Капитуляция франции во второй мировой. Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

    Вторжение Германии во Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург (1940) Вторая мировая война Карта Французской кампании Дата 10 мая 1940 22 июня … Википедия

    Наступательные действия немецко фашистских войск против Франции 10 мая 24 июня, во время второй мировой войны 1939 45 (См. Вторая мировая война 1939 1945). Ф. к. готовилась и проводилась в исключительно благоприятной для фашистской… … Большая советская энциклопедия

    Наступат. действия нем. фаш. войск 10 мая 24 июня против сил англо франц. коалиции во Франции во время Второй мировой войны 1939 45. Целями нем. фаш. руководства были оккупация Нидерландов и Бельгии и вывод из войны Франции. В ходе Ф. к. было… … Советская историческая энциклопедия

    Вторжение Германии во Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург (1940) Вторая мировая война … Википедия

    10.5 24.6.1940, наступательные действия немецких войск во Франции во время 2 й мировой войны. В мае немецкие войска, наступая через Люксембург и Бельгию, прорвались к Ла Маншу в районе Кале и окружили англо франко бельгийские войска в районе… … Большой Энциклопедический словарь

    10 мая 24 июня 1940, наступательные действия немецких войск во Франции во время 2 й мировой войны. В мае немецкие войска, наступая через Люксембург и Бельгию, прорвались к Ла Маншу в районе Кале и окружили англо франко бельгийские войска в… … Энциклопедический словарь

    XX век: 1940 1949 годы 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 … Википедия

    XX век: 1940 1949 годы 1920 е · 1930 е 1940 е 1950 е · 1960 е 1940 · 1941 · 1942 · 1943 · 1944 · 1945 · 1946 · 1947 · 1948 … Википедия

Оригинал взят у aloban75 в Падение Франции. Позорная капитуляция. (125 фото)

В этом году Франция отметила трагический юбилей - 75-летие со дня позорной капитуляции перед фашистской Германией.

В результате начавшегося 10 мая 1940 г. наступления немцы всего за месяц разгромили французскую армию. 14 июня немецкие войска без боя вступили в Париж, который был объявлен французским правительством открытым городом, чтобы избежать его разрушения. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала на унизительных для себя условиях: 60% ее территории было оккупировано, часть земель аннексировались Германией и Италией, остальная территория управлялась марионеточным правительством. Французы должны были содержать оккупационные немецкие войска, армия и флот разоружались, пленные французы должны были быть в лагерях (из полутора миллионов французских военнопленных около миллиона оставались в лагерях до 1945 года).

Этому трагическому для Франции событию я и посвящаю данную фотоподборку.

1. Жители Парижа смотрят на вступающую в город германскую армию.14.06.1940 г.

2. Немецкие солдаты на броне брошенного французского легкого танка Hotchkiss H35.

3. Пленный раненный французский офицер из госпиталя, захваченного немецкими войсками в Жувизи-Сюр-Орж.

4. Пленные раненые французские солдаты из госпиталя, захваченного немецкими войсками в Жувизи-Сюр-Орж.

5. Колонна французских военнопленных на марше по проселочной дороге.

6. Группа французских военнопленных следует по улице города к месту сбора. На снимке: слева - французские моряки, справа - сенегальские стрелки французских колониальных войск.

7. Пленные французские солдаты, среди них несколько негров из французских колониальных частей.

8. Немецкие солдаты рядом с французским легким танком Renault R35, брошенным на дороге у Лана.

9. Немецкие солдаты и офицер позируют у сбитого британского истребителя «Спитфайр» (Supermarine Spitfire Mk.I) на пляже в районе Дюнкерка.

10. Два французских легких танка Renault R35, брошенных на улице населенного пункта.

11. Колонна французских военнопленных проходит через деревню.

12. Пленные французские солдаты проходят вдоль шеренги немецких солдат. На снимке солдаты различных подразделений, оборонявших линию Мажино.

13. Пленные солдаты различных подразделений французских колониальных войск.

14. Пленные французские солдаты на сборном пункте в Сен-Флорентен.

15. Пленные французские солдаты, охраняемые немецким часовым.

16. Колонна французских военнопленных североафриканцев, следующая к месту сбора.

17. Французское артиллерийское имущество, брошенное на обочине дороги у Брюнамель.

18. Каски и снаряжение, брошенные французскими солдатами во время капитуляции на улице города.

