В каком городе родился кустодиев. Картина кустодиева "масленица", другие известные работы и биография художника

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Картина «Лошади во время грозы» - это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.



Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.



Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.



Купчиха за чаем, 1918 Русский музей
Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз - в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар - все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.



Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.



Провинция. 1919

Вид с Воробьевых гор. 1919

В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!



Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.



Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.



Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.



Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.



Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920

Портрет великой княгини Марии Павловны.1911

Купчиха с покупками.1920

Московский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.



Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Сирень,1906

Император Николай II, 1915

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский художник.

Биография Бориса Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.

Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.

После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).

Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».

Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Портрет профессора гравирования В.В.Матэ. 1902

Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г.). Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов. Кустодиев был лучше. Что заставило его поменять манеру письма - нежелание быть одним из.. , а может трагедия и подорваное здоровье, или изменение мировоззрения пришедшее с изменением в обществе, революцией... Я этого не знаю. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю.


Монахиня. 1908

Портрет генерал-губернатора Финляндии Н.И.Бобрикова. 1902-1903

Портрет П.Л.Барка. 1909






Портрет Я.И.Лаврина. 1909





Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 г. в г. Астрахани.

Осенью 1896 года Кустодиев поступает в училище при Академии художеств в Петербурге. В те годы уже гремела слава и Васнецова, и Репина. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках. Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи».

По словам И. Грабаря, «кустодиевские портреты выделялись на фоне тусклых академических выставок; как произведения мастера, они были в центре внимания, автора приглашали на все выставки, он стал известностью». Министерство искусств Италии заказало ему автопортрет, который был помещен в зале автопортретов художников разных эпох и стран в знаменитой флорентийской галерее Уффици.

Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Вдруг заболевала рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жесткий целлулоидный корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины.

А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене:
- Опухоль где-то ближе к груди. Нужно решать, что сохранить, руки или ноги?
- Руки, оставьте руки! Художник — без рук? Он жить не сможет!
И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой.

Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем самозабвенней он работал. За годы неподвижности он создал лучшие свои вещи.

Кустодиевские полотна этой поры сравнительно невелики по размерам, в среднем метр на метр. Но не потому, что туго было с холстом, красками (хотя и это случалось). Просто граница картины должна была быть там, куда дотягивалась кисть прикованного к креслу художника.

Вот его «Московский трактир». Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским, иконой, фреской». Истово, словно молитву творя, пьют чай извозчики-старообрядцы, держа на выпрямленных пальцах блюдца. Темно-синие кафтаны, окладистые бороды мужиков, белые холщовые одежды половых, темно-красный, словно мерцающий фон стен и масса извлеченных из памяти деталей точно передают атмосферу московского трактира... В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. Сын вспоминал, как, завершив работу, радостно воскликнул Кустодиев: «А ведь, по-моему, картина вышла! Аи да молодец твой отец!» И это действительно одна из лучших его работ.

Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Ему очень хотелось, чтобы эскизы декораций и костюмов выполнил Кустодиев, и сам отправился на переговоры. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом (так теперь ему приходилось работать), и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. Но только в первые несколько минут. Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы.
- А пока что попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно ее написать...»

Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Величественный, барственный певец России широко вышагивает по снежному насту в роскошной шубе. На картине нашлось место и для семьи Шаляпина, и даже для его любимой собачки. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему.Для того чтобы Кустодиев мог работать над такой большой картиной, брат-инженер укрепил под потолком блок с грузом. Полотно с подрамником было подвешено и его можно было самому приближать, отдалять, передвигать вправо-влево. Он писал портрет участками, не видя целого. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». А расчет на деле оказался изумительным. Картина, по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.

Одна из последних работ Кустодиева — «Русская Венера». Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки...» А правая рука стала слабеть и усыхать. Холста для «Венеры» не нашлось. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. В создании полотна участвовала семья. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Сын взбивал в деревянной бадье пену, чтобы изображение даже этой второстепенной детали было близким к реальности. Так рождалось это одно из самых жизнелюбивых полотен.До последних дней жизни Кустодиев неутомимо работал. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». 4 мая сдал 24 (!) гравюры для выставки в Государственном Русском музее...

Вс. Воинов, друг художника, автор первой монографии о нем, записал в своем дневнике: «15 мая. Именины у Кустодиева. Он очень болен, но сидел в своем кресле. К нему приезжал Горбунов». И на полях приписка: «Последний раз в жизни видел Бориса Михайловича».Горбунов — в те годы управляющий делами Совета народных комиссаров СССР. Он приезжал, чтобы сообщить Кустодиеву: правительство выделило деньги для его лечения за границей. Слишком поздно. Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года.

БИОГРАФИЯ

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине « » (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся « » (1909), а также « » (1907) и « » (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях « » (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», « » (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала « » (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах « » (1917), « » (1919), «Зима. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В картинах « » (1918), « » (1920), « » (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) - подобной зарисовкам.

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

С подробной хронологией жизни и творчества Кустодиева можно ознакомиться в разделе .

