспроизведение мечети Кул-Шариф во взятой Казани. Даром ли собор - памятник падению Казанского ханства, этого осколка Орды? С собором - перебор, говорит Пачкалов. Есть поинтересней идеи.
- Золотая Орда эпохи расцвета, - рассуждает он, - производила, конечно же, ошеломляющее впечатление на русских князей. Возвращаясь домой, они задавали вопрос…
- Почему Россия не Америка? - перебиваю я, - то есть не Орда?
- Ага! И старались построить «что-то похожее», даже когда Орды уж и след простыл.
Что именно?
При Узбеке и Джанибеке, когда Орда поднялась, ханам удалось небывалое: вырастить средний класс. Это в средние-то века! Посмотрите на клады той поры. Мало очень маленьких, но почти нет и очень больших. От ста до пятисот серебряных монет, как под копирку. Пройдет пятьдесят лет, Орда застонет, раздираемая сепаратистами, и вот уже другая картина: в одном кладе десятки тысяч, в другом - два-три жалких обрезанных дирхема. Середняков нет! Есть олигархи, и есть нищета.
Русские князья стремились к разумному равенству. Как все нормальные правители всех времен. Они видели: народ в Орде жил хорошо, пока был силен государь. Как только его давили мурзы, страдали и подданные. Вывод? Бей удельных! Угличских, серпуховских, новгородских.
Иван Грозный довел программу до абсурда. Всех перебил, дела не идут. Решил ордынца на трон посадить, коренного чингизида, Симеона Бекбулатовича. Года не просидел. Народ все-таки не понял. Но, если ордынские заветы кутались в русские шубы, выходило так, будто - сами додумались. До лозунга «в единстве - сила», например.
Монету в Орде научились делать. Слово «деньги» - оттуда, из-под села Красный Яр. В земле вокруг Москвы - отрыта масса денег с арабскими буквами, а сколько еще спрятано. До Петра медные монетки звали на Руси «пул». Этот термин находим на сарайских медяках. Да еще с указанием, сколько пул давать за серебряную деньгу. Будешь с курсом играть - «сикир башка» (сразу два ордынских слова). И на русских первых деньгах - отрубленная голова рядом с секирой.
Вот такие уроки усвоили. А иные усваивать не пожелали. Веротерпимость, например. Помните, в Сарае: францисканский монастырь, православная митрополия, буддийский дацан, куча мечетей. А может, чем черт не шутит, и синагога была? Русь: в XVII веке колокольни «шатром» строить запретили (минарет напоминает, видите ли), мечети только Екатерина позволила. Без минаретов.
- Ну все же и на костер не посылали, как в Европе, - спорит Пачкалов.
«А могли бы и придушить», хороший аргумент! Хотя… «Скоро москвичи будут носить чалмы, и станут походить на турок», написал западный путешественник о русской столице времен Ивана Грозного. Видать, шла «подспудная исламизация». До чалмы не дошло. Открытая демонстрация - не наш стиль. Исподволь - другое дело.
Вот ввел Иван опричнину. Идея - чисто восточная, вспомнить хотя бы «чистых аяров» из Сирии, которые противостояли «нечистым». На свет и тьму решил и Грозный страну поделить. На «правильной» стороне - все хорошее, восточное, ордынское. А что «опричь» - косное, отсталое, русское. И задумка была: чтобы «светлая» сторона росла, «темная» - сокращалась. Да коррупция все погубила. Зазнались опричники.
Годы прошли, Петр решил собезьянничать. Построил Новый Сарай, Петербург, здесь Европа теперь будет! И, говорят, всерьез Азию хотел отрубить от державы, пусть плывет, как может. Но вот ведь шутка истории. Кабы Москва потонула, как тот Сарай, как Китеж наших сказок - может, и получилось бы. Но - тонет Петербург. Не принимает его Балтика.
Уже в космос летаем. А все «опричь». Вот, модернизацию задумали, однако же, в заповеднике. И с «уделами» боремся - в 90-е вожжи подраспустили, губернаторы обрадовались, да ненадолго. Может, и хорошо жилось простому человеку в 1300 году. Да неужто помнить об этом 700 лет? Такое бывает. Если больше вспомнить нечего. Или если память короткая. Главное теперь - чтобы Сарай не зарыли. У нас могут. С горошиной борются лишней периной. А чем больше перин, тем нежнее телеса.

