Камень упомянутый в библии. Драгоценные камни

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?

Ты просил меня, почтеннейший (Диодор), сделать для тебя краткое сообщение о камнях на наперснике верхней ризы первосвященника, которые Бог повелел прикрепить на груди Аарона (Исх. 28, 15; 29, 5; сн. Лев.8,8), о наименованиях, о цветах или видах, о местах этих камней, о тех умозрениях, которыя от них ведут к благочестию, также о том, за какое колено каждый камень был там помещен, - о том, где можно находить их, и где их отечество.

Наперсник разделяется на четыре части и сам четыреуголен, в пядень длины и ширины одинаково. В первом ряду его первый камень сардий, затем топаз и далее смарагд.

Во втором ряду первый камень анвракс, затем сапфир и потом иаспис. В третьем ряду первый камень лигирий затем агат и потом аметист. В четвертом ряду первый хрисолит, затем берилл и потом онихий (Исх. 28, 17-20). Это и суть 12 камней, которые привешены были к верхней ризе первосвященника; различия и места нахождения их следующия:

Первый камень сардий есть так называемый вавилонский. Он вида как бы огненнаго и цвета крови, уподобляясь посоленной рыбе сардию. Поэтому он и называется сардием, от вида своего получив прозвание. Он находится в Вавилоне, в Ассирии. Этот камень прозрачно-блестящий. Он имеет и врачебную силу: им пользуются врачи при опухолях и других поражениях, бывающих от железа. Есть и иной камень (того же рода), сардоникс, иначе называемый малахитом, который также смягчает опухоли. Он такого же вида, как и сардий, только с зеленым отливом. Важнее всего он при начале весны, когда начинаются оныя болезни.

Камень топаз более красен, нежели анфракс. Находится он в Топазе, городе Индии , быв некогда найден тамошними каменотесами в сердцевине другаго камня. Каменотесы, увидев, что он блестящ, объявили его за алебастр некоторым Фиванцам и продали за не большую цену. Фиванцы же принесли его управлявшей в то время их городом царице; а она, взяв его, возложила на диадему посредине лба. С камнем этим делают следующий опыт: будучи стираем (в порошок) на лекарском оселке, он образует жидкость уже не красную, соответственно его цвету, а млековидную (молочнаго цвета). За тем растирающий наполняет этою жидкостью сколько хочет сосудов и совершенно нисколько не уменьшает первоначальнаго веса. Образовавшаяся из него жидкость эта помогает в глазных болезнях.

Пьющий ее предохраняет себя также от водянки; исцеляет она и тех, которые чахнут от принятия в пищу морскаго винограда.

Камень смарагд. Он называется также и прасином (зеленым). Он зеленоват по виду и представляет некоторое различие между несколькими видами его. Некоторые называют их Неронианами, а другие Домицианами. Нерониан мал по виду, очень зелен, прозрачен и блестящ. Называются же они, говорят, Неронианом или Домицианом по следующей причине: утверждают, что Нерон или Домициан налили масла в довольное число сосудов; это масло по времени от плесени позеленело и от этого камень, напаяемый маслом в особенном обилии получил зеленый цвет. Другие же говорят, что некто Нерон, древний художник низшаго разряда, или каменотес сделал первый опыт приспособления смарагда к житейским потребностям, и от того самый камень стал называться Неронианом. Иные же называют его Домицианом. Но и другие есть смарагды. Первый находится в Иудее и совершенно подобен Нерониану; а другой - в Ефиопии. О нем говорят, что он родится в реке Фисоне. Фисон же у греков называется Индом, а у варваров - Гангом . Говорят, что в той же реке находится и анфракс. Ибо тамо, сказано, есть анфракс и камень зеленый (Быт. 2, 12). А сила камня, то есть, смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предведение.

Камень инфракс. Он по виду цвета багрянаго. Месторождением его служит Карфаген, что в Ливии, называемой Африкою . Другие же говорят, что камень этот можно находить так: днем его нельзя видеть, а ночью он издали искрится наподобие светильника или горящаго угля и издали виден. И зная это, искатели легко находят его. На чем бы его кто ни носил, не может скрыть его: потому что какими бы одеждами он ни был закрыт, блеск его непременно просвечивает из-под одежды. Оттого он и называется анфракс (уголь). Немного сходен с ним камень керавний , который некоторые называют οινωπὸν - темнокрасным за подобие цвета вина . Близко сходен с ним также камень, называемый карфагенским, так как и он находится в том же месте.

Камень сапфир пурпуроваго цвета по виду, подобно улитке, дающей пурпуровую краску, то есть черному пурпуру. Много есть родов его. Есть царский украшенный золотыми пятнами. Но не так удивителен этот, как тот, который весь пурпуроваго цвета. Говорят, что такой находится в Индии и Ефиопии. Посему говорят, что у индийцев есть храм Дионису , имеющий 365 ступеней из камня сапфира, хотя многим это и представляется невероятным. Камень этот дивен, весьма красив и приятен на вид. Поэтому его и вкладывают в кольца и ожерелья, особенно же цари. Имеет он также и целебную силу. Ибо если его стереть в порошок и смешать с молоком, то он исцеляет от язв, бывающих вследствие нарывов и желваков, если такою смесью намазывать врачуемыя места. Написано же и в законе, что явленное Моисею на горе видение и данное законоположение отпечатлелось на камне сапфире (Исх. 24, 10) .