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Первые опыты

Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Сотрудничество вылилось в настоящее соперничество, поскольку Кустодиев, являя раннюю зрелость таланта, создавал удивительно живые импрессионистические портретные этюды, почти не отличимые от репинских. Продемонстрировал замечательное мастерство портретиста и в самостоятельных своих портретах-картинах начала века, элегантных и экспрессивных («И. Я. Билибин», 1901, там же; «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав - в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, - целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д.).Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. В своих политических симпатиях он был либералом, сочувствующим революции, что особенно ярко и зло проявилось в его антиправительственных карикатурах 1905-06 гг.

Русская провинция в картинах Кустодиева

Жил преимущественно в Петербурге и Москве, постоянно наезжая в живописные уголки русской провинции. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги - Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив - с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915; «Купчиха за чаем», 1918; оба - Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же).

С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической, ирреальности («все мои картины - сплошная иллюзия», - говорил сам мастер). Поэтому сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925, и др. спектакли, в том числе по пьесам А. Н. Островского) предстает естественным продолжением его станковых работ. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева с 1916 к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина; 1923) и др. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова [частное собрание, Москва; опубликованные же иллюстрации (1923) составляют один из самых интересных и ярких книжных циклов художника].

6 Описание картины «Масленица» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:44

Описание картины Бориса Кустодиева: Масленица.

Картина «Масленица» написана в стиле модерна, русским художником Кустодиевым Б.М. в 1916г. Все действия на картине происходят на главной площади провинциального городка. На переднем плане картины видны люди, катающиеся в расписных санях запряжённых парой празднично украшенных лошадей с бубенцами и дугой с колокольчиками.
На щёках людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех. Рядом расположились торгующие купцы и видны прохаживающие горожане. Возница еле сдерживает тройку лошадей. Видно как счастливые ребятишки катаются с горок, летят снежки с мальчишеского боя. Внизу суматошная карусель, шумная ярмарка и толпы народа, то прохаживающихся, то идущих за покупками, то смотрящих представление. Так же видны ещё несколько саней, передаётся массовость праздничного веселья.
Зимний красочный пейзаж служит отличным фоном картины. Художником использована изумительная палитра красок: бирюзового, голубого, золотого и красного оттенков. Парад ярких красок: розовые и золотые облака расположились на изумрудно-зелёном небе; снег переливается нежного - голубыми, розовыми и бледно-сиреневыми цветами. Для оттенков саней использованы красные и зелёные узоры.
Церковь, окружённая деревьями, нарисована светлыми красками. Данные цвета выбраны не случайно, они излучают передачу отношений к справедливости и вере, ведь белый цвет – признак доброты и чистоты. Яркое солнце оснащено контрастами вырисовывается на фоне снежной пелены. Снег искриться на солнце, а иней хлопьями падает с деревьев, а его количество на картине делает её по зимнему нарядной.
Смотря на картину, создаётся ощущение присутствия на этом праздничном гулянья. Она передаёт внушительную теплоту этого праздника. Она очень оптимистична и полностью передаёт моменты гуляний на масленицу.

| | |

4 Описание картины «Земская школа в Московской Руси» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:47

Описание картины Бориса Кустодиева: Земская школа в Московской Руси.



Многие историки уверены, что Кустодиев неслучайно увлекался историей Руси. На многих своих полотнах он воссоздает не только народный быт, но и особый нрав людей ушедших эпох.
Мы видим обычную земскую школу, которая совершенно обычна для того времени. Семь мальчиков усердно занимаются. Пять из них учатся писать традиционными перьями. Они максимально сосредоточены и полностью погружены в это важное занятие. Мы чувствуем, что они стараются выполнять задание очень хорошо.
Перед учителем изображены еще два мальчика. Они стоят на коленях и читают книгу. Становится ясно, что далеко не все ученики так прилежно учатся. Некоторых нужно попросту заставлять это делать. Вероятно, два этих сорванца таким образом наказаны за какую-то провинность, которую они совершили. Справа мы видим преподавателя. Он строг и очень серьезен. Зритель может почувствовать, что этот человек действительно гордится своей профессией.
На столе у учителя лежит книга. Но она нисколько не привлекает его внимания. Все его внимание поглощено тем, что делают его ученики. Создается полное впечатление, что кустодиев изображает такого учителя, который не только наказывает учеников за шалости, но и хвалит за очевидные успехи.
Земские школы были особенно ценными для народа, так как дети простых людей могли получить в них образование. Художник изображает школу, обстановка в которой строга, но при этом уютна. Мы видим мебель из дерева, и различную простую утварь. Скорее всего, это просто комната в избе. Но от всего веет невероятным теплом. Это очень важно.
Кустодиев изображает особую чистоту в школе. Пол здесь хоть и некрашеный, но натертый до идеального блеска. Окна идеально чистые. Свет солнца не просто проникает в них, а особым образом струится.
На картине преобладают коричневые и зеленые тона. Ему удается создать действительно жизнерадостное полотно. Кустодиев, словно говорит нам о том, что образование очень важно в нашей жизни. Стоит подходит к нему с максимальной ответственностью во все времена.

| | |

6 Описание картины «Сирень» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:51

Описание картины Бориса Кустодиева: Сирень.

