Как называлось первое поселение ладога. Древние города Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Поиск по сайту:

История Старой Ладоги

Другое (шведское) название Ладоги - Альдейгья (Aldeigjuborg, ранее - Aldeigja, предполож. от древне-финск. Alode-jogi - "низовье реки" или "нижняя река", откуда и др.-русск. Ладога). Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. Рябинина готландцами).

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е г.г. оно было разрушено словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х г.г. и было захвачено варягами.

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е г.г. в Старой Ладоге была построена первая крепость, по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город.

В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древне-русской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

"И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик."

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - Кирпичников, Анатолий Николаевич), доказывают тесные контакты словен, финно-угорских народов и норманнов (урмане) в этом районе в IX?X веках.

Повесть временных лет - это не единственный источник, к которому нужно склоняться, например, Б.Д. Греков пишет, что Ладога не варяжское государство, а славянское, и именно Кривичей.

Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон - ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив - сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что, это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» - шведы нападают на Ладогу.

После завершения русско-шведской войны 1590-1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613-1617, Швеция вернула России Ладогу.

В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина.

В 2003 году проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги, которое освещалось прессой и привлекло внимание властей (российский президент Владимир Путин дважды посетил её).

Старая летопись гласит: когда-то племена, жившие на севере России, на территории современной Карелии и Ленинградской платили дань варягам. Но потом варягов выгнали. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в . от тех варягов прозвалась Русская земля.»

Если признать, что Рюрик правил в Ладоге, то он там не был чужеземецем, поскольку и Ладога не была славянским городом.

Согласно древним скандинавским сагам, сохранившимся в Исландии, давным-давно в городе Асгард жил народ и предводителем у них был Один.(Знаменитый норвежский путешественник и исследователь .

Одину было предсказано, что его потомство будет населять северную окраину он отправился в путь. Сначала он пришел в Гардарики (по мнению многих авторов Гардарики — это Карелия). Затем он отправился Страну Саксов, следом на остров Фюн и в Швецию. И во всех местах по пути своего следования он оставлял править своих потомков. Очевидно, эта легенда описывает происхождение северных германских племен и их появление на карте Европы. http://norse.ulver.com

Обосновавшись в Гардарике (Карелии), потомки Одина основали новый народ – Русов. Л.Н. Гумилев писал «Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей… Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам… Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.» http://gumilevica.kulichki.net/R2R/r2r01.htm#r2r01chapter1

Арабские источники сообщают, что русы жили на острове и нападали на славян. По одной из версий, подробно изложенной в книге Александра Шарымова «Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 г. Книга исследований» — остров находился на Карельском перешейке. В ту пору это был остров, омываемый Ладогой, Вуоксой, Финским заливом. Поскольку остров русов находился на пути «из варяг в греки», русы играли решающую роль в торговле.

Так что современную территорию Ленинградской области можно считать исконной землей племени русов, которые в Х веке одержали верх на восточными славянами.


Что же касается Ладоги, то на ее долю пришлось первое зафиксированное в истории нападение «иностранных» варягов на Русь. После призвания Рюрика до конца X века скандинавы не нападали на северные области, предпочитая торговые связи. Однако, в 997 году эта традиция была нарушена.

В Старой Ладоге остались следы крепостей начала IХ века. Это самые старые каменные сооружения в русской истории. Одна из крепостей была разрушена Тогда на Ладогу напал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король.

После этого Ладога не раз оказывалась в центре военных конфликтов. Так, шведское войско осадило город в 1164 году. Ладожане сожгли посад и заперлись в каменном кремле, после чего послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять кремль приступом, но были отражены с большими потерями. Пришедшие на помощь новгородцы сняли осаду и выгнали шведов.

На этом набеги на Ладогу не прекратились, она захватывалась и отвоевывалась несколько раз. Однако Ладога уже утратила значение как политический и экономический центр региона. Эта роль перешла к Великому Новгороду. И дальнейшая борьба обладание приладожскими землями происходила между Новгородской республикой и Шведским королевством.

«Старая Ладога, имеющая более чем 1260-летнюю историю, считается не только одним из древнейших городов России и центром первых Рюриковичей, но и первым крупным торговым центром. Именно здесь были заложены основы восточнославянского государства. За все время своего существования город пережил не одно нашествие внешних врагов, ненадолго становился оборонительным центром на северо-западе, не раз перестраивался, был первым семейным имением Рюриковичей и даже свадебным даром. Окончательно о Ладоге забыли в 1704 году, когда в устье реки Волхов были заложены основы Новой Ладоги, а ее древняя предшественница получила прибавку «Старая» к названию и потеряла статус города.»

