Медицинские школы 18 века. Медицина в феодально-крепостнической россии

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

Страница 1 из 2

Для государства, ведущего непрекращающиеся войны, первостепенное значение имело медицинское обеспечение армии. В первой четверти XVIII в. были открыты военные госпитали в Москве, Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани и др. В результате еще при жизни Петра I в стране было создано около 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.

Таким образом:

в первой четверти XVIII в. в России появились настоящие лечебные учреждения с медицинским персоналом, а при четырех генеральных госпиталях стали работать медицинские школы .

В 1710 г. был издан первый Госпитальный регламент, регулирующий деятельность госпиталей, а через четверть века, в начале 1735 г., был утвержден составленный архиятром И.Б. Фишером «Генеральный регламент о госпиталях», основанный на российском опыте, который определил структуру и штаты госпиталей, обязанности медиков, а также установил, что в финансовом отношении госпитали находятся в ведении военного ведомства, а в медицинском - подчинены только Медицинской канцелярии .

Обеспеченность страны медицинскими кадрами

В годы царствования Петра I ряды медицинских специалистов активно пополняли приглашенные из-за границы врачи. В 1695 г. было выписано 25, а в 1697 г. - 50 иностранных лекарей для военно-врачебного дела.

Всего за этот период на государственную службу было принято более 100 иноземных врачей и аптекарей .

Но проблема обеспеченности медицинскими кадрами стояла чрезвычайно остро. Огромную роль в подготовке медицинских кадров сыграли медицинские госпитальные школы.

Всего в XVIII в. было открыто шесть госпитальных медицинских школ (две Петербургские, две Московские, Кронштадская, Колывано-Воскресенская и Елизаветградская), подготовившие в течение этого столетия около 2000 лекарей .

Выпускниками госпитальных школ XVIII в. являлись многие выдающиеся врачи и ученые России: академик П.А. Загорский, профессора Н.М. Максимович-Амбодик, Г.И. Базилевич, Ф. Керестури, Е.О. Мухин, Я.О. Саполович, доктора медицины А.Г. Бахерахт, Н.К. Карпинский, Д.С. Самойлович, Г.Ф. Соболевский, член Медицинской коллегии, директор Медико-хирургической академии С.С. Андреевский и многие другие.

Не умаляя заслуг медицинского факультета Московского университета, следует отметить, что со времени его открытия (1758) до конца XVIII в. им было подготовлено не более 20 врачей.


План лекции Развитие медицины в России века. Развитие высшего медицинского образования. Основание Петербургской академии наук. М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие русской медицины. Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой. Мероприятия по борьбе с сибирской язвой. Борьба с натуральной оспой. Мероприятия по предупреждению цинги. Основные особенности медицины в России к началу 19 века


На рубеже столетий Россия встала на путь национального возрождения и крупных государственных преобразований в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.




В начале XVIII столетия Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны: Сенат был объявлен высшим органом управления, вместо Приказов учреждаются коллегии, вводится регистрация всех родившихся и умерших, создаются регулярная армия и военно-морской флот. Именно тогда выявился острый недостаток во врачебных кадрах, особенно для русской армии. Поэтому в числе неотложных дел Петром I была проведена реорганизация медицинского дела в стране.


В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г. адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.


В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптек В 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, которую возглавил архиватор П.З. Кондоиди, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию. Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725 г., Академии Наук в Санкт- Петербурге.


При Петре I стали заботиться о быте и здоровье солдат и матросов. В военном и морском уставе (), а также в "регламентах" () определялся штат медиков: "... надлежит быть при всякой дивизии одному доктору и одному штаблекарю, а во всяком полку полевому лекарю, также в каждой роте по цирюльнику "


В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов.


Развитие общественной медицины Санитарная статистика Стали проводиться ревизии населения ("ревизские сказки"), т.е. переписи населения, учет рождаемости и смертности. В первых 2-х ревизиях учитывалось мужское население, а с третьей стали учитывать и женское население.


Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых В 1721 г. был опубликован указ ".. о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья".


Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I. Будучи в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. В 1717 г. Пётр I приобрел в Голландии анатомическую коллекцию Рюйша, которая положила начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры.








