Миланский собор. История и призраки

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

На главной площади Милана возвышается главная достопримечательность города – Дуомо (Дуомо ди Милано) или Кафедральный Собор. Этот Собор знаменит во всем мире и является четвертым по размеру в Европе. Миланский Дуомо действительно грандиозен: отделан белым мрамором, украшен сотней башенок, статуями и резными карнизами.
Миланский кафедральный собор одновременно огромный, величественный и кружевной, парящий. Рекомендую обязательно подняться на крышу Дуомо, потому что с нее открывается великолепный вид на Милан, а также с нее можно рассмотреть элементы архитектуры Собора.

Как добраться до миланского Собора (Миланского Дуомо)

Миланский Собор находится в исторической части Милана, в двух шагах от станции метро Duomo. До этой станции метро можно доехать по желтой ветке М3 (удобно по прямой добраться от Центрального железнодорожного вокзала Милана – Milano Centrale) или по красной ветке М1 (удобно по прямой доехать от другой станции жд Cadorna station). От Garibaldi station нужно ехать по зеленой ветке М2 и сделать пересадку на станции Cadorna на красную ветку М1, доехать до станции Duomo.

Часы работы миланского Собора и стоимость входа, подъема на крышу

Собор открыт ежедневно с 7:00 до 19:00

Вход в Собор свободный, фотосъемка 2 евро.

Подъем на крышу возможен с 9:00 до 19:00

На крышу Собора можно подняться на лифте (12 евро) или пешком по лестнице (67 евро).

Вот здесь более подробная информация ( на официальном сайте ).

Карта миланского Собора

Скачать карту


История и архитектура миланского Собора

Как и большинство значимых Соборов Европы, миланский Дуомо был построен не «в чистом поле», а на месте разрушенной базилики (а до нее здесь были кельтское, римские святилища). Строительство нового Собора начали в 1386 году после сильного пожара в базилике, и закончили только в 1880. Несколько веков стройки не могли не отразиться на архитектурном облике Собора: от готики до элементов, присущих возрождению, классицизму, модерну. Но все же, стиль Дуомо принято называть пламенеющей готикой.


Готическая архитектура возникла во Франции благодаря развитию экономики, в результате чего общественно-политические веяния вышли на первый план.

Первый пример элементов готики можно увидеть в церкви, начиная с периода романского зрелости, это реконструкция (ок. 1140) из церкви аббатства Сен-Дени, по заказу Suger Эббот. Вскоре, готический стиль Иль-де-Франс распространилась по всей Франции, Германии и Чехии, а затем в Англии и Испании. В Италии, готика появилась в центральных районах почти век спустя, в основном, в Тоскане и Умбрии, но в более сбалансированном виде и с упором на декоративное отображение предметов, которые выглядели менее драматично.

Строительство Дуомо в Милане было всамом разгаре, когда появилась мода на готику, его строили в соответствии с стилистическими особенностями ломбардийской готики.

Во второй половине 1387 г., князь Джан Галеаццо Висконти решил лично курировать проект, потому что Дуомо должен был стать символом его правления, подать пример остальным церквям Европы.

В течение примерно двадцати лет, сотни и сотни иностранцев присоединились к местным работникам, внося предложения, исходя из своего опыта. Вот как и возник уникальный готический стиль собора.

Дуомо стал местом, где различные европейские культуры смешаны вместе.

В те годы происходила массовая иммиграция тысяч рабочих с севера на юг, чтобы привнести свой вклад в строительство миланский Собор, который по этой причине можно считать самым европейским из всех готических соборов.

Существует легенда о том, что миланский Собор был построен в честь Мадонны, которая помогла избавить женщин Милана от бесплодия. А если сказать точнее, то от повального рождения девочек.

Подъем на крышу миланского Собора


Несмотря на то, что у нас было в Милане всего несколько часов для прогулки, я твердо решила подняться на крышу Собора.


На крышу можно поднять пешком, а можно схалявить и прокатиться на лифте. Для того, чтобы найти вход в лифт, надо начать обходить Собор от центрального фасада по левой или правой сторонам (если стоять к нему лицом). Буквально за углом увидите вход с кассой. Если хотите подняться пешком, то надо идти по правой стороне от главного фасада (скачать карту)

Крыша миланского Дуомо – это огромное, несколько ярусное пространство, поэтому выделяйте на нее не менее 40 минут.