19. Колонна французских военнопленных на дороге в районе Мои-де-Эна.

20. Группа пленных французских солдат в Амьене.

21. Французские солдаты с поднятыми руками сдаются немецким войскам.

22. Немецкие егеря горнострелковых войск возле захваченной 155-мм французской пушки Canon de 155 mm L Mle 1877 de Bange, со стволом изготовленным в 1916 году (иногда называют Canon de 155 mm L Mle 1877/1916), захваченной возле Марны.

23. Французские военнопленные на отдыхе в районе Дьеппа. Судя по характерным элементам формы одежды на снимке военнослужащие из кавалерийской части.

24. Немецкие солдаты на площади Согласия в Париже.

25. Группа пленных марокканских солдат французских колониальных войск в Амьене.

26. Строй пленных сенегальских стрелков французских колониальных войск в Амьене.

27. Французские военнопленные на сборном пункте. Среди пленных военнослужащие французских североафриканских колониальных войск, предположительно сенегальцы.

28. Раненные французские солдаты у лазарета в городе Рокруа.

29. Французские военнопленные пьют воду во время привала.

30. Брошенная союзниками автомобильная техника на пляже у Дюнкерка.

31. Командующий 7-й танковой дивизией вермахта генерал-майор Эрвин Роммель с офицерами штаба переправляются через реку на лодке.

32. Колонна французских военнопленных идет по обочине дороги, под конвоем немецких солдат. Предположительно окрестности Рокруа.

33. Группа французских военнопленных на марше по дороге. На втором плане — летящий немецкий транспортный самолет Ю-52.

34. Немецкие артиллеристы переправляют 37-мм противотанковую пушку PaK 35/36 на лодке через Маас.

35. Немецкий военный оркестр проходит по улице оккупированного Парижа.

36. Французские военнопленные следуют по дороге к месту сбора. В центре снимка трое военнопленных из полка зуавов.

37. Французский военнопленный в поле.

38. Совершивший аварийную посадку пикирующий бомбардировщик французских ВМС Луар-Ньюпор LN-411.

39. Немецкий солдат у разбитого французского истребителя Bloch MB.152.

40. Группа французских военнопленных в строю.

41. Немецкие солдаты позируют рядом с разбитой французской 25-мм противотанковой пушкой Гочкиса (Canon de 25 mm antichar Modele 1934 Hotchkiss).

42. Чернокожие пленные французских колониальных частей на построении.

43. Два немецких солдата меняют позицию во время боя в разрушенном французском городке.

44. Немецкий солдат осматривает трофейную саблю, захваченную во Франции.

45. Пленные французские летчики разговаривают с немецкими солдатами у палатки.

46. Немецкие солдаты рядом с трофейной французской 25-мм противотанковой пушкой образца 1934 года системы Гочкиса (Canon de 25- mm antichar Modele 1934 Hotchkiss).

47. Пленный французский пехотинец (возможно, офицер) что-то показывает на карте немецким офицерам. Справа и слева в шлемах — пленные французские танкисты.

48. Колонная французских пленных у Версальского дворца в Париже.

49. Брошенные французские легкие танки AMR-35.

50. Неизвестный военнопленный солдат одного из французских североафриканских (марокканских) полков спаги на марше в составе колонны пленных.

51. Колонна французских военнопленных в Рокруа, движется к месту сбора. На дороге указатель, показывающий направление на Фюме.

52. Строй военнопленных из состава французских североафриканских полков спаги в объединенном лагере в Этампе во время распределения на работы.

53. Неизвестный военнопленный солдат из французского 9-алжирского полка 2-й бригады спаги. Остатки полка сдались 18 июня 1940 года в районе города Безансон.

54. Колонна французских пленных проходит мимо немецкого обоза в районе Авранша.

55. Немецкие солдаты и французские пленные из колониальных частей в лагере в казармах Прото в Шербуре.

56. Немецкий солдат раздает сигареты пленным французских колониальных частей.

57. Колонна 6-й немецкой танковой дивизии в поле во Франции. На переднем плане — легкий танк LT vz.35 чешского производства (немецкое обозначение — Pz.Kpfw. 35(t)), на втором плане — немецкие танки Pz.Kpfw. IV ранних модификаций.

58. Чернокожие французские пленные колониальных частей стирают белье в лагере Фронтшталаг 155 в деревне Лонвик в 5 км от города Дижон.

