Подвиг "стерегущего" в русско-японской войне и дореволюционная пропаганда. Бой миноносца "стерегущий" с японской эскадрой

Подписаться
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

Миноносец "Стерегущий" - отечественный военный корабль типа "Сокол", который был заложен в Санкт-Петербурге в 1900 году. Первоначально назывался "Кулик". Летом 1902 года был спущен на воду в Порт-Артуре, получив известное наименование. На восток его доставили по железной дороге несколькими частями. Официально вступил в строй в августе 1903 года. Уже в феврале был уничтожен в неравном бою с превосходящими силами неприятеля во время Русско-японской войны. В той памятной битве "Стерегущий" вместе с миноносцем "Решительный" сражались против четырех японских военных кораблей. Они значительно превосходили русские суда по количеству экипажа, вооружению и водоизмещению.

В Порт-Артуре

В своей небольшой истории гибель миноносца "Стерегущий" осталась самым ярким событием. Ситуация развивалась стремительно. 26 февраля два корабля возвращались в Порт-Артур из ночной разведки. Фактически случайно они встретили четыре японских миноносца. Это были "Садзанами", "Акэбоно", "Усугумо" и "Синономэ". Со временем мощь противника усилилась, так как к ним присоединились крейсеры "Титосэ" и "Токива".

Командиры миноносцев "Стерегущий" и "Решительный" стремятся избежать сражения, но прорваться к Порт-Артуру удается только одному из них. "Стерегущий" оказывается окружен превосходящими силами противника, он вынужден принять неравный бой.

Неравный бой

Пока машина еще работала, миноносец "Стерегущий" рассчитывал в случае удачи прорваться в Порт-Артур. Но в 6 часов 40 минут японский снаряд разорвался в угольной яме, в результате чего были повреждены сразу два смежных котла.

Начал стремительно терять ход. На верхнюю палубу с докладом о произошедшем отправился кочегар Иван Хиринский. За ним поднялся еще и машинист Василий Новиков. В это время внизу оставались кочегар Алексей Осинин, кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов. Вдвоем они пытались устранить возникшее повреждение, но в это время разорвался еще один снаряд в районе кочегарки № 2. Взрывной волной ранило Осинина. Через пробоину сразу же хлынула вода, которая практически мгновенно залила все топки. Кочегары задраили за собой горловины, выбравшись на верхнюю палубу.

Там они стали свидетелями последних минут этого сражения.

Конец истории

Орудия замолкало одно за другим. К этому моменту уже были убиты командир Сергеев и мичман Кудревич, которые так и не покинули своих постов. Погиб лейтенант Головизнин, который распоряжался спуском на воду вельбота. Мощным взрывом снаряда за борт выбросило инженера-механика Анастасова.

Окончательно орудия "Стерегущего" смолкли в 7:10. На воде оставался только практически полностью разрушенный остов миноносца, на котором уже не было мачт и труб. Палуба и борт были сильно изуродованы, повсюду лежали трупы героических защитников судна.

После этого японские корабли прекратили огонь, собравшись возле флагманского миноносца "Усугумо". Доклады, сделанные начальником отряда, дополнили картину произошедшего. "Синономе" и "Усугумо" получили незначительные повреждения. А вот два других японских судна едва оставались на плаву. В "Акебоно" попали 13 снарядов, а в "Саназами" - 8. На обоих кораблях было достаточно убитых и раненых.

В 8:10 японцы начали буксировку "Сазанами". К этому моменту подоспели два крейсера - "Новик" и "Баян", ими командовал адмирал Макаров. Японские корабли не стали принимать бой, было принято решение отступить. На борт они подняли четверых членов экипажа погибшего судна, которые остались в живых.

В 9:07 "Стерегущий" затонул. Как отмечено в документах того времени, направленных в Токио Морским генеральным штабом, это произошло в семи милях к востоку от маяка Ляотешань. Вот какова история гибели миноносца "Стерегущий".

