Как сделать лабиринт на даче. Каменный лабиринт – как необычно и просто оформить приусадебный участок

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу Жикаренцев Владимир Васильевич

Классический лабиринт, как его строить и как с ним работать

Классический лабиринт (он же Критский) выглядит как на рис. 14. Заметьте, что в нём две группы окружностей: внешняя и внутренняя - в каждой по четыре штуки. Сначала человек движется по внешним окружностям, потом переходит на внутренние и, в конце концов, приходит в центр. Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в формуле Христа.

Рис. 14 - Классический критский лабиринт

Как строить лабиринт . Порядок построения любого лабиринта показан на рис. 15. Лабиринты отличаются друг от друга по количеству углов (ниже вы поймёте о чём идёт речь) и формой: в основе одних лежит вила, в основе других - крест. Существуют также лабиринты, в основе которых лежит форма человека с его пятью членами (см. ). Отдельно стоят лабиринты, в которых 30 углов, а крест в них присутствует в неявном виде, о них мы подробно поговорим позже.

Рис. 15 - Принцип построения лабиринтов

Заготовки для построения лабиринтов и сами лабиринты показаны на рис. 16–21. Сложность лабиринтов зависит от того, сколько углов вы к нему добавляете. Пусть вас не смущает то, что вход у критского лабиринта, который построил я, зеркальный по отношению к классическому, просто до него я построил несколько лабиринтов, у которых вход был слева, поэтому здесь я решил сделать вход справа. С другой стороны, в мире существует немало лабиринтов именно с таким расположением входа.

Рис. 16а - основа для построения троичного лабиринта-вилы

Рис. 16б - лабиринт-тройка, построенный мной

Рис. 16в - он же зимой

Рис. 17а - основа для построения шестиричного либиринта-вилы

Рис. 17б - шестеричный лабиринт-вила, который построил я

Рис. 17в - шестеричный лабиринт, вид сверху

Рис. 17 г - он же зимой

Рис. 18а - основа для построения четверичного лабиринта-креста

Рис. 18б - четверичный лабиринт-крест, который построил я

Рис. 18в - он же зимой

Рис. 19а - основа для построения восьмеричного лабиринта-креста - классический критский лабиринт

Рис. 19б - Критский лабиринт, построенный мной

Рис. 19в - Критский лабиринт, построенный мной

Рис. 19 г - он же зимой

Рис. 20 - основа для построения двенадцатеричного лабиринта-креста

Рис. 21 - основа для построения десятеричного лабиринта-человек

Смысл лабиринтов. У каждого из них свой, мы разберём только два лабиринта, над смыслом остальных подумайте сами.

Лабиринт-вила. Если вы посмотрите на лабиринт на рис. 16а-в, то увидите перед собой вилу, концы которой загнуты. Тупик, куда заходит идущий по лабиринту человек, это и есть место, где живёт Минотавр - наше я. Вила состоит из двух концов, один из которых загнут, указывая на замкнутое на себя я, а другой конец - другая противоположность - окружает со всех сторон это я. Например, мужчину окружают со всех сторон женщины - женское начало, а женщину - мужчины. Заходя в лабиринт, это можно увидеть и прочувствовать, как вас всегда окружает то, что вы отрицаете.

В общем, смысл данного лабиринта заключается в следующем. Наше замкнутое на себя я со всех сторон окружает отрицаемая нами противоположность (чем больше отрицаний, тем больше таких окружностей), а саму вилу противопложностей окружает со всех сторон целостный мир, а за этим миром мир с его противоположностями лежит ещё нечто, пустота - вот что можно почувствовать и пережить в данном лабиринте.