59. Чернокожие французские пленные в лагере Фронтшталаг 155 в деревне Лонвик в 5 км от города Дижон.

60. Два немецких солдата идут по улице французской деревни Сен-Симон мимо убитых коров.

61. Пятеро французских пленных (четверо — чернокожие) стоят у железной дороги.

62. Убитый французский солдат на краю поля в Нормандии.

63. Группа французских военнопленных идет по дороге.

64. Представители Франции направляются в «вагон маршала Фоша» для переговоров о перемирии с представителями Германии. На этом самом месте, в этом самом вагоне 11 ноября 1918 года было подписано унизительное для Германии Компьенское перемирие, зафиксировавшее позорное поражение Германии в Первой мировой войне. Подписание нового Компьенского перемирия на этом же месте, по замыслу Гитлера, должно было символизировать исторический реванш Германии. Для того, чтобы выкатить вагон на поляну, немцы разрушили стену музея, где он хранился, и проложили рельсы до исторического места.

65. Группа солдат вермахта укрывается от огня во французском городке Седан.

66. Немецкие солдаты курят рядом с лошадьми. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

67. Немецкие солдаты устроились на отдых рядом со своими велосипедами. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

68. Артиллерийские орудия, захваченные немецкими войсками в ходе Французской компании. На переднем плане - французские 155-мм пушки образца 1917 года фирмы Шнайдер (Schneider). Данные орудия в вермахте получили обозначение 15,5-см пушка K.416(f). На втором плане - французские тяжелые 220-мм пушки образца 1917 года фирмы Шнайдер, стволы и лафеты, которых перевозились раздельно. Эти орудия в вермахте получили обозначение 22-см пушка K.232(f).

69. Немецкий солдат демонстрирует трофеи — захваченное вооружение и амуницию французских войск. Фото из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

70. Упряжка с ослами в составе немецкого обоза. Из фотоальбома рядового-повозника пехотной дивизии вермахта.

71. Немецкие саперы восстанавливают разрушенный мост. Фотография из личного альбома солдата саперного батальона вермахта.

72. Два немецких офицера и унтер-офицер смотрят на карту.

73. Немецкие солдаты у входа на военное кладбище в честь погибших в первой мировой войне под Верденом во французском местечке Дуамон.

74. Солдаты вермахта «обмывают» награды, полученные за кампанию во Франции. Фото из личного альбома оберфельдфебеля вермахта.

75. Французский офицер разговаривает с немецким офицером во время капитуляции гарнизона Нанта.

76. Немецкие медсестры у памятника маршалу Франции Фердинанду Фошу в Компьенском лесу. Совсем рядом с этим местом была подписана капитуляция Франции в войне с Германией (а в 1918 г. — капитуляция Германии в Первой мировой войне).

77. Захваченный немецкими войсками французский бомбардировщик Амио 143 (Amiot 143) на поле в коммуне Сомбернон в Бургундии. Самолет из состава 2-й авиагруппы 38-й бомбардировочной эскадры. 38-я бомбардировочная эскадра дислоцировалась у города Осер (Auxerre) в Бургундии. Возращавшийся с задания самолет совершил вынужденную посадку на поле из-за неблагоприятных метеорологических условий и был захвачен немецкими войсками. Рядом с самолетом стоят мотоциклы одного из подразделений немецких войск.

78. Двое французских пленных стоят у стены дома.

79. Колонна французских пленных на деревенской улице.

80. Пятеро унтер-офицеров 173-го артиллерийского полка вермахта на отдыхе во время Французской компании.

81. Французский линкор «Бретань» («Bretagne», вступил в строй в 1915 г.) был потоплен в Мерс-Эль-Кебире в ходе осуществления английским флотом операции «Катапульта». Операция «Катапульта» имела своей целью захват и уничтожение французских кораблей в английских и колониальных портах для недопущения попадания кораблей под контроль Германии после капитуляции Франции. Линкор «Бретань» был накрыт третьим залпом с попаданием в основание треногой мачты, после чего начался сильный пожар. Командир попытался выбросить корабль на мель, но линкор был поражен еще одним залпом английского линкора «Худ». Спустя две минуты, старый линкор начал опрокидываться и внезапно взорвался, унося с собой жизни 977 членов экипажа. Вероятно, снимок сделан с французского гидроавиатранспорта «Коммандант Тест», который чудом избежал попаданий за всё время боя, и впоследствии принял на борт спасшихся членов экипажа погибшего линкора.