Камен иаспис . Он с виду похож на смарагд; находят его при устьях реки Фермодонта и около Амафунта, города на острове Кипре. Но есть много родов иасписа так называемаго Амафунтскаго. А вид камня такой: подобно смарагду он зеленоват, но тусклее и темнее его. И внутри своей массы он имеет зеленоватость, подобную ржавчине меди и имеет жилки в четыре ряда. О нем много слышали мы вымыслов, передаваемых баснословами. Но есть также и иной род этого камня цвета более синяго, нежели море, более густаго по цвету и окраске. Другой род камня находится в пещерах на горе Иде во Фригии , по цвету, уподобляющийся крови пурпуровой улитки, но более прозрачен, как бы уподобляясь вину, гуще цвета аметиста, ибо он не одинаковаго цвета и не одну и туже имеет силу: но есть иаспис более нежный и белый и не очень блестящий, однако и не лишенный блеска; а то есть подобный льду на воде. Баснотворцы говорят, что он служит врачеством от призраков. Его находят у иверийцев и пастухов гирканских, живущих на Каспийской земле. Другаго рода иаспис не очень блестящ, зелен; он имеет линии посредине. И иной есть иаспис, так называемый древний, который подобен или снегу или морской пене. Его-то, говорят баснотворцы, и боятся как дикие звери, так и привидения.

Камень лигирий . О нахождении его мы не имеем сведений ни от естествоиспытателей, ни от кого либо из древних, упоминавших об этом. Мы находим камень так называемый ланкурий, который на простом наречии некоторые называют лагурием. И я думаю, что это есть лигирий, так как Божественныя Писания изменяют имена, как например называя смарагд прасином (зеленым). С другой стороны при наименовании этих камней они не упоминают о гиацинте, хотя это очень замечательный и драгоценный камень; так что нам пришло на ум, не этот ли камень Божественное Писание называет лигирием. Гиацинт имеет различные виды. Чем гуще цвет этого камня, тем он лучше других. Гиацинт похож на шерсть, несколько подкрашенную в пурпуровый цвет. Поэтому и говорит Божественное Писание, что священническия одежды были украшены гиацинтом и пурпуром (Исх. 28, 5. 8 и др.). И первый камень называется морским, а вторый - розовым, третий-природным, четвертый - ханнием , пятый - перилевком (белесоватым). Находятся он во внутреннейшей части варварской страны скифской . Вместе с многоценностию эти камни и имеют действие таковое: если их бросить на горящие уголья, то они сами не портятся, а уголья от них загашаются. Но не только это, а и еще более того: если кто, взяв такой камень, завернет его в полотно и положит на горящие уголья, то и самое полотно, его покрывающее, не воспламеняется, но остается невредимым. Говорят также, что этот камень помогает раждающим женам, облегчая деторождение. Он же имеет способность и прогонять привидения.

Камень агат. Некоторые принимают его за так называемый перилевк , который разумеется под гиацинтом. Он удивителен, темноватаго цвета по виду, совне окружность имеет белую, наподобие мрамора или слоновой кости. Находят его также около Скифии. Из числа камней этого рода есть и агат, имеющий цвет львиной шкуры. Будучи стерт в порошок и смешан с водою, он предотвращает вредныя последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных, если этою смесью помазать укушенное животным место.

Камень аметист. Этот камень в своей окружности имеет ярко-пламенный цвет. Та же самая окружность к средине белее, испуская темно-синий цвет. Вид его различен. Он также находится в горах Ливии. Некоторые из этого рода камней очень похожи на чистый гиацинт, а некоторые на пурпур. Находится он на прибрежных возвышенностях той же Ливии.

Камень хрисолит. Его некоторые назвали хрисофиллом . Он имеет золотой отлив. Находят же его в расщелине между двумя скалами близ стены Ахеменитиды вавилонской. Вавилон и оную расщелину называют Ахеменитидою, говорят, потому, что отец царя Кира назывался Ахеменеем. Есть также и хрисопаст , который, будучи стираем в порошок и выпиваем с водою, служит врачебным средством при болезнях желудка и живота.

Камень берилл, синеватого цвета, как море, или как более слабаго цвета гиацинт. Находится около вершины горы называемой Тавром . Если кто захочет разсматривать его против солнца, то он является подобным стеклу, имеющему внутри прозрачныя зерна. Есть и другой берилл, очень сходный с зрачками глаз змеи. Есть и еще берилл, который подобен воску он находится при истоке реки Евфрата.

Камень онихий. Этот камень имеет совсем желтый цвет. Говорят, этим камнем особенно увеселяются молодыя жены царей и богатых людей, которыя делают из него себе даже бокалы. Есть и другие онихиты, одинаково именуемые, которые подобны воску молочнаго цвета. Некоторые говорят, будто они выходят из воды и затвердевают. Онихитами же их называют по естественному сходству их с ногтями , так как ноготь людей благородных подобен мрамору, в соединении с цветом крови. Иные и самый мрамор, в виду испытания его по ногтям, называют ложно онихитом, по причине чистоты белизны.

