– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и
сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе
перечислительной интонации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4 4
Введение в новый раздел.
– Рассмотрите рисунок на с. 158.
– Кого держит Афанасий? (Щенков.)
– Какие все эти щенки? (Одной породы, они похожи друг на друга.)
– Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название
раздела.
– Как это понять «однородные члены»? (Похожие, одинаковые.)
Дети высказывают предположения о содержании раздела. (В
предложениях есть одинаковые члены предложения.)
1 3 3
– Задайте вопросы на основе названия раздела (записываются на левой
части доски).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
– Что такое однородные члены?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
– Как их найти в предложении?
– Составим план урока.
План (примерный).
2 3 4 2
Работа в учебнике.
1. Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.
Упр. 423 – проводится наблюдение над однородными подлежащими.
Выполняется по заданию.
– Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в
учебнике.
Дополнительные вопросы:
– В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?
(Ученики выдвигают гипотезы.)
– Прочитайте в толковом словаре на с. 193, как объясняется значение
слова однородный.
– Какие члены предложения являются в этих предложениях
однородными? (Подлежащие.)
– Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С
интонацией перечисления.)
– Как на письме они разделяются? (Запятой.) А соединяются?
(Интонацией, союзом и.)
Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.
– Какие члены предложения произносятся с перечислительной
© ООО «Баласс», 2014
2
интонацией?
– Как они разделяются на письме? А соединяются?
Сделайте вывод: что такое однородные члены? какие члены предложения
могут быть однородными?
(Несколько членов предложения,
которые произносятся с
перечислительной интонацией. Могут быть однородные подлежащие и
однородные сказуемые.)
2. Чтение определения в рамке на с. 159.
– Сравните наш вывод с выводом в учебнике.
– Что нового узнали? (Как на схемах обозначать однородные сказуемые и
подлежащие.)
– Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.
– Как разделяются однородные члены на письме? (Запятой.)
– Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как же найти однородные члены?
IV. Развитие
умений.
2 3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по
интонации перечисления.
Дополнительные вопросы.
– Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной
песне. (Именем существительным.)
– Как произносятся однородные члены? (С интонацией перечисления.)
– Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.
– Как он присоединяется к остальным? (Союзом и.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
3
– Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не
нужна?
– Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?
– Для чего они нужны? (Показать нескольких действующих лиц,
рассказать более точно о чёмлибо.)
2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать
предложения с однородными членами, соблюдая интонацию
перечисления.
Выполняется устно по заданию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
2. Словарная работа.
1. – Запишите слово фамилия.
– Какие однокоренные слова можете записать? (Фамильный,
однофамилец.) Обозначьте орфограммы.
2. – Послушайте предложения:
В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.
Отец назвал сыновей «порыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.
У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв,
Судак Линёв.
– Есть ли в предложении знаки препинания? Где их нужно поставить?
(Где есть перечисление.)
– Какие слова написали с большой буквы? Почему?
3. – Ответьте на вопрос.
– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?
© ООО «Баласс», 2014
4
Правильный ответ: Ивановы (100 тыс.), Смирновы (80 тыс.).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания (предметные,
метапредметные)?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с
однородными подлежащими. Составьте схему этого предложения.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Выписать два предложения с однородными подлежащими из книги для
чтения «В одном счастливом детстве», 2я часть. Подчеркнуть
грамматическую основу.
© ООО «Баласс», 2014
5
© ООО «Баласс», 2014
6
При однородных подлежащих сказуемое стоит во множественном числе. Если же однородные подлежащие сочетаются при помощи вопросительной частицы -гу, -ку, - ӈу, то сказуемое стоит в форме единственного числа.
Примеры: Мунӈиду таткиттувун асаткар, бэеткэр умукэнду татчара. В нашей школе мальчики и девочки учатся вместе. Орон-ӈу, ӈинакин-ӈу иманнаду коӈнолодёрон? Олень ли, собака ли на снегу чернеет? Этыркэн, атыркан бидечэтын. Жили старик и старуха.
Предложения с однородными сказуемыми.
Куӈакар таткитту таӈдявкил, дукудявкил, онёдёвкил, эвидевкил. Дети в школе читают, пишут, рисуют, играют. Нуӈарын алагумнил, агрономил, инженерил ора. Они стали учителями, агрономами, инженерами. Нуӈан таду хавалдяран-ӈу, дэрумкичэдерэн-ӈу? Он там работает или отдыхает?