Из экипажа "Стерегущего" выжили четыре человека. Это были кочегар Хиринский, минно-машинный квартирмейстер и исполняющий обязанности боцмана Юрьев, трюмный машинист Новиков и кочегар первой статьи Осинин. Когда они вернулись на родину, то были награждены знаками отличия военного ордена четвертой степени, которые в обиходе называли Георгиевскими крестами.

Технические характеристики

Миноносец был построен на Невском заводе. При этом он относился к классу эскадренных. Был спущен на воду в 1902 году на Невском заводе, а уже в 1904 году выведен из состава отечественного флота.

Длина судна составляла около 58 метров, а ширина - приблизительно 5 с половиной. Среди основных характеристик миноносца "Стерегущий" нужно отметить водоизмещение, которое составляло 259 тонн.

Осадка корабля - 3 с половиной метра, скорость - до 26 с половиной узлов, мощность - 3800 лошадиных сил.

Вооружение

На миноносце были минно-торпедное вооружение и артиллерия. В частности, это были два торпедных аппарата.

Всего на "Стерегущем" было установлено четыре артиллерийских орудия. Только одно из них было 75-миллиметровым, а еще три - 47-миллиметровыми. Таким было вооружение миноносца "Стерегущий".

Экипаж корабля состоял из 48 матросов и 4 офицеров.

Лейтенант Сергеев

До 1904 года капитаном корабля был лейтенант по фамилии Кузьмин-Караваев, про которого не сохранилось практически никакой информации. А вот уже во время Русско-японской войны бразды правления в свои руки взял Александр Семенович Сергеев, также имевший звание лейтенанта.

На момент гибели Сергееву было сорок лет. Известно, что в 1863 году он появился на свет в городе Курск, хотя изначально многими считалось, что будущий офицер родился в селе Стаканово. Его родители были дворянами.

Сергеев рос в семье, состоящей из четырех сыновей чиновника, входившего в местное губернское правление, Семена Александровича. Мать - Ольга Ивановна Баранцева. Александр был самым младшим ребенком.

Его крестили в Михайловской церкви Курска. Повзрослев, он начал обучаться в местном реальном училище, а после поступил в Петербургский морской кадетский корпус. Он его окончил в 1884 году в звании мичмана.

В 1890 году он продолжил свою карьеру в Кронштадте, оказавшись в минно-офицерских классах. Там его отправили служить на который в то время считался флагманом русской Средиземноморской эскадры. Там Сергеев и дослужился до звания лейтенанта. Всего он провел на этом судне около трех с половиной лет.

В 1893 году офицера наградили французским орденом Почетного Легиона Кавалерийского креста во время дружественного визита на "Императоре Николае I" во главе Средиземноморской эскадры во Францию.

После этого Сергеев преимущественно служил на Балтийском море. В частности, командовал малыми минными кораблями, являвшимися миноносками номерных миноносцев. Они входили в состав Петербургского отряда.

В Порт-Артур он был переведен непосредственно перед началом Русско-японской войны в первых числах 1904 года. На Тихом океане ему поручили командование эскадренным миноносцем "Стерегущий" 1904 года.

Смерть на капитанском мостике

Столкнулся с японскими кораблями Сергеев, когда возвращался из разведки, в которую отправился по приказу генерала Макарова. Миноносец был незамедлительно атакован японскими кораблями.

Сергеев выдержал около часа неравного боя, после этого приказал открыть кингстоны, чтобы затопить корабль. Сам он к тому времени уже был серьезно ранен.

Считается, что эта версия в действительности является легендой. По некоторым данным командир миноносца "Стерегущий" лейтенант Сергеев был убит в самом начале сражения. После этого командование на себя принял предыдущий командир Головизнин. При этом кингстоны никто не открывал - так как они отсутствовали на корабле подобного типа, их не предусматривали проектом.

По распространенной версии корабль затонул из-за весьма значительных повреждений, полученных во время боя.