Болезнь Петра Великого Жизнь императора Петра оборвалась 28 января 1725 года в страшных мучениях. С его смертью связано немало легенд. Но достоверность двух источников не вызывают сомнений. Казимир Валишевский в книге "Петр Великий" писал: "8 сентября 1724 года диагноз болезни выяснился окончательно: это был песок в моче, осложненный возвратом плохо залеченного венерического заболевания". В 1970 году Центральному кожно-венерологическому институту в Москве были направлены на заключение все известные свидетельства современников о болезни и кончине Петра Великого. Комиссия в составе профессоров пришла к выводу, что "Петр Первый, по-видимому, страдал злокачественным заболеванием предстательной железы или мочевого пузыря, или мочекаменной болезнью".


Организация органов управления здравоохранением Аптекарский приказ Основан в 1620 г. и явился первым государственным медицинским учреждением. В его функции входило: приглашение врачей (отечественных и иноземных), контроль за их работой и её оплатой, подготовка и назначение врачей, снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, руководство аптеками, сбором лекарственного сырья.


Организация органов управления здравоохранением Вместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена Медицинская канцелярия - высший орган медицинского управления России. Во главе ее стоял архиватор, в дальнейшем директор, который единолично управлял этими учреждениями. В 1763 году вместо Медицинской канцелярии учреждена Медицинская коллегия. В состав коллегии входили: президент, 3 доктора медицины, штаб-лекарь, оператор и аптекарь. Медицинской коллегии вменялось в обязанность организация медицинской и лекарственной помощи населению, подготовка врачебных кадров, наблюдение за деятельностью аптек. В 1803 году Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Медицинский департамент (Министерство внутренних дел)


Высшее медицинское образование в России. В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них большинство - иностранцы. Первым русским врачом, с университетским образованием был П.В. Посников, получивший степень доктора медицины в Падуанском университете в 1696 г.


Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.), было решено построить в Москве постоянный военный госпиталь и госпитальную школу при нем. В 1707 году состоялось торжественное открытие госпиталя на 300 коек и одновременно стала функционировать госпитальная школа для подготовки лекарей. Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Николай Бидлоо.


В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу


Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.) Был приглашен в Россию в 1702 г. в качестве лейб- медика Петра I Основал первую лекарскую школу в Москве и составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.)




Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом. Утром и вечером он делал обходы в присутствии лекарей и подлекарей, рассказывал о причинах болезни, ее «знаках» (симптомах) и способах лечения. Главный лекарь - второе ответственное лицо в госпитале. С учениками он два раза в день делал обход хирургических больных, оперировал. Практические занятия проводили «госпитальные лекари». Подлекари несли дежурство по госпиталю.


Основными предметами в госпитальных школах были: анатомия, «материя медика» (включающая минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с десмургией внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов становится обязательным. Преподавание проводилось у постели больного.


С 1754 года в госпитальных школах введен новый учебный план, рассчитанный на 5-7 летний срок обучения. На первом-втором курсах преподавалась анатомия, фармация и рисование На третьем курсе - физиология На четвертом - физиология и патология На пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и медико- хирургическая практика На седьмом медицинская практика (по внутренним болезням).






В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. - в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. Благодаря стараниям гениального русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова () 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе 3-х факультетов: философского, юридического и медицинского. Первоначально в нем обучалось всего 30 студентов


В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты диссертации учёную степень - "градус" доктора. После защиты диссертации "О дыхании" в 1794 г. студенту медицинского факультета Ф.И. Барсук- Моисееву впервые была присвоена учёная степень доктора медицины. В 1805 году при медицинском факультете были открыты первые три клиники: хирургическая, терапевтическая и акушерская.


Семен Герасимович Зыбелин () Был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета В 1758 г. он закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете при Академии наук, которым руководил М.В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины. Вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято.


Основание Санкт-Петербургской Академии наук Академия наук в Петербурге была учреждена указом Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее первым президентом () был лейб- медик Петра I Лаврентий Блюментрост.


При Академии были созданы гимназия, академический университет (развивавший три направления: математическое, физическое, гуманитарное), библиотека, Кунсткамера (1728), астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад. Вначале в составе академии преобладали приглашенные иностранные ученые, среди которых были выдающиеся деятели своего времени: Д. Бернулли, Л. Эйлер и другие. Каждый академик обязан был написать учебное пособие по соответствующей науке и подготовить одного - двух человек для своей замены из числа русских учеников.


Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов () - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель


М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно- греко-латинской академии окончил 8 классов. В числе лучших трех учеников Ломоносов был направлен для продолжения учебы в Германию, где изучил математику, физику, химию, механику, горнорудное дело и получил звание кандидата медицины. Вернувшись на Родину, он с 1742 года и до конца жизни работал в Академии наук в Санкт-Петербурге. В ряде произведений Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в погрешностях пищи, изменениях климата.


Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа, которая в то время только начала зарождаться. М.В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа. В письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» М.В. Ломоносов выразил глубокую озабоченность и беспокойство по поводу высокой заболеваемости и смертности населения Российской империи. Он, обращал внимание правителей государства на недостаточное количество докторов и аптек, на отсутствие доступных для народа медицинских книг. Его ученики и последователи продолжали добиваться осуществления идей М.В. Ломоносова.


Н.М. Максимович-Амбодик (гг.) Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. получил степень доктора медицины. Впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое стало настольной книгой акушеров России. Это обширное руководство до середины XIX века считалось лучшим пособием и для врачей и акушерок. Н.М. Максимович-Амбодик широко применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.


Н.М. Максимович-Амбодик (гг.) В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим пятую часть своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми и их воспитанию Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить их на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию. При переводе книги о венерических («любострастных») болезнях к 140 страницам авторского текста добавил 60 страниц своих примечаний.




Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России 18 века Организация борьбы с часто возникающими эпидемиями чумы, сибирской язвы, натуральной оспы в 18 веке проводилась как по линии личной инициативы передовых русских ученых-медиков, так и по линии государства. В целях предупреждения и ликвидации эпидемий проводились общегосударственные мероприятия: Организовывались карантины и карантинные заставы в местах появления эпидемий; Сенатом был утвержден специальный «карантинный устав»; Были открыты «оспенные дома» в Москве и Петербурге и учреждены должности «оспенного доктора»; Открыты «маленькие лазареты» на судах; Проводилась дезинфекция вещей.


Мероприятия по борьбе с чумой Разрабатывались известным русским ученым- эпидемиологом Д.С. Самойловичем. Для этой, цели проводились карантины, изоляция больных, окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, рекомендовалось в периоды эпидемий чумы «обмывание тела холодной водой или уксусом, пить по ложке в день жидкого дегтя как здоровым, так и нездоровым людям». Во время эпидемии чумы на Украине «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».


Икона в окладе "Богоматерь Боголюбская", сделанная в память избавления Москвы от эпидемии чумы. Россия (Москва), 1772 г. Самые страшные эпидемии чумы в России – эпидемии в Пскове и Новгороде в 17 веке, Московская чума гг (моровая язва), приведшая к «чумному бунту» (1771 г.)


Победитель Московской чумы граф Григорий Григорьевич Орлов (гг.) Обеспечил Москву продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических мероприятий. Применил тактику материального поощрения – помещенным в карантин платили 5 рублей холостым и 10 рублей женатым, сообщившим о сокрытии чумного больного – 10 рублей, о хищениях или продажи вещей больного чумой – 20 рублей. Врачи получали дополнительное жалование – 36 руб в месяц.


Д.С. Самойлович (гг) Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы. Он писал, что чума «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом или водою с солью или чистой водой». Отверг существовавшее в то время представление, что чума заносится на землю с других планет. Подчеркивал, что чума не возникает сама по себе, а появляется после заноса больными или завоза заражённых вещей из других стран, поэтому он уделял большое внимание совершенствованию пограничной карантинной службы. Пытался разработать профилактические прививки против чумы.


Д.С. Самойлович (гг) Для научных работ и диссертаций Д. С. Самойлович предлагал темы, тесно связанные с нуждами народа. Он учил, что медицина служит «для выгоды и блага народных». Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии.


Мероприятия по борьбе с сибирской язвой Сибирская язва в средние века была известна под названием «персидский огонь». Средств борьбы с этой болезнью не было найдено вплоть до начала 19 столетия. В 1763 году Н. Ножевщиков и А. Эшке - врачи Колывано- Вознесенских заводов (Сибирь) дали краткое описание клинической картины при заболевании человека сибирской язвой.


С.С. Андреевский Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и животных Предложил различные средства лечения этого заболевания. Так, он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, прикладывать три раза в сутки на опухоль до тех пор, пока она не размягчится, затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Кроме этого, он рекомендовал слабительные средства. В качестве предохранительных мер С.С. Андриевский предлагал воздерживаться от продажи скотины и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных зарывать глубоко в землю. В 1788 году он произвел опыт самозаражения, наблюдал и записывал все проявления болезни, пока не потерял сознание. Свои исследования он завершил написанием работы «Сибирская язва».


