История жизни. Иван III Васильевич - биография, информация, личная жизнь

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ

Иван III - великий князь Московский и государь всея Руси, при котором Русское государство окончательно избавилось от внешней зависимости и существенно раздвинуло свои границы.

Иван III окончательно прекратил выплачивать дань Орде, присоединил к Москве новые территории, провел целый ряд реформ и создал основу того государства, которое носит гордое имя Россия.

В 16-летнем возрасте его отец, великий князь Василий II, прозванный из-за слепоты Темным, назначил Ивана своим соправителем.

Иван III, великий князь московский (1462-1505).

Иван родился в 1440 г. в Москве. Он появился на свет в день памяти апостола Тимофея, поэтому в его честь получил имя при крещении - Тимофей. Но благодаря ближайшему церковному празднику - перенесению мощей св. Иоанна Златоуста, княжич получил имя, под которым он больше всего известен.

Иван III принимал активное участие в борьбе с Дмитрием Шемякой, ходил в походы против татар в 1448 г., 1454 г. и 1459 г.

Великие князья Василий Темный и его сын Иван.

Важную роль в воспитании наследника престола играли именно военные походы. В 1452 г. двенадцатилетний Иван уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно завершен. Вернувшись из похода с победой, Иван Васильевич обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной, дочерью князя Бориса Александровича Тверского. Этот выгодный брак должен был стать символом примирения вечных соперников - Твери и Москвы.

С целью узаконить новый порядок престолонаследия, Василий II еще при жизни назвал Ивана великим князем. Все грамоты писались от имени двух великих князей.

В 22-летнем возрасте он занял престол после смерти отца.

Иван продолжил политику отца по консолидации Русского государства.

По завещанию отца Иван получил самый большой по территории и значимости удел, в который помимо части Москвы входили Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород и другие города.

Иван III Васильевич

Его братья Андрей Большой, Андрей Меньшой и Борис получили в уделы Углич, Вологду и Волоколамск. Иван стал «собирателем» русских земель с помощью искусной дипломатии, покупал их и захватывал силой. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, в 1474 г. - княжество Ростовское, в 1471-1478 гг. - обширные Новгородские земли.

В 1485 г. власть Ивана признала осажденная Тверь, а в 1489 г. - Вятка, большая часть Рязанских земель; было упрочено влияние на Псков.
В результате двух войн с Литвой (1487-1494 и 1501-1503 гг.) во владение Ивана перешли значительные части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств.

Тридцать лет не было врагов под стенами Москвы. Выросло целое поколение людей, ни разу не видевших ордынцев на своей земле.
Ливонский орден платил ему дань за город Юрьев. Он стал первым князем Московским, притязавшим на всю территорию Киевской Руси, включая западные и юго-западные земли, которые входили в то время в состав Польско-Литовского государства, что стало причиной многовековой распри между Русским государством и Польшей.

Успенский Собор в Московском Кремле

Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань.

Хан Ахмат решил восстановить господство Орды над Русью. Честолюбивый, умный, но осторожный, он несколько лет готовился к походу против русской земли. Победами в Средней Азии и на Кавказе он снова поднял могущество ханства, укрепил свою власть. Однако Ахмат не сумел удержаться в Крыму. Здесь на ханском престоле сидел вассал турецкого султана Менгли-Гирей. Крымское ханство, выделившееся из Золотой Орды, с тревогою следило за усилением державы Ахмата. Это открывало перспективы русско-крымского сближения.

При Иване III завершился процесс объединения русских земель, потребовавший вековых напряженных усилий всего народа.

В 1480 г. энергичный и удачливый Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял в поход на Русь Большую Орду, собрав все силы своей огромной, еще грозной империи. Над Русью вновь нависла опасность. Момент для нашествия хан выбрал весьма удачно: на северо-западе шла война русских с Орденом; враждебной была позиция Казимира; начался феодальный мятеж против Ивана Васильевича его братьев Андрея Большого и Бориса на почве территориальных споров. Все как будто складывалось в пользу монголов.

Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского.

Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние на Угре» войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Где-то на зимовье в устье Северного Донца Иван Васильевич настиг его чужими руками: сибирский хан Ивак отрубил Ахмату голову и отправил ее великому князю в доказательство, что враг Москвы повержен. Иван III приветливо встретил послов Ивака и одарил их и хана.

Таким образом, пала зависимость Руси от Орды.

Иван III Васильевич

В далеком 1462 г. Иван III унаследовал от отца, Василия Темного, немалое Московское княжество, территория которого достигала 400 тыс. кв. км. А сыну своему, княжичу Василию III, он оставил обширную державу, площадь которой выросла более чем в 5 раз и превышала 2 млн кв. км. Вокруг когда-то скромного княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе: «Изумленная Европа, - писал К. Маркс, - в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».

При Иване были введены сложные и строгие дворцовые церемониалы византийских императоров.