Память о Сергееве

При этом информация о подвиге миноносца "Стерегущий" и его командира Сергеева быстро распространилась. В 1905 году был даже заложен эсминец "Лейтенант Сергеев", который с 1908 года входил в состав военно-морских сил России, базируясь на Дальнем Востоке. Со временем он был переведен во флотилию Северного Ледовитого океана, до 1924 года находился среди кораблей Красного флота.

В 1910 году его отец построил каменную церковь в деревне Стаканово, которая сегодня находится на территории Курской области. Она появилась в память о двух сыновьях Семена Александровича, которые погибли на Русской-японской войне.

Подробные обстоятельства произошедшего на миноносце можно узнать из исторического романа "Порт-Артур", который впервые увидел свет в 1940 году. Некоторые сцены произведения посвящены как раз Сергееву.

Награды

Лейтенант Александр Семенович Сергеев не раз был отмечен высокими наградами.

Помимо ордена Почетного легиона, он в 1895 году получил третьей степени. Это самый младший по старшинству орден в иерархии государственных наград. Интересно, что чаще всего им награждали чиновников, но иногда он доставался также и военным.

В 1896 году Сергеев был удостоен серебряной медали в память о царствовании императора России Александра III. Известно, что последнюю значительную награду ему вручили в 1898 году. Это был орден святой Анны третьей степени. Он был самым младшим в иерархии отечественных орденов до 1831 года, когда появился орден святого Станислава.

Памятник "Стерегущему"

К 1911 году было завершено строительство памятника геройской гибели миноносца. Он стал последним в Санкт-Петербурге, сооруженным до революции, а также единственным на территории всего города, выполненного в стиле модерн.

Скульптором стал Константин Васильевич Изенберг. А важные для монумента расчеты по прочности фундамента выполнял профессор Соколовский. Скульптурная композиция была отлита в мастерской, специализирующейся на художественной бронзе. Работами руководил мастер Гаврилов.

Памятник "Стерегущему" представляет собой часть корпуса корабля и двух матросов, которые стремительно открывают кингстоны. Это иллюстрирует распространенную в то время легенду о том, что корабль затопили сами русские матросы, поняв, что положение безнадежное. Это было сделано, чтобы он только не достался врагу.

Торжественное открытие

На суд публике памятник впервые был представлен в апреле 1911 года. На открытии присутствовал император Николай II. Он появился на Каменноостровском проспекте в Александровском парке.

Через месяц журнал "Искры" напечатал у себя фотографии с торжественной церемонии открытия памятника.

Открытый кингстон сильно вредил самому монументу. В середине 30-х годов через него подавалась вода, которая фактически разрушила памятник. Такая же ситуация сохранилась в период с 1947 по 1971 год.

В результате в 60-е годы непосредственно у пьедестала были установлены бетонные чаши, которые должны были собирать дождевую воду. Но это никак не повлияло на ситуацию. Коренным образом удалось решить вопрос только после того, как в 1970 году Ленгорисполком принял решение о демонтаже всей системы.

Примечательно, что в 1954 году была проведена масштабная реставрация памятника, работами руководил сын скульптора Владимир Изенберг. Например, удалось восстановить мемориальную доску, на которой перечислялись все члены экипажа.

Отражение в культуре

Не может не впечатлить геройская гибель "Стерегущего", который, как все подозревали, потонул не добровольно. Со временем она стала регулярно упоминаться в историях прочих советских и российских кораблей.

В Курске, где родился Сергеев, школа № 18 названа в его честь. Даже гимн этого среднего учебного заведения называется «Песня о "Стерегущем"».

Также композиция "Гибель Стерегущего" есть в репертуаре певицы, исполнительницы жанра кантри-фолк, Жанны Бичевской.

В результате песня Бической стала настолько популярной, что миноносец в своем романе "Крейсер" упоминает Валентин Пикуль. Также упоминание о нем можно встретить и в романе "Господа офицеры!".