Борьба с натуральной оспой Передовые ученые России приступили к внедрению метода вариоляции лишь в середине 18 века. Инициатором борьбы против оспы был С.Г. Зыбелин. Россия после Англии стала первой страной, где метод вакцинации Дженнера получил широкое распространение


Борьба с натуральной оспой Оспу начали прививать в России с осени 1768 г. Из Англии был выписан доктор Димсдаль и первой его пациенткой стала Екатерина II, вторым Г.Г. Орлов; через неделю после них прививке подвергся наследник Павел Петрович. Прививочный материал был взят у больного А.Д. Маркова. В награду за это больной получил дворянское звание.


Борьба с натуральной оспой Первая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов. Первыми организаторами оспопрививания в Сибири были врачи Семен Шангин и Тимофей Андреев


Мероприятия по предупреждению цинги Заболевания цингой в России известны со времен образования Московского государства (16-17 век). В период освоения природных богатств Сибири академик П.С. Палас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам рождается от недостатка «свежей пищи».


Мероприятия по предупреждению цинги А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной, болезни» (1786 г.) описал способы лечения и предупреждения цинги. Он пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.


Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма К началу 19 века Россия по территории и численности населения являлась самым крупным государством в Европе. Что касается общественно- политического развития, то в этом отношении она отставала от передовых стран Запада, несмотря на то что в ней начался процесс разложения феодально-крепостнического строя.


Основные особенности медицины в России к началу 19 века 1. Анатомо-физиологическое направление становится ведущим; 2. Зарождается клиническая медицина и появляются первые научные медицинские школы; 3. Продолжается борьба с антинаучными, метафизическими и умозрительными теориями в медицине; 4. Учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых; 5. Дальнейшая дифференциация медицинских знаний; 6. Расширяется база подготовки врачебных кадров; 7. Главными научными медицинскими центрами становится медицинский факультет Московского университета и Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге.



Именно старинная медицина 18 века заложила основной фундамент для современной медицины. Многие медики и ученые нашего времени опираются на печатные рукописи, оставленные врачами 18 века. Чем же хороша и как развивалась медицина 18 века? На данные вопросы Вы сможете найти ответы, прочитав нашу статью.

Медицина 18 века, в первую очередь, развивалась благодаря населению нашей страны. А конкретно, тот социальный слой, из которого вышло огромное количество медиков эпохи 18 века, и привел медицину к такому уровню, который мы сейчас можем наблюдать.

Как низшее духовенство, так и знатные люди хорошо знали обычаи, традиции и запросы общества тех времен. Они вникали в причины болезней и все приходили к одному и тому же выводу, все болезни зависят от образа жизни людей и их окружающей среды, и лишь сам человек, а точнее его поведение может причинить ему вред или, наоборот, исцелить. Такие наблюдения и открытия послужили созданию нового витка во врачебном деле.
В 18 веке была создана медицинская помощь простому населению.

Прогрессивную общественность России в данную эпоху довольно сильно волновали вопросы, связанные с организацией медицинской помощи простого населения.
Прочитав печатные рукописи передовых врачей (Гамалей, Карпинский, Самойлович, Протасов и др.) можно понять, что они отдавали большое значение проблеме организации больничной помощи. Они проводили эпидемиологические, а так же санитарно-гигиенические мероприятия с участием граждан страны.

В России была огромная заболеваемость, но куда больше была смертность граждан, особенно детская. Врачи были обеспокоены анной проблемой, в связи с этим шли непрерывные изучения и выявления причин, а также методов лечения.

В 18 веке была организована медицинская коллегия, участники которой обратили внимание на обучение студентов-медиков. Конечно же, они следили и за тем, чтобы вовремя проводились установленные лучшими докторами и учеными, медицинские мероприятия.

Система обучения врачей-студентов 18 века

Система обучения врачей начала свое развитие как раз в 18 веке и постепенно улучшалась.

  • В 1707 году Н. Бидлоо заложил фундамент в данную систему.
    Уже в 1755 году был открыт Университет в Москве, который предусматривал наличие медицинской кафедры.
  • В 1758 году в данном университете Керштенс зачитал свои лекции по физике, которым подготавливали будущих медиков. Вслед за ним начали приезжать ученные со всей страны и не только, для того, чтобы прочитать лекции по физике, химии и минералогии.
  • В 1764 году был приглашен первый профессор на анатомическую кафедру. В том же году медицинский факультет начал функционировать.
  • В 1765 году профессора и медики объединились и выделили задачи, функции и цели медицинской кафедры, для последующего обучения студентов.

Заключение

Таким образом, в нашей статье кратко изложено становление медицины и появление медицинского факультета в России, в период 1700-1800гг.