Лабиринт-крест. Посмотрите на рис. 18а-в. Перпендикулярные линии креста указывают на два начала - мужское и женское, состоящие внутри себя из противоположностей. Загнутый конец, где живёт Минотавр, это позиция ума или мысль, взгляд на вещи, в которых замкнулся человек. Например, кто-то замкнулся на демократии, кто-то на деньгах, на женщинах, на религии, на интернете, а противоположная позиция отрицается, конечно же. Но она, как можно увидеть из рисунка, никуда не девается, она окружает я со всех сторон - это другой конец линии, который огибает весь лабиринт. Например, моралиста со всех сторон окружает разврат, материалиста - верующие, и т. п. Причём не только окружают, а достают, раздражают. О том, как вас достаёт то, что вы отрицаете, можно подумать, придя в центр лабиринта к Минотавру.

Далее. Посмотрите, как противоположности горизонтальной линии, которая представляет другое начало, меняются местами: левый конец горизонтальной линии уходит направо, а правый - налево, окружая замкнутое на себя я. Что это означает? То, что в голове видение перевернулось - это действует Гордеев узел (см. ). Он переворачивает всё, что вы видите вокруг и представляя белое чёрным, черное - белым, добрые намерения - как злые, злые - как добрые, и т. д. Так в голове поселются путанка и ложь, иллюзия. Эту иллюзию, этот обман тоже можно поискать, когда вы придёте к Минотавру.

Всё, что вы видите вокруг, это не так, всё наоборот. Отсюда известная поговорка: Выслушай женщину и поступи наоборот.

Как работать с лабиринтом. Если вы мысленно пойдёте по лабиринту, то заметите, что попеременно переходите с одной стороны лабиринта на другую - это идёт соединение левого и правого - мужского и женского начал - по сути, здесь соединяются левая и правая половины тела, при этом полушария мозга начинают работать синхронно.

Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в знаменитом выражении Христа: Когда вы соедините внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ, вы соединитесь с Богом. А где в лабиринте верх и низ? Это мы обсудим ниже.

Как ходить по лабиринту? Это ясно сказано в истории о падении Иерихона. Иисус Навин семь раз обошёл город Иерихон с Ковчегом Завета, трубя в трубы юбилейные, и стены города пали. Иначе говоря, если вы, думая с любовью о волнующей вас проблеме, пройдёте по лабиринту по семи окружностям в центр, она решится, и вы окажетесь в раю в данном месте своего существа.

Переход с одной стороны лабиринта на другую это и есть те самые трубы ювилейные - вилы, в которые «трубит» идущий по лабиринту человек. Посмотрите на рис. 22, видите, в профиль труба в точности изображает вилу?

Лабиринт соединяет разорванный ум в целое… С помощью чего единый ум разрывается? Его рвут сети ума. Поговорим о них (более подробно о сетях ума смотрите учебник «Строение и Законы Ума» ).

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Сам себе волшебник автора Гурангов Вадим

ЛАБИРИНТ После 17 августа на нашу семью обрушились напасти. Дочь Светлана работала в банке, тот рухнул, и она осталась без работы. Предприятие, на котором работаю я, несло большие убытки. У мужа тоже дела шли неважно. Как назло, Константин вдребезги разбил свою новую машину,

Из книги Духовный кризис [Когда преобразование личности становится кризисом] автора Гроф Станислав

Ли Санелла КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ [Кундалини] создает вселенную из Своего собственного бытия, и именно Она Сама становится этой вселенной. Она становится всеми элементами мироздания и входит во все разнообразные формы, которые мы видим вокруг. Она

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Классический период истории майя Достигнув определенной стабильности, цивилизация майя устремилась к новым высотам изощренности и экстравагантности. Археологи, изучавшие жизнь древних майя, находились под глубоким впечатлением от их достижений и восхищались ими.