Картины художника Бориса Кустодиева не сложно узнать по его уникальному стилю их исполнения. При работе он пользовался мягкими, но яркими красками, применял белила, в результате чего его полотна запоминались специфической цветовой гаммой и необычными композиционными приемами.
Кустодиев очень любил изображать простые и светлые сцены из человеческой жизни: трудовые будни, народные праздники или просто погожие деньки. Нередко на своих картинах автор описывал реальные моменты из собственной жизни. Полотно под названием «Сирень» одно из них.
Перед взором зрителя открывается картина ясного дня, пришедшегося на конец весны. Солнечные лучи щедро одаривают землю, согревая и освещая все вокруг. Сочная зеленая трава, деревянный дом и изгородь, а также раскидистый высокий куст сирени наполняют воздух неповторимыми чистыми ароматами, какие бывают только в селах. По распустившимся кудрявым цветам сирени понятно, что действие происходит в начале мая.
Из приоткрытой калитки выходит красивая молодая женщина, держащая на своих руках маленькую дочку. Такой чудесный денек самое время для прогулок с ребенком на природе. Белоснежное платье с пышной юбкой, воротником и рукавами придает ее образу возвышенности и изящества. Густые русые волосы женщины убраны наверх в аккуратный пучок.
Малышка, находящаяся на материнских руках, также одета в пышное светлое платьице в голубую полоску. Белый чепчик защищает ее голову от временами припекающих лучей весеннего солнца.
Семья была великим счастьем в жизни художника Кустодиева. На этом полотне, в 1906 году, он изобразил свою любимую жену Юлию вместе с их маленькой дочкой. Наверное, поэтому в картину вложено столько трогательных эмоций. Чувства нежности, заботы и тепла непременно начинают передаваться и зрителю, смотрящему на картину.

| | |

5 Описание картины «После грозы» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:52

Описание картины Бориса Кустодиева: После грозы.



Картину «После грозы» Б.Кустодиев написал в 1921 году. Время в России было тяжелое, революция и гражданская война измотали народ. Картина отображает красоту и гармонию мирной жизни. В ней есть и гармония, и трагедия, и надежда.
На полотне отображена окраина русской деревни. На пригорке виднеются деревянные дома. Типичное расположение поселения: с одной стороны лес, а внизу речка. На картине переплетаются несколько сюжетных линий. Так и в жизни параллельно происходят множество событий.
На переднем плане двое мужиков в русских косоворотках идут по дороге. Один показывает в сторону ручья, где купаются женщины. Можно предположить, что мужики идут за грибами, но нарядные рубахи и важный головной убор у одного из них говорит, что мужики отправились в город или проходили мимо деревни. Из широкой реки вытекает большой ручей, где и купаются женщины.
Вдалеке можно разобрать обнаженные женские фигуры. Такая картина очень привлекает мужиков. Рядом с женщинами под деревом отдыхают коровы. Они пасутся в жаркий летний день и в обед прячутся от солнца. За скромными деревянными домами виднеется маковка храма.
Художник передает духовность русского народа. Даже в маленькой деревушке обязательно есть церковь. Если бегло посмотреть на картину, то можно сразу не заметить главное событие того жаркого дня. Один из деревенских домов горит. Черный дым клубится над крышей и его видно на большом расстоянии. Может проходящий мужчина на переднем плане показывал рукой не на раздетую женщину, а именно на горящий дом. Много людей бежит на пожар. Вот и пастух коров спешит в сторону горящего дома, и семья перебирается в спешке через пшеничное поле.
Пожар в такой жаркий день может распространяться на всю деревню, поэтому все хотят потушить пламя. Над деревней видна радуга как символ надежды, что все будет хорошо. Небо после грозы ясное и темные тучи ушли, но именно дождь так необходим местным жителям сейчас. Возможно, дом загорелся от удара молнии.

| | |

6 Описание картины «Гроза» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 10:42

Описание картины Бориса Кустодиева: Гроза.