Множество медиков, которые приобрели свою профессию в Московском университете (например, С.Г. Зыбелин, К.И. Щепин, С.П. Крашенников и другие), получили признание людей со всего мира. На их учения, записи и мысли полагаются множество докторов современного мира.

Во второй половине XVIII в. в России развивалась медицинская наука . Основными предпосылками для этого являлись, с одной стороны, общий подъем культуры и науки, в частности естествознания, а с другой - острая необходимость улучшить медицинскую помощь в стране.

Борьба с убылью населения в результате частых эпидемий, и высокой детской смертности была связана с потребностью помещичье-дворянской империи в сохранении и увеличении числа рабочих рук для сельского хозяйства и нарождающейся промышленности и солдат для армии.

Необходимость улучшить постановку медицинского дела заставляла правящие круги заботиться о росте количества врачей в стране. Эта забота паходила отклик в представителях передовой разночинной интеллигенции, из среды которой черпались медицинские кадры.

Если в первой четверти XVIII в. на всю страну существовала только одна медицинская школа при Московском госпитале, то в дальнейшем такие госпитальные школы создаются в Петербурге (при сухопутном и адмиралтейском госпиталях), в Кронштадте, Елисаветграде, при Колывано-Воскресенских заводах и т. п.

В 1786 г. эти школы были отделены организационно от госпиталей и превращены в медико-хирургические училища.

В Петербурге создаются специальные медицинские учебные заведения - Медико-хирургический институт, Повивальный институт, Медико- хирургическая (впоследствии Военно-медицинская) академия, в Москве - медицинский факультет университета.

Все это принесло свои плоды. В 1681 г. в списке «чинов Аптекарского приказа» числилось всего 35 докторов и лекарей Через 100 лет - в 1780 г.- в ведении Медицинской коллегии находилось уже «докторов 46, лекарей 488, подлекарей 364» . Однако количество врачей возрастало далеко не пропорционально потребностям. Крестьянское население было лишено врачебной помощи.

Представители крестьян в комиссии по составлению проекта нового Уложения 1767 г. говорили: «Хотя во многих городах и есть лекари, но не было еще примера, чтобы один из них когда-нибудь зашел к страждущему крестьянину и подал ему какую ни есть помощь» .

Наряду с ростом числа лечебных учреждений и пунктов медицинского образования возникают и очаги медицинской науки.

Философские, научные и общественные взгляды М. В. Ломоносова получили свое отражение и развитие также и в русской медицине XVIII в. В некоторых произведениях русских врачей встречаются отзвуки его идей о корпускулярном строении тел (С. Г. Зыбелин), о сохранении вещества (Н. М. Максимович-Амбодик), о борьбе с детской смертностью (С. Г. Зыбелин), о необходимости распространения медицинских знаний (А. Г. Ба- херахт).

Взгляды большинства русских врачей покоились в основном па прочном фундаменте опыта. Прекрасное выражение нашло это направление в словах профессора медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелина (1735-1802): «Не должно рассуждать о вещах так, как их тот или другой описал сочинитель, но как природа оные произвела и глазам нашим представляет.

Желательно, чтобы все были больше с натурой согласны и оной бы везде последовали, а не суемудренным своим умствованием предупреждали и как бы вооруженною рукой ей законы свои предписывали; но сами повиновались и разум пленяли в ее послушание, ибо противные ей ума изобретения скоро истлевают» .

Во второй половине XVIII в. появилось много оригинальных сочинений русских ученых-врачей и переводов иностранных книг. В 1792 г. вышел первый в России медицинский журнал - «Санкт-петербургские врачебные ведомости».

Наибольшие достижения русской медицины XVIII в. относятся к тем ее отраслям, развитие которых настоятельно требовалось запросами жизни.

Бичом России XVIII в., как и других стран Европы, были инфекционные болезни, особенно оспа и чума . В середине этого столетия начали практиковать оспопрививание в первоначальной его форме так называемой вариоляции, т. е. заражения гноем из оспенных пустул. Такая прививка хотя и не избавляла от заболевания, но значительно уменьшала смертность от оспы.

Русские врачи встретили оспопрививание весьма сочувственно. Были организованы специальные «оспенные дома», где производились прививки. Оспопрививание позднее распространилось по России, вплоть до ее далеких сибирских окраин. Было издано много книг и статей, посвященных оспе и противооспенным прививкам.