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

Классический период За очень короткий по историческим меркам срок, примерно на протяжении шести веков, с IV по X век н. э., народы майя, в особенности те, что жили в центральной области, достигли невиданных интеллектуальных и художественных высот. Причем в это время подобных

Из книги Магия бессмертия. Главный барьер автора Сервест Бурислав

Из книги Нумерология успеха. Запусти Колесо Фортуны автора Коровина Елена Анатольевна

Строить или разрушать Если вам необходимо приумножение, построение, восстановление чего-то, представьте это нечто и повторяйте: «сорок сороков». Помните, как величалось в старой Москве невиданное множество церквей – именно так, магически: сорок сороков.Между прочим,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

Можно ли строить дом на месте сгоревшего Из письма:

Из книги Мудры: как влиять на других и самому защититься от чужого влияния автора Таль Макс

Мудры, дающие власть и помогающие строить карьеру развивать свое дело Мудра, помогающая стать харизматичным лидером (особенно хорошо работает во время публичных выступлений) Кому понадобится мудра Качества лидера могут быть необходимы в самых разных ситуациях. Эта

Из книги Ванга. Как управлять другими людьми автора Пономарева Наталья Владимировна

Как строить отношения с мужчинами

Из книги Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как строить отношения с женщинами

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

Как на самом деле действует классический лабиринт - Спас в силах Это открытие пришло неожиданно, после того, как одна женщина, пройдя критский лабиринт (см. рис. 14 и 19а, б, в), спросила: «А где же тут квадрат, тут должен быть квадрат?» Логика была простая: раз квадрат проводит

Из книги Тайные учения. Алхимия, гипноз и магия автора Гордеев Сергей Васильевич

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

15.17. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ Душевный дискомфорт не всегда считается болезнью. Однако именно он вызывает множество функциональных расстройств, страдая от которых человек вынужден обращаться к врачам. После обследования обычно выясняется, что проблема со здоровьем

Из книги автора

Раздел 5 Сочувствие как искусство строить отношения Как мать, которая защищала бы свое дитя даже ценой жизни, Питай в сердце бесконечную любовь ко всем живущим. Пусть твои добрые мысли пронизывают весь мир. Наполни ум сочувствием. Будда Шакьямуни Три главы этого

Из книги автора

Как строить прочные отношения Вся методика воспитания детей с раскрытием природы Будды посвящена установлению глубоких и теплых взаимоотношений, в которых могли бы развиваться и родители, и дети. Идеи и взгляды буддизма составляют канву этих методов, а практические

Всем привет!
Сегодня хочу рассказать о ещё одной выставке в Никитском Ботаническом Саду в Крыму. Это Зелёный лабиринт, открытый к посещению, в любое время года!

Стоимость билета составляет:

Но так как лабиринт находится на территории Никитского Ботанического Сада, так же придется заплатить за его вход.

Как добраться

Если вы хотите посетить Зелёный лабиринт, вам придется отказаться от привозных экскурсий, и добираться самостоятельно. Так как программы не предусматривают остановку на этой выставке.

Можно доехать на:

  • Автобусе.

Из Ялты идет 29 и 34 автобус, останавливающийся прям перед входом в Никитский Ботанический Сад.

  • На машине.

Вбиваем в навигатор адрес: посёлок Никита, Никитский спуск 52 , и спокойненько доезжаем. Припарковаться можно у входа в Никитский Ботанический Сад.

Лабиринт представляет из себя живую изгородь из высоких кустарников лавра. Как в фильме Турнир Трёх Волшебников с Гарри Потером, Только в менее масштабных размерах.

Потому что площадь крымского лабиринта составляет 1500 кв.м.

У входа дают задания. Нужно найти сундук с сокровищами, бассейн с золотыми рыбками, фонтаны, и конечно же выход из лабиринта. Вначале мы отнеслись к лабиринту скептически, подумав, что это чисто детская забава. Пять минут и мы найдем все комнаты и выйдем из лабиринта.

Но нет! Мы плутали там минут тридцать постоянно заходя в тупик! Всё очень классно сделано! Нужно заходить во все дорожки и проверять, даже если сначала кажется, что там тупик. Потому что подойдя ближе, оказывается, что тупика там нет.

На пути встречаются лавочки, статуи, цветы и деревья.


Было несколько ловушек. Две из них обливали водой (немного), и ещё две пугали звуками. Не страшно, но пару раз был реально очень неожиданно!

Были и подсказки.


Внутри лабиринта очень красиво!

Мы нашли все комнаты.

Бассейн с золотыми рыбками.