Оригинал взят у terrao в Сокрытое наследие Золотой Орды

В современной России многое является вовсе не «русским», а лишь наследием Золотой Орды, но кроме узких специалистов этого никто не знает. А иногда это наследие не могут распознать и специалисты.

Приведу лишь один яркий пример: греб двуглавый орел. В России принято считать, что его ввел Иван III при браке с Софьей Палеолог. Это не так, поскольку двуглавый орел ранее был гербом Золотой Орды, он еще за века до Ивана III чеканился на ордынских монетах. Немало образцов подобных монет приведено в изданной в 2000 году книге В.П. Лебедева «Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)».


Напомню также, что многие российские историки из желания принизить татар сознательно именуют Орду «ханством» и ее правителей «ханами», хотя на самом деле Золотая Орда была царством и правили ею цари (потом Орда распалась на несколько царств). В 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Был у Золотой Орды и еще один герб, который «перекочевал» на знаменитую шапку царя Михаила Федоровича, на бухарские ордена, на герб российской области и гербы ее городов, и даже на герб и флаг Таджикистана, где об этом - что удивительно - не подозревают!

Начнем мы наше расследование с небольшой заметки в журнале «Наука и жизнь»…

ОТ АСТРАХАНИ К БУХАРЕ

В №6 за 1987 г. журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья «Гербы городов Астраханской и Саратовской губерний». В ней рассказывалось:

«Впервые Астраханская эмблема - «волк в короне» появляется на государственной печати Ивана IV в 70-х гг. XVI в. …Но одновременно известен и другой вариант Астраханского герба: корона и под ней сабля. Оттиск воеводской печати с таким рисунком историки также относят к XVI веку. Этот вариант эмблемы получил дальнейшее развитие и был использован при составлении герба Астраханской губернии.

О происхождении символики Астраханского герба существует интересная гипотеза историка А.В. Арциховского. На основании детального сравнения целого ряда изображений астраханского герба на памятниках XVI-XVII веков с эмблемой на так называемой «Бухарской звезде» - ордене, употреблявшемся бухарскими эмирами, ученый делает вывод, что все они имеют один прототип - какую-то местную тюркскую тамгу, различно осмысленную русскими астраханскими воеводами и бухарскими эмирами. Причем первые видят тут корону и саблю, а вторые - орнаментальный мотив.

Верхний элемент рисунка на звезде Арциховский отождествляет с короной, а нижний элемент - с саблей. Возникает вопрос: при чем здесь бухарские эмиры? Дело в том, что потомки астраханских ханов основали династию в Бухаре, правившую с 1597 по 1737 год, и вполне могли сохранить древнюю эмблему своих предков».

Итак, вот герб Астрахани (рис. 3) и герб Астраханской области (рис. 4). Бросается в глаза трилистник как главный элемент короны, а еще более этот трилистник подчеркнут на гербах XVI-XVII веков, что явно напоминает эмблему на «Бухарской звезде» (рис. 5, бухарская эмблема внизу справа).

История создания орденов Бухарского Эмирата начинается в 1868 г., когда был подписан мирный договор, согласно которому Бухара становилась русским протекторатом. При правлении бухарского эмира Музаффара из узбекского рода мангыт в Бухарском эмирате появились первые награды. В 1881 году он учредил орден Благородной Бухары, который имел только звезду. В литературе орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как «звезда» (иногда как «орден Восходящей звезды Бухары»). На ордене была надпись арабской вязью («Награда столицы Благородной Бухары») и датой начала правления эмира. Новая награда была присуждена императору России Александру II, а позже Николаю II.

В центре этого ордена (рис. 6 и 7) какой-то сакральный символ (тамга), который, судя по всему, бухарские эмиры действительно привезли из Астрахани. В принципе, история подтверждает гипотезу историка А.В. Арциховского.