Последние полтора десятилетия жизни Кустодиев был инвалидом-колясочником. Произошло это после болезни и тяжелой операции на спинном мозге. Отчасти потому, что в жизни его мучили постоянные боли, в его картинах всегда изображалась самая светлая сторона жизни.
Нечто подобное можно увидеть и на картине «Гроза». Обычная деревушка или небольшой провинциальный городок. Церковь с золотыми куполами, люди, занимающиеся своими делами. Кустодиев был создателем нового жанра – портрета-картины, соединения классического портрета известной личности с лубочной картинкой. На этой картине – портрет обыденной жизни.
Полотно максимально детализировано. Прописана каждая мелочь. Большинство мимо таких мелочей проходит и в жизни, не обращает на них внимания. Купальщицы в платьях в горошек, женщина, бегущая через реку с корзинкой, молодая девушка, стирающая белье, старушка, что-то доказывающая мужу возле покосившегося забора. По стоящему обозу и многочисленным торговым прилавкам можно догадаться, что здесь только что закончилась ярмарка, отправляясь в другие города.
Картина представляет собой почти типичный лубок: тихая деревня, народ, храм, солидные дома, ярмарка. Единственное, что выбивается из внешнего глянца – молния, изломанная, разноцветная, бьющая в купол церкви – ведь изначально высокий шпиль – это именно громоотвод. Но даже это художник смог вписать в лубок: молния бьет в храм, уходит от него и не доходит до людей. На нее никто не обращает внимания, и все продолжают заниматься своими делами.
«Гроза» выполнена в традиционной кустодиевской технике. Он писал маслом и пастелью. Масло использовалось при изображении неба. Все, что написано внизу – церковь, дома, деревья – чуть приглушено пастелью. Эта картина – удачное сочетание русского характера с модерном и даже импрессионизмом.

| | |

7 Описание картины «Весна» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:54

Описание картины Бориса Кустодиева: Весна.



В 1921 году русский художник Кустодиев был уже прикован к постели из-за тяжелого заболевания. Но написанное им в этот период полотно «Весна» выглядит настоящим гимном жизнерадостности. Светлые, пастельные, будто сладкие и припудренные сахаром домики, небо и земля, люди и животные, – все на картине является олицетворением некой сладостной детской мечты.
Художник писал «Весну» как символ нового рождения, пробуждения и воскресения природы и всей жизни. Сюжет картины наполнен событиями. По нежно-голубому небосклону плывут ватные облака, отражаясь в движимом потоке талой воды. Мужчина на деревянной перекладине предлагает помощь двум растерянным дамам посреди затопленного участка улицы.
В правой части картины кипит крестьянская повседневность: баба катит бочонок, парень пасет гусей, в отворенных воротах двора заметны клюющие курицы, еще двое мужчин работают на крыше, резвятся дети, пожилой человек с собакой направляется по своим делам.
Слева кипит торговля, ямщик перевозит пассажира через образованную мелководную речушку. На фоне всей этой деятельности будто в туманной дымке просматриваются купола церквей. Царство растений на всей картине разбавлено животным миром. Даже на ветвь высокой березки Кустодиев не забыл усадить одинокую птичку.
В «Весне» все движется, цветет и поет. Глядишь на нее, и чувствуешь свежий морозный весенний ветерок, слышишь людской гомон и голоса животных. И все это так гармонично, слаженно, будто описана здесь одна большая русская душа.
«Весна» рождает у зрителя ощущение радостного пробуждения. Художник работал над полотном по памяти, и глядя на результат кропотливого труда, понимаешь насколько впечатлили его когда-то первые весенние паводки, природа и славянский народ, что с такой любовью и точностью передана действительность.

| | |

5 Описание картины «Утро» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:56

Описание картины Бориса Кустодиева: Утро.



На картине изображена семья Кустодиева – его жена и первенец. Раннее утро, мать принесла ребенка в комнату, чтобы искупать. Из окна льется солнечный свет, освещает стол, загроможденный вещами, камин, не горящий по случаю тепла, вазу с белыми хризантемами на нем, маленький тазик.
Мать одета в легкую белую блузу, в черную юбку. Волосы её высоко заколоты, чтобы ребенок, плескаясь, не намочил их. Она низко склоняется к ванночке и набирает в ладони прозрачную воду, чтобы полить малыша. Тот толстенький, розовощекий, со светлыми короткими волосами, тоже тянется к воде, словно стремясь повторить материнский жест. У него складочки жира у запястий, розовые коленки, и он выглядит очень сосредоточенным, как будто от его помощи зависит успех всего предприятия.
От картины веет теплом и уютом. Квартира обставлена не слишком богато, но со вкусом и любовью. Женщина не очень красива, но в том, как она купает сына, чувствуется большая забота и внимания. Младенец мало чем отличается от любого другого младенца, но написан он с любовью и аккуратностью, как если бы художник поставил перед собой задачу перенести сына на холст максимально точно.
Это маленькая идиллия семьи, выражающаяся в повседневных мелочах. В том, как малыш цепляется за руку матери, когда впервые пытается пойти. В том, как мать читает ему сказку на ночь и возвращает выброшенную им яркую погремушку. В том, как она учит его играть, учит его считать, учит быть настоящим человеком.
Эти действия одни на всех, но в каждой семье их проигрывают на свой лад. Как в театрах, где у одной труппы герой толст, у другой хром, у третьей забывает текст, у четвертой мучается одышкой, так в семье действия окрашиваются сообразно тому, кто играет их.
И если их играет семья любящая, они разительно отличаются от тех, которые проигрываются там, где нет любви.

| | |

7 Описание картины «Русская Венера» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 09:57

Описание картины Бориса Кустодиева: Русская Венера.