Если приглядеться, можно увидеть рыбку.


Вероятнее всего, любой владелец дачного участка пытается создать в нем что-то неповторимое и в то же время грандиозное, то, что отличало бы его сад от соседских. Изящно смотрится на любом участке красивый фонтанчик, маленький пруд и так далее. Но особый шарм ему придает садовый лабиринт. Такой участок полностью преображается, становится таинственным и притягательным. Следует тут вспомнить о таких способах декора сада, которые были чрезвычайно популярны в средневековые времена, с помощью них обрамляли изящные дворцы или дома какой-то знати. Такой лабиринт у себя в саду сегодня уже может позволить себе любой садовод, который ценит прекрасное.

Лабиринты в саду

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Любой садовый лабиринт является сложной по возведению территорией, у которой запутанные дорожки, проходы, ведущие к какому-то конкретному месту на участке – центральной части композиции. Они обычно небольших размеров, есть и миниатюрные варианты, у которых простая форма. К тому же для их формирования могут применяться разные материалы, куда входит как живая изгородь, так и каменные дорожки. Если среди членов семьи есть детишки, то будьте на сто процентов уверены, что этот садовый бордюр будет их любимым участком для игр.

Благодаря изогнутым линиям и контрастности оттенков, садовый лабиринт приобретает особую привлекательность. В регулярный сад органично можно вписать такой элемент ландшафтного дизайна.

Композиции для лабиринта

Важные моменты для создания композиции для лабиринта:

Место расположения

Перед тем как начать создавать у себя на приусадебном участке садовый бордюр, необходимо определиться с его расположением. Композиции многих готовых вариантов на даче можно рассмотреть лишь с небольшой высоты, поэтому отлично, если в вашем саду имеется возвышенность либо дом в два этажа. Для того чтобы разместить его, вы можете выбрать территорию около области отдыха либо детских площадок.

Центр лабиринта

Форма

Самой простой формой является закрученная спираль, в которой любые дорожки замыкаются в ее центральной части. Чуть более сложные формы можно получить с тупиками.

«Сердце» постройки

При формировании композиции необходимо уделить внимание переплетению входов и мощению дорожек, но и центру территории – «сердцу» лабиринта. Тут лучше, чтобы располагалась область для отдыха, к примеру, уютная пергола либо плетеные кресла с рядом располагающимся столиком. В центральной части композиции также могут располагаться интересные клумбы, скульптуры, маленький пруд и многое другое.

Рассмотрим самые распространенные в декоре приусадебного участка типы лабиринтов.

Сад-лабиринт из живой изгороди

Самый безупречный садовый декор – это лабиринт из живой изгороди, которая обладает достаточной высотой. Хотя в этом случае садоводу придется потратить много времени и усилий для ее создания. Кустарники либо деревья, которые создают подобный садовый ход, нуждаются в постоянном уходе и стрижке. Да и территория для такой роскоши для своего приусадебного участка требуется достаточно большая. Но, если территория вашего приусадебного участка немаленькая и вы готовы постоянно ухаживать за такой изгородью, то вам остается только начать работы. Так как подобный элемент вашего приусадебного участка непременно окажется излюбленным местом для всех членов вашей семьи. Вероятнее всего, и ваши детишки, а также внуки смогут там проводить массу времени, пробегаясь по извилистым дорожкам и входам, так как живая изгородь, которая верно высажена, при тщательном уходе не потеряет свою привлекательность в течение долгих лет.


Пример декора сада

Для того чтобы создать лабиринт и бордюр из живой изгороди, можно воспользоваться различными растениями, начиная бирючиной обыкновенной, заканчивая лавром обыкновенным. Если вы не хотите долгие годы ждать, пока ваша изгородь вырастет, то можно высадить быстрорастущие сорта кустарников, например, кохию веничную. Благодаря такому кустарнику вы в скором времени получите у себя в саду плотную массу из зелени, которая отлично поддается стрижке. Только тут есть один минус – восстанавливать подобный забор необходимо будет ежегодно. Поэтому такую изгородь нужно выбирать, как временный вариант.