Предложения с однородными дополнениями.
Аминми сулакилва, дянтакилва, улукилвэ вавки. Мой отец убивает лисиц, росомах, белок. Би куӈакарвэ-да, сагдылва-да алагудяӈав. Я буду обучать и детей, и взрослых. Бу агиду диктэлвэ, дэгинӈэктэлвэ, няӈталва тэвлэдеӈкивун. Мы собирали в тайге ягоды, грибы, орехи.
Предложения с однородными определениями.
Гудей, хэгды иечи бэюн урэ оёдун илитчачан. Красивый, с большими рогами дикий олень стоял на вершине сопки. Би бургумэмэвэ, хэгдывэ оронмо дявам. Я поймал очень жирного, большого оленя. Энинни городтук коӈномолво, хуламалва, багдамалва томколво эмэврэн. Мать привезла из города чёрные, красные, белые нитки.
Предложения с однородными обстоятельствами.
Куӈакар, тыматнэ таткиттула ӈэнэденэл, тадук долболтоно таткиттук мучудянал, гулэвэвун илтэнивкил. Утром идя в школу, вечером возвращаясь из школы, дети проходят мимо нашего дома. Агиду, урэлду, бирал дяпкалдутын кэтэ эргэчир чукал биси. В тайге, на сопках и на берегах рек много такой травы. Нуӈан окин-да химат, аят дукудявки. Он всегда быстро, хорошо пишет.
Каждый из однородных членов предложения может иметь при себе пояснительные слова. Чаще всего пояснительные слова имеют при себе однородные сказуемые.
Примеры: Тар хунат акинми тэтыгэлвэн тэттэн, акинми муринман эрирэн. Та девушка надела одежду брата, позвала коня брата. Нуӈартын орорвор инилвэтын гара, дюла ирэ. Они взяли вьюки оленей, вошли в дом. Тарил бэел мова иручал, сукэлди токточол, тогоду илачал. Те люди притащили дерево, разрубили топорами, сожгли на огне. Дялви бираӈмар даптудун бидечэл, бэюрвэ вадечал. Родственники жили в устье реки, убивали зверей.
БИЛЕТ 37
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения
Между однородными определениями , не связанными союзами, ставится запятая. Определения являются однородными :
- если обозначают отличительные признаки разных предметов: На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, желтыми огнями;
- если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь, потонувшую во мгле. Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз: пустой, безлюдный берег; тяжелое и суровое дело. Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если в условиях контекста они объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, причинной связью и так далее): В небе таяло маленькое, золотистое облачко (внешний вид); весенний, утренний, тоненький ледок (общий признак - «слабый, хрупкий»). Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза ;
- если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения: Настали темные, тяжелые дни. Или: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо и тому подобное;
- если образуют смысловую градацию (каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак): Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид ;
- однородными обычно являются одиночное определение и следующее за ним определение , выраженное причастным оборотом: То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия . Как правило, однородны согласованные определения , стоящие после определяемого существительного, так как в этом положении каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и обладает одинаковой смысловой самостоятельностью: Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную... Отступления от правила встречаются в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха, а также в сочетаниях терминологического характера, где по условиям лексико-семантическим определения даже в положении после определяемого существительного могут быть неоднородными: Здравствуйте, дни голубые осенние ; груша зимняя позднеспелая .
Однородными являются определения , противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь - высокие, каменные.
Запятая не ставится между неоднородными определениями
. Определения
являются неоднородными
, если предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного: Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде; Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко?
Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро
- форма и материал; Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака
-цвет и форма; Мы жили в подвале большого каменного дома
- размер и материал; Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке
- качество и местонахождение и так далее. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие подобные определения
могут стать однородными
: Для туристской базы отведен большой, каменный дом
(объединяющее понятие - «благоустроенный»). В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим - различную пунктуацию: Вдали виднелись крошечные, неподвижные огоньки
(в художественном описании определения передают признаки предмета и выступают как однородные). - Вдали виднелись крошечные неподвижные огоньки
(в точном описании; неоднородные).
Неоднородные определения
обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна
; огромные удивительные темно-синие махаоны.
Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными: летний пионерский лагерь, витая железная лестница
.
Двоякое толкование и двоякую пунктуацию допускают сочетания типа другие проверенные методы
(до этого уже имелись проверенные методы) - другие, проверенные методы
(до этого имелись методы, еще не проверенные). В последнем случае второе определение
выступает не как однородное
, а как пояснительное (перед такими определениями можно вставить не сочинительный союз и
, а пояснительные союзы а именно, то есть
): Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие, мне неизвестные места.