Это последняя большая картина великого русского художника. Написана им в последний год жизни, когда Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом. Испытывая сильные боли, которые причиняет туберкулез позвоночника, Кустодиев в своей картины попытался изобразить собирательный образ русской деревенской красавицы. Пышнотелая барышня, искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза.
Важно обратить внимание на обстановку, в которой находится девушка. Это обычная деревенская баня, каких тысячи по всей России. Девушка истинная Венера, так как у её ног видны мыльные пузыри, а как известно по легенде Венера возникла из пены Средиземного моря, а в России из мыльной пены жаркой бани.
Образ русской Венеры, в представлении Кустодиева, именно олицетворен в здоровой девушке, находящейся в расцвете сил, крепкой, в пышном теле деревенской бабы. Способной к созданию крепкой семьи и рождению здоровых детей.
Кустодиева привлекали тонкие женщины, обладающие живым умом, таковой была супруга художника. Но чаще всего в своих картинах автор любил изображать именно полных женщин. Он их изображал с некоторой нежностью, а порой, даже и насмешкой.
Для данной картины мастеру позировала Елена Николаева, молодая деревенская девушка. Довольно примечательным является тот факт, что во время реставрации картины выяснилось, что веник из березовых веток был дорисован на теле девушки через год после полного завершения картины. Это еще один раз подтверждает то, что художник очень ценил мнение своей любимой жены и видимо целый год находился в раздумьях над картиной и все же решил дорисовать предмет, прикрывающий интимное место девушки.

| | |

6 Описание картины «Красавица» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 10:18

Описание картины Бориса Кустодиева: Красавица.



Борис Кустодиев написал эту картину в 1915 году. Позировать художнику согласилась пышнотелая русская красавица, известная артистка театра того времени. В центре картины изображена настоящая русская красавица в теле. Она полна сил и энергии, ее тело излучает здоровье, а нежная белая кожа немного оттенена иссиня белой простыней.
Важно, обратить внимание на позу девушки, она ни в коем случае не развратна, а наоборот даже целомудренна. Героиня картины смело наблюдает за работой художника, не чувствует смущения. Правой рукой она прикрывает свою пышную грудь, на безымянном пальце этой руки художник изобразил драгоценный перстень.
Для этой картины примечательным является использование ярких, насыщенных красок. Картина буквально пестрит буйством использованных красок. Нельзя не отметить ту скрупулёзность, с которой автор вырисовывал детали интерьера комнаты. Позади девушки очень красивые голубые обои, на которых нанесен очень точный и красивый симметричный рисунок, а именно ярко красный букет роз.
Перекликающийся с алым цветом губ молодой красавицы и ее яркими голубыми глазами. Нужно отметить румяный оттенок кожи и достаточно правильные черты лица. Длинные, с золотистым отливом, волосы собраны сзади в изящный пучок, а невероятную красоту лица подчеркивают драгоценные серьги.
Обратить внимание стоит и на атласное одеяло. С какой поразительной точностью художнику удалось воплотить в картине его великолепную фактуру и изящное кружево. Создается такое впечатление, как будто барышня только отодвинула его своими пышными ногами и собирается привстать со своего мягкого ложе. Какое обилие красок использует автор для изображения цветов на кровати. Ярко красный, синий и зеленый оттенки идеально сочетаются между собой.

| | |

5 Описание картины «Купчихи» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 10:22

Описание картины Бориса Кустодиева: Купчихи.



К образу простых женщин Кустодиев обращался не раз. Его словно магнитом привлекали дышащие здоровьем предприимчивые женщины. Поэтому в коллекции художника насчитывается приличное количество картин на эту тему. Среди всего массива полотен, качественным образом выделяется картина «Купчихи», где Кустодиев попытался передать атмосферу средневекового рынка. Полотно появилось в 1912 году и сразу получило положительную оценку общества.
В центре картины стоят четыре пышные дамы и о чем-то разговаривают. Создаётся впечатление, что они решают какие-то важные вопросы или что-то обсуждают. Причём одна из них, та, которая в жёлтом платье, демонстрирует свою не заинтересованность в разговоре – её внимание привлекает добрый молодец, стоящий где-то вдали. На лице молодой девушки ясно прослеживается улыбка кокетки.
Три женщины, явно постарше, обсуждают важные дела. Их одеяние и причёски свидетельствуют о том, что они давно замужем. Стоит отметить, что художник в точности попытался передать моду тех времён и по картине можно установить столетие, о котором рассказывает Кустодиев.
На заднем фоне художник не упустил ни одной детали. На картине гармоничным образом сочетаются различные яства, случайные прохожие и даже нелепым образом висячие часы на витрине одного из магазинов. Даже такой незаметный элемент, как трава, проросшая сквозь каменную дорогу, не скрылась от пристального взгляда художника.
Полотно переносит ценителя искусства в эпоху средневековья, на знаменитые ярмарки, собиравшиеся в больших городах – в Харькове, Новгороде и Киеве. Картина просто пропитана духом этой эпохи. Отдельную похвалу художнику стоит сказать за умелое использование красок, каждый элемент дополняет другой и формирует целостную картину. Одним словом, не картина, а загляденье.

| | |

6 Описание картины «Купание» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 10:38

Описание картины Бориса Кустодиева: Купание.