На сегодняшний день это небольшое село в Волховском районе Ленинградской области. Изучение исторического прошлого великого торгового центра славян началось еще в 1708 году, однако археологические раскопки стартовали лишь в 1972 году. В ходе исследований было обнаружено более 160 различных находок: от археологических построек до письменных источников. Изучение местных курганов и холмов, а также определенных пластов культурного слоя, помогло определить примерную дату основания.

Ладога основана примерно в середине VIII века в низовье реки Волхов . Однако, некоторые ученые утверждают, возраст первоначально небольшого поселения намного старше указанной выше даты. Первыми жителями города, по мнению исследователей, являлись северно-славянские (в первую очередь кривичи) и финно-угорские племена. Таким образом, можно утверждать, что этнический состав населения был довольно пестрым. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, ведущих от Скандинавии до Византии и Арабского халифата, город быстро рос и процветал. Торговые суда с мехами, различными тканями, драгоценными украшениями и другими товарами проходили через Ладогу . Таким образом, город служил посредником в торговле скандинавов с греками и арабами, получая выгоду за каждую торговую операцию. Ровно столетие Ладога разрасталась и процветала. Однако, после кончины славянского князя Гостомысла, ситуация оказалась критической. Княжеский род прервался. Тогда было решено призвать на правление знатного варяга Рюрика .

В 862 году знатный скандинавский князь прибыл сюда вместе со своими братьями и преданным войском. Некоторое время Ладога была столицей основанного Рюриковичами восточнославянского государства, торговым центром и изначальным пунктом объединения русских земель. Даже после переноса центра Руси в Новгород, а в 882 году в Киев, Ладога сохранила свое стратегическое и политическое значение и при первых Рюриковичах оставалась их семейным владением. Само происхождение Рюрика и его братьев подвергалось подробному изучению, выдвигались различные гипотезы. Однако не подвергается сомнению важность самого города для варяжского князя и его потомков. От аналогичных с ней по возрасту населенных пунктов Ладогу выделяет неизменность ее местоположения и постоянное присутствие людского фактора. Выгодное расположение по разным берегам реки Ладожки и через Волхов способствовало развитию здесь сельского хозяйства.

Первоначальные источники о Ладожской слободе относятся к 997 году и сообщают о нападении норвежского князя Эрика Кровавого вместе со своим войском. Город был разграблен и сожжен. Однако уже через 3 года на месте старой каменной крепости сооружается новая крепость, на этот раз из земли и дерева. В 1019 году шведская принцесса Ингигерда , дочь первого христианского короля Швеции Олофа, выходит замуж за новгородского князя Ярослава , позже получившего прозвище Мудрый . Свадебным подарком для скандинавской невесты, известной на Руси как Ирина, стала именно Ладога. Город превратился в центр русско-варяжского ярлства (княжества). Ладога продолжала оставаться центром оживленной торговли, но ее основной задачей теперь являлась защита северных границ Киевской Руси от нападения воинственных норманнов. Границы княжества в течение всего века расширялись и финно-угорские племена, в знак подчинения, выплачивали крупный натуральный налог, состоящий из мехов пушных зверей, различных тканей и изделий из металлов.

Продолжалось расширение границ Киевского государства и распространения на новых землях христианства. К началу XII века центры мировой торговли перемещаются далеко за пределы Северной Европы и Ладога начинает терять свои позиции. После смерти Мстислава Владимировича в 1132 году, ослабло влияние Киева и государство распалось на ряд княжеств. Усиливается влияние Новгорода. Ладога и Псков входят в состав Новгородского княжества. Возобновляется строительство каменных сооружений. В основном это были церкви, восстанавливается каменная крепость. В 1164 году на север Руси вторглись шведы. Однако продолжительная осада Ладожской крепости не дала результатов и враг отступил. В честь знаменательной победы в городе строится церковь Святого Георгия Победоносца , сохранившейся до наших дней.

Воспользовавшись гражданской войной между русскими княжествами, монголы, руководимые внуком Чингисхана Батыем , совершили в 1237 году свой разорительный поход. Почти все русские земли были заняты захватчиками. Лишь Новгород и прилегающие к ней территории оказались незатронутыми монголами. Однако северо-западные земли столкнулись с иной бедой в лице шведов и немцев. Швеция, представляемая Ливонским орденом, в 1240 году вступила на русскую землю. Шведы захватили Псков и Изборск . На очереди была Ладога, с захватом которой открывалась дорога на Новгород. Однако блестящая победа новгородского князя Александра Ярославича в Невской битве разрушила все планы Швеции. В честь знаменательной победы князь получил прозвище Невский, а на берегу реки Волхов был построен Никольский монастырь. Ледовое побоищ е 1242 года остановило продвижение на северо-западные русские земли Тевтонский орден – союз немецких рыцарей. Мечты шведов и немцев о захвате Новгородского княжества остались нереализованными.