82. Колонна французских пленных колониальных частей на марше на железнодорожном мосту.

83. Солдат 73-й пехотной дивизии вермахта позирует с французским пленным.

84. Солдаты 73-го пехотного полка вермахта допрашивают французского военнопленного.

85. Солдаты 73-го пехотного полка вермахта допрашивают французского военнопленного.

86. Тело британского артиллериста у 40-мм 2-х фунтовой противотанковой пушки QF 2 pounder.

87. Французские пленные стоят около дерева.

88. Солдаты королевского полка шотландских горцев «Black Watch» покупают посуду у французской женщины. 16.10.1939 г.

89. Колонна французских пленных проходит мимо немецкого обоза в районе Авранша.

90. Немецкие солдаты с лошадьми на площади Станислава во французском городе Нанси у памятника польскому королю Станиславу Лещинскому.

91. Немецкие автомобили на площади Станислава во французском городе Нанси. В центре площади — памятник польскому королю Станиславу Лещинскому.

93. Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Бизон» (15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau; Sturmpanzer I) на фоне взрыва своего снаряда на втором этаже углового здания во время боев во Франции.

94. Английские солдаты, взятые в плен немцами в Дюнкерке, на площади города.

95. Пожар нефтехранилищ в Дюнкерке. Самолет справа — Локхид Гудзон (Lockheed Hudson) - принадлежит Британским Королевским ВВС.

96. Немецкий солдат, убитый в бою входе французской кампании вермахта. На бруствере окопа — немецкая пилотка и части ремня.

97. Колонна пленных французских солдат. Среди них много африканцев из французских колониальных частей.

98. Француженка приветствует канадских солдат, высадившихся во Франции за 4 дня до капитуляции французских войск.

99. Французские солдаты во время «странной войны» фотографируются на улице городка. 18.12.1939 г.

100. Немецкие женщины, дети и солдаты оцепления в нацистском приветствии на массовом мероприятии в Германии, посвященном победе немецких войск во Франции.

101. Гибель английского войскового транспорта «Ланкастрия» (RMS Lancastria) 17 июня 1940 года. В воде и на бортах накренившегося корабля видно множество пытающихся спастись людей. 17 июня 1940 года английский войсковой транспорт «Ланкастрия» (до войны пассажирский лайнер, совершавший круизы по Средиземному морю) водоизмещением 16 243 т. был потоплен немецкими бомбардировщиками Ju-88 у берегов Франции. Транспорт эвакуировал в Великобританию из Франции английские воинские части. На борту так же находилось большое число гражданских лиц, включая женщин и детей. Корабль был потоплен в ходе двадцатиминутной атаки вскоре после выхода из французского порта Сен-Назер (Saint-Nazaire). В результате погибло около четырех тысяч пассажиров — утонувшие, погибшие от разрывов бомб, обстрела, задохнувшиеся в загрязненной нефтью воде. Спасти удалось 2477 человек.

102. Бомбардировка британской авиацией французского аэродрома в городе Абвиль, захваченного немцами. На снимке падающие английские 500-фунтовые (227 кг) авиабомбы.

103. Экипаж французского танка Char B1 №350 «Fleurie» перед своей машиной.

104. Немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс» Ю-87 (Junkers Ju 87 B-2) из эскадры «Иммельман» (StG2 «Immelmann») в небе Франции.

105. Убитый чернокожий французский солдат.

106. Во время операции «Динамо» (эвакуация англо-французских войск из Дюнкерка в Англию) эсминец «Бурраск» (фр. «Bourrasque») 29 мая 1940 года подорвался на мине в районе Остенде (Бельгия) и на следующий день затонул.

107. Солдаты дивизии СС «Мертвая голова» в бою во Франции.

108. Мотоциклист дивизии СС «Мертвая голова» во Франции.

109. Солдаты дивизии СС «Мертвая голова» регулируют движение на улице французского города, ускоряя продвижение отстающих войск.

Однако обстановка во Франции ухудшалась с каждым днем. Немецко-фашистские войска, возобновившие 5 июня наступление, к исходу 8 июня завершили прорыв оборонительной полосы на Сомме и с утра следующего дня начали быстро продвигаться на юг. Одновременно гитлеровские дивизии прорвали французскую оборону на реке Эне и вышли передовыми частями на берега Марны.