Примечания:

Λογιον - по славянски: слово, не точно передает значение еврейскаго слова, им соответствующаго, которое, происходя от глагола - испускать лучи, значит: лучистый, светоносный нагрудник, с помощью котораго, посредством урима и туммима первосвященник вопрошал Господа и давал ответы, сообщал откровения Господни людям (отсюда: Λογιον - слово, изречение). Срав. Числ. 27, 2 1 ; 1 Цар. 23, 9 и др. Некоторые предполагают, что самая лучистость наперсника от камней пред седмисвешником давала возможность первосвященнику узнавать волю Божию.

В обыденном словоупотреблении он известен более под именем сердолика.

С таким именем в древности известен был один из индийских островов, а не городов. См. у Стефана Визант.

Фисон - известная райская река, описываемая в Быт. 2, 11-12. О местоположении ея разногласят. Иосиф Флавий например полагает, что эта река была Фазис древних. Раввины же считали ее за один из притоков Шат-Ель-Араба, близ Персидскаго залива. За последнее мнение стоят многие и новейшие ученые.

Зеленый-πράσινος. Иначе - рубин.

Древние представляли всю северо-западную часть Африки, начиная от Египта, продолжением Ливии и только в видах более точнаго обозначения самыя западныя части ея называли Африкою.

Уголь по гречески также называется: ανθρας.

Кераений - от χεραυνος -молния, блещущий искрами, наподобие молнии. Иначе называется керавнитом.

οίνως, как и οίνωπός и значит подобный вину по цвету, темно-красный.

Иначе, - Вакху, Бахусу.

В св. Писании речь о том собственно, что место идеже стояше Бог Израилев, после перваго законодательства на горе Синайской, было яко дело камене сапфира.

Иначе, - яшма.

В Малой Азии, в Каппадокии. Маленькая речка того же имени была и в Беотии, в материковой Греции.

В Малой Азии.

Жителей Иверии. Ивериею в древности называлась и Испания и Грузия. Здесь вероятнее всего разумеется Грузия, так как и далее упоминаемая Гиркания лежала также близ Каспийскаго моря.

По некоторым это род янтаря, а по другим гиацинт. Последнее согласно с предположением и самого св. Епифания.

Похожим на хану - род морской рыбы с огромною пастью.

Древняя Скифия занимала южныя области России от Дуная до Дона.

Неизвестный вид драгоценнаго камня.

Название: хрисофилл не встречается. Вероятно нужно читать: хрисоберилл вавилонский, что согласно будет и с местонахождением его, какое указывает св. Епифаний. Но в том и другом случае отличительною чертою камня служит золотой (χρύσεος) отлив его.

То есть усеянный золотыми крапинками.

Гора в Иудее, близ Иерихона.

Онихий, онихит и оникс, по словопроизводству, имеют один и тот же корень (ονυχ) с греческим названием ногтя.

Камни драгоценные в Библии . Камнями драгоценными называются те минералы, отличительными особенностями которых служат твердость, прозрачность, блеск и приятный цвет и которые употребляются на приготовление дорогих украшений. Драгоценные камни не залегают в недрах земли обширными и массивными пластами, но являются вкрапленными или включенными в различные горные породы в виде мелких зерен, прожилков, небольших обломков камней. Все они вообще – кристаллического строения, иначе – представляются наблюдателю в форме многогранных тел, которые имеют определенные геометрические очертания. Драгоценные камни встречаются редко и не во всех странах, что в значительной мере возвышает их ценность. Так как камней, обладающих вышеназванными особенностями, сравнительно очень мало, потребность же в них для различных украшений была всегда велика, то, наряду с драгоценными камнями, издавна стали употреблять камни, обладающие каким-либо или несколькими из названных свойств. Эти последние обыкновенно называют полудрагоценными или дорогими камнями. При определении того, какой именно из драгоценных кашей находится пред исследователем, а также при различении этих камней один от другого, в случаях их внешнего сходства между собою, преимущественно обращают внимание на их твердость, удельный вес и химический состав. 1) Из двух тел тверже то, которое чертит или режет другое. Для определения твердости выбирают ряд известных тел (числом десять), располагают их в порядке их твердости и слабейшее из них (тальк) обозначают цифрою „1“, самое твердое (алмаз) – цифрою „10“. Если нужно испытать какой-либо камень относительно его твердости, то им чертят или режут названные тела, начиная с № 1-го. На более слабых испытуемый камень оставляет черту. Теперь если на хорошей стали, твердость которой „6“, не является черты от испытуемого камня, то нужно чертить сталью по камню; если на камне получится черта, то значит камень имеет твердость между пятью и шестью (5–6). Если же камень не режет стали и сталь не режет камня, то твердость их одинакова и значит твердость испытуемого камня „6“. Твердость драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, колеблется между 6-ю и 10-ю. 2) При определении удельного веса испытуемый камень взвешивают на весах; положим, он весит 30 золотников. Затем тот же кусок камня привязывают на нитке к чашечке весов и опускают его в подставленный сосуд с водою так, чтобы чашечка не касалась воды. Теперь камень весит меньше, – положим, – 20 золотников; следовательно, он в воде теряет 10 золотников. Разделивши на этот остаток вес камня в воздухе, т. е. 30 на 10, получим 3. Цифра эта (3) и обозначит удельный вес камня. Другого сорта камень будет иметь другой удельный вес. Удельный вес названных в Библии драгоценных и полудрагоценных камней определяется цифрами от 2,5 до 4. 3) Что касается химического состава, то каждый камень имеет свой, только ему свойственный, состав; так, алмаз состоит из чистого углерода, аметист представляет собою видоизменение кварца, в состав берилла входят окислы двух металлов: бериллия и алюминия и т. д. При последующем описании драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, мы уже не будем касаться, за немногими разве исключениями, их твердости и удельного веса.