Очень здорово ходить вдоль кружевных башенок Собора, вблизи рассматривать скульптуры.



Химеры на Соборе просто прекрасны

Адрес: Италия, Милан
Начало строительства: 1386 год
Начало строительства: 1965 год
Координаты: 45°27"51.4"N 9°11"29.9"E

Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии

Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!

Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта

Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.

Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .

Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.

Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.

Фасад собора

История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий

Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.

Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.

Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.

Вид собора с площади Милана

Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.

В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).

Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.

Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.

Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.

Фрагмент фасада собора

Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.

Восьмое чудо света и его достопримечательности

Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.

На крыши собора

Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.

Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.

В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.

Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.

Миланский собор в 21 веке

Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.


Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.


В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.





Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.


Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.


По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.


Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.


















Главный портал "Житие Девы Марии".




Главный портал "Житие Девы Марии".







Главный портал "Житие Девы Марии".


За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано


На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.



Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.


Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).






Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.




Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино


В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.



San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.


Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.


Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .


"Ветхий Завет"



"Новый Завет"


Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.




В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.




Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)

Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) May 20th, 2013

Началось все вот с этой фотографии. Специалисты по Европе может быть в курсе, а я пытался представить, что это за сооружение такое. Обычно так рисуют фантастическую архитектуру другой цивилизации. Однако, все оказалось намного ближе:-)

Древнее капище кельтов было разрушено на этом месте. Та же участь постигла и храм Минервы, стоявший здесь во времена Римской империи. Какое-то время здесь стояли две церкви (Санта-Мария Маджоре и Санта-Текла), которые сменила грандиозная постройка в готическом стиле.

Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте» . Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.

Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.

На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).

Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.


В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.

В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.

За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.

Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.

Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.

В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.

Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.

Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».

Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.

Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.

Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.

На шпилях также много фигур. Именно такие детали отлично передают особенность Собора, даже лучше, чем общие стандартные виды.

Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.

Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.

Великолепный фасад Собора скрывает за собой не меньшее великолепие. Центральный вход в Собор чаще всего закрыт, так что входить нужно через правый боковой портал. Там находится гробница архиепископа Милана 1018-1045 годов Ариберто да Интимиано.

Вдоль всей передней стены тянется латунная полоска. В полдень открывается её секрет – это меридиан, на который в это время через проделанное в крыше отверстие падает солнечный луч.

Тут же находится спуск в останки ранней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте до строительства Кафедрального Собора. На этом месте в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца церкви святого Августина.

Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.

Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте.

Поражают высокие потолки и своды, колонны и знаменитый огромный орган Дуомо, который включает в себя 180 регистров и 13200 труб.

Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых — он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно — в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.

Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.

В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.

Дважды в году Святой гвоздь доступен для обозрения прихожан. При помощи специального устройства, которое изобрел ещё Леонардо да Винчи, поднимается миланский епископ к нише за гвоздем. В остальное время гвоздь символизирует красный луч на стене.

Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах.

Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.

На одной из стен Собора висит огромная каменная таблица, с выгравированным перечнем имен и фамилий всех архиепископов Милана начиная с 51 года настоящее время. Остались свободные места на ней и для имен будущих архиепископов.

Важно отметить, что женщины не могут посетить главную достопримечательность Милана с непокрытыми плечами и футболке с глубоким вырезом.

В первые дни лета время для посещения изменено

  • 1 июня 07:00-12:00;
  • 2 июня 14:00-19:00;
  • 3 июня 09:00-19:00.

Режим работы смотровой площадки

пн-вс 09:00-21:30;

Стоимость посещения на лифте

взрослый – 12 €, льготный – 6 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
Стоимость посещения пешком

взрослый – 7 €, льготный – 3,50 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).

Дуомо – кафедральный собор Милана, носящий имя Санта Мария Нашенте. Этот готический храм строился на протяжении почти шести столетий, и сегодня является пятым по величине кафедральным собором в мире и самым большим в Италии. Дуомо расположен на том месте, где некогда находился центр древнеримского Медиоланума, - подтверждением этому служит тот факт, что современные улицы города либо расходятся от собора, либо окружают его. Под зданием Дуомо можно увидеть раннехристианский баптистерий, построенный еще в 335-м году, - это один из старейших христианских баптистериев Европы.