Практически оно утратило контроль над страной. В правительственных кругах царила паника. Пораженцы, группировавшиеся вокруг маршала Петэна и генерала Вейгана, явно брали верх.

К 12 июня германские войска обошли с запада и востока Париж, объявленный французским правительством открытым городом, и 14 июня без боя вступили в столицу Франции.

Пытаясь предотвратить капитуляцию Франции или по крайней мере не допустить перехода колониальных владений Франции и ее флота в руки держав «оси», английский премьер-министр Уинстон Черчилль выдвинул план объединения Англии и Франции в одно государство с единым гражданством, а на время войны и с единым военным кабинетом, которому были бы подчинены вооруженные силы и ресурсы обеих стран. Французское правительство большинством голосов отвергло предложение Черчилля.

16 июня Рейно подал в отставку, и новый глава французского правительства маршал Петэн обратился к Германии с просьбой о перемирии.

Среди французской буржуазии только отдельные ее представители, в том числе небольшая часть офицерства, стояли за продолжение борьбы. Однако и они, деморализованные происшедшей катастрофой и далекие от народа, не видели путей к организации сопротивления врагу.

В эти дни выдвинулся помощник военного министра генерал Шарль де Голль, который, заявив о своем несогласии с капитулянтской политикой правительства, уехал в Англию.

18 июня он обратился по английскому радио с призывом ко всем французским солдатам и офицерам, находившимся на британских территориях, вступать в создаваемую им организацию «свободных французов».

Гитлеровское руководство ответило Петэну не сразу. Еще несколько дней германские войска продвигались в глубь страны. К 21 июня они достигли реки Луары на всем ее протяжении от Нанта до линии Тур, Невер, Дижон, Мюлуз.

Танковые соединения вышли в район Лиона.

Наконец, 22 июня в Компьене, в том самом вагоне, в котором в 1918 году маршал Фош продиктовал условия перемирия побежденной Германии, французские уполномоченные подписали перемирие, навязанное Франции гитлеровской Германией.

Его условия в известной мере определялись планами продолжения войны против Англии, а также расчетами гитлеровского руководства на возможность привлечения Франции на свою сторону.

Франция делилась на две зоны: оккупированную и неоккупированную. Вооруженные силы, за исключением войск, необходимых для поддержания внутреннего порядка на неоккупированной территории, подлежали разоружению и демобилизации. Все вооружение и военные материалы, кроме находящихся в частях, предусмотренных соглашением, подлежали сдаче.

Военно-морской флот и авиация интернировались, но не подлежали передаче Германии. (Гитлер сделал это для того, чтобы предотвратить уход флота в Англию или Соединенные Штаты и поощрить профашистские элементы во Франции, выступавшие за сотрудничество с Германией.) Франция соглашалась выдать Германии всех немецких политических эмигрантов и вернуть немецких военнопленных.

Перемирие вступало в силу после заключения франко-итальянского перемирия. Последнее было подписано 24 июня.

Поражение Франции явилось результатом всей предшествующей антинациональной политики ее правящих кругов. Своей предательской политикой по отношению к республиканской Испании французское правительство поощрило Гитлера и Муссолини к дальнейшей агрессии. повлек за собой разрушение системы французских союзов в Европе и укрепление гитлеровской Германии.

Курс на соглашение с фашизмом и упорная антисоветская политика имели своим прямым последствием срыв англо-франко-советских переговоров об образовании антигитлеровской коалиции, которая только и могла стать реальной гарантией безопасности Франции. В итоге Франция к началу воины оказалась на континенте в значительной мере в политической изоляции.

Крушению Франции способствовала реакционная внутренняя политика ее правящих кругов, направленная на борьбу против антифашистских, демократических сил и на поддержку прогерманских, профашистских и капитулянтских реакционных группировок.

Особенно губительными были начатые французским правительством после возникновения войны жестокие репрессии против собственного народа и его авангарда - Коммунистической партии, а также открытая пропаганда пораженчества.

Военная отсталость Франции, убежденность ее военных руководителей в неприступности линии Мажино, пренебрежение к достижениям современной военной науки, неотделимые от общей реакционности господствующего класса, были важнейшими военными причинами ее поражения.

Немалую роль сыграли также пассивность французских вооруженных сил во время разгрома Польши, «странная война» и, наконец, стратегические ошибки, допущенные верховным командованием уже в ходе военных действий в мае - июне 1940 года.