Евреи с самых древних времен ознакомились с драгоценными и полудрагоценными камнями, издавна привыкли услаждать свой взор их блеском и переливами их цветов. Драгоценных камней в Палестине никогда не находили; поэтому их получали здесь из других, чужих стран иногда в виде подарков () и военной добычи (), а главным образом путем купли, при посредстве арабских, особенно же финикийских купцов (Иезек. 27, 22). Драгоценные камни в Палестине непосредственно были получаемы лишь при Соломоне в то время, когда корабли этого царя отправлялись, вместе с кораблями финикийскими, в Офир и доставляли оттуда различного рода редкости (. ). Как предметы высокого достоинства, драгоценные камни были собираемы еврейскими царями и сберегаемы в казнохранилищах, наряду с золотом. Так, их собирал Давид в качестве материала для будущего иерусалимского храма (); равным образом они были помещены в казнохранилище царя Езекии (). Драгоценные камни были употребляемы евреями для всевозможного рода украшения. Ими украшались богослужебные облачения первосвященника (. И. ); их вставляли в золотые сосуды (); Соломон обложил „дорогими камнями для красоты“ внутренние стены построенного им храма (). Употребляя для украшений драгоценные камни, евреи следовали в этом примеру соседних стран, где названные камни можно было видеть на царских одеждах (Иезек. 28, 13. ) , в царских венцах () и на многих других предметах (. ). Затем драгоценные камни были употребляемы у евреев для приготовления печатей, при чем камни с вырезанными на них печатями оправлялись в золото (И. ). Следует заметить, что искусство шлифовки драгоценных камней, гравирования на них и обделки их в золото (вставки в „гнезда») евреи вынесли из Египта; по крайней мере, при устройстве скинии в пустыне, между евреями уже находились лица, искусные в резьбе на камнях (). Работы древних еврейских граверов отличались разнообразием и изяществом форм (И. ).

Драгоценные камни называются и перечисляются в библейском тексте несколько раз, именно: , при описании „наперсника судного“; Иезек. 28, 13, при указании на чрезвычайную роскошь в одежде царя тирского, и , при изображении Иерусалима небесного, который был созерцаем в видении св. Иоанном Богословом. Сверх того некоторые драгоценные камни поименованы и в других местах Библии, напр., . П. и др. – Драгоценные и полудрагоценные камни, упомянутые в Библии, мы назовем и опишем в алфавитном порядке.

Агат представляет собою смесь или сплав различных видоизменений кварца, каковы яспис, аметист, халцедон и др. Все эти видоизменения, соединяясь в кусках агата, не теряют своего цвета, но располагаются в них отдельными, разных цветов, пластами, причем идут или прямыми, параллельными полосами, или ломаными линиями, или же принимают форму различных предметов, напр., облаков. Вследствие неодинакового количества разноцветных полос, их различного распределения и различных форм в кусках агата, сортов последнего насчитывают очень много – до двадцати. Агат непрозрачный, мутный, на подобие студня, камень и принадлежить к числу камней полудрагоценных. Сравнительно высоко ценятся агаты с изображениями, находящимися внутри их массы и напоминающими фигуры животных или растений. Агаты последней разновидности, т. е. заключающие в себе как бы изображения небольших кустов, древесных ветвей, называются дендритами (от δένδρον – дерево). Такого рода изображения, имеющие черный, бурый или красноватый цвет, произошли внутри агатовых масс из металлических растворов железа или марганца, точнее – из кристаллов этих растворов. Агат (лат. асhates) получил свое название, – по свидетельству Плиния, – от речки Асhates в Сицилии, где в древности он был добываем. Местонахождения агата: Италия, Германия, Аравия, Сирия, Урал, Верхний Египет, Бразилия и др. Еврейское название агата – schebo, LХХ – ἀχάτης . В Библии агат назван в числе тех 12-ти драгоценных камней, которыми был украшен „наперсник судный“; последний входил в состав облачения ветхозаветного первосвященника, и на нем драгоценные камни были расположены в четыре ряда по три камня в каждом, при чем агат занимал второе место в третьем ряду. На каждом из камней было вырезано, как на печати, по одному имени из числа тех имен, коими были обозначаемы двенадцать колен Израилевых ().