1230 г. - Появление в Прикаспийских степях монгольских отрядов Бату-хана (Батыя).
1242-1243 гг. - Основание Бату-ханом на Нижней Волге Орды.
XIV в. - Распад Золотой Орды и образование Астраханского царства с центром в городе Астрахань (Аштрахан, Аджитархан).
1553 г. - Астраханский царь Абдурахман заключил договор о дружбе с московским князем Иваном IV (Грозным).
1554 г. - Астраханский царь Ямгурчей заключил союз с Турцией и Крымом.
1554 г. - Вероломная оккупация Астраханского царства войсками Ивана Грозного.
1554 г. - На престол посажен царевич Дербыш-Али.
1555 г. - Попытк Дербыш-Али освободиться от вассальной зависимости от Москвы.
1556 г. - Захват отрядом атамана Л. Филимонова приграничного участка Астрахани -Переволока.
1556 г - Насильственное присоединение Астраханского царства к Великому княжеству Московскому.
1556 г. - Бегство последних астраханских царей в Бухару.
1557 г. - Титул астраханского царя стал использоваться московским князем Иваном Грозным.

И еще существенная деталь: Астрахань стала региональным центром (столицей Астраханского царства, а потом под Россией столицей губернии) только в период феодальной раздробленности в Орде. А до этого главным городом и этого региона, и всей территории нынешней России и прочих земель был другой местный населенный пункт - город ЦАРЕВ. Он был основан около 1260 года как столица Золотой Орды и носил название Сарай-Берке. В российской империи герб утвержден 20 июня 1846 года. В червленом поле золотая с семью зубцами стена и над нею золотой же крест, поставленный на луне (рис. 8).

Вполне логично предположить, что символ, искаженный на нынешнем гербе Астраханской области и сохранившийся на бухарском ордене, - это и есть танга Сарая-Берке (возможно, Батыя), которая потом перешла к Астраханскому царству. То есть символ означает Золотую Орду, а не конкретно земли Астрахани. Потому и ценен.

Во всяком случае, этот символ, похожий на трилистник, фигурирует и на короне, венчающей змея на Гербе Казани, столице Казанской Орды (рис. 9) - "Змий черный под короною золотью, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Он же и на короне московских самодержцев. Историк О.И. Закутнов писал в очерке «История астраханской геральдики»:

«Корона «Астраханского царства», или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха и получила название «Астраханская». Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом».

Уточню, что и «венец Мономаха» - это тоже ордынская «корона». Ее в 1339 году за предательство Руси подарил своему рабу московскому Ивану Калите ордынский царь Узбек (он, кстати, и стал вводить в Орде ислам, до этого Орда была православной). К Мономаху эта тюбетейка никакого отношения не имеет.

Что же касается «Астраханской шапки» Михаила Федоровича (рис. 10), которая изображается и на нынешнем гербе Астраханской области, то она потому столь почиталась московскими правителями и считалась главной, что являлась фактически КОРОНОЙ ЦАРЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Она через Астраханское царство попала к московитам от самого Батыя и его столицы Золотой Орды Сарая-Берке (ныне города Царева). То, что искусствоведы называют на ней «тремя треугольными вогнутыми золотыми досками, украшенными финифтью и драгоценными камнями», - это и есть изображение тамги Золотой Орды, которое было потом гербом Астраханского царства, а затем стало гербом бежавших оттуда ордынских царей, ставших бухарскими эмирами, а затем попало и на бухарский орден. Это один и тот же символ.

Что он означает, уже неясно. Арциховский так и не смог ответить на этот вопрос. Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. Известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов. Тамгой метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах. Вот, к примеру, древнетюркские тамги (рис. 11).

В России - разумеется - предпочитают «замять» эту тему. Почему Михаил Федорович посчитал «Астраханскую шапку» самым престижным головным убором для себя как царя Орды-России - не задается вопросом ни один историк. Ибо получается абсурд: пишут в книжках про какое-то «ордынское иго», а сами правители Москвы носят сугубо ордынские «короны»: то несколько их поколений носило тюбетейку царя Узбека (от позора именуемую «шапкой Мономаха»), то потом она сменилась на «Астраханскую шапку» - как нечто «более значимое». Мол, царственное. Ибо от царей Орды. Так вот от этих царей Орды и есть вся Россия (которая и есть Новая Единая Орда) - а вовсе не от Киевской Руси.

ТАМГА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ - ГЕРБ ТАДЖИКИСТАНА

Интересно, что и бежавшие в Бухару астраханские цари оставили этому региону свой сакральный символ столицы Золотой Орды Сарая-Берке - но и там, как и в России, значение символа давно забыто.