Цветочный лабиринт в саду

На сегодняшний день особым спросом среди садоводов пользуется создание садовых элементов из различных сортов цветов. Их обычно высаживают в виде клумб. Для лабиринта лучше выбирать миниатюрные цветочки, которые имеют правильную форму, а стебли – прямоугольные. Цветочки должны четко следовать ровным очертаниям спирали сооружения, поэтому тут лучше не останавливать свой выбор на раскидистых и склонных к разрастанию сортах цветов. Не следует также высаживать красивые пересеивающиеся растения, к примеру, мак, так как у них имеется склонность к самосеву. Самосев данных растений в минимальные сроки станет причиной того, что ровные линии станут смазанными и садовый бордюр не будет виднеться.

Лучше выбирайте миниатюрные садовые цветочки вроде однолетников либо многолетних растений. К примеру, украсить свой приусадебный участок можно с помощью кустовой петунии, львиного зева, сальвии, колеуса, а также бордюрной розы. Важное правило – клумбы четко должны проходить по контуру нашего элемента сада. Выбор цветов в таком решении должен быть наиболее четким, в противном случае клумбы будут выглядеть смазано и не восприниматься как что-то единое. Если же ваша композиция состоит из двух замыкающихся спиралей, то в данном варианте можно воспользоваться двумя контрастирующими цветами. Ее вы можете обустроить, как обычную клумбу, то есть ее цель украсить ваш приусадебный участок или оказаться местом для прогулок членов вашей семьи. В последнем случае следует между цветами выложить мощеные дорожки.


Центр композиции

Бордюр из камней

Бордюр из камней является элементом магии в вашем саду. Можно сделать дорожку из камней, в этом случае он будет похож на руины древних магических строений. Как и клумба из цветов, бордюр может быть создан для того, чтобы им можно было любоваться либо создать из него место, предназначенное для прогулок. Декоративную спираль можно выкладывать с помощью камешков либо кладок-бортиков, которые имеют одинаковый размер. Больших размеров валуны либо стены из камня формируют прогулочный вариант. Если есть желание или кажется, что каменный вариант смотрится очень мрачно, то можно каким-то декором «оживить» мрачные камни у вас на приусадебном участке. Все, что вам нужно в этом случае – это высадить между ними какие-то сорта растений либо цветов.

Если ваше сооружение состоит в основном из небольших камней, то отличным выбором для его озеленения будут различные сорта «альпийцев». Вы сможете полностью изменить каменную стену с помощью ампельных либо лазающих растений, к примеру, дихондры, плюща или иных.

Фантазийный вариант

Данный вариант наиболее непредсказуемый, ведь в нем нет каких-то конкретных линий и четких законов геометрии. Тут не нужно планировать схему сада и выбирать место для центра композиции, так как в этом случае должно быть как можно больше запутанных ходов, неожиданных тупиков, а также всевозможных перекрестков. Прогулка по подобному саду должна стать занимательным путешествием, когда тебе неизвестно, что откроется взору за еще одним углом.


Вход в лабиринт

Фантазийный декор сада интересен еще одним таким моментом, что может оказаться не только органичной деталью сада, как иные варианты, а занять участок всей дачи с областью для отдыха, детскими площадками и дорожками. Важный момент тут – любые садовые переходы должны быть маленькими, чтобы довольно часто чередовались с различными поворотами. То есть, если вы находитесь в центре всего сооружения, то вам не будет видно, что следует далее на несколько метров от вас. Такие композиции можно создать посредством различных арок либо изящных пергол. Тут свободно растут различные декоративные кустики и деревья, разрастаясь так, как им захочется, чтобы укрыть от посторонних глаз, что располагается на расстоянии нескольких шагов.

Магия каменных лабиринтов!

Я снял это видео, находясь в Германии, Экстернштайне, перед одним из самых настоящих каменных лабиринтов .