Алмаз (евр. jahalom) – наиболее известный камень, занимающий первое место в ряду драгоценных камней по своей крайней твердости и высокой ценности. По своему химическому составу он – чистейший углерод и может сгореть. Наружность сырого, необделанного алмаза не привлекательна. Поверхность добытых из земли его кристаллов бывает по большей части шероховата и покрыта трещиноватою полупрозрачною корой свинцово – серого блеска. Но хорошо отшлифованный алмаз, получающий название бриллианта, изумителен по своей красоте: своею прозрачностию и сильным лучистым блеском он оставляет далеко позади себя все прочие драгоценные камни. Отшлифованный алмаз совершенно бесцветен; но встречаются желтоватые, зеленоватые, синеватые и розовые алмазы; розовые и синеватые ценятся дороже других. В русском переводе Библии словом алмаз передано еврейское наименование jahalom, согласно с разумением древних еврейских раввинов (Кеil u. Delitzsch, Commentar I, 1, 2 Aufl. 8. 531–532), которому следовал также Лютер. У LХХ еврейское слово jahalom передано речением – ἴασπις , а у Иезек. 28, 13 – речением σμάραγδος . Из этого следует, что уже в древности точное значение слова jahalom перестало быть известным. Последнее обстоятельство служит для современных ученых поводом предполагать, что jahalom обозначает собою не алмаз, а другой какой-либо камень, более удобный для гравирования. В русском переводе Библии словом „алмаз» передано, кроме „jahalom“, другое еврейское речение schamir . Иезек. 3, 9. Из первой цитаты видно, что мелкие осколки или кристаллы алмаза были вставляемы в металлические ручки, острым концом вверх, и служили, в качестве резца, при гравировании; из Иезек. 3, 9 явствует, что древние евреи считали алмаз наиболее твердым телом в природе. Алмаз (jahalom) на „наперснике судном» занимал третье место во втором ряду драгоценных камней (); у пр. Иезекииля (28, 13) алмаз назван в числе драгоценностей. Наименование „алмаз“ восточного происхождения.

Аметист – прозрачное видоизменение кварца, подобное горному хрусталю (см. „Кристалл“), но лилового или фиолетового цвета. Впрочем, основной фиолетовый цвет встречается в кристаллах аметиста с различными оттенками: бывают аметисты светло-фиолетового, темно-фиолетового, красновато-фиолетового цвета и под.; известны также аметисты светло-синие, но они редки. Сверх того находят такие аметисты, в массе которых заключены игольчатые кристаллы бурого железняка. Местонахождения аметиста: Тироль, Кипр, Урал, Дейлон, Бразилия и др.; в древности его получали из Индии, Аравии и Египта. – Аметист признают одним из красивейших камней и дорого ценят. Находят его в небольших, за редкими исключениями, кристаллах. Древние приписывали аметисту силу, предохраняющую от пьянства; отсюда его греческое название ἀμέθυστος (α – частица отрицания, μεθύω – я пьян). Еврейское его название – achlamah. В библейском тексте аметист назван несколько раз, именно: . Иезек. 28, 13 (по пер. LХХ и славянскому), . На „наперснике судном“ аметист занимал третье место в третьем ряду.

Берилл есть видоизменение изумруда. В состав его входят, между прочим, окислы металлов бериллия и алюминия. Он прозрачен, за исключением низших сортов; последние мутны. Бериллы встречаются самых разнообразных цветов – от густо-спаржевого, зеленого, синего, белого, золотистого до грязно-розоватого. Берилл цвета морской воды называется аквамарином . Местонахождения берилла: Урал, Китай, Индия, Египет, Бразилия; древние получали его преимущественно из Индии. Б русском библейском тексте берилл назван только однажды: („вирилл“). Греческое название камня Βήρυλλος .

Гиацинт – блестящий прозрачный камень. Он состоит из окиси особенного металла – циркона (поэтому называется также циркон ) и из кремнезема. Цвет его – оранжевый различных оттенков и коричневый; встречается также бесцветным. Местонахождения: Франция, Пруссия, Дейлон, Остиндия, Абиссиния и др.; его находят, по большей части, в мелких кристаллах. Гиацинт упомянут в Библии однажды: ; греческое его название ὑάκινθος .

Изумруд – один из первоклассных драгоценных камней, блестящий, густо-зеленого цвета и совершенной прозрачности. Химический состав изумруда подобен составу берилла (см. Менделеев Химия, изд. 6-е, стр. 427–428). Местонахождения: Урал, Индия, Египет, Эфиопия и др. Совершенно зеленый, необыкновенно приятный для глаз цвет изумруда зависит от того, что к главным составным частям его примешан, в малых долях, окисл хрома. Еврейское название этого камня – bareketh, указывающее на его блеск (от barak – блистать), арабск. – цамаруд, греч. – σμάραγδος (от ἀμαρύσσω – сияю), славянск. – смарагд. – На „наперснике судном“ изумруд занимал третье место в первом ряду (); далее, изумруд упомянут Иезек. 28, 13. . . . . Следует заметить, что в русском (синод.) переводе Библии название „изумруд“ употреблено только в тех местах, где поставлено еврейское bareкеth, т. е. в книгах, переведенных с еврейского; в книгах же, переведенных с греческого, греческое наименование изумруда σμάραγδος оставлено без перевода и передано речением смарагд (. . ), за исключением , где вместо, „σμάραγδος « стоит по-русски „изумруд“.

Карбункул представляет собою один из видов граната. Гранат или венися есть, в большинстве случаев, прозрачный камень с сильным стекловидным блеском. В состав его, между прочим, входят кремний, алюминий, марганец, железо в соединении с кислородом. Местонахождения: Урал, Остиндия, Цейлон, Эфиопия и нек. др. Гранат встречается различных цветов и, смотря по цвету, носит различные наименования. Так, название эссонит или коричневый камень усвояют гранату коричневого цвета, гроссуляр – гранату яблочно-зеленого цвета, затем, гранат синевато-красного, вишнево-красного, малиново-красного цветов называется альмандин ; наконец, гранат кровяно-красного цвета с огненным оттенком (от значительной примеси железа), занимающие по красоте первое место между гранатовыми разновидностями, известен под именем или пиропа , или анфракса , или карбункула . Еврейское название карбункула – nophekh, у LХХ – ἄνθαξ . Карбункул занимал первое место во втором ряду на „наперснике cудном“ (); далее этот камень назван Иезек. 27, 16. 28, 13. . В последней цитате греческое ἄνθραξ ; оставлено в русском тексте Библии без перевода: анфракс.