В 1770-1772 гг. в России распространилась эпидемия чумы . Это общественное бедствие, опустошившее ряд городов, заставило серьезно заняться изучением природы болезни и мер борьбы с нею. В это время выдвинулось много самоотверженных врачей-ученых, таких, как А. Ф. Шафонский К. О. Ягельский, Д. С. Самойлович, энергично боровшихся с чумой и обогативших науку капитальными трудами, касающимися этой и других инфекционных болезней.

В противовес распространенному учению о передаче болезней по воздуху (парами - «миазмами»), многие русские врачи отстаивали точку зрения передачи болезней контагионами, т. е. путем соприкосновения. Эта точка зрения была прогрессивной для того времени, так как уничтожала представление о неизбежности заражения и позволяла наметить конкретные способы борьбы с эпидемиями. Наиболее выдающимся представителем этого учения был Д. С. Самойлович (1744-1805) . В своих сочинениях он убедительно опровергал ошибочные, архаические теории передачи чумы, доказывая, что она передается соприкосновением, и создал стройную систему мероприятий по борьбе с эпидемией.

В известной степени она сохранила свое значение до настоящего времени. Самойлович предвосхитил принцип, лежавший в основе современных профилактических прививок. Сочинения Самойловича принесли ему общеевропейскую известность и были переведены на некоторые иностранные языки. Самойлович был избран членом двенадцати европейских академий. Вместе с тем Петербургская Академия наук отказала Самойловичу в звании академика.

Наряду с эпидемиями большой урон населению приносила высокая детская смертность. Поэтому русская медицинская наука XVIII в. очень много внимания уделила родовспоможению и уходу за младенцами. Большая заслуга в разработке этих вопросов пришлась на долю Н. М. Макси- мовича-Амбодика и С. Г. Зыбелина. Первому принадлежит большой четырехтомный труд «Искусство повивания» (1784-1786), с передовых для того времени позиций излагавший основы акушерства и ухода за детьми. Второй в ряде публичных выступлений (впоследствии изданных) разработал принципы питания младенцев, намечал систему разумного физического воспитания детей.

Большое развитие в русской медицине XVIII в. получило изучение лекарственных растений. Характерным для русских врачей было внимательное изучение лекарственных растений, «простым народом в болезнях употребляемых» , признание того, что «врачебная наука ввела в употребление множество таких вещей, которых пользу узнали прежде всего простые люди»

Ведущим направлением русской медицины 18 века было клиническое, основанное на опыте и наблюдении. Русские врачи считали, что решающую роль в здоровье и болезни играют внешние воздействия. условия среды2. Правильным пониманием влияния внешней среды объяснялось внимание передовых русских врачей XVIII в. к вопросам гигиены, получившим освещение в трудах С. Г. Зыбе- лина, Н. М. Максимовича- Амбодика, И. И. Лепехина, А. Г. Бахерахта и др. Основным принципом гигиены русские врачи признавали «следование природе», «согласие с природой». «Чем больше человек повинуется природе и ее законам, тем долее живет»,- провозглашалось в большинстве гигиенических сочинений.

Вера в благотворную, целительную роль природы сказалась и в принципах лечения. «Врачи - лишь помощники природы». У ряда передовых русских врачей за этим утверждением скрывалось правильное представление о наличии в организме защитных механизмов, позволяющих ему самому справиться с болезнью. Задача врача - не противодействовать им, а своим лечебным вмешательством помочь им и их усилить 4. Клинический опытный подход привел передовых русских врачей к пониманию необходимости индивидуализированного лечения.

Материалистические тенденции были ведущими в русской медицинской науке второй половины XVIII в. В русской медицинской литературе того времени часто указывалось, что человеческий организм повинуется не влечениям души, а «уставам естества», т. е. законам физики Русские врачи настойчиво искали материальный субстрат болезней и даже источник некоторых психических расстройств были склонны видеть в «механической причине» . Они правильно учитывали как влияние психики на жизненные функции, так и влияние телесных проявлений на психические.

Развитие медицины в России во второй половине XVIII в. проходило в острой борьбе. Русской медицинской науке приходилось преодолевать суеверия, предрассудки, а также сопротивление со стороны большинства иностранных врачей, которые препятствовали развитию медицины в России и появлению русских ученых-врачей. Иноземные врачи находили поддержку со стороны правящей аристократической верхушки, не верившей в знания русских ученых, в силу чего некоторые выдающиеся русские врачи-ученые не получили должного признания на родине. Передовые русские врачи горячо отстаивали научные достижения русской медицины и ее право на самостоятельное развитие.

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»