Удивительная картина Бориса Кустодиева, известного мастера живописи, «Купание» написана маслом на фанере в 1912 году.
Широкая цветовая гамма картины и насыщенность цвета отлично показывают почерк живописца. Яркий солнечный день изображен истинно «по-кустодиевски». Взору зрителя открывается голубизна неба, переливающийся на солнце блеск воды, зеленый склон с молоденькими березками. На этом фоне выделяется купальня ярко-желтого цвета. А все эти детали подчеркивают красоту летнего теплого дня.
С большой нежностью и деликатностью автор произведения прописал образы купальщиц. Он не детализирует фигуры женщин, что купаются, а изображает женские силуэты немножко размытыми. Делает это схематично, отводя взоры зрителей от самого места купания, сосредотачивая внимание на красоте ярко-красочной вычурной природы.
А вокруг течет повседневная жизнь: предлагают людям услуги по извозу водяной гладью лодочники, возле косогора поднимается дорогой вверх груженый воз. Справа виднеется на холме церковь, выкрашенная в красный цвет.
Праздничное летнее настроение купающихся художник подчеркнул изображением флага России. Триколор на картине живописец запечатлел дважды. Полотно бело-сине-красного цвета виднеется на купальне и на борте огромной лодки.
Женщины-купальщицы наслаждаются теплым солнышком, гладью реки, они переговариваются между собой, очевидно, о самых обыкновенных вещах, ведь вокруг течет размеренная жизнь и стоит благодатная пора.
Яркость кустодиевских красок переполняет душу созерцателей радостью и восторгом.
На полотне всего в какой-то мере слишком – слишком ярко-красочный задний план картины, который почти не оставляет воздушного пространства, слишком зеленые деревца, слишком рельефные волны, слишком много насыщенности.

Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником. Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.
Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.
Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.
Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой. +4 Описание картины «Сенокос» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 10:44

Описание картины Бориса Кустодиева: Сенокос.



Мастер изображает на картине один из летних вечеров. На полотне можно наблюдать, как девушки возвращаются обратно домой, после покоса. Лето самая ответственная пора года, для этих людей, потому что, зимовка, напрямую зависит от того, как хорошо будет проделана работа в на сенокосе летом.
На картине видны женщины, некоторые из них явно уже в возрасте, но это не случайно. Они идут домой и по всей видимости не разговаривают между собой, это обусловлено тем, что работа в поле очень тяжела и изнурительна, и отнимает все силы.
Художник пишет сумерки немного с синеватым оттенком, из-за этого все в округе, включая и одежды женщин, тоже принимают синеватый оттенок. На заднем плане видны, просто огромные просторы полей и пролесков, лугов и холмов. Все вокруг включая и небо имеет желтовато-синий оттенок, местами плавно переходящим в зеленый. Такие оттенки выбраны не случайно и глядя на полотно невольно навеваются различные мысли об отдыхе, после тяжелого трудового дня, под изнурительно палящим сверху солнцем.
Вся атмосфера передает настроение усталости, сумерек, наступающего вечера. Кустодиев очень тяготел к простым мотивам повседневной жизни, обыкновенных людей, поэтому, похожих работ у него много, но все они имеют общую идею самобытности.
В картине достаточно отчетливо передана игра света и тени в условиях наступающих сумерек, это можно заметить по кустам и деревьям, которые не только сами по себе имеют все оттенки зелени, но также и с учетом наступления вечера. Благодаря такому резонансу красок, полотно очень точно передает настроение именно то, которое заложил в него художник, во время его написания.
Зритель полностью окунается в атмосферу происходящего, благодаря чему картина в состоянии в буквальном смысле пленить взор и надолго задуматься о происходящем.

| | » персонажами.
А если прислушаться, то можно услышать, кажется, доносящийся откуда-то романс, что вызывает в памяти «Бесприданницу» Островского. Вот-вот должна появиться Лариса с Паратовым и остальные… В целом же картина провинциального быта, запечатленная с высоты второго этажа, производит действительно умиротворяющее, до странности гармоничное впечатление.
Кустодиева не зря прозвали «фантазером быта». Подобно Гоголю, он через деталь стремится изобразить характер русской нации, передать тоску по ушедшей Руси с ее неторопливым патриархальным укладом в преддверии событий ХХ века. Отправившись однажды на каникулы в Костромскую губернию, он впервые увидел ярмарку, которая поразила его своей яркостью и многообразием интересных лиц до глубины души. Отсюда вытекает подспудное стремление художника запечатлеть праздничную сторону жизни народа – быть может, не без влияния создателя «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Все же Кустодиев по натуре художник-модерн+3 Описание картины «Осень» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 11:00

Описание картины Бориса Кустодиева: Осень.



