Кому можно жениться в протестантской церкви. Венчание в церкви: почему благословение Бога так важно

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Венчание играет важнейшую роль в жизни представителей католической церкви. Этот христианский обряд известен с IV века нашей эры. Понятия «брак» и «свадьба», в отличие от православной традиции, фактически тождественны церемонии венчания, поэтому наряду с высокой ответственностью тех, кто решил пройти через обручение в церкви, большой строгостью отличается и подготовка к торжеству.

С точки зрения католической церкви, таинству присущи:

  • святость — связывание двух людей с Богом;
  • единство — соединение супругов в одно целое;
  • нерасторжимость — вечность брачного союза даже в загробной жизни; развод возможен в очень редких случаях.

Интересно! В христианстве семья, то есть церковный союз мужчины и женщины, называется «малой» или «домашней церковью».

Правила и условия

Чтобы достойно подготовиться к церемонии венчания, будущие супруги должны соответствовать нескольким условиям:

  • обратиться за 3 месяца до венчания к священнослужителю того прихода, где они намереваются провести брачный обряд;
  • находиться в официально зарегистрированном браке;
  • пройти специальную предбрачную подготовку.


Необходимо знать основные молитвы и обряды католической церкви:

  • «Отче наш»;
  • «Символ Веры»;
  • «К Деве Марии»;
  • евангельские заповеди;
  • 6 истин веры;
  • 5 церковных заповедей;
  • «Ангел Господень»;
  • святой Розарий;
  • порядок крещения;
  • церковные таинства;
  • приготовление дома к таинству больных;
  • 5 условий таинства примирения.

Подготовка

На первой встрече со священником молодые (их еще называют нареченными) договариваются о порядке прохождения специальных предбрачных курсов для знакомства с католическими основами брака, семьи, роли супругов в воспитании детей.

Так, католическая церковь категорически против использования любых противозачаточных средств и считает это большим грехом. Допустимым является только физиологический метод планирования рождения ребенка.

Обсуждается необходимость активного участия в жизни церкви, соблюдения христианских заповедей, приобщения детей к вере. Обычно проходит 10 таких бесед.

Интересно! В католической традиции существует обычай , то есть оповещения молодыми своих родных и близких о намерении вступить в брак.

Жених и невеста должны подготовиться и пройти таинства исповеди и евхаристии (причастия), которым предшествует соблюдение поста.

Обручение молодых разной веры

Наиболее частой является ситуация, когда оба супруга принадлежат к католической церкви. В этом случае для брака нет никаких канонических препятствий. Но бывает, что один из них является представителем другой религии. В таком случае при венчании существует ряд особенностей.

Католика и православной или протестантки

Если один из нареченных принадлежит к другой христианской конфессии (православию, протестантизму), то разрешение на такой брак дает епископ соответствующей епархии.

Важно! Католицизм также признает законным брак, совершенный в православной церкви.

Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере. Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр.

Венчание с некрещеным

Если один из супругов является некрещеным (атеистом, иудеем, мусульманином, буддистом), то есть не принадлежит к христианству, то получить разрешение епископа становится намного труднее.

Канонического запрета к такому браку не существует, но каждый случай рассматривается индивидуально.
С нареченными священнослужитель беседует о разнице культур и о возможных сложностях подобного союза. Окончательное решение остается за епископом.

Подходящее время

Таинство венчания по католическому обряду совершается практически круглый год. Сами супруги обычно предпочитают венчаться вне постных дней, однако прямого запрета на это не существует.

При вступлении в брак во время поста не следует устраивать после церемонии громкого празднования с множеством и шумным застольем.

Запреты на венчание в церкви

Совершение таинства венчания запрещено в следующих случаях:

  1. намеревающиеся вступить в церковный брак являются родственниками (отец и дочь, брат и сестра) или сводными братом и сестрой;
  2. один из возможных супругов уже состоит в церковном браке;
  3. физическая невозможность одного из супругов к выполнению супружеских обязанностей, но бесплодие не является препятствием для участия в венчании;
  4. совершение одним из супругов убийства мужа или жены ради вступления в новый брак;
  5. нареченные являются двоюродным братом и сестрой (теоретически такой союз возможен с разрешения епископа, но на практике оно выдается в исключительных случаях);
  6. один из желающих вступить в брак – священнослужитель или монах (монашка).

Даже если таинство венчания было проведено, а позже выяснились перечисленные выше обстоятельства, обряд считается недействительным.