История строительства Дуомо

В 1386-м году архиепископ Антонио да Салюццо начал строительство кафедрального собора, которое совпало с приходом к власти в Милане Джана Галеаццо Висконти. Первым архитектором проекта был назначен Симоне да Орсениго, который планировал возвести собор в стиле ломбардской готики. Однако Висконти хотел следовать модным трендам европейской архитектуры, и поэтому пригласил французского инженера Николя де Бонавентюра, который добавил стиль «лучистой готики» - французский стиль, не характерный для Италии. Он также решил, что кирпичное строение должно быть отделано мрамором. В 1402-м году Джан Галеаццо умер – к этому времени собор был завершен лишь наполовину, и строительство было «заморожено» почти до конца столетия.

В начале 16-го века, во время правления Людовико Сфорца, был достроен купол храма, а его интерьеры были украшены 15 статуями, изображающими святых, проповедников, прорицателей и других персонажей Библии. Внешняя отделка собора долгое время оставалась без каких-либо декораций, за исключением Гульетто дель Амадео («Маленького шпиля Амадео») – ренессансного элемента, хорошо гармонировавшего с готическим обликом церкви. Несмотря на то, что собор был не достроен, он активно использовался по назначению во время испанского правления в Милане. В 1552-м году Джакомо Антеньяти было поручено соорудить большой орган для церковных хоров, а Джузеппе Меда работал над украшением алтарной части собора. Чуть позже здесь появился знаменитый канделябр Тривульцио 12-го века.

После того, как архиепископом Милана стал Карло Борромео, из Дуомо были убраны все нецерковные элементы, в том числе могилы Джованни, Барнабо и Филиппо Марии Висконти, Франческо I и его супруги, Людовико Сфорца и других бывших правителей города. Главным архитектором был назначен Пеллегрино Пеллегрини – вместе с архиепископом они хотели придать собору ренессансный облик, который должен был усилить его итальянское происхождение, и «подавить» готическую архитектуру, воспринимавшуюся тогда чужеродной. Поскольку фасад собора был все еще не завершен, Пеллегрини спроектировал его в романском стиле с колоннами, обелисками и большим тимпаном. Однако этому проекту так и не суждено было осуществиться.

В конце 16-го века в Дуомо был перестроен пресвитерий и добавлены новые алтари и баптистерий, а в 1614-м году Франческо Брамбилла изготовил для престола деревянные хоры.

В начале 17-го века было заложено основание нового фасада Дуомо, работы продолжались вплоть до 1638-го года: были возведены пять порталов и два центральных окна, а еще десять лет спустя было принято революционное решение – вернуть собору его первоначальный готический облик. В 1762-м году кафедральный собор Милана приобрел одну из своих выдающихся деталей – шпиль Мадоннина, который вознеся на головокружительную высоту в 108,5 метров. Интересно, что сегодня жители города по этому шпилю определяют погоду – если его хорошо видно с расстояния, значит, погода хорошая (учитывая сырой климат Милана, шпиль обычно скрыт в тумане).

Только в начале 19-го века фасад Дуомо был окончательно завершен – произошло это благодаря Наполеону, который должен был быть коронован в соборе как король Италии. Архитектор Карло Пелликани-младший добавил к фасаду несколько неоготических деталей и статую Наполеона на вершину одного из шпилей. В дальнейшем были достроены недостающие арки и шпили, установлены статуи на южной стене, а в середине 19-го века старые окна были заменены новыми. Последние штрихи к облику Дуомо были добавлены уже в 20-м столетии: 6 января 1965-го года были открыты последние ворота – эта дата считается официальной датой завершения строительства собора.

На заметку

  • Месторасположение: Piazza del Duomo, Milano
  • Ближайшая станция метро: "Duomo".
  • Официальный сайт: http://www.duomomilano.it/en/
  • Часы работы: крыша - ежедневно 7.00-19.00; склеп - ежедневно 9.00-12.30 и 14.30-18.00; баптистерий - ежедневно 10.00-12.30 и 15.00-17.00 (понедельник - выходной); музей - ежедневно 9.30-12.30 и 15.00-18.00 (понедельник - выходной); собор открыт ежедневно 9.00-12.00 и 14.30-18.00.
  • Билеты: подъем на крышу - 5 евро, посещение склепа - 1,55 евро, баптистерия - 1,55 евро, музея - 3 евро, в собор вход свободный.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»