Дальнейшие сведения о Ладоге относятся ко второй половине XV века. Новая собирательница русских земель - Москва, подчинила своей власти Новгород и прилегающие к ней территории. Ладога в это время коренным образом видоизменяется. Ввиду постоянной угрозы со стороны Швеции и усовершенствования артиллерийского вооружения, требовались более мощные укрепления. Ладожская крепость перестраивается и укрепляется 5 оборонительными башнями, расширяются границы самого города. Вплоть до начала XVII века в городе проводились строительные работы. Самые тяжелые времена для Ладоги наступили в период Смутного времени, когда в стране хозяйничали иноземные оккупанты, грабя и убивая население. В 1610 году Ладожская крепость была захвачена шведами и до Столбовского перемирия 1617 года оставалась в составе Швеции. В последний раз стратегическое положение города использовалось Петром Великим . Будущий император готовился к захвату крепости Орешек . После обидного поражения при Нарве в 1700 году царь объявил мобилизацию армии и сосредоточил довольно крупные силы в Ладожской крепости. Именно отсюда началось наступление на Орешек. После захвата данной крепости безопасность северных границ была обеспечена. Участь Ладоги оказалась предрешенной. Город растерял свое стратегическое значение. Построенная в устье Волхова, Новая Ладога сменила свою именитую предшественницу и сюда была перенесена администрация области. Ее древний предок потерял статус города, получил приставку «Старая», отсюда вывели военный гарнизон. Малая часть населения все же не покинула Старую Ладогу и продолжила заниматься прежними хозяйственными делами. О некогда великом центре первых славян было на время позабыто. О культурном значении древнего города вспомнили лишь в 70-е годы 20 века. В 1972 году Староладожская экспедиция под руководством А. Кирпичникова приступила к археологическим раскопкам. Результатом долгих исследований стало найденное огромное количество останков ранних археологических построек, письменных источников, различных украшений и изделий. Еще тысячу лет назад Ладога была экономически развитым городом-портом и гаванью для купеческих судов разных народов, а также своеобразным местом скопления тогдашней мировой валюты – арабского серебряного дирхема. Довольно крупный рынок являлся центром оживленной торговли. Ладога была основным поставщиком арабских денег по всей Европе, через нее проходили важнейшие торговые операции. Местные умельцы являлись также искусными кораблестроителями и совершали морские плавания.

Население города, несмотря на свою первоначальную многонациональность и разноязычность, было изначально свободным, но социальное неравенство все-таки присутствовало. Однако пышных знатных построек, которые имелись в Новгороде, в Ладоге отсутствовали. В VIII–XI века важнейшие общественные проблемы разрешались на народном собрании. Что касается жилищ местного населения, то с 1972 года археологическая экспедиция вскрыла более 100 останков жилых построек, мастерских и хозяйственных помещений. В основном местные жители проживали в деревянных избах и своеобразных пятистенных домах. Среди развалин жилищ населения Ладоги также было обнаружено множество хозяйственных изделий и украшений, а также различные ремесленные инструменты. Скорее всего, некоторые дома служили и в качестве ремесленных мастерских. В ходе раскопок 1997 года, проводимой экспедицией под руководством Е. Рябинина , вскрыты остатки ювелирных, бронзолитейных цехов и большое количество инструментов, с помощью которых изготавливались различные изделия и украшения, сделанных на варяжский лад. Раскопки 2002 года выявили элементы крупной купеческой постройки, которая, как предполагается, являлась местом проживания иностранных купцов. Среди останков сооружения обнаружено огромное количество различных изделий: стеклянные бусинки, зеленые бусы, бруски из сланца и другие предметы. Археологической экспедицией В.Петренко обнаружено 12 могильных курганов, в которых, скорее всего, были захоронены жители города, в основном в коллективном порядке. Наряду с деревянными и земляными постройками в Ладоге имелась и каменная крепость, которая дополняла весь архитектурный ансамбль. Первая такая крепость сооружена в конце IX – начале X века. На ее месте в начале XII века была построена новая крепость, которая вплоть до XV века служила основной оборонительной системой города. К началу XVI века Ладожская крепость перестраивается в последний раз. В ее постройке использовались элементы итальянской архитектуры. Крепость соседствовала с земляными постройками, названными позже архитекторами Земляным городом. Однако настоящим украшением Ладоги являются построенные в разные периоды каменные храмы. Наряду с ранее указанными монастырями, на территории города к середине XII века было построено 6 церквей разной формы и на определенном расстоянии друг от друга. Строительство монастырей продолжилось и в более поздние эпохи, но самые значительные из храмов построены при сыне Владимира Мономаха – Мстиславе Владимировиче. Большинство из них построено по образцу византийской архитектурной школы. До наших дней сохранились лишь 3 монастыря: Собор Рождества Иоанна Предтечи, Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, церковь Святого Георгия Победоносца и Собор Рождества Пресвятой Богородицы. До начала XVIII века Ладога оставалась важным портовым городом, одним из центров торговли и ремесла, а также важным северным оборонительным рубежом крепнувшего государства.