Первая жена Великого князя тверская княжна Мария Борисовна умерла в 1467 году, не дожив и до тридцати лет. По прошествии двух лет после кончины супруги, Иоанн III решил жениться вновь. Избранницей его стала царевна София (Зоя) - племянница последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софии, Фома Палеолог, бывший деспотом Мореи (полуостров Пелопоннес), вскоре после падения Константинополя бежал вместе с семьей от турок в Италию, где его дети были взяты под папское покровительство. Сам же Фома, ради этой поддержки, перешел в католицизм.

Софья и ее братья воспитывались ученым греком кардиналом Виссарионом Никейским (бывший греческий митрополит - «архитектор» Флорентийской унии 1439 г.), который был известен как убежденный сторонник подчинения Православных Церквей римскому престолу. В связи с этим римский папа Павел II, который, по словам историка С.М.Соловьева, «без сомнения желая воспользоваться случаем завязать сношения с Москвою и утвердить здесь свою власть посредством Софии, которую по самому воспитанию ее не мог подозревать в отчуждении от католицизма», в 1469 году предложил Великому князю Московскому брак с византийской царевной. При этом, желая скорее добиться приобщения к унии Московского государства, папа дал инструкции своим посланникам обещать Руси Константинополь как «законное наследие Русских Царей».

Зоя Палеолог

Переговоры о возможности заключения этого брака длились три года. В 1469 году в Москву прибыл посланник от кардинала Виссариона, который и привез предложение Московскому князю взять в жены царевну София. При этом от Иоанна III утаивался переход Софии в униатство - ему было сообщено, что царевна греческая отказала двум женихам - королю французскому и герцогу медиоланскому будто бы из преданности к отцовской вере. Великий князь, как говорит летописец, «взял эти слова в мысль», и, посоветовавшись с митрополитом, матерью и боярами согласился на этот брак, отправив состоявшего на русской службе выходца из Италии Ивана Фрязина к римскому двору сватать Софию.

«Папе хотелось выдать Софию за московского князя, восстановить Флорентийское соединение, приобресть могущественного союзника против страшных турок, и потому ему легко и приятно было верить всему, что ни говорил посол московский; а Фрязин, отказавшийся от латинства в Москве, но равнодушный к различию исповеданий, рассказывал то, чего не было, обещал то, чего быть не могло, лишь бы уладить поскорее дело, желанное и в Москве не менее, чем в Риме», - пишет об этих переговорах русского посланника (который, заметим, будучи в Риме, исполнял все латинские обычаи, скрывши, что принял в Москве православную веру) С.М.Соловьев. В итоге, обе стороны остались довольны друг другом и римский папа, которым с 1471 года был уже Сикст IV,передав через Фрязина в подарок Иоанну III портрет Софии, просил Великого князя высылать за невестой бояр.

1 июня 1472 году в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Великого князя Московского представлял в ходе этой церемонии Иван Фрязин. 24 июня большой поезд (обоз) Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима. А 1 октября, как пишет С.М.Соловьев, «пригнал во Псков гонцом Николай Лях от моря, из Ревеля, и объявил на вече: "Царевна переехала море, едет в Москву, дочь Фомы, князя морейского, племянница Константина, царя цареградского, внука Иоанна Палеолога, зятя великого князя Василия Дмитриевича, зовут ее София, она будет вам государыня, а великому князю Ивану Васильевичу жена, и вы бы ее встретили да приняли честно".

Объявив это псковичам, гонец в тот же день поскакал к Новгороду Великому, а оттуда в Москву». После долгого путешествия, 12 ноября 1472 г. София въехала в Москву и в тот же день была повенчана митрополитом Филиппом с князем Московским Иоанном III в Успенском соборе.

Великий князь Иван III и Софья Палеолог.

Планы же Римского папы сделать царевну Софию проводником католического влияния потерпели полный провал. Как отмечал летописец, по прибытии Софии на Русскую землю, «был с нею и владыка свой (кардинал), не по нашему обычаю одетый весь в красное, в перчатках, которых никогда не снимает и благословляет в них, и несут перед ним распятие литое, высоко взоткнутое на древке; к иконам не подходит и не крестится, в Троицком соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны». Это неожиданное для Великого князя обстоятельство заставило Иоанна III собрать совещание, которому предстояло решить принципиальный вопрос: пускать ли в Москву католического кардинала, который всюду шествовал перед царевной с высоко поднятым латинским крестом. Исход споров решило слово митрополита Филиппа, переданное Великому князю: «Нельзя послу не только войти в город с крестом, но и подъехать близко; если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в город, а я, отец твой, другими воротами из города; неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть, потому что, кто возлюбит и похвалит веру чужую, тот своей поругался». Тогда Иоанн III повелел отобрать у легата крест и спрятать его в санях.

А на другой день после венчания, когда папский легат, поднося Великому князю дары, должен был заговорить с ним о соединении церквей, он, как говорит летописец, совершенно растерялся, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: «иное, спросивши у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказавши: "Нет книг со мною!"» Сама же царевна по прибытии на Русь, по словам историка С.Ф.Платонова, «ничем не содействовала торжеству унии», а потому «брак московского князя не повлек за собой никаких видимых последствий для Европы и католичества». Софья немедленно отказалась от вынужденного униатства, продемонстрировав возвращение к вере своих предков. «Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог», - заключал С.М.Соловьев.