С точки зрения католической церкви, брак нерасторжим. Отменить супружеский союз может только смерть одного из супругов. В католической церкви, в отличие от православной, не существует возможности развенчания. После развода (без проведенного ранее венчания) необходимо предоставить свидетельство о расторжении брака.

Документы

На первую встречу со священнослужителем перед подготовкой к церемонии будущие супруги должны принести следующие документы:

  • паспорт;
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о браке.

Последним документом, который выдается после завершения подготовки, является свидетельство о прохождении специальных курсов для новобрачных.

Церемония в костеле

Не существует строго регламентированного порядка обряда, единого для всех епархий. Он может отличаться в зависимости от местности и священника, который проводит венчание. Однако ряд характерных деталей все же существует.

Обряд проводит священнослужитель. В особенных случаях его может заменить благочестивый мирянин.

Начало

Обычно церемония венчания проводится в костеле. Как правило, невесту к алтарю подводит отец или другой мужчина, взявший на себя обязанность заботы о ней (дядя, старший брат). За ними идут маленькие девочки, которые разбрасывают цветочные лепестки из корзины. В это время жених со свидетелями и остальными гостями ожидает свою будущую супругу в храме.

Реже молодожены заходят в костел вместе, держась за руки. Невеста не обязана надевать свадебное платье, а жених – костюм. Требуется лишь соблюдение опрятности, соответствующей торжественности таинства. У алтаря нареченные стоят или сидят на специальных стульях с подушечками.

Католическая традиция предполагает обязательное участие свидетелей (до трех человек с каждой стороны). Свидетели могут принадлежать к любой христианской конфессии. Подружки невесты часто одеты в одинаковые платья. Особая роль отводится маленькой девочке из числа приглашенных, которую наряжают в свадебное платье. Она символизирует чистоту, непорочность и духовность будущего брачного союза.

Литургия


Церемонии венчания предшествует литургия, после которой священник читает небольшие фрагменты из Библии и произносит проповедь, посвященную важности церковного брака, роли каждого из супругов в семье, необходимости внимательного воспитания детей.

Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:

  • Пришли ли вы в храм добровольно, и является ли ваше желание вступить в законный брак искренним и свободным?
  • Готовы ли вы хранить верность друг другу в болезни и здравии, в счастье и в несчастии, до конца своей жизни?
  • Имеете ли вы намерение с любовью и благодарностью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их согласно учению церкви?

Эти вопросы позволяют удостовериться в искреннем и свободном желании молодых, их христианском взгляде на таинство венчания и семейные узы.

Клятвы и обручение


Если молодые ответили на все вопросы утвердительно, священник просит Святого Духа снизойти на супругов. Они подают друг другу руки, которые священник связывает между собой ленточкой. Затем молодожены, стоя лицом к лицу, читают супружеские клятвы, дают обет верности. Сначала это совершает жених, следом за ним – невеста. Часто они дополняют их своими словами о любви, благодарности родным и близким.

Интересно! Ранее в католической церкви существовал обычай украшать ворота храма металлическими звенящими предметами для привлечения удачи будущей семье.

После клятвы главный свидетель жениха подает ему обручальные кольца, жених надевает кольцо на безымянный палец невесте, а она – жениху. Священник произносит молитву «Отче наш», Заступническую молитву и благословляет новобрачных. Новоиспеченные супруги расписываются в учетной церковной книге.


Обручальные кольца не являются обязательным атрибутом венчания в католичестве. При их наличии священнослужитель проводит обряд освящения. Кольца – это дополнение к самой церемонии, которое символизируют верность молодоженов и получение ими благодати.

В большинстве католических стран: Франции, Словении, Хорватии, Чехии, Италии, Словакии, — кольцо традиционно принято носить на безымянном пальце левой руки. На правой руке обручальное кольцо носят в Польше, Австрии, Испании, Аргентине.

Все таинство венчания занимает по продолжительности около получаса.

Полезное видео

— одно из самых красивых, важных и нежных таинств. Чтобы наглядно представить себе всю красоту католического обряда, посмотрите короткое видео:

Заключение

Церемония венчания в жизни верующих католиков занимает особое место, ведь она проводится единственный раз в жизни. Знание всех принятых традиций позволяет провести это таинство в соответствии с церковным каноном и сделать его особенным. В католичестве также принято торжественно отмечать первую годовщину брака. Супруги принимают участие в литургии, совершают таинство евхаристии и заново произносят свои обеты.

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии — только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина — виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве — перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно — в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины — 1 марта, день обновления общины — 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем — 6 июля.