Наряду с советскими, а позже и российскими архитекторами, в исследовании древнего города, с 1988 года принимали участие и зарубежные экспедиционные группы. В 1984 году был открыт историко-архитектурный музей-заповедник, имеющий площадь около 190 га, на котором сегодня располагаются более 150 разных реставрированных архитектурных построек. Предполагается ввести данное село-музей в список мирового достояния ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скандинавское название Ладоги - Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg ), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед. ) , сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика .

    Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» - от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка , из фин. *Alode-joki , где alode, aloe - «низкая местность» и jok(k)i - «река»).

    История

    На территории села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита , датируемая третьим тысячелетием до нашей эры .

    После бурения на Земляном городище под культурным слоем толщиной 4 м выявлены маломощный торфяник и отложения ладожской трансгрессии. Около 2000 лет назад уровень воды в Волхове опустился ниже 10 м абс. высоты. Территория будущей Старой Ладоги стала пригодна для заселения после дальнейшего снижения уровня воды не ранее середины I тысячелетия .

    Под Земляным городищем распашка поверхности производилась на раскопе 4 не позднее или несколько ранее VI века, а на раскопе 3 - начиная со второй половины VII века - первой половины VIII века. Земледелие первых ладожан подтверждается находками зёрен пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли . Предположительно VII веком датируется гребень эпохи Меровингов , найденный в Старой Ладоге в 2013 году . Зачаточное поселение могло возникнуть на Земляном городище около 700 года или даже ранее .

    В I ярусе три жилища каркасно-столбовой конструкции (т. н. «большие дома») с очагом в центре имеют древнейшую дендродату 753 год . Производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина - готландцами) .

    В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова появились скандинавские поселения, но на рубеже 760-770 годов викингов вытеснили славяне .

    Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе, и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости , основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения . Площадь первоначального Староладожского поселения не превышала 2-4 га . Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница-двузернянкя (полба), 20 % - мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе .

    В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской , пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции . Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске , Камно , Рыуге , Пскове) в VIII-IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI-VII веков .

    Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии , Каупанг в Норвегии , Павикен на Готланде , Бирка в Швеции , Ральсвик , Волин (город) и другие на юге Балтики .

    Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами .

    С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, - первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы . К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню .

    В VIII-IX веках численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 200 человек. В IX веке Старая Ладога располагалась на небольшом участке Земляного городища . Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами , возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.) .

    Из горизонта Е2 известна литейная форма двурогой подвески в виде пельты (840-855 года). Подобные украшения происходят из Великой Моравии и найдены также в Чернигове , на Княжей горе под Киевом, в Галиче , в Словакии и Болгарии .

    Около 840 года поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения. В период около 840 - около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле. Норманнское население привносит свои традиции (молоточки Тора и др.) .

    Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ . После зафиксированного на стыке ладожских горизонтов Е2-Е1 тотального пожара, происшедшего ок. 860 года, примерно на десятилетие, прерывается поступление серебра на остров Готланд и в Швецию . Не позднее 865-го года поселение вновь подвергается полнейшему разгрому. Среди находок этого периода (865-890-е) присутствуют как вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов, так и предметы круга древностей лесной зоны Восточной Европы. Можно уверенно констатировать, что в это время в Ладоге проживают разные этнокультурные коллективы, среди которых отчётливо выделяются скандинавы. .

    Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге на месте впадения реки Ладожка в Волхов была построена первая деревянная крепость . В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. С начала 870 годов поступление серебра из Восточной Европы в Скандинавию было устойчивым и равномерным, при этом до конца X века нет сведений о нападениях викингов на Ладогу .

    Плотность застройки Земляного городища на уровне VI (ок. 865-890 годы) и VII (890-920 годы) ярусов значительно ниже, чем в предыдущие десятилетия . На рубеже IX-X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени . По данным дендрохронологии в 881 году строится так называемый «большой дом», данный дом (как и ряд других таких же домов) как таковым большим домом в североевропейском и скандинавском смысле не является, это просто усадьба крупнее всех остальных, являющаяся одной из первых построек подобного типа типичных для всей древней Новгородской земли .