В северной традиции лабиринты, выложенные из камней силы, считаются ключом к переходу в другие миры . А также, ключом к особой магии, когда мы можем, находясь другом мире, менять то, что происходит в нашем, более плотном, более грубом, мире.

Для создания таких лабиринтов использовались особые камни, особые места.

Но! Совершенно не обязательно для того чтобы воспользоваться магией лабиринта ехать куда-то, например, в Карелию или в Германию. Вы можете создать такой лабиринт дома из особых силовых камней и пользоваться им по необходимости. Считается, что когда человек находится в таком месте в особом состоянии, пропевая особое звуковое сочетание или играя на магическом инструменте, он меняет и не только себя, но и мир вокруг .

Можно наносить изображение каменного лабиринта на одежду или предметы интерьера, создавая, таким образом, магическую защиту себя и дома .

Врата в другой мир

Каменные лабиринты - очень древние творения . В таких лабиринтах использована вся сила и мощь матушки-природы . А происхождение их по сию пору окутано домыслами и догадками. Лабиринты завораживают и притягивают своей энергетикой и красотой.

Версий создания лабиринтов масса, одна красивее другой, но одно бесспорно - это место особое, здесь свершались магические ритуалы .

Лабиринты встречаются разных форм, но основной их элемент - спираль , а форма, в которые выложены спирали, напоминает по строению мозг человека . В таких лабиринтах всего один вход (выход там же, где и вход).

Лабиринт - это место перехода в другие миры . Их использовали для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства . Здесь проводились особые ритуалы, пройдя которые, посвященные получали магическую силу и способность общаться с этим и другими мирами .

Лабиринт это магическое место, максимально раскрывающее возможности человека , его интуицию и способности. Войти или нет в такой лабиринт - решать вам. Но если вы вошли, то вам только остается подчиниться поворотам лабиринта, его изгибам, и идти до конца - до заветной цели - обретения нового себя .

У нас в России самые известные лабиринты — Соловецкое скопление, Аркаим (лабиринт желаний), лабиринты Кольского полуострова.

Напишите в комментариях!

Друзья, напишите в комментариях под этой статьей, какие еще темы Шаманизма и Северной Рунической Традиции вы хотите узнать и изучить ?

До встречи на занятиях!

М ода на садовые лабиринты возникла еще в Средние века. Изначально они сохраняли в себе некое сакральное значение, но позже превратились в изысканное украшение и развлечение. Ни взрослым, ни детям не будет скучно в саду, в котором есть хотя бы небольшой зеленый лабиринт. Как его устроить, какие растения выбрать для садовой головоломки и как за ней ухаживать?

От храма до дворца

Среди многих таинственных объектов и символов, издавна привлекающих людей, есть и такой, который получил отражение в истории садово-паркового искусства. Это лабиринт, древнейший артефакт, вошедший в культуры разных народов с первобытных времен. Для многих из нас наибольшую известность приобрел лабиринт Кносского дворца на о. Крит, где, по преданию, обитал свирепый Минотавр.

Лабиринт обычно представляет собой двух- или трехмерное изображение системы сложно переплетенных линий (прямых, кривых или закрученных спиралью). Он может быть воплощен и в натуре, в виде цепочек камней, земляных насыпей, а также стен, устроенных из инертных материалов или из плотно высаженных растений.

Существует множество разных толкований символического значения лабиринта, есть теории о том, что это изображение космоса или гелиоцентрической системы, зашифрованные языческие обрядовые танцы, знак защиты от злых сил или изображение тернистого пути к познанию истины. В некоторых средневековых храмах полы расписаны в виде лабиринта. В прежние времена такие лабиринты с центром в виде креста, окруженного спиральными линиями, верующие преодолевали на коленях, совершая таким образом символическое паломничество к святым местам. Иногда на площадках возле церквей соответствующие узоры выкладывали камнем или просто выстригали в траве.