Выше рассматривалась пунктуация при согласованных определениях. Несогласованные определения, как правило, однородны, например: Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами
.
БИЛЕТ 38
Однородные приложения.
Между однородными приложениями
, не соединенными союзами, ставится запятая. Приложения
являются однородными
, если характеризуют предмет с одной стороны, указывают на близкие признаки: Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч
; Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым
.
Между неоднородными приложениями
запятая не ставится. Приложения
являются неоднородными
, если характеризуют предмет с разных сторон: заведующий кафедрой профессор Лебедев, начальник лаборатории кандидат химических наук Нечаев
.
БИЛЕТ 39.
Однородные дополнения.
Однородные члены предложения.
Однородными являются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения. Однородные члены предложения являются равноправными по отношению друг к другу, соединены между собой сочинительной связью; они относятся к одну и тому же члену предложения, например: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (К. Паустовский).
Обычно однородные члены выражаются словами одной части речи, например: Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья (К. Паустовский). Но в русском языке бывают случаи, когда однородные члены выражаются различными частями речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (М. Пришвин).
БИЛЕТ 40
Однородные обстоятельства.
|
БИЛЕТ 41
Предложение с обособлеными членами.
Для того чтобы было проще донести до слушателя смысл сказанного, в русском языке используются однородные члены предложения. Сравните: «Тенистый лес зовет путника. Тенистый лес манит путника. Тенистый лес обещает прохладу». Или то же, но поданное в одном предложении: «Тенистый лес зовет, манит путника и обещает прохладу».
Предложение с однородными сказуемыми, примерыкоторого вы увидите в этой статье, помогает упростить смысловую нагрузку, исключая при этом необходимость нагромождать в тексте несколько синтаксических конструкций.
Особенности состава простых предложений
Вы, наверное, знаете, чем простые предложения отличаются от сложных. У первых есть только одна грамматическая основа, в которую, как правило, входят подлежащее и сказуемое (или один из этих членов). А у сложных предложений таких основ может быть и две, и более.
Основные признаки однородности для членов предложения
Но прежде чем начать обсуждать однородные подлежащие и сказуемые, давайте вспомним общие правила, относящиеся ко всем членам предложения.
Основным признаком однородности как для главных, так и для второстепенных членов любого предложения является то, что в этой конструкции они будут равноправными, выполняя одну синтаксическую функцию, относясь к одному члену в предложении и, соответственно, отвечая на один и тот же вопрос.
Между ними, независимо от части речи, существует или сочинительная, или бессоюзная синтаксическая связь, подчеркивающая их равноправие. Первая выражается, как правило, при помощи интонации перечисления и сочинительных союзов, а бессоюзная связь выражается лишь интонационно.
Какие сказуемые могут быть однородными
И второстепенные члены, и подлежащее, и сказуемое в русском языке, становясь в ряд однородных, тем не менее могут иметь зависимые слова (впрочем, то же относится и к второстепенным членам). Например: «Девушка поглядывала в окно и вздыхала». В этом предложении есть два однородных сказуемых (поглядывала и вздыхала), но при этом первое их них распространено дополнением (в окно), а второе не имеет зависимых слов.
Чаще всего все однородные члены предложения - сказуемое, подлежащее или другие - относятся к одной части речи, но встречаются и такие конструкции, в которых они могут относиться к разным грамматическим классам, выражаться фразеологизмами или словосочетаниями.
Например, в предложении «Андрей шутил и смеялся до слез» сказуемые выражены глаголом (шутил) и фразеологическим оборотом (смеялся до слез), что не мешает им при этом быть однородными.
Как грамматически выстраивается ряд однородных членов
Для грамматического объединения однородных членов в предложении используется как перечислительная интонация, так и союзы. Последние могут быть соединительными (и, да), противительными (а, но), а также разделительными (или, либо). В примере «Она или говорит по телефону, или бежит к подругам» главный член предложения - сказуемое - соединен разделительным союзом «или». А в примере: «Этот мальчик мал, но умен» их соединяет противительный союз «но».
Запятая между однородными подлежащими и сказуемыми
Главным пунктуационным правилом при написании однородных членов предложения является то, что при отсутствии союзов между ними ставится запятая. Не являются исключением и однородные сказуемые. Примеры «Дождь нашептывал, баюкал, навевал истому», «Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными» подтверждают это.