Борис Михайлович Кустодиев – русский живописец конца XIX первой четверти XX века. Картина «Осень» является частью серии из трех картин под названием: «Осень в провинции» и «Осень над городом». Полотно создано в 1924 году, на сегодняшний день ранится в одной из частных коллекций, вследствие чего, к свободному просмотру не доступно.
На картине художник изображает осень во всех ее красках, такой, какой ее видели изнеженные жители больших барских усадеб, одна из которых виднеется на втором плане полотна.
Первый план картины украшает изображение женщины в ярком пышном платье, под стать окружающей светлой и переливающейся всеми красками радуги природе. Женщина по всей видимости отправилась на прогулку и встретила своего знакомого, который вышел полюбоваться теплым осенним деньком на крыльцо своего дома. Пейзаж типично деревенский, бегают куры и петухи, крестьянин пытается унять разыгравшегося белого коня, дорога убегает прямиком к сияющей голубизной речке. Всюду царит суета и веселье, окружающая природа и люди радуются теплому осеннему дню.
Над большим барским домом возвышаются кроны ярко красных деревьев, некоторые из них еще сохраняют летнюю зелень, либо изначальную желтизну, другие же готовы предстать во всей красе перед каждым, кто задумал пройти теплым осенним деньком по деревенской улочке. За домами и деревьями виднеется колокольня, она также как и верхушки деревьев уходит ввысь и подымается к голубому и чистому небу. Описание картины «Зимний пейзаж» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 11:01

Описание картины Бориса Кустодиева: Зимний пейзаж.



Картина написана в 1919 году.
Многие художники любили такой жанр живописи, как пейзаж. Именно в природе художники находили непосредственное отражение собственных чувств и сокровенных мыслей.

Фоном многих работ Кустодиева был именно зимний пейзаж. Мы видим народные гуляния. Сам художник словно находится на возвышении, с которого он видит все происходящее. Это позволяло живописцу охватить весь пейзаж в целом.
На картине изображен ясный морозный день. Пейзаж настолько красочен, что невольно создается ощущение радостного праздника. Кустодиев использовал максимально яркие краски, чтобы передать подлинную красоту зимы. Все сугробы максимально рельефны. Деревья, покрытые инеем, напоминают праздничный фейерверк.
На первый взгляд, может показаться, что природа не столь реальна. Уж слишком яркие и неестественные краски. Но в этой картине весь Кустодиев. Так он видел русскую сельскую природу. Здесь так много сочных красок, что создается радостное настроение. Кажется, что вся картина просто пронизана праздником и весельем. Живописец сумел мастерски передать это через. Казалось бы, малозначимые детали. Все здесь важно, каждая небольшая деталь необходима для общей композиции и целостного восприятия.
На переднем плане мы видим две фигуры в нарядной одежде. Они о чем-то увлеченно разговаривают. Лица их детально не прописаны, да это и не нужно. Цель художника – передать необыкновенно радостное ощущение веселого зимнего дня, который осязаем во всех деталях этой картины.
Динамику всему сюжету картины придают сани, которые мчатся на заднем плане. Они являются важным элементом многих картин художника. С помощью него передается движение. Мы чувствуем, что картина не статична. Кажется вот-вот мы услышим звон колокольчика и услышим веселый смех.
По своей композиции работа Кустодиева напоминает лубочные картинки.

| | |

3 Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик» Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 11:02

Описание картины Бориса Кустодиева: Большевик.



Пожалуй, нет такого человека, которому бы не была известна эта картина. Картина написана под впечатлением от Октябрьской революции. Мотивом для написания картины было стремление художника донести до зрителя образ героя того времени – большевика.
На этой картине персонаж впервые написан художником в совершенно нетипичной для него манере. Ранее Кустодиев никогда не изображал нереалистичных персонажей. В данном же случае имеет место гротескное увеличение роли фигуры большевика.
Огромный человек в шапке ушанке и телогрейке идет по улицам столица с огромным развевающимся флагом страны Советов в руках. Флаг огромен, он – символ огня революции. А повсюду люди, люди, люди… Они вооружены, они преисполнены решимости сражаться за свои интерес ы. не меньшей решимостью наполнено лицо великана. Он – простой русский человек, обычный рабочий. Он такой же, как и все, кто вышел на улицы. Он идет уверенно, четко понимая, куда ведет его путь.
Перед ним есть лишь одна преграда – церковь. Именно она символизирует имперскую власть, ее последний оплот. Но великана не остановит и она – он сделает решительный шаг и переступит церковь с легкостью. Движение революционеров поражает своей массовостью и силой.
Великан как бы олицетворяет собой предводителя толпы - он указывает людям верный путь, ведет их к новой жизни. Большевик показывает им, что больше нет преград и страха, впереди советский народ ждет лишь светлое будущее.
Картина преисполнена иллюзорных представлений о самом смысле революции и его значении для народа. Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием данных проблем самим автором картины. Кустодиев был премного благодарен большевикам за их помощь в его труде и оценку его таланта. Его благодарность в большей мере и легла в основу данного полотна.