Накануне Второй мировой войны армия Франции считалась одной из самых мощных в мире. Но при прямом столкновении с Германией в мае 1940 года французов хватило на считанные недели сопротивления.

Бесполезное превосходство

К началу Второй мировой войны Франция располагала 3-й по количеству танков и самолетов армией в мире, уступая только СССР и Германии, а также 4-м после Британии, США и Японии военно-морским флотом. Общая численность французских войск насчитывала более 2 млн. человек.
Превосходство французской армии в живой силе и технике перед силами вермахта на Западном фронте было бесспорным. К примеру, ВВС Франции включали в себя около 3300 самолетов, среди которых половина была новейшими боевыми машинами. Люфтваффе могли рассчитывать только на 1186 самолетов.
С прибытием подкрепления с Британских островов – экспедиционного корпуса в количестве 9 дивизий, а также авиачастей, включавших 1500 боевых машин – преимущество над германскими войсками стало более чем очевидным. Тем не менее, за считанные месяцы от былого превосходства союзных сил не осталось и следа – хорошо обученная и имеющая тактическое превосходство армия вермахта заставила в конечном итоге капитулировать Францию.

Линия, которая не защитила

Французское командование предполагало, что немецкая армия будет действовать как и во время Первой мировой войны – то есть предпримет атаку на Францию с северо-востока со стороны Бельгии. Вся нагрузка в этом случае должна была лечь на оборонительные редуты линии Мажино, которую Франция начала строить в 1929 году и совершенствовала вплоть до 1940 года.

На строительство линии Мажино, протянувшейся на 400 км., французы потратили баснословную сумму – около 3 млрд. франков (или 1 млрд. долларов). Массированные укрепления включали в себя многоуровневые подземные форты с жилыми помещениями, вентиляционные установки и лифты, электрические и телефонные станции, госпитали и узкоколейные железные дороги. Орудийные казематы от авиабомб должна была защитить бетонная стена толщиной в 4 метра.

Личный состав французских войск на линии Мажино достигал 300 тыс. человек.
По мнению военных историков, линия Мажино, в принципе со своей задачей справилась. На ее максимально укрепленных участках прорывов немецких войск не было. Но германская группа армий «Б» обойдя линию укреплений с севера, основные силы бросила на ее новые участки, которые строились на болотистой местности, и где возведение подземных сооружений было затруднено. Там сдержать натиск немецкий войск французы не смогли.

Капитуляция за 10 минут

17 июня 1940 года состоялось первое заседание коллаборационистского правительства Франции, возглавляемого маршалом Анри Петэном. Оно длилось всего 10 минут. За это время министры единодушно проголосовали за решение обратиться к немецкому командованию и просить его о прекращении войны на территории Франции.

Для этих целей использовали услуги посредника. Новый министр иностранных дел П. Бодуэн через испанского посла Лекерика передал ноту, в которой французское правительство просило Испанию обратиться к германскому руководству с просьбой о прекращении военных действий во Франции, а также узнать условия перемирия. Одновременно предложение о перемирии через папского нунция было направлено Италии. В тот же день Петэн по радио обратился к народу и армии, призвав их «прекратить борьбу».

Последний оплот

При подписании договора о перемирии (акта капитуляции) между Германией и Францией Гитлер с опаской смотрел на обширные колонии последней, многие из которых готовы были продолжать сопротивление. Этим и объясняются некоторые послабления в договоре, в частности, сохранение части военно-морского флота Франции для поддержания «порядка» в своих колониях.

Жизненно заинтересованной в судьбе французских колоний была и Англия, так как угроза их захвата германскими силами оценивалась высоко. Черчилль вынашивал планы о создании эмигрантского правительства Франции, которое бы предоставило фактический контроль над французскими заморскими владениями Британии.
Создавший оппозиционное режиму Виши правительство генерал Шарль де Голль все свои усилия направил на овладение колониями.

Однако администрация Северной Африки отклонила предложение присоединиться к «Свободной Франции». Совсем иное настроение царило в колониях Экваториальной Африки – уже в августе 1940 года к де Голлю присоединяются Чад, Габон и Камерун, что создало генералу условия для формирования государственного аппарата.