Но обратите внимание, что во втором предложении между двумя из трех сказуемых стоит сочинительный союз «и», который исключает запятую. Правда, это возможно лишь в случае, если он не повторяется, иначе придется обращать внимание на тонкости.
Когда ставится запятая в предложениях с повторяющимися союзами
В конструкции «И его руки, и лицо, и одежда были покрыты густым слоем копоти» однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом «и», а этот случай уже требует поставить между ними запятую.
В ситуации же, когда союз разбивает однородные члены на смысловые пары, каждая из них принимается за единую составляющую из однородного ряда: «Визг и крики, смех и топот ног были слышны сквозь растворенное окно и манили во двор».
Обратите внимание, что однородные подлежащие и сказуемые в этой конструкции соединены по-разному: подлежащие «визг и крики», «смех и топот» собраны в пары, и между ними стоит запятая. А между сказуемыми «были слышны» и «манили» есть сочинительный союз, поэтому запятая там не нужна.
Запятая ставится и в предложениях, где однородные члены соединяются так называемыми двойными союзами (не только…, но и…; не столько…, сколько…; если не…, то… и т. п.).
Обратите внимание, что в предложении «Снег покрыл не только лужайку перед домом, но и повис на деревьях белым одеялом» и подобных ему запятая в двойном союзе ставится перед его второй частью.
Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов
Предложение с однородными сказуемыми (примеры вы можете видеть в статье) в некоторых случаях имеет несколько рядов однородных членов. Их нужно отличать от конструкций, где есть лишь один такой ряд, а между однородными членами - повторяющиеся союзы.
В предложении «В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака» имеется 2 ряда однородных членов (подлежащие - «кошка и собака», а также сказуемые - «жили и не ссорились»). Они объединены по парам соединительным союзом «и», а значит, запятая в данной конструкции не ставится.
Предложение с однородными сказуемыми: примеры двоеточия при главных членах предложения
Ряд однородных членов предложения, независимо от части речи, которой они выражены, может иметь при себе слова, обладающие обобщающим значением и одинаково относящиеся к каждой лексической единице из этого ряда. К примеру, в предложении «На прилавке яркими ворохами были насыпаны фрукты: яблоки, груши, сливы и персики» обобщающее слово «фрукты» несет в себе родовое понятие.
Если в простое предложение с однородными сказуемыми или другими членами предложения входит обобщающее слово, после него ставится двоеточие. При чтении, как правило, в этом месте делается пауза: «Мама успевала все: готовить обед, стирать, вытирать пыль и петь песни».
Между прочим, обобщающее слово всегда оказывается тем же членом предложения, что и находящиеся при нем однородные члены, так как синтаксическая функция у них одна.
Примеры тире при главных членах предложения
Если же однородный ряд заканчивается обобщающим словом, то оно отделяется тире: «И молоко, и ягоды, и грибы - все в деревне казалось особенно вкусным». «Ее тонкие руки, завитки у висков, даже цветы на платье - все вызывало восторг и казалось прекрасным» - однородные сказуемые здесь отделяются от однородных подлежащих тире, так как после них стоит обобщающее слово.
Вместе с обобщающим словом может употребляться еще и вводное (то есть, одним словом, а именно, как-то и т. п.), тогда между ними ставится запятая: «Ни мимолетные взгляды, ни внезапный румянец, ни вздохи - словом, ничто не ускользнуло от его внимательных глаз».
Некоторые случаи, когда ставится тире
Тире при однородных членах может стоять не только в случае перечисления. Так, если однородные сказуемые несут в себе резкое смысловое противопоставление одного по отношению к другому или внезапное присоединение, между ними ставится тире: «Я вышел в сад - и замер, увидев белку на крыше беседки». Тире в таких предложениях подчеркивает неожиданность, внезапность действия: «Принц встретил Золушку - и сразу же полюбил ее».
Кстати, если однородные члены не имеют между собой союзов, но при этом выражают противопоставление, они также разделяются тире: «Он свет - он тьма, он вера - он безверье».
Как распознать неоднородные и однородные сказуемые: примеры
Если в предложении употребляются слова, чтобы подчеркнуть множественность предметов, продолжительность действия или его повторяемость, такие члены предложения принадлежат к однородным.