| .
Ни у одного посетителя ярмарки зритель не может рассмотреть лица. Все посетители ярмарки надели свои лучшие праздничные одежды – а как иначе, ведь ярмарки для них были поистине праздничным событием. У женщин нарядные платья, узорные платки, у мужчин – новые лапти и красивые кафтаны.
Двое пожилых мужчин на переднем плане что-то яростно обсуждают. Скорее всего, они говорят о предыдущих ярмарках. Дети по привычке заглядываются на сладкое и игрушки. Тут и девочка, сжимающая новую куклу в руке, и мальчик, жующий сахар.
Большинство женщин выбирают и меряют красивые узорные платки. Две барышни обсуждают товар на прилавке между собой.
С другой стороны полотна новоявленные показатели выбирают пригодные в хозяйстве вещи – грабли, лопаты и деревянные ведра. Женщина пытается сторговаться с продавцом грабель.
Молодые парни выбирают музыкальные инструменты. Выбор их пал на губную гармошку. Они не спешат покупать ее, прежде пробуют звук нового музыкального инструмента.
Повсюду идет, кипит яркая жизнь. Все посетители ярмарки оживленные и веселые, разговаривают, обсуждают все происходящее вокруг, обсуждают привезенный товар, советуются, торгуются. — Кустодиев Борис Михайлович 25.01.2016 11:12

Описание картины Бориса Кустодиева: Голубой домик.

Полотно написано в 1920 году. Дом для художника – это не просто архитектурное сооружение, которое необходимо выполнить, сохранив пропорции четкость линий – это сама жизнь, бьющая ключом изо всех дверей и окон. Вот и в картине Кустодиева «Голубой домик» все точно также.
Дом, выкрашенный в чистый небесный цвет и люди, которых он объединяет, приводит в одно место, чтобы они могли почувствовать свою целостность, не только с этим домом, но и друг с другом.
Дом - это место, откуда ложиться начало человеческой судьбе, которая принеся тысячи испытаний, вернет его сюда же, чтобы проводить в путь последний. Понимая это, художник изображает не просто дом, а всю человеческую жизнь. Поэтому исследователи картины полагают, что понимание ее возможно только в том случае, когда рассматривать ее начинают по частям, согласно плановому расположению персонажей.
Итак, на первом плане показаны простые люди, разных профессий, играющие в шахматы, как бы разыгрывая партию своей жизни, которая все равно закончиться в лавке гробовщика, помещенной в подвальной части дома. Гробовщик - это конец пути, но его начало можно увидеть в самом низу картины, где практически невидимо размещены маленькие дети, занятые игрой с собакой.
Далее художник изображает влюбленную пару, показывая, что жизнь продолжается, и как итог, за углом дома показана женщина с младенцем, несомненно, символично напоминающая Богоматерь с Иисусом на руках.
На самом верху, на балконе хозяева дома чаевничают, собравшись вокруг самовара. Все идеально и красиво, богато сервирован стол, горшочки с цветами благоухают, но и эти люди также придут в лавку гробовщика.
На крыше подросток отпугивает голубей, он выше всех, так как ему не знакомы ни мечтания влюбленной пары, ни беспокойство матери, ни даже проблемы собравшихся за чаем и игрой людей, он совершенно беззаботен, и потому идеален. Этот мальчик – это молодость и сила русского народа, не унывающего ни перед каким напастями.
Картина наполнена светом и счастьем, все здесь гармонично и радостно, а что еще необходимо для человеческой души.

|
Стоит, конечно, отметить, что картин с купчихами, на самом деле очень много, но самая удачная, и уникальная по своей гармоничности и полноте образа, несомненно, является «Чаепитие». Обратите внимание, насколько все, в этой картине, в основном благодаря только лишь своему образу, гармонично пересекается один с другим.
На балконе, за обеденным столом, восседает разодетая, просто огромных, тучных размеров купчиха, с ломящимся от угощений столом. В этой картине, образ купчихи, полностью обыгран собой, и несет большую смысловую нагрузку в картину. Небольшие мелкие нюансы, которые придают целостность образу и завершенность картине.
Как, например, кот, который трется о большое плечо хозяйки, но она непоколебима. За ее большой спиной красиво изображен город, с церквями и торговыми рядами. А этот немыслимый для простого обывателя того времени натюрморт всевозможных хлебобулочных изделий, чай налит в прекрасный фарфор, а в центре стола стоит красавец самовар и как это ни странно – арбуз.
Во времена написания картины, был страшный голод и разруха, поэтому такая картина, это просто крик души, это мечта, которую он воплотил на холсте. Кустодиев пытался показать всю сущность купчихи, с некой долей иронии. Все его картины, отличаются жизнерадостью, и долей здорового оптимизма. Отличная попытка высмеять и показать нам один день из бездумной, но сытой, порой даже чересчур жизни.
Нет ничего лишнего, довольно точно описана вся картина, хорошее сочетание цветов и двух планов, передний и задний соответственно. Доступность и легкость к пониманию этой картины изумляет, художник максимально выложился. | | |

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»