Ярость Муссолини

Осознав, что поражение Франции от Германии неизбежно Муссолини 10 июня 1940 года объявил ей войну. Итальянская группа армий «Запад» принца Умберто Савойского силами свыше 300 тыс. человек при поддержке 3 тыс. орудий начала наступление в районе Альп. Однако противостоящая им армия генерала Ольдри успешно отражала эти атаки.

К 20 июня наступление итальянских дивизий стало более ожесточенным, но им удалось лишь немного продвинуться в районе Ментоны. Муссолини был в ярости – его планы захватить к моменту капитуляции Франции большой кусок ее территории потерпели крах. Итальянский диктатор уже начал готовить воздушный десант, но одобрения на эту операцию от германского командования не получил.
22 июня было подписано перемирие между Францией и Германией, а через два дня такое же соглашение заключили Франция и Италии. Так, с «победным конфузом» Италия вступила во Вторую мировую войну.

Жертвы

В ходе активной фазы войны, длившейся с 10 мая по 21 июня 1940 года, французская армия потеряла около 300 тыс. человек убитыми и раненными. Полтора миллиона попали в плен. Танковые корпуса и ВВС Франции были частично уничтожены, другая их часть досталась вооруженным силам Германии. Одновременно Британия ликвидирует французский флот, чтобы избежать его попадания в руки вермахта.

Несмотря на то, что захват Франции произошел в короткие сроки, ее вооруженные силы давали достойный отпор германским и итальянским войскам. За полтора месяца войны вермахт потерял более 45 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести, около 11 тыс. были ранены.
Французские жертвы немецкой агрессии могли быть не напрасными, если бы правительство Франции пошло на ряд уступок, выдвинутых Британией взамен на вступление королевских вооруженных сил в войну. Но Франция предпочла капитулировать.

Париж – место сближения

По договору о перемирии Германия оккупировала только западное побережье Франции и северные области страны, где находился Париж. Столица была своего рода местом «французско-германского» сближения. Здесь мирно уживались немецкие солдаты и парижане: вместе ходили в кино, посещали музеи или просто сидели в кафе. После оккупации оживились и театры – их кассовый сбор вырос в три раза по сравнению с довоенными годами.

Париж очень быстро стал культурным центром оккупированной Европы. Франция жила как прежде, словно не было месяцев отчаянного сопротивления и несбывшихся надежд. Германской пропаганде удалось убедить многих французов, что капитуляция – это не позор страны, а дорога в «светлое будущее» обновленной Европы.

Гитлер прибыл во Францию и ознакомился с детально описанными условиями капитуляции. Подписание перемирия началось в полдень 21 июня 1940 года на той же самой поляне в Компьенском лесу и в том же самом вагоне в котором 11 ноября 1918 года французский маршал Фош продиктовал представителям Германии условия перемирия. Теперь события протекали совсем наоборот. В этот летний день в три часа пятнадцать минут Адольф Гитлер прибыл на своей машине в сопровождении Геринга, Браухича, Кейтеля, Редера, Риббентропа и Гесса. Адольф был вне себя от восторга и вместе со всеми он вошел в исторический вагон.

В Советском Союзе информацию по истории железных дорог найти было сложно, МПС было практически закрытым ведомством, литература издавалась крайне ограниченно и дозировано, а уж о зарубежной литературе и речи быть не могло. Но уже тогда,читая какую то книгу по истории Первой Мировой Войны, я наткнулся на фотографию вагона который показался мне очень знакомым.

Надпись под фотографией гласила,что именно в этом вагоне французский маршал Фош 11 ноября 1918 года на станции Ретонд, принял капитуляцию Германии, а если быть точным то подписал Компьенское перемирие о прекращении военных действий.

Вот он стоит с тросточкой и позирует с соратниками на фоне вагона, ставшего в тот момент историческим

Я тогда и не подозревал, что между моей моделью и этим вагоном только внешнее сходство, а сам знаменитый вагон входил в состав маршала, а до этого верой и правдой служил в знаменитом «Orient-Express». Хотя по конструкции они очень близки. После подписания капитуляции вагон еще полтора года оставался на службе

А уже с 1920 по 1927 год вагон демонстрировался в Париже возле Музея Армии.

Подписание мирного договора в том знаменитом вагоне в Компьенском лесу.

В 1927 году вагон был отреставрирован на средства американского мецената из Калифорнии Arthur-Henry Fleming, он же профинансировал строительство здания-музея для него. 11 ноября 1927 года был открыт мемориал в Compiègne с музеем-вагоном и памятником маршалу Фошу, который подписывал капитуляцию.