Оникс (евр. schoham) относится к группе агатов и представляет собою перемежаемость слоев розового цвета с белыми слоями, что делает его несколько похожим на „ноготь, лежащий на теле“. Отсюда и греческое название его ὄνυξ , что значит „ноготь“. Разноцветные слои настоящего оникса (которых бывает и более двух) расположены довольно широкими полосками, которые идут всегда прямо и параллельно. Слои в некоторых видах этого камня бывают и черного цвета, как, напр., в аравийском ониксе , который называется также черным ленточным агатом . Местонахождения Аравия, Индия, Египет, Бразилия а др. Древние евреи полагали, что ониксы добываются главным образом в неизвестной теперь стране Хавила (). В числе приношений с религиозными целями от доброхотных дателей, Моисей повелел принимать, между прочим, и оникс с другими камнями для священных одежд первосвященника (). Затем, из ониксов два камня были утверждаемы на нарамниках первосвященнического ефода и один на „наперснике“, где занимал второе место в четвертом ряду драгоценных камней (). На двух камнях „ониксах“, предназначавшихся для нарамников, вырезывались имена колен Израилевых, на каждом камне по шести имен (). У и Иезек. 28, 13 оникс упомянут в числе драгоценностей и у Иова прямо назван драгоценным; в последнем случае, вероятно, разумелся „оникс аравийский“, который из всех видов оникса ценился и ценится особенно высоко. Нужно, впрочем, заметить, что оникс относят к числу полудрагоценных камней.

Рубин и сапфир . Эти камни суть видоизменения корунда или, так называемого, яхонта . Ни один из драгоценных камней не имеет столь разнообразной окраски, как корунд. Он встречается белого, красного, синего, зеленого, желтого и др. цветов, бывает и совершенно бесцветный. Химический состав бесцветного корунда – чистый глинозем, но в цветных его экземплярах имеются следы железа, марганца и другие примеси, чем и обусловливаются цвета этих камней. Местонахождения корунда: Африка, Индия, Цейлон, оренбургская и пермская губ. и др. Из цветных корундов особенно высоко ценятся красные и синие. Кравяно-красного и кармино-красного цвета корунды называются рубинами или красными яхонтами и считаются даже дороже бриллиантов; корунды синие известны под именем сапфиров или синих яхонтов . – Рубин занимал первое место в первом, сапфир – второе во втором ряду. драгоценных камней на „наперснике судном“ (). Затем рубин и сапфир, как драгоценности высокого достоинства, называются в следующих местах Библии: . Иса. 54, 11. . Иезек. 1, 26. 27, 16. 28, 13. . П. . . . В и у Иезек. 1, 26 можно видеть указание на синий цвет и блеск сапфира. Еврейское название рубина ’оdem, сапфира – sарриr, у LХХ и в славянск. – рубина – σάρδιον , сардий, сапфира – σάπφειρος , сапфир. Греческому ἄνθραξ ; у И. в русск. библейском тексте соответствует слово „рубин». – Речение корунд есть видоизменение восточных слов коринд, коринду (соrind, соrindou), употребляемых в Индии и Китае для наименования некоторых разновидностей корунда или яхонта (Щеглов); еврейское ’оdem и происходящее от латинского корня рубин указывают на красный цвет камня, ими обозначаемого, евр. sаррir – на синий цвет.

Сардоникс упомянут ; он относится к группе агатов. Камень этот есть ни иное что, как оникс с белыми и оранжевыми или красноватыми полосами. В древности сардониксы, если только разноцветные слои лежали в них правильно, были ценимы почти одинаково с сапфирами. В древнее время их получали из Индии и Эфиопии. Сардонит (греч. σαρθόνιξ ) – сардийский оникс, действительное значение этого названия не выяснено.

Сердолик (греч. σάρδιον ) назван . Сердолик – наименование восточного происхождения (Пыляев); на что именно оно указывает, – с точностию не известно (см. далее „Халкидон“).

Смарагд (см. „Изумруд“).

Топаз . В состав топаза входят глиний, кремний и втор в соединении с кислородом. Топаз менее тверд, нежели алмаз, но равен с ним по весу; он имеет сильный стеклянный блеск; его цвета: белый, винно-желтый, буровато-желтый или зеленый. Прозрачный топаз называется благородным, непрозрачный – обыкновенным. В древности топаз добывался на одном из островов Красного моря, где египетские фараоны имели для этого особенные копи, а также в Индии и Эфиопии; в настоящее время его находят в Сибири (где он носит название „тяжеловес“), в Саксонии, Бразилии и некоторых других странах. Топаз упомянут (на „наперснике“ – второе место первого ряда), Иезек. 28, 13. („топаз ефиопский“). . Еврейское наименование топаза – рitedah, указывающее на его желтый цвет. Происхождение и значение наименования „топаз“ не определено.