Обратите внимание: «Мы плыли, плыли, плыли в густом непроглядном тумане». Сказуемое в русском языке в такой конструкции рассматривается в качестве единого члена предложения.
Не могут быть однородными членами и части составного сказуемого, которое выражается сочетанием глаголов (пойду отдохну, дай посмотрю, возьму и пожалуюсь и т. п.). Конструкция с ними не может рассматриваться как предложение с однородными сказуемыми.
Примеры предложений с фразеологическими оборотами (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех и т. п.) классифицируются по тем же критериям.
Простые предложения с осложнённой структурой многообразны. Они могут содержать:
1) однородные члены;
2) обособления;
3) вводные слова и предложения и вставные конструкции;
4) обращения.
Здесь рассматривается осложнение структуры предложения однородными членами.
§1. Однородные члены предложения
Однородные члены
- это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.
Я люблю мороженое.
Я люблю мороженое, шоколад, печенье и торты.
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
(простое двусоставное распространённое предложение)
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
(простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами)
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.
В зале были мальчишки, девчонки и их родители.
(мальчишки, девчонки и их родители - однородные подлежащие)
Девочка воспитанна и прекрасно образованна.
(воспитанна и образованна - однородные сказуемые)
Я любил книжки, конструкторы и мультфильмы.
(книжки, конструкторы, мультфильмы - однородные дополнения)
Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(в лесу, на речке - однородные обстоятельства)
Был ясный, жаркий, по-настоящему летний день.
(ясный, жаркий, летний - однородные определения)
Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.
Девочка отвечала на экзамене бойко, толково, прекрасным языком.
(однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком )
Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли.
(однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли )
Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по- разному оформлено пунктуационно.
Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.
Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Маша, Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.
(Маша, Серёжа и Петя
- однородные подлежащие - 1-й ряд однородных членов)
(сидели и рисовали
- однородные сказуемые - 2-й ряд однородных членов)
§2. Предложения с обобщающим словом при однородных членах
Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова . Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.
Обобщающие слова - это слова, обозначающие:
- родовые и видовые понятия:
В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.
(обобщающее слово - мебель);
- слова: все
, всё
, всегда
, повсюду
, всюду
, везде
и др., передающие идею всеобщности:
Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.
В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:
На полу, на стульях, на кровати, на столе - вещи были разбросаны повсюду.
От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений .
§3. Различение однородных и неоднородных определений
Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения
характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.
В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.
(весёлая, смеющаяся - однородные определения, выражающие настроение, состояние)
В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.
(маленькая и смеющаяся - неоднородные определения)
В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.
(красные, оранжевые и желтые - однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)
В вазе стояли крупные красные душистые цветы.
(крупные, красные, душистые - прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)
Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:
В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.
(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый - числительное, лёгкий - прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Верно ли, что однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос?
Равноправны ли однородные члены предложения?
Верно ли, что однородные члены соединены подчинительной связью?
Возможны ли предложения с несколькими рядами однородных членов?
Ограничено ли количество однородных членов?
Верно ли, что однородные члены не могут соединяться сочинительными союзами?
Как называется слово с обобщающим значением, которое могут иметь при себе однородные члены?
- обобщающее слово
- обращение
- обстоятельство
Всегда ли обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены?
Под ногами шуршали сухие жёлтые осенние листья .?
- однородные определения
- неоднородные определения
Какие определения в предложении: Кусты под окном покрылись красными, жёлтыми, оранжевыми листьями. ?
- однородные определения
- неоднородные определения
Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).
Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.
Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .
Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)
Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
Например:
- Как мальчики
, так и девочки
сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут
, трещат
, ломаются
. (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые
, синие
, фиолетовые
листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки
, конструкторы
и мультфильмы
.
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке
– однородные обстоятельства).
Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.
Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.
Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.
Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.
Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.
Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)
Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)
Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.
Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.
Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Например:
Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)
В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:
а) соединительные: и
; да
в значении и
; ни
..., ни
; как
..., так и
; не только
..., но и
; тоже
; также
;
б) противительные: а
; но
; да
в значении но
; зато
; однако
;
в) разделительные: или
; либо
; то
..., то
; не то
..., не то
; то ли
..., то ли
.
Например:
У Сибири есть много особенностей как в природе
, так
и в
людских нравах
.
(Союз как
…, так и
– соединительный.)
А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)
По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)
В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:
Например:
Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)
Не являются однородными членами предложения:
1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.
Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;
2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;
3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;
4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .
В них запятая не ставится.