Последствия этого брака оказались совершенно иными, чем рассчитывал римский понтифик. Породнившись с византийской императорской династией, Московский князь как бы символически получал от своей супруги права государей, павшего под турками Второго Рима и, принимая эту эстафету, открывал новую страницу в истории Русского государства как Третьего Рима. Правда, у Софии были братья, которые также могли претендовать на роль наследников Второго Рима, но они иначе распорядились своими наследственными правами. Как отмечал Н.И.Костомаров, «один из ее братьев, Мануил, покорился турецкому султану; другой, Андрей, два раза посещал Москву, оба раза не ужился там, уехал в Италию и продавал свое наследственное право то французскому королю Карлу VIII, то испанскому - Фердинанду Католику. В глазах православных людей передача прав византийских православных монархов какому-нибудь королю латиннику не могла казаться законною, и в этом случае гораздо более права представлялось за Софиею, которая оставалась верна Православию, была супругой православного Государя, должна была сделаться и сделалась матерью и праматерью его преемников, и при своей жизни заслужила укор и порицания папы и его сторонников, которые очень ошиблись в ней, рассчитывая через ее посредство ввести в московскую Русь флорентийскую унию».

«Брак Ивана и Софьи получал значение политической демонстрации, - замечал В.О.Ключевский, - которою заявляли всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом».

Символом преемственности Московской Руси от Византии стало принятие Иоанном III в качестве государственного герба Московской Руси двуглавого орла, который считался официальным гербом Византии при последней династии Палеологов (как известно, во главе свадебного поезда царевны Софьи развивался золотой стяг, с вытканным на нем черным двуглавым орлом).

Да и многое другое с этих пор на Руси стало меняться, принимая подобие византийского. «Это делается не вдруг, происходит во все время княжения Ивана Васильевича, продолжается и после смерти его, - отмечал Н.И.Костомаров.

В придворном обиходе является громкий титул царя, целование монаршей руки, придворные чины (...); значение бояр, как высшего слоя общества, падает перед самодержавным Государем; все делались равны, все одинаково были его рабами. Почетное наименование "боярин" становится саном, чином: в бояре жалует Великий князь за заслуги. (...) Но всего важнее и существеннее была внутренняя перемена в достоинстве Великого князя, сильно ощущаемая и наглядно видимая в поступках медлительного Ивана Васильевича. Великий князь сделался Государем самодержцем. Уже в его предшественниках видна достаточная подготовка к этому, но Великие князья московские все еще не были вполне самодержавными монархами: первым самодержцем стал Иван Васильевич и стал особенно после брака с Софиею. Вся деятельность его с этих пор была последовательнее и неуклоннее посвящена укреплению единовластия и самодержавия».

Говоря о последствиях этого брака для Русского государства, историк С.М.Соловьев справедливо замечал: «Великий князь московский на деле был сильнейшим из князей Северной Руси, которому никто не мог противиться; но он продолжал еще носить название великого князя, что означало только старшего в роде княжеском; он еще недавно кланялся в Орде не только хану, но и вельможам его; князья-родичи еще не переставали требовать родственного, равного обхождения; члены дружины еще сохраняли старое право отъезда, а это отсутствие прочности в служебных отношениях, хотя на деле и пришедшее к концу, давало им повод думать о старине, когда дружинник при первом неудовольствии отъезжал от одного князя к другому и считал себя вправе знать все думы княжеские; при дворе московском явилась толпа служилых князей, которые не забыли о своем происхождении от одного родоначальника с московским великим князем и выделялись из дружины московской, становясь выше ее, следовательно, имея еще более притязаний; церковь, содействуя московским князьям в утверждении единовластия, давно уже старалась дать им высшее значение относительно других князей; но для успешнейшего достижения цели нужна была помощь преданий Империи; эти-то предания и были принесены в Москву Софиею Палеолог. Современники заметили, что Иоанн после брака на племяннице императора византийского явился грозным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил название Грозного, потому что явился для князей и дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание, возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь, потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных; по первому мановению Грозного Иоанна головы крамольных князей и бояр лежали на плахе. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии, и мы не имеем никакого права отвергать их свидетельство».

Софья Палеолог

Софья, оставившая о себе память в Европе своей чрезвычайной дородностью, обладала незаурядным умом и вскоре достигла заметного влияния. Иван по ее настоянию предпринял перестройку Москвы, возвел новые кирпичные кремлевские стены, новый дворец, зал для приемов, собор Успения Богоматери в Кремле и многое другое. Строительство велось и в других городах - Коломне, Туле, Иван-городе.

При Иоанне Московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо.

Хан Золотой Орды Ахмат еще в 1472 году предпринял, по внушениям польского короля Казимира, поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Иоанна. В 1476 году Иоанн отказался платить Ахмату дань, и в 1480 году последний вновь напал на Русь, но у реки Угры был остановлен войском великого князя. Сам Иоанн и теперь еще долго колебался, и лишь настойчивые требования духовенства, особенно ростовского епископа Вассиана, побудили его лично отправиться к войску и прервать переговоры с Ахматом.

Несколько раз Ахмат пытался прорваться на другой берег Угры, но все его попытки пресекались русскими войсками. Эти военные действия вошли в историю как «стояние на Угре».

Всю осень русское и татарское войско простояли одно против другого на разных сторонах реки Угры; когда стала уже зима, и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил 11 ноября; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно.

Иван III начал именовать себя великим князем «Всея Руси», и этот титул в 1494 г. был признан Литвой. Первым из Московских князей он именовался «царем», «самодержцем». В 1497 г. он ввел новый гербовый щит Московской Руси - черного двуглавого византийского орла. Москва, таким образом, заявляла притязания на статус преемницы Византии (позднее псковский инок Филофей назвал ее «третьим Римом»; «вторым» был павший Константинополь).

Государь великий князь Иван III Васильевич.

Иван обладал жестким и упрямым нравом, ему были присущи проницательность и способность предвидения, особенно в вопросах внешней политики.

Иван III Васильевич Собиратель земли русской

Во внутренней политике Иван укрепил структуру центральной власти, требуя беспрекословного повиновения бояр. В 1497 г. был выпущен свод законов - Судебник, составленный при его участии. Централизованное управление привело к установлению поместной системы, а это, в свою очередь, способствовало формированию нового класса - дворянства, которое стало опорой власти самодержца.

Известный историк А. А. Зимин так оценил деятельность Ивана III: «Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу… На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси».

«В 1492 году Иван III принял решение Новый год исчислять не с 1 марта, а с 1 сентября, так как это гораздо удобнее для народного хозяйства: подводились итоги урожая, готовились к зиме, играли свадьбы».

«Иван III территориально расширил Русь: когда в 1462 году он принял престол, то государство составляло 400 тыс.кв.км, а после его смерти, в 1505 году, оно составило более 2 млн.кв.км».

Летом 1503 г. Иван III Васильевич серьезно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, великий князь Иван Васильевич отправился в поездку по монастырям.

В своем завещании он поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Дмитрием, Семеном, Андреем. Однако старшему он дал все старшинство и 66 городов, в том числе Москву, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломну, Переяславль, Ростов, Суздаль, Муром. Нижний и другие».

Похоронен великий князь в Архангельском соборе Московского Кремля.

Историки сходятся во мнении, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI в. заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

Иван III разрывает ханскую грамоту. Фрагмент. Худ. Н. Шустов

Иван III Васильевич.


Годы правления Ивана 3:1462- 1505

Иван 3 — расчётливый, удачливый и дальновидный политик, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности. В 22 года получил престол. Это один из самых ярких правителей России.

Из биографии. Яркие события.

  • С 1485 года Иван 3 принял титул «Государя всея Руси»
  • Изменилась система деления государства и правления в нём. Так княжества стали называться уездами , во главе уезда стояли наместники - их назначали из Москвы. Наместников ещё называли кормленщиками , так как всё их содержание, а также всех их помощников происходило полностью за счёт местного населения. Это явление стало называться кормлением. Дворян впервые стали называть помещиками.
  • Появилось так называемое местничество . Оно означало, что должности занимали согласно знатности и служебного положения предков.
  • В 1497 году был принят Судебник - свод законов Российского государства. Согласно ему значительно усиливалась центральная власть, начато постепенное закрепощение крестьян: введён Юрьев день , то есть крестьяне могли уходит к другому феодалу только раз в году — за неделю до и неделю после Юрьева дня- это 26 ноября. Но прежде надо было заплатить пожилое – плату за проживание на старом месте. Пожилое = 1 рублю, на который можно было купить 10 пудов мёда.

К.Лебедев. «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча».

  • Новгородская республика никак не хотела лишаться своей самостоятельности. Ведь уже с 1136 длилась новгородская вольница. Борьбу против Москвы возглавила посадница Марфа Борецкая. Новгородские бояре планировали подписать вассальные отношения с Литвой. В 1471 году Иван III собрал общероссийское войско и пошёл на Новгород. На реке Шелони произошло известное сражение, в котором новгородцы потерпели поражение. Но окончательно Новгород был присоединён к Москве в 1478 году. Символ новгородской вольности - вечевой колокол - был вывезен в Москву, а управлять Новгородской землёй стали московские наместники. Таким образам, Новгородская республика просуществовала с 1136-1478гг.

Н.Шустов. «Иван III свергает татарское иго»

  • Долгожданное для Руси событие — освобождение от власти Золотой Орды — произошло окончательно в 1480 году, после так называемого «стояния на реке Угре». Хан Ахмат собрал войско, в которое ещё входили литовские и польские воины, Иван 3-го поддержал крымский хан Менгли –Гирей, напав на столицу орды- город Сарай. Сражение так и не состоялось после четырёхнедельного стояния по обоим берегам Угры. Скоро не стало и самой Золотой Орды: в 1505 году хан Менгли-Гирей нанёс ей последнее — сокрушительное поражение.
  • Именно при Иване III был построен Кремль из красного кирпича, который существует и в наши дни.
  • Герб РФ начинает свою историю с герба, утверждённого Иваном III. Изображение на нём двуглавого орла - символ гармонии земной и небесной власти. А переняла Россия этот герб от Византии, которая к этому времени была покорена турками.
  • Держава и скипетр, барма, шапка Мономаха – стали при нём символами царской власти
  • Он был женат на Софье Палеолог — дочери последнего византийского императора.
  • Впервые был послан посол в другую страну, а сам Иван III в Грановитой палате принимал послов из других стран.

Церковь при Иване III

В период правления Ивана 3 церковь была крупнейшим собственником.

Поэтому и князь хотел подчинить себе церковь, и церковь стремилась к большей самостоятельности.

Внутри самой церкви шла борьба по вопросам веры.

В 14 веке в Новгороде появляются стригольники - они на голове выстригали крест и считали, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.

В 15 веке в Новгороде и в Москве появилась ересь жидовствующих. Её сторонники отрицали власть священников вообще, считали, что все люди равны. У монастырей не должно быть власти над крестьянами и права на землю.

Против еретиков выступил Иосиф Волоцкий — основатель Успенского собора в Москве. Его сторонников стали называть иосифляне. Они отстаивали право церкви на власть над землёй и крестьянами.

Им противостояли нестяжатели — во главе с Нилом Сорским. Они и против еретиков, и против права церкви на землю и крестьян, за нравственность священников.

Иван 3 поддержал на церковном соборе в 1502 году стяжателей (иосифлян). Церковь совместно с князем имела большую власть в стране.

При Иване III ВПЕРВЫЕ:

Страна стала называться «Россией»

Появился новый титул князя — «Государь всея Руси» с 1492г.

Князь привлекал иностранных специалистов для строительства Кремля.

Принят первый сборник единого государства- Судебник 1497г.

Первый русский посол Плещеев был послан в Стамбул в 1497

При Иване III КУЛЬТУРА:

1469-1472- путешествие Афанасия Никитина, его книга «Хождение за три моря».

1475-начало строительства Успенского собора в Москве (Аристотель Фиораванти)

1484-1509- новый Кремль, Грановитая палата.

Исторической портрет Ивана III: направления деятельности

1. Внутренняя политика Ивана III

  • Укрепление власти московского князя — он стал называться « Государем всея Руси»
  • Создаётся государственная символика — герб, закрепляется название государства- «Россия».
  • Начинает складываться централизованный аппарат власти: создаются органы власти: Боярская дума- у неё были совещательные функции, в неё входили до 12 бояр- это окольничьи , в будущем они будут возглавлять приказы. Дворец — управлял землями великого князя, Казана – ведала финансами, государственной печатью и архивами.
  • Законодательная реформа: принят Судебник 1497 года.
  • Усиливает влияние дворянства в обществе, борется с сепаратизмом бояр
  • Ведётся большое строительство в Москве. Построены Грановитая палата, соборы Кремля. Ведётся активное строительство и в других городах.
  • Продолжается политика объединения русских земель под властью Москвы. При нём территория увеличилась вдвое.

К Московскому княжеству были присоединены:

Ярославское княжество – 1463г.

Ростовское княжество – 1474г.

Новгородская республика – 1478г.

Тверское княжество – 1485г.

Вятская, Пермская и большая часть Рязанской земли – после 1489г.

2. Внешняя политика Ивана III

  • Освобождение от золотоордынской зависимости

1475г – Иван III приостановил выплату дани Золотой Орде.

1480- стояние на Угре, свержение ига.

  • Продолжение завоевательной внешней политики, стремление присоединить соседние земли:

1467, 1469- два похода на Казань, установление вассальной зависимости

1479-1483- борьба с Ливонским орденом (Бернгард), перемирие на 20 лет.

1492г – построена крепость Ивангород, напротив Нарвы, перемирие с Ливонским орденом на 10 лет.

Войны с Литвой: 1492-1494, 1505-1503г. 1500г- битва на р.Ведрошь (воевода Щеня),в итоге присоединена часть западной и северной территории Литвы.

Иван III вынудил Ливонский орден платить дано за г. Юрьев.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию 25, к написанию исторического сочиннеия.

Итоги деятельности Ивана III:

    • Завершается централизация русских земель, Москва превращается в центр общерусского государства.
    • Упорядочивается законодательство
    • Расширяется территория России
    • Значительно возрос международный авторитет Руси
    • Возрастает число связей с западными государствами

Хронология жизни и деятельности Ивана III

Правление Ивана 3: 1462-1505г.
1463+ Ярославль.
1467- первый поход на Казань1469- второй поход на Казань. Удачно. Установлена вассальная зависимость.
1470- в Новгороде- ересь жидовствующих против Иосифа Волоцкого (в 1504 – их осудят и казнят).
1471- поход на Новгород. Победа Москвы у р, Шелони (воевода – Даниил Холмский).
1469-1472- Афанасий Никитин — путешествие в Индию
1474 + Ростовское княжество.
1475- начало строительства Успенского собора Аристотелем Фиораванти, окончание- 1475
1478-падение независимости Великого Новгорода, присоединение его к Москве.
1479-1483-борьба с Ливонским орденом (Бернгард). В Нарве- перемирие с немцами на 20 лет.
1480- стояние на р. Угре. Конец ига. Хан Ахмат.
1485- присоединение Тверского княжества к Москве.
1489 + Вятские земли
1492- построена крепость Ивангород — напротив Нарвы. Ливонский орден подписал перемирие на 10 лет — испугались..
1492-94- война с Литвой + Вязьма и др. области.
1497- принятие Судебника
1484-1509 – строится новый Кремль, соборы, Грановитая палата.
1497- в Стамбул-первый русский посол — Михаил Плещеев.
1500-1503-война с Литвой.14 июля 1500- битва на р. Ведрошь, воевода — Даниил Щеня. Итог: + территория на западе и севере Литвы.

Князь Иван III изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде. Автор — Микешин М.Ю.

На протяжении сорока трех лет Москвой правил великий князь Иван Васильевич или Иван III (1462–1505 гг.).

Основные заслуги Ивана Третьего:

    Присоединение обширных земель.

    Укрепление государственного аппарата.

    Повышение международного престижа Москвы.

К Москве были присоединены Ярославское княжество (1463 г), Тверское княжество 1485 г., Ростовское княжество 1474 г. Новгород и его владения 1478 г. Пермский край 1472 г.

Иван Третий вел успешные войны с Великим княжество Литовским. По договору 1494 года Иван III получил Вязьму, иные земли, его дочь, княжна Елена Ивановна, вышла замуж на нового великого князя литовского Александра Ягеллона. Однако родственные связи, протянувшиеся между Москвой и Вильно (столицей Литвы), не предотвратили новой войны. Она обернулась для зятя Ивана III настоящей военной катастрофой.

В 1500 г. войска Ивана III разгромили литовцев на реке Ведроше, а в 1501 г. вновь нанесли поражение под Мстиславлем. Пока Александр Ягеллон метался по своей стране, пытаясь наладить оборону, московские воеводы занимали все новые и новые города. В результате, Москва поставила под контроль огромную территорию. По перемирию 1503 года Великое княжество литовское отдало Торопец, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб и множество других городов. Это был самый крупный военный успех за всю жизнь Ивана III.

По мнению В.О.Ключевского после объединения земель Московское княжество стало национальным, теперь вся великорусская народность проживала в его пределах. При этом Иван именовал себя в дипломатической переписке как государь всея Руси, т.е. высказывал свои претензии вообще на все земли, которые когда-то входили в состав киевского государства.

В 1476 г. Иван Третий отказался выплачивать дань правителям Орды. В 1480 г. после стояния на Угре владычество татарских ханов закончилось уже и формально.

Иван Третий успешно заключал династические браки. Его первой супругой была дочь Тверского князя. Этот брак позволил Ивану Васильевичу претендовать на Тверское княжение. В 1472 г. вторым браком он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Московский князь становился как бы преемником византийского императора. В геральдике Московского княжества стал использоваться не только образ Георгия Победоносца, но и византийский двуглавый орел. В начале 16 в. стали развиваться идеологическая концепция, которая должна была обосновать величие нового государства (Москва – 3 Рим).

При Иване III на Руси, особенно в Москве, много строили. В частности, воздвигли новые стены Кремля, новые храмы. К инженерной и другим службам широко привлекались европейцы, прежде всего, итальянцы.

В конце своего правления Иван Третий втянулся в острый конфликт с православной церковью. Князь стремился ограничить экономическое могущество церкви, лишить ее налоговых льгот. Однако этого ему сделать не удалось.

В конце 15-начале 16 вв. стал формироваться государственный аппарата Московского княжества. Князья в присоединенных землях становилась боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами и управлялись наместниками-кормленщиками из Москвы.

Присоединенные земли Иван 3 использовал для создания системы поместий. Дворяне-помещики во владение (не в собственность) участки земли, которые должны были обрабатывать крестьяне. В обмен дворяне несли военную службу. Поместная конница стала ядром армии Московского княжества.

Аристократический совет при князе назывался Боярской думой. В нее входили бояре и окольничие. Возникли 2 общегосударственных ведомства 1. Дворец. Управлял землями великого князя. 2. Казна. Ведала финансами, государственной печатью, архивами.

В 1497 г. был издан первый общегосударственный судебник.

Личная власть великого князя резко усилилась, что видно из завещания Ивана. Преимущества великого князя Василия 3 перед другими членами княжеской семьи.

    Теперь только великий князь собирал налоги в Москве и вел уголовный суд по важнейшим делам. До этого князья наследники владели участками в Москве и могли собирать там налоги.

    Исключительное право чеканить монету. До этого и великий и удельные князья имели такие права.

    Если братья великого князя умирали, не оставив сыновей, то их уделы переходили к великому князю. До этого удельные князья могли распоряжаться своими вотчинами по своему усмотрению.

Также по договорным грамотам со своими братьями Василий 3 присвоил себе единоличное право вести переговоры с иностранными державами.

Василий III (1505-1533 гг.), унаследовавший престол от Ивана III, продолжил его курс на строительство единой русской державы. При нем потеряли независимость Псков (1510), а также Рязань (1521). В 1514 г. в результате новой войны с Литвой был захвачен Смоленск.

Противостояние Московского государства и Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское.

Данное государство усилилось в середине 13 в. поскольку его правители сумели успешно противостоять отрядам немецких крестоносцев. Уже в середине 13 в. литовские правители стали присоединять русские княжества к своим владениям.

Важной особенностью Литовского государства была его двуэтничность. Меньшую часть населения составляли собственно литовцы, в то время как большинство населения были славянами-русинами. Необходимо отметить, что процесс расширения Литовского государства был относительно мирным. Причины:

    Присоединение часто происходило в форме династических союзов.

    Доброжелательная политика литовских князей по отношению к православной церкви.

    Русский (русинский) язык стал официальным языком великого княжества Литовского и использовался в делопроизводстве.

    Развитая правовая культура Литовского княжества. Существовала практика заключения письменных договоров (рядов), когда местные элиты договаривались о своем праве участвовать в выборе наместников для своих земель.

К середине 14 в. Великое княжество Литовское объединило все западные русские земли кроме Галиции (входила на тот момент в состав Польского королевства).

В 1385 г. литовский князь Ягайло вступил в династический брак с польской принцессой Ядвигой и подписал в Крево соглашение, которое во многом определило судьбу литовского государства. Согласно Кревской унии Ягайло брал на себя обязательство обратить все население Литовского княжества в истинную католическую веру, а также отбить захваченные Тевтонским орденом польские земли. Соглашение было выгодно для обеих сторон. Поляки получали мощного союзника для борьбы с Тевтонским орденом, а Литовский князь помощь в династической борьбе.

Заключение Кревской унии помогло Польскому и Литовскому государству в военном отношении. В 1410 г. соединённые войска двух государств нанесли решающее поражение армии Тевтонского ордена в битве под Грюнвальдом.

В то же время вплоть до конца 1430-х гг. Литовское княжество переживало период напряжённой династической борьбы. В 1398-1430 гг. великим князем Литовским был Витовт. Он сумел консолидировать разрозненные литовские земли, вступил в династический союз с Московским княжеством. Тем самым Витовт фактически дезавуировал Кревскую унию.

В 1430-е гг. князь Свидригайло сумел объединить вокруг себя знать Киевских, Черниговских и Волынских земель, которые были недовольны политикой католизации и централизации и начал борьбу за власть во всем Литовском государстве. После напряженной войны 1432-1438 гг. он потерпел поражение.

В социально-экономическом отношении Литовское княжество развивалось весьма успешно на протяжении 15-16 вв. В 15 в. многие города перешли на так называемое Магдебургское право, которое гарантировало самоуправление и независимость от княжеской власти. С другой стороны, громадную роль в жизни Литовского государства играла знать, которая фактически делила государство на зоны влияния. Каждый князь имел собственную систему законодательства и налогообложения, свои военные отряды, контролировал органы государственной власти в своих землях. 15 из 40 городов, которые располагались на территории современной Беларуси находились на магнатских землях, что зачастую ограничивало их развитие.

Постепенно Литовское государство все больше интегрировалось с Польским. В 1447 г. польский король и литовский князь Казимир издал общеземельный привилей, который гарантировал права шляхты (дворянства) как в Польше, так и в Литве. В 1529 и 1566 гг. Панская рада (совет аристократов, высший орган управления Литовского государства) инициировал создание 2 Литовских статутов. Первый кодифицировал нормы гражданского и уголовного права. Второй статут регулировал взаимоотношения шляхты и аристократов. Шляхта получала гарантированные права на участие в органах местного и государственного управления (сеймики и вальные сеймы). В то же время была проведена административная реформа, по примеру Польши страна была разделена на воеводства.

В сравнении с Московским государством Литовское княжество отличалось большей религиозной терпимостью. На территории княжества сосуществовали и конкурировали православная и католическая церкви, в середине 16 в. достаточно большое распространение получил протестантизм.

Отношения Литвы и Москвы на протяжении второй половины 15-16 вв. были по большей части напряженными. Государства конкурировали между собой за контроль над русскими землями. После серии успешных войн Иван 3 и его сын Василий третий суме=ли присоединить пограничные земли в верховьях Оки и Днепра, важнейшим успехом Василия 3 стало присоединение после долгой борьбы стратегически важного Смоленского княжества в 1514 г.

В ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. Литовская армия на первом этапе боевых действий потерпела серьезные поражения от войск московского царя. В результате в 1569 г. между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния. Причины заключения: 1. Военная угроза со стороны московского царя. 2. Экономическая ситуация. В 16 в. Польша была одним из крупнейших торговцев зерном в Европе. Литовская знать желала получить свободный доступ к такой выгодной торговле. 3. Привлекательность польской шляхетской культуры, большие правовые гарантии которые были у польской шляхты. 4. Для поляков важно было получить доступ к очень плодородным, но плохо освоенным землям Литовского княжества. Согласно унии в составе единого государства Литва сохраняла свое судопроизводство, администрацию и русский язык в делопроизводстве. Особо была отмечена свобода веры и сохранение местных обычаев. При этом Волынские, Киевские земли передавались в состав Польского королевства.

Последствия унии: 1. Увеличение военного потенциала. Польский король Стефан Баторий сумел нанести тяжелые поражения войскам Ивана Грозного, московское царство в итоге утратило все свои завоевания в Прибалтике. 2. Мощная миграция польского населения и населения Галиции на восток Литовского государства.3. Рецепция польской культуры в первую очередь местной русской знатью. 4. Оживление духовной жизни, поскольку православной церкви было необходимо конкурировать в борьбе за умы с католиками и протестантами. Это способствовало развитию системы образования.

В 1596 г. по инициативе католической церкви в Бресте была заключена церковная уния между католической и православной церквями Речи Посполитой. Унию активно поддерживали польские короли, которые рассчитывали на консолидацию своего государства.

Согласно унии православная церковь признавала верховенство римского папы и ряд католических догматов (filioque, концепция чистилища). При этом сохранялась в неизменности православная обрядность.

Уния не только не способствовала консолидации общества, но наоборот расколола его. Только часть православных епископов признала унию. Новая церковь получила наименование греко-католической или униатской (с 18 в.). Другие епископы сохранили верность православной церкви. В этом их поддержала значительная часть населения Литовских земель.

Дополнительное напряжение вносила деятельность запорожского и украинского казачества. Отряды вольных людей-христиан отправлялись за добычей в Дикое поле еще в 13 в (бродники). Однако консолидация казачества в серьезную и признанную силу происходит в 15-16 вв. из-за постоянных набегов Крымского ханства. В ответ на набеги возникла Запорожская Сечь как профессиональное воинское объединение. Польские короли активно использовали запорожских казаков в своих войнах, однако казаки оставались источником смут, поскольку к ним присоединялись все недовольные текущей ситуацией.

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Старший сын Василия II Васильевича Темного принимал участие в междоусобной войне 1452 года. Из-за ослепления отца Василием Косым Иван III рано включился в процесс управления государством (с 1456 года). Великий князь московский с 1462 года. Продолжая политику по расширению территорий Московского княжества, Иван III огнем и мечом, а иногда и путем дипломатических переговоров подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1471 году совершил поход на Новгород и разбил противников в Шелонской битве, а затем в 1478 году окончательно уничтожил независимость Новгородской республики, подчинив ее Москве. Во время правления его Казань также стала лояльна Московскому князю, что было важным достижением его внешней политики.

Иван III, вступив на великое княжение, впервые со времен Батыева нашествия отказался ехать в Орду для получения ярлыка. В попытке вновь подчинить себе Русь, не платившую дань с 1476 года, хан Ахмат в 1480 году двинул на Московское княжество большое войско. В этот момент силы Москвы были ослаблены войной с Ливонским орденом и феодальным мятежом младших братьев Великого князя. К тому же Ахмат заручился поддержкой польско-литовского короля Казимира. Однако силы поляков удалось нейтрализовать благодаря мирному договору Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем. После попытки Ахмата форсировать р. Угру в октябре 1480 года, сопровождавшейся 4-дневной битвой, началось «стояние на Угре». «Угорщина», в ходе которой силы сторон располагались на разных берегах притока Оки, закончилась 9-11 ноября 1480 года бегством противника. Таким образом, победа на р. Угре ознаменовала окончание 240-летнего монголо-татарского ига.

Не менее важным был успех в войнах с Великим княжеством литовским (1487-1494; 1500-1503), благодаря которому к Руси отошли многие западные земли.

В результате побед над внешними врагами Иван III смог уничтожить большинство уделов и тем самым сильно укрепить центральную власть и роль Москвы.

Москва как столица нового большого государства сильно преобразилась во время правления Ивана III: был возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора. Важную роль в строительстве обновленной столицы сыграли итальянские иностранные мастера. К примеру, Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти.

Новое большое государство, каким стало Московское княжество при Иване III, нуждалось в новой идеологии. Москва как новый центр христианства была представлена в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы (1492). Монахом Филофеем была предложена формула «Москва — третий Рим» (уже после смерти Ивана III). Основой этой теории явился тот факт, что Московское государство (после захвата Константинополя турками в 1453 году) осталось единственным независимым православным государством в мире, а возглавивший его государь — единственным заступником всех православных христиан на земле. Иван III имел и формальные причины считать себя наследником Византии, поскольку был женат вторым браком на племяннице последнего Византийского императора Софье (Зое) Палеолог.

Усиление центральной власти сделало необходимым создание новых органов государственного управления — приказов. В это же время появляется и законодательный кодекс объединенной Руси — Судебник 1497 года, дошедший до нас, к сожалению, лишь в одном экземпляре. Дабы заручиться поддержкой служилых людей, Великий князь гарантировал им экономическое благосостояние путем регламентации перехода крестьян от одного хозяина другому: крестьяне получили право перехода только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после.

Правление Ивана III современные историки связывают также с началом процесса европеизации, обеспечившего обороноспособность и экономическое процветание страны.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»