Халкидон. Халкидонами или халцедонами называются цветные кварцы, известные со времен глубокой древности. „Они образовались из растворенного в воде кварца, который переходит в растворимое состояние при постепенном разрушении горных пород под влиянием воздуха“. Халкидоны принадлежат к группе агатов. Они мутны, как студень, разнообразных, но не ярких цветов. В продаже особенно ценятся халкидоны мясного цвета или красные (сердолик или карнеоль ), яблочно-зеленые (хризопрас ), с полосками или слоями красного и белого цветов (оникс ), серовато-голубые. Халкидон упомянут . Название камня „халкидон“ происходит от малоазийского города Халкидона, откуда, между прочим, этот камень был отправляем на продажу. Местонахождения: Аравия, Урал и др. Халкидон принадлежит к числу полудрагоценных камней.

Хризолит (χρυσός – золото, λίθος – камень) – прозрачный камень желтовато-зеленого или чисто желтого цвета с сильным блеском. В состав его входят магний и кремний. Местонахождения: Египет, Дейлон, Сибирь и др. Упомянут: (на „наперснике“ – первое место четвертого ряда). Иезек. 28, 13. . Еврейское название хризолита – tarschisch указывает на место, откуда, между прочим, камень был доставляем купцами. Слово tarschisch употреблено также Иезек. 1, 16. 10, 9. П. , но здесь русские переводчики это еврейское слово передали речением „топаз“.

Хризопрас упомянуть . Греческое наименование χρυσόπρασος (от χρισός – золото πράσον , – порей – растение) указывает на цвет камня (см. „Халкидон“: стлб. 218 –).

Яспис (евр. jaschpheh, греч. ἴασπις ): яшма или яшмовый кварц . Яшма совершенно непрозрачна, не просвечивает даже по краям. По цветам и расположению цветов, виды яшмы до крайности разнообразны. Кроме одноцветной яшмы желтого, бурого, красного и зеленого цветов, существуют еще очень многие сорта разноцветных яшм, каковы: бурая с светлыми неправильно расположенными (кривыми) полосами, красная с желтыми жилками, белая с тонкими жилками красно-карминного цвета и др. Яшма принимает довольно блестящую полировку. В древности яшму находили удобною для гравирования. Местонахождения: Египет, Сибирь и др. страны. О ясписе, или яшме, упоминается (на „наперснике“ – третье место четвертого ряда). Иезек. 28, 13. . Можно думать, что в разумеется не яспис, а какой-либо другой кристалловидный камень.

Яхонт упомянут в русском переводе Библии (на „наперснике“ – первое место третьего ряда). Слову „яхонт“ в подлинном еврейском тексте соответствует речение leschem (от lascham – привлекать), у LХХ – λιγύριον , Вульг. – lиgurius (происходящий, получаемый из Лигурии). Яхонт есть название собирательное, употребляемое для обозначения разновидностей корунда, которые обыкновенно признаются отдельными камнями и носят особые наименования (см. „Рубин и Сапфир“: стлб. 216 –). Очень может быть, что в приведенных местах кн. Исход разумеется какая-либо красивая разновидность корунда, не названная в других местах Библии, напр., восточный жиразоль , просвечивающий, молочного цвета камень, подобный благородному опалу , издающий красноватые, или желтоватые, или синеватые лучи. Наименование „яхонт“, вероятно, восточного происхождения: „ягут“ или „якут“ – персидское название рубина.

Жемчуг . При перечислении и описании драгоценных камней, упоминаемых в Библии, уместно сообщить сведения и о жемчуге. Правда, жемчуг не принадлежит к минералам, он – вещество органического, животного происхождения; но Библия называет его наряду с драгоценными камнями, как предмет высокого достоинства, служащий, подобно камням, для украшений различного рода. Жемчуг есть продукт тех животных, которых именуют мягкотелыми , иначе слизняками или моллюсками (Моllusca) , относят к классу пластинчатожаберных или двустворок (Lamellibranchиata siиa Вivaliae ), к отряду разномышечных (Неterоmya), к семейству жемчужниц (Аvicuacca) , к виду жемчужниц перловых (Маleagrina margaritifera) . Безголовый моллюск перловой жемчужницы заключен в двустворчатую раковину, боковые створки которой, правая и левая, представляются, по внешнему виду, одинаковыми – огругленно-четырехсторонними, имеющими листоватое строение, зеленовато-бурый цвет с продольными белыми полосами. Створки эти в верхней, спинной, части соединены между собою посредством особой упругой массы, так называемой связки, и состоят из трех слоев различного строения, причем у перловых жемчужниц наиболее утолщенным является внутренний перламутровый слой. Внешняя часть тела моллюска, называемая мантиею или эпанчею, состоит из двух лопастей, соединенных на спине и представляющих собою утолщение кожи, особенно при соединении. Лопасти эти образуют полость, в которой с каждой стороны расположены две листовидные жабры животного, разделенные мускулистою клиновидною ногою, приспособленною для передвижения и выступающею, по мере надобности, из нижней части створок. Лопасти эпанчи верхним слизистым слоем своим непосредственно прилегают к створкам раковины и прикрепляются к ним замыкательными, не одинаково развитыми мышцами, которые идут от одной створки к другой поперек тела моллюска и служат к сближению створок между собою свободными нижними краями.

Древние считали жемчуг драгоценностию высшего достоинства и любили украшаться им, что особенно нужно сказать о римлянах. Богатые римские женщины убирали жемчугом головы, носили жемчужные серьги, ожерелья, перстни и даже унизанную жемчугом обувь. Римские женщины не оставались без подражательниц и в других местностях империи (). Жемчуг несомненно был известен и евреям. По крайней мере он, во времена Христа Спасителя, было очень распространен в Палестине ().