Некая таджичка Шукуфа на местном сайте подняла тему: «Стране нужны новые символы!» Она пишет:

«Может кому-то это и покажется не совсем патриотичным, но вот не трогают меня наши государственные символы, не цепляют. В чем значение таких символов, как флаг, герб, гимн, памятники и так далее? Мне кажется, что основное предназначение этих символов - объединять народ каждой страны, укреплять патриотизм и мотивировать людей на какие-то поступки во благо своего государства и нации. Еще одно важное предназначение символов - как можно лучше представлять, символизировать страну и нацию за рубежом.

Мне кажется, что те символы, которые мы сегодня имеем, не справляются с вышеназванной ролью. Эти символы очень слабы, в чем-то тривиальны и неоригинальны. В них нет, на мой взгляд, никакой четко выраженной смысловой наполненности. Это просто картинки, которые никого ни в чем не убеждают и в большинстве случаев ничего не значат».

Забавно это читать: ведь «проблема» только в том, что человек не знает СОДЕРЖАНИЯ символа. Точно так у нас многие беларусы тоже не знали (а иные и сейчас не знают) содержания герба «Погоня», считают его или «фашистским», или летувисским, когда он на самом деле сугубо православный и сугубо беларуский.

Шукуфа пишет: «Вот так выглядит наш флаг (рис. 12). Этот флаг проблематичен по нескольким причинам. Во-первых, существует множество различных версий относительно значения его цветов и количества звезд. Наличие такого огромного количества интерпретаций привело к тому, что многие из нас до сих пор не могут понять, что же именно означают флаг, корона и звезды. Символ, который должен пониматься всеми сразу и одинаково, вместо этого вызывает неразбериху. Я как-то присутствовала на заседании одного комитета Маджлиси Намояндагон, где депутаты (!) спорили относительно значений цветов флага. Что уж тут говорить о нас, простых смертных?»

Что означают звезды - и я не знаю, но вот «корона» - это и есть тамга с бухарского ордена, она же тамга Золотой Орды.

Шукуфа: «С нашим гербом те же самые проблемы (рис. 13). В нем слишком много элементов, которые несут много разных смысловых нагрузок. Это как салат, в который попытались запихать слишком много различных ингредиентов. На такой салат приятно смотреть, но кушать его не особо приятно. Интересно, что в 1992-1993 годах у нашей республики был и такой герб (рис. 14). Он выглядел намного более презентабельно, чем нынешняя версия».

На обоих гербах тот же символ - та же тамга, значения которой жительница Таджикистана не знает. В этом плане я солидарен ней, потому что ситуация вообще парадоксальная. Вот что сообщает «Википедия»:

«По мнению исследователя В. Сапрыкова [Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» №10, 1993. стр. 49-51], «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

Как говорится, маразм крепчал…

«Википедия»: «Исследователь М. Ревнивцев [Ревнивцев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан. Флаги Таджикистана. VEXILLOGRAPHIA] в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников».

Это вообще торжество маразма. «Википедия» предлагает только эти две версии. О том, что «корона» является на самом деле символом с «ордена Восходящей звезды Бухары» 1881 года, «Википедия» не знает. И, естественно, не знает о гипотезе историка А.В. Арциховского, как эта тамга Астраханского царства стала символом бухарских эмиров.

При этом версии Сапрыкова и Ревнивцева представляются просто смехотворными.

СЕРП ПОД КРЕСТОМ

Итак, подведем некий промежуточный итог. Таджиков оставим в стороне (пусть сами решают, им, может быть, кажется не приемлемым происхождение герба страны от Золотой Орды) и вернемся к исследованиям Арциховского. В 1946 году он обосновал на постепенной эволюции герба Астрахани свое предположение, что «восточная кривая сабля» - это изначально лунный серп. Обоснованное предположение считается гипотезой. Но полагаю, что эта гипотеза стала уже теорией, так как подтверждается и многими другими фактами.

Снова взглянем на герб столицы Золотой Орды - города Царев, он же Сарай-Берке (рис. 8). Верхняя часть герба - согласно Арциховскому - это искаженная тамга (корона) с серпом луны под ней. При этом на наиболее приближенном к источнику изображении знака (рис. 5 справа внизу) под верхней частью трилистника перекладина. И не кажется ли в таком случае «тавтологией» крест с серпом, изображенный в нижней части герба Царева?

И вот тут уже я попробую предложить свою гипотезу. Что такое вообще крест с серпом? Это же и есть стилизованный тот же самый трилистник этой тамги с луной под ним!