Миноносец «Стерегущий» был заложен в 1900 году на Невском заводе. Первоначально он носил название «Кулик». В 1902-м корабль спустили на воду в Порт-Артуре. На Дальний Восток судно доставили по частям по железной дороге. Русско-японская война началась именно в Порт-Артуре, на внешнем рейде которого японский флот внезапно атаковал 1-ю Тихоокеанскую эскадру.

Спустя месяц, утром 26 февраля (10 марта) 1904 года, возвращаясь с разведки у островов Эллиота, «Стерегущий» и «Решительный» встретили четыре японских миноносца, к которым затем присоединились еще два крейсера. Противник имел преимущество в артиллерии и скорости. Спеша к Порт-Артуру, русские корабли пытались отстреливаться, однако силы сторон были неравными.

Командир «Решительного» спас корабль после разрыва барабанных перепонок

Командир «Решительного» был контужен, но даже с разрывом барабанных перепонок смог увести корабль в Порт-Артур. У «Стерегущего», на котором японцы сосредоточили основной огонь, дела обстояли хуже. Один из снарядов разорвался в угольной яме и повредил два котла. После этого миноносец начал терять скорость. Следующим снарядом были выведены из строя остальные котлы, и корабль окончательно остановился. Его орудия замолчали.

Командир «Стерегущего» Александр Сергеев

Японцы прекратили бой и взяли корабль на буксир. Когда к разрушенному остову приблизилась шлюпка противника, вода уже наполнила жилую палубу. Из-за пробоин миноносец начал погружаться на дно. Пока японцы возились с буксировкой (они успели поднять над судном свой флаг) к месту боя подошли крейсера «Новик» и «Боян». Подкрепление открыло огонь по вражеским миноносцам, и те отступили. «Стерегущему», однако, помочь уже было нельзя. Дымящаяся груда металла затонула в 7 милях от Ляотешаня.

В марте 1904 года в английской газете «Times» со ссылкой на японские источники появился рассказ о двух русских моряках, открывших кингстоны, чтобы не допустить сдачи корабля. Впервые эта версия была опубликована в газете «Новое время». В 1911 году в присутствии Николая II в Санкт-Петербурге был открыт памятник, посвященный героической гибели миноносца и изображающий этих матросов.

Русские миноносцы отправляли на разведку без подкрепления

Историческая комиссия при Морском Генеральном Штабе, изучавшая подробности всех боев русско-японской войны, не смогла подтвердить версию про кингстоны. Было отмечено, что показания выживших участников боя слишком разноречивы и сбивчивы, чтобы считать их достоверными. Комиссия заключила: «Пусть легенда живет и живит новых героев на будущие беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом миноносец «Стерегущий» после часового, до последнего снаряда, боя пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».


Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Экипаж корабля состоял из 52 человек (48 погибли, уцелели 4). Погиб и командир Александр Сергеев (в его память был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев»). Точно так же присваивалось российским и советским судам имя самого «Стерегущего».

В бою были тяжело повреждены «Акебано» и «Сазанами». Раненых русских моряков японцы доставили в Сасебо. Пленным зачитали письмо морского министра: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защитили его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю Вас — вы молодцы». После возвращения на родину выжившие были награждены Георгиевскими крестами.

Героизм экипажа мог и бы не потребоваться, если бы два миноносца не были отправлены на разведку без поддержки, в то время как было известно, что рядом с Порт-Артуром курсируют японские корабли. Адмирал Макаров извлек урок из гибели «Стерегущего» и в дальнейшем отправлял миноносцы на разведку только под прикрытием. Он же командовал крейсерами, пришедшими на помощь тонущему кораблю. Капитан 1-го ранга Владимир Семенов отмечал, что «отныне адмирал мог смело говорить: «моя эскадра». Отныне все эти люди принадлежали ему и душой, и телом». 31 марта (13 апреля) Степан Макаров погиб при обороне Порт-Артура на броненосце «Петропавловск».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «koon.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «koon.ru»