Чтобы удовлетворить постоянному и значительному спросу на жемчуг, среди палестинских евреев существовали тогда купцы, которые исключительно занимались торговлею жемчугом, при чем не останавливались даже пред чрезвычайными издержками, стараясь приобретать, между прочим, крупные, а потому редкие и очень дорогие жемчужины (); значит, во времена Христа, в Палестине был спрос и на такие драгоценности (ср. упоминания о жемчуге ). С вероятностию можно также предполагать, что жемчуг был употребляем евреями и в ветхозаветные времена; но прямых и определенных, не подлежащих сомнению указаний на это в писаниях Ветхого Завета не имеется. Правда, в русском (синод.) переводе ветхозав. Библии, именно в кн. Притчей (8, 10. 20, 15. 31, 10) словом жемчуг передано еврейское речение рeninim . Но под этим речением ученые исследователи еврейского текста Библии (напр., Delitzsch) склонны разуметь скорее коралл, нежели жемчуг . Возможно, впрочем, что древние евреи речением реninim обозначали и коралл, и жемчуг, принимая во внимание их одинаковое, морское происхождение; но где именно в подлинном ветхозав. тексте peninim обозначает жемчуг, – определить нельзя: здесь возможны лишь догадки, всегда малоосновательные, колеблющиеся, а потому не имеющие положительной ценности. Подобную колеблемость в данном случае обнаружили и русские (синод.) переводчики. Они не везде перевели словом жемчуг еврейское рeninиm . Так, напр., peninim (в конце стиха) они передали выражением рубины , а слово жемчуг (в начале того же стиха) поставили вместо евр. gabisch, которое значит (Gesenins, Delitzsch) кристалл (Schenkel, Richm, Guthë ,Perlen“).

Русскому наименованию жемчуг соответствуют: арабское – зеньчуг , греческое – маргарит (μαργαρίτης ), немецкое – Рerlen. Старинное русское название крупного жемчуга – бурмицкое зерно , мелкого – кафимское зерно , т. е. зерно, привезенное из города Кафы (ныне Феодосия); древнерусское выражение – скатный жемчуг значит – жемчуг круглый, катящийся, т. е. лучший жемчуг (Пыляев , Драгоценные камни, стр. 3 231–233).

Прот. П. Елеонский

12 библейских камней

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений — это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».

Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл — берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс — оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт — рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Первые украшения, а именно библейские камни, упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой четырёхугольный нагрудник (пектораль) - сумка из полотна. Нагрудник был обрамлён драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cумка была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых первосвященник советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. В Библии нет описания ни самих «урим и туммим», ни способа их использования, но по предположению, с их помощью буквы на драгоценных камнях наперсника зажигались, составляя слова ответа Бога первосвященнику.

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитый наперстник.

Он назывался также «наперсник судный» (исх.28:15), быть может и потому, что его носил на своей груди первосвященник, такое высокое лицо, которое должно было служить источником правды и суда и решения которого по Божественному вдохновению всегда должны быть ясны, справедливы и обязательны для иудеев.

Перечень двенадцати камней упоминается и в Новом Завете, в книге «Откровение Иоанна Богослова» при описании стен Небесного Иерусалима. Это те же камни, однако, в русском Синадольном переводе названия отличаются от камней, украшавших наперсник первосвященника, здесь появляются вместо алмаза, карбункула, агата и оникса — хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и гиацинт (иакинф):

Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (Откр. 21:19-21).

С талмудических времен переводчики и комментаторы Библии пытались определить, что это за камни. Из еврейских комментаторов на книгу Исход об этом предмете подробно рассуждает р.Бахья бен-Ашер. Ниже даётся перечень упоминаемых в Библии названий драгоценных камней с их значением, насколько оно может быть приблизительно установлено на основании традиции и библейских переводов. Исследования основываются на анализе названий, на археологических данных относительно использования драгоценных и полудрагоценных камней в качестве украшений и на древних переводах и комментариях. Все эти обозначения определяют, конечно, только те представления, которые существовали об этих названиях в известное время и в известной среде, не удостоверяя, однако, полного тождества их с понятиями древнего времени.

Единственный из перечня 12 камней, который поддается отождествлению с известным минералом на основании названия, — это яшфе (яшма).

Библия

транслитерация

Синодальный
перевод

Еврейская
энциклопедия

надпись
на камне

одем

פִּטְדָה

питда

топаз (хризолит)

בָּרֶקֶת

барекет

нофех

карбункул

рубин или гранат

саппир

яхалом

алмаз или оникс

лешем

гиацинт, по некоторым — опал

אַחְלָמָה

ахлама

תַּרְשִׁישׁ

таршиш

хрисолит (хризолит)

хризолит или бирюза, берилл или светло-зеленый топаз

шохам

оникс или сардоникс

יָשְׁפֶה

яшфе

яспис (яшма)

В современной минералогической терминологии библейским камням соответствуют:

Карбункул— красный гранат (пироп или альмандин).

Яхонт - рубин (красный корунд).

Яспис - красная (по другим источникам — зелёная) яшма.

Вирилл - зеленовато-жёлтый берилл.

Иакинф - гиацинт (циркон, драгоценная разновидность).

Халкидон - халцедон.

Сардоникс - тёмно-красный халцедоновый (сердликовый) оникс.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»