Как упрощенно нарисовать этот символ, не вырисовывая три лепестка (у боковых в стороны ответвления, у центрального перекладина, они стоят на полукруглом основании, под ним серп)? Упрощенный вариант такой: три лепестка изобразить черточками, в основании дуга. Но это и есть второй символ на двойном гербе Царева, столицы Золотой Орды. Получается: нижний символ идентичен верхнему.

К сожалению, сегодня никто не знает, почему и как крест с серпом стал в 1846 году гербом именно бывшей столицы Золотой Орды. Это пока «белое пятно» в истории. Но помимо связи с тамгой-трилистником есть и иные факты, которые дополняют картину.

Крест с серпом внизу и солнцем посередине был общим религиозным символом во времена до раскола христианства, в результате которого отделились приверженцы ислама. Этот раскол реально был закреплен только в XI веке, а вот в Азии была особая несторианская вера, обожествляющая власть. Она наполовину христианская, наполовину мусульманская. Эту веру исповедовали Чингизиды, в том числе сын Батыя Сартак, кровно породненный с Александром Невским. Тогда, очевидно, и Москва переняла ордынское православие (в дальнейшем именно по этой причине Москва 140 лет была автокефальной церковью - что рекорд для христианства, ее не признавала и так и не признала до своего падения Византия, которая признавала только Русскую православную церковь Киева, Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода).

Когда изначально православный царь Орды Узбек (его православного с рождения имени источники не сохранили) из-за политических интриг ввел в Орде ислам в начале XIV века, в Московию, как писал Лев Гумилев, сбежали десятки представителей Чингизидов со своим многочисленным окружением, не пожелавших отказываться от православного несторианства. Тогда Москва стала наполовину населена этими «высокими мигрантами», чем и обрела особой статус в Орде.

Этим мигрантам-чингизидам и их татарам, бежавшим из Сарая-Берке в Москву, надо было где-то молиться. Вот и возводятся в Московском кремле и в окрестностях для них церкви, где возвышается крест с полумесяцем - то ли стилизованный трилистник тамги Сарая-Берке, то ли символ несторианской веры, объединяющей христианство и ислам. Что мы до сих пор видим в Московском кремле (рис. 15, 16, 17, 18).

При этом в автокефальной религии Московии (не признаваемой в качестве христианской общины Византией 140 лет!) до второй половины XVI века вообще не понимали отличий христианства от ислама, равно почитали Библию (не переведенную на русский язык) и Коран. Историки - исходя из нынешних концепций - с удивлением констатируют, что во времена владычества Орды над Москвой и потом владычества уже Москвы над Ордой - между ними не было НИ ОДНОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА, даже спора. То есть ВЕРА БЫЛА ЕДИНА.

Получается, едина под знаком креста на серпе, под знаком тамги столицы Золотой Орды Сарая-Берке, он же Царев Архангельской области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ-ПАРАДОКСЫ

Удивляет во всей этой истории вот что.

Около 1260 года на большей части территории нынешнего СНГ осталось существовать только два формирующихся тогда великих государства. Это царство Золотая Орда со столицей в Цареве - тогда Сарай-Берке. И Великое княжество Литовское - со столицей в Новогрудке. Обе столицы были объявлены примерно в одно время. Потом многие века эти два геополитических монстра эпохи - ВКЛ и Орда - боролись друг с другом, ибо являлись соседями - других стран между ними не было.

Но как похожи историко-идеологические мифы России и Беларуси! Не зеркально, а скорее антизеркально. В России отказываются признавать столицей страны в тот период Царев (Сарай-Берке). Дескать, все равно всегда столицей Орды-России была Москва. Даже в период «ордынского ига».

Аналогично в Беларуси идеологи хотят «забыть», что первой столицей «враждебной Московии-Орде» Литвы был Новогрудок. Куда этот факт деть из нашей истории? Извиняться в теме «интеграции» за это перед Сараем-Берке - столицей России в то время? Мол, простите, что тоже Ордой-Россией еще тогда не стали.

История наших прадедов не «виновата» в том, что не соответствует неким нынешним модным и абсолютно ошибочным воззрениям на то, как «там было», рисуемым только из нынешних реалий дня. «Как бы нам сегодня хотелось видеть свою историю» - это одно. А какой история была на самом деле - это совсем иное.

И выплывет неизбежно, как в известной всем пословице все равно вылезает шило из мешка…
Автор: Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ «Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»