Всплеск интереса к созданию лабиринтов отмечается в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения. Невысокие из стриженого кипариса и самшита бордюры в лабиринтах около соборов и в монастырях служили религиозным целям, но постепенно такие растительные конструкции начинают приобретать развлекательный характер и становиться модным украшением садов знати. Очевидно, это является следствием развития регулярного стиля садоводства в то время и возвращения популярности топиарного искусства, непосредственно связанного с формированием лабиринтов и поддержанием их состояния.




Классика жанра

Строительство зеленых лабиринтов начинается на виллах в Италии, во французских дворцовых садах и в тюдоровской Англии. Поначалу они более напоминали партеры-бродери, витиеватые узоры которых так удобно было рассматривать с балконов особняков и замков. Высота стенок из стриженых кустарников не превышала метра. Относительно невысокие самшитовые бордюры в прямоугольных лабиринтах, подвергшихся неоднократной реставрации, можно и сейчас увидеть на вилле Барбариго близ Падуи и в садах Джусти в Вероне.

В центре спиральных, округлых или прямоугольных боскетов, составляющих лабиринт, высаживали цветы, устанавливали горшки с растениями или скульптуры. Примером такого лабиринта может являться сохранившийся до наших дней в прежних границах партер, разбитый принцем Вильгельмом Оранским (1533–1584) в парадной части голландского королевского дворца Хет Лоо. Сейчас его украшают высокие топиарные пирамиды, посадки шалфеев, лаванды, роз и цитрусовых в пристановочной культуре.

Со временем ландшафтные мастера прошлого стали увеличивать высоту стенок в лабиринтах, достигая эффекта полной дезориентации в пространстве находящихся внутри них людей. Эти сооружения становятся одними из главных увеселительных садовых аттракционов, с их помощью можно развлекать гостей или назначить встречу за зелеными стенами и спрятаться от любопытных глаз.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты. В 60-х годах XVII века в Версале гениальный Андре Ленотр строит лабиринты, которые впоследствии были украшены фонтанами на темы басен Эзопа. Позднее в России по указанию Петра I подобный лабиринт устраивают в Летнем саду. К сожалению, обе эти зеленые конструкции до наших дней не сохранились. Однако одно из старейших сооружений такого типа, построенное во дворце Хэмптон Корт Джорджем Лондоном в конце XVII века, до сих пор принимает посетителей. Широко известным публике этот лабиринт стал после выхода романа Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

Как любая топиарная конструкция, лабиринт требует постоянного ухода, поэтому неудивительно, что многие из этих сооружений в ходе исторических перипетий были утеряны. Однако интерес к ним постоянно сохранялся, поэтому целый ряд лабиринтов был восстановлен, причем нередко по старым сохранившимся чертежам, как, например, в Павловском парке, где в конце XVIII века работал Чарльз Камерон. Замысловатый лабиринт из тисса квадратной формы, как будто весь составленный из углов, реконструирован в красивом английском поместье Чениз Мэнор. В восхитительных садах Хэтфилд Хаус в конце прошлого века хозяевами был воссоздан масштабный лабиринт, построенный в начале XVII века знаменитым садовым мастером Джоном Традескантом.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты.

По пути модернизации

С развитием практики строительства лабиринтов их структура стала изменяться. Помимо усложнения самой схемы расположения зеленых стен меняется и варьируется их толщина и высота, становится более разнообразным ассортимент используемых древесно-кустарниковых растений. В центре, а иногда и по краям лабиринта устанавливают башенки, поднявшись на которые удобно его осматривать, а также наблюдать за теми, кто пытается найти выход. Это добавляет развлекательности садовым головоломкам. Примером такого лабиринта может служить зеленая конструкция на вилле Пизани в итальянском городе Стра, украшенная скульптурами и центральной башней со спиральной лестницей. По преданию, в этом лабиринте заблудился сам Наполеон Бонапарт, который когда-то владел виллой.