Представители Реформаторской Евангелистской церкви кантона Во, собравшиеся на Синод на прошлых выходных во Дворце Рюмина в Лозанне, договорились о том, как следует венчать однополые пары. Регламент был принят 55 голосами при семи воздержавшихся и трех "против". Согласно предложенной процедуре, обряд содержит некоторые элементы традиционного венчания. Он включает в себя торжественное богослужение и проповедь. Священник напомнит зарегистрированным партнерам о связывающих их узах и помолится за новую пару. При этом пастор может отказаться совершать обряд по теологическим мотивам.

В отличие от традиционной процедуры венчания, в обряд для однополых пар не входит благословение. В пресс-релизе Реформаторской Евангелистской церкви уточняется, что "священнослужитель, которому поручено торжественное богослужение, будет следить за тем, чтобы избежать путаницы с символами, присущими венчанию". Новый обряд появится в протестантских церквях кантона 1 января 2014 года.

Решение изучить подробнее вопрос о введении специального литургического акта для однополых пар Синод принял в 2012 году. На последнем собрании были определены детали, по которым будет проходить новый обряд. Таким образом, Реформаторская Евангелистская церковь кантона Во станет первой франкоязычной церковью в Швейцарии, которая предлагает подобную услугу для зарегистрированных партнеров. Отметить свой союз однополым прихожанам до сих пор можно было в девяти церквях Конфедерации, в числе которых приходы Берна и Фрибурга. В Женеве и Невшателе, напротив, подобной процедуры не предусмотрено.

В модели, которую принял кантон Во, речь идет о зарегистрированном партнерстве. Напомним, что регистрация гомосексуальных пар в Швейцарии стала возможна в 2007 году благодаря вступлению в силу Федерального закона "О зарегистрированном партнерстве между лицами одного пола" (LPart). За период с 2007 по 2011 год в кантоне Во были соединены узами партнерства 511 пар, среди которых две трети – мужчины.

По информации газеты "Tribune de Genève", напутственные слова от пастора в начале совместной жизни хотели бы получить и многие женевские гомосексуальные пары. Следует отметить, что еще в 1992 году вопрос о венчании однополых партнеров поднимался на собрании Протестантской женевской церкви (EPG). Таким образом, священники задумались над судьбами гомосексуальных пар задолго до того, как в кантоне было принято законодательство о зарегистрированном партнерстве (в начале 2000-х годов). Второй раз вопрос поднимался протестантской церковью в 2006 году, однако тогда приоритетными стали финансовые трудности, которые испытывала "EPG" в то время. Таким образом, пока женевским геям приходится обращаться за благословением к другим конфессиям – Евангелической лютеранской (американской или немецкой) и Христианско-католической церквям, которые оказывают подобные услуги своим прихожанам.

Следует отметить, что решение Реформаторской Евангелистской церкви не всем пришлось по душе. Так, газета "24Heures" сообщает об отзывах, полученных от прихожан "EERV" после принятия решения Синодом. Некоторые протестанты кантона чувствуют себя преданными и угрожают покинуть лоно церкви. Однако президент Синодального совета "EERV" Эстер Гайар считает, что негативные реакции последовали бы и в случае противоположного решения. "Вопрос действительно очень деликатный", – говорит она, отмечая, впрочем, что в данном случае недовольство высказывают в первую очередь представители евангелистского крыла. Тем не менее, происходящие изменения говорят о том, что Реформаторская Евангелистская церковь старается идти в ногу со временем.

Думаем, что отношение Русской Православной Церкви к однополым бракам нашим читателям хорошо известно. По словам председателя Синодального информационного отдела В. Легойда "православные верующие, представители других традиционных религий России, многие нерелигиозные люди выступают против пропаганды однополых отношений. Их поддерживают многие христиане, иудеи и мусульмане на Западе, а некоторые мировые СМИ упрямо пытаются создать картину, искажающую действительность".

Подготовлено по материалам сайтов

), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак - но уже без венчания.

В Русской Православной Церкви во все , на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. .

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах - восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы , а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во , вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
  • Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.
  • некрещеными ;
  • атеистами , пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве ;
  • людьми , чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Вступление в брак с духовным лицом

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего Таинства почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • по возможности воздержитесь от лишних разговоров.

Традиция родительского благословения

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста — это первые иконы их семейного иконостаса.
  • Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
  • При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения

  • Обряд обручения (предшествует Таинству Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословени Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их! ” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем читается Послание к Ефесянам (), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
  • Читается Евангелие от Иоанна () о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
  • Произносится ектения.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием

  • младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
  • нельзя венчаться будучи беременной;
  • нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
  • упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
  • тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
  • тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

Как можно развенчаться?

  • Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ().
  • Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный , но не священник.

Женщина в облачении священника, да еще и на должности пастыря - такого у нас не увидишь. Первая женщина, которая получила сан священника, была датчанка Фловернс Ли. Это произошло в 1948. Именно Дания стала страной, открывшей женщине такую возможность. С тех пор эта практика получила достаточное распространение в странах Европы, но для меня это был очень необычный опыт, вместо дородного батюшки видеть у алтаря улыбающуюся приятную женщину.

Венчание в протестантской церкви мне довелось посетить на свадьбе моей сестры. Они с женихом русские немцы и исповедуют протестантство. Я далека от религии и могу ошибаться в точном указании, но на сколько я знаю эта конфессия называется Евангелическая церковь Германии. Таинство венчания для них проводила пастырь-женщина.

Сама церемония очень отличается от православной и мне было очень интересно проследить за всеми ее стадиями. Хотя, как мне рассказали друзья сестры, именно в ее случае церемониал сильно отличался от традиционного.

Сбежит ли невеста?

Мы все знаем по культовым английским фильмам эту любимую часть великосветской тусовки Лондона - сбор гостей перед церковью. Романтичный Хью Грант и вычурные шляпки дам в знаменитом "4 свадьбы и одни похороны". Это и вправду один из любимых поводов европейцев для выхода в свет.

По классическому сценарию жених должен ожидать любимую с гостями, а невесту привозит на машине ее отец. Но у моей сестры (она мне сводная) уже нет в живых родителей, поэтому молодые приехали вместе, и сразу переговорили со священником.

Опять же, традиционно священник с женихом должны ожидать невесту у алтаря. Это один из наиболее драматических моментов в процедуре венчания: отец невесты ведет дочь по красной ковровой дорожке, а она думает, сбежать или не сбежать)) Но ввиду отсутствия отца сценарий пришлось переиграть. Видимо именно этот момент молодые обсуждали с пастером.

Сама атмосфера всего этого действа мне показалась лишенной того напряжения, которое свойственно венчанию в нашей православной традиции. Оно какое-то более светское, легкое, скорее похоже на встречу друзей по торжественному поводу. Меньше условностей, гибкость во всем, любую часть процесса можно поменять для удобства участников. Ощущается, что это не гнет священной обязанности, а радость от со причастия высокому. Грань тонкая, не знаю поймут ли меня, но она есть, и мне простота и ненавязчивость исполнения всех обрядов понравилась.

Вся служба проходила на немецком, так что у меня не было возможности следить за ходом повествования, но мне объяснили, что священник должен спросить, нет ли у кого-нибудь из присутствующих возражений против этого брака, или, возможно, кто-то знает какую-то причину, по которой он невозможен. К этому пункту у всех очень серьезное отношение, это не просто повод для сценарного хода в голливудской комедии. Хорошо, что у нас никому ничего такого не пришло в голову и церемония прошла успешно.

С этого момента пара считается мужем и женой.

Следующим пунктом церемонии было поздравление друзей и родственников. Они пели псалмы. Очень трогательная традиция и обязательный пункт программы в любом протестантском венчании. У нас только пели, но мне рассказали, что эта часть также организуется каждой парой по-своему, могут духовную играть музыку, устроить небольшой банкет (без крепкого алкоголя).

А вот часть обряда за пределами чопорной церкви уже была полна веселья в совершенно русском духе и стиле.

Мне эта свадьба показалась очень душевной и счастливой... конечно же, все молодые счастливы, но не у всех есть возможность проживать этот день в истинном спокойствии и без стресса. Уж сколько на своем веку я видела невест на грани нервного срыва, не пересчитать.

В Германии ни кто не доводит себя до такого, хотя и скучной их свадьбу я бы не назвала. Соблюдается какой-то баланс между обязательным и удобным. А еще поразило участие родственников, без капризов, выяснения отношений и отстаивания прав на большее внимание к той или другой семье. Все делали все, что могли, чтобы создать молодым незабываемый праздник и хорошо провести время самим.

А как же священник-женщина? По-моему она была верхом профессионализма, мягкости и доброжелательности. Я поняла, что сестра приняла мудрое решение, доверив ей самое важное таинство своей жизни.

А вы могли бы доверить ваше венчание священнослужителю-женщине, если бы православная церковь допускала бы такую возможность?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»