И казалось бы знаменитый вагон обрел покой в тихих стенах мемориала, но не тут то было...

1 сентября 1939 года грянула Вторая Мировая. Франция, имевшая огромный военно-промышленный потенциал, объявила войну Германии 3 сентября 1939 года, однако существенных боевых действий вести не стала. К 10 мая 1940 года на северо-востоке Франции было дислоцировано 93 французские дивизии, 10 английских дивизий и 1 польская дивизия. Германия держала на границе с Нидерландами, Бельгией и Францией 89 дивизий.

10 мая 1940 года немецкие войска перешли границу Нидерландов и Бельгии. В тот же день французские войска вошли в Бельгию. Непосредственно на германо-французской границе (линия Мажино) боевых действий не велось. Первое боестолкновение немецких и французских войск произошло 13 мая в Бельгии. В тот же день немецкие войска пересекли бельгийско-французскую границу.

25 мая главнокомандующий французскими вооружёнными силами генерал Вейган заявил на заседании правительства Франции, что надо просить немцев о принятии ими капитуляции.
В это же время Французская коммунистическая партия вела активную пропаганду в армии, призывая французских солдат сдаваться в немецкий плен. Эта агитация имела успех.

8 июня немецкие войска достигли реки Сена. 10 июня правительство Франции переехало из Парижа в район Орлеана. Париж был официально объявлен открытым городом. Утром 14 июня немецкие войска вступили в Париж.

Говорят, именно Адольфу Гитлеру пришла в голову идея подписать капитуляцию Франции именно в том самом месте и в том же самом вагоне в котором в 1918 году Германия пописала Компьенское перемирие. Ну а дальше немецкие солдаты взялись за дело.


Потом тягачом переместили на историческое место

И с немецкой педантичностью установили

Именно так и была подписана капитуляция Франции. 22 июня 1940 в Компьенском лесу, в том же вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, на встрече Гитлера и генерала Юнцигера был подписан акт о капитуляции (Компьенское перемирие 1940 года). Официально военные действия закончились 25 июня.

Тремя днями спустя гитлеровцы уничтожили мемориальный комплекс в Компьенском лесу, посвященный событиям 1918 года. Оставили только статую маршала Фоша: Гитлер приказал сохранить ее. Исторический вагон был вывезен в Берлин в качестве военного трофея вместе с мемориальной плитой, на которой была высечена надпись на французском языке: «ЗДЕСЬ ОДИННАДЦАТОГО НОЯБРЯ 1918 ГОДА БЫЛА СОКРУШЕНА ПРЕСТУПНАЯ ГОРДОСТЬ ГЕРМАНСКОГО РЕЙХА, ПОБЕЖДЕННАЯ СВОБОДНЫМИ - НАРОДАМИ, КОТОРЫХ ПЫТАЛАСЬ ПОРАБОТИТЬ».

а в 1944 году был вывезен в деревню Кравинкель в Тюрингии.

В 1945 году, незадолго до конца войны, вагон был уничтожен эсэсовцами, а его остатки закопаны — гитлеровцы очень опасались, что их во второй раз заставят подписывать капитуляцию именно в этом вагоне, ставшем своеобразным символом войн XX столетия.
После войны французские власти силами немецких военнопленных восстановили мемориал в Компьенском лесу в состоянии, близком к довоенному. Была собрана и воссоздана мемориальная плита, разбитая нацистами. Что же касается исторического вагона, то его пришлось заменить копией, вагон был найден в Румынии, если я не ошибаюсь.

Это — точно такой же типовой вагон-ресторан фирмы «Compagnie Internationale des Wagons Lits et des Grandes Express Europeens», что и тот, который служил в свое время маршалу Фошу.

Внутри стоят стол и стулья с указанием того, где именно сидел тот или иной участник исторических переговоров, разложены факсимильные копии документов, а пепельница на столе хранит окурок сигары, который, как считается, курил во время переговоров сам маршал Фош.

Есть здесь и детали вагона подлинного: после воссоединения Германии в 1989 году жители Кравинкеля выкопали сохранившиеся части уничтоженного гитлеровцами вагона и в 1992 году доставили их во Францию. А 5 мая 1994 года на территории мемориала в Компьенском лесу был посажен привезенный из Кравинкеля маленький дуб, символизирующий надежду на вечный мир между Германией и Францией.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»