Иногда вместо башен строили мостики, по которым можно было переходить из одной части лабиринта в другую. Мостовые переходы позволяют подкорректировать направление своего движения по лабиринту, они оживляют его, делают более динамичным и веселым. Особенно часто такой элемент используется в современных лабиринтах. Один из крупнейших мастеров нашего времени по строительству лабиринтов англичанин Адриан Фишер соорудил конструкцию из стриженого тисса с двумя высокими деревянными мостами в поместье герцогов Мальборо Бленем. Еще одной его находкой можно считать создание зеленых лабиринтов, объединенных с подземными, вырытыми в виде системы туннелей и гротов. При использовании декоративной подсветки такие лабиринты превращаются в настоящие садовые аттракционы.


Как это делается

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки. В дальнейшем уход сводится к удобрению, поливу и, конечно, постоянной формовке посадок. Не стоит думать, что лабиринт – прерогатива обширных поместий и больших парков. В приусадебном саду можно заложить совсем небольшой лабиринт, состоящий из пары витков спиральных посадок с площадкой в центре, вымощенной камнем или отсыпанной гравием. Установив там скамью или комплект садовой мебели, это место можно превратить в оригинальный уголок отдыха.

Для устройства стриженых стенок лабиринтов в европейских странах с теплым климатом традиционно использовали кипарисы, интродуцированные кипарисовики, самшит вечнозеленый и особенно тисс ягодный. Можно сказать, что большинство современных высоких лабиринтов сформированы именно из тисса. Однако и из лиственных древесных пород удается создавать плотные непроницаемые стены, для этой цели чаще всего выбирают буки лесной и восточный, граб обыкновенный, бирючину блестящую, лавр благородный, и лавровишню обыкновенную. Все эти растения имеют не очень крупные листья и сдержанные темпы роста, они хорошо поддаются стрижке.

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки.

В нашем климате

В условиях умеренного климата для формирования достаточно высоких стен лабиринтов, разумеется, следует выбирать более зимостойкие растения. Из числа хвойных это могут быть ель обыкновенная, е. сербская, е. черная, е. Энгельмана или е. колючая, туя западная, можжевельник скальный, м. виргинский и м. обыкновенный, пихта сибирская и п. бальзамическая, а также разные виды лиственницы, которые также способны выполнять функцию экрана в течение вегетационного периода. Густо посаженные и стриженные в стенку, все эти растения обеспечат непроницаемость ходов лабиринта даже без применения сетки или решетки, как иногда делается при использовании других культур.

Что касается лиственных растений, то в наших условиях можно формировать стенки лабиринтов из многих древесных и кустарниковых видов, к примеру липы мелколистной, л. амурской или л. крупнолистной, рябины обыкновенной, р. промежуточной, р. цельнолистной, р. Арнольда и р. ольхолистной, боярышника обыкновенного, б. перисто-надрезанного, б. однопестичного, б. крупноколючкового и б. мягковатого. Для создания лабиринтов подойдут также разные виды яблони и груши, в том числе и плодовых сортов, клен приречный и к. татарский, дерен белый, арония черноплодная, крупные сорта барбариса обыкновенного, б. оттавского и б. Тунберга, карагана древовидная и пузыреплодник калинолистный.

Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги.

Модные тенденции

Альтернативой классическим лабиринтам со стрижеными стенками становятся травянистые, которые как бы возвращают нас во времена Средневековья. Такие циклические лабиринты, выстриженные в траве, а также с гравийными и плиточными дорожками можно встретить сейчас во многих садах, например в английских поместьях Вествел Мэнор и Чениз Мэнор, но они уже, безусловно, носят чисто декоративный характер. Их можно встретить в качестве элемента в дизайнерских выставочных проектах или в оформлении парковых пространств. В качестве одного из интересных примеров таких лабиринтов можно привести сдвоенную спираль из посадок разных полевых трав, устроенную в садах Аппельтерн в Голландии.

Встречаются также современные лабиринты, сделанные из деревянных, металлических или решетчатых ограждений, увитых лианами или с плоскими шпалерными посадками на сетках. Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги. Можно с уверенностью сказать, что такой древнейший артефакт, как лабиринт, вовсе не собирается на покой, он востребован в современных садах и все чаще предстает перед нами в новом обличье.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»