    По краниометрическим признакам антропологами выявлено морфологическое сходство ладожан с материалом из 5 могильников ливов , расположенных в бассейнах рек Гауя и Даугава и из могильника Сиксали на юго-востоке Эстонии. Предполагавшееся сходство погребённых на Земляном городище и в курганах Шестовиц не подтверждается по данным t-критерия Стьюдента . Этническую принадлежность средневековых групп населения методами антропологии определить нельзя .

    … и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

    Хотя в других вариантах рассказа говорится, что он сел княжить в Новгороде . Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

    На Варяжской улице в слоях первой четверти X века были найдены фрагменты керамики с росписью люсгром, относящиеся к самому раннему (месопотамскому (самаррскому)) этапу производства этой ближневосточной посуды . В слоях X века был обнаружен берестяной свиток с изображением ладьи .

    Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки» . По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щекавице).

    Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃
    […]
    Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ

    В результате изменения системы городского землепользования и проведения планировочных работ, строительства в 1153 году каменного собора Св. Климента, в XI-XII веках в Ладоге значительно снизилась частота пожаров и произошло сокращение площади рудеральных местообитаний (сорных растений) .

    В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина .

    В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии).

    В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии .

    В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

    СТАРАЯ ЛАДОГА - слобода принадлежит Новоладожским купцам и мещанам, число жителей по ревизии: 54 м п., 62 ж. п.
    В ней церкви каменные: а) Во имя Святого Великомученика Георгия. б) Девичий монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. в) Упразднённая церковь во имя Св. Предтечи Иоанна. г) Монастырь во имя Св. Николая Чудотворца. (1838 год) .

    СТАРАЯ ЛАДОГА - селение Новоладожских мещан, по просёлочной дороге, число дворов - 30, число душ - 57 м п. (1856 год)

    СТАРАЯ ЛАДОГА - село мещанское, при реках Волхове и Ладожке, 43 двора, жителей 103 м п., 264 ж. п.;
    Церквей православных 4. Монастырей 2. Развалины крепости называемой Рюриковою. (1862 год)

    В XIX веке село административно относилось к Михайловской волости 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века - 2-го стана.

    С 1917 по 1919 год село Старая Ладога входило в состав Староладожского сельсовета Михайловской волости Новоладожского уезда.

    С апреля 1919 года, в состав Октябрьской волости Волховского уезда . С ноября 1919 года село Старая Ладога учитывалось областными административными данными, как посёлок Старая Ладога .

    С 1927 года, в составе Волховского района .

    По данным 1933 года деревня Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в который входили 17 населённых пунктов, деревни: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога , Трусово, общей численностью населения 2312 человек .

    По данным 1936 года в состав Староладожского сельсовета с центром в посёлке Старая Ладога входили 15 населённых пунктов, 410 хозяйств и 13 колхозов .

    В 1961 году население Старой Ладоги составляло 1059 человек .

    По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский» . В 1997 году в селе проживали 2457 человек, в 2002 году - 2182 человека (русские - 95 %) .

    В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси », которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу .

    География

    Село расположено в северной части района на левом берегу реки Волхов , в 8 км к северу от административного центра района - города Волхова .

    Через него проходит региональная автодорога А115 Новая Ладога - Волхов - Кириши - Зуево .

    Культура и искусство

    Первым изображением Старой Ладоги была гравюра Адама Олеария , посетившего город в 1634 году, в качестве секретаря посольства Фридриха III к царю Михаилу Фёдоровичу . Русских художников XIX-XX веков Старая Ладога привлекала своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский , О. А. Кипренский , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , И. А. Иванов и другие . В 1844 году в деревне Лопино , расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов , будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

    Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих . «Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей » . Здесь бывали В. А. Серов , К. А. Коровин , Б. М. Кустодиев . В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов , участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора . По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм «создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов » . Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ) .

    В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда для организации творческой базы ленинградских художников был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) . В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет .

    Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для

    Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
    Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
    Вопрос номер один - Создание.
    Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
    В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
    Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
    Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
    Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
    Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
    Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
    Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
    Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
    Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
    В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
    Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
    На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
    «Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
    Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
    Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
    Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
    Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
    Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
    По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
    Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
    Недоработка граждане норманисты.
    Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
    Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
    Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
    «Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
    Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
    Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
    1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
    1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
    1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
    1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
    1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
    «хотяще на кореле дань взять».
    